России на транспорте, адъюнкт кафедры уголовного процесса УНК по предварительному следствию в ОВД Волгоградской Академии МВД России, 400036, г. Волгоград, п. Аэропорт, 14-16; e-mail: [email protected].
Information about the author
Klimova Yana Aleksandrovna - Chief of Department for investigation of economic crimes Office of Investigations of the Volgograd LA Transport Department of the Ministry of Interior of Russia, Adjunct of the Department of Postgraduate Training of the Volgograd Academy, 400036, Volgograd, Airport, 14-16; e-mail: [email protected].
Дата поступления статьи в редакцию: 20.02.2016.
УДК 343.98
А.А. Митрофанова
ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Одним из наиболее важных следственных действий в расследовании уголовных дел, связанных с авиационными происшествиями, является грамотный и своевременный осмотр места происшествия. В связи с этим в статье рассматриваются некоторые тактические особенности производства данного следственного действия. Указывается, что осмотр места авиационного происшествия проводится в соответствии с общими правилами и тактическими приемами, разработанными криминалистикой. Однако подготовка и проведение такого осмотра имеют свою специфику, обусловленную рядом факторов: необходимостью в большинстве случаев изменения обстановки места происшествия до начала его осмотра, большими размерами территории, подлежащей осмотру, значительным количеством пострадавших и погибших, зачастую труднодоступностью места происшествия, одновременным проведением осмотра комиссией, производящей служебное расследование, и др. Приводятся рекомендации по производству данного следственного действия в случае падения воздушного судна в воду.
Ключевые слова: осмотр места происшествия, расследование авиационных происшествий, авиационное происшествие, авиационная катастрофа, тактические особенности.
A.A. Mitrofanova
TACTICAL PECULIARITIES OF AVIATION ACCIDENT SCENE
INSPECTION
The competent and timely accident scene inspection is one of the most important investigative actions in the investigation of criminal cases connected with aviation accidents. The article deals with certain tactical characteristics of conducting this investigative action. The author notes that the inspection of an aviation accident is conducted in accordance with general rules and tactical methods, developed by criminalistics. However, the preparation for this inspection and its conduction have their own peculiarities, determined by the following factors: in most cases the need for change in the accident scene situation prior to its inspection, the vastness of the area covered by this inspection work, a significant number of the injured and dead people, the places of accidents are often hard to reach, the concurrent work of a team, conducting command investigation into the incident, and others. The author gives some recommendations regarding conducting this investigative action in case of the fall of an aircraft into water.
Keywords: accident scene inspection, aviation accident investigation, aviation accident, air crash, tactical peculiarities.
Как правило, исход расследования авиационного происшествия зависит от своевременности, полноты и информативности осмотра места происшествия [1, с. 7]. В ряде случаев данное следственное действие может являться единственным источником установления истины по делу, позволяющим определить причину авиационного происшествия и виновных в нём лиц [2, с. 79].
Место авиационного происшествия — это территория, на которой находятся воздушное судно, элементы его конструкции и обломки, груз, багаж пассажиров, а также другие предметы, имеющие к нему отношение, трупы пассажиров и членов экипажа, следы соприкосновения воздушного судна с различными препятствиями (деревьями, строениями и т. д.). Если авиапроисшествие произошло над вод-
ной поверхностью или от удара воздушного судна об нее, то местом происшествия будет дно водоема и, в известной мере, его поверхность [3, с. 314; 4, с. 42].
Осмотр места авиационного происшествия проводится в соответствии с общими правилами и тактическими приемами, разработанными криминалистикой. Однако подготовка и проведение такого осмотра имеют свою специфику [5, с. 39-40]:
1. Обстановка места происшествия в большинстве случаев изменяется до начала его осмотра (необходимость спасения раненых, ликвидации пожара, извлечения трупов и в связи с этим возможное перемещение воздушного судна и элементов его конструкции и т. д.). В данных условиях задержка производства осмотра места происшествия создает серьезные препятствия для сбора интересующей следствие информации и вещественных доказательств [2, с. 81-82]. Поэтому к осмотру нужно приступать незамедлительно, несмотря на темное время суток и неблагоприятные погодные условия [3, с. 314].
