Научная статья на тему 'Таможенное регулирование в контексте обеспечения экономической безопасности России'

Таможенное регулирование в контексте обеспечения экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные органы / экономическая безопасность / функции таможенных органов / таможенное законодательство / таможенный контроль / доходы федерального бюджета / customs authorities / economic security / functions of customs authorities / customs legislation / customs control / federal budget revenues

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Александрович Кайгородцев

В статье рассматривается роль таможенных органов в системе экономической безопасности РФ. Дана характеристика фискальной, контрольной, регулятивной и правоохранительной функций таможенных органов в контексте обеспечения экономической безопасности России. Доля администрируемых таможенными органами доходов федерального бюджета даже в условиях эскалации экономических санкций стран Запада против России и сокращения по этой причине объемов внешней торговли РФ составляет около 25 %. При этом по результатам проводимых проверок в доходную часть федерального бюджета поступают значительные суммы сокрытых от уплаты таможенных платежей, налогов и сборов. Таможенные органы участвуют в реализации внешнеэкономической политики государства, применяя к участникам внешнеэкономической деятельности, не только разного рода запреты и ограничения, но и систему экономических и неэкономических льгот и преференций. В результате проведенного исследования даны рекомендации по совершенствованию таможенной деятельности, ориентированной на обеспечение экономической безопасности России. При применении тарифных и нетарифных мер внешнеторговой политики целесообразно учитывать уровень развития отраслей и производств, а также их вклад в функционирование и развитие народного хозяйства РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александр Александрович Кайгородцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs regulation in the context of ensuring Russia’s economic security

The article examines the role of customs authorities in the economic security system of the Russian Federation. The characteristics of the fiscal, control, regulatory and law enforcement functions of customs authorities in the context of ensuring the economic security of Russia are given. The share of federal budget revenues administered by the customs authorities, even in the context of the escalation of Western economic sanctions against Russia and the reduction in foreign trade volumes of the Russian Federation for this reason, is about 25 %. At the same time, according to the results of the inspections, the revenue part of the federal budget receives significant amounts of hidden customs payments, taxes and fees. Customs authorities participate in the implementation of the state’s foreign economic policy, applying to participants in foreign economic activity not only various prohibitions and restrictions, but also a system of economic and non-economic benefits and preferences. As a result of the conducted research, recommendations are given on improving customs activities aimed at ensuring the economic security of Russia. When applying tariff and non-tariff measures of foreign trade policy, it is advisable to take into account the level of development of branches and industries of the economy, as well as their contribution to the functioning and development of the national economy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Таможенное регулирование в контексте обеспечения экономической безопасности России»

Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2024. № 1. С. 99-108.

Herald of the Mosoow University of Finances and Law MFUA. 2024. № 1. С. 99-108.

Научная статья

УДК 339.543: 346.548

doi:10.52210/2224669X_2024_1_99

Таможенное регулирование в контексте обеспечения экономической безопасности России

Александр Александрович Кайгородцев

Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7410-7383

Аннотация. В статье рассматривается роль таможенных органов в системе экономической безопасности РФ. Дана характеристика фискальной, контрольной, регулятивной и правоохранительной функций таможенных органов в контексте обеспечения экономической безопасности России. Доля администрируемых таможенными органами доходов федерального бюджета даже в условиях эскалации экономических санкций стран Запада против России и сокращения по этой причине объемов внешней торговли РФ составляет около 25 %. При этом по результатам проводимых проверок в доходную часть федерального бюджета поступают значительные суммы сокрытых от уплаты таможенных платежей, налогов и сборов. Таможенные органы участвуют в реализации внешнеэкономической политики государства, применяя к участникам внешнеэкономической деятельности, не только разного рода запреты и ограничения, но и систему экономических и неэкономических льгот и преференций. В результате проведенного исследования даны рекомендации по совершенствованию таможенной деятельности, ориентированной на обеспечение экономической безопасности России. При применении тарифных и нетарифных мер внешнеторговой политики целесообразно учитывать уровень развития отраслей и производств, а также их вклад в функционирование и развитие народного хозяйства РФ.

Ключевые слова: таможенные органы, экономическая безопасность, функции таможенных органов, таможенное законодательство, таможенный контроль, доходы федерального бюджета

© Кайгородцев А.А., 2024

Для цитирования: Кайгородцев А.А. Таможенное регулирование в контексте обеспечения экономической безопасности России // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2024. № 1. С. 99-108. https:// doi:10.52210/2224669X_2024_1_99.

