УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ И (ИЛИ) ПОДАВЛЕНИЯ АГРЕССИИ ДОПРАШИВАЕМЫХ ЛИЦ
TACTICAL TECHNIQUES FOR CORRECTING AND (OR) SUPPRESSING AGGRESSION OF INTERROGATED PERSONS
Аннотация: статья посвящена рассмотрению системы тактических приемов преодоления агрессивного поведения допрашиваемых лиц, с которыми наиболее часто сталкиваются органы предварительного расследования. Знания основных форм, видов и мотивов агрессивного поведения допрашиваемых лиц, умения их спрогнозировать при подготовке или по ходу допроса, правильно их идентифицировать, предпринять адекватные меры реагирования всегда были и останутся важными компетенциями сотрудников органов предварительного расследования. Как показало проведенное научное исследование практики проведения допросов в конфликтной ситуации, не все сотрудники органов внутренних дел владеют приемами преодоления агрессивного поведения допрашиваемого лица. Проведенный анализ научных исследований, посвященных агрессивному поведению людей, мерам противодействия такому поведению, позволил автору систематизировать тактические приемы преодоления агрессии допрашиваемого лица в три группы: приемы коррекции; приемы подавления; приемы контроля следователем (дознавателем) своего психического состояния в условиях внешней агрессии. В данной статье речь идет о первых двух группах тактических приемов преодоления агрессии, поскольку их применение предполагает воздействие со стороны следователя (дознавателя) на допрашиваемое лицо. В статье даются тактические рекомендации по применению наиболее актуальных приемов коррекции и подавления агрессии допрашиваемых лиц.
Ключевые слова: агрессия, тактика допроса, тактический прием, противодействие агрессии, эффективность приемов, коррекция, подавление.
Для цитирования: Клоков Е.А. Тактические приемы коррекции и (или) подавления агрессии допрашиваемых лиц // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Пу-тилина. - 2024. - № 2. - С. 62-68.
Abstract: the article is devoted to the consideration of a system of tactical techniques for overcoming the aggressive behavior of interrogated persons, which are most often encountered by the bodies of preliminary investigation. Knowledge of the main forms, types and motives of aggressive behavior of the interrogated persons, the ability to predict them during preparation or during the interrogation, correctly identify them, and take adequate response measures have always been and will remain important competencies of employees of the preliminary investigation bodies. As the conducted scientific research of the practice of conducting interrogations in a conflict situation has shown, not all employees of the internal affairs bodies know how to overcome the aggressive behavior of the interrogated person. The analysis of scientific research devoted to aggressive behavior of people, measures to counteract such behavior, allowed the author to systematize tactical techniques for overcoming aggression of the interrogated person into three groups: correction techniques; suppression techniques; methods of control by the investigator (inquirer) of his mental state in conditions of external aggression. In this article, we are talking about the first two groups of tactics for overcoming aggression, since their application involves the influence of the investigator (inquirer) on the interrogated person. The article provides tactical recommendations on the use of the most relevant techniques for correcting and suppressing aggression of the interrogated persons.
Keywords: aggression, interrogation tactics, tactical technique, countering aggression, effectiveness of techniques, correction, suppression.
УДК 343.895
Е.А. КЛОКОВ,
EVGENIJ A. KLOKOV,
Candidate of Law, Associate Professor (Kaliningrad Branch of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, Kaliningrad, Russia)
кандидат юридических наук, доцент (Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России), Россия, Калининград [email protected]
НАУКИ
For citation: Klokov E.A. Tactical techniques for correcting and (or) suppressing aggression of interrogated persons // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. -2024. - № 2. - P. 62-68.
Служебная деятельность следователя (дознавателя) связана с повышенной ответственностью, напряженностью и высокими психологическими перегрузками. В особенности, если он проводит такое следственное действие, как допрос. В связи с тактическими особенностями допроса и взаимодействием с разным контингентом данное следственное действие требует особого внимания, так как оно довольно часто протекает в ситуации конфликта. Причиной конфликтных ситуаций нередко выступает возбудимый тип личности человека, который в типологии личности по К. Леонгарду характеризуется склонностью к брани и конфликтам, когда люди сами являются активной и провоцирующей стороной [1, с. 117]. Находясь в состоянии эмоционального возбуждения, они плохо контролируют свое поведение, бывают раздражительными и вспыльчивыми. Конфликтный характер общения во многом объясняется применением допрашиваемым лицом различных способов противодействия расследованию, в том числе проявлением лицом агрессии.
