также подчиненность динамики антимотивации определенным закономерностям. Главным обнаруженным в ходе исследования выступил феномен «антимотивационного пика».
Библиографический список
1. Божович, Л.И. Избранные психологические труды [Текст] / Л.И. Божович. - М.: МПА, 1995. - 209 с.
2. Глассер, У. Школы без неудачников [Текст] / У. Глассер. - М.: Прогресс, 1991. - 184 с.
3. Дусавицкий, А.К., Репкин, В.В. О развитии познавательных интересов младших школьников [Текст] / А.К. Дусавицкий, В.В. Репкин. // Вопросы психологии. - 1975. - №3. - С. 92101.
4. Ильин, Е.П. Мотивация, мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
5. Карпова, Е.В., Кулешова, О.Н. Развивающие системы обучения и формирование мотивации [Текст] / Е.В. Карпова, О.Н. Кулешова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. - 152 с.
6. Карпова, Е.В. Новая методика комплексной диагностики мотивации учебной деятельности [Текст] / Е. В. Карпова // Вестник КГУ. Акмео-логия образования. - 2005. - Т. 11. - № 3. - С. 107-111.
7. Карпова, Е. В. Профилактика антимотивации учения как средство оптимизации учебной деятельности школьников [Текст] / Е.В. Карпова // Современные проблемы прикладной психологии. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2006.
- Т. 2. - С.77-87.
8. Кузовлева, М. Е. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам [Текст] / М. Е. Кузовлева // Психолог в школе.
- 1987. - №2. - С. 15-19.
9. Леонтьев, Д. А. Общее представление о мотивации поведения человека [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психология в вузе. - 2004. - №1. - С. 51-65.
10. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
Л.А. ОГОРОДНИКОВА
Тактическая одарённость как критерий спортивного отбора
Автором введено понятие «тактическая одарённость», квалифицированное как система психических познавательных и психомоторных способностей спортсмена. Определена психологическая структура тактической одарённости в игровых видах спорта. Обоснована возможность и необходимость использования тактической одарённости в качестве критерия спортивного отбора.
Notion "tactical endowments" is introduced by the author, which is qualified as a system of mental cognitive and psychomotor abilities of the sportsman. The psychological structure of tactical endowments in kinds of game sports is determined. The opportunity and necessity of use of tactical endowments as a criterion of sports selection is proved.
Практика спортивной деятельности показывает, что даже при грамотном, научно обоснованном построении учебно-тренировочного процесса далеко не все молодые спортсмены могут достигнуть высокого уровня спортивного мастерства. В связи с этим перед спортивными специалистами встаёт сложная задача: выявить среди большого количества детей и подростков тех, кто имеет наибольшие потенциальные способности к тому или иному виду спорта.
В отечественном спорте сложилась традиция просмотра максимально возможного количества детей, при котором рекомендуется учитывать состояние здоровья, конституциональные особенности, физические способности, скорость реакции, координацион-
ные возможности. Большинство тренеров особое внимание уделяют способности детей воспроизводить показанные движения.
В европейском спорте только в 70-х гг. ХХ века возникла идея о значимости психологических особенностей, в частности интеллектуальных, при спортивном отборе. Однако до настоящего времени предпочтение отдаётся контрольным нормативам по физической и технической подготовке. Психологическое тестирование используется крайне редко. В целом методики отбора в игровых видах спорта остаются несовершенными, что вынуждает детских тренеров в большей степени полагаться на собственный опыт и интуицию, которые, к сожалению, не всегда обеспечивают надёжный прогноз. При таком отборе
поиск способных игроков зачастую приводит к ошибкам в оценке спортивной перспективности детей и подростков. Если занятия физической культурой практически не имеют возрастных ограничений, то активная спортивная жизнь, по мнению специалистов, как правило, не превышает 15-ти лет. Таким образом, уровень развития физических качеств и психических способностей в начале спортивной карьеры определяет, успеет ли молодой спортсмен достигнуть значительных спортивных результатов.
В сложнокоординированных (гимнастика, фигурное катание), прицельных (стрельба), циклических (лыжные гонки) видах спорта уделяется большее внимание физической и технической подготовленности. Однако по мере роста спортивного мастерства тактические способности и в этих видах спортивной деятельности становятся профессионально важными.
