Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЙ КОМПЛАЕНС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ТАМОЖЕННЫЙ КОМПЛАЕНС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛАЕНС / ТАМОЖЕННЫЙ КОМПЛАЕНС / АУДИТ / АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ / ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лабоськин М. А., Николаев В. В.

Данное научное исследование выполнено с целью выявления особенностей внедрения таможенного комплаенса как инструмента таможенного аудита. В статье рассмотрены аспекты формирования и разновидности комплаенса в России. В работе определена сущность комплаенса, а также его цель. На основе теоретико-правовых основ комплаенса был рассмотрен таможенный комплаенс, как инструмент таможенного аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS COMPLIANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION: STATE AND PROSPECTS

This scientific study was carried out in order to identify the specifics of the implementation of customs compliance as a customs audit tool. The article considers aspects of the formation and variety of compliance in Russia. The work defines the essence of compliance, as well as its purpose. Based on the theoretical and legal basis of compliance, customs compliance was considered as a tool of customs audit.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЙ КОМПЛАЕНС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 338.465.2

M.A.Laboskin, V.V.Nikolaev

CUSTOMS COMPLIANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION: STATE AND PROSPECTS

This scientific study was carried out in order to identify the specifics of the implementation of customs compliance as a customs audit tool. The article considers aspects of the formation and variety of compliance in Russia. The work defines the essence of compliance, as well as its purpose. Based on the theoretical and legal basis of compliance, customs compliance was considered as a tool of customs audit.

Keywords: compliance, customs compliance, audit, audit services, customs audit, customs inspection, foreign economic activity.

М.А. Лабоськин1, В.В.Николаев2

ТАМОЖЕННЫЙ КОМПЛАЕНС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Данное научное исследование выполнено с целью выявления особенностей внедрения таможенного комплаенса как инструмента таможенного аудита. В статье рассмотрены аспекты формирования и разновидности комплаенса в России. В работе определена сущность комплаенса, а также его цель. На основе теоретико-правовых основ комплаенса был рассмотрен таможенный компла-енс, как инструмент таможенного аудита.

Ключевые слова: комплаенс, таможенный комплаенс, аудит, аудиторские услуги, таможенный аудит, таможенная проверка, внешнеэкономическая деятельность.

DOI: 10.36807/2411 -7269-2023-1-32-13-17

Развитие экономических правоотношений в условиях рынка вызвало необходимость внедрения системы мер, обеспечивающих снижение рисков нарушения норм, прежде всего, в числе гражданского, коммерческого, налогового, таможенного, антимонопольного (конкурентного) права. В связи с этим на практике стали внедряться новые формы внутреннего контроля, к которым относится комплаенс.

В общем понимании комплаенс представляет собой контроль и приведение деятельности предприятия в соответствие с законодательством, правом, нормами, правилами, распоряжениями, стандартами, внутренними документами. Так как нарушение данных норм влечёт за собой не только финансовые, административные, но и репутационные риски, то необходим тщательный контроль для управления ими. Чаще всего комплаенс встречается в банковской сфере, но сегодня его активно применяют компании и в других областях, где необходимо строго действовать в соответствии с законодательством, нормами и правилами.

Ретроспективный анализ нормативно-правовой базы показал, что официально впервые в России термины "служба комплаенс-контроля" и "комплаенс-контролёра" употребляются в Письме ЦБР от 17 июня 1999 г. № 179-Т3. Данное письмо содержит методические рекомендации, в которых указывается, что под службой комплаенс-контроля и

1 Лабоськин М.А., доцент кафедры таможенного администрирования, кандидат экономических наук; ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), г. Санкт-Петербург

Laboskin M.A., Associate Professor of the Department of Customs Administration, PhD in Economics; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg

E-mail: [email protected]

2 Николаев В.В., доцент кафедры таможенного администрирования, кандидат экономических наук; ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), г. Санкт-Петербург

Nikolaev V.V., Associate Professor of the Department of Customs Administration, PhD in Economics; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg

E-mail: [email protected]

3 Письмо ЦБР от 17 июня 1999 г. № 179-Т "О Методических рекомендациях по проверкам кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг" / Консультант плюс - правовой портал / [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=417751#Nj36aWTOV4W1QQvj.

