ТАКСОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В.П. Намчук, О.Б. Ушакова
ПШГОГМЧЕШЕ ШШМ
THE TAXONOMIC APPROACH AS THE BASIS FOR MONITORING THE QUALITY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING
Namchuk V.P., Ushakova O.B.
The paper views the actual problems of aiming in teaching, which is an important element of in the monttoring system of the quality of foreign language teaching. Basing on the analysis of several classifications of systematized and hierarchically formed teaching alms (taxonomies) the taxonomy of pedagogical aims in cognitive sphere while teaching foreign languages is investigated.
В статье рассматриваются актуальные вопросы целеполагания в преподавании, как одном из ватных элементов системы мониторинга качества обучения иностранному языку. На основе анализа ряда классификаций систематизированных иерархически выстроенных целей обучения (таксономий) исследуется таксономия педагогических целей в познавательной сфере при обучении иностранным языкам.
УДК 37.018.554
В современном мире заметно возрастает значение качества образования как важного фактора экономического и социального прогресса общества и развития творческого потенциала человека. Перед отечественной системой образования также стоит задача достижения нового его качества. Один из способов реализации этой задачи - внедрение в практику школы эффективной системы образовательного мониторинга, ориентированного на систематическую диагностику и оценку конечных результатов образовательной деятельности. Осуществление мониторинга на практике затрагивает цели, содержание, прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности и коррекцию.
В данной статье речь пойдет о целепо-лагании как одном из важных элементов системы мониторинга качества обучения иностранному языку.
Качество образования определяется соотношением полученных результатов и поставленных целей (4, с. 33), поэтому технология постановки целей является исходным условием и элементом образовательного мониторинга.
Цели могут быть заданы разными способами (3, с. 23):
1) через изучаемое содержание (например, «познакомиться с государственной символикой страны изучаемого языка»; «познакомиться с правилами чтения гласных в разных типах слогов»; «актуализировать
Намчук В.П. Ушакова О.Б.
«Таксономический подход как основа мониторинга качества обучения...»
знания о случаях употребления определенного артикля» и т.д.);
2) через деятельность учителя («формировать представление о роли изучаемого языка в современном мире»; «познакомить учащихся со способами словообразования имен существительных»; «учить выражать согласие/несогласие с мнением собеседника» и т.д.);
3) через внутренние процессы и сдвиги в развитии учащихся («развивать умения выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте»; «развивать умения составлять план прочитанного текста»; «формировать навыки адекватного произношения»; «формировать навыки употребления в речи реплик-клише этикетного характера» и т.д.);
4) через внешневыраженную учебную деятельность («найти на карте данные штаты США»; «составить алгоритм работы по переводу со словарем»; «изобразить символы Рождества»).
По мнению сторонников технологического подхода к организации учебного процесса цели должны быть заданы операционально и диагностично, то есть так четко и определенно, что их реализацию можно было бы проверить. Формулирование же целей через изучаемое содержание не дает никаких конструктивных начал для построения учебного процесса, а лишь указывает на область знаний, о которой будет идти речь на уроке. Постановка целей через деятельность учителя сосредоточивает учителя на его собственной деятельности, а не на реальных результатах обучения. Целеполагание на основе внутренних процессов в развитии учащихся (процессов мышления, понимания, восприятия, анализа, синтеза и т.д.) затрудняется из-за сложности создания критериев их достижения. Развитие личности можно отождествить только с реальными действиями, которые обучаемый может продемонстрировать. Следовательно, цели обучения должны формулироваться таким образом, чтобы из них однозначно явствовало, какими умениями и навыками должен обладать ученик, какие познавательные дости-
жения он может реально продемонстрировать.
Так, например, цель «развивать умения выражать собственное мнение в отношении услышанного» может быть конкретизирована через следующие действия ученика:
- узнает и воспринимает на слух аутентичный текст;
- понимает основные мысли аудируемого текста;
- извлекает необходимую информацию и представляет ее в той форме, которая задается контрольным заданием;
- владеет обширным словарным запасом;
- знает грамматические правила и применяет их при построении своего высказывания;
- выстраивает план сообщения;
- использует в своей речи языковые средства выражения коммуникативно-речевых функций и т.д.
