УДК 339.924 (574+470+476)
ББК 65.9 (2) 8
Н.Т Сарсембеков, С.С. Бактымбет
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ И ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ, БЕЛАРУСИ И КАЗАХСТАНА В УКРЕПЛЕНИИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ И ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ СНГ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития экономики знаний и совершенствования образовательных систем стан ЕврАзЭС. Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана создают благоприятные условия для реализации индустриально-инновационных программ и повышения конкурентоспособности товаров и услуг, способствуют повышению потенциала человеческого капитала, росту инженерно технических кадров, квалифицированных рабочих
Ключевые слова: экономика знаний, инновационная экономика индустриальноинновационное развитие, профессиональное образование, образовательные услуги, рынок труда.
N.T Sarsembekov, S.S. Baktymbet
CUSTOM UNION AND COMMON ECONOMIC SPACE OF RUSSIA,
BELARUS AND KAZAKHSTAN IN STRENGTHENING OF KNOWLEDGE ECONOMY AND INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CIS
Annotation. Issues of knowledge economy development and improvement of educational system of EurAsEC coutries were considered in this article. Customs Union and Common Economic Space of Russia, Belarus and Kazakhstan, create favorable conditions for the realization of industrial and innovative programs and improve the competitiveness of products and services contribute to the promotion of human capital assets, growth of engineering and technical personnel, skilled workers
Keywords: knowledge economy, innovation economy, industrial-innovative development, vocational training, educational services, labor market.
Расширение межгосударственного сотрудничества в рамках интеграционных объединений высокого уровня позволяет обеспечить доступ к новым знаниям и технологиям, прежде всего, путем распространения и передачи технологий в менее развитые сектора экономики, расширения возможностей сотрудничества в области образования и науки. Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП) России, Беларуси и Казахстана, как новая, более глубокая форма торгово-экономической интеграции, предусматривает свободное передвижение на единой таможенной территории данных государств не только товаров, но и услуг, капиталов, трудовых ресурсов, создавая там самым благоприятные условия для формирования экономики знаний. Она рассматривается основой для перехода к 2015 году к высшей организационной форме интеграции - Евразийскому экономическому союзу, участниками которых могут стать другие государства ЕврАзЭС, а также СНГ, открывая для них широкие перспективы для развития наукоемкой и конкурентоспособной экономики.
Термин «экономика знаний», введенный в научный оборот Ф. Махлупом в 60-х гг. XX в., характеризует тип экономики, в которой знания играют решающую роль в экономическом росте [1,2]. Отличительными особенностями экономики знаний являются большая доля работников, обладающих научно-техническими знаниями; рост расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а также на образование и переподготовку сотрудников; высокий уровень доли добавленной стоимости, создаваемой высокотехнологичными отраслями экономики в ВВП. П. Друкер - известный специалист в области управленческих наук, отмечает, что работники знаний быстро становятся наибольшей единой группой в рабочей силе каждой развитой страны, и она быстро увеличивается. По его мнению: «Общество будущего будет интеллектуальным. Знания станут его основным ресурсом, а интеллектуальные работники станут основной группой в армии рабочей силы» [3].
Расширение мировых рынков новейших технологий и одновременно международной интеграции в научно-производственной сфере является характерным для формирующейся глобальной экономики и доминирует в стратегии экономического роста индустриально развитых стран. В этих странах на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Они концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого оценивается в 2,5
- 3 трлн. долл., что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. Предполагается, что через 15 лет он достигнет 4 трлн. долл. Ежегодно объемы экспорта наукоемкой продукции приносят США - около 700 млрд. долл., Германии - 530, Японии - 400 млрд. долл. прибыли. Быстрыми темпами развивается обмен технологиями и услугами: в начале 90-х годов прошлого столетия годовой объем мировой торговли патентами, лицензиями, ноу-хау и промышленными образцами оценивался в диапазоне 20-50 млрд. долл., то к настоящему времени он достиг примерно 500 млрд. долл., а экспорт услуг удвоился за счет услуг интеллектуального содержания [4]. Высокие достижения этих стран в научно-техническом и инновационном развитии во многом определяются созданным человеческим капиталом в этой и смежной с ней сферах экономики. Общая тенденция увеличения удельного веса лиц, занятых в сфере услуг, сопровождается изменением профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, связанным в основном с расширением использования информационных технологий. Растет доля рабочих мест, требующих высокого профессионализма, и снижается доля мест для работников средней квалификации. Опыт индустриально развитых стран показывает, что одним из основных факторов достигнутых ими высоких результатов в научно-технической сфере является продуманная образовательная политика, тесно интегрированная в стратегии развития отраслей экономик и государства в целом.