Агрессия (от лат. agressio) в буквальном переводе означает «нападение» [2, с. 14]. По мнению некоторых авторитетных психологов, агрессия представляет собой поведение, которое вызывает раздражение и наносит ущерб другому человеку [3, с. 44]. Применительно же к допросу как агрессивные должны квалифицироваться следователем (дознавателем) действия, намеренные причинить ущерб моральный или физический, а не просто способные приводить к таким последствиям из-за случайного стечения обстоятельств [4, с. 8].
Как справедливо отмечается специалистами, агрессивные проявления выражаются в следующих формах: раздраженность; склонность к спорам; самоуверенность (высокомерие); ярость (гнев); враждебность; склонность к оскорблениям; насилие [5, с. 78; 9, с. 206].
Результаты проведенного нами исследования показали, что в 90% случаев агрессия допрашиваемого лица выражается в его негативных чувствах, недовольстве, а именно: в учинении ссор, криках, угрозах, нецензурных выражениях в адрес следователя (дознавателя). В 45% случаев агрессия была связана с косвенными провокациями допрашиваемого лица на встречную агрессию допрашивающего лица, в 20% случаев следователи (дознаватели) отметили аутоагрессию допрашивае-
мого лица, выражающуюся в самообвинении, самоунижении, причинении себе телесных повреждений1.
Проблема агрессивного поведения допрашиваемого лица как одной из форм противодействия расследованию преступлений и выбираемые следователем (дознавателем) тактические решения для его преодоления представляет как научный, так и практический интерес. Знания основных форм, видов и мотивов агрессивного поведения допрашиваемых лиц [6], умения их спрогнозировать при подготовке или по ходу допроса, правильно их идентифицировать, предпринять адекватные меры реагирования всегда были и останутся важными компетенциями сотрудников органов предварительного расследования.
Как показало проведенное исследование, только 80% опрошенных отметили свою осведомленность о существовании тактических приемов преодоления агрессивного поведения допрашиваемого лица, 75% респондентов некоторые приемы применяют в своей практической деятельности.
Выбор тактики допроса, готовность к неожиданным поворотам в поведении допрашиваемого лица зависит от тщательности подготовки к следственному действию и умения прогнозировать возможные изменения в ходе его проведения. Прогнозирование поведения своего конфликтного оппонента является важным элементом подготовки к допросу и предполагает проигрывание в уме возможных вариантов поведения лиц, участвующих в проведении следственного действия, и подготовку вариантов собственного поведения в условиях возникшего конфликта.
Для правильного прогнозирования на этапе подготовки к допросу необходимо уделять особое внимание изучению свойств личности и возможных мотивов агрессивного поведения, чтобы смоделировать все возможные варианты поведения допрашиваемого лица. При наличии возможности следует получить и изучить данные о наличии или отсутствии психических заболеваний, о предрасположенности лица к частой агрессии. Подобные сведения могут
1 По результатам проведенного автором в 2022 году анкетирования 85 следователей и дознавателей УМВД России по Калининградской области и УМВД России по Новгородской области. Подробнее о формах агрессии, факторах, ее обусловливающих, см. другие публикации автора.
НАУКИ
содержаться в материалах уголовного дела в виде ответов на запросы в медицинские учреждения, показаний лиц, хорошо знакомых и часто поддерживающих контакт с допрашиваемым лицом.
Линия поведения лица, производящего допрос, усложненный той или иной формой агрессии оппонента, может быть различна. Преодоление агрессии допрашиваемого лица может выражаться в активных действиях или, наоборот, в пассивном (выжидательном) «бездействии» следователя (дознавателя).
Анализ результатов научных исследований, посвященных агрессивному поведению людей, мерам противодействия такому поведению, позволил систематизировать тактические приемы преодоления агрессии допрашиваемого лица в три группы: приемы коррекции; приемы подавления; приемы контроля следователем (дознавателем) своего психического состояния в условиях внешней агрессии.