В педагогической науке существует ряд классификаций систематизированных иерархически выстроенных целей обучения (таксономий), в основе которых лежит последовательность уровней усвоения учебного материала. Некоторые из них представлены А.Н. Майоровым (2, с. 225):
Блум Б. (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка);
Симонов В.П. (различение, запоминание, понимание, простейшие умения и навыки, перенос);
Королева В.Г. (репродуктивное самостоятельное воспроизведение, репродуктивное алгоритмическое действие, продуктивное эвристическое действие, продуктивное творческое действие);
Беспалько В.П. (ученический (деятельность по узнаванию), алгоритмический (решение типовых задач), эвристический (выбор действия), творческий (поиск действия));
Максимова В.Н. (узнавание, запоминание, понимание, применение, тематическое обобщение, предметное обобщение, межпредметное обобщение);
Скаткин М.Н. (воспроизведение понятия, распознавание понятия, применение понятия, воспроизведение системы понятий, применение системы понятий);
Хижнякова Л.С., Синявина A.A. (описание, сравнение, классификация, преобразование, моделирование, систематизация, интерполяция, экстраполяция, дивергенция, конвергенция);
Иржавский В.Н., Арапов A.B. выделяют 4 уровня, три из которых распадаются на подуровни:
- непосредственный;
- вторично-образный (идентификация составных частей объекта и его внутренних и внешних связей, классификация объекта и его частей);
Рис. 1. Таксономия педагогичен
- символический уровень (идеен-тификация взаимных изменений объекта, его внутренних и внешних факторов в результате их взаимодействия; классификация связей);
- «виртуализация» объекта (формирование представлений о возможных состояниях объекта, которые непосредственно не наблюдались);
- знаковый уровень (идентификация факторов согласования взаимосвязей, классификация связей, виртуализация связей, систематизация объекта - формирование представлений о пространственно-временной структуре объекта).
целей в познавательной сфере
Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня Действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня при обучении иностранному языку
1. Уровень узнавания объектов или процессов (репродуктивная самостоятельная деятельность, выполняемая «с подсказ-кой») - узнает объекты и процессы, представленные ему в материальном виде, по описанию, изображению или на слух; - различает и соотносит эти объекты и процессы; - обладает знанием - знакомством - воспринимает вербальные средства визуально и на слух; - выполняет действия имитации, сличения-узнавания ЛЕ и грамматических структур, подстановки (например, ЛЕ в речевой образец), трансформации (передачи того же сообщения другими средствами), конструирования (составления предложений/текста из данных единиц);
2. Уровень воспроизведения (самостоятельная репродуктивная деятельность, выполняемая по памяти или алгоритму) - воспроизводит (повторяет) информацию, операции, действия; - решает типовые задачи, рассмотренные при обучении; -обладает знанием - копией - самостоятельно воспроизводит формы и ЛЕ, усвоенные в предыдущих упражнениях; - составляет устные и письменные высказывания по образцу
3. Эвристический уровень (продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или типовому алгоритму, преобразованному в ходе действия) - выполняет действия, общая методика и алгоритм реализации которых изучены ранее, но содержание и условия - новые; - применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях -составляет план высказывания, вопросы к тексту; -выделяет из текста (прочитанного или прослушанного) основные мысли; - пересказывает его; - сравнивает и анализирует поступки действующих лиц
4. Творческий уровень (творческая деятельность в новой ситуации, самостоятельное добывание информации) - решает задачи научно - исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности - пишет сочинения, рефераты, доклады; - работает над составлением проектов; - составляет собственные монологические/диалогические высказывания; - пишет аннотации; - выражает свое отношение, мнение, дает оценку событий
и_
Намчук В.П. Ушакова О.Б. ДИ «Таксономический подход как основа мониторинга качества обучения...»
Коррекция в случае несовпадения результатов и целей обучения
Диагностика Диагностика
Рис. 2. Образовательный мониторинг.
Для постановки целей при обучении иностранным языкам, на наш взгляд, целесообразнее всего придерживаться таксономии Беспалько В.П., признанной большинством представителей отечественной педагогической науки (рис. 1).
«Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей» (2, с. 112).
Назначение любой образовательной технологии предполагает достижение определенного успеха для обучающихся. Чем он выше, тем выше качество технологии. «Любой результат при применении технологии может быть улучшен за счет индивидуального мастерства учителя» (3, с. 4). Именно поэтому последовательность уровней усвоения учебного материала, представленная другими исследователями, позволяет достигать высоких показателей.
Как видно из таблицы, приведенной выше, формулирование диагностичных целей ориентирует весь процесс обучения на их признаки, как на эталон. При этом результат, достигнутый учащимися на каждом этапе обучения, соотносится с поставленной целью, то есть осуществляется непрерывный контроль степени продвижения учащихся к намеченным целям, сопровождающийся соответствующей коррекцией процесса обучения. Данная последовательность действий и представляет собой сущность образовательного мониторинга (рис. 2) Таким образом, таксономический подход к постановке целей обучения и реализация данной последова-
тельности этапов образовательного мониторинга обеспечивают эффективность и высокое качество процесса обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Изд-во Института профессионального образования МО России, 1995.
3. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001.
4. Майоров АН. Мониторинг в образовании. СПб.: Издательство «Образование-Культура», 1998.
5. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. — Изд. 2-е, испр. и дополненное. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
6. Управление качеством образования: Прак-тикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
7. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ—ДАНА, 2002.
Об авторах
Намчук Виктор Петрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий, декан по довузовской подготовке СГУ. Сфера научных интересов -исследование проблем подготовки педагогических кадров, управление общеобразовательными процессами в общеобразовательной и профес-
сиональной школе. Автор более 40 научных, учебных и учебно-методических работ. Ушакова Ольга Борисовна, аспирант кафедры педагогики и педагогических технологий СГУ.
Сфера научных интересов - проблемы повышения качества обучения учащихся общеобразовательных учебных заведений.