Т. О.Соколовская ОБРЯДНОСТЬ ВОЛЬНЫХ КАМЕНЩИКОВ
Масоны излагали свои идеи, мечтания, замыслы символическими изображениями. Символы они называли «языком ока», «языком души», «внешним чертежом великих сокровенных истин». «Каменщик, - говорил граф М.В.Виельгорский, - должен всячески вникать в таинственные обряды наших лож, где каждый предмет, каждое слово имеет пространственный круг значений и сие поле расширяется подобно, как восходя на высоту, по мере того, как возвышаешься, то видимый нами горизонт распространяется» (цит. по: с.466).
Циркуль, открытый на 60 градусов, носили все члены Ордена. «Памятуйте, - говорилось в уставе, - что совершенный Великий Мастер далеко распростертым циркулем своим размеряет и испытует вашу работу; для сего размеряйте сами действия свои циркулем разума» (цит. по: с.465). Таким образом, при взгляде на циркуль масон одновременно вспоминал и Великого Строителя мира, и свои обеты, данные им в ложе. Однако этим значение циркуля не исчерпывалось: «он знаменовал еще довольство ниспосланное Провидением долею» (с.465); в руках управляющего мастера он напоминал каждому брату предназначенный ему круг действия, призывал к братскому единению. Кроме того, циркуль символизировал солнце (головка - диск солнца, ножки - его лучи), Иоанна Крестителя, Януса, огонь, Меркурия, дух, волю, сердце, красоту.
В иоанновском масонстве (т.е. трех низших степеней) главные символы - пламенеющая звезда, солнце, луна, треугольник, циркуль, науголь-
Соколовская Т.О. Обрядность вольных каменщиков // История Масонства: Великие цели. Мистические искания. Таинство обрядов. - М., 2002. - С.462-508.
ник, отвес, 24-дюймовый масштаб, линейка, улей с пчелами, лопаточка, молоток, дикий и кубический камни, чертежная доска, гроб, слезы, золотой шнур, связанный кафинским узлом, светильники, столбы, лестница, мозаиковый пол, шляпа, шпага, запон и перчатки. Все эти символы объяснялись посвящаемому во время приема в ложу, и для большей наглядности перед новичком расстилали ковер, на котором были изображены все знаки, заключавшие сокровенный смысл степени. (В раннем масонстве символы изображались на полу мелом, а затем смывались.)
В иоанновском масонстве блистающая или пламенеющая звезда знаменовала «Дух», наполняющий всю природу, жизненную силу, ум, освещающий деяние масонов, направляющий их искания и верный путь. «Наподобие Вифлеемской звезды она указует путь к Истине и символически представляет наше шествие к Зиждителю мира», - говорил ритор (цит. по: с.482). Солнце символизировало истину, мужество, правосудие, действующую силу; иногда солнцу, как и звезде, придавалось значение всеоживляющего Духа; солнце, изображенное в виде круга с точкой по середине, - знак ордена. Луна - символ чистой любови, материи, природы; Христа и истины. Семь звезд означали «то эфирное жилище Премудрости, которое закрыто от глаз смертных небесною твердью» (там же). Под звездами разумелись еще семь даров Духа Святого: Премудрость, разум, совесть, крепость, наука, страх Божий и любовь. Созерцая светила дня и ночи, каменщик должен был помнить, что работать над самоусовершенствованием надо постоянно, что служению человечеству он должен посвящать все часы «скоротечной жизни». Во французской системе изображение небесных светил означало «силы и действия природы».
Шнур, связанный кафинским узлом, был символом единения всех членов Ордена вольных каменщиков: «в единении сила», - так приветствовали друг друга братья во многих ложах. Мозаиковый пол, «прекрасное основание масонской ложи, изображает богатство творения и божественных благодеяний так же, как переменчивый и неизвестный ход жизни и разнообразные отношения людей, которые по рождению и смерти все равны» (цит. по: с.483).
Три светильника (иногда их ставили трижды три) означали Священную Троицу, или троичность всего существующего мира; порой вместо отдельных светильников использовался трехсвечник, который знаменовал духовное начало и почитание Строителя мира в «чистоте эдемской, служение под законами Моисеевыми, освобожденными от идолопоклонства, и христианское откровение» (цит. по: с.484). Число светильников, ветвей на них, число зажженных свечей имело символическое значение; чем сложнее был ритуал, тем больше зажигалось свечей.
Масштабом проверялось, соответствуют ли деяния масонов «законам вечных истин». 24 деления масштаба соответствуют 24 часам суток. Каменщик всегда, во всякое время должен быть готов к служению страждущему человечеству. Наугольник - символ закона и совести; уровень или отвес означал равенство, «ибо каменщики должны иметь единое правило и единый чин, без всяких различий гордости и титулов, ибо добрые дела над всем счастием мира превышаются» (цит. по: с.484).
Дикий камень - это грубая нравственность, хаос; кубический камень -нравственность «обработанная»; чертежная доска - планомерность работы, власть доброго примера. Молоток служил для обработки дикого камня, для отсечения ненужного материала; он же означал совесть, искру Божества, тлеющую в мрачной храмине человека, преданного греху. Лопаточка - снисхождение к слабостям людей и строгость к себе. Все инструменты ремесла каменщиков означали святость труда. Улей, окруженный роем пчел, - символ трудолюбия, разумного труда, основанного на знании. Ветвь акации -бессмертие; гроб, череп и кости - презрение к смерти и печаль об исчезновении истины.