В данной статье мы остановимся на первых двух группах тактических приемов преодоления агрессии, поскольку их применение предполагает воздействие со стороны следователя (дознавателя) на допрашиваемое лицо.
Для стабилизации и сохранения условий для производства комфортного и эффективного допроса, несомненно, требует коррекции и (или) подавления любой акт агрессии, направленный в адрес следователя (дознавателя). Существенная разница между данными приемами заключается в том, что приемы коррекции направлены на снижение уровня концентрации агрессивных состояний у допрашиваемого лица (главная задача коррекции), в то время как приемы подавления нацелены на искоренение причин возникновения агрессии и последующее пресечение их появления [7, с. 66].
По своей сути приемы коррекции значительно отличаются от приемов подавления, так как объект их направленности разный [8, с. 301]. В то же время на разных этапах в тактике допроса лица, пребывающего в состоянии агрессии, приемы коррекции и приемы подавления могут применяться следователем (дознавателем) не только по отдельности, но и в совокупности, что обеспечит продуктивность проведения следственного действия и направит эмоционально-психологическое состояние допрашиваемого лица в нужное русло.
Под коррекцией агрессивного поведения понимается система психолого-педагогических мер, направленных на исправление недостатков поведения допрашиваемого лица с помощью специальных психолого-педагогических приемов воздействия [9, с. 66].
Проведенный анализ специальной литературы и практики проведения допросов позволяет предложить к использованию систему следующих тактических приемов коррекции агрессивного поведения:
- сокращение дистанции между следователем (дознавателем) и допрашиваемым лицом;
- снижение уровня концентрации негативных настроений;
- выслушивание и проявление сочувствия к допрашиваемому лицу в связи с обстоятельствами произошедшего;
- принесение извинений за причиненные неудобства (недостатки организации следственного действия в связи со временем и местом его проведения);
- разъяснение гражданских и процессуальных обязанностей допрашиваемому лицу (организация допроса не прихоть следователя, а его обязанность, как и обязанность допрашиваемого лица явиться на допрос);
- акцентирование внимания допрашиваемого лица на необходимости соответствия его поведения своему процессуальному статусу.
Сокращение дистанции между следователем (дознавателем) и допрашиваемым лицом. При производстве допроса следователь (дознаватель) контактирует с допрашиваемым лицом, сохраняя с последним дистанцию, обусловленную расположением служебного (рабочего) места сотрудника и места допрашиваемого лица. В ситуации агрессивного поведения допрашиваемого лица следователь (дознаватель) может указанную дистанцию сократить: подойти ближе, присесть рядом, установить визуальный контакт с допрашиваемым лицом. Такие неожиданные действия могут повысить уровень доверия допрашиваемого лица и тем самым снизить концентрацию агрессивных проявлений. Данный прием может применяться лишь в случае уверенности в безопасности сложившейся ситуации и уверенности в последующих адекватных действиях допрашиваемого лица.
Снижение уровня концентрации негативных настроений допрашиваемого лица. Нередко мотивом агрессивного поведения лица может выступать психологическая защита. Например, допрашиваемое лицо эмоционально убеждает следователя (дознавателя) в его заблуждении о причастности первого к совершенному преступлению. Линия защиты допрашиваемого лица может строиться на резких выражениях, отражающих всю несправедливость ситуации, активной жестикуляции и многократном повторении фраз с целью «достучаться» до следователя (дознавателя).
НАУКИ
Но помимо защитной агрессии можно столкнуться и с той, которая основана на сугубо личностных характеристиках допрашиваемого лица (эмоциональной неуравновешенности, психических расстройствах).
В обоих случаях может быть успешно применен указанный прием, суть которого заключается в уважительном обращении к допрашиваемому лицу, создании комфортных условий в обстановке (исключение присутствия посторонних лиц; соблюдение необходимых температурных условий в помещении, где проводится допрос; организация сидячих мест; организация возможности потребления питьевой воды допрашиваемым лицом при необходимости и т.д.). Также снижение негативных настроений может быть достигнуто путем подстраивания общения следователя (дознавателя) под стиль общения допрашиваемого лица с сохранением уважительной и культурной формы. Иными словами, следователю (дознавателю) следует говорить на языке допрашиваемого лица с целью понимания последним требований следователя (дознавателя). В подходящей ситуации можно использовать высказывания в шуточной форме, однако момент их применения следователю (дознавателю) необходимо определить интуитивно, чтобы не усугубить ситуацию.
