Научная статья на тему 'Таможенный союз трех стран как фактор формирования и развития международной экономической региональной интеграции'

Таможенный союз трех стран как фактор формирования и развития международной экономической региональной интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1217
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕДИНЫЙ ВНЕШНИЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / INTER-REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION / THE CUSTOMS UNION / UNIFORM ECONOMIC SPACE / THE UNIFORM EXTERNAL CUSTOM DUTIES / THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдишев Бауржан Туйтеевич

Автор рассматривает Таможенный союз как форму межрегиональной экономической интеграции. Особое внимание уделено образовавшемуся Таможенному союзу России, Казахстана и Белоруссии. При этом автор анализирует позитивные и негативные аспекты первого этапа функционирования союза, формулирует предложения по устранению недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers the Customs union as a form of inter-regional economic integration. Special attention is given to the formed Customs union of Russia, Kazakhstan and Belarus. Thus the author analyzes positive and negative aspects of the first stage of the union functioning, formulates offers on elimination of lacks.

Текст научной работы на тему «Таможенный союз трех стран как фактор формирования и развития международной экономической региональной интеграции»

Таможенный союз трех стран как фактор формирования и развития международной экономической региональной интеграции

Б. Т. Абдишев

УДК 339.543

Международная региональная экономическая интеграция - основная тенденция развития мировой экономики

Определяющей чертой современного этапа развития мировой экономики является углубление прямых производственных связей между различными странами, установление прочных кооперационных отношений между субъектами рыночного хозяйства разных стран. Этот процесс укрепления экономических отношений составляет основу экономического сближения стран - международной экономической интеграции. Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.1

Современные процессы интеграции характеризуются процессами глубокой взаимозависимости их субъектов, на основе созданных производственно-технологических и операционных связей, на примере единства научно-технической базы, опыта стран самостоятельно интегрироваться в глобальное конкурентное пространство.

С самого начала международная экономическая интеграция приобрела характер региональной. «Глобализация сегодня сопровождается другим, в известном смысле аналогичным по своему содержанию, но противоречащим ей процессом, а именно: регионализацией экономической деятельности».2 Региональная экономическая интеграция - форма интернационализации хозяйственной жизни, возникшая после 2-й мировой войны, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной эко-

номической политики. Включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок - зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов и др. (ЕЭС, ЕС, ЕАСТ, АСЕАН и др.)

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между страна-ми-участницами, и прежде всего таможенные пошлины. Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой

- является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке.

Другая форма - таможенный союз - предполагает наряд с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов. Таможенный

союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам, наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом, свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики. При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.

За последние полвека понятие «интеграции» стало неотъемлемой частью языка мировой политики и международных отношений. Появившись в политико-экономическом словаре современности, оно первоначально относилось к процессам объединения Западноевропейских государств. В настоящее время понятие «интеграция» находит свое применение для обозначения процессов активного и расширяющегося взаимодействия между государствами в различных регионах мира. Кроме широко известного Европейского Союза, существует несколько блоков интеграционного характера, которые могут быть отнесены к примерам региональной интеграции: НАФтА, МЕКОСУР, АТЭС, АСЕАН, в том числе и СНГ.

Особую важность исследованиям процессов интеграции придает тот факт, что в центре внимания оказываются такие существенные проблемы современности как обеспечение бесконфликтного сосуществования государств и развитие эффективного экономического сотрудничества, функции и судьба современного государства и взаимодействие политики и экономики. Процессы интеграции рассматриваются как положительные, именно с точки зрения их способности решить данные вопросы.

Региональное сотрудничество предполагает установление режима благоприятствования в осуществлении взаимных экономических и культурных связей. По мере исторического развития происходит расширение пространства регионального сотрудничества и одновременно обогащение его содержания. Наиболее характерными формами такого сотрудничества в настоящее время продолжают оставаться обслуживание транспортных стыков соседних стран, использование ресурсов приграничных рек, трудовые миграции и приграничная тор-говля3.

При этом мировая практика накопила значительный багаж инструментов, методов построения региональных интеграционных объединений. Предпосылками развития взаимовыгодного сотрудничества между странами является международное разделение труда. Определение экономической эффективности взаимоотношений базируется на специализации и комбинации факторов производства на основе конкурентных преимуществ каждой страны. Это, в результате, приводит к образованию глобального конкурентного пространства, с основными составляющими - международная торговля, международная специализация, кооперация, научно-техническое сотрудничество, развитие инновационных стратегий, создание совместных предприятий и финансовых институтов.