Успешная реализация инновационного пути во многом зависит от таких факторов, как масштаб инвестиций в научные исследования и разработки, наличие высококвалифицированных кадров ученых и специалистов и эффективно действующие правовые и организационные институты, формирующие национальную инновационную систему страны. К уровню инновационного развития передовых стран подтягиваются быстрорастущие экономики Китая, Индии, Бразилии. Так, в Китае из общей суммы 584 млрд. долл. государственной программы по преодолению кризиса 87.6 млрд. долл. были ассигнованы на развитие науки и техническое перевооружение и еще 124.1 млрд. долл. - на развитие сферы здравоохранения [5].
Для оценки и сопоставления стран по степени развития экономики знаний Всемирным банком предложен так называемый индекс экономики знаний, устанавливающий взаимосвязь между научно-технической обеспеченностью экономики и экономическим ростом, а также конкурентоспособностью страны [6]. В соответствии с «Методологией оценки знаний» (The Knowledge Assessment Methodology - KAM), оценка включает 109 структурных и качественных показателей, объединенных в группы. Формализованные индексы знаний и субиндексы принимают значения от 0 до 10, и чем они ближе к 10, тем выше уровень развития экономики знаний той или иной страны. В 2011-2012гг. исследование Всемирного банка охватило 145 государств мира.
Таблица 1
Индексы знаний стран ТС и ЕЭП (России, Беларуси, Казахстана)
и Центральной Азии (2011-2012 гг.)
Страна (рейтинг) Индекс экономики знаний Индекс знаний субиндексы
экономические стимулы иннова- ции образо- вание ИКТ
Россия (55) 5.78 6.96 2.23 6. 93 6.79 7.16
Беларусь (59) 5.59 6.62 2.50 5.70 7.37 6.79
Казахстан (73) 5.04 5.40 3.96 3.97 6.91 5.32
Кыргызстан (95) 3.82 4.57 1.58 3.12 5.32 5.27
Таджикистан (106) 3.13 3.33 2.55 2.18 4.66 3.14
Европа и Центральная Азия 7.47 7.64 6.95 8.28 7.13 7.50
Источник: Knowledge Assessment Methodology (KAM 2012) - www.worldbank.oig/kam.
Примечание: в 2011 г. рейтинги по индексам KEI и KI рассчитаны для 145 стран; ИКТ - индекс информационно-коммуникативных технологий.
Экономика знаний, или инновационная экономика, как показывает международный опыт, требует осуществления целенаправленной политики, основой которой является человеческий капитал, способный обеспечить заданные параметры роста экономики и расширение рынков сбыта продукции и услуг. Она является одним из условий расширенного воспроизводства и, устойчиво поддерживая спрос на новые технологии, обусловливает высокий уровень наукоемкости экономики.
Отличительной особенностью развитых стран является то, что система профессионального образования и научно-инновационный сектор тесно интегрированы во все отрасли экономики, способствуя тем самым быстрому продвижению высокотехнологичной продукции на мировые рынки. Для развитых характерным является большой вклад научно-технической сферы в валовой внутренний продукт (ВВП) страны, чему способствуют хорошо налаженная система образования, высокий уровень подготовки квалифицированных специалистов, оптимальное сочетание научно-технической деятельности в университетах, научноисследовательских организациях различных форм собственности и финансируемых как государством, так и частными компаниями. Вложения в образование и науку в развитых странах отличаются более высокими темпами роста, чем в производство.
Переход к рыночной экономике в странах СНГ обусловил сокращение потенциала НИОКР и структуры промышленного производства вследствие вымывания обрабатывающих отраслей и высокотехнологичных производств, которые опирались на бюджетное финансирование и не имели спроса на внешних рынках. Одновременно увеличилась доля добывающих отраслей и производств низкой степени обработки,
которые такой спрос сохранили. От трансформационного и геополитического переделов более всего пострадали отрасли с высокой добавленной стоимостью - машиностроение и легкая промышленность, ориентировавшиеся преимущественно на внутрисоюзный спрос (табл.2) [7]. Структурные изменения в национальных экономиках затронули всю систему образования с резким сокращением подготовки и выпуска инженерно-технических специальностей в высших и средних, начальных профессионально-технических учебных заведениях.