На выбор тактики проведения допроса, того или иного приема коррекции агрессии допрашиваемого лица, как и на мотивы агрессивных проявлений, влияет процессуальный статус допрашиваемого лица. Как ни странно на первый взгляд, но агрессивные проявления весьма характерны и для потерпевших (отметили 45% опрошенных респондентов), и для свидетелей (35%). Эти категории допрашиваемых лиц часто испытывают состояния душевного волнения, напряженности, растерянности, недоверия или враждебности к правоохранительным органам, порождающие агрессию. Эти мотивы легко провоцируют потерпевших и свидетелей, особенно при попустительстве допрашивающего лица.
Например, агрессия потерпевшего может быть обусловлена желанием незамедлительного раскрытия преступления, наказания виновного и возмещения причиненного преступлением ущерба. Учитывая это, следователю (дознавателю) целесообразно применить третий прием коррекции агрессивного поведения - выслушать и проявить сочувствие к допрашиваемому лицу.
При обнаружении проявлений агрессии со стороны свидетеля, например из-за неудобств, доставляемых окружающей обстановкой, траты личного времени и сил на допрос, актуальным
будет применение другого приема коррекции -принесения извинений за причиненные неудобства. Такой ход следователя (дознавателя) позволит допрашиваемому лицу понять необходимость участия в следственном действии, войти в положение допрашивающего. Кроме того, следует сделать акцент на разъяснении гражданских и процессуальных обязанностей свидетеля, пояснить, что вызов на допрос не является личной прихотью следователя (дознавателя). Негативное отношение допрашиваемого лица к своему процессуальному статусу, порождающее агрессивное поведение, не освобождает последнего от тех обязанностей, которые предписаны ему законодательством. Поэтому при производстве допроса следователь (дознаватель) не просто указывает, а разъясняет допрашиваемому лицу его процессуальные права и обязанности с целью недопущения возникновения агрессивных настроений в ответ на законные требования следователя (дознавателя).
Для подозреваемых (обвиняемых) вырисовывающиеся перспективы привлечения к уголовной ответственности сами собой диктуют любые способы противодействия, в том числе и агрессивные. Нередко обвиняемый (подозреваемый) занимает оборонительную позицию по принципу «лучшая защита - нападение». Резкая агрессия, особенно с использованием ненормативной лексики, должна встречать активное противодействие посредством очередного приема коррекции - акцентирования внимания допрашиваемого лица на необходимости соответствия его поведения своему процессуальному статусу и неприемлемости агрессивного поведения.
Правильная реакция следователя (дознавателя) на агрессию, оптимально выбранная линия допроса по отношению к допрашиваемому лицу создают предпосылки для предупреждения развития конфликтной ситуации и в дальнейшем - для установления психологического контакта. При этом допрашивающий должен проявить самообладание, быть готовым к дальнейшему беспристрастному взаимодействию, сохраняя эмоциональное равновесие и работоспособность.
Проведенное исследование показало, что предлагаемые нами тактические приемы коррекции агрессии востребованы на практике и показывают хорошую эффективность. Наибольшее предпочтение следователи (дознаватели) отдают следующим приемам коррекции: снижению уровня концентрации негативных настроений допрашиваемого лица за счет благоприятной обстановки допроса (80% из числа
НАУКИ
опрошенных), разъяснению гражданских и процессуальных обязанностей допрашиваемому лицу (75%), акцентированию внимания допрашиваемого лица на необходимости соответствия его поведения своему процессуальному статусу (60%). Самым невостребованным оказался прием принесения извинений допрашиваемому лицу за причиненные неудобства (всего 15% из числа опрошенных).
Среди тактических приемов подавления агрессивного поведения допрашиваемого лица, нацеленных на искоренение причин возникновения агрессии и последующее пресечение их появления, заслуживают внимания следующие: блокировка негатива; акцентирование внимания на положительных качествах допрашиваемого лица; демонстрация спокойствия (терпимости) со стороны следователя (дознавателя); прерывание или перенос допроса; прием психологического айкидо; переключение взгляда.