Учитывая усиление межрегиональных связей в мировом хозяйстве, можно ожидать, что ХХ1 век станет эпохой регионального сотруд -ничества. Наиболее развиты внешние связи на субнациональном (региональном и местном) уровне в настоящее время в Канаде и Европе. Так, в Европе активно пропагандируется идея строительства «Европы регионов» путем значительного усиления полномочий субнацио-налъных структур. Основными формами осуществления внешних связей регионов является заключение и реализация соглашений о сотрудничестве, визиты региональных лидеров, деятельность представительств регионов. Особенно поддерживается в ЕС приграничное сотрудничество, в том числе формирование еврорегионов - объединений сопредельных территорий соседних государств в целях совместного решения каких-либо задач с созданием общих органов управления, а также организация трансграничных ассоциаций местных самоуправлений.

Экономическая интеграция — это длительный исторический процесс, прошедший ряд этапов и форм. В том числе в ХХ в. получили развитие валютные союзы, торговые блоки, практика реализации совместных проектов, инвестиционные институты, товарные ассоциации и др. Обязательными этапами на пути экономической интеграции, по мнению некоторых исследователей, являются создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического и затем валютного союза. В процессе сближения национальных экономик формируются межгосударственные экономические группировки.4 Одной из тенденций современной глобальной экономики стало формирование региональных экономических образований.

Региональная экономическая интеграция в рамках Содружества Независимых Государств.

Расширение рыночных отношений в условиях единого экономического пространства определяет трансформацию национальных хозяйств в единую интегрированную систему. Существенный опыт в области формирования международной экономической интеграции накоплен странами Содружества Независимых Государств (СНГ). Хотя следует признать, что этим странам еще предстоит многое сделать на пути взаимной интеграции. При этом большое значение для стран СНГ имеет изучение как теоретических вопросов развития этапов интеграции, факторов, влияющих на данный процесс, так и анализ практики формирования интеграционных связей в СНГ. Исследование процессов экономической интеграции в мировой экономике позволяет выявить значительные разночтения в понимании экспертами сущности интеграции, которая трактовалась и как наличие товарооборота между странами, и как взаимовыгодное сотрудничество и т.д. Профессиональным экспертным сообществом интеграция воспринимается не как единый процесс, а как множество процессов различной направленности, не объединенных ясной интеграционной идеей и не имеющих определенного вектора. Существующий интеграционный процесс на постсоветском пространстве напоминает, по выражению одного из экспертов, «проект строительства дома без архитектурного плана».

Несмотря на то что большинство экспертов и политиков признают необходимость интеграции, однако оценки происходящих процессов и усилий отдельных стран неоднозначны. Спектр мнений весьма широк, что связано, с одной стороны, с отсутствием объективной и полной информации о происходящем, а с другой стороны, с неоправданностью ожиданий быстрых и впечатляющих экономических последствий интеграции. В целом необходимость международной экономической интеграции признается как объективная необходимость, поскольку в пользу ее формирования действует ряд общемировых факторов, таких как:

- интеграция является ведущей тенденцией развития мировой экономики, и ни одна страна не может оставаться в стороне от этого процесса;

- интеграция создает предпосылки для повышения конкурентоспособности многих производств, без чего невозможно эффективное участие в международном разделении труда;

- интеграция означает переход стран к качественно новому этапу развития, способствует раскрытию их внутреннего потенциала, тогда как попытки автономного существования, стремление к автаркии консервируют отсталость;

Для стран СНГ специфическими факторами развития экономической интеграции являются:

- общая история, многовековой опыт со-цио-культурной, политической и экономической интеграции;

- сформировавшиеся — как в советский период, так и после — тесные экономические связи на уровне хозяйствующих субъектов; сложившееся межстрановое разделение труда;

- совместимость стандартов и технологий производства;

- общий язык межнационального общения;

- близкая ментальность.

В качестве целевых ориентиров интеграции государств СНГ можно выявить следующие:

- гармонизация экономического развития государств на постсоветском пространстве;

- создание эффективной экономической системы, способной успешно конкурировать с другими регионами мира;

- приведение национальных законодательств в соответствие с нормативно-правовыми актами, принимаемыми на межгосударственном уровне, обеспечение непротиворечивости правовых норм;

- создание «единого социального пространства», предполагающего, в частности, свободное перемещение рабочей силы;

- унификация стандартов и процедур (техническое регулирование, торговля, таможенная политика и пр.).

