Научная статья на тему 'Тактическая подготовка каратистов-юношей 12-13 лет'

Тактическая подготовка каратистов-юношей 12-13 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
614
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ПОЕДИНОК / ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАКТИКИ ВЕДЕНИЯ СПОРТИВНОГО ПОЕДИНКА КАРАТИСТОВ / "СТРУКТУРНАЯ" МОДЕЛЬ СПОРТИВНОГО ПОЕДИНКА / "СИТУАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ" МОДЕЛЬ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАРАТИСТОВ / "STRUCTURAL" MODEL OF SPORTS FIGHT / "SITUATIONALPROCEDURAL " MODEL OF TACTICAL READINESS OF HIGHLY SKILLED KARATEKAS / SPORTS FIGHT / TACTICAL ACTIONS / MODEL CHARACTERISTICS OF TACTICS OF CONDUCTING SPORTS KARATEKAS FIGHT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимербаев Олег Маратович

В статье представлено экспериментальное обоснование эффективности разработанной методики обучения тактическим действиям юных каратистов 12-13 лет. Разработанная методика оказывает положительное влияние на тактическое мышление и демонстрацию тактических возможностей каратистов в процессе тренировочного и соревновательного процессов; повышая уровень ситуативного тактического мышления, тем самым мы создаем условия для роста уровня реализации тактических действий в процессе тренировок и соревнований и в конечном итоге повышаем результативность соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимербаев Олег Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tactical actions training of karateka-young men aged 12-13 years old

The article presents the experimental substantiation of efficiency of the developed training methodology for the tactical actions of young karatekas of 12-13 years. The developed methodology makes positive impact on tactical thinking and demonstration of tactical abilities of karatekas in the course of training and competitive processes; by raising the level of situational tactical thinking thereby, we create conditions for growth of level of realization of tactical actions in the course of trainings and competitions and finally we raise the productivity of competitive activity.

Текст научной работы на тему «Тактическая подготовка каратистов-юношей 12-13 лет»

УДК 796.034-053.6

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАРАТИСТОВ-ЮНОШЕЙ 12-13 ЛЕТ

Олег Маратович Тимербаев, аспирант,

Башкирский институт физической культуры,

Уфа

Аннотация

В статье представлено экспериментальное обоснование эффективности разработанной методики обучения тактическим действиям юных каратистов 12-13 лет. Разработанная методика оказывает положительное влияние на тактическое мышление и демонстрацию тактических возможностей каратистов в процессе тренировочного и соревновательного процессов; повышая уровень ситуативного тактического мышления, тем самым мы создаем условия для роста уровня реализации тактических действий в процессе тренировок и соревнований и в конечном итоге повышаем результативность соревновательной деятельности.

Ключевые слова: спортивный поединок, тактические действия, модельные характеристики тактики ведения спортивного поединка каратистов, «структурная» модель спортивного поединка, «ситуативно-процессуальная» модель тактической подготовленности высококвалифицированных каратистов.

TACTICAL ACTIONS TRAINING OF KARATEKA-YOUNG MEN AGED 12-13

YEARS OLD

Oleg Maratovich Timerbayev, the post-graduate student,

Bashkir Institute of Physical Education,

Ufa

Annotation

The article presents the experimental substantiation of efficiency of the developed training methodology for the tactical actions of young karatekas of 12-13 years. The developed methodology makes positive impact on tactical thinking and demonstration of tactical abilities of karatekas in the course of training and competitive processes; by raising the level of situational tactical thinking thereby, we create conditions for growth of level of realization of tactical actions in the course of trainings and competitions and finally we raise the productivity of competitive activity.

Keywords: sports fight, tactical actions, model characteristics of tactics of conducting sports karatekas fight, «structural» model of sports fight, «situational- procedural » model of tactical readiness of highly skilled karatekas.

На современном этапе возникает необходимость сформировать стройную систему обучения тактическим действиям юных каратистов для создания фундамента будущих спортивных достижений высокого класса, создать научно-обоснованную программу обучения грамотного ведения спортивной борьбы. Недостаточность научно-обоснованных методик обучения тактическим действиям в каратэ, позволяет проблему исследования считать актуальной.

Цель работы - обосновать эффективность разработанной методики обучения тактическим действиям каратистов-юношей.

