Научная статья на тему 'Таможенный устав 1819 г. : к вопросу формирования механизма конфискации как способа борьбы с контрабандой в российском законодательстве'

Таможенный устав 1819 г. : к вопросу формирования механизма конфискации как способа борьбы с контрабандой в российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2299
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / УСТАВ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДЕПАРТАМЕНТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / КОНТРАБАНДА / ИМПОРТ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОНТРАБАНДУ / КЛЕЙМЕНИЕ / КОНФИСКАТ / КОНФИСКАЦИЯ / CUSTOMS / CUSTOMS LAW / DEPARTMENT OF OVERSEAS TRADE / SMUGGLING / IMPORT / LIABILITY FOR SMUGGLING / REGULATIONS / MARKING / SEIZED PROPERTY / SEIZURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абашева Е. А.

Исторический опыт убедительно свидетельствует, что продуманная целенаправленная таможенная политика, безусловно, способствовала динамичному развитию тех или иных государств, равно как и просчеты в этой сфере отрицательно сказывались не только на экономике, но и способствовали нарастанию социальных противоречий, обострению международных отношений. В статье рассматриваются некоторые основные положения механизма конфискации как одного из способов борьбы с контрабандой по Таможенному уставу 1819 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS REGULATIONS, 1819: TO THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF SEIZURE PROCEDURE AS A MEAN OF SMUGGLING PREVENTION IN RUSSIAN LEGISLATION

The history provides strong evidence of the fact that well-considered and deliberate customs policy has surely contributed to the dynamic development of certain states, as well as errors in this field not only had an adverse effect on the economy, but caused growth of social contradictions, aggravation of international relations. The article concerns some basic provisions of seizure procedure as a mean of smuggling prevention as to the Customs Regulations, 1819.

Текст научной работы на тему «Таможенный устав 1819 г. : к вопросу формирования механизма конфискации как способа борьбы с контрабандой в российском законодательстве»



ТАМОЖЕННЫЙ УСТАВ 1819 г.: К ВОПРОСУ

формирования механизма конфискации как способа борьбы с контрабандой в российском

законодательстве

customs regulations, 1819: to the issue of the development of seizure procedure as a mean of smuggling prevention in Russian legislation

УДК 343.378

Е.А. АБАШЕВА,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]

E.A. ABASHEVA,

the candidate of jurisprudence, associate professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: исторический опыт убедительно свидетельствует, что продуманная целенаправленная таможенная политика, безусловно, способствовала динамичному развитию тех или иных государств, равно как и просчеты в этой сфере отрицательно сказывались не только на экономике, но и способствовали нарастанию социальных противоречий, обострению международных отношений. В статье рассматриваются некоторые основные положения механизма конфискации как одного из способов борьбы с контрабандой по Таможенному уставу 1819 года.

Ключевые слова: таможня, устав, таможенное законодательство, департамент внешней торговли, контрабанда, импорт, ответственность за контрабанду, клеймение, конфискат, конфискация.

Abstract: the history provides strong evidence of the fact that well-considered and deliberate customs policy has surely contributed to the dynamic development of certain states, as well as errors in this field not only had an adverse effect on the economy, but caused growth of social contradictions, aggravation of international relations. The article concerns some basic provisions of seizure procedure as a mean of smuggling prevention as to the Customs Regulations, 1819.

Keywords: customs, regulations, customs law, Department of Overseas Trade, smuggling, import, liability for smuggling, marking, seized property, seizure.

В условиях современной правовой жизни российского общества повышается значимость создания эффективных

законодательных механизмов, позволяющих гарантированно обеспечить реализацию и защиту прав и свобод человека и граж-

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

95

По материалам диссертационных исследований

данина. В концептуальном и практическом смысле необходимость разработки механизмов борьбы с контрабандой как таможенным преступлением представляется автору научно обоснованной и безусловно правильной.

Исследование проблем в сфере таможенного законодательства составляет предмет интереса различных ученых и исследователей. Так, например, в ретроспективном ключе вопросы борьбы с контрабандой в имперский период анализировали Ю.Г. Кисловский [1], В.О. Пузино [2].

Борьба с таможенными преступлениями становилась предметом исследования ученых в советский (Б.М. Угаров) [3] и постсоветский период (А.В. Аграшенков, И.Ю. Краснянский) [4].

