дим неспособность этого героя к перерождению: «После парада Скрипицын, равнодушный ко всему вокруг, шатаясь и что-то с обидой бормоча, ходил у ставшей одинокой могилы капитана, но потом вдруг отрезвел, огляделся - и пошагал прочь» [с. 163]. Не «по пути» этим героям, остающимся все-таки антиподами.
Таким образом, на наш взгляд, именно антибюрократическая тема в повести с многозначительным заглавием «Казенная сказка» организует систему образов и становится основой для развития общенациональной и метафизической проблематики произведения.
Библиографический список
1. Алиева Т. С. Словарь синонимов русского языка. - М.: ЮНВЕС, 1999. - 480 с.
2. БулгаковМ.А. Пьесы 1920-х годов. - Л.: Искусство, 1989. - 591 с.
3. Гоголь Н.В. Избранные сочинения: в 2 т. Т. 2 / примеч. Ю. Манна. - М.: Худож. лит., 1978. - 477 с.
4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4. - М.: Рус. яз., 1991. - 683 с.
5. Крылова С. Архетип героя в повести Олега
Павлова «Казенная сказка» // Studia Rossica Posnaniensia. - 2011. - Vol. XXXVI. - P. 161-171.
6. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Рос. энциклопедия, 1994. - Т. 2. - 719 с. с ил.
7. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. Т. 3. - М.: Наука, 1985. - С. 60-70; 75-82.
8. Павлов О. Казенная сказка. Повесть // Павлов О.О. Повести последних дней: трилогия. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. - 494 с. (В тексте статьи произведение цитируется по данному изданию с указанием страницы.)
9. Славникова О. Повесть о капитане Хабарове // Урал. - 1996. - № 2 (Публикации в «толстых» журналах цитируются по электронным версиям с сайта: http://www.magazines.russ.ru.)
10. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. - 3-е изд., стереотип. - Т. 2. - М.: Русский язык, 1986. - 736 с.
11. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. - 3-е изд., стереотип. - Т. 4. - М.: Русский язык, 1988. - 800 с.
12. Щербинина Ю. Сквозное сердце: Очерк творчества Олега Павлова // Знамя. - 2012. - № 3.
УДК 821 (470.64)
Кушхова Асият Лиуановна
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
asya_kushhova@mail.ru
СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА «ВЕРШИНЫ НЕ СПЯТ» А. КЕШОКОВА
Статья посвящена исследованию сюжетно-композиционных особенностей романа «Вершины не спят» кабардинского писателя А. Кешокова.
Ключевые слова: роман-эпопея «Вершины не спят», сюжет и композиция, антитеза, вставные конструкции, форма «хабара», хронотоп, диалоги и монологи.
Алим Пшемахович Кешоков (1914-2001) занимает в истории кабардинской литературы особое место. Поэт, прозаик, драматург, публицист, литературный критик, автор произведений для детей, он многое сделал для формирования родной художественной словесности, совершенствования кабардинского литературного языка.
Историко-революционный роман «Вершины не спят» занимает в творческом наследии писателя особое место как первое крупномасштабное эпическое полотно. Произведение состоит из двух частей - «Чудесное мгновение» (1958) и «Зеленый полумесяц» (1965).
Действие в романе «Чудесное мгновение» начинается вскоре после Зольского восстания 1913 года: «Не успела еще сойти та луна, при зарождении которой окружной суд приговорил отца Эльдара, табунщика Мурата, ...к ссылке в Сибирь» [5, с. 8]. Временные рамки произведения ох-
ватывают период с Зольского восстания до установления советской власти в Кабарде. Причем упоминание о событиях 1913 года - это не только дань прошлому, но и художественное средство создания эпического фона, масштабности действия.
Первая часть «Чудесное мгновение» получает продолжение в романе «Зеленый полумесяц» (1965), в котором изображается послереволюционная жизнь аула Шхальмивоко. Первую и вторую части дилогии объединяют общая идейно-тематическая направленность и герои, переходящие из одного романа в другой: Астемир, Думасара, Лю, Тембот, дед Баляцо, Казгирей Матханов, Инал Ма-ремканов и многие другие.
