Научная статья на тему 'Таджикские трудовые мигранты на московском рынке труда: проблемы и пути их решения'

Таджикские трудовые мигранты на московском рынке труда: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ МИГРАНТ / МОСКОВСКИЙ РЫНОК ТРУДА / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / СФЕРА ЗАНЯТОСТИ / УСЛОВИЯ И ОПЛАТА ТРУДА / ДОМИГРАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурова Г. В.

Данная статья посвящена выявлению наиболее значимых проблем, с которыми сталкиваются таджикские трудовые мигранты на московском рынке труда с целью выработки предложений по их урегулированию в перспективе. В статье рассматриваются количественные и качественные характеристики таджикских трудовых мигрантов, сферы их занятости, условия и оплата труда. Выявляется взаимосвязь слабого знания миграционного законодательства и русского языка иностранными работниками, ведущих к их проблемам на рынке труда, в том числе при взаимоотношениях с работодателями и посредниками. Обосновывается необходимость домиграционной подготовки таджикских трудовых мигрантов к занятости в Москве, создание эффективного рынка посреднических услуг при развитом информационном пространстве в области трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таджикские трудовые мигранты на московском рынке труда: проблемы и пути их решения»

Г. В. Бурова

ТАДЖИКСКИЕ ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ НА МОСКОВСКОМ РЫНКЕ ТРУДА:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

TAJIK LABOR MIGRANTS IN THE MOSCOW LABOUR MARKET: PROBLEMS

AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Аннотация. Данная статья посвящена выявлению наиболее значимых проблем, с которыми сталкиваются таджикские трудовые мигранты на московском рынке труда с целью выработки предложений по их урегулированию в перспективе. В статье рассматриваются количественные и качественные характеристики таджикских трудовых мигрантов, сферы их занятости, условия и оплата труда. Выявляется взаимосвязь слабого знания миграционного законодательства и русского языка иностранными работниками, ведущих к их проблемам на рынке труда, в том числе при взаимоотношениях с работодателями и посредниками. Обосновывается необходимость домиграционной подготовки таджикских трудовых мигрантов к занятости в Москве, создание эффективного рынка посреднических услуг при развитом информационном пространстве в области трудовой миграции.

Abstract. This article is devoted to revealing of the most significant problems facing Tajik labor migrants in the Moscow labour market with a view to developing proposals for their settlement in the future. The article examines the quantitative and qualitative characteristics of Tajik labor migrants, the scope of their employment, conditions and remuneration of labor. Identifies the relationship of the weak knowledge of the migration legislation and the Russian language in foreign workers, leading to their problems on the labour market, including in relations with employers and intermediaries. The necessity of premigration training of Tajik labor migrants to employment in Moscow, creation of the effective market of intermediary services in developed information space in the field of labour migration.

Ключевые слова. Трудовой мигрант, московский рынок труда, Республика Таджикистан, сфера занятости, условия и оплата труда, домиграционная подготовка.

Keywords. Labor migrant, the Moscow labour market, Republic of Tajikistan, the scope of employment, conditions and remuneration of labor, premigration preparation.

В последнее время ученые, политики и журналисты все больше обращаются к теме трудовой миграции из стран СНГ, в частности одной из наиболее обсуждаемых тем является положение таджикских трудовых мигрантов на московском рынке труда. Постараемся сформулировать свое мнение по данному вопросу.

Органы власти Москвы [11] и эксперты [7, с.287] признают, что сегодня и в перспективе труд иностранных работников в столице является и еще длительное время будет структурообразующим фактором экономики. Но можно заметить, что ежегодно квота на иностранную рабочую силу в Москве динамично сокращается. Так, например, её размер в 2009 г. составил 392 тыс. чел, в 2010 г. - 250 тыс. чел, в 2011 г. - 200 тыс. чел. [8].