Исследователи современного периода рассматривают уголовную политику в сфере предупреждения контрабанды (Н.Ю. Антохина [5], А.В. Пантюхин [6, 7, 8]); особенности осмотра места происшествия при незаконном перемещении наркотических веществ через государственную границу (И.А. Андреев) [9]; обеспечение прав подозреваемых лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий при выявлении контрабанды наркотических средств (Н.Н. Перелыгин)

[10] ; контрабанду наркотических средств и психотропных веществ (О.Г. Савчишкина)

[11] ; уголовную ответственность за контрабанду культурных ценностей (В.Г. Беспалько [12, 13], Л.Р. Клебанов [14, 15]), образцов дикой природы (В.Г. Прохоров [16, 17], Е.И. Майорова [18], А.Н. Сухаренко [19]).

Необходимо отметить, что это далеко не полный перечень авторов современности, исследующих актуальные проблемы борьбы с незаконным перемещением через государственную границу России товаров, валюты, ценностей и иных предметов. Однако вопросу формирования механизма конфискации как одного из способов борьбы с контрабандой в российском законодательстве в его исторической ретроспективе уделено, по мнению автора, недостаточное внимание, поэтому целью представленного исследования является анализ именно этого направления.

Таможенный устав 1819 г. (принятый 14 декабря 1819 г. и вступивший в действие 1 января 1820 г.) носил комплексный характер и регулировал достаточно широкий круг общественных отношений. Об этом свидетельствует и сама структура Устава, где его части выделены по предмету регулирования. Так,

например, часть 1 регламентирует порядок образования таможенного учреждения, 2 часть посвящена правилам о таможенных формальностях по отношению к привозным товарам, часть 3 содержит правила отпуска товаров по морю и сухопутному пути, часть 4 определяет ответственность за тайный провоз товаров, 5 часть повествует о службе в таможенных органах и, наконец, 6 (заключительная) часть Устава регламентирует деятельность таможенных органов в Царстве Польском.

Контрабанда как преступное явление являлась и всегда будет являться потенциальной угрозой интересам не только казны любого государства, но и интересам отечественных производителей.

Устав 1819 г. различал контрабанду двух видов: тайный провоз через границу в обход таможенных и пограничных постов и провоз товаров через таможни без объявления.

Ответственность за контрабанду зависела от правового статуса товаров по таможенному тарифу. Задержание беспошлинных, пошлинных или запрещенных товаров, а также некоторых других категорий провозимых товаров, как правило, регламентировалось особыми положениями таможенного устава и прочих актов таможенного законодательства.

По Таможенному уставу 1819 г. все подлежащие обложению пошлинами товары при попытке тайного провоза конфисковывались, а с владельца или провозителя взыскивалась пошлина в пятикратном размере. Импортные товары, не объявленные таможне и обнаруженные при досмотре в пакгаузах, облагались соответствующей пошлиной, а излишки свыше установленных 8-10 % от указанных в документах товаров конфисковывались без каких-либо взысканий, фактически не рас-сматриваясь как контрабанда. Запрещенные к провозу товары при попытке контрабанды конфисковались, а с владельца, перевозчика или продавца внутри страны взыскивалась удвоенная рыночная цена таких товаров (ст. 1304) [20].

Попытка контрабандного вывоза наказывалась взиманием пятикратной пошлины или изыманием соответствующего количества груза. Конфискация таких грузов производилась только для покрытия платежей в казну или при отсутствии владельца в течение трех дней. Владелец, желающий уже легальным порядком вывезти за границу возвращенный ему товар, обязан был вновь пройти все таможенные процедуры, включая оплату соответствующих пошлин.

Задержанные в одной партии с запре-

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

96

По материалам диссертационных исследований

щенными дозволенные к провозу товары не подлежали конфискации и обложению штрафами. В отношении товаров, запрещенных к провозу в данной местности, но не во всей Империи, действовали правила для тайно ввезенных разрешенных товаров. От конфискации освобождались и грузы, разрешенные к обратному отвозу, а также вещи пассажиров, для которых действовали отдельные правила статей 610-631 и 1062-1105.

Отдельно регламентировалась контрабанда ассигнаций, кредитных билетов и других ценных бумаг, а также книг, игральных карт, спиртного и пороха. При задержании фальшивых российских монет, ассигнаций или кредитных билетов, помимо конфискации и пени в размере трехкратного номинала подделок, владельцы и перевозчики подлежали суду. Настоящие монеты и кредитные бумаги, привезенные из российского порта на российских кораблях, подлежали конфискации только при провозе без объявления, во всех же остальных случаях подобная контрабанда конфисковывалась как запрещенная к ввозу-вывозу, но без взыскания пени.

