Customs policy of the Russian Federation as an instrument of social control of foreign economic activity of the state Gordeeva D. , Glekova V. (Russian Federation) Таможенная политика Российской Федерации как инструмент социального управления внешнеэкономической деятельности государства Гордеева Д. В. , Глекова В. В. (Российская Федерация)
1 Гордеева Дарья Владимировна / Gordeeva Dar'ja - студент;
2Глекова Виктория Викторовна / Glekova Viktorija - преподаватель, научный руководитель,
кафедра управления МГОТУ,
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Технологический университет», г. Королев
Аннотация: в статье анализируется роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации.
Abstract: the article analyzes the role of customs and tariff regulation in the system of state regulation of foreign trade activities in the Russian Federation.
Ключевые слова: государственная политика, таможенная политика, таможеннотарифное регулирование.
Keywords: government policy, customs policy, tariff regulation.
Управление обществом, социальными явлениями и процессами являются объективной закономерностью и необходимым условием раскрытия возможностей его прогресса. Решение политических, экономических, социальных, организационных проблем, стоящих перед таможенной службой Российской Федерации, упирается в необходимость кардинального усовершенствования управления.
В связи с возрастающей ролью России на мировом рынке, роль Федеральной таможенной службы в осуществлении внешнеэкономической политики РФ увеличивается. Особое значение стали играть организация и управление федеральной таможенной службой внешнеэкономической деятельностью государства. Управление в таможенной службе - это деятельность специально созданных аппаратов и должностных лиц, которые наделены конкретными полномочиями для упорядочения системы таможенной службы, обеспечения ее наилучшего функционирования и развития. Главной целью системы управления в таможенных органах является достижение согласованности действий всех сотрудников таможенных органов. Система должна функционировать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных целей и задач. Для осуществления этого требуется четкое управление внутри системы.
Управление в таможенной службе включает в себя: определение функций, целей и задач и таможенной службы (органов, подразделений, сотрудников); разработку и усовершенствование организационной и функциональной структуры; снабжение всеми видами ресурсов (в том числе материально-техническими, трудовыми, информационными и другими); создание, принятие и осуществление управленческих решений; обеспечение согласованности действий органов, служб, подразделений, сотрудников; регулирование и организация функционирования таможенных органов, в зависимости от обстановки и отклонений от запланированных целей обеспечения развития и совершенствования деятельности таможенной службы.
71
Главной целью этих действий является эффективное решение задач, связанных с реализацией таможенной политики государства. Реализация таможенной политики осуществляется путем: участия в таможенных союзах; создания зон свободной торговли; применения таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов, таможенных формальностей; установления режима прохождения грузов через границу; действия системы государственных органов таможенного контроля.
Существуют две группы методов государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности (тарифные и нетарифные методы) [4, с. 67]. Одними из самых распространенных средств регулирования внешнеторговой деятельности служат таможенные тарифы. Цель использования тарифов заключается в получении дополнительных финансовых средств, защита национальных производителей, регулирование внешнеторговых потоков.
Достоинства таможенно-тарифного регулирования проявляются в следующем: гибкий механизм, который позволяет воздействовать на экспортные и импортные потоки; изменение таможенных тарифов даёт возможность в разных направлениях влиять на состояние импорта и экспорта различных видов товаров; таможеннотарифное регулирование является рыночным механизмом, который обеспечивает достижение поставленных целей путем влияния на экономические интересы импортеров и экспортеров [2, с. 53].
Средства таможенной политики также используются в качестве инструментов торгово-политической борьбы.
Таможенная политика является мощным рычагом государственного стимулирования роста отечественного производства, а именно: в секторе
производства экспортной продукции и ввоза импортных товаров, тем самым призывая отечественных производителей к конкурентной борьбе.