В силу высокого демографического потенциала трудоспособного населения Таджикистана таджикские мигранты ориентируются на осуществление временной трудовой деятельности в России, в отличие от мигрантов из дальнего зарубежья, часто использующих нашу страну в качестве «перевалочного» пункта для окончательной эмиграции на Запад.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тема является весьма актуальной, однако нуждается в определенной оптимизации систем регулирования в

соответствии с потребностями нашего национального рынка труда.

© Бурова Г. В., 2012

Целью исследования является рассмотрение количественных и качественных характеристик трудовых мигрантов из Таджикистана, оценка их положения на московском рынке труда, выявление проблем, с которыми сталкивается данная категория иностранных работников, и выработка предложений по оптимизации системы регулирования таджикской трудовой миграции.

По данным Миграционной службы МВД Республики Таджикистан, в 2008 году на миграционный учет в Российской Федерации поставлено 851,1 тыс. граждан Республики Таджикистан [4], по оценке российских источников - 797 тыс. человек. Как видим, количественные оценки таджикских трудовых мигрантов значительно отличаются друг от друга, что свидетельствует о несовершенстве национальных систем учета, и снижает возможности эффективного управления этими процессами. На наш взгляд, количество таджикских мигрантов на самом деле может быть больше, если учесть, тех, кто находится в России на нелегальном положении и не состоит на миграционном учете.

Доминирующими факторами, выталкивающими рабочую силу Таджикистана на рынки труда России и СНГ в целом, являются: разрыв в зарплатах, высокий уровень безработицы, особенно молодежной (30%), бедность, развал прежней сферы занятости в результате структурных изменений экономики, социальная стратификация, которая протекает в виде поляризации бедных и богатых [14]. В значительной мере это обусловлено и ситуацией на российском рынке труда, прежде всего, устойчивым спросом на дешевую рабочую силу и нежеланием россиян занимать малопривлекательные и низкооплачиваемые вакансии [15].

Наиболее привлекательной территорией для трудоустройства таджикских работников в России является Московская агломерация (до 90% от общего числа въехавших в РФ [2]).

Далее следуя композиции данной работы, попытаемся проанализировать некоторые качественные характеристики трудовых мигрантов, а также сферы их занятости, условия и оплату труда.

Исходя из демографических характеристик населения Таджикистана, наиболее активными в миграционном отношении являются лица трудоспособного возраста. В трудовой миграции в основном преобладает молодежь в возрасте 15-29 лет, на долю которых приходится около 53% всех мигрантов. Лица среднего возраста (30-49 лет) составляют 44,4% в общей численности трудовых мигрантов [4].

Как показывает ряд исследований, трудовая миграция из Таджикистана характеризуется преобладанием мужчин (94,3%). С 2005 года происходит изменение гендерного аспекта миграции, поскольку растет доля женщин в удельном весе мигрантов [13].

Образовательный уровень мигрантов несколько выше, чем у населения Таджикистана в целом. По данным исследований примерно каждый третий трудовой эмигрант (31,5%) имеет профессиональное образование. В их числе 7,9% - с высшим образованием, 7,5% - со средним специальным образованием, 13,4% - с начальным профессиональным образованием. Более 57% имеют полное среднее образование [4].

Можно отметить следующую современную тенденцию в характеристике таджикских трудовых мигрантов: если ранее выезжали мужчины среднего возраста с определенной трудовой квалификаций, то сейчас едут на заработки даже подростки, не окончившие школу [13]. Соответственно, значительное число молодых мигрантов никогда не работало до выезда и не имело практически никаких профессиональных навыков.

Рассматривая структуру занятости таджикских трудовых мигрантов, можно

заметить, что они в основном трудятся в торговле (работа продавцами сухофруктов или овощей на рынках), строительстве и отделке (отделка квартир, офисов, сварщик на стройке), на уборке территории (дворники). Многие трудовые мигранты «работают на себя», являясь продавцами на рынках. Таджикские женщины в основном трудятся уборщицами, посудомойками или помощницами продавцов.

Также работники из Таджикистана активно представлены в секторе занятости у физических лиц [3]. Как правило, они выполняют работы на частных стройках, дачных участках, работают нянями, сиделками и др.