Развитие интеграционного процесса во времени изменяет сравнительную значимость различных его составляющих. Сейчас движущей силой интеграционных процессов является производственное направление. Поэтому основное внимание приковано именно к этой составляющей и факторам, обеспечивающим рост экономической интеграции. В то же время, важно и усиление финансовой составляющей, поскольку растут потоки капитала и потребности в инвестициях на фоне снижения интереса со стороны инвесторов стран Дальнего зарубежья. В результате все больше внимания уделяется вопросам, связанным с созданием на постсоветском пространстве свободного рынка капиталов, формированием благоприятного инвестиционного климата. В свою очередь эти же вопросы рождают и наиболее значимые на текущий момент проблемы, которые требуют уточнения или адаптации приня-

тых интеграционных соглашений, что может тормозить интеграционный процесс в целом.

Кроме того, следует отметить, что формирование экономической интеграции, в том числе и региональной, осуществляется на двух уровнях: на макро-уровне - путем принятия различных программных и нормативных документов и на микро-уровне. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей.

Специфика региональной экономической интеграции в рамках СНГ является определенная неравномерность экономического развития стран, участвующих в нем, и самого процесса участия в интеграционных мероприятиях, и вытекающая из этого специфика выдвижения инициатив формирования региональной экономической интеграции. Следует учитывать, что интеграция и создание единых механизмов в европейских странах стали возможными только после того, как их национальные экономики обрели самодостаточность. Поэтому прямой перенос европейского опыта на страны СНГ невозможен. Новая интеграция на постсоветском пространстве должна преодолеть реальные, хотя и непривычные, границы путем интенсивного рыночного обмена товарами, услугами и рабочей силой.

Верхний уровень Средний уровень Нижний уровень

Главы

государств

Рисунок 1

Активность, отсутствие программы, декларативный характер заявлений

Межгосударственные

интеграционные

институты

Низкий уровень усилий, отчетнодемонстративный характер, игнорирование запросов других уровней, «саботаж»

Отдельные хозяйствующие субъекты, предприятия, организации, корпорации

Активность, наличие собственных целей

Источник: Яценко Е. Элиты Беларуси, Казахстана, России и Украины о перспективах интеграции // 2007Шр:/ /www.fundeh.org/publications/articles/66/

В развитых рыночных хозяйствах инициаторами интеграционных процессов прежде всего являются предпринимательские структуры

- частные компании. В государствах СНГ с инициативой сближения страновых экономик выступают руководители государств, понимающие отсутствие альтернативы экономической интеграции.

В промышленно развитых государствах интенсивное развитие международных межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.

В рамках СНГ на межгосударственном уровне региональная экономическая интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. Инициаторами процесса выступают главы государств, чьи действия во многом определяются политической конъюнктурой. Реализация решений в полной мере определена активностью государственных органов власти.

На уровне звена предпринимательских структур, реализующих фактически деятельность по отдельным направлениям интеграции, фиксируется не всегда высокая активность усилий, которая часто носит отчетно-демонстративный характер и не всегда выражается в конкретных результатах. Тем не менее, если на ранних этапах формирования СНГ это звено занимало пассивную позицию, то ныне, особенно в государствах, имеющих относительно высокий уровень экономического развития, при сохранении «навязывания интеграции» государственными органами наблюдается возрастающая активность в инициации интеграционных устремлений «снизу», в первую очередь, со стороны бизнес-сообществ, все более заинтересованных в снижении административных

барьеров и упрощении или унификации требований к межгосударственным корпорациям со стороны властей.

В государствах СНГ для текущей ситуации характерно повышение активности на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, участвующих в интеграционном процессе. В первую очередь, отмечается активность предприятий крупного бизнеса. По нашему мнению, именно бизнес-сообщество должно являться «мотором» интеграционного процесса на постсоветском пространстве. До последнего времени бизнес-сообщество сталкивалось с многочисленными бюрократическими препятствиями для ведения бизнеса на территории стран-участниц интеграционных образований. Поэтому действия государственных органов в области экономической интеграции были направлены на снижение административных барьеров для бизнеса.

Тем не менее, нельзя не отметить некоторое несоответствие между ожиданиями бизнеса, основанными на договоренностях между главами государств СНГ, и реальными впечатлениями от практики работы с регулирующими структурами отдельных государств. Нельзя не отметить также отсутствие механизма гарантированного возврата капиталов, вложенных под интеграционные обещания правительств и защиты вложенного капитала от внеправовых действий. Претензии предпринимателей к государственным структурам связаны не столько с самими нормативными документами, сколько с отсутствием действенного внедрения этих документов в практику.