Иначе дело обстоит в силовых видах спорта (бокс, борьба) и в спортивных играх (баскетбол, футбол, хоккей). Тактическая подготовленность спортсмена-игровика определяет приобретение спортивного мастерства, а не возникает параллельно с ним. Говоря другими словами, отсутствие специальных тактических способностей может стать преградой для становления высококлассного профессионала в хоккее или футболе.
Игровые виды спорта предъявляют к спортсменам высокие требования, связанные с овладением техникой и тактикой игры, физическими и психологическими нагрузками. Особое значение имеет психологическая помехоустойчивость и толерантность к стрессу в условиях постоянного психического и психофизиологического напряжения. Необходимость взаимодействия с партнёрами по команде на фоне противоборства с противниками требует от спортсменов-игровиков способности к тактическим взаимодействиям: быстрой оценке ситуации игры, прогнозированию действий партнёров и противников, быстроте произвольных движений и реакций, мгновенному выбору тактических действий и др. В структуру способностей к игровым видам спорта, по мнению отечественных спортивных специалистов, должны входить следующие основные компоненты: физические способности, обеспечивающие овладение технико-тактическими приёмами и достиже-
ние высокой эффективности игры; функциональные способности к точной оценке пространственно-временных и силовых характеристик движений; способность к быстрому овладению приёмами игры и их рациональному применению; оперативность мышления и креативные способности; способность к вероятностному прогнозированию событий в игровой обстановке; игровая активность и агрессивность; помехоустойчивость; способность осмысливать и критически оценивать результаты собственной тренировочной и игровой деятельности; потребность в самосовершенствовании [4].
Мы проанализировали описанные в специальной литературе результаты экспертной оценки профессионально важных качеств спортсменов-игровиков. В качестве экспертов выступили слушатели курсов Высшей школы тренеров и высококвалифицированные спортсмены. Анализ позволил сформулировать теоретическую модель хоккеиста.
Амплуа защитника предполагает развитые быстроту, выносливость и силу, уравновешенный тип высшей нервной деятельности, наличие высокоразвитых волевых качеств. Для профессионального защитника тактическая подготовленность была оценена выше, чем подготовленность техническая. Наивысший рейтинг среди психических качеств эксперты присудили способности предвидеть ситуацию, оперативному мышлению защитника. Несколько меньшее количество баллов набрали основные свойства внимания: устойчивость, объём, распределение. Так, по мнению Б.М. Майорова, оперативное мышление
- центральное профессионально важное качество хоккеистов и футболистов, причём имеющее большую значимость для футбола, так как из-за слишком высокого игрового темпа в хоккее недостаточно времени для развёртывания мыслительного процесса [1]. В модели крайнего нападающего в хоккее оперативное мышление имеет более высокий рейтинг. На первый план также выдвигаются физические качества, тактическая подготовленность, способность к взаимодействию и волевые качества.
Модель центрального нападающего учитывает специфику его игрового амплуа, связанную с активной игрой в атаке и обороне, организаторскими функциями и большой моторной нагрузкой. Профессионально важ-
ными качествами центрального нападающего были признаны тактическая подготовленность, способность к взаимодействиям, физические, волевые и интеллектуальные качества.
Наименее разработанной была признана информационная модель вратаря. Эксперты присудили наивысшие баллы физическим (особенно скоростным), волевым, интеллектуальным качествам, распределению внимания. Свойства внимания вообще были оценены очень высоко, что обусловлено спецификой амплуа голкипера, требующей постоянного напряжённого слежения за шайбой.
Таким образом, основные хоккейные амплуа имеют существенные различия относительно значимости свойств и качеств, набор которых более или менее сходен и включает ряд психических качеств личности спортсмена. Описанная модель может иметь практическое значение на первых ступенях отбора детей в спорте для определения комплекса физических и психических качеств, существенно отличного от комплексов, присущих другим видам спорта.
Практика спортивного отбора сталкивается с проблемой научно обоснованного подхода к спортивным способностям, открывающего возможности для их диагностирования и развития. Реализация основной цели спортивной деятельности - достижение максимально высоких спортивных результатов -определяется не только уровнем физической подготовленности и техническим мастерством спортсмена, но и искусством ведения соревновательной борьбы, представленным тактическими знаниями, умениями, навыками и способностями, составляющими сущность тактической подготовленности.
