ТАКТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ЦИФРОВЫМИ СРЕДСТВАМИ ФИКСАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
А.А. Кузнецов
(начальник кафедры криминалистики Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, профессор)
Д.В. Муленков (старший преподаватель кафедры криминалистики Омской академии МВД России, кандидат юридических наук)
Использование технических средств, в том числе негласное, является важнейшим фактором повышения эффективности работы оперативных подразделений правоохранительных органов [1, с. 12; 2, с. 91]. Возрастающая роль технических средств в оперативно-розыскной деятельности, накопленный положительный опыт по эффективному их действию создают предпосылки для научного осмысления и совершенствования правовой и тактической основ применения цифровой техники в борьбе с преступностью.
Оперативно-розыскные мероприятия в отличие от следственных действий могут осуществляться сотрудниками оперативных аппаратов на различных этапах: до возбуждения уголовного дела, в процессе предварительного расследования и рассмотрения дела в суде, в период отбывания лицом наказания [3, с. 34]. С помощью таких мер решается широкий комплекс задач борьбы с преступностью, к числу которых относится также собирание оперативной информации, имеющей значение для расследования уголовных дел. Возможности получения такой информации в ходе осуществления оперативно-розыскных мер значительно расширяются при надлежащем оформлении результатов использования научно-технических средств.
Для эффективного применения технических средств в оперативно-розыскной деятельности существенное значение имеет использование новейших средств фиксации оперативной информации как в процессе документирования, так и при последующей реализации полученных материалов для целей доказывания. При этом оперативные
сотрудники должны обладать определенными навыками работы с техническими средствами (аналоговыми, цифровыми). Так, в ходе проведенного нами опроса сотрудников криминальной милиции, к сожалению, только 10 % опрошенных указали на некоторые навыки обращения с цифровыми средствами фиксации (фото-, аудио- и видеоаппаратуры), что является существенным пробелом в профессиональной подготовке служб криминальной милиции*.
Как показывает практика, преступники, совершающие преступления неоднократно, довольно часто отказываются от противодействия расследованию, столкнувшись с использованием новых для них методов выявления и фиксации доказательств преступной деятельности. Прежде всего это относится к случаям, когда оперативными работниками применяется для этих целей «оперативная» техника [4, с. 37]. Так, часто, убедившись в том, что их разговор и противозаконные действия записаны при помощи аудио- и видеотехники либо зафиксированы на фотокамеру и в последующем могут быть продемонстрированы в суде, злоумышленники во многих случаях предпочитают чистосердечное признание, рассчитывая на смягчение наказания при рассмотрении дела в ходе судебного заседания.
Во многих случаях только благодаря применению технических средств фиксации в ходе оперативно-розыскных мероприятий «до суда возможно “донести”
* Проводилось изучение материалов уголовных дел и опрос сотрудников правоохранительных органов Омской, Тюменской областей за последние три года.
Юридическая наука и правоохранительная практика и сговор соучастников, вымогательство, шантаж, а также действия организатора преступления, который нередко остается “за кадром”» [5, с. 35].
Уже само наличие объективной, достоверной информации, зафиксированной с помощью технических средств, ограничивает возможность «маневра» лиц, заинтересованных в противодействии расследованию, в том числе путем противоправного воздействия на участников уголовного процесса.
Для фиксации, закрепления и использования дальнейшей оперативной информации при помощи технического средства (в том числе цифрового) должны быть соблюдены ряд условий:
- конспирация;
- наличие оснований и условий применения технических средств;
- правильное процессуальное и техническое оформление полученных результатов.
Коротко рассмотрим содержание названных условий.
Один из основополагающих моментов, по нашему мнению, - принятие всех необходимых мер для зашифровки характера оперативных действий и полученных при этом результатов. Ненадлежащее выполнение этого требования может повлечь за собой расшифровку средств и применявшихся при этом методов, тем самым исключить возможность их использования при производстве следственных и иных процессуальных действий. Поэтому последовательное и неуклонное соблюдение правил зашифровки действий, методов и средств при производстве оперативно-ро-зыскных мероприятий, соблюдение принципа негласности всей оперативно-розыс-кной деятельности - важнейшее условие успеха использования ее результатов в интересах раскрытия преступлений.
