ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ (ОБВИНЯЕМЫХ) Сапова А.Г.
Сапова Анна Геннадьевна - стажер адвоката, Коллегия адвокатов № 44 Палата адвокатов Самарской области, г. Самара
Аннотация: в статье анализируется тактика допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых). Исследуются особенности поведения несовершеннолетних в процессе допроса. Рассматриваются тактические приемы для выстраивания взаимоотношений, контакта с несовершеннолетним с целью получения правдивых показаний.
Ключевые слова: следственные действия, допрос, допрос подозреваемого (обвиняемого) тактика допроса несовершеннолетнего, конфликтная ситуация, психологический контакт.
По своему характеру допрос — сложное многоаспектное следственное действие, часто протекающее в условиях конфликтной ситуации. Под конфликтной ситуацией понимают такое совмещение обстоятельств интересов следователя (как представителя государства), расследующего преступление, и допрашиваемого лица, которое объективно создает почву для реального противоборства между указанными субъектами [1, с. 136].
Криминалистикой разработан широкий спектр тактических приемов направленных на преодоление конфликтной ситуации. Применяться они могут как отдельно, так и в комплексе. Эти приемы имеют тактический, логический, психологический и комплексный характер. Для того, чтобы выбрать из них наиболее целесообразный и эффективный необходимо учитывать наличие или отсутствие у допрашиваемого лица преступного опыта, данных, компрометирующих его, ставящих под сомнение добропорядочность либо, наоборот, свидетельствующих о положительных качествах его личности, законопослушности, добросовестности, половые, физические, психологические и возрастные характеристики. В связи с этим определенными особенностями обладает допрос несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых).
Особенность допроса несовершеннолетних заключается не в преждевременной оценке достоверности рассказанного ими, а в тех методах, приемах, которые, учитывая особенности развития ребенка, могут получить от него наиболее полную и достоверную информацию.
Для несовершеннолетних характерны недостаточный уровень знаний, ограниченный круг даже общепринятых понятий, отсутствие надлежащего опыта, профессиональных знаний, приподнятое эмоциональное состояние во время восприятия и некритическое отношение к воспринимаемому, неспособность правильно оценить поступки, своеобразный сленг, повышенная склонность к внушению, фантазированию. Все это необходимо учитывать при выборе тактики.
Самое важное для следователя - установить психологический контакт. И начинать его установку нужно уже на стадии подготовки, учесть все аспекты, которые подействуют на положительный результат: выборе места, собирание как можно более подробной информации о личности, правильной формулировки вопросов.
Создание подходящей обстановки, как уже рассматривалось выше, является важным элементом подготовки к допросу. В данном случае речь идет о создании внешних условий, позволяющих несовершеннолетнему подозреваемому
почувствовать внимание к своей личности со стороны следователя, а также сосредоточиться на общении с последним. Например, производство допроса в кабинете в отсутствие посторонних лиц, разрешение несовершеннолетнему подозреваемому занять удобную позу и т. д. Или допрос несовершеннолетнего подозреваемого, в отношении которого не применена такая мера пресечения, как заключение под стражу, может быть произведен по месту учебы (работы) или жительства. Выбор места зависит от личности несовершеннолетнего и от возникшей ситуации.
Готовясь к допросу, следователь должен подробно изучить среду, в которой живет и воспитывается несовершеннолетний, выяснить условия жизни и воспитания, состав семьи, ее жилищные и материальные условия, бытовое окружение, успеваемость несовершеннолетнего, его интересы, по возможности поговорить с его знакомыми, выяснить к какой группе он относится, узнать о его поведении в учебном заведении и дома.
Рекомендуется начинать допрос даже не со свободного рассказа, а с обычной беседы. Учитываем, что несовершеннолетние, вызванные на допрос, в большинстве случаев находятся в состоянии психического напряжения, следовательно важно определить внешние признаки напряжения и попытаться снять его. А снять его можно, например, применениями следующих тактических приемов: вовлечение в беседу по теме, которая интересна и следователю, и несовершеннолетнему и обращение к положительным качествам личности.
Первый прием основан на том, что в ходе беседы, обсуждения общей темы, события происходит сближение сторон общения. Появляется, как описывают психологи, группа «МЫ» (мы - болельщики, мы - спортсмены и т.п.) [2, с. 192]. Такое общение способствует снижению напряжения и установлению контакта.
В основу второго приема положена следующая закономерность: настраиваясь на дачу ложных показаний (давая их), несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) ожидает в ответ увидеть реакцию осуждения со стороны следователя. Однако, получая вместо этого ссылку на свои положительные качества (которые можно выделить у каждого), понимает, что аморальное поведение в ходе допроса может перечеркнуть всю его самооценку.
Таким образом, применение тактических приемов установления психологического контакта позволит организовать бесконфликтное общение с несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым).
Далее допрос должен протекать в форме свободного рассказа, для чего целесообразно предложить начать рассказ с периода предшествующего интересующему следователя событию.
В то же время рассчитывать на полные и логично выстроенные показания нельзя. Так называемый свободный рассказ часто бывает неконкретен. Тем не менее, необходимо дождаться окончания этого рассказа, не стоит досказывать за него, торопить, прерывать и т.д [3, с. 114].