Original article

Customs regulation in the context of ensuring Russia's economic security

Alexandr A. Kaigorodtsev

Moscow University of Finances and Law MFUA, Yaroslavl Branch Yaroslavl, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7410-7383

Abstract. The article examines the role of customs authorities in the economic security system of the Russian Federation. The characteristics of the fiscal, control, regulatory and law enforcement functions of customs authorities in the context of ensuring the economic security of Russia are given. The share of federal budget revenues administered by the customs authorities, even in the context of the escalation of Western economic sanctions against Russia and the reduction in foreign trade volumes of the Russian Federation for this reason, is about 25 %. At the same time, according to the results of the inspections, the revenue part of the federal budget receives significant amounts of hidden customs payments, taxes and fees. Customs authorities participate in the implementation of the state's foreign economic policy, applying to participants in foreign economic activity not only various prohibitions and restrictions, but also a system of economic and non-economic benefits and preferences. As a result of the conducted research, recommendations are given on improving customs activities aimed at ensuring the economic security of Russia. When applying tariff and non-tariff measures of foreign trade policy, it is advisable to take into account the level of development of branches and industries of the economy, as well as their contribution to the functioning and development of the national economy of the Russian Federation.

Keywords: customs authorities, economic security, functions of customs authorities, customs legislation, customs control, federal budget revenues

For citation: Kaigorodtsev А.А. Customs regulation in the context of ensuring Russia's economic security // Herald of the Mos^w University of Finances and Law MFUA. 2024. № 1. Р 99-108. https://doi:10.52210/2224669X_2024_1_99.

Деятельность таможенных органов ориентирована на решение следующих задач, способствующих обеспечению экономической безопасности РФ:

- профилактика, выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства;

- обеспечение правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин;

- защита внутреннего рынка от контрафактной продукции;

- защита прав отечественных предпринимателей-владельцев интеллектуальной собственности;

- противодействие легализации доходов, полученных преступным путем;

- предотвращение в рамках валютного регулирования и валютного контроля незаконного вывода капиталов из страны, оказание содействия репатриации в РФ экспортной выручки и т.п. [6].

Исходя из этого, можно сделать вывод об актуальности темы настоящей статьи, целью которой является определение места и роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности РФ в условиях наращивания странами Запада экономического давления на РФ.

Методологической основой исследования являются произведения российских ученых, посвященные изучению роли и места таможенных органов в обеспечении экономической безопасности.

Информационной основой исследования являются официальные данные Федеральной таможенной службы (ФТС), Министерства финансов РФ, а также данные из открытых источников информации.

В 2022 г. в условиях эскалации после начала специальной военной операции (СВО) применения странами коллективного Запада экономических и логистических ограничений в отношении российского бизнеса деятельность Федеральной таможенной службы была оперативно перестроена в целях:

- минимизации негативного воздействия санкций на экономику страны;

- обе спечения максимально возможных в подобных условиях объемов экспорта и импорта;

- недопущения дефицита критически важных и социально значимых товаров;

- оказания содействия Министерству обороны РФ и предприятиям оборонно-промышленного комплекса в решении задач, поставленных перед ними в связи с проведением СВО.

Таможенные органы в процессе своей деятельности выполняют фискальную, контрольную, регулятивную и правоохранительную функции.

Значимость фискальной функции таможенных органов для обеспечения экономической безопасности государства можно проиллюстрировать при помощи приведенных в таблице 1 статистических данных, характеризующих динамику структуры доходов федерального бюджета за 2019-2022 гг.

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами РФ, млрд руб.

Показатели 2019 г 2020 г 2021 г 2022 г. 2022 г в % к 2019 г.

Доходы федерального бюджета - всего 20 188,7 18 719,1 25 286,4 27 824,0 137,8

в том числе, админи-стрируемые таможенными органами 5729,1 4751,8 7156,8 6612,1 115,4

из них:

при импорте товаров 3345,4 3444,0 4724,5 2731,5 63,7

при экспорте товаров 2291,3 1148,1 2253,7 3777,6 164,9

иные платежи 92,4 159,7 178,6 103,0 111,5

Доля доходов, администрируемых таможенными органами, % 28,4 25,4 28,3 23,8 -4,6 п.п.

Источник: составлено по данным [5, с. 70; 4, с. 31-32]

Из таблицы 1 видно, что в 2022 г. удельный вес администрируемых ФТС доходов федерального бюджета уменьшился по сравнению с уровнем 2019 г., предшествующего сокращению в условиях пандемии COVID-19 объемов международной торговли, на 4,6 процентных пункта (п.п.) и составил 23,8 %, а по сравнению с 2021 г., предшествующим введению после начала СВО многочисленных пакетов экономических санкций США и ЕС против России, - на 4,6 п.п. При этом абсолютная сумма поступлений от таможенных органов плате-

жей в бюджет увеличилась по сравнению с 2019 г. на 883 млрд руб. или на 15,4 %. Это произошло главным образом за счет увеличения бюджетных доходов от экспорта товаров 1486,3 млрд руб. (на 64,9 %) при сокращении доходов от импорта на 1113,9 млрд руб. (на 33,3 %).