Для того чтобы оперативные материалы, полученные цифровыми средствами фиксации, были реализованы в уголовнопроцессуальном доказывании, важно соблюдение законности, т.е. наличие оснований и условий для применения данных средств в ходе оперативно-розыскного
мероприятия (ст. ст. 7, 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Изучение оперативной, следственной и судебной практики показывает, что пока еще не разрешен с достаточной степенью ясности вопрос о процессуальном статусе аудио-, видео-, кино- и фотоматериалов, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, используемых в доказывании, в том числе и цифровых технологий, применяемых в процессе раскрытия и расследования преступлений.
Для признания технических результатов оперативно-розыскной деятельности согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 УПК РФ вещественными доказательствами необходимо их введение в уголовный процесс, который, в свою очередь, невозможен без того, чтобы:
1) представление материалов и их осмотр фиксировались специальным протоколом (применительно к аудио-, видеозаписи это означает их прослушивание или просмотр [6, с. 79]);
2) проверка имеющейся на них информации осуществлялась при помощи различных следственных действий (допросы лиц, применявших оперативно-технические средства; назначение соответствующих экспертиз, например, фоноскопической, фототехнической, видеотехнической и др.);
3) было вынесено постановление о признании и приобщении к уголовному делу в качестве вещественного доказательства в соответствии с ч. 2 ст. 81 УПК РФ [7, с. 40].
Информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности с использованием технических средств и представляемая в целях доказывания по конкретному уголовному делу, должна быть обязательно отражена в соответствующем протоколе. В материале первичной проверки должны быть указаны: технические характеристики использованной аппаратуры, ее исправность; зафиксированные события и факты в динамике, сведения об общих условиях применения технических средств; способ упаковки и опечатывания полученных носителей информации, а так-
же место и условия их хранения в дальнейшем. Наиболее оптимальным вариантом включения результатов оперативно-ро-зыскных мероприятий в уголовно-процес-суальную деятельность является порядок предоставления материалов согласно совместной Инструкции «О порядке предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденной совместным приказом ФСБ, ФСНП, МВД, ФСО, ФПС, ГТК и СВР России от 17 апреля 2007 г.
В противном случае, как справедливо отмечет Е.А. Доля, может быть затруднено установление действительного содержания информации, запечатленной на носителях, в нее могут быть внесены искажения, влекущие невозможность адекватного восприятия данных (в том числе и путем проведения соответствующей экспертизы), а в худшем случае вследствие необратимых изменений информация будет утеряна [8, с. 100-102]. Кроме соблюдения названных условий, необходимо иметь в виду следующее.
Анализ уголовных дел показывает, что результаты оперативного наблюдения (электронного), сопровождаемого применением средств фото-, аудио-, видеозаписи, вообще никак не отражаются в материалах уголовного дела. В лучшем случае в дело помещается рапорт оперативного сотрудника о назначении оперативного наблюдения, реже в этом же рапорте имеется своеобразная сводка наблюдения, в которой указывается, кто, в какое время, как (пешком или на транспортном средстве) прибывал по наблюдаемому адресу. По этому поводу H.A. Громов, А.Н. Гущин и др. пишут и о таких недостатках, как отсутствие фиксации на технических носителях действий группы наблюдения, а также их комментария по поводу происходящего. В некоторых видеофрагментах не имеется «ни начала, ни конца», отсутствуют сведения о просмотре видеозаписи, ее опечатывании и месте хранения и т.д. [9, с. 26]
В ст. 6 Федерального закона «Об опе-ративно-розыскной деятельности» прямо указывается на возможность использования субъектами оперативно-розыскной деятельности в ходе проведения оператив-
но-розыскных мероприятии видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью человека и не причитающих вреда окружающей среде. Однако следует отметить, что ни в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», ни в ведомственных нормативных актах, ни в научно-практических комментариях не оговариваются способы фиксации (аналоговые, цифровые) и типы носителей (цифровые, магнитные, оптические, магнитно-оптические либо иные).
Отсутствие соответствующих методик определения подлинности цифровой информации, полученной в ходе оперативно-розыскных мероприятий, является едва ли не основной проблемой и препятствием к использованию оперативной информации в процессе доказывания.
В ходе проверки материалов оперативно-розыскной деятельности, именно самих результатов (носителей цифровой информации, «твердых копий» и т.п.), полученных с использованием цифровых средств фиксации, должны быть установлены:
а) аутентичность данных, зафиксированных на представленных носителях информации;
б) место, дата и время получения соответствующих данных;
в) участники событий.