В связи с запретом на ввоз в страну иностранных игральных карт, виновные в их привозе, продаже и покупке помимо конфискации уплачивали пеню в размере 14 руб. 40 коп. серебром за каждую дюжину. Карты, задержанные в пограничной черте без провози-теля, через департамент внешней торговли направлялись для последующей продажи Экспедиции карточного сбора С.-Петербургского Воспитательного дома. Остальные задержанные колоды передавались в местную полицию, которая и выплачивала награду поимщикам на основании ст. 1405.

Существовал запрет на ввоз билетов иностранных лотерей. При тайном провозе такие лотерейные билеты конфисковывались, а объявленные билеты иностранцам разрешалось отправить назад или оставить на ответственное хранение в таможне до трех месяцев. Выигрыш по конфискованным или не востребованным более трех месяцев билетам приравнивался к суммам от продажи конфискованных запрещенных товаров.

Тайно провозимые книги во всех случаях конфисковывались и направлялись для экспертизы в Комитет цензуры иностранной, по результатам которой запрещенная литература отсылалась за границу, а разрешенные книги пускались в продажу.

Задерживаемый контрабандный порох подлежал конфискации и немедленной оценке, после чего передавался местному воинскому

начальнику пограничной стражи, который с ведома начальника таможенного округа распределял его между нижними чинами для нужд службы. Отчисления пограничной стражи за порох распределялись на основании положений о суммах с продаж конфискатов,

0 чем уведомлялся Департамент внешней торговли (ст. 1308-1327, 1334-1339).

Гораздо детальнее регламентировалась борьба с контрабандой крепких спиртных напитков и портера, что было вызвано прежде всего существованием практики местных откупов торговли спиртным. Существовали как правила о контрабанде для откупных и свободных местностей, так и местные правила, в том числе временные. Там, где не существовало откупов, контрабанда спиртного подпадала под действие общих таможенных правил с учетом того, что напитки в соответствующих таможенному тарифу емкостях не менее десяти анкеров считались тайно провезенными товарами, а меньшие емкости приравнивались к запрещенным (ст. 13281330, 1333). В различные периоды времени действовали правила о передаче откупщикам конфискованных напитков и части от 300% штрафа с цены конфиската.

Импортный портер конфисковывался в пользу откупщиков и облагался штрафом в

1 руб. 80 коп. серебром за ведро только при отсутствии таможенных пломб или печатей установленного образца. Конфискованные напитки продавались таможнями с условием немедленного разлива в опечатываемую бутылочную тару (ст. 1335).

Особенно строгие правила действовали в отношении импортируемых товаров, подлежащих клеймению, которые конфисковывались из-за отсутствия клейм при любых обстоятельствах, например, отрезки ткани без клейменных остатков или видоизмененные (перекрашенные и т.п.) изделия без соответствующего фабричного клейма. Прочий импорт конфисковывался при наличии явных доказательств контрабандного ввоза и только не у покупателя внутри страны (фактически, добросовестного приобретателя), так как в данном случае взыскание могло налагаться только на провозителей и продавцов контрабанды. Заклейменные товары подлежали конфискации при обнаружении подлога в таможенных документах, свидетельствующего о сговоре с чинами таможни. Виновные торговцы и чиновники подлежали суду и наложению взысканий на основании статей 230, 815-816, 1295.

При обнаружении поддельных клейм им-

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

97

По материалам диссертационных исследований

портные товары конфисковывались, а виновным, помимо взысканий за тайный провоз по ст. 1295 1303, грозила ссылка по суду. От уголовной ответственности в данном случае освобождались только лица, доказавшие свою непричастность и неосведомленность о подделке таможенных клейм, которым даже возвращался товар.

Подделка таможенных штемпелей, российских клейм на иностранных товарах (и наоборот) каралась конфискацией и наложением пени (ст. 1381-1385).

Согласно общим правилам делопроизводства по конфискациям контрабандных товаров, задержанные товары хранились до разрешения вопроса об их оценке и конфискации за общими печатями таможни и владельцев или полиции и их поимщиков. Таможни о подлежавших конфискации товарах стоимостью более 60 руб. серебром немедленно доносили начальнику округа и представляли в Департамент внешней торговли подробную ведомость с описанием обстоятельств задержания (ст. 1426-1427).

