Таможенный контроль после выпуска товаров: проблемы правоприменительной
практики
Customs control after release of goods: problems of law enforcement practice
Нурыева Юлия Дмитриевна
Студентка 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых РФ, г. Владимир e-mail: yuliya_music@mail. ru
Nuryeva Julia Dmitrievna
4th year student Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir e-mail: [email protected]
Кудрявцева Екатерина Сергеевна
Студентка 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых РФ, г. Владимир e-mail: katarinazaretskaya@mail. ru
Kudryavtseva Ekaterina Sergeevna
4th year student Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir e-mail: [email protected]
Научный руководитель Сальникова Анастасия Владимировна
к.и.н., доцент кафедры «Финансовое право и таможенная деятельность»
Юридического института ВлГУ «Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых» e-mail: [email protected]
Scientific adviser Salnikova Anastasia Vladimirovna
Candidate of Historical Sciences Associate Professor of the Department "Financial Law and Customs Activities"
Law Institute of VlSU "Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs " e-mail: [email protected]
Аннотация.
Данная тема актуальна и злободневна в современном мире, так как чем больше таможенное законодательство ужесточается, тем более изощренными способами пользуются мошенники, целью которых является избежание уплаты пошлин и налогов, либо же сведение их к минимуму. Данные действия будут классифицироваться, как административное правонарушение либо уголовно наказуемое преступление. Такая классификация будет зависеть от тяжести совершенного проступка, а так же от количества хищения, утаенного от таможенного органа в целом. Таможенный контроль после выпуска товаров играет огромную роль в устранении правонарушений, таким образом таможенный орган в течении трех лет может отслеживаить путь реализации товаров, а значит если произойдут правонарушения, то таможенный орган может доначислить таможенные платежи, а значит пополнить государственную казну.
Annotation.
This topic is relevant and topical in the modern world, since the more customs legislation is tightened, the more sophisticated methods used by fraudsters, whose goal is to avoid paying duties and taxes, or minimizing them. These actions will be classified as an administrative offense or a criminal offense. Such a classification will depend on the severity of the offense, as well as on the amount of theft concealed from the customs authority as a whole. Customs control after the release of goods plays a huge role in the elimination of offenses, so the customs authority can track the sale of goods for three years, which means that if there are offenses, the customs authority can charge additional customs payments, and thus replenish the state treasury.
Ключевые слова: Таможенное законодательство, правонарушение, досудебный процесс, товары, контроль, наказание.
Key words: Customs legislation, offense, pre-trial process, goods, control, punishment.
В тоже время таможенный орган осуществляет большое число испытывающих операций во взаимоотношении физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Подобным способом, в 2018 году в соответствии с результатам исследовательской деятельности ФТС Российской федерации выявила 2568 дел об управленческих правонарушений и 176 преступных дел, установлено наказаний в объеме штрафов на сумму 1119,5 млн. руб. Важным компонентом таможенного контроля уже после выпуска товара является таможенный контроль: только лишь в 2018 г. проведено 4230 таможенных ревизий, то что равняется 64%
Основными тенденциями таможенных проверок в 2018 г. являлись:
- контроль за точностью развития ценообразования
- код ТН ВЭД, таким образом, осуществляя его грамотный подбор
- осуществление порядка применения либо распоряжения, касательно товаров.
Необходимо отметить, в таком случае, то, что значительная доля решений, принимаемых таможенными органами в соответствии с результатами исполнения таможенного контроля, обжалуются соучастниками ВЭД. К примеру, в 2018 г. обжаловано решений, определенных в соответствии с результатами таможенного контроля, ранее уже после выпуска товара, в требуемую необходимую сумму 2393,5 млн. руб., в таком случае, то, что приравнивается к 39,5% с общих денег доначисленных средств. В выгоду таможенного органа определено 12% решений в требуемую необходимую сумму 275,1 млн. руб., 82% находятся в процессе обжалования, 6% жалоб в требуемую необходимую сумму 144,1 млн. руб.