Аутентичность, по мнению А.Е. Федюнина, состоит в том, чтобы доказательства, полученные с применением технических средств, удовлетворяли ряду критериев:
1) отсутствие либо допустимая для проведения экспертных исследований степень программного сжатия данных;
2) отсутствие в исследуемых материалах признаков электрического или механического монтажа;
3) соответствие записанной информации месту, времени, условиям, обстоятельствам ее получения, зафиксированным в протоколе следственного действия;
4) наличие аппаратуры записи и ее соответствие исследуемым материалам;
5) идентификация образцов речи, зафиксированных при помощи технических средств, и др. [10, с. 60].
Мы согласимся с выделением таких критериев аутентичности для технических средств, которые в полном объеме подпадают под цифровые средства, применяемые в правоохранительной деятельности. Установление факта аутентичности, применение цифровых средств фиксации оперативной информации должно представлять комплекс исследований, основанных на использовании цифровых технологий и требующих привлечения специалистов из различных областей научных знаний. Приведенные выше критерии можно дополнить аутентичностью цифровой подписи. Современный уровень развития технологий делает реальной возможность идентификации цифровой информации с помощью электронной цифровой подписи.
Отметим, что такая технология не решает всех задач, но позволяет гарантированно установить, по крайней мере, два факта. Первый состоит в том, что конкретная информация, действительно, сформирована с помощью конкретного устройства. Это снимает или хотя бы ослабляет проблему защиты сведений об использовавшемся цифровом техническом средстве и его тактико-технических характеристиках, поскольку допускает возможность представления в процессе доказывания не тактико-технических характеристик конкретного устройства, а неких обобщенных технических параметров класса устройств, имеющих значение для проверки результатов оперативно-розыскной деятельности. Второй, не менее важный для преобразования представленных сведений в доказательства факт заключается в подтверждении с помощью электронной цифровой подписи отсутствия модификации сформированной устройством информации в процессе ее регистрации, передачи, сохранения и представления.
Критериями проверки материалов, полученных с использованием цифровых средств фиксации, являются место, дата и время. Особых затруднений данное обстоятельство не вызывает, т.к. файл цифрового технического средства содержит не только само изображение, но и техническую информацию, записанную цифровой
камерой (видео, фото), о режимах съемки, настройках камеры, сведения о производителе и модели, серийный номер камеры, порядковый номер снимка по внутреннему счетчику, дату и время съемки. Некоторые модели камер позволяют записать географические координаты места съемки [11, с. 11]. При наличии акта о применении цифрового технического средства, в который будут внесены сведения о проводимом мероприятии и цифровом техническом средстве, мы сможем определить место, дату и время получения данных на цифровых носителях.
Третий критерий, выделенный нами,
- установление участников событий опе-ративно-розыскного мероприятия. Мы полагаем, что при применении цифровых средств фиксации в обязательном порядке должны привлекаться лица (понятые, штатные и конфиденциальные сотрудники и т.п.), участвующие в ходе оперативно-розыскного мероприятия. Привлечение специалистов других служб должно осуществляться сотрудниками служб криминальной милиции по своему усмотрению. Соответственно, «участников событий» необходимо подразделять на обязательных и факультативных.
На наш взгляд, цифровые средства фиксации оперативной информации должны быть связующим звеном между субъектом, имеющим право на проведение соответствующих оперативно-розыскных действий, и теми материалами, которые впоследствии могут приобрести статус доказательств в уголовном судопроизводстве. Естественно, что в этом случае доказательства не могут быть полноценными, а следовательно, допустимыми в процессе доказывания, если цифровое техническое средство недоступно для исследования или его применение научно не обосновано. Исключением в данном случае могут быть технические средства по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации, преставление которых невозможно по техническим причинам, а представление информации о них - по причинам режима секретности [12; 13; 14; 15; 16].
Однако техническая оснащенность органов внутренних дел как таковая не решает проблемы повышения эффективности оперативно-следственной и судебной деятельности. Для этого, помимо комплекса организационно-методических мероприятий по внедрению инноваций в практическую деятельность, необходимо не только знание тактических и технических особенностей их использования, но и правовое регулирование использования данных средств в оперативно-розыскной деятельности.