В начале исследования осуществлялась оценка соревновательной деятельности высококвалифицированных каратистов на чемпионатах Европы и Мира, в частности реализация тактических действий. Всего проанализировано 105 поединков (полуфинальные, финальные и поединки за третье место на чемпионатах мира и Европы за последние четыре года). На основе положений ситуативного и процессуального подходов и результатов анализа соревновательной деятельности, впервые были сконструированы «структурная» модель спортивного поединка, на ее основе «ситуативно-процессуальная» модель реализации тактических действий высококвалифицированными каратистами в спортивных поединках.

На основе результатов научно-методической литературы [1-4] и показателей «ситуативно-процессуальной» модели реализации тактических действий высококвалифицированными каратистами в спортивных поединках на Чемпионатах мира и Европы за последние пять лет разработана компьютерная программа «Тактика каратэ». Структурными компонентами компьютерной программы являются: обучающий и тестирующий блок. Обучающий блок представлен теоретическим материалом об изучении ситуаций, возникающих в поединке каратистов, тактических задач, путей решения каждой тактической задачи и тактических вариантов избранного пути решения конкретной задачи поединка. Программа повествует о материале письменной информацией и видеороликом, в котором представлено исполнение каждого тактического варианта действий высококвалифицированными каратистами на Чемпионате мира или Европы за последние пять лет. Тестирующий блок представляет собой оценку ситуативного тактического и оперативного мышления. Уровень ситуативного тактического мышления определяется автоматически компьютерной программой по количеству правильных ответов из 20-ти вопросов возможных в тесте, в процентах. Оперативное мышление определяет компьютерная программа автоматически по скорости ответов на двадцать вопросов. Разработанная методика обучения тактическим действиям состоит из двух блоков: теоретического и практического. Теоретический блок включает в себя использование компьютерной программы «Тактика каратэ». Практический блок заключается в реализации приобретенных знаний о тактике карате в тренировочном процессе в виде имитационных упражнений, реализации тактических действий в парах (с сопротивлением и без сопротивления), закрепления двигательного тактического навыка в условных боях по заданию и в вольных поединках. Разработано 45 тактических заданий.

Далее осуществлялся педагогический эксперимент, в котором приняли участие каратисты 12-13 лет учебно-тренировочной группы первого года обучения. Были сформированы две группы - контрольная и экспериментальная по 16 человек в каждой. Состав групп был относительно однороден по уровню тактической подготовленности. Эксперимент осуществлялся с января по апрель 2009г. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе подросткового клуба «Гелиос» объединения «Дети плюс» и отделения «каратэ» Башкирского Лицея № 48 г. Уфы.

В контрольной группе можно отметить, что уровень проявления ситуативного тактического и оперативного мышления в контрольной группе в процессе реализации эксперимента показывает прирост показателей, но достоверность различий в этих показателях обнаружены только после третьего мезоцикла тренировок. В экспериментальной группе выявлены значимые изменения в уровнях проявления тактического и оперативного мышления уже после первого мезоцикла тренировочных занятий (СТМ - 30±0,21; 52,5±0,16; р<0,05; ОМ - 134,7±0,56; 129,3±0,54; р<0,05).

Результаты межгрупповых различий показали, что до эксперимента между контрольной и экспериментальной группой достоверность различий показателей ситуативного тактического и оперативного мышления не установлено, что говорит об относительно равном уровне исследуемых психических процессов обеих групп. Таким образом, в начале эксперимента группы по уровню ситуативного тактического и оперативного мышления были относительно однородны (30±0,21%, 32,1±0,18%;134,7±0,56сек,

136,1±0,21сек). Однако уже после первого мезоцикла тренировок достоверность различий бала обнаружена между результатами исследуемых групп: 52,5±0,16%, 33,3±0,19% (р<0,05); 129,3±0,54сек, 136,3±0,16сек. (р<0,05).

Сравнительный внутригрупповой анализ показателей уровня тактической подготовленности в процессе тренировочной деятельности каратистов 12-13 лет в опытноэкспериментальной работе показал, что спортсмены контрольной группы в сумме за выполнения тестовых заданий набрали 26 баллов за тестирование, т.е. выполняли в среднем 40,6% заданий до эксперимента и 28 баллов в конце эксперимента, в среднем 43,7% зада-

ний.