2. Специфичность осмотра места авиационного происшествия определяется также большими размерами территории, значительным количеством пострадавших и погибших, зачастую труднодоступно-стью места происшествия (удаленность от населенных пунктов, расположение в лесу, болоте, на склонах гор, в ущельях и т.д.), а в ряде случаев и обширными разрушениями на земле (зданий, сооружений и т.п.). При этом лучшей возможностью изучения места происшествия является ознакомительный облет его на вертолете. Это особенно полезно при авиапроисшествиях, поскольку позволяет выяснить, на какой территории находятся обломки воздушного судна, как быстрее и проще всего подойти к ним для осмотра на земле. Во время ознакомительного полета следует производить фотографирование места происшествия [6, с. 53] (для проведения воздушной съемки лучше всего приглашать специалистов в области аэрофотосъемки [7, с. 115]).
3. По каждому авиационному происшествию наряду с расследованием в рамках уголовного дела в обязательном порядке проводится служебное (ведомственное) расследование. В соответствии с п. 2.1.1 ПРАПИ-981 расследование авиационных происшествий с граждан-
1 Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998. № 609. (ред. от 07.12.2011) // СЗ РФ. 22.06.1998. № 25. Ст. 2918.
скими воздушными судами Российской Федерации и гражданскими воздушными судами иностранных государств на территории России организует и проводит Межгосударственный авиационный комитет (МАК) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. МАК формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного происшествия, которая имеет статус государственной комиссии.
Таким образом, осмотр места авиационного происшествия производится одновременно с осмотром, осуществляемым специалистами МАК. Данное обстоятельство в определенной мере затрудняет работу следователя, так как на месте происшествия находится большое количество людей, занимающихся не только осмотром воздушного судна, его частей, агрегатов, элементов конструкции, сохранившейся документации, но также их сбором и исследованием [2, с. 66]. В то же время следователю предоставляется возможность на месте консультироваться с высококвалифицированными специалистами в различных областях авиации, пользоваться составляемыми комиссией кроками, что облегчает изготовление схемы места происшествия, и т.д. [8, с. 123-124].
Члены комиссии обладают большим опытом расследования авиационных происшествий, хорошо знают правила поведения на месте происшествия, соблюдают очередность статического и динамического методов осмотра, у них есть наработанные методики выполнения ряда операций. Поэтому желательно осмотр провести параллельно с членами комиссии [9, с. 5]. Но практика показывает, что от момента создания комиссии МАК по расследованию причин авиационного происшествия до прибытия специалистов на место происшествия зачастую проходит значительный период времени [7, с. 112]. В таком случае, если следователь (следственная группа) прибыл на место происшествия первым (до приезда комиссии), он должен приступить к осмотру, но производить его целесообразно статическим методом [5, с. 44]. При этом необходимо обеспечить сохранение доказательственных материалов до начала работы комиссии (сохранность средств объективного контроля для последующего их изъятия в присутствии членов комиссии МАК, подробная фиксация (описание в протоколе, фотографирование, видеозапись) точного местонахождения объектов обстановки места происшествия и др.) [7, с. 112].
Вполне естественно, что следователь и даже следственная группа, не обладающая соответствующими техническими познаниями в
области авиации, не в состоянии самостоятельно, без помощи комиссии или привлеченных ими специалистов, выявить причины столь сложных явлений, как авиационные катастрофы или аварии [2, с. 66]. Поэтому со стороны следователя необходимо установление тесного контакта и взаимодействия с членами комиссии МАК во время работы на месте происшествия в целях наиболее эффективного, быстрого и полного расследования уголовного дела.
Также чрезвычайно важно наладить сотрудничество и с иными органами, выполняющими специфические задачи на месте происшествия: МЧС, МВД, ФСБ и др. [1, с. 7]. В частности, органы МЧС РФ принимают участие в поисковых мероприятиях, ликвидируют опасные последствия авиапроисшествия, оказывают помощь пострадавшим, помогают следователям во время осмотра места происшествия [10, с. 6].