Таможенный союз России, Республики Казахстан и Республики Беларусь - этапы развития

Одним из наиболее эффективных шагов в направлении международной региональной экономической интеграции в рамках СНГ стал Таможенный союз (ТС) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В его основе межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном. Еще в 1995 году руководители России, Белоруссии, Казахстана, а чуть позже

— Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Тамо-

женного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС. Современный договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в городе Душанбе, 6 октября 2007 года. 28 ноября 2009 года встреча Д.А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева в Минске ознаменовала собой активацию работы по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В этот период был ратифицирован ряд важных международных соглашений по Таможенному союзу. Всего за 2009 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза. После получения официального подтверждения со стороны Белоруссии в июне 2010 года, таможенный союз запущен в трехстороннем формате вступлением в силу Таможенного кодекса трёх стран. С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 — в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Об эффективности начавшейся деятельности ТС свидетельствует тот факт, что Таможенный союз почти за год функционирования позволил Белоруссии, России и Казахстану увеличить на треть внешнеторговый товарооборот, а также существенно увеличить поступления ввозных пошлин на импортные товары.5 Объем экспорта Казахстана со странами Таможенного союза вырос в январе-феврале 2011 г. на 57% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий объем экспорта со странами Таможенного союза составил 1,24 миллиарда долларов США, или на 57% больше, чем в январе-феврале 2010 года, импорт -1,646 миллиарда долларов (на 31,7% больше).6

Со временем к Таможенному союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС — Киргизия и Таджикистан. Об этом заявил заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС М. Мусатаев на горнопромышленном форуме в Астане.7 “Киргизия и Таджикистан могут войти в Таможенный союз, как и другие государства сообщества, а затем и в ЕЭП по мере готовности их экономик и присоединения к пакету документов ТС и ЕЭП, подписанных главами государств”, - сказал М. Мусатаев.

Он также сообщил, что устранение таможенных барьеров во взаимной торговле стран Таможенного союза даст в 2015 году дополнительный прирост их ВВП в 400 миллиардов долларов, или 15-20%. К 1 июля 2011 года должен завершиться перенос таможенного и других видов государственного контроля на внешние границы Таможенного союза. Это создаст условия для беспрепятственного перемещения товаров по территории государств Таможенного союза в режиме взаимной (внутренней) торговли.

Президент Сирии Башар Асад заявил про интерес Сирии создать зону свободной торговли с Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии.

В числе подписанных в рамках ТС соглашений следует отметить Соглашение, определяющее порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ТС товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, а также порядок совершения таможенных операций. Соглашение определяет критерии отнесения товаров к вещам для личного пользования, а также стоимостные, количественные и весовые нормы, освобождающие граждан от уплаты таможенных платежей, предусматриваются случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров.

Документ предусматривает, что беспошлинно физические лица могут ввести товары для личного пользования на сумму 1500 евро, весом до 50 кг. Устанавливаются единые ставки таможенных пошлин и налогов в случае превышения указанных норм.8 Определен также перечень товаров, ввоз которых в качестве товаров для личного пользования запрещен. К ним относятся природные алмазы, медицинская техника, тракторы и т.д. Однако ввоз их допускается при представлении необходимых разрешительных документов. Также был ратифицирован договор, определяющий особенности привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства ТС и законодательств стран-участников. Основной принцип возбуждения дел об административных правонарушениях - по месту их выявления - определенный документом, упростит процедуру привлечения виновных к ответственности и создаст правовые основы для исполнения реше-

ний принятых уполномоченным органом одного государства-члена Таможенного союза, на территории другого члена этой международной организации.

По линии уголовного производства Договором установлен основной принцип возбуждения уголовных дел - по месту совершения преступления. Договор предусматривает возможность возвращения контрабандных товаров, представляющих для одного из государств-членов Таможенного союза важное государственное значение. К ним относятся, в том числе, культурные ценности и вооружение.

Иностранные транспортные средства, освобожденные от таможенных пошлин и налогов, временно находящиеся на территории Таможенного союза могут теперь использоваться не только для международных, но и для внутренних перевозок. Одновременно документ вводит жесткие ограничения на их применение. Данный транспорт может использоваться только после завершения международной перевозки. Внутренняя перевозка осуществляется при следовании транспортного средства под загрузку для последующего вывоза товаров за пределы Таможенного союза. Кроме того, пребывание иностранного транспорта на территории государств союза допускается на срок не более, чем 90 дней.

Проблемы создания ТС.