Законность проведения оперативнорозыскного мероприятия, а следовательно, и возможность использования его результатов в уголовно-процессуальном доказывании предполагают, что оно предусмотрено ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». По мнению М.П. Кожухова, «результаты оперативнорозыскной деятельности, полученные и представленные с соблюдением требований закона, должны обладать презумпцией допустимости в уголовный процесс в ходе досудебного производства по уголовному делу. Вопрос их перевода в доказательства должен решаться на основе императивного регулирования: если представленные материалы приемлемы с точки зрения опе-ративно-розыскной формы и удовлетворяют критерию относимости, придание им статуса вещественного доказательства по уголовному делу должно быть не правом, а обязанностью органа дознания, следователя, прокурора. Принятие решения о допустимости того или иного доказательства, сформированного на основании результатов оперативно-розыскной деятельности, входит в компетенцию суда, рассматривающего дело» [17, с. 24].
При осуществлении оперативно-ро-зыскной деятельности проводятся различные оперативно-розыскные мероприятия (их перечень содержится в ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыс-кной деятельности»), при их проведении могут использоваться цифровые средства и носители полученной информации.
Анкетирование работников органов внутренних дел показало, что наиболее часто цифровые средства фиксации приме-
таются при проведении следующих опера-тивно-розыскных мероприятий: наблюдение - 18,6%; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - 14,8 %; исследование предметов и документов - 14 %; прослушивание телефонных переговоров - 10,3 %; отождествление личности -10,2 %; снятие информации с технических каналов связи - 7 %; проверочная закупка
- 6,8 %; оперативный эксперимент - 6,8 %; сбор образцов для сравнительного исследования - 3,4 %; оперативное внедрение -2,7 %; опрос - 1,9 %; контрольная поставка
- 1,5 %; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - 1,3 %; наведение справок - 0,7 %.
Из результатов опроса просматривается большой разброс в процентном отношении. Объясняется это прежде всего отсутствием методических рекомендаций по применению цифровых технических средств и слабой оснащенностью ими оперативных подразделений. Наиболее часто применяется цифровая техника при таком оперативно-розыскном мероприятии, как наблюдение, - «одном из наиболее разработанных мероприятий в оперативно-ро-зыскной деятельности» [18, с. 37]. И это справедливо, поскольку не всегда целесообразно применять технические средства, в том числе и цифровые, в таком оперативном мероприятии, как оперативное внедрение, в целях безопасности и возможной расшифровки лица, участвующего в данном мероприятии.
Использование цифровой техники при проведении оперативно-технических мероприятий требует подготовки, а также знаний технических характеристик цифровой аппаратуры. По мнению Н.И. Нико-лайчика, «тщательная подготовка - обязательное обстоятельство успеха реализации оперативных материалов в любом случае, независимо от способов его осуществления» [4, с. 40].
Использование цифровой техники при осуществлении оперативно-розыс-кных мероприятий во многом облегчает процесс фиксации. Это связано с тем, что современные технические средства позво-
Юридическая наука и правоохранительная практика ляют упростить процесс фиксации за счет автоматических режимов (фокусирования, экспонирования, цветового баланса и т.п.) и высокочувствительных приемников, а также уменьшения габаритов и веса аппаратуры. В отличие от аналоговых технических средств цифровые средства могут работать в различных условиях освещения, не требуя специального подбора расходных материалов. При этом шум от цифровой техники практически отсутствует, что приемлемо для скрытой фиксации. Возможен просмотр и прослушивание полученного материала непосредственно на месте проводимого мероприятия. В целях оперативной проверки лиц по оперативно-справочным и криминалистическим учетам возможна передача отснятого материала на удаленные расстояния при наличии модемной связи, сотового телефона, подключенного к сети Интернет, в оперативные, информационные и криминалистические подразделения любого органа внутренних дел региона и УВД (ГУВД) Российской Федерации.
Результаты оперативно-розыскно-го мероприятия возможно использовать и в рамках уголовного дела, если они были надлежащим образом оформлены в процессуальном порядке в рамках действующего УПК РФ и отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. Порядок признания предметов (документов) вещественными доказательствами непосредственно устанавливает ч. 2 ст. 81 УПК РФ, для этого выносится отдельное постановление о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств. Согласно п. 17 Инструкции «О порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» (далее
- Инструкция) в случае проведения в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-технических мероприятий могут быть представлены как приложение к рапорту или сообщению (п. 7 Инструкции) «фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также
иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами» [19]. Таким образом, результаты, полученные при помощи цифровых средств фиксации, также могут передаваться, соответственно, в виде «твердых копий», в том числе и на магнитных, лазерных дисках (CD-R, DVD-R, флэш-накопителях и т.п.), не нарушая требований приказов силовых ведомств, в том числе и МВД России.