Прием блокировки негатива рассчитан на прекращение передачи информации, вызывающей негативные эмоции в сознании допрашивающего лица. В целях исключения агрессии следователь (дознаватель) должен стимулировать у допрашиваемого воспоминания о благоприятных эмоциональных образах (предметах, процессах, явлениях). Такими образами могут выступать представления о любимом и близком человеке, воспроизведение в воображении умиротворяющих пейзажей или мысли о любимом месте, в котором хорошо и спокойно. Активизация положительных образов в сознании допрашиваемого лица способствует сохранению психологического и эмоционального равновесия, что позволяет продолжить допрос в условиях благоприятной обстановки. Речь не идет о задушевных беседах на эти темы с допрашиваемым: имеется в виду переключение на иной характер задаваемых вопросов, ответы на которые будут вынужденно связаны с положительными воспоминаниями.
Акцентирование внимания на положительных качествах допрашиваемого лица может выражаться в выделении тех или иных достоинств, личностных характеристик допрашиваемого лица. Поддерживая визуальный контакт, следователь (дознаватель) делает акцент на приятных для допрашиваемого лица признаках. Например, на положительных чертах его поведения, внешности, возраста, профессии, имевшихся успехах и достижениях человека. Такого рода комплименты расположат лицо к наиболее продуктивной и приятной беседе, в ходе которой снизится степень негативного воздействия на следователя (дознавателя).
Демонстрация спокойствия (терпимости) со стороны следователя (дознавателя) является основным приемом подавления агрессивного поведения. В тактике допроса терпимость заключается в сохранении состояния противоположному агрессии. Невозмутимость лица, подвергающегося агрессивным выпадам, положительно повлияет на затухание агрессивного поведения оппонента и поспособствует сохранению работоспособности следователя (дознавателя).
Своим поведением следователь (дознаватель) должен задавать тон поведению допрашиваемого лица. Неуважение вызывает взаимное неуважение, крайняя эмоциональность - нервозность, агрессия - ответную агрессию. Все это затрудняет достижение целей допроса, а иногда даже приводит к невозможности проведения данного следственного действия. Все средства допроса, включая его линию, задачи, приемы, стиль и манеру, должны подчиняться его цели. При применении данного приема подавления особую роль играет собственное поведение следователя (дознавателя), которое должно быть порядочным, соответствовать его профессиональному статусу и этическим нормам. Ведь агрессия со стороны допрашиваемого лица, как мы выяснили ранее, может быть спонтанной, вызванной эмоциональной реакцией на недостатки в организации деятельности следователя (дознавателя) и органов внутренних дел в целом. Поэтому следователю (дознавателю) важно быть терпимым к провокациям агрессии со стороны допрашиваемого лица и не поддаваться их влиянию.
Применение указанного приема возможно только в отсутствие встречной агрессии следователя (дознавателя). Отсутствие заряжающего на ответную реакцию сопротивления и демонстрация спокойствия со стороны следователя (дознавателя) значительно снижает уровень агрессии допрашиваемого лица, вынуждая его искать другие способы самозащиты. Главное, чтобы спокойствие не демонстрировалось, как вызов, провокация или презрение. В противном случае они будут хорошим топливом для разжигания агрессии. Демонстрация спокойствия может выражаться в расслабленном положении тела за рабочим местом, невозмутимом выражении лица, а также в уверенном свободном передвижении по служебному кабинету.
Иногда агрессивное поведение допрашиваемого лица достигает своих пределов и выходит за рамки допустимого поведения. В условиях большого эмоционального напряжения человек может впасть в истерику и не реагировать на меры воздействия, применяемые следовате-
НАУКИ
лем (дознавателем). В такой ситуации целесообразно прерывание допроса и продолжение его через некоторое время или вовсе перенос на другой день. Применяя указанный прием, следователь (дознаватель) вправе поинтересоваться у допрашиваемого лица, согласен ли тот приостановить следственное действие с последующим его продолжением в тот же день или имеется необходимость в переносе допроса на другой день. При этом необходимо достичь единого решения об удобном времени продолжения следственного действия. Также стоит принять во внимание, что в условиях данной негативной ситуации продолжительное восприятие следователем (дознавателем) агрессии допрашиваемого лица способно вызвать потерю самоконтроля допрашивающим, спровоцировать ответную агрессию.