Таблица 2
Отраслевая структура валовой добавленной стоимости в странах ЕврАзЭС в 1991, 1999 и 2010 гг., %
Страны Промышленность Сельское, лесное и рыбное хозяйство Строительство Услуги
1991 1999 2010 1991 1999 2010 1991 1999 2010 1991 1999 2010
Беларусь 41 32 30 21 14 9 8 6 12 30 49 49
Казахстан 26 30 33 29 10 5 9 5 8 36 55 55
Кыргызстан 29 24 22 37 38 21 7 3 6 27 35 51
Россия 39 32 3J 14 8 4 9 6 6 37 55 59
Таджикистан 27 24 14 37 27 21 10 6 11 26 43 54
Источник: Новые независимые государства: сравнительные итоги социально-экономического развития (доклад ученых Центра постсоветских исследований Института экономики РАН). М.: Российский экономический журнал №2, 2012. С.51.
С начала 90-х годов в системах образования стран ЕврАзЭС расширилась сеть негосударственных учебных заведений и платных отделений в составе государственных вузов, изменилась профессиональная направленность подготовки специалистов. В большинстве стран ЕврАзЭС, по - прежнему, преобладающая часть студентов получает высшее образование в государственных учебных заведениях, причем как на бесплатной, так и на платной основе. В государственных вузах основной формой обучения студентов является дневная (от 49% до 68% учащихся).
В странах ЕврАзЭС государственными и муниципальными являются 87-98% всех средних специальных учебных заведений. В Таджикистане действуют только государственные учебные заведения. Негосударственные учебные заведения широкое распространение получили в Казахстане, где их число достигло 321 (против 117 в 2000 году), а доля учащихся составила 51%. В Беларуси, Кыргызстане в них обучается 11-13% учащихся средних специальных учебных заведений, в России - 5-7%. В общей численности учащихся ССУЗов значительный удельный вес приходится на экономические и технические специальности в области промышленности и строительства. В Кыргызстане, например, по этим направлениям проходили подготовку 59% всех учащихся, Беларуси - 57%, Казахстане - 50%. В отраслях сельского хозяйства и ветеринарии в Беларуси было задействовано 17% общего контингента учащихся, Казахстане - 6-9%.
В государственных ВУЗах сохраняется тенденция увеличения доли платного образования. Прием на платные отделения в государственные ВУЗы растет опережающими темпами по сравнению с приемом в негосударственные вузы.
В этой связи численность студентов, получающих высшее образование на платной основе в государственных вузах выше по сравнению с численностью студентов негосударственных вузов. Численность студентов платных отделений госвузов в большинстве стран ЕврАзЭС в 2-4 раза превышает численность обучающихся в не-
государственных вузах, а в Таджикистане и Кыргызстане - в 12 и 11 раз. В Казахстане численность студентов негосударственного сектора образования является преобладающей, и в частных вузах обучается почти на 30% студентов больше, чем в государственных вузах на платной основе [8].
На платных отделениях государственных вузов и в частных учебных заведениях высшей школы превалирует подготовка специалистов, относящихся к группам гуманитарно-социальных и управленческо-экономических специальностей при недостатке учащихся технических специальностей. Численность студентов гуманитарно-социальных специальностей в Таджикистане составила 28-35% всей численности студентов, в России (по государственным вузам) - 18%. В составе этой группы наиболее высокий удельный вес по-прежнему занимает юриспруденция (правоведение). Так, в Казахстане профессию юриста получают 66% студентов гуманитарного профиля, Таджикистане
- 27%. Доля специалистов, обучающихся по профилю инженерно-технических специальностей для отраслей промышленности, строительства, транспорта и связи, составляла: в Кыргызстане - по 18%, Казахстане - 14% общей численности студентов.