Достоверность различий в показателях тактической подготовленности данной группы до и после эксперимента обнаружено не было (1,62±0,15, 1,75±0,17, р>0,05). Полученные результаты показывают, что каратисты контрольной группы незначительно повысили уровень тактической подготовленности, то есть они не могут стабильно реализовывать в «учебных» поединках поставленные перед ними тактические задачи. Спортсмены экспериментальной группы в сумме за выполнения тестовых заданий набрали 28 баллов за тестирование, т.е. выполняли в среднем 43,7% заданий до эксперимента и 48 баллов в конце эксперимента, в среднем 75% заданий. До и после эксперимента уровень тактической подготовленности каратистов экспериментальной группы существенно изменился, установлена достоверность различий между результатами до и после эксперимента (1,75±0,13, 3±0,21, р<0,05). Межгрупповой анализ уровня тактической подготовленности юных каратистов после эксперимента позволил выявить, что спортсмены контрольной группы улучшили результат не существенно, лишь на 0,13 балла (в среднем на 3,5%), в то время как экспериментальная группа улучшила результат на 1,25 балла (в среднем на 31,2%), что свидетельствует о более высоком уровне тактической подготовленности каратистов экспериментальной группы после эксперимента. В результате математической обработки результатов исследования обнаружены достоверные различия между показателями тактической подготовленности контрольной и экспериментальной групп (р<0,05).

Внутригрупповой анализ реализации тактических действий по коэффициентам эффективности и активности показал, что результаты коэффициентов тактической подготовленности в контрольной группе до и после эксперимента в основном достоверных различий не имеют (р>0,05). Анализ показателей коэффициентов тактической подготовленности спортсменов экспериментальной группы в процессе опытноэкспериментальной работы выявил следующие данные: по коэффициенту эффективности защитных действий прирост показателей составил 7,4%, обнаружены достоверные различия (35,9±1,23; 43,3±0,44; р<0,05); по коэффициенту эффективности атакующих действий прирост составил 12,2%, различия также достоверны (27,7±1,13; 39,9±0,96; р<0,05); по коэффициенту эффективности ситуативных действий прирост - 0,8%, достоверность различий не установлена (24,1±0,17; 24,9±0,71; р>0,05); по эффективности подготовительных действий прирост показателей составил 13,3%, различия достоверны (24,8±1,42; 38,5±0,92; р<0,05); активность атак существенно снизилась, наблюдается акцент на качество атаки, а не на их количество, различия также достоверны (9,3±0,04; 6,1±0,01; р<0,05).Рассмотрев межгрупповые различия показателей реализации тактических действий испытуемых каратистов в процессе соревновательной деятельности установлено, что до эксперимента достоверных различий между контрольной и экспериментальной групп не было. После эксперимента обнаружены следующие изменения: в коэффициенте эффективности защиты (37,7±1,31; 43,3±0,44; р<0,05), показатель вырос на 5,6 %; в коэффициенте эффективности атаки (33,3±1,22; 39,9±0,96; р<0,05), отмечен рост показателей на 8,6 %; в коэффициенте эффективности подготовительных действий (26,7±0,81; 38,5±0,92; р<0,05), установлен прирост на 11,8 %; в коэффициенте активности атак (8,3±0,17; 6,1±0,01; р<0,05). И только в коэффициенте эффективности ситуативных действий достоверных различий между группами после эксперимента не обнаруже-но(24,3±0,92; 24,9±0,71; р>0,05).

Нами была проведена унификация математических показателей ситуативного тактического и оперативного мышления, тактической подготовленности и показателя уровня реализации тактических действий в соревновательном поединке. В результате чего представилась возможность проследить динамику изменения исследуемых показателей до и после эксперимента в экспериментальной группе (рисунок 1). Представленная информация показывает следующее:

- чем выше уровень ситуативного тактического и оперативного мышления, тем выше уровень реализации тактической подготовленности в тренировочной деятельности и уровень реализации тактических действий в соревновательных поединках;

- высокий уровень ситуативного тактического и оперативного мышления дает возможность показывать более высокую степень реализации тактической подготовленности в тренировочном процессе и более низкую в соревновательной деятельности;

- высокий прирост уровня развития ситуативного тактического мышления не позволяет демонстрировать такой же высокий прирост уровня реализации тактических действий, как в тренировочном, так и в соревновательном процессе.