Мы полагаем, что для оперативнорозыскных мероприятий и последующего (в случае необходимости) оформления результатов использования в процессуальном порядке цифровых средств фиксации важно соблюдение определенного порядка их применения, который должен состоять из следующих этапов:
1 этап. Подготовительный:
- консультации со специалистами;
- подбор цифрового технического средства;
- подготовка цифрового средства к оперативно-техническому мероприятию;
- составление акта о подготовке к применению цифрового технического средства при проведении оперативно-технического мероприятия.
2 этап. Рабочий:
- производство фото-, видеосъемки, аудиозаписи при проведении оперативнорозыскного мероприятия.
3 этап. Заключительный:
- оформление;
- использование;
- оценка полученных результатов.
Рассмотрим данный порядок более
подробно.
1. Подготовительный этап.
Консультации со специалистами.
Оперативный работник проводит консультации по подбору технического средства, применительно к каким условиям его необходимо использовать, продолжительность съемки и аудиозаписи, какой носитель в этом случае целесообразнее применить и т.п.
Подбор цифрового технического средства.
Подбор технического средства зависит от целей оперативно-розыскного мероприятия, вида фиксируемых объектов и обстоятельств, при которых оно будет производиться. Оперативным работником определяется техническое оснащение, разрабатываются подробный план и технические приемы проведения всего мероприятия, меры, обеспечивающие конспирацию. Организационно-тактические вопросы проведения самого оперативно-розыскного мероприятия подробно излагаются в соответствующей специальной литературе. На технических приемах остановимся несколько подробнее.
В зависимости от выбранного технико-криминалистического приема фиксации (например, с близкого расстояния) проводимого оперативно-розыскного мероприятия следует учитывать основные характеристики цифровой техники: разрешение ПЗС-матрицы (например, количество светочувствительных элементов и ее размер при фотосъемке документов), возможность съемки в условиях слабой освещенности (по аналогии с негативными материалами в ед. ISO), наличие цифровой трансфокации (Digital Zoom) (для съемки на удаленном расстоянии), видеозаписи коротких видеофрагментов, автоматическое определение экспозиции, наличие баланса белого, макросъемка, запись звуковых комментариев, цифровой стабилизации изображения и т.п.
Затем необходимо уделить внимание выбору устройства долговременного хранения информации, к которому предъявляются следующие требования:
- минимальное энергопотребление при операциях записи (считывания) стирания;
- объем памяти должен быть значительным (не менее 1-3 Гб);
- время записи (считывания), стирания должно быть как можно меньше;
- габариты должны быть минимальными.
Выбор оптической системы цифровой фиксации производят, основываясь на размерах объекта съемки и расстояния до него, учитывая фактический угол зрения,
принимая во внимание величину фокусного расстояния объектива.
Для успешного проведения фото-, видеосъемки в аппаратуру следует установить новые источники питания (элементы АА). Если это аккумуляторные батареи либо аккумуляторы, совместимые с бытовой аппаратурой (литиево-ионные элементы питания), то нужно зарядить их.
При подготовке цифрового технического средства к оперативно-розыскно-му мероприятию производятся следующие действия:
1. Проверяется техническое состояние и исправность выбранного цифрового средства фиксации.
2. Проверяется оптическая система фотоаппарата и видеокамеры, хроматическая и геометрическая аберрация.
3. При использовании цифровых средств с передачей зафиксированной информации непосредственно на встроенную карту памяти (флэш-карту) необходимо опечатать разъем, предназначенный для передачи файлов на компьютер или другое устройство (USB-выход, COM, LPT, многоштырьковый разъем, «микроджек», инфракрасный порт и т.п.) данного цифрового средства, для исключения несанкционированного переноса информации на другой носитель (например, на винчестер ПЭВМ), либо вмешательства извне. При этом должны участвовать субъекты опера-тивно-розыскного мероприятия (например, лицо, оказывающее гласное содействие [20, с. 193]), удостоверяющие данное действие.
Составление акта о подготовке к применению технического средства при проведении оперативно-технического мероприятия.
Непосредственно на данном этапе путем составления ряда документов закладывается фундамент правовой защиты сведений об оперативно-розыскной деятельности, составляющих государственную и служебную тайну, а также сведений о лицах, участвующих либо участвовавших в подготовке и проведении оперативно-технического мероприятия.