По сравнению с 2021 г. общая сумма администрируе-мых ФТС доходов бюджета уменьшилась на 544,7 млрд руб. (-7,6 %) при сокращении доходов от импорта на 1993 млрд руб. (-42,2 %), которое сопровождалось ростом доходов от экспорта на 1523,9 млрд руб. (+67,6 %).

Таможенные органы осуществляют защиту экономических интересов РФ на основе:

- проведения контроля соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и РФ при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств;

- проверки соблюдения участниками ВЭД условий использования товаров, находящихся на таможенной территории под таможенным контролем;

- противодействия уклонению участников ВЭД от уплаты таможенных платежей;

- соблюдения предусмотренных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза и законодательством РФ запретов и ограничений на ввоз/вывоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС [1, с. 110].

Выполняя контрольную функцию, таможенные органы осуществляют таможенный контроль, используя при этом метод выборочного контроля, лежащего в основе системы управления рисками (СУР), предусматривающей включение участников ВЭД в группы с высокой, средней и низкой степенью риска в зависимости от результатов оценки вероятности нарушения ими таможенного законодательства [7, с. 185].

По состоянию на 1 января 2023 г. к категории низкого риска отнесен 13 791 участник ВЭД, среднего уровня риска - 100 892 участника ВЭД, высокого риска - 6727 участников ВЭД.

Одним из ключевых направлений деятельности таможенных органов в сфере обеспечения экономической безопасности России является развитие системы таможенного контроля после выпуска

товаров, ориентированной на создание условий для соблюдения участниками ВЭД установленного в стране порядка оборота товаров и транспортных средств в рамках единого государственного механизма реагирования на угрозы национальной безопасности РФ [3, с. 83].

Об эффективности таможенного контроля после выпуска товаров можно судить по следующим данным:

- в 2022 г. при увеличении по сравнению с предыдущим годом количества проверок на 4,0 %, в результате выявления фактов нарушений таможенного законодательства ЕАЭС и РФ было дополнительно начислено налоговых платежей на сумму 28,0 млрд руб., что на 15,0 % превышает уровень 2021 г.;

- сумма средств, дополнительно перечисленных в федеральный бюджет, увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 29,4 % и составила 18,5 млрд руб.;

- средняя бюджетная эффективность одной проверки увеличилась на 26,3 % и составила 9,6 млн руб. [8, с. 22].

В рамках реализации таможенными органами регулирующей функции, в 2022 г. в целях оказания финансовой поддержки населению и бизнесу ФТС России был реализован комплекс мер на общую сумму 1,1 трлн руб., в том числе включающий следующие мероприятия [8, с. 2]:

- освобождение участников ВЭД от уплаты таможенных платежей в результате применения нулевой ставки ввозной таможенной пошлины, а также применения тарифных льгот на общую сумму 108 млрд руб.;

- предоставление отсрочки в погашении задолженности по таможенным платежам более чем 6,5 тыс. участников ВЭД на сумму 21,7 млрд руб.;

- введение для системообразующих и градообразующих предприятий беспроцентных отсрочек и рассрочек по уплате ввозных таможенных пошлин на общую сумму 164 млн руб.;

- увеличение нормы беспошлинного ввоза Интернет-покупок стоимостью до 1000 евро, в соответствии с которой было ввезено 1,52 млн посылок, а общая сумма не подлежащих уплате в бюджет платежей составила 2 млрд руб.

Наряду с финансовыми, были реализованы следующие административные меры государственной поддержки бизнеса:

- ускорение прохождения товаров через таможенную границу и их выпуска в свободное обращение;

- упрощение порядка совершения таможенных операций на Дальнем Востоке и по международному транспортному коридору «Север - Юг» в связи с переориентацией транспортных потоков с Запада на Восток;

- реализация ФТС России совместных проектов с таможенными службами Азербайджана (с 31 марта 2022 г.), Узбекистана (с 13 мая 2022 г.), Ирана (с 30 июня 2022 г.) и Китая (с 15 июля 2022 г.) по упрощению совершения таможенных операций на основе взаимного признания института уполномоченного экономического оператора, взаимного признания результатов таможенного контроля и т.п.;

- реализация Плана приоритетных задач таможенного сотрудничества, направленных на обеспечение поступления на российский рынок наиболее востребованных категорий товаров (включая медикаменты и промышленные товары) с обеспечением безопасности цепей поставок;

- обеспечение первоочередного порядка, высокой скорости и бесперебойности перемещения через таможенную границу товаров для нужд Министерства обороны РФ и предприятий оборонно-промышленного комплекса [8, с. 3-4].