Между романами «Чудесное мгновение» и «Зеленый полумесяц» «по логике описываемых событий и логике характера одного из главных героев -Жираслана - «вклинивается» роман «Сабля для эмира» [7, с. 73], однако мы рассматриваем «Вершины не спят» именно как дилогию, а «Саблю для
© Кушхова А.Л., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 5, 2012
127
эмира» как отдельный историко-революционный роман, посвященный процессу самоопределения абрека Жираслана в новой действительности.
«Вершины не спят» - это роман-эпопея о напряженном историческом времени в жизни кабардинского народа. Реалистическое воспроизведение действительности и воплощение авторского замысла поддерживает поэтика произведения. Своеобразной является композиционная форма, которую избирает писатель для повествования: роман состоит из отдельных новелл-хабаров, связанных друг с другом идейно и тематически. Жанровую форму «хабара» Кешоков заимствует из адыгского фольклора.
Жанр «хабара» (каб. «хъыбар») становится для национальных литератур фундаментом в период зарождения эпических жанров литературы: рассказа, новеллы, повести, а впоследствии и романа. «Как известно, первые адыгские романы создавались как циклы разрозненных новелл, лишь потом образуя романное целое» [8, с. 250], - пишет Ю.М. Тхагазитов. Он же называет написание «Вершин...» в форме «хабаров» «закономерным этапом» на пути развития кабардинской литературы.
В романе «Вершины не спят» автор выступает в роли рассказчика, делящегося с читателем историей о своих «добрых знакомых». Вообще, само понятие «хабар» (в переводе с каб. - «новость», «известие») предполагает наличие реального происшествия, о котором рассказывается.
«Информационный» аспект фольклора отмечает и Е.М. Мелетинский: «Исполнение произведения является передачей некоего сообщения - из прошлого в настоящее, от предков к потомкам, от богов (духов) к людям, и, соответственно, в семантике жанрового термина заключены такие понятия, как «сообщение, известие, весть»: чукотское пы-ныл - «вести», энецкое деречу - «весть, известие» и т.п.» [6, с. 210].
В «Вершинах.» применение фольклорной конструкции «хабара» придает повествованию непринужденность, течению сюжета - естественность, простоту и легкость в общении «автор - герои -читатель».
Перейдем к особенностям пространственно-временной организации дилогии «Вершины не спят». Художественное время и художественное пространство, как известно, - это основные категории произведения, которые воссоздают реальную действительность в тексте средствами языка. Пространство и время в произведении искусства выступают взаимосвязанными и взаимодействующими системами, благодаря которым художественный мир предстает перед нами как целостность. Для обозначения единства времени и пространства М.М. Бахтин ввел в литературоведение понятие «хронотоп»: «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоен-
ных в литературе, мы будем называть «хронотопом» (что значит в дословном переводе «времяпростран-ство»). Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы» [2, с. 234].
Время и пространство в творчестве А. Кешоко-ва характеризуются тем, что писатель соотносит данные категории не столько с широкими абстрактными понятиями «история», «революция», сколько с главным объектом своего изображения - человеком. Автор художественно осмысливает отношения «человек - история», «человек - природа», «человек - время» и др. Как двигается «колесо истории»? Может ли человек управлять движением истории? Как изменяется жизнь? И как вообще время меняет человека?.. На эти и на многие другие вопросы писатель пытается дать ответы в своих произведениях.
Исторические события показаны сквозь призму жизни одной семьи, одного села, общее сочетается с частным, этнографические детали и подробности быта кабардинского села - с широкоохватнос-тью, внутренние тонкости психологических переживаний героев - с внешним, обобщенным показом происходящих в стране перемен.
Необходимо отметить динамичность сюжетнокомпозиционной организации «Вершин.». В романном тексте присутствует пейзаж и достаточно развит портрет, тем не менее, действия и поступки персонажей, а также диалоги и монологи превалируют. Благодаря этому сюжет романа предстает не как застывшая, а как постоянно развивающаяся форма. Причем цепочка событий не всегда развивается линейно и последовательно. В романе много вставных конструкций: это легенды, притчи, вводимые в текст произведения. Нередко в основной сюжет включается другой, дополнительный, который позволяет раскрыть действие или характер глубже, представить его яснее.