После проведения подготовительных действий, непосредственно перед осущест-
Юридическая наука и правоохранительная практика влением оперативно-розыскного мероприятия составляется акт о подготовке технического средства с участием представителей общественности (штатных негласных сотрудников, лиц, оказывающих органам внутренних дел содействие на конфиденциальной основе) и специалиста (сотрудника ОТО), в котором указываются тип, марка, модель, серийный номер, характеристики технического средства; наименование используемого магнитного (магнитно-оптического) носителя информации, его объем, серийный номер; сведения об опечатывании разъемов носителя ввода/вывода информации.
Опечатывание разъемов необходимо производить бумажной биркой с печатью и подписями специалиста (сотрудника ОТО) и представителей общественности (размер может использоваться произвольный, чтобы была закрыта вся площадь разъемов), сверху проклеивается скотчем либо иной подобной липкой лентой. Желательно, чтобы опечатывание производил специалист (или, например, сотрудник оперативного подразделения), чтобы в последующем удостоверить целостность опечатывания в акте о применении технического средства. Необходимо также продемонстрировать лицам, участвующим в оперативно-ро-зыскном мероприятии, что магнитный носитель либо другое устройство хранения информации не содержит никаких данных. Акт должен быть подписан вышеуказанными лицами и инициатором проведения оперативно-технического мероприятия.
2. Рабочий этап.
Производство аудиозаписи, фото-, видеосъемки.
Исходя из того, что принцип формирования цифрового изображения на световоспринимающем устройстве электронной фото-, видеокамеры аналогичен принципу обычной аппаратуры, такая аппаратура обеспечивает использование обычных методов фото-, видеосъемки при проведении оперативно-розыскного мероприятия, но существуют и некоторые особенности фиксации. Различают несколько видов съемки:
- вне помещения (с близкого расстояния и на удаленном расстоянии);
- в специально оборудованном помещении, в необорудованном помещении;
- съемка движущихся объектов;
- репродукционная фотосъемка документов.
3. Заключительный этап.
Оформление полученных материалов.
После окончания мероприятия составляется акт о применении технического средства. Если возникают сомнения в нарушении опечатываемых разъемов, то специалист (эксперт-криминалист), не участвовавший в оперативно-розыскном мероприятии (возможно участие представителей общественности), осматривает целостность контрольной бирки (опечатки). Данная информация заносится в акт. Сменный оптический носитель информации (CD-R, дискета, DVD-R и т.п.) в присутствии специалиста (эксперта-кримина-листа), представителей общественности извлекается из аппаратуры, упаковывается, опечатывается, при этом делается пояснительная надпись, удостоверяется подписями вышеуказанных лиц и сотрудника оперативного подразделения. В исключительных случаях вышеописанные действия можно проделать с флэш-памятью цифрового технического средства, но т.к. в настоящее время стоимость такой карты остается высокой, ее изъятие производить не желательно.
Если информация находится непосредственно в встроенной памяти технического средства (флэш-памяти), то она переносится через кабель USB в компьютер (без просмотра, т.к. не все полученные данные могут подлежать разглашению) на оптический носитель (CD-R, дискета). При этом в акте необходимо указать программное обеспечение, при помощи которого осуществлялась запись. Информация, содержащаяся во флэш-памяти использовавшегося технического средства, немедленно уничтожается, о чем делается отметка в акте о применении технического средства. Полученный таким образом носитель информации в присутствии представителей общественности упаковывается, опечатывается, делается пояснительная надпись, удостоверяется подписями вышеуказанных
лиц и сотрудника оперативного подразделения (инициатора данного мероприятия).
Использование полученных материалов.
Информация на носителях приобщается к материалу проверки, а при его отсутствии сосредотачивается в делах оперативного учета, где имеется и другая оперативная информация в отношении конкретного объекта.