При осуществлении правоохранительной деятельности таможенные органы обеспечиваю решение следующих основных задач:

- противодействие международной преступности, в том числе терроризму, незаконному обороту наркотических и психотропных веществ, контрабанде, торговле контрафактной продукцией;

- обмен информацией о признаках подготавливаемых преступлений, относящихся к компетенции таможенных органов, с Пограничной службой ФСБ, МВД РФ, ФНС и другими органами государственного управления;

- совершенствование внутриведомственного, межведомственного и международного взаимодействия в борьбе с правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, с коррупцией и международным терроризмом, незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и т.п. [3, с. 66-67].

Выполняя правоохранительную функцию, таможенные органы осуществляют профилактику, выявление и пресечение таможенных правонарушений. Так, в 2022 г. было возбуждено более 41 тыс. дел об административных правонарушениях, более 300 уголовных дел, принято более 26 тыс. решений об отказе в выпуске и свыше 12 тыс. решений о запрете ввоза/вывоза товаров. Дополнительно взыскано таможенных платежей на сумму 17,6 млрд руб. [8, с. 13-14].

Деятельность таможенных органов оказывает влияние на эффективность функционирования различных отраслей экономики, в зависимости от стадии развития которых (становление отрасли, слабое развитие, инновационное развитие) целесообразно использовать конкретные инструменты таможенного регулирования внешнеторговой деятельности [3, с. 72-73]:

1. На стадии становления отрасли - использование различных инструментов тарифного и нетарифного регулирования импорта (дифференциация; тарифная эскалация).

2. На стадии слабого развития отрасли - стимулирование ввоза необходимых для развития производства оборудования, сырья и материалов (снижение ставок таможенных пошлин; эффективный тариф).

3. На стадии инновационного развития отрасли:

- тарифное и нетарифное ограничение импорта;

- создание совместных предприятий на территории ЕАЭС;

- стимулирование экспорта производимой продукции за пределы ЕАЭС.

Необходимо осуществлять стимулирующую экономическую политику в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, нацеленную на выравнивание конкурентных условий для российских и зарубежных товаропроизводителей. В рамках реализации такой политики целесообразно разработать комплекс нетарифных мер государственной поддержки участников ВЭД, учитывающих специфику функционирования конкретных отраслей и производств (уровень фискальной нагрузки; стоимость кредитных ресурсов, материалов и комплектующих; стоимость энергетических ресурсов; логистические издержки; административные расходы и т.п.) и их вклад в развитие народного хозяйства РФ, а при отсутствии такой возможности - применять повышенные ставки ввозных таможенных пошлин, обеспечивающие необходи-

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

мый уровень тарифной защиты для каждого вида экономической деятельности [2, с. 254].

Список источников

1. Агамагомедова С.А., Надыкина Н.А., Шейкина Т.С. Роль таможенных органов в обеспечении продовольственной безопасности России // Продовольственная политика и безопасность. 2017. Т. 4. № 2.

2. Бабкин К.А. России нужна разумная экономическая политика // Новая модель экономического развития России: концепция формирования и реализации. М., 2016.

3. Вагин В.Д. Таможенные органы и их роль в обеспечении экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности: учебное пособие. СПб., 2019.

3. Гупанова Ю.Е. Поддержка развития отраслей национальной экономики методами таможенного регулирования // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3.

4. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2022 г. (предварительные итоги). М., 2023.

5. КимА.Р. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/rol-tamozhennyh-organov-v-obespechenii-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii-3 (дата обращения: 19.04.2023).

6. Коварда В.В., Лаптев Р.А., Болычева Е.А., Бобырева Е.В. Направления совершенствования деятельности таможенных органов России по обеспечению национальной безопасности страны в условиях масштабной цифровизации // Вестник Евразийской науки. 2021. № 2. Т. 13.

7. Немирова Г.И. Таможенные методы регулирования экономической безопасности России // Экономическая безопасность. 2018. Т. 1. № 3.

8. Таможенная служба Российской Федерации в 2022 году. URL: https:// customs.gov.ruactivity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 19.04.2023).

Информация об авторе А.А. Кайгородцев - доктор экономических наук, доцент, академик Российской академии естествознания; профессор Ярославского филиала Московского финансово-юридического университета МФЮА, г. Ярославль, Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author A.A. Kaigorodtsev - Doctor of Sciences in Economies, Associate Professor, Full member of the Russian Academy

of Natural Sciences (RAE); Professor of the Yaroslavl Branch of the Moscow University of Finances and Law MFUA, Yaroslavl, Russia

Статья поступила в редакцию 12.01.2024; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 21.02.2024.

The article was submitted 12.01.2024; approved after reviewing 19.02.2024; accepted for publication 21.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.