Любой поступательный процесс не проходит гладко, неизбежно возникают проблемы, непроизвольно формируются барьеры, которые необходимо преодолевать. Не обходится без проблем и формирование Таможенного союза. Недавно Независимая Ассоциация Предпринимателей Казахстана организовала публичную полемику, на которую пригласила представителей разных сторон интеграционного процесса: казахстанские бизнес-структуры; государственные органы в лице работников министерства индустрии РК; оппозиционные партии; представителя Торгово-Промышленной палаты России в Центральной Азии; представительства иностранных торговых палат.

В результате были выявлены как положительные, так и негативные аспекты подписанных документов:

1. Созданный Таможенный Союз экономически нецелесообразен; первый минус - пост-

радает потребитель - цены на товары и услуги будут однозначно повышаться. Однако в долгосрочной перспективе с учетом расширения границ реализации продукции - с 16 до 180 млн человек - значительно увеличится рынок сбыта для отечественных предпринимателей. В то же время, пока Казахстану нечего предложить, кроме сырья, потенциальным покупателям такого большого рынка. На такое замечание можно задать вопрос - а что лучше, чтобы национальные потребители обходились без товаров, которые им необходимы?

2. Считается, что главный недостаток -единый таможенный тариф, который отразится на товарах народного потребления - автомобилях, обуви, одежде, продуктах питания. Ужесточится контроль торгового потока из стран, которые традиционно обеспечивают доступным товаром местного потребителя -например, из Китая. Как следствие, пострадают и все мелкие торговцы - порядка 300 тысяч человек. Но ужесточение контроля приведет к росту таможенных платежей в бюджет Республики, от чего выиграет население страны. Или лучше оставить этот поток бесконтрольным в рамках «серых» таможенных схем?

3. Кроме того, выдвигается гипотеза, что Казахстан ожидает геополитический сдвиг в результате вступления в Таможенный союз, поскольку если до этого Казахстан был некой буферной зоной, т.е. территорией, где встречался европейский капитал и китайский товар, а партнеры договаривались, что всех устраивало, а теперь якобы Республика утратит роль партнерской площадки. Однако в условиях интенсивного развития сети Интернет в настоящее время физическое присутствие для заключения сделок становится не обязательным. Если ранее в системе внешнеторговых объединений Минвнешторга основным условием загранкомандировки была необходимость «подписание контракта», то ныне любые сделки подписываются по электронной почте, электронная подпись стала легитимной после разработки Модельного закона Юнситрал, принятого Генеральной Ассамблеей в 1997 г.

Представитель Торгово-промышленной палаты России, в состав которой входят порядка 40 тысяч предприятий, К. Артюшин подтвердил, что Таможенный союз - это реальность, все документы уже подписаны руководствами трех стран и вступили в силу. Российский биз-

нес поддерживает полностью данную инициативу, так как факт наличия таможенного оформления служил барьером для развития бизнеса в соседних странах. Как он отметил, «Мы не придем вместо казахстанских предпринимателей, а мы предлагаем перейти от простой торговли с Россией к кооперации, причем российский бизнес полностью готов. В Казахстане наиболее благоприятный налоговый режим, например, НДС ниже. Поэтому надо не искать кто виноват, а решать, как взаимодействовать в новых условиях»9.

Довольно часто в число недостатков для развития связей между странами СНГ включаются недостатки сотрудничества общего характера, не связанные прямо с формированием международной экономической региональной интеграцией, в частности: не до конца преодоленные последствия глубокого экономического кризиса, сужение экспортной базы, несогласованность в проведении структурных преобразований и постепенное ослабление взаимодополняемости национальных экономик, расхождения в национальных законодательствах, таможенные и налоговые барьеры, неудовлетворительное выполнение принимаемых решений по укреплению сотрудничества. Дополнительные трудности возникают в результате разновременного вступления стран - участниц СНГ в ВТО.

Таможенный союз, в числе прочего, виделся и средством избавления от лишней бюрократии, однако пока все выходит с точностью до наоборот. На круглым столе, в работе которого участвовали предприниматели Казахстана и представители таможенной службы, проходившем в апреле 2011 г. в департаменте таможенного контроля по Алматинской области, обсуждались плюсы и минусы Таможенного союза. И хотя предприниматели в целом осознают свои выгоды, связанные с освоением нового рынка, но разговоры пока больше сводят к проблемам, возникающим с созданием Таможенного союза

Участники круглого стола отметили проблему, связанную с сертификацией товаров. Так, к примеру, казахстанские товарные сертификаты в России поддержкой не пользуются, и поэтому при пересечении границы требуется новая сертификация грузов. То есть, с одной стороны, ничего не изменилось. С другой стороны, - налицо усугубление ситуации.