Информация, полученная в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия, может быть использована в материалах уголовного дела, что предусматривает передачу конкретных оперативно-служеб-ных документов, в том числе информации, полученной при помощи цифровых технических средств фиксации. Для передачи материалов руководителем органа, осуществляющего данное мероприятие, выносится постановление о представлении результатов оперативно-розыскного мероприятия и рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Сведения об организации, тактике, используемых технических средствах, штатных и конфиденциальных сотрудниках оперативных подразделений должны в обязательном порядке согласовываться с исполнителем соответствующего мероприятия. Допускается представление материалов в копиях, с переносом важных моментов (видеофрагментов, фотофайлов и т.п.), которые могут быть объединены на едином носителе (CD-R, DVD-R и т.п.), что обязательно оговаривается в сопроводительных документах. Факт получения следователем представленных материалов на практике, как правило, процессуально не оформляется [22, с. 48]. На наш взгляд, при получении результатов использования цифровых технических средств это неверно. Для легализации материалов необходимо составление, как минимум, акта представления материалов о применении цифровых технических средств фиксации, в котором отражать следующие моменты:
- факт передачи материалов с ходатайством об их принятии;
- количество и вид носителя, на котором представлен материал;
-тип, вид и модель цифрового технического средства, на котором получены представленные материалы;
- описание внешнего вида представленных объектов (носителей информации);
- способ упаковки объектов и ее опечатывания.
Соблюдение этих условий, на наш взгляд, будет способствовать успешной реализации материалов, полученных при помощи цифровых средств фиксации в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Копии с оригиналов носителей информации хранятся в оперативных подразделениях до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу. Для проверки и дальнейшего приобщения материалов, полученных в результате оперативно-розыскного мероприятия, к уголовному делу следователь может производить следственные действия, направленные на подтверждение этих данных процессуальными средствами.
Наиболее распространенными из них являются:
- допрос в качестве свидетеля сотрудника органов внутренних дел (оперативного работника, специалиста) - непосредственного участника оперативно-розыскного мероприятия (независимо оттого, проводилось это мероприятие в присутствии представителей общественности или без таковых);
- допрос в качестве свидетелей граждан, участвующих в оперативно-розыс-кном мероприятии (представителей общественности и иных лиц) при условии соблюдения конспирации и их согласия;
- допрос других запечатленных на фото-, видеоматериалах лиц, принимавших участие в проведении оперативно-ро-зыскного мероприятия, за исключением тех, конспиративную деятельность которых раскрывать нецелесообразно;
- осмотр местности или помещения, изображенных на представленном материале;
- опознание лиц, зафиксированных на представленном материале;
- назначение и производство судебных экспертиз.
Если подозреваемый или обвиняемый не оспаривает данные фото-, видео- и звукозаписи, зафиксированные при помощи цифровой техники, и дает по этому поводу подробные показания, согласующиеся с другими собранными по делу доказательствами, то нет оснований для назначения экспертиз и исследований. При возникновении противоречий или оспаривания полученных данных следует назначить соответствующую экспертизу (например, фототехническую, видеофоноскопическую, портретную, фоноскопическую и др.), указав интересующие органы следствия вопросы по имеющимся изменениям как на цифровом носителе, так и в содержании самого файла.
Завершающая стадия - оценка следователем представленной оперативно-ро-зыскной информации, полученной при помощи цифровых средств фиксации.
Важными элементами оценки в непроцессуальных материалах фото-, видео-и звукозаписи являются:
- соблюдение процессуального порядка представления, принятия, проверки и хранения;
- техническое качество фото, видео-, звукозаписи;
- качество содержания записи [21];
- возможность назначения по данным материалам криминалистических и иных экспертиз.
Результаты положительной оценки доказательственной информации, полученной с использованием цифровых средств фиксации, после их тщательной проверки в предусмотренном уголовно-процессу-альным законом порядке следователь излагает в постановлении о приобщении к делу в качестве вещественного доказательства. В постановлении указывается, где и когда получена цифровая запись, при каких обстоятельствах, кем представлена (со ссылкой на соответствующий акт подготовки технического средства), основные признаки, индивидуализирующие объект, обстоятельства, о которых он свидетельствует.
При реализации вышеуказанных требований к материалам, полученным при
помощи цифровых средств фиксации оперативная информация, на наш взгляд, становится полноценным доказательством и может быть положена в основу принимаемых по делу необходимых процессуальных решений (предъявление обвинения и т.п.).
Описанные выше этапы применения цифровой техники, по нашему мнению, приемлемы в процессе производства опе-ративно-розыскных мероприятий. Несмотря на то что оперативно-розыскная деятельность не является составной частью процессуального доказывания, она осуществляется в его интересах, в целях раскрытия преступлений. Поэтому получаемая информация должна быть такой же достоверной, как и собранные по уголовному делу доказательства. Использование в качестве доказательств результатов применения цифровых технических средств в оперативно-розыскной деятельности, как и других данных оперативно-розыскно-го характера, возможно лишь на основе процессуальной реализации, замены опе-ративно-розыскных способов фиксации информации процессуальными способами. Всякое отступление от указанного правила, являясь нарушением норм уголовнопроцессуального законодательства России, недопустимо ни в оперативно-розыскной, ни в процессуальной деятельности.