4. С учетом обширности подлежащей осмотру территории, значительного числа пострадавших и погибших, сложности и многоплановости работы возникает необходимость участия в осмотре места происшествия большого числа следователей и судебно-медицинских экспертов. При этом требуется наиболее рационально организовать порядок работы следственной группы на месте авиационного происшествия [там же, с. 8], т.к. практика показывает, что качество выполнения первоначальных следственных действий во многом зависит от распределения обязанностей между участниками следственной группы [11, с. 46].
Можно рекомендовать следующий порядок работы. Руководитель следственной группы контактирует с комиссией МАК, присутствует на ее заседаниях, контролирует качество и полноту осмотра места происшествия и трупов и других следственных действий. Первая группа следователей производит осмотр материальной части воздушного судна, фиксирует в протоколе местонахождение и состояние воздушного судна, элементов его конструкции, контролирующих приборов, следы касания воздушным судном земли и различных препятствий. Вторая группа следователей с судебно-медицинским экспертом или врачом производит первоначальный осмотр трупов погибших пассажиров и членов экипажа на месте происшествия, фиксируя результаты в отдельном протоколе осмотра трупов [9, с. 8].
Возможны и другие варианты осмотра, в частности, деление места происшествия на участки или секторы, каждый из которых осмат-
ривается самостоятельной группой [3, с. 316]. Так, перед началом осмотра целесообразно проведение фотосъемки места происшествия и сопоставление данных фотосъемки с детальным топогеодезическим планом местности [6, с. 41]. После чего, площадь разбивается на секторы с точным определением границ каждого из них (установление при помощи GPS географических координат угловых точек) и визуальным определением границ (ограничение опознавательной лентой, установление табличек с наименованием сектора и т.п.) [1, c. 16]. За каждой следственно-оперативной группой закрепляется участок (сектор), на котором ведутся поиски и предварительное изучение вещественных доказательств [6, с. 41].
5. К участию в осмотре места происшествия обязательно следует привлекать специалистов в различных областях знаний: экспертов-криминалистов, судебно-медицинских экспертов, авиационных врачей, специалистов в области аэрофотосъемки, специалистов в области авиации (к примеру, из состава ведомственной комиссии) и др.
Существенную помощь в проведении осмотра оказывают специалисты в области авиационной техники, поскольку оборудование современного воздушного судна представляет собой сложный комплекс различных систем, приборов, агрегатов и других элементов конструкции, с назначением и устройством которых следователь, как правило, не знаком. Участвуя в осмотре, соответствующий специалист помогает следователю уяснить назначение и устройство отдельных узлов потерпевшего катастрофу или аварию воздушного судна, выявить признаки, которые могут иметь значение для дела, правильно описать изъятые вещественные доказательства в протоколе. Он подсказывает следователю, какие объекты целесообразно направить на экспертизу, какие вопросы поставить перед экспертами. Специалист помогает правильно упаковать материалы — вещественные доказательства, направляемые на экспертизу, что обеспечит возможность качественного проведения экспертного исследования [2, с. 84-85].
Если авиационное происшествие повлекло за собой человеческие жертвы, то для осмотра трупов рекомендуется привлекать не только судебного медика, но и авиационного врача. Этот специалист поможет более квалифицированно отразить в протоколе конкретное местонахождение погибших, их позы, специфические повреждения, связанные с падением с большой высоты, и другие криминалистически важные особенности.
Анализ следственной практики позволяет констатировать, что результаты осмотра места авиационного происшествия, произведенного без участия специалистов, отличаются невысоким качеством. Формальный, поверхностный подход к его проведению приводит к тому, что протоколы не содержат необходимой информации об обстановке места происшествия и выявленных следах преступления [7, с. 114-115].
6. Изучение специальной литературы показало, что отсутствуют рекомендации для следователей по осмотру места происшествия, если местом авиационного происшествия является водоем [12, с. 166]. Имеются лишь публикации о деятельности различных специалистов при осмотре места происшествия в ходе расследования авиакатастроф, связанных с падением воздушного судна на водную поверхность [13], о принципах расследования авиационных происшествий над морем [14], а также работы по осмотру места происшествия при авариях на водном транспорте [15]. Между тем существует ряд особенностей осмотра места авиационного происшествия при падении воздушного судна в воду.