В отечественной спортивной психологии рассматриваются перцептивные, интеллектуальные и психомоторные тактические способности. Нельзя не признать такое деление весьма условным. Достаточно даже поверхностного анализа тактического действия, чтобы убедиться в том, насколько синтетично проявляются все разновидности тактических способностей на каждом этапе реализации тактического действия.
Тактическое действие включает восприятие игровой ситуации, принятие решения на основе информации, полученной на этапе восприятия, и психомоторную реализацию
принятого решения. На разных этапах реализации тактического действия ведущую роль действительно начинают играть различные психические и психомоторные способности спортсмена.
На этапе восприятия игровой ситуации определяющими становятся сенсорноперцептивные и аттенционные способности. Но спортсмен в момент соревнований, особенно в игровых видах спорта, вынужден не только моментально реагировать на актуальную ситуацию игры, но и прогнозировать вероятностные изменения в этой ситуации. Не случайно тактические действия связаны с так называемыми «финтами», то есть обманными движениями, маскирующими истинные намерения спортивных противников. Многообразие финтов, используемых в различных видах спорта, требует от спортсмена способности моментально проанализировать ситуацию и актуализировать в оперативной памяти признаки того или иного финта. Поэтому даже при восприятии игровой ситуации оказываются задействованными способности мыслительные, мнемические, способности к воображению и антиципированию.
Полученная информация и прогнозирование вероятных изменений в ситуации игры ставят перед спортсменом частную тактическую задачу, решение которой составляет содержание второго этапа тактического действия. Мысленное принятие решения зависит от уровня развития мыслительных способностей спортсмена, способности анализировать информацию, а также от мнемических способностей, от способности в соответствии с актуальными игровыми условиями критически оценить сформированные в прошлом спортивном опыте способы решения сходных тактических задач и выбрать наиболее адекватный. Безусловно, что и на данном этапе активными (хотя, возможно, и не ведущими) остаются способности аттенционные и перцептивные. Принятое решение в ходе игры реализуется немедленно. Исполнительный этап тактического действия проявляется в психомоторной реализации решения тактической задачи и зависит от развитости психомоторных способностей. Ведущими в этом случае становятся сенсомоторная координация, скорость реакции, дозирование мышечного усилия и т.д.
В связи с вышесказанным нам представляется более корректным использовать понятие «тактическая одарённость» [3]. Отдельные психические и психомоторные способности спортсмена на определённом уровне своего развития включаются в качестве составляющих компонентов в более глобальную систему - тактическую одарённость. На наш взгляд, её следует рассматривать как систему психических познавательных и психомоторных способностей спортсмена, которые приобрели черты оперативности под влиянием спортивной деятельности и специфических особенностей отдельных видов этой деятельности. Такой подход основан на концепции способностей, предложенной В.Д. Шадриковым [6], и позволяет рассматривать развитие тактической одарённости как систе-могенез входящих в неё в качестве структурных компонентов психических познавательных и психомоторных способностей. Их развитие дублирует собой процесс развития функциональной системы, реализующей конкретную психическую функцию в совокупности ее компонентов и связей; развития операционных механизмов способностей; развития оперативности в системе функциональных и операционных механизмов; овладения субъектом своими познавательными способностями через рефлексию и овладение операционными механизмами в плане конкретных психических функций. Таким образом, развитие тактической одарённости является сложным длительным процессом развития отдельных способностей: аттенционных, мнемиче-ских, сенсорно-перцептивных, мыслительных, психомоторных и других, и формирования такого уровня взаимосвязей и взаимодействия между ними, который позволяет говорить о тактической одарённости как о единой системе и профессионально важном качестве личности спортсмена.
Специфика каждого конкретного вида спорта определяет, какие именно психические способности войдут в качестве структурных компонентов в тактическую одарённость. Системообразующим фактором, определяющим избирательное вовлечение в тактическую одарённость содействующих друг другу психических способностей, становятся успешное освоение и реализация спортивной деятельности вообще и тактики вида спортивной деятельности в частности.
Такой подход к пониманию тактической одарённости делает возможным рассмотрение её как объекта психодиагностического анализа в рамках спортивного отбора. Основываясь на методологической базе системного подхода, можно выделить в качестве диагностических единиц исследования тактической одарённости на первом этапе спортивного отбора уровень развития основных познавательных психических функций.