Самая высокооплачиваемая категория мигрантов - активные молодые люди с высоким уровнем образования. Самый низкий доход у продавцов на рынках - в среднем он составляет 5000 рублей в месяц. Мигранты, занятые в строительстве и отделке, получают сдельно до 9000 рублей в месяц. Работающие дворниками мигранты имеют зарплату около 7000 рублей.

Нередко трудолюбие мигрантов, их согласие на низкую зарплату, которая к тому же выплачивается черным налом, делает их очень привлекательным кадровым ресурсом для московских компаний. Готовность приезжих работать за низкую оплату сказывается на зарплатах россиян - тормозит их рост во многих сферах [15]. В этом случае, на наш взгляд, необходимо антидемпинговое законодательство.

Условия труда мигрантов, занятых в строительстве и отделке помещений, значительно легче. Мигранты, занятые в отделке частных квартир, обычно работают сдельно. Хозяева квартир обычно предоставляют им выходные в субботу и воскресенье [14]. Как правило, таджикские работники имеют удлиненный рабочий день, но, в целом, могут самостоятельно нормировать собственный график, т.к. бригады часто проживают в отделываемых ими помещениях [6]. Самые тяжелые условия труда - на рынках. Помещения рынков в зимний сезон очень плохо отапливаются или вообще не отапливаются (открытые рынки); рабочий день продавцов составляет не менее 10 часов в день. При самозанятости продавцы стараются не брать выходных дней, т.к. их заработок напрямую зависит от графика работы.

Остановимся подробнее на рассмотрении наиболее значимых проблем, с которыми сталкиваются таджикские трудовые мигранты на московском рынке труда, требующих должного урегулирования в перспективе.

Прежде всего, проблемы во взаимоотношениях с работодателями, некоторые из которых юридически не оформляют трудовые отношения и не всегда создают условия для проживания нанятых специалистов. Условия труда мигрантов довольно тяжелые, что связано, в первую очередь, с большой продолжительностью рабочего дня и необорудованным рабочим местом.

Что касается выстраивания отношений между работодателем и иностранным работником, следует отметить, что российский работодатель практически выведен из этого процесса. С 2007 г. разрешение на работу в виде трудовой карты выдается лично мигранту. Единственная обязанность работодателя сегодня - это направить уведомление о том, что он заключил трудовой договор с иностранным работником в Федеральную миграционную службу и в Управление занятости по городу Москве [9]. Все остальные вопросы он должен решать так же, как и с российскими работниками, но, как показывает практика, нередко все же руководствуясь лишь принципами сиюминутной выгоды.

Также имеют место сложности в отношениях с посредническими фирмами. Как правило, посредники пользуются юридической и самой обыкновенной неграмотностью приезжих. Нередко приезжие платят за придуманные услуги и несуществующие трудности [5].

Одной из наиболее злободневных проблем таджикских трудовых мигрантов

является сложность вывезти заработанные им деньги домой, так как имеют место случаи их изъятия на границе [6].

Вызывает беспокойство и требует поиска дополнительных решений низкий уровень легализации таджикских работников [6]. Высокая конкуренция среди самих же трудящихся мигрантов и необходимость быстрого заработка для поддержки семьи заставляют их соглашаться на любую работу. Для работодателя нелегальный наем работника связан с прямой выгодой, т.к. в этом случае он не несет ответственности за него; не надо платить налоги. В любой ситуации прав будет работодатель, имеющий возможность безоговорочно уволить такого работника в любой момент [10, с.13].

При поиске места работы и жилья таджикские трудовые мигранты в большей части используют неформальные источники информации, как правило, родственные или земляческие каналы. Учитывая насколько велико значение неформальных каналов для мигрантов, в том числе таджикских работников, в структуре ФМС России было недавно создано Управление интеграции, ориентированное на создание условий для цивилизованного решения в т.ч. и этих вопросов, однако выводы о его налаженной эффективной работе делать пока преждевременно.