комплаенс-контролёра понимается служба внутреннего контроля и контролёр, наличие которых было предусмотрено Постановлением ФКЦБ РФ от 23.11.1998 № 501.

Термин "комплаенс" впервые был введён в Стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг., утверждённой 03.07.2013 Президиумом Федеральной антимонопольной службы2. В указанной Стратегии ставилась задача разработать и внедрить на законодательном уровне нормы, стимулирующие внедрение систем комплаенса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков, а также разработать и реализовать комплекс мер по адвокатированию антимонопольного комплаенса как одного из основных направлений снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Законодательно антимонопольный комплаенс был оформлен от 01.03.2020 № 33-ФЗ Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", которым Федеральный закон "О защите конкуренции" был дополнен статьей 9.1 "Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства". В соответствии с пунктом 1 данной статьи в целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения хозяйствующий субъект вправе организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Таким образом, антимонопольный комплаенс - система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Он представляет собой систему правовых и организационно-управленческих мер, предусмотренных внутренним актом (актами) лица, которые направлены на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения [8]. Антимонопольный комплаенс обязателен для органов государственной власти и может быть внедрён в работу хозяйствующих субъектов. Распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р утверждены Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Руководствуясь указанными Методическими рекомендациями, разработаны положения создания системы антимонопольного комплаенса в Минфине России (приказ от 15.05.2020 № 438), в ФТС России (приказ от 15.05.2020 № 438), в Росфинмониторинге (приказ от 06.05.2020 № 112), в Минобороны России (приказ от 12.09.2019 № 522), в других федеральных органах исполнительной власти.

В системе управления хозяйствующими субъектами термин "комплаенс" можно определить, как инструмент минимизации риска при нарушении законодательства или снижения риска от применения юридических санкций или санкций регулирующих органов. Так Ю. Бондаренко определяет комплаенс как: "неотъемлемую часть корпоративной культуры компании" [1]. По сути такое же определение приводится и в Стандарте ISO 37301:2021 "Система управления соответствием - требования с руководством по применению" [13].

Исходя из определения можно выделить сущность комплаенса, представленную на Рис. 1.

1 Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 23 ноября 1998 года № 50 "Об утверждении Положения о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" // Вестник ФКЦБ России. 1998. № 11.

2 "Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг." (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013) / Консультант плюс - правовой портал / [Электронный ресурс]. - иР1_: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149768/.

Комплаенс (сущность)

Экономическая сущность

Правовая сущность

Достижение положительного финансового эффекта от результатов применения комплаенс-контроля в бизнес-процессе

Применение комплаенс -контроля на практике, который базируется исключительно на норме закона

Рис. 1 - Сущность комплаенса

Исходя из сущности комплаенса, его можно определить, как часть системы управления рисками на предприятии, как приводит Калабин В.А.: "возникающими по причине несоблюдения: "законодательства; предписаний регуляторов, контролирующих организаций; правил саморегулируемых организаций и других форм объединения предприятий; внутренних документов" [5].

Таким образом, целью комплаенса является минимизация риска вовлечения организации в процесс нарушения законодательства, норм и правил, которые приводят к негативным последствиям, не только с финансовой стороны, но и потере доверия со стороны клиентов, партнёров, регулирующих органов и всех, кто прямо или косвенно взаимодействует с организацией.

Комплаенс-риск - это риск применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения им законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения.

Ермакова Н.А. и Ахуньяноа Ч.Ф. выделяют три основных риска, составляющих основу комплаенс-рисков, представленных на Рис. 2.

Рис. 2 - Основа комплаенс-рисков [3]

Многообразие и динамичность законодательства в сфере внешнеторговой деятельности со стороны таможенных и налоговых органов, соблюдение требований банков обусловливает воздействие различного рода рисков на деятельность участников ВЭД [9].

Несоблюдение законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения сотрудниками создаёт риски для компании и её руководителей, влекущие материальную, дисциплинарную, административную, уголовную ответственность [7].