Необходимо решить и другую, более серьезную проблему. Сегодня электронные носители, используемые в документообороте между странами Таможенного союза, не имеют юридической силы. Поэтому к каждому такому документу должна прилагаться электронная подпись, заверяющая его достоверность. И фирмы, занимающиеся разработкой электронных подписей, уже существуют. Это позволит при внедрении электронной подписи в электронный документооборот Таможенного союза существенно облегчить работу таможенников и предпринимателей.

Выходом из подобной ситуации могло бы служить и создание единой электронной базы таможенных служб союза, как это предлагает директор ТОО «Меркур - Customs» В. Головко. Это позволило бы заметно облегчить жизнь всем участникам внешнеэкономической деятельности.

Возникают и новые проблемы. Так, по словам заместителя руководителя департамента таможенного контроля по Алматинской области А. Малянова, «сегодня складывается поразительная ситуация, когда у себя на таможне мы внедряем новые методы работы, но при этом не отказываемся от старых, нахлобучивая одни на другие. К примеру, не так давно были созданы центры оперативного управления, позволяющие осуществлять работу на современном электронном уровне. Но в то же время сохранился и бумажный документооборот - российский. И теперь получается, что вместо того, чтобы облегчить труд таможенного инспектора, мы его только осложнили. Сегодня таможенник вынужден составлять документацию и на компьютере и заполнять ее от руки».10

Представляется, что необходимо с переходом на электронные носители информации решительно отказываться от устаревших методов в работе таможенных служб, это будет только способствовать повышению эффективности взаимных связей.

По нашему мнению, трудности формирования региональной интеграции связаны с разной скоростью экономического роста и неодинаковым процессом внутренних экономических реформ. Мы констатируем, что действительно пока интеграционные процессы в СНГ начинаются преимущественно на уровне государственных инициатив и имеют общеэкономичес-

кий характер. Меры по сближению сводятся к некоторой гармонизации национальных законодательств и снятию торговых барьеров между странами. Основой же успешного интеграционного объединения является осознание государствами конкретных задач, которые они ставят перед таким объединением, а также четкое определение издержек интеграции и создание правовой среды для сближения экономик. В СНГ сегодня это главные проблемы. Только решив их и создав транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы, можно преодолеть многочисленные административные и политические барьеры на пути интеграции. Для налаживания региональной экономической интеграции, как мы считаем, целесообразно более широко применять разработку и реализацию совместных программ, особенно в сфере высоких технологий, а также придать приоритетность сотрудничеству в транспортных и энергетических секторах, формированию общего аграрного рынка.

Позитивные аспекты сотрудничества в рамках ТС.

Развитие мировой экономики доказывает, что наиболее эффективно экономика растет в условиях конкуренции, а не замкнутости национальных хозяйств. Безусловно, в результате конкуренции некоторые местные предприниматели терпят поражение, их теснят более инициативные фирмы как национальные, так и зарегистрированные в государствах-членах стран региональной интеграции, но выигрывают от этого местные потребители, поскольку в результате конкуренции продажные цены снижаются.

Помимо общеэкономического эффекта следует отметить, что образование емкого внутреннего рынка в результате формирования таможенного союза приведет к росту внутреннего спроса на продукцию местных компаний. Министерство индустрии и торговли РК, в лице директора Департамента развития внешнеторговой политики Ж. Кушуковой, считает, что Таможенный союз позволит развивать собственное производство.11 На открывающемся рынке со 170 млн населения - можно повысить казахстанское содержание. С ввозом текстиля из Турции и Китая - слабо развивается казахстанская текстильная промышленность. Однако продукция местной компании удачно находит сбыт в России.

С 1 июля 2010 года исчезло таможенное оформление, а с 1 июля 2011 - исчезнут и сами таможенные посты. Относительно подорожания продуктов питания не стоит поднимать паники, т.к. из 30-40% импортируемых продуктов 70-80% завозится из соседних стран - Белоруссии, России, Кыргызстана - где пошлины не поднимутся. Кроме того, в отношении ряда товаров определен переходный период, когда пошлины не будут устанавливаться на высоком уровне, для поддержания отечественного производства. Также будет действовать контракты “нулевых пошлин”, которые будут заключаться через Министерство индустрии РК. В задачу министерства входит восстановление птицеводства и животноводства республики. В настоящее время тарифные квоты на импорт определенных видов продуктов питания из соседних стран распределяются, но этот опыт перенят у России, где в результате распределения квот на куриные окорочка собственными силами стали обеспечиваться до 70% потребностей в мясе птицы.