Если происшествие произошло над озером или морем, и воздушное судно упало в воду, то обломки и, следовательно, связанные с ними вещественные доказательства, гораздо труднее получить, чем в случае падения воздушного судна на землю [1, с. 12].
Как только установлено, что обломки находятся в воде, необходимо привлечь к решению данной проблемы квалифицированную техническую помощь [16, с. 55]. Как правило, для определения места нахождения воздушного судна и подъема его фрагментов привлекаются силы ВМС, морской аварийно-спасательной службы и МЧС, которые имеют опыт в этой области. Во многих случаях ценную помощь и советы можно получить от рыбаков и океанографов, чьи знания местных условий (рельефа дна озера или моря и местных течений) часто обширны и точны [1, с. 12].
Прежде всего, необходимо по местонахождению плавающих обломков, показаниям очевидцев, донесениям поисково-спасательных команд и радиолокационным данным определить наиболее вероятное место удара воздушного судна о воду. Расчетное место удара о воду следует обозначить буйками [16, с. 55]. При этом учитывается и фиксируется глубина, рельеф дна, направление течения [2, с. 99]. Если глубина небольшая (менее 60 м), эффективным методом поиска может оказаться использование водолазов. Если обломки находятся на
большей глубине или если условия затрудняют применение водолазов, следует рассмотреть вопрос о возможности использования следующих технических средств:
- подводного оборудования, используемого для обнаружения сигналов, излучаемых маяками бортовых самописцев;
- подводных видео- и фотокамер;
- гидролокаторов бокового обзора; и
- обитаемых и необитаемых подводных аппаратов.
После обнаружения местонахождения обломков следует составить схему их расположения. На небольшой глубине это могут сделать водолазы. На большой глубине можно использовать подводные видеокамеры, установленные на управляемых дистанционно подводных аппаратах. Прежде чем приступить к подъему со дна различных частей обломков, необходимо зафиксировать их состояние: кабельные и трубные соединения между ними, места обрезания этих соединений для проведения операций по подъему и т.д. Как правило, водолазы не обладают опытом участия в расследовании авиационных происшествий, поэтому их необходимо подробно инструктировать [16, с. 55, 57].
Особое внимание необходимо обратить на сохранение вещественных доказательств [2, с. 100]. Так, сохранение обломков, поднятых из моря, требует принятия быстрых и эффективных мер. Скорость протекания реакции различных металлов с соленой водой колеблется в широких пределах. Компоненты, изготовленные из магния, вступают в реакцию с водой очень активно, и если их не извлечь из воды в течение первых дней, они могут полностью раствориться. Алюминий и большинство других металлов подвержены воздействию соленой воды в меньшей степени. Однако после подъема компонентов из воды процесс коррозии быстро ускоряется, если не принять мер по ее предотвращению [16, с. 57-58].
Поэтому извлеченные предметы следует промыть пресной водой, а после просушки детали, имеющие трещины и разрывы и необходимые для металлографического исследования, дополнительно обработать антикоррозионным веществом, например, маслом или инги-бированным ланолином [2, с. 100]. Если необходимо провести анализ таких органических отложений, как сажа или краска, то органические защитные вещества применять нельзя. В этом случае после просушки на открытом воздухе материалы следует упаковать вместе с влагопо-глотителем (например, силикагелем) в пластиковый пакет. Бортовые
самописцы просушивать не следует, их следует хранить в пресной воде до тех пор, пока они не будут переданы под ответственность назначенному специалисту МАК по бортовым самописцам [16, с. 58].
Подводя итог, необходимо отметить, что очень важно тщательно подготовиться к проведению осмотра места авиационного происшествия, изучить соответствующие методические рекомендации и практику расследования уголовных дел данной категории, т.к. основа для успешного расследования закладывается именно во время работы на месте происшествия [9, с. 2].
Список использованной литературы
1. Особенности расследования авиационных катастроф : информационно-методический сборник, подготовленный Отделом криминалистики Западно-Сибирского следственного управления на транспорте. Новосибирск, 2010. 92 с.