В экономической сфере и в сфере ВЭД, кроме антимонопольного, различают также следующие виды комплаенса.

Санкционный комплаенс - комплекс мер по проверке деятельности компании в период санкций и контрсанкций. Основная задача юристов - выявление санкционных рисков при работе с иностранными контрагентами. В рамках санкционного комплаенса проводится работа по направлению "параллельного импорта".

Налоговый комплаенс - контроль соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности в сфере налогового законодательства.

Банковский комплаенс - контроль соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности законодательства в сфере банковской деятельности и валютного контроля.

Экспортный комплаенс - механизм управления рисками при осуществлении экспортно-импортных операций.

Экспортный комплаенс относится к разновидности таможенного комплаенса, направленного на развитие экспортного потенциала. Идею создания экспортного компла-енса высказал глава Минпромторга России Д. Мантуров в ноябре 2018 г., основанную на принципе добровольной сертификации. Национальная система экспортного комплаенса направлена на снижение санкционных рисков при экспорте товаров с страны Евросоюза.

Шаги в направлении присоединения к международной системе экспортного ком-плаенса были сделаны и в рамках ЕАЭС. Коллегия Евразийской экономической комиссии в качестве одной из мер по развитию сотрудничества государств-членов ЕАЭС в сфере производства мяса птицы и продукции его переработки рекомендовала государствам-

членам ЕАЭС обеспечить присоединение государств-членов к международной системе

i

экспортного комплаенса .

До настоящего времени идея создания Национальной системы экспортного комплаенса остаётся нереализованной, хотя представляется целесообразным обсудить её внедрение в рамках взаимодействия в нынешних условиях со странами Азии как с торгово-экономическими партнёрами.

Современная тенденция таможенного администрирования направлена на стимулирование соблюдения норм и правил в законодательстве в сфере таможенного дела, в соответствии с нормами Соглашения об упрощении процедур торговли ВТО 2013 г. В связи с этим представляется актуальное направление внедрения процедур таможенного комплаенса в деятельность участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенный комплаенс (customs compliance) - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований норм таможенного права и законодательства о таможенном регулировании и на предупреждение их нарушений.

В некоторых публикациях высказывается мнение, что "Таможенный комплаенс (customs compliance) позволит проанализировать внешнеэкономическую деятельность компании без участия аудитора" [11], но в таможенном аудите комплаенс является инструментом аудитора. Таможенный комплаенс направлен на анализ соблюдения законодательства в таможенной сфере участниками внешнеэкономической деятельности и предотвращение его нарушений. Для проведения самостоятельного комплаенса Инна Елисанова предлагает проведение самопроверки в три этапа, где первый этап - это ответы на вопросник [12].

В качестве главной цели таможенного комплаенса (customs compliance) можно определить сокращение нарушений правовых международных правовых актов и законодательства о таможенном регулировании со стороны лица, применяющего таможенный комплаенс.

Внедрение лицом в свою деятельность таможенного комплаенса способствует:

- снижению рисков нарушения норм международных правовых актов и законодательства о таможенном регулировании и наступления негативных последствий, вызванных такими нарушениями;

- созданию дополнительных условий для самостоятельного предупреждения и выявления возможных нарушений международных правовых актов и законодательства о таможенном регулировании;

- повышению определённости при осуществлении рабочих процессов, что в свою очередь упрощает их оптимизацию, а также выявление и устранение сопутствующих комплаенс-рисков;

- снижению вероятности проведения таможенных проверок в отношении лица, внедрившего таможенный комплаенс;

- общему повышению корпоративной культуры, основанной в том числе на принципе соблюдения международно-правовых норм и норм законодательства о таможенном регулировании.

Таможенный комплаенс (customs compliance) может быть рекомендован в следующих ситуациях:

- самоконтроль функции ВЭД компании;

- при смене логистики поставок (таможенных органов оформления);

- при смене структуры в рамках группы компаний/создание дочерней компании на территории РФ;

- при получении статуса уполномоченного экономического оператора;

- при проверке отсутствия существенных нарушений таможенного законодательства для гарантии статуса компании с "низким уровнем риска";

- если произошла смена таможенного представителя или организация решает самостоятельно декларировать товары в таможенных органах;

- при оценке получения организацией возможных таможенных льгот, тарифных преференций и упрощений в рамках таможенного законодательства.