Как отмечает В. Ямбаев, Президент Алматинской Ассоциации Предпринимателей, Казахстан, как и Россия, зависят от импорта. Разница лишь в том, что Казахстан зависит на 80%, а Россия - на 60%.12 При вступлении в Таможенный союз не все промышленные предприятия в трех странах не смогут конкурировать с мировыми производителями. Однако нужно дать выбор покупателю, что купить и за какую цену, а не искусственно закрывать границы и потоки товаров мировых производителей.

Формирование Таможенного союза полностью отвечает национальным интересам стран-участниц, в том числе и Республики Казахстан. Цели союза вписываются в национальные экономические программы. И в этом масштабном целеполагании очень ярко высвечивается ключевая роль Казахстана в реализации новых геоэкономических проектов в Евразии. Обратим внимание, например, на предложения в отношении новой транспортно-логистической инфраструктуры. Например, ставится вопрос

о контейнерной транспортировке через Китай и Казахстан в Россию и далее в Европу. К примеру, предстоит утвердить Транспортную Стратегию Республики Казахстан до 2015 года, обеспечив эффективное сотрудничество с бизнесом по развитию инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства, создать,

по крайней мере, 2-3 авиационных хаба для обеспечения качественных перевозок Европа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Азия. Для обеспечения качественного обслуживания авиационных перевозок создать в г. Астана сервисный центр. Казахстан, как председатель СНГ, готов поделиться со странами-соседями своими стратегическими разработками и предложениями.

Новые транспортные пути от Тихого океана до Европы через территорию России и Казахстана - это навек соединяющие нас скрепы. Кроме того, новые маршруты трубопроводов в ЕС требуют все более активного участия Казахстана в европейской части Евразии. Уже сегодня стратегические казахстанские грузы, такие как уголь, зерно, руда и металлы, проходят через российскую территорию. Реализация многих пунктов Стратегии развития Казахстана также выходит за рамки внутренней экономики. Получается, что всем странам-участникам межрегиональной интеграции, прежде всего в рамках Таможенного союза, жизненно необходим надгосударственный контур управления, например, в форме ЕЭП.

Решение трудностей экономического роста будет осуществлено легче при сотрудничестве между государствами - членами ТС. Только вместе возможно эффективное использование естественных преимуществ в виде дешевых энергоресурсов. То есть существует возможность превратить видимый недостаток

- большие расстояния - в неоспоримое достоинство. Это стало реальным после образования уникального Таможенного пространства, протянувшегося на десять часовых поясов. Такого нет нигде в мире. Как показывают расчеты экспертов, беспошлинный оборот товаров и рост грузопотоков по единым транспортным коридорам будет ежегодно увеличиваться в геометрической прогрессии.

Для реализации этих масштабных задач необходимо значительно удешевить транспортную составляющую. Пока еще стоимость провоза одной тонны груза по российским транспортным магистралям на 1 км составляет 3,5 долл., в то время как в развитых странах - не более 1 долл.13 Основной задачей предстоящего саммита должно стать формирование единого пакета по низким внутренним тарифам - транспортным и таможенным. Новые тарифы будут способствовать повышению на-

шей общей конкурентоспособности и увеличению национальной прибыли каждой из сторон. И здесь своевременные инициативы Казахстана могли бы сыграть решающую роль.

Заключение

Процессы международной экономической интеграции на постсоветском пространстве сложны и противоречивы. Государства, образовавшиеся после распада Советского Союза, ищут формы и способы совместного решения многочисленных проблем, связанных со стремлением обеспечить достойную жизнь и будущее для своих граждан. В рамках Содружества Независимых Государств декларируется необходимость и готовность развивать сотрудничество в различных сферах деятельности, подписываются сотни соглашений и решений. Регион, состоящий из более десяти государств с неустойчивой политической системой, переходной экономикой и острыми социальными проблемами, неурегулированными межгосударственными и межнациональными вооруженными конфликтами, может создавать проблемы не только для соседних государств. Низкий уровень жизни основной части населения, бедность и нищета, сепаратизм и религиозный экстремизм, потоки беженцев и вынужденных переселенцев, нелегальная миграция, рост преступности и мафиозных групп, терроризм, контрабанда оружия и наркотиков — вот далеко не полный перечень проблем, характерных для постсоветских государств. На этом фоне объединение усилий и создание любых международных механизмов, направленных на решение этих проблем, является благом для мирового сообщества. Однако в основе межрегиональных интеграционных группировок должен быть экономический интерес участников. Чисто политические объединения в условиях отсутствия возникновения холодной войны, не отличаются высокой экономической эффективностью. Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве возможно при условии разработки и реализации новых механизмов обмена, обеспечивающих конкурентные преимущества государства и возможность повышения эффективности национальных экономик. Интеграция не может быть самоцелью. Практические предложения по объединению должны исходить от непосредственных субъектов интеграционных процессов.