Плохое знание русского языка на фоне растущей культурной дистанции трудовых мигрантов молодого поколения с местным населением затрудняет общение с российским работодателем, трудоустройство таджикских мигрантов по имеющейся специальности, заполнение официальных документов, а также является большим недостатком по сравнению с конкурирующими мигрантами из других стран.

Еще одно опасение вызывает то, что согласно статистике Федеральной миграционной службы, наибольшее число правонарушений и преступлений среди приезжих совершается гражданами Таджикистана [15], [2].

Таким образом, проведенный в статье анализ позволяет сделать вывод о влиянии трудовой миграции из Таджикистана, как на московский рынок труда, так и на участников данного процесса.

Во-первых, в силу демографических и экономических причин московский рынок труда нуждается в иностранной рабочей силе, в том числе в мало- и неквалифицированной. Можно утверждать, что эта потребность в перспективе будет лишь возрастать. Так, по словам О. Нетребского, на 2012 г. столичная служба занятости получила больше заявок от работодателей, чем в прошлые годы. Низквалифицированные специальности, такие как: водители, рабочие строительных специальностей, станочники, обувщики, специалисты общественного питания и др., оказались в списке самых востребованных [12]. При отсутствии местных специалистов эти вакансии успешно могут замещаться таджикским трудовыми мигрантами.

Во-вторых, следует учитывать, что желание работодателей использовать дешевый труд иностранных работников ведет к ряду экономических рисков для рынка труда Москвы. Как, например: росту теневой экономики, а низкая оплата труда мигрантов не стимулирует работодателя повышать производительность труда, вводить новые технологии. В свою очередь готовность приезжих работать нелегально и за низкую оплату сдерживает рост заработных плат москвичей во многих сферах.

В-третьих, следует отметить, что недостаток знаний по потребностям рынка труда, снижение уровня владения русским языком трудовыми мигрантами и увеличение культурной дистанции делают таджикских работников уязвимыми. Это приводят к их нелегальной занятости, обману и жестокой эксплуатации работодателями. Эти обстоятельства подталкивает их к совершению преступлений. Все это актуализирует потребность создания более благоприятных условий для законного трудоустройства, что позволит снизить количество правонарушений и улучшить криминогенную ситуацию в социуме.

Проведенный анализ показал, что таджикские трудовые мигранты это - работники трудоспособного возраста в большей части со средней профессиональной квалификацией. Их участие способствуют оптимизации предложения труда на московском рынке труда по тем специальностям, профессиям и отраслям, в которых наблюдается наибольшая нехватка рабочих кадров. Мигранты играют важную роль в заполнении ряда вакансий в промышленности, строительстве и сфере услуг, особенно таких, где предполагается низкооплачиваемая и тяжелая работа, на которую неохотно идут местные жители.

Однако низкий уровень знания миграционного законодательства страны въезда и русского языка иностранными работниками из Таджикистана приводит к возникновению ряда проблем, с которыми они сталкиваются на московском рынке труда. Одним из путей её решения может стать домиграционная подготовка к занятости в Москве ещё до выезда в Россию, а также создание эффективного рынка посреднических услуг при развитом информационном пространстве в области трудовой миграции.

Кроме того, в целях оптимизации национального рынка труда и защиты на нем как местных, так и иностранных работников необходим постоянный мониторинг рынка труда с учетом потребностей в области внешней трудовой миграции.

Важной гарантией обеспечения прав и законных интересов трудовых мигрантов должно стать заблаговременное заключение трудового договора с работодателем и организованное привлечение (оргнабор) работников для осуществления трудовой деятельности в России. К сожалению, сегодня посредством оргнабора выезжает в РФ небольшое количество людей, большая же часть мигрантов решает эти вопросы самостоятельно. В данный момент в рамках развития оргнабора заинтересованные органы государственной власти Таджикистана выделили несколько учебных заведений для обучения рабочим профессиям и направления на работу в Россию своих выпускников на основе оргнабора [1].

Для улучшения условий привлечения и использования таджикских трудовых мигрантов на московском рынке труда, на наш взгляд, можно предложить следующие пути решения.