На наш взгляд, оценка двигательной активности, осуществляемая, как правило, игровыми методами, должна быть именно при первичном отборе дополнена исследованием перцептивных, аттенционных, мыслительных, мнемических способностей, а также особенностей развития двигательных, временных, пространственных представлений. Возрастные особенности психического развития детей 7-8 лет, когда происходит отбор в игровых видах спорта, вполне допускают подобное исследование. Мы рассматриваем данные способности как основу формирования качества, профессионально важного для спорта вообще и для игровых его видов в частности,
- тактической одарённости. Отсутствие необходимого уровня развития психических познавательных функций может послужить препятствием для формирования тактической одарённости, а значит, и успешного освоения спортивной деятельности, тем более что становление спортивной карьеры имеет значительные возрастные ограничения.
В качестве диагностических единиц исследования тактической одарённости при спортивном отборе могут выступать:
- аттенционные способности,
- перцептивные способности,
- мнемические способности,
- мыслительные способности,
- способности к антиципированию и вероятностному прогнозированию,
- способности к представлению и воображению,
- психомоторные способности.
В структуре тактической одарённости данные способности находятся в сложных взаимоотношениях, причём однозначно выделить ведущую способность практически невозможно. На разных этапах реализации тактического действия определяющей выступает одна из этих способностей, в то время как остальные функционируют в качестве её
частных механизмов. Безусловно, выбор доминирующей способности определяется конкретной актуальной задачей спортивной деятельности.
Как было указано выше, по результатам независимой экспертизы достаточно высокий рейтинг значимости для футболистов и хоккеистов разных амплуа заняли оперативное мышление и способность к антиципированию.
Гипотетически можно предположить наличие связи между способностью спортсмена выполнять тактические действия, тактическими умениями и уровнем развития наглядно-образного мышления. Для первичной проверки данного предположения мы осуществили пилотажное исследование и сравнительный анализ особенностей развития наглядно-образного мышления у молодых футболистов подросткового (12 лет) и раннего юношеского (16 лет) возраста. Одна из возрастных особенностей развития мышления заключается в том, что наглядно-образный тип мышления доминирует в младшем школьном возрасте. В младшем подростковом возрасте в норме ведущим становится вербально-логический тип мышления, позволяющий школьникам усваивать основы научных дисциплин. К концу подросткового возраста формируются основы теоретического гипотетико-дедуктивного мышления. В соответствии с возрастными нормами у 12-летних футболистов должен быть преимущественно развит наглядно-образный тип мышления, а у 16-летних - вербально-логический.
Развитие мышления в юношеском и зрелом возрасте определяется спецификой профессиональной деятельности. Вероятно, у взрослых профессиональных футболистов в связи с этим должны преобладать нагляднообразный и наглядно-действенный типы мышления. Подростки 12-ти и 16-ти лет ещё не являются профессиональными игроками, но имеют достаточно большой стаж занятий футболом: средний стаж у 12-летних - 4-5 лет; у 16-летних - 8-9 лет. Мы предположили, что если у молодых футболистов (16 лет) уровень развития наглядно-образного мышления окажется выше, чем у 12-летних, то основной причиной подобного несовпадения с возрастными нормами развития мышления будет являться именно занятие футболом, а сам наглядно-образный тип мышления можно
рассматривать как профессионально важное качество футболистов.
Крайне интересным, на наш взгляд, является эмпирически установленный факт того, что в целом у футболистов юношеского возраста под влиянием спортивной деятельности продолжает развиваться нагляднообразный тип мышления, что подтверждает наше предположение о том, что именно этот тип мышления является профессионально важным для спортсменов-игровиков.
В результате сравнительного анализа результатов пилотажного исследования установлено, что футболистов юношеского возраста характеризует более высокий уровень развития наглядно-образного мышления, чем футболистов подросткового возраста. Причём такой результат нельзя объяснить возрастными особенностями развития интеллекта. Преимущественное развитие наглядно-образного мышления в юношеском возрасте можно объяснить только регулярными занятиями видом спортивной деятельности, который в силу своих особенностей и содержания предполагает именно данный тип мышления. В рамках эмпирического пилотажного исследования было также установлено, что более высокий уровень развития наглядно-образ-ного мышления в обеих возрастных группах испытуемых имеют игроки, выполняющие функции защитников. У них отмечена лучшая способность перенесения зрительного образа и способность анализировать целое через составляющие части. Данный результат также согласуется и с теоретической моделью, описанной нами выше.