После завершения оперативно-ро-зыскных мероприятий материалы на цифровых носителях должны приобрести в дальнейшем статус вещественных доказательств (ч. 3 ст. 81 УПК РФ) и иных документов (ч. 2 ст. 84 УПК РФ) и в этом качестве остаться в материалах дела. Проведенные следственные действия, направленные на проверку представленных данных, не должны вытеснить их из процесса доказывания - это лишь подтвердит или опровергнет содержащуюся в них информацию по средствам получения новых доказательств.
Таким образом, соблюдение определенного алгоритма действий и порядка предоставления оперативным работником соответствующих материалов, полученных с помощью цифровых средств фиксации при производстве оперативно-розыскных
мероприятий, представляет собой систему действий, направленную на приобретение указанными оперативными материалами доказательного значения в уголовном процессе.
1. Селиванов H.A. Научно-технические средства расследования преступлений: дис. ... д-раюрид. наук. М., 1965.
2. Винберг А.И. К вопросу об основах криминалистической техники как разделе науки советской криминалистики // Правоведение. 1967. № 1. С. 91-101.
3. Лукьянчиков Е.Д. Приемы использования оперативно-розыскных данных, полученных с применением технических средств при расследовании уголовных дел // Актуальные проблемы обеспечения следственной практики научно-техничес-кими достижениями: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В.М. Снежинского; отв. ред. М.В. Салтевский. Киев, 1987.
4. Николайчик Н.И. Использование результатов применения оперативно-розыскных и научно-технических средств и методов при раскрытии преступлений, учеб. пособие. Минск, 1982.
5. Карнеева Л.М. Уголовно-процессуальный закон и практика доказывания // Социалистическая законность. 1990. № 1. С. 35-47.
6. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: учеб.-практ. пособие / под ред. С.А. Зайцева [и др.]. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2004.
7. Давлетов A.A., Семенцов В.А. Оперативная видео- и звукозапись // Соц. законность. 1991. № 11. С. 40-48.
8. Доля Е. А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М., 1996.
9. Доказательства, доказывание и использование результатов оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие/H.A. Громов [и др.]. М., 2005.
10. Федюнин А.Е. Процессуальные правила и критерии допустимости доказательств, полученных при раскрытии и расследовании преступлений с использованием технических средств // Актуальные проблемы
раскрытия и расследования преступлении: межвуз. сб. науч. тр. Красноярск, 2005. Вып. 7. С. 60-68.
11. Тутынин И.Б., Коваль С.Н. О применении цифровой фотографии по уголовному делу // Эксперт-криминалист. 2006. № 4. С. 11-23.
12. Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств: указ Президента РФ от 1 сент. 1995 г. № 891 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 24. Ст. 2954.
13.0 связи: федер. закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. №28. Ст. 2895.
14. Соглашение между Минсвязи РФ и ФСБ РФ по вопросу внедрения технических средств системы оперативно-розыс-кных мероприятий на сетях электросвязи России: утв. ФСБ РФ 20 янв. 1997 г., Минсвязи РФ 22 янв. 1997 г.
15. О порядке внедрения технических средств по обеспечению оперативно-розыс-кных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования: приказ Минсвязи РФ от 25 июля 2000 г. № 130 // Российская газета. 2000. 29 авг.
16. О работах по внедрению технических средств по обеспечению оперативно-ро-зыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации: приказ Минсвязи РФ от 10.06.2003 г. № 77 // Свя-зьИнформ. 2003. № 9.
17. Кожухов М.П. Перевод результатов оперативно-розыскной деятельности в доказательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
18. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативнорозыскная тактика и особенности использования полученных результатов в ходе предварительного расследования: учеб,-практ. пособие. 2-е изд., доп. М., 2003.
19. Об утверждении инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд: приказ МВД России № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184,
ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17 апр. 2007 г. // Российская газета. 2007. 17 мая.
20. Федеральный закон «Об оперативно розыскной деятельности»: науч.-практ.
комментарий / под ред. А.Е. Чечетина. Барнаул, 2005.
21. Зуев С.В. Использование оперативной информации в уголовном процессе: учеб. пособие / под ред. В.И. Казакова. Челябинск: Челябинский юрид. ин-т МВД России, 2002.