Подлежащие конфискации товары, доставленные в городскую или земскую полицию, подлежали немедленной описи и оценке. Ведомость с их результатами и описанием обстоятельств задержания, за общими подписями присутствующих при этом чинов полиции, членов магистрата, владельца или провозителя, поимщика или открывателя контрабанды, представлялась в департамент внешней торговли, который издавал дальнейшие распоряжения о товаре. Беспошлинный товар полиция, после взыскания в пользу поимщиков в соответствии со ст. 1290-1292 наградных процентов от оценочной стоимости товара, возвращала владельцам. Подробное донесение полиции об этом через губернское начальство направлялось департаменту внешней торговли.

При рассмотрении вопроса о конфискации контрабанды, владелец которой установлен, таможня производила его допрос по обстоятельствам дела.

В производстве дел о конфискации товаров, помимо общего правового режима Таможенного устава 1819 г., действовали и особые правила производства: с 1824 года по делам о тайно ввозимых товарах, задержанных в пограничной черте; в 1838 году были введены особые меры по борьбе с контрабандой на границе с Пруссией.

Уведомление заинтересованных сторон о конфискации задержанного имущества и апелляционное рассмотрение дела про-

изводились на основании нижеизложенных правил. При задержании для конфискации любого провозимого через границу имущества его владельцы или перевозчики под подписку уведомлялись о необходимости явиться в таможню для объявления соответствующего решения под угрозой лишения на основании ст. 1494 права подачи апелляции. Оглашение решения производилось под подписку о том, что лицо поставлено в известность о конфискации и не имеет к таможне претензий (ст. 1482-1483). Несогласные с решением о конфискации под подписку уведомлялись о семидневном сроке подачи апелляционной жалобы на имя начальника данного таможенного округа. Апелляция подавалась в таможню, о чем последняя выдавала соответствующую расписку и немедленно направляла жалобу и материалы дела в округ, откуда они вместе с определениями окружного начальника и самой таможни препровождались в департамент внешней торговли. Последний выносил решение по жалобе, которое по желанию владельца товара, высказываемому еще при подаче апелляции, могло быть объявлено ему в самом департаменте или на таможне в течение семи дней после получения предписания. При оглашении решения владелец давал подписку об отсутствии претензий или о «неудовольствии», подавая в последнем случае на Департамент жалобу министру финансов. Жалоба министру финансов должна была быть подана в срок до семи дней для решений, объявленных в столице, до сорока дней - для объявленных в таможнях Скулян-ского и Измаильского округов или портов Черного, Азовского и Белого морей. По жалобе на решение Департамента внешней торговли дело рассматривалось на совете Министерства финансов, решение которого объявлялось просителю под подписку через департамент внешней торговли в течение семи дней. При неудовлетворении жалобщика исходом дела, сумма конфискаций по которому достигала 600 руб. серебром, он мог в течение двадцати дней подать жалобу в Правительствующий сенат, при этом министр финансов передавал туда все материалы по делу (ст. 1488-1493).

Для упорядочения и ускорения разрешения апелляционных дел таможни обязаны были немедленно после вынесения решения о конфискации и объявлении его заинтересованным лицам уведомлять об этом Департамент. Владельцам товара рассылались повестки о явке для объявления решений

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

98

По материалам диссертационных исследований

по делу в течение семи дней со времени получения уведомления. Установленные сроки явки для объявления решений и подачи апелляций по делам о конфискации являлись общеобязательными, и по их истечении никакая жалоба не подлежала рассмотрению.

Решения таможен по конфискационным делам, на которые не была подана установленным порядком жалоба, требовали утверждения департамента внешней торговли только когда оценочная стоимость задержанного имущества превышала 60 руб. серебром. При отмене Департаментом внешней торговли подобного решения владельцы товара имели право подать жалобу согласно § 461 и 462 Таможенного устава 1819 г. на имя министра финансов. Решения по делам о конфискациях на сумму от 30 до 60 руб. серебром утверждались начальниками округа, дела на сумму до 30 руб. разрешались таможнями самостоятельно, но все апелляционные дела независимо от суммы должны были утверждаться Департаментом. Любые решения о конфискации докладывались в Департамент: по делам на сумму более 60 руб. серебром или имеющим особые обстоятельства (например, соучастие в контрабанде пограничной стражи) персонально; прочие дела - в ежемесячных ведомостях по конфискованным делам (ст. 1499-1501).