Суть приема психологического айкидо заключается в неожиданной (непредсказуемой) для допрашиваемого лица реакции следователя (дознавателя) на агрессию. Иногда допрашиваемое лицо, подталкивая следователя (дознавателя) на конфликт, зачастую ожидает от него ответную агрессивную реакцию. Поддаваясь такой провокации, следователь (дознаватель) попадает в «ловушку», где допрашиваемое лицо занимает положение превосходства и берет ситуацию под свой контроль. Чтобы этого не произошло, мы рекомендуем лицу, проводящему допрос, применять прием психологического айкидо. Данный прием подавления выступает некой формой реверсивной психологии, когда ожидания допрашиваемого лица попросту не оправдываются и человек находится в замешательстве. Неожиданная, нетипичная реакция следователя (дознавателя) может проявляться в форме безобидной шутки или жалости и сожаления к обидчику. М.Е. Литвак утверждает, что в любых конфликтных ситуациях необходимо соглашаться со всеми утверждениями агрессора (как психиатр соглашается со всем, что ему рассказывает пациент) [10, с. 28].
Известным тактическим приемом ведения допроса является установление визуального контакта с допрашиваемым лицом. С точки зрения подавления агрессивного поведения существует схожий прием переключения взгляда. Данные приемы очень похожи, тем не менее между ними есть существенная разница. Визуальный контакт, поддерживаемый следователем (дознавателем) на протяжении всего допроса, показывает не только заинтересованность сотрудника в предоставляемой ему информации в ходе допроса, но и мотивирует допрашиваемое лицо к даче правдивых показаний.
Помимо прочего визуальный контакт служит средством регуляции эмоционального и психологического состояния допрашиваемого лица. Аналогичную цель преследует прием переключения взгляда, но сущность его состоит в том, что следователь (дознаватель) концентрирует внимание допрашиваемого лица не на себе, а на окружающих предметах, пытаясь активировать у допрашиваемого лица положительные эмоции. Этот прием пресекает проявляемую допрашиваемым лицом агрессию, что является главной задачей в подавлении агрессивного поведения. Например, данный прием может проявить себя в полном объеме в случае, если он применяется следователем (дознавателем) в отношении допрашиваемых лиц юного возраста.
Переключение взгляда ребенка с агрессивными проявлениями на предметы окружающей обстановки (в служебном кабинете) поможет снизить уровень его негативных настроений. Следователю (дознавателю) в данной ситуации мы предлагаем использовать предметы окружающей обстановки, которые способны заинтересовать ребенка, но не препятствовать даче показаний последнего. Переключением взгляда с агрессивного поведения ребенка на приемлемое может выступать предложение следователя (дознавателя) изобразить при помощи рисования необходимую информацию.
В ходе проведенного исследования было установлено, что сотрудники органов предварительного расследования достаточно часто вынуждены применять приемы подавления агрессии допрашиваемого лица. В большинстве ситуаций респонденты отмечали применение ими приема демонстрации спокойствия (80% из числа опрошенных), блокировки негатива допрашиваемого лица (45%), психологического айкидо (35%). Наименее востребованными среди опрошенных оказались прием переключения взгляда (15%) и прием прерывания или переноса допроса (10%).
Мы считаем, что использование приемов коррекции и (или) приемов подавления агрессивного поведения допрашиваемого лица следователем (дознавателем) дает последнему преимущество при проведении допроса и способствует достижению целей следственного действия.
Перечисленные приемы следователь (дознаватель) имеет возможность применять как в совокупности, так и раздельно, учитывая статус и эмоциональное состояние допрашиваемого лица. Стоит также обратить внимание на то, что в зависимости от сложившейся обстановки во время допроса применяемые приемы способны как положительно повлиять на ситу-
НАУКИ
ацию, так и усугубить ее. Поэтому применение вышеуказанных приемов коррекции и (или) подавления агрессивного поведения допрашиваемого лица сугубо субъективно (на усмотрение следователя).
Действенность приемов преодоления агрессии допрашиваемого лица наглядно представлена в результатах нашего анкетирования. 40% респондентов отметили, что применяемые ими приемы коррекции агрессивного поведения допрашиваемого лица в интервале 60-85% являлись эффективными, а 15% следователей (дознавателей) оценили эффективность применяемых ими приемов коррекции в интервале 85-100%.