1. Создание в стране выезда системы домиграционной подготовки, которая должна включать получение профессии, пользующей спросом в стране въезда, изучение на базовом уровне русского языка, ознакомление с основными требованиями миграционного законодательства, с общими сведениями о культуре России и принятыми нормами поведения.

2. Организованный набор по осуществлению трудовой деятельности в России. В рамках такого подхода работник до выезда будет осведомлен о месте работы, условиях труда и будет иметь возможность заранее заключить с работодателем трудовой договор.

В настоящее время развитию оргнабора уделяется внимание на межведомственном уровне. Заинтересованные органы государственной власти Таджикистана выделили несколько учебных заведений, которые будут обучать рабочим профессиям и направлять на работу своих выпускников на основе оргнабора [1].

3. Усиление взаимодействия неправительственных организаций, работающих с трудовыми мигрантами, в рамках восполнения дефицит официальных каналов получения правовой информации, изучения русскому языку, помощи в адаптации и интеграции в московское общество.

4. Принять меры по созданию цивилизованного рынка посреднических услуг. В этой связи следует активизировать деятельность по принятию Закона о частных агентствах занятости, что будет способствовать налаживанию системы работы с частными агентствами и посредническими организациями по найму трудовых

мигрантов.

5. Улучшить информационное обеспечение по всем вопросам, связанным с процессом трудовой миграции через создание сети информационных миграционных центров в странах отправления и назначения, включая работу со средствами массовой информации.

Литература

1. Бажан Т. Трудовой мигрант должен думать о последствиях [Электр. ресурс]: http://www.pressa.tj/content/tatyana-bazhan-trudovoy-migrant-dolzhen-dumat-o-posledstviy.

2. В России около миллиона трудовых мигрантов из Таджикистана [Электр. ресурс]: http://www.newsland.ru/news/detail/id/778061/.

3. Важный шаг на пути легализации граждан Республики Таджикистан, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц [Электр. ресурс]: http://www.migration.tj/ru/index/index/pageId/1074/#.

4. Влияние мирового финансового кризиса на трудовых мигрантов из Таджикистана: мнение мигрантов. Экспресс-опрос. Рабочая версия документа. Автор: Джамшед Куддусов, ИИЦ «Соцсервис». Май 2009 год.

5. Гастарбайтер с патентом. Иностранный рабочий в России обязан получить специальный документ [Электр. ресурс]: http://www.rg.ru/2011/04/20/patent.html.

6. Мигранты: кто виноват и что делать? [Электр. ресурс]: http://odlar-yurdu.ru/index.php? newsid=1337.

7. Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: Сб. научн. ст. / Под общ. Ред К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. - М.: ФМС России, 2009.

8. Москва снизит квоту на иностранную рабочую силу в 20011 году до 200 тыс. человек [Электр. ресурс]: http://www.finansmag.ru/news/85421.

9. Новая миграционная политика: первые итоги [Электр. ресурс]: http://www.polit.ru/article/2009/03/18/demoscope367.

10. Региональный отчет «Оценка нужд и потребностей женщин трудящихся-мигрантов: Центральная Азия и Россия». Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) - 2009.

11. Собянин требует упорядочить и сделать прозрачным миграционный поток в Москву [Электр. ресурс]: http://interfax.ru/news.asp?id=186836.

12. Столице нужны журналисты и не нужны гардеробщики [Электр. ресурс]: http://moscvichka.ru/?p=7928.

13. Таджикистан: женщины двинулись в миграцию [Электр. ресурс]: http://www.migrant.ru/news.php?id=404.

14. Трудовая миграция из Таджикистана. По материалам полевого исследования в Москве и Самаре [Электр. ресурс]: http://www.fergananews.com/article.php?id=4424.

15. Трудовые мигранты: нужны встречные усилия [Электр. ресурс]: http://spb.vacansia.ru/i nfo/trudovye_mi granty_nuzhny_vstrechnye_usilija.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.