В большинстве стран ЕврАзЭС сохраняется тенденция превышения выпуска специалистов из ВУЗов над выпуском из ССУЗов. Так, в Кыргызстане на 100 выпускников средних специальных учебных заведений в 2005 году приходилось 394 выпускника высших учебных заведений (в 1995 году -78), Молдове - 355 (120), Украине - 261 (77), Казахстане - 221 (75), Таджикистане - 189 (112), России - 168 (85), Беларуси - 109 (88) выпускников. В Казахстане и России эта диспропорция продолжает расти, обусловливая перенасыщение экономики специалистами с высшим образованием при недостатке специалистов со средним специальным образованием, прежде всего, техническим. В связи с нерегулируемым выпуска из вузов юристов и экономистов широкого профиля существенно снизился спрос на этих специалистов на рынке труда, что вызвало в странах ЕврАзЭС снижение численности студентов, обучающихся по этим специальностям. В условиях рыночной экономики переизбыток специалистов с высшим образованием финансово-экономической и управленческой сферы при снижении обеспеченности специалистами со средним профессиональным и высшим образованием для промышленных и научно-производственных отраслей ведет к дисбалансу рынка труда, усугубляя социальные проблемы, связанные с их трудоустройством и затрудняет реализацию инновационной политики и принятых программ технической модернизации отраслей экономики.
Следует отметить, что с ростом числа новых негосударственных ВУЗов и ССУ-Зов, увеличения численности приема студентов на платные отделения государственных ВУЗов в странах ЕврАзЭС, в первую очередь, в Казахстане и России, возросла большая потребность в высококвалифицированных преподавателях. К сожалению, быстро растущий рынок образовательных услуг в странах ЕврАзЭС недостаточно ими обеспечен. По этой причине численность штатного персонала, работающего на половину или четверть ставки, возросла. Например, по совместительству в вузах Кыргызстана работал каждый третий преподаватель из общей их численности, России - каждый четвертый, Таджикистана - каждый пятый, Казахстана - каждый шестой преподаватель являлся совместителем. Рост совместительства работы преподавателей не позволяет в полной мере развивать в ряде частных ВУЗов новые инновационные образовательные технологии, не способствует качеству образования и развитию научно- исследовательской деятельности.
Основную долю безработных составляют молодые люди в возрасте до 29 лет, окончившие образовательные учреждения. На конец 2011 года в России их насчиты-
валось 28% от численности всех безработных, в Беларуси, Казахстане и Кыргызстане
- 33-41%, Таджикистане - 58%.
Одними из главных показателей развития образовательной сферы являются расходы консолидированного бюджета на образование и профессиональную подготовку кадров. За последнее десятилетие в странах СНГ уменьшились затраты на высшее образование [9]. Казахстан по доле от ВВП расходует на образование меньше, чем Россия или Беларуси (табл. 3). Несмотря на то, что общая сумма затрат на образование остается низкой, за последние годы в странах ЕврАзЭС отмечается рост государственных расходов в этой сфере.
Таблица 3
Государственные расходы на образование в странах ЕврАзЭС (в % к ВВП)
2000 2005 2010 2011
Беларусь 6,2 6,4 5,1 5,0
Казахстан 3,3 3,6 3,5 3,6
Кыргызстан 3,5 4,9 5,4 6,7
Россия 2,9 3,7 4,2 4,1
Таджикистан 2,3 3,5 3,1 3,9
Источник: Образование в странах Содружества. Аналитические материалы. Статком СНГ. М.: Статистика СНГ, 2012.
Страны ТС и ЕЭП Россия, Беларусь и Казахстан занимают, соответственно, 55, 59 и 73 места в мировом рейтинге экономики знаний. Несмотря на значительное отставание по этому показателю от развитых стран, они имеют достаточный научно-образовательный потенциал для того, чтобы занять более высокие позиции в этом рейтинге. Накопленный человеческий капитал в научно-технической и образовательной сферах, укрепление и расширение интеграционной деятельности стран ТС и ЕЭП позволяют странам СНГ достичь этой цели. Для этого необходимо обеспечить устойчивое развитие профессионального образования, формирование образовательного пространства стран ЕврАзЭС и СНГ с интеграцией в мировую образовательную систему.
В СНГ принят ряд межгосударственных решений, направленных на подготовку специалистов качественно нового уровня и ориентированных на расширение инновационной деятельности, развитие высокотехнологических комплексов. В 1992 году заключено Соглашение о сотрудничестве в области образования и в 1997 году утверждена Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ, послужившие основой для развития договорной базы, включающей к настоящему времени целый ряд соглашений в сфере образования и смежных с ней областях сотрудничества. Кроме того этих договоренностей государства-участники СНГ отдельными соглашениями также укрепляют двух и многостороннее сотрудничество в образовательной сфере.
В 2005 году созданы Совет по гуманитарному сотрудничеству государств-участ-ников СНГ и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества (МФГС), при поддержке которого создан Сетевой открытый университет СНГ, начавший в 2010 году свою работу. Сотрудничество государств СНГ в сфере образования укрепляется и в 2009 году утвержден План взаимодействия государств-участников СНГ по расширению применения дистанционных образовательных технологий на период до 2012 года. Межпарламентской ассамблеей СНГ приняты модельные законы в сфере образования.