2. Балашов Д. Н. Методика расследования преступных нарушений правил полетов или подготовки к ним в Вооруженных Силах РФ : дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03. М., 2000. 218 с.
3. Осмотр места происшествия : практическое пособие / под ред. А. И. Дворкина. М. : Юристъ, 2000. 336 с.
4. Болдарян А. А. Тактика следственно-экспертных действий на месте авиационного происшествия // Военно-юридический вестник Приволжского региона : сб. науч. тр. / под общ. ред. С. И. Воронова, А. М. Сироты, В. И. Толмосова. Самара, 2005. Вып. 3. Ч. I. С. 42-45.
5. Расследование и предупреждение авиационных происшествий / отв. ред. Н. В. Жогин. М. : ВИППП, 1977. 222 с.
6. Солодун Ю. В., Яковлев Д. Ю. Проблемы комплексной идентификации останков человека при расследовании авиационных катастроф. Иркутск : ИПКПР ГП РФ, 2004. 138 с.
7. Расследование и предупреждение дорожно-транспортных происшествий, крушений железнодорожного транспорта и авиационных катастроф : науч.-практ. пособие / Е.П. Ищенко [и др.]. М. : Юр-литинформ, 2014. 224 с.
8. Сафонов А. А., Колотушкин С. М. Специфика организации и производства осмотра места авиационного происшествия // Проблемы раскрытия и расследования преступлений : сб. материалов межвузовского «круглого стола», г. Хабаровск, 22 октября 2010 г. Хабаровск, 2011. С. 123-132.
9. Особенности осмотра места авиационного происшествия : методические рекомендации, подготовленные Генеральной прокуратурой РФ от 20 апр. 2007. 10 с.
10. Елинский В. И., Коткин П. Н. Специфика организации и производства осмотра места авиационного происшествия // Российский следователь. 2009. № 20. С. 4-10.
11. Болдарян А. А. Значение распределения обязанностей между следователями, экспертами и должностными лицами служебной комиссии на месте осмотра авиационного происшествия // Военно-юридический вестник Приволжского региона : сб. науч. тр. / под общ. ред. С. И. Воронова, А. М. Сироты, В. И. Толмосова. Самара, 2005. Вып. 3. Ч. I. С. 45-47.
12. Китаева В. Н., Митрофанова А. А. Актуальные проблемы осмотра места происшествия при расследовании авиакатастроф // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 4. С. 163-166.
13. Федотов В. И. Особенности осмотра места происшествия при расследовании авиакатастроф, связанных с падением воздушного судна на водную поверхность // Вестник криминалистики. 2007. Вып. 3 (23). С. 26-28.
14. Гринев И. В. Принципы расследования авиационных инцидентов и авиационных происшествий над морем // Правовая Россия: проблемы и перспективы развития законодательства : материалы Международ. науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург, 5 декабря 2009 г. СПб., 2009. С. 29-32.
15. Мавлюдов А. К. Осмотр места происшествия по делам об авариях на водном транспорте / под ред. В. В. Степанова. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1985. 106 с.
16. Руководство по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (Doc 9756) : в 4 ч. Международная организация гражданской авиации, 2000. Ч. 1 : Организация и планирование. 64 с.
Информация об авторе
Митрофанова Алёна Андреевна — аспирант, кафедра криминалистики, судебных экспертиз и юридической психологии, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11; e-mail: [email protected].
Научный руководитель: Степаненко Диана Аркадьевна — профессор кафедры криминалистики, судебных экспертиз и юридической психологии, доктор юридических наук, профессор, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11; e-mail: [email protected].
Information about the author
Mitrofanova Alyona Andreevna — Post-graduate student, Department of Criminalistics, Judicial Examinations and Legal Psychology, Baikal State University, 11, Lenin str., Irkutsk, 664003; e-mail: [email protected].
Academic advisor: Stepanenko Diana Arkadyevna — Professor of Department of Criminalistics, Judicial Examinations and Legal Psychology, Doctor of Law, Professor, Baikal State University, 11, Lenin str., Irkutsk, 664003; e-mail: [email protected].
Дата поступления статьи в редакцию: 01.03.2016.