Исполнение утвержденных департаментом решений о конфискации не зависело от апелляции, но вырученные от продажи товаров суммы хранились до конца установленного для подачи жалобы срока и окончательного разрешения дела. Исключение составляли лошади и прочий скот, которые при вынесе-

нии решения об их возврате возвращались хозяевам «на прокормление» до утверждения дела Департаментом внешней торговли. До окончательного разрешения дела конфискационные суммы могли помещаться в государственные банки, опекунские советы и приказы общественного призрения под проценты, которые впоследствии поступали получателю основной суммы. Товары, подлежавшие согласно действующему таможенному законодательству конфискации, могли «по особому снисхождению и разрешению высшего начальства» быть возвращены их владельцам (ст. 1509).

Оценка выставляемых на продажу конфискованных товаров производилась, как правило, присяжными городскими ценовщиками при участии чинов таможни, но в случае их отсутствия оценку могли осуществлять местные магистраты, ратуши, земские исправники или заседатели в присутствии начальника округа или чинов таможни. Порядок и правила утверждения результатов оценки были идентичны процедуре утверждения самих решений о конфискации (ст. 1510-1516).

Как видно из приведенного выше анализа, разработка механизма конфискации как одного из способов противодействия контрабанде в рассматриваемый период свидетельствует о качественно новом уровне. Ее основой, за некоторым исключением, стали единая нормативно-правовая и административная база. Сами же правовые нормы подлежащих конфискации товаров, контра-бандно провозимых через границу российского государства, постоянно расширялись и совершенствовались.

Литература —

1. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. - М.: Автор, 1996. 429 с.

2. Пузино В.О. Контрабандисты. - СПб.: Тип. «Энергия», 1907. 82 с.

3. Угаров Б.М. У таможенного барьера. - М.: Международные отношения, 1975. 212 с.; Международная борьба с контрабандой. - М.: Международные отношения, 1981. 214 с.

4. Аграшенков А.В., Краснянский И.Ю. Борьба с контрабандой в России (X - начало XX) // Правоведение. 1998. №4. С. 70-80.

5. Антохина Н.Ю. Уголовно-правовые меры борьбы с контрабандой // Наука и практика. 2012. № 2. С. 7-10.

6. Пантюхин А.В. К вопросу о некоторых проблемах объективной стороны контрабанды (ст. 188 УК РФ) // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2006. № 1. С. 110-113.

7. Пантюхин А.В. Уголовная политика в сфере предупреждения контрабанды // Права человека и роль правоохранительных органов в их обеспечении: материалы международной науч.-практ. конф. ... 9 окт. 2008 г. - Белгород, 2008. С. 193-195.

8. Пантюхин А.В. Уголовная политика в сфере предупреждения контрабанды // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2010. № 1. С. 35-38.

9. АндреевИ.А. Особенности осмотра места происшествия при незаконном перемещении наркотических веществ через государственную границу // Актуальные проблемы противодействия незаконному обороту наркотиков. - Белгород, 2012. С. 5-11.

10. Перелыгин Н.Н. Контрабанда наркотических средств и обеспечение прав подозреваемых лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Права человека и роль правоохранительных органов в их обеспечении: материалы международной науч.-практ. конф. ... 9 окт. 2008 г. - Белгород, 2008. С. 326-328.

11. Савчишкина О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры: уго-

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

99

По материалам диссертационных исследований

ловно-правовое и криминологическое исследование: монография. - Уфа: УЮИ МВД России, 2013. 124 с.

12. Беспалько В.Г. Уголовно-правовая характеристика способов контрабанды культурных ценностей // Российский судья. 2012. № 4. С. 22-25.

13. Беспалько В.Г. Разграничение невозвращения из-за границы и контрабанды культурных ценностей для целей квалификации, уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2011. № 2. С. 58-63.

14. Клебанов Л.Р. Контрабанда культурных ценностей как экономическое преступление // Законодательство. 2012. № 1. С. 63-72.

15. Клебанов Л.Р. О квалифицирующих признаках контрабанды культурных ценностей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 11. С. 70-76.

16. Прохоров В.Г. Контрабанда образцов дикой природы: понятие, определение и терминология // Следователь. 2012. № 11. С. 49-51.

17. Прохоров В.Г. Криминализация контрабанды птиц и животных, в отношении которых действуют специальные международные и национальные ограничения в обращении // Российский следователь. 2012. № 4. С. 19-21.