Предметом обжалования являются:
1) акт эмиграционного таможенного контроля;
2) требование об уплате таможенных пошлин и платежей;
3) решение о ставке;
4) решение о систематизации продуктов;
5) решение о разногласии предоставления льгот в соответствии с уплатой таможенных платежей;
6) постановление в соответствии с данным правонарушением;
7) решение о корректировке таможенной стоимости.
При обнаружении таможенным органом свойств, показывающих в таком случае, то, что данные о таможенной цене продуктов имеют все шансы быть неопределёнными или объявленные данные надлежащим способом никак не утверждены, таможенный аппарат способен осуществить вспомогательный контроль. С целью выполнения добавочного контроля объявленных данных о таможенной цене продуктов, таможенный аппарат имеет право сделать запрос у декларанта, запросить вспомогательные бумаги и данные и определить период с целью их подтверждения.
Таким образом, таможенный орган регулирует правильную уплату таможенных платежей, а так же осуществляет контроль за правильностью заполненных документов декларантом. За последнее время количество совершаемых преступлений в сфере таможенной деятельности в разы сократилось. Прекрасным примером данного утверждения послужит такое правонарушение, как контрабанда. Контрабанда была всегда острой проблемой в государстве, так как провоз на территорию запрещенных для ввоза товаров, а так же психотропных и наркотических средств очень сильно влияет на здоровье граждан, а так же несет опасность для жизни. В конце девяностых, начале двухтысячных годов контрабанда считалась одним из самых распространенных нарушений, через границу массово перевозили запрещенные товары и наркотические вещества, однако после ужесточения контроля на таможенной границе, а так же контроля после выпуска товаров, количество совершаемых незаконных провозов значительно уменьшилось. Государство предприняло множество действий, способствующих улучшению положения в стране. Таким образом, в Российской Федерации появилась модифицированная система управления рисками. Система управления рисками помогает выявить рискованный товар, а так же способствует выявлению несанкционированной продукции.
Система управления рисками (СУР) является неотъемлемой составляющей системы таможенных органов. Соответственно контрабанда стала уменьшаться в своем количестве благодаря выявлению рисковых перевозок. Так же огромную роль имело и то, что органы правопорядка и государства разобрались в таможенных органах с такой острой проблемой, как коррупция. К началу двухтысячных годов коррумпированные сотрудники очень часто пропускали продукцию, запрещенную к провозу, именно поэтому и сложилась ситуация, которая показывала всю несостоятельность таможенных органов, которые были не в состоянии в полной мере обеспечивать безопасность границы.
Таможенные органы, работая с запрещенными товарами либо неграмотно задекларированными товарами, а так же с товарами которые намеренно задекларировали не так как положено для того что бы занизить их таможенную стоимость, контролируют, как на уровне фактического контроля, так и контроля после выпуска товаров. Контроль после выпуска товаров организовывается для того, что бы позднее проследить путь реализации товаров, то есть если товар используется не по назначению, либо реализуется по более высокой стоимости доначислить таможенные платежи.
В целом, схема уклонения от уплаты таможенных платежей подразумевает участие не только лица, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность и преднамеренное недостоверное декларирование, путем предоставления таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения или поддельных документов, либо недекларирование товаров с целью уклонения от уплаты таможенных платежей, но и участие иных лиц, связанных между собой договорными обязательствами (отношениями): это и иностранный контрагент (сторона внешнеторгового контракта), который может являться фирмой-производителем, отправителем товара и организации на внутреннем рынке Российской Федерации - перепродавцы товара до конечного получателя товара.
Статьей 168 Федерального закона о таможенном регулировании таможенные органы наделены полномочиями которые позволяют изымать незаконно ввезенные товары у лиц, приобретших указанные товары на таможенной территории Союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Таможенные органы указывают на необходимость корректировки таможенной стоимости, обосновывая решения тем, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара не подтверждается документально в полном объеме, имеет низкий ценовой уровень.
При ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до их помещения под соответствующую таможенную процедуру. Это контроль - до выпуска товаров.
Вместе с тем, в условиях выборочности таможенного контроля, обусловленного функционированием системы управления рисками, таможенный контроль на этапе таможенного декларирования товаров не является исчерпывающей мерой контроля, проводимой таможенными органами.
После выпуска товаров таможенный контроль может проводиться в течении 3 лет, а в отдельных государствах-членах Союза - 5 лет.
Основным принципом комплексной модели таможенного контроля является обязательный учет в контрольной деятельности всей совокупности взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на совершение нарушений таможенного законодательства.
Таким образом, таможенный контроль после выпуска товаров - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров, а также при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского союза, путем проведения таможенных проверок и иных форм таможенного контроля, установленных Главой 45 ТК ЕАЭС.
На данном этапе развития есть множество действенных способов выявить мошенника из числа добросовестных участников внешней экономической деятельности. Что же касается правовой составляющей данного вопроса, то правонарушения совершенные участниками внешней экономической деятельности регулируются такими законодательными актами, как КОАП РФ, Уголовный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ и Гражданский Кодекс РФ. Контроль после выпуска товаров чаше всего применяется к таким участникам ВЭД, у которых высокий профиль риска, либо же они только начали осуществлять свою деятельность. Данные методы помогают избежать нарушения законодательства, ведь как итог может пострадать государственная казна, либо же на территорию РФ попадут запрещенные товары (контрабанда) в массовом количестве, что может за собой повлечь опасные последствия для жизни и здоровья граждан, проживающих на территории нашего государства.
Отличным примером на наш взгляд будет являться контрабанда. Контрабанда-это перемещение товара, запрещенных наркотических или психотропных веществ через таможенную границу. Для того, что бы обнаружить контрабанду таможенным органам необходимо либо сразу ее выявлять и проверять на въезде в страну, но не всегда бывает так, что у таможенников есть время все досканально проверить, а учитывая ухищрения на которые идут контрабандисты ее временами очень проблематично обнаружить. Если позднее в отношении этих участников ВЭД будет проводиться таможенная проверка после выпуска товара, а она может провестись в любой период времени в срок 3 года. Если в ходе этой проверки, а она может быть двух видов: камеральная (проверка документов и сведений, без выезда к проверяемому лицу) и выездная (с выездом к проверяемому лицу и проверкой добросовестной реализации товара по факту), выявлены следы контрабандной продукции, то осуществляются следственные действия по данному делу. На данный момент в Уголовном Кодексе прописано четыре вида контрабанды. По части первой, статьи 200.1 УК РФ предусмотрены такие виды наказания, как крупный штраф, рассчитывающийся исходя из суммы хищения (провезенной контрабандной продукции), принудительные работы до двух лет, ограничение свободы до двух лет. Так же в УК РФ имеются указания на квалифицированные составы такого преступления: особо крупный ущерб и совершение деяния группой лиц. Однако лицо может избежать наказания в виде лишения свободы, в случае, если оно в добровольном порядке отдаст контрабандную продукцию, так же если в его действиях не усматривается другого мотива.
Надеюсь, мы смогли вам показать всю важность проведения контроля после выпуска товара, а так же указать на всю серьезность последствий за нарушение законодательства. В современном обществе необходимо
соблюдать закон, ведь если каждый из участников Внешней Экономической Деятельности будет добросовестно осуществлять возложенные на него обязанности, тогда государство может поистине считаться процветающим. К сожалению, нам еще нужно многие урегулировать проблемы, но это вопрос времени.
Список используемой литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: Терра, 2017. - 256 с.
2. Приложение к Письму ФТС России "Сведения по обжалованию решений, принятых по результатам таможенного контроля после выпуска товаров в 2013 году".
3. Дмитриев В.В. Актуальные вопросы защиты таможенными органами прав на товарные знаки (по материалам арбитражной практики) // Таможенное дело. 2009. № 1. 12 с.