Давая возможность высказаться несовершеннолетнему, следует выбрать ту часть показаний, который он знает лучше, и на них остановиться подробнее, потому что именно в этой части наиболее высока достоверность сообщаемых сведений.
Необходимо отметить, что несовершеннолетние, вследствие недостаточной развитости логического мышления, отсутствия опыта в последовательном и всестороннем изложении каких-либо событий, могут испытывать трудности в освещении обстоятельств совершенного преступления. И задача следователя в этой связи заключается в том, чтобы, не сообщая допрашиваемому фактов, полученных из других источников, помочь несовершеннолетнему изложить свои показания в логической последовательности [4, с. 97].
На стадии вопросов-ответов следует придерживаться спокойного, уверенного и доброжелательного тона с необходимой настойчивостью и твердостью.
Возникновение конфликтной ситуации при допросе несовершеннолетнего связано с дачей им ложных показаний. К наиболее характерным причинам дачи ложных показаний для изучаемой нами возрастной группы могут быть отнесены некритичное чувство товарищества, дружба с тем, о ком необходимо дать показания, советы близких, угрозы и т.д. Любые моменты, которые не лучшим образом характеризуют допрашиваемого, могут вызвать ложь с его стороны. Дача ложных показаний также может быть продиктована негативным отношением к органам следствия или неправильным поведением следователя во время допроса, поэтому внимательное отношение к состоянию несовершеннолетнего позволяет правильно оценить степень его застенчивости, запуганности, обидчивости, боязливости.
Рассмотренные ранее тактические приемы преодоления лжи также применимы к несовершеннолетним, но с рядом особенностей.
Л.В. Бертовский отмечает, что следователь должен меньше уговаривать, а больше убеждать [5, с. 272]. Особенностью психики несовершеннолетних является повышенная внушаемость. Это допустимо использовать для того, чтобы помочь положительным мотивам одержать верх над отрицательными, вызвать раскаяние. При этом все-таки нужно учитывать возрастающую возможность самооговора.
Ю.П. Михальчук утверждает, что средства логического убеждения для изобличения несовершеннолетних во лжи, как правило, малоэффективны, основным средством чаще всего выступают эмоциональные способы воздействия [6, с. 24].
Мы считаем, что преимущество должно отдаваться приемам, основанным на методе убеждения. И лишь в случае больших пробелов в системе доказательств по делу использовать тактику воздействия на эмоциональное состояние несовершеннолетнего, т.к. при применении таких тактических приемов достаточно легко перейти от психологического воздействия к психологическому насилию, что категорически недопустимо.
Если доказательная база обоснована и убедительно демонстрирует вину допрашиваемого, то целесообразно перейти к тактике логического воздействия. И здесь в отношении несовершеннолетних эффективны следующие приемы: предъявление доказательств, допущение легенды, которые были рассмотрены ранее и прием «выжидание» (сообщение и аргументация подозреваемому того, что его позиция в ходе допроса неубедительна; затем - предоставление ему времени подумать и изменить свою позицию) [7, с. 75].
При допросе несовершеннолетнего по групповым преступлениям следователь может использовать борьбу - сомнений, которая происходит в сознании подростка: с одной стороны каждый из них не хочет быть «предателем», а с другой - опасается, что кто-то из соучастников признается раньше и пояснит ситуацию в невыгодном для него свете. В таком случае, следователь может предупредить подростка, что он может «опоздать» с правдивыми показаниями. А если кто-то уже дал правдивые показания, то поставить его об этом в известность. И тогда, с учетом склонности подростков к подражанию, есть вероятность получения и от него правдивых показаний.
Еще одной главной особенностью несовершеннолетних является то, что им даже после принятия решения дать правдивые показания, сложно перейти к этому. Они готовы изменить свою позицию, но не знают как это сделать, поэтому следователю не следует торопиться с выводами о том, что допрашиваемый лжет. Необходимо посоветовать ему подумать, стоит ли ему придерживаться этой позиции, и разъяснить ему последствия выбранной им позиции и наиболее благоприятные для него варианты исхода дела.
Выбор тактических приёмов при проведении допроса несовершеннолетних зависит от конкретных обстоятельств дела и личности допрашиваемого. Производство допроса несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства требует от следователя подготовленности и владения тактическими приемами. Только совокупность этих элементов способна принести результативность допроса.
Список литературы
1. Гарипова Р.А. Конфликтная ситуация во время допроса // В сборнике: Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. ООО «АР-Консалт», 2014. С. 136-137.
2. Кодзокова Л.А. Некоторые особенности допроса несовершеннолетних. // В сборнике: личность как объект психологического и педагогического воздействия. Сборник статей международной научно -практической конференции, 2016. С. 191-193.
3. Волочай С.Н., Киселев О.Т., Расчетов В.А. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 12 (79). С. 113-115.
4. Нека Л. И. К вопросу о регулировании в УПК РФ особенностей производства по делам несовершеннолетних. М., 2002. 222 с.
5. Бертовский Л.В. Допрос: тактика и технологии. М.: Экзамен, 2015. 303 с.
6. Михальчук Ю.П. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном. Краснодар: Краснодарский ун-т, 2007. 123 с.
7. Соколов А.Б. Организационно-тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах// Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015. № 3. С. 73-78.