18. Майорова Е.И. Контрабанда образцов дикой природы: ввоз и вывоз // Право и образование. 2009. № 10. С. 94-98.

19. Сухаренко А.Н. Транснациональные аспекты незаконного оборота объектов флоры и фауны // Российский следователь. 2011. № 8. С. 34-36.

20. Свод законов Российской Империи. Собрание III: В 15 тт. СПб.: Тип. II отд. собств. Е.И.В. канцелярии, Т.6. (Уставы таможенные. Свод учреждений и Уставов таможенных). 1842. 563 с.

References

1. Kislovsky Yu.C. Smuggling: History and Modern Times (Avtor, Moscow, 1996), 429 pages.

2. Puzino V.O. Smugglers, (Energiya Printing House, St. Petersburg, 1907), 82 pages.

3. Ugarov B.M. At the Customs Barrier (Mezhdunarodnye Otnosheniya (International Relations), Moscow, 1975), 212 pages.

4. Agrashenkov A.V. and Krasnyansky I.Yu. Smuggling Control in Russia (the X -th - beginning of the XX-th century), Pravovedeniye, № 4, 70-80 (1998).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Antokhina N.Yu. Criminal Law Measures on Smuggling Control, Nauka i Praktika, № 2, 7-10 (2012).

6. Pantyukhin A.V. To the Issue of Some Challenging Objective Elements of Smuggling (Art. 188 of the Criminal Code of the Russian Federation), Vestnik of Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, №. 1, 110-113 (2006).

7. Pantyukhin A.V. Criminal Policy in the Field of Smuggling Prevention, Human Rights and Role of Law-Enforcement Agencies in their Enforcement: Materials of international research and practice conference dated October 9, 2008, (Belgorod, 2008), pp. 193-195.

8. Pantyukhin A.V. Criminal Policy in the Field of Smuggling Prevention, Vestnik of Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, № 1,35-38 (2010).

9. Andreyev LA. Peculiarities of Incident Site Examination in Case of Illegal Transportation of Drugs through the State Border, Current Issues of Suppression of Illegal Drug Trafficking, (Belgorod, 2012). pp. 5-11.

10. Perelygin N.N. Drugs Smuggling and Ensuring the Rights of the Suspects during Special Investigation Activities, Human Rights and Role of Law-Enforcement Agencies in their Enforcement: Materials of international research and practice conference dated October 9, 2008, (Belgorod, 2008), pp. 326-328.

11. Savchishkina O.G. Smuggling of Drugs, Psychotropic Substances, their Precursors or Analogs, Plants or their Parts, Containing Drugs, Psychotropic Substances or their Precursors: Criminal and Law and Criminological Investigation: monograph, (Ufa, Ufa Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2013), 124 pages.

12. Bespalko V.G. Criminal and Law Characteristic of Smuggling of Items of Cultural Value, Russian Judge, № 4, 2225 (2012).

13. Bespalko V.G. Differentiation of Failure to Return from Abroad and Smuggling of Items of Cultural Value for the Purposes of Qualification, Criminal Proceedings and Investigative Activities, Field Investigator (Detective), № 2, 58-63 (2011).

14. Klebanov L.P. Smuggling of Items of Cultural Value as Economic Crime, Legislation, № 1, 63-72 (2012).

15. Klebanov L.P. On Qualifying Features of Smuggling of Items of Cultural Value, Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice, № 11,70-76 (2011).

16. Prokhorov V.G. Smuggling of Wild Life Samples: Concept, Definition and Terminology, Investigator, № 11, 49-51 (2012).

17. Prokhorov V.G. Criminalization of Smuggling of Birds and Animals subject to Special International and National Limitations in Trafficking, Russian Investigator, № 4, 19-21 (2012).

18. Maiorova EJ. Smuggling of Wild Life Samples: Import and Export, Law and Education. № 10, 94-98 (2009).

19. Sukharenko A.N. Transnational Aspects of Illegal Trafficking of Flora and Fauna Items, Russian Investigator, № 8, 34-36 (2011).

20. Statutes of the Russian Empire, Gathering III: in 15 Volumes (Printing House of The Second Section of His Imperial Majesty’s Own Chancellery, St. Petersburg), Vol. 6 (Customs Regulations. List of Institutions and Customs Regulations), 1842, 563 pages.

(Статья сдана в редакцию 08.05.2014)

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.