Таким образом, теоретический и эмпирический анализ такого профессионально важного качества спортсменов-игровиков, как тактическая одарённость, а точнее её структурного компонента - интеллектуальных тактических способностей на примере нагляднообразного мышления - позволяет рассматривать основные компоненты структуры тактической одарённости в качестве критериев спортивного отбора, начиная со второго этапа селекции, цель которого - определение подходящего для ребёнка вида спорта.
Библиографический список
1. Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх [Текст] / М.С. Бриль. - М.: ФиС, 1980. - 127 с.
2. Волков, В.М., Филин, В.П. Спортивный отбор [Текст] / В.М. Волков, В.П. Филин - М.: ФиС, 1983. - 176 с.
3. Огородникова, Л. А. Некоторые аспекты понятия «тактическая одарённость» [Текст] // Эффективность образования: история и современность: материалы 60-й международной научной конференции «Чтения Ушинского» 2-3 марта 2006 г. Часть 2. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. - С. 146-148.
4. Родионов, А.В. Психодиагностика спортивных способностей [Текст] / А.В. Родионов. - М.: ФиС, 1973. - 216 с.
5. Уэйнберг, Р. С., Гоулд, Д. Основы психологии спорта и физического воспитания [Текст] / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 336 с.
6. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1994. -320 с.
М.А. ЧИРКОВА
Анализ жизненных сценариев на материале авторской сказки
В статье описаны основные положения теории трансактного анализа. Подробно рассматривается сценарный анализ. Рассказывается о типологии сценариев и их психологическом содержании. Раскрывается психологический смысл основных сценарных запретов. Представлена интерпретация результатов качественного анализа авторских сказок студентов.
In the article the main statements of the transactive analysis theory are described. The scenery analysis is regarded in detail. It is said about typology of scripts and their psychological contents. The psychological sense of the basic scenery prohibitions is revealed. The interpretation of results of the qualitative analysis of author's fairy tales by students is presented.
Часто можно наблюдать, как тот или иной человек ведет себя неадекватно. С какими-то людьми это случается чаще, с какими-то - реже. Порой кажется, что некоторые специально делают все, чтобы получить очередную порцию отрицательных эмоций, «нарваться на неприятности», заболеть или даже умереть. Что толкает человека к неадаптивному или деструктивному поведению? Ключом к пониманию этого может служить сценарный анализ.
Сценарный анализ - это один из элементов трансактного анализа. Создателем трансактного анализа является американский психиатр Эрик Берн. Теория трансактного анализа основана на наблюдениях, полученных Э. Берном в процессе работы с разными типами клиентов. Она состоит из четырех разделов:
1. Анализ «Я-состояний»
Э. Берн считал, что у каждого человека есть три основных Я-состояния: Родитель (Заботливый или Критикующий), Взрослый и Ребенок (Естественный или Приспособившийся). В «родительском» Я-состоянии мы чувствуем, думаем и ведем себя так, как это делали наши родители или люди, их замещавшие, в наши детские годы. «Детскому» Я-состоянию соответствуют чувства, мысли и
поведение, которые были характерны для нас в детстве. Когда мы решаем какую-нибудь задачу, справляемся с проблемами, то есть активизируем мышление, мы находимся во «взрослом» Я-состоянии.
Мы переходим из одного состояния в другое в течение дня множество раз.
2. Трансакционный анализ
Это анализ межличностных коммуникаций. Трансакция - это единица межличностного взаимодействия. Для разных Я-состояний характерны разные типы трансакций. Они бывают параллельные (например, из Взрослого одного человека к Взрослому другого: запрос идет к определенному Я-состоянию, и от него приходит ответ, адресованный запрашивающему Я-состоянию), пересекающиеся (ответ исходит не от запрошенного Я-состояния) и скрытые (вербально подается одно сообщение, а интонационно и мимически - другое).
3. Анализ игр
Игра - это несколько взаимосвязанных трансакций, имеющих свойство повторяться в данной стереотипной последовательности, всегда с одним и тем же результатом (результатом обычно являются отрицательные эмоции у всех участников взаимодействия). Че-