Белые одежды, запоны, перчатки символизировали чистоту нравов «безвредность душевную». «Облачаясь в светлые одежды, каменщики тем признают себя чадами света и обязуются никогда к деяниям мрака не обращаться. Одежды их изображают добродетель» (цит. по: с.485). Круглые шляпы -символ вольности. Обнаженный меч - карающий закон.
Высшей степенью иоанновского масонства была третья степень мастера. При посвящении в эту степень вся ложа затягивалась черными тканями; на стенах - черепа и кости с надписью «помни смерть», на полу - черный ковер
с нашитыми золотыми слезами, посреди ковра - открытый гроб; трехсвеч-ные светильники поддерживались тремя человеческими скелетами. Все братья были одеты в черное. Обстановка символизировала глубокое горе -горе по убиенному великому строителю Соломонова храма Адонираме, или Гираме, или Гирам-Абифе. Обряд посвящения изображает убийство Адо-нирама, при этом посвящаемый исполнял его роль.
Легенда об убийстве искусного мастера гласила, что падение Адама было тройственно: по духу, душе и телу; «в первом он пал по воображении» (с.486), во втором, когда уснул, в третьем - когда прельстился змием. Адам, прельстившись змием, т.е. соединясь с материей, утратил подобие Духа Зиждителя, создавшего его, и принял образ смертного существа. Однако память о красотах Эдема и высших божественных познаниях ему была сохранена; он в сердце, источнике жизни, сберег луч света, освещавший покинутый им рай и продолжавший озарять его благодатью всезнания. Адам передал этот луч света своим детям, но по мере того как умножались, уплотнялись частицы материи, луч терял свою яркость. Лишь некоторые ученые мужи, которых томила тоска об утраченном Эдеме, сохранили в сердцах яркий луч благодати. Боязнь, чтобы знание высших таинств не утратилось навеки, побудила мудрецов заключить его в символы, которые, как неоценимое хранилище святыни всезнания Адама до грехопадения, передавались избранным после долгих испытаний.
Мудрый Соломон был одним из избранников. Он задумал построить великий храм, чтобы символически передать потомству, всем жаждущим познать истину божественные познания. Работами руководил Адонирам, ученик египетских мудрецов, обладавший знанием «божественной истины». Он разделил 130 тыс. рабочих разных национальностей на три степени: учеников, товарищей (подмастерьев) и мастеров. Каждой степени были присвоены отличительные знаки, слова и правила. Адонирам знакомил работников с познаниями мудрецов, разъясняя различные символы. Степень познания соизмерялась со степенями работников. Мастера получали высшую плату, и три работника решили выпытать обманом или силой мастерское слово у Адонирама. Однажды вечером, когда храм был уже пуст, Мастер пришел для обычного осмот-
ра. У южных дверей к нему подступил один из заговорщиков и, не выпытав у него слова мастера, ударил мудреца молотком. У северных дверей другой заговорщик нанес ему удар киркой. Адонирам, предвидя свою гибель, решил сохранить от непосвященных мастерское древнее слово и бросил золотой треугольник - символ всесовершенства духа - в колодец. На треугольнике было таинственное изображение имени Иеговы. Тогда-то третий бунтарь у восточных дверей бросился на искусного архитектора и нанес ему смертельный удар циркулем.
Соломон пришел в великую печаль и повелел найти тело Великого Мастера. В знак своей невинности рабочие пришли в белых перчатках. Тело было найдено, над ним зазеленела ветвь акации. Мастера из боязни, что древнее мастерское слово уже потеряло значение, став, возможно, известным многим, решили заменить его первым словом, которое будет произнесено кем-нибудь из них при открытии тела погибшего Мастера. Когда открылось тело, раздался возглас присутствующих: «Плоть от костей отделяется». Это выражение и было принято отличительным «словом» мастерской степени.
При совершении обряда посвящаемый тремя ударами молота повергается в гроб или, согласно сказанию об Адонираме, надзиратели выполняют роль бунтующих товарищей. При обходе посвящаемым ложи ему на юге, севере и востоке наносят удары, слегка прикасаясь молотками. Положенного во гроб покрывают красной («окровавленной») тканью; на сердце возлагаются: золотой наугольник с именем Иеговы и ветвь акации или терновника (посвященного в древности солнцу как источнику жизни), а в головах и ногах гроба помещают циркуль и наугольник. «Посвящаемого вынимают из гроба пятью приемами, что означает: совершенствоваться должны все пять чувств» (с.489).
В ритуале говорится: «Мастерская степень благие размышления возбуждать долженствует. Все иероглифы оной представляют под покровами смерти будущую жизнь; взгляд на все, что являет нам мастерская ложа, должен произвести в нас смятение, а сие смятение - первоначало премудрости: смятение, как золотые слезы пробиваются на мрачном ковре, должно пробиться сквозь нашу чувственность и возродить падшие
духовные силы. Кто сей Адонирам? Не есть ли это некое существо, сокрытое в человеке, существо вечно пребывающее, сей глас, который ободряет токмо те твои дела, кои относятся к чему-нибудь вечному, постоянному, и который уязвляет тебя при думании тщетного, преходящего? Но сей глас умолкнет под ударами трех злодеев: гордости, корыстолюбия и сластолюбия» (цит. по: с.489-491).
С.А.Гудимова