------СТМ

------ТП

------ртд

------ОМ

Рис. 1. Показатели ситуативного тактического мышления, оперативного мышления, тактической подготовленности и реализации тактических действий в соревновательных поединка каратистов экспериментальной группы до и после эксперимента

Примечание: СТМ - ситуативное тактическое мышление; ОМ - оперативное мышление; ТП - тактическая подготовленность; РТД - показатели реализации тактических действий в соревновательных поединках каратистов; НЭ - начало эксперимента; КЭ - конец эксперимента.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: с ростом уровня ситуативного тактического мышления рост уровня тактической подготовленности каратистов-юношей, как в тренировочной, так и в соревновательной деятельности также растет, что дает основание для констатации факта о том, что разработанная методика оказывает положительное влияние на тактическое мышление и демонстрацию тактических возможно -стей каратистов в процессе тренировочного и соревновательного процессов. Повышая уровень ситуативного тактического мышления, мы создаем условия для роста уровня реализации тактических действий в процессе тренировок и соревнований и в конечном итоге повышаем результативность соревновательной деятельности.

При сравнении спортивных результатов каратистов контрольной и экспериментальной групп установлено, что до эксперимента достоверных различий между группами не обнаружено (до эксперимента в контрольной 6,05±0,17 выигранных поединков, в экспериментальной 5,91±0,17 поединков, различия недостоверны, р>0,05), после эксперимента определена достоверность различий (в контрольной 7,77±0,21 выигранных поединков, в экспериментальной 9,18±0,28 поединков, р<0,05).

Таким образом, использование разработанной методики обучения тактическим действиям каратистов 12-13 лет, которая применялась в экспериментальной группе, дало более существенные результаты, чем методика, используемая в контрольной группе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Габов, М.В. Формирование технико-тактических действий квалифицированных борцов греко-римского стиля : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Габов Михаил Владимирович. - Челябинск, 2004. - 163 с.

2. Иванов-Катанский, С. Комбинационная техника каратэ / С. Иванов-Катанский.

- М. : Агентство «ФАИР», 1998. - 127 с.

3. Панков, В. А. Применение современных технологий для повышения эффективности тренировочного процесса борцов (юниоры) греко-римского стиля / В.А. Панков ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М. : [б.и.], 1999. - 22 с.

4. Хаберзетцер, Р. Каратэ-до : от азов до черного пояса. Ч. 4 / Хаберзетцер Р. -Тирасполь : ЧП «Модус», 2000. - 132 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.42

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ В БЕГЕ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ В РОССИИ И МИРЕ

Леонид Львович Ципин, кандидат педагогических наук, профессор,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),

Владимир Борисович Трясов, доцент,

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (СПбГАУ)

Аннотация

В статье рассматриваются состояние и перспективы развития бега на длинные дистанции в России. Проведен анализ средних значений и плотности лучших результатов отечественных и зарубежных спортсменов.

Ключевые слова: бег на длинные дистанции, национальные и мировые рекорды, лучшие результаты сезонов, статистический анализ.

COMPARATIVE ANALYSIS OF LONG DISTANCE RUNNING RESULTS IN RUSSIA

AND IN THE WORLD

Leonid Lvovich Tsipin, the candidate of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg, Vladimir Borisovich Tryasov, senior lecturer,

St.-Petersburg State Agrarian University

Annotation

The article considers the condition and prospects of development of the long distance running in Russia. The statistical analysis of the domestic and foreign athletes' average values and best results density has been carried out.

Keywords: long distance running, national and world records, best season results, statistical analysis.

ВВДЕНИЕ

Хроническое отставание российских бегунов-стайеров в последние десятилетия требует всестороннего анализа. В свое время в нашей стране был подготовлен целый ряд выдающихся спортсменов, рекордсменов мира и призеров крупнейших международных соревнований: В. Куц, П. Болотников, А. Ануфриев, Е. Жуков, Н. Свиридов, Р. Шарафет-динов и др. Сейчас же результаты спортсменов из Кении, Эфиопии, Марокко и других африканских стран для наших спортсменов недосягаемы [2]. Однако при этом необходимо начать поступательное движение вперед, чтобы бороться за медали на соревнованиях хотя бы европейского уровня.

Одним из направлений решения данной задачи является выявление общего состояния и тенденций развития мужского стайерского бега у нас в стране и в мире. С этой целью представляется целесообразным проведение статистического анализа результатов в беге на 5000 м и 10000 м лучших бегунов России и мира. Несмотря на всю очевидность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.