Вхождение стран ЕврАзЭС в Болонский процесс (подписание Болонской декларации 1999 года) создает важные предпосылки для расширения образовательного пространства стран ЕврАзЭС за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества мировом образовательном рынке. В этой связи в странах ЕврАзЭС структура высшего образования преобразовывается с целью перехода на двухступенчатое обучение: бакалавр (не меньше трех лет обучения) и магистр (два года). При этом в отдельных странах ЕврАзЭС все еще сохраняется подготовка специалистов с 5 летним сроком обучения.
Для формирования экономики знаний на постсоветском пространстве важно руководствуясь общностью интересов стран СНГ, учитывать мировые тенденции инновационного развития. В этих целях представляется необходимым обеспечить инновационное сопровождение получения профессиональных знаний, развивать в вузах и колледжах инновационные парки (технопарки), бизнес-инкубаторы. Следует разработать меры по поддержке инновационных парков вузов, вне зависимости от форм учредительства высших учебных заведений. Именно эти парки должны стать центрами развития инноваций. Инновационность вузов необходимо оценивать и по внедрению в учебный процесс корпоративных информационных систем. Конкурентная способность образования и экономики взаимообусловлены, что подтверждает опыт тех стран, которые добились успеха в международной конкуренции на определенных направлениях инновационного развития [10].
Страны ТС и ЕЭП должны больше уделять внимания развитию человеческого капитала с целью увеличения потенциала его роста и создания благоприятной инновационной среды. На современном этапе модернизации образования в странах СНГ приоритетными направлениями государственной политики образования должны стать: развитие и повышение качества профессионального образования; обеспечение доступности качественного общего образования и инвестиционной привлекательности сферы образования. Экономика знаний может успешно развивать в условиях формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна быть осуществлена интеграция образования, науки и экономики. Для этого образовательная деятельность в учебных заведениях должна предусматривать одновременно с учебным процессом также разработку проектов, связанных с практическим применением новых технологий в отраслях экономики; проведение исследований как фундаментального, так и прикладного характера; разработку образовательных технологий, позволяющих интегрировать исследовательские задачи в учебный процесс.
Необходимо также создавать механизмы и стимулы для инвестирования в образование со стороны негосударственного сектора экономики, что будет способствовать росту восприимчивости систем образования к потребностям рынка труда. Роль профессионально-технического образования является ключевой в инновационной деятельности, и осуществляемые проекты, как в государственном, так и частном секторах экономики, требуют подготовки кадров, необходимых для обеспечения текущей и перспективной потребностей экономики знаний и инновационного развития.
Список литературы
1. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. - Принстон, 1962.
2. Орлова Т.С., Конюховский Е.П. Трансформация факторов экономического роста в условиях глобальной экономики. // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 36 (251). - Экономика. Вып. 35. - С. 39-45.
3. Друкер, П. Управление в обществе будущего. - М.: ООО «И.Д Вильямс», 2007. - 320 с.
4. Бойко А.Н., Власкин Г.А. и др. Опыт инновационного сотрудничества стран СНГ и ЕС. - 12с. http://www.cis.minsk.by
5. Иванов Н. Мировой кризис и рынок труда. // Мировая экономика и международные отношения. -2011. - № 11. - С.3-17.
6. Методология оценки знаний (KAM 2012) - www.worldbank.org/kam
7. Новые независимые государства: сравнительные итоги социально-экономического развития (доклад ученых Центра постсоветских исследований Института экономики РАН). - // Российский экономический журнал. - 2012. - №2. - С. 36 -74.
8. Образование в странах Содружества. Аналитические материалы. Статком СНГ. - М.: Статистика СНГ, 2012.
9. Philippe Aghion, Heike Harmgart and Natalia Weisshaar. Способствование росту в странах Центральной и Восточной Европы: специальный подход для стратегии развития каждой страны. // Всемирный банк. - 2010. - Рабочий доклад № 118, октябрь.
10. Енин Ю.И. Формирование единого научно-образовательного и производственного пространства в условиях евразийской экономической интеграции. // Научно-аналитический журнал «Евразийская экономическая интеграция» (Санкт-Петербург). 2012. - №2 (15) апрель-июнь. - С. 43-50.