Эффективность приемов подавления агрессивного поведения допрашиваемого лица 50% сотрудников оценили в интервале 35-60%, а в интервале 60-85% успешного результата от использования приемов подавления достигли 30% опрошенных следователей (дознавателей).
В заключение необходимо отметить, что выстраивание тактики допроса лица, проявляющего агрессию, требуют от следователя (дознавателя) знаний о видах, мотивах и формах
агрессивного поведения, умений своевременной идентификации и принятия ответных мер для предотвращения возникновения конфликта и срыва допроса. Эффективность допроса будет зависеть от правильности избранной тактики на всех стадиях его проведения, а именно: на предварительной стадии, стадии свободного рассказа, вопросно-ответной стадии и заключительной стадии.
Избираемая линия поведения допрашивающего лица не только не должна провоцировать оппонента на агрессию, но и призвана снижать его эмоциональное напряжение, предусматривать незамедлительную реакцию по преодолению любой формы агрессивных проявлений.
Предлагаемая нами система тактических приемов может помочь расширить границы понимания следователем (дознавателем) тактики ведения допроса и стабилизации психологической обстановки при взаимодействии с допрашиваемым лицом, обладающим определенным статусом и имеющим индивидуальные особенности личности, а также получить ценный опыт в своей профессиональной деятельности.
Литература
1. Леонгард К. Акцентуированные личности / пер. с нем. В. Лещинской. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 258 с.
2. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - 4-е изд. - Москва: АСТ, 2009. - 811 с.
3. Басс А.Г. Психология агрессии. Вопросы психологии. - Москва: ТЦ Сфера, 1967. - 204 с.
4. Краткий психологический словарь / под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; ред.-сост. Л.А. Карпенко. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.
5. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль: лучший в мире учебник по психологии агрессии / пер. А. Бо-ричева, Л. Царук, Л. Ордановской. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. - 510 с.
6. Клоков Е.А. Формы агрессивного поведения допрашиваемых лиц и факторы, его обусловливающие // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 3 (73). - С. 28-34.
7. КрэйхиБ. Социальная психология агрессии / пер., примеч. и послесл. А. Лисицыной. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 257 с.
8. МамайчукИ.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 196 с.
9. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 368 с.
10. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. - Москва: Феникс, 2020. - 218 с.
References
1. Leongard K. Akcentuirovannye lichnosti / per. s nem. V. Leshhinskoj. - Moskva: JeKSMO-Press, 2001. - 258 s.
2. Meshherjakov B.G., Zinchenko V.P. Bol'shoj psihologicheskij slovar'. - 4-e izd. - Moskva: AST, 2009. - 811 s.
3. Bass A.G. Psihologija agressii. Voprosy psihologii. - Moskva: TC Sfera, 1967. - 204 s.
4. Kratkij psihologicheskij slovar' / pod. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Jaroshevskogo; red.-sost. L.A. Karpenko. - 2-e izd., ispr. i dop. -Rostov-na-Donu: Feniks, 1998. - 512 s.
5. Berkovic L. Agressija. Prichiny, posledstvija i kontrol': luchshij v mire uchebnik po psihologii agressii / per. A. Boricheva, L. Caruk, L. Ordanovskoj. - Sankt-Peterburg: Prajm-Evroznak, 2007. - 510 s.
6. Klokov E.A. Formy agressivnogo povedenija doprashivaemyh lic i faktory, ego obuslovlivajushhie // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2023. - № 3 (73). - S. 28-34.
7. KrjejhiB. Social'naja psihologija agressii / per., primech. i poslesl. A. Lisicynoj. - Sankt-Peterburg: Piter, 2014. - 257 s.
8. Mamajchuk I.I. Psihokorrekcionnye tehnologii dlja detej s problemami v razvitii. - Sankt-Peterburg: Rech', 2006. - 196 s.
9. Il'in E.P. Psihologija agressivnogo povedenija. - Sankt-Peterburg: Piter, 2014. - 368 s.
10. Litvak M.E. Psihologicheskoe ajkido. - Moskva: Feniks, 2020. - 218 s.
(статья сдана в редакцию 16.01.2024)