Реализация таможенно-тарифной политики в 2014-2016 годах связана с решением приоритетных задач в сфере диверсификации экономики, повышения эффективности и конкурентоспособности национальных производств, с целью успешного функционирования на мировых рынках [3, с. 19]. Меры таможенно-тарифной политики РФ в первую очередь направлены на решение задач, связанных с повышением эффективности и модернизацией российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, для увеличения экспортного потенциала экономики, а также укрепления продовольственной безопасности страны [1, с. 59].
Итак, подводя итог, необходимо отметить огромную роль Таможенной политики государства как инструмента социального управления внешнеэкономической деятельности. При ее формировании в условиях обострения отношений между Россией, Западом и некоторыми странами ближнего зарубежья необходимо учитывать, принимать все управленческие решения, направленные в первую очередь на социальное управление и защиту населения нашей страны [5, с. 71].
Социальное управление внешнеэкономической деятельности в настоящее время как никогда актуально и требует пристального внимания со стороны государства в реализации таможенной политики, которая должна быть: стабильной и
предсказуемой; прозрачной для деловых кругов; направлена на процветание страны и улучшение жизни населения, обеспечивать экономическую безопасность государства.
Литература
1. Эмбарго как стимул развития регионов в современных условиях [Текст] / Глекова В. В. // Социально-экономическое развитие регионов на инновационной основе. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Веселовский М. Я., Нуралиев С. У, Федотов А. В., Алексахина В. Г.. 2015. С. 59-61.
72
2. Новиков В. Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. [Текст] / Новиков В. Е., Ревин В. Н., Цветинский М. П. // М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. - 2012.
3. Направления государственной поддержки промышленности в рамках вступления страны в ВТО [Текст] / Куликов М. В. // European science. 2014, с. 17-19.
4. Особенности антидемпингового регулирования Евросоюза в отношениях с Китаем [Текст] / Лавренкова Ю. А, Юдина С. Ю., Стоянов И. А. // Economics. 2015, с. 67-69.
5. Влияние санкционной политики на микроэкономические показатели [Текст] / Иванов А. В. // Economics. 2015, с. 70-74.
Lean production in the enterprise. 7 types of losses Khusnutdinova N. (Russian Federation)
Внедрение «бережливого» производства на предприятии.
7 видов потерь
Хуснутдинова Н. Т. (Российская Федерация)
Хуснутдинова Наиля Тагировна /Khusnutdinova Nailya - магистр экономики и управления наукоемким производством, кафедра экономики, управления и социальных технологий, экономический факультет, Казанский национальный исследовательский университет им. А. Н. Туполева, г. Казань
Аннотация: в статье рассмотрены семь основных видов потерь в концепции «бережливого» производства в работе предприятия. Изучена взаимосвязь между этими видами потерь и затратами предприятия.
Abstract: we consider the seven major types of losses in the concept of lean production in the enterprise. The interrelation between these types of losses and expenses of the enterprise.
Ключевые слова: бережливое производство, ценность, потери, процесс создания продукта, операция, потребительские свойства.
Keywords: lean production, value, losses, the process of product creation, operation, consumer properties.
Уже несколько лет японская концепция управления производственным предприятием - бережливое производство - приобретает все большую популярность в России. Это связано с тем, что задачей бережливого производства является концентрация внимания на действиях, которые делают производимый продукт ценностью, и минимизация действий, которые не причастны к самому процессу производства. Процесс создания продукта состоит из действий, которые создают сам продукт, формируя потребительские свойства и действия, принимающие участие в его создании. Исходя из этого, все операции, не создающие ценность, можно или убрать из всего процесса производства или сократить по времени.
Например, заказчик обратился на предприятие с целью приобрести скамейки из железа. В данном случае заказчика не интересует информация о поставщиках материала, какое время понадобится для переналадки станка, сколько рабочих будут изготавливать скамейки, какой и т. п. Для заказчика главное - получить товар соответствующего качества, в срок и по договоренной цене. В процессе создания скамеек важна только процедура сварки и гибки металла и операции, которые преобразуют материал в готовую продукцию. Согласно теории бережливого производства, все другие действия могут быть минимизированы или ликвидированы.
73