Предпринимательские структуры во всех странах-членах Таможенного союза готовы активно включиться в интеграционный процесс, если это будет экономически целесообразно. Поэтому оно ждет от государственных органов соответствующих решений. Кроме того, оно ожидает четкого и последовательного выполнения взятых на себя обязательств и реализации заявленных планов экономической интеграции. Также бизнес-сообщество надеется на поддержку государства при ведении деятельности в рамках интеграционного процесса на территориях, где еще не произошло оформление интеграционных механизмов, либо когда в интересах развития бизнеса им приходится идти на более глубокую интеграцию, чем предусматривается уже подписанными соглашениями.

Примечания:

1 Подробнее см. Экономика. Под ред. А.С. Булатова - М.: Издательство БЕК. 1995. - с. 558 - 559.

2 Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? - М.: Экономика, 1998. -с. 13.

3 Муртузалиева С.Ю. Внешнеэкономические связи регионов России со странами СНГ. - М.: СПУТ-НИК+, 2006. - 239 с. - Библиогр.: с. 19.

4 Муртузалиева С.Ю. Внешнеэкономические связи регионов России со странами СНГ. - М.: СПУТ-НИК+, 2006. - с. 35-37.

5 Товарооборот стран Таможенного союза за год вырос на треть http://www.dp.ru/a/2011/04/12/ Tovarooborot_stran_Tamozhe

6 Казахстан. Экономика. Казахстан увеличил экспорт товаров в страны ТС на 57% в январе-феврале// http: //www. customsunion.kz/info/3021. html

7 Киргизия и Таджикистан хотят вступить в Таможенный союз//http://www.postsoviet.info/events/ kir__7653.html// 06.04.2011

8 Ратифицирован ряд документов по перемещению товаров через границы ТСhttp://vneshmarket.ru/ NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=310831// 31.03.2011 11:47:58

9Таможенный_союз_Белоруссии,_Казахстана-_и_России http://ru.wikipedia.org/wiki/ #cite_note-0

10 Таможенники и предприниматели Казахстана буквально стонут от проблем, связанных с Таможенным союзом// http://www.tks.ru/reviews/2011/04/12/02

11 Т аможенный_союз_Белоруссии,_Казахстана-_и_России http://ru.wikipedia.org/wiki/ #еке_^е-0

12 Там же.

13 Солозобов Ю. Ключевая роль Казахстана в реализации новых геоэкономических проектов в Ев-разии//http://www.apn.kz/publications/article6720. Ьт// 2006-10-31

Библиография:

В СНГ сложилось ядро интеграции//”Экономи-ка и жизнь” №03 (9319) // http://www.eg-online.ru/ article/89884/29.01.2010

Буровский А. Сибирь и Казахстан: перспектива интеграции//http://www.apn.kz/publications/ article306.htm// 2006-04-12

Дворкович А. «Макропроблема 2000» и среднесрочная финансовая устойчивость. Материалы международной конференции «Инвестиционный климат и экономическая стратегия России». Москва: Высшая школа экономики. 2000.

Декларация глав государств — участников СНГ

об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств Содружество: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств. 1999. № 1. С. 64—66.

Додонов В.Ю. Механизмы устойчивого развития Казахстана в условиях глобализации. Алматы. 2006.

Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? - М. : ОАО «Изд-во «Экономика». 1998. - 215с.

Казахстан. Экономика. Казахстан увеличил экспорт товаров в страны ТС на 57% в январе-феврале/ / http://www.customsunion.kz/info/3021 .Мт!

Киргизия и Таджикистан хотят вступить в Таможенный союз//http://www.postsoviet.info/events/ kir__7653.html// 06.04.2011

Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Мировая экономика. Москва: Финансы и статистика. 2001.

Муртузалиева С.Ю. Внешнеэкономические связи регионов России со странами СНГ. - М.: СПУТ-НИК+, 2006. - 239 с. - Библиогр.: с. 137-144.

Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. Под ред. Щетинина В.Д. Москва: Международные отношения. 1993.

Постсоветский институционализм - 2006: Власть и бизнес / Под ред. РМ. Нуриева. - Ростов -на Д.: Нау-ка-Пресс, 2006. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.