1 Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.11.2018 № 26 "О развитии сотрудничества государств-членов Евразийского экономического союза в сфере производства мяса птицы и продукции его переработки" // www.eurasiancjmission.org. Публикация от 30.11.2018.

Хотя и многие предприятия не готовы нести затраты на комплаенс, но практика показывает о его окупаемости в виде снижения рисков [1].

Организацию проведения таможенного комплаенса можно провести в соответствии со Стандартом ISO 37301:2021 "Система управления соответствием - требования с руководством по применению".

Немаловажно отметить, что актуальность внедрения таможенного комплаенса обусловлена формированием таможенного аудита в соответствии со Стратегией развития таможенных органов Российской Федерации до 2030 г. Хотя и И. Елисанова приводит как: "Таможенный аудит фактически равнозначен customs compliance" [10], но на наш взгляд комплаенс это инструмент таможенного аудита. Таможенный аудит, это комплексная проверка организации деятельности участника внешнеэкономической деятельности, а комплаенс проверка - соблюдение законодательства в сфере таможенного дела.

Список использованных источников

1. Аксенов И.А. Комплаенс-контроль в таможенном деле и внешнеэкономической деятельности / И.А. Аксенов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 5. - № 9. - С. 71-74.

2. Бондаренко Ю. Эффективное управление compliance-рисками: системный подход и критический анализ // Корпоративный юрист. - 2008. - № 6. - С. 29-32.

3. Ермакова Н.А., Ахуньяноа Ч.Ф. Комплаенс-контроль в системе внутреннего контроля корпораций // Международный бухгалтерский учёт. - 2014. - № 3(297). - С.2-10.

4. Исраилов М.И. Внутренний аудит, как один из методов улучшения деятельности таможенных органов / М.И. Исраилов, Б.К. Кожомбердиев // - 2019. - № 1(24). - С. 271-277.

5. Калабин В.А. Инструментарий анализа и оценки влияния кадровых рисков на экономическую безопасность организации / В.А. Калабин, К.Ю. Бурцева // Специалисты АПК нового поколения: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 08-12 апреля 2019 года / ФГБОУ ВО "Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова"; под редакцией Е.Б. Дудниковой. - Саратов: ООО "ЦеСАин", 2019. - С. 225-232.

6. Непарко М.В. Особенности проведения таможенного аудита / М.В. Непарко, С.В. Кузнецова, Ю.С. Панчохина // - 2018. - Т. 1. - № 5(22). - С. 488-490.

7. Плетюхина С.А. Комплаенс в системе внутреннего контроля организаций различных форм собственности / С.А. Плетюхина // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. - 2020. - № 19(35). - С. 126-132.

8. Румянцева Ю.Н. Антимонопольный комплаенс как часть комплаенс-программы соблюдения законодательства Российской Федерации / Ю.Н. Румянцева // Пролог: журнал о праве. - 2019. - № 2(22). - С. 53-56.

9. Якимова В.А. Особенности применения комплаенс-процедур в системе внутреннего контроля экспортной деятельности предприятий / В.А. Якимова // Международный бухгалтерский учёт. - 2021. - Т. 24. - № 4(478). - С. 459-486.

10. Аудит, который подойдёт и бизнесу, и таможне / Обзор прессы - TKS.RU / [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tks.ru/reviews/2019/04/01/03.

11. Таможенный аудит и customs compliance в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2020. - № 11.

12. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2019620732 Российская Федерация. База данных ответов на вопросы и данные анализа в рамках программы КПС "Таможенный аудит", версия 1.0: № 2019620643: заявл. 18.04.2019: опубл. 08.05.2019 / И.И. Елисанова. - EDN BSYCHX.

13. ISO 37301:2021 Compliance management systems - Requirements with guidance for use / [Электронный ресурс]. - URL: https://www.iso.org/ru/standard/75080.html.

14. Национальная Ассоциация Комплаенс / [Электронный ресурс]. - URL: https://compliance.su/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.