Автор использует самые разнообразные приемы, средства и элементы композиции, которые способствуют наиболее полному раскрытию идеи произведения: это антитеза (в основном образная), диалоги и монологи, вставные конструкции (письма деда Баляцо, Казгирея Матханова, а также легенды и притчи), ретроспективный прием (главы «Предание о воздержанных и невоздержанных», «Старый Кургоко», история о свадьбе Астемира и Думасары), «зеркальный» прием (когда герои в настоящем видят свое прошлое отражение: Ас-темир, споры Инала и Казгирея), повторы (легенд, преданий, тем, образов), пространственно-временной континуум и т.д.
Не раз в критике отмечалось умение А. Кешо-кова «зримо и отчетливо слышно» воспроизводить естественную живую речь, строить острые и напряженные диалоги. В романе «Вершины не спят» писатель уделяет особое внимание такому средству характеристики персонажей как речь. Речь персо-
128
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 5, 2012
нажей - внешняя и внутренняя - индивидуализирована и является правдивым отражением не только их психологических переживаний, но и выступает мерилом нравственно-этических качеств героев, свидетельствует об уровне их внутреннего мира. «Среди всех средств изображения человека (его наружность, обстановка, жесты, поступки, переживания, относящиеся к нему события) особое место принадлежит внешней и внутренней речи действующих лиц. Прямая речь персонажей обладает поэтому возможностями непосредственного и как бы особенно достоверного свидетельства их психологических состояний» [4, с. 150], - указывает Л. Гинзбург.
Приведем характерные выражения речи, которые любит употреблять Инал Маремканов, руководитель большевиков: «Невозможно больше терпеть!»; «Не хотят - надо заставить»; «Вы не можете, найдутся такие, которые смогут, я и без голосования обойдусь»; «Не знаю, ничего не знаю, не хочу ничего знать»; «Найдем способ, раздавим этот орешек» [5, с. 190, 214, 215, 253] и т.д.
Очень часто в романе за внешним диалогом стоит другой смысловой план - более глубокий и значительный. Так, многозначен и символичен диалог Казгирея Матханова и Инала Маремканова, приведенный в главе «Реки текут в разные стороны». Дискуссия выражает заложенное во взаимоотношениях героев идеологическое противостояние. Непреодолимая пропасть между этими людьми рождена была еще в детстве, и это отнюдь не конфликт, основанный на кровной мести (отец Каз-гирея убил отца Инала), а противоборство двух сильных личностей, соревнующихся с малых лет. Два человека смотрят на мир по-разному, они мыслят неодинаково, различно представляют способы и методы управления, жизненные дороги их не должны пересекаться (любопытно сравнение с двумя реками, вышедшими из одного источника).
На образную антитезу как на композиционный прием, очень важный для национальной романистики и имеющий фольклорные истоки, обращали внимание в северокавказском литературоведении неоднократно. Так, А.Х. Мусукаева пишет, что использование антитезы особенно часто «на начальной стадии развития литератур, когда преобладает прямое, лишенное психологизма противопоставление враждующих персонажей» [3, с. 71]. Далее исследователь отмечает, что «в прозе 50-70-х годов этот, казалось бы, примелькавшийся прием находит совершенно новое применение как в композиции произведения, так и в решении других идейно-художественных задач» [3, с. 72]. Обогащение и обновление традиционного приема и его глубокую смысловую нагрузку в романе «Вершины не спят» подчеркивает и Л.А. Бекизова [1].
Антитеза «Инал Маремканов - Казгирей Мат-ханов» сложна и трудноразрешима в силу своей психологической специфики. На протяжении дилогии автор не единожды сталкивает героев друг с другом, а также с окружающими. Неодинаковые точки зрения антиподы выражают в эмоционально насыщенных и символически емких разговорах и спорах. Здесь не только «видимый контекст ситуации», но и «внутренний психологический контекст» (термины Л. Гинзбург). Языковая стихия романа -необычайно живая, народная, сочная, выразительная, психологически насыщенная и напряженная, когда того требуют идейно-тематические «обстоятельства» художественного произведения.
Таким образом, дилогия А. Кешокова «Вершины не спят» - это художественная летопись, где правдиво раскрывается тема революции и гражданской войны в Кабардино-Балкарии. Сюжет и архитектоника произведения обусловлены основной идеей романа - художественно убедительно и реалистически верно воссоздать грандиозные события начала XX века. Многопроблемность романа и идейно-тематическая направленность, широта охвата действительности требуют достаточно сложного сюжета, что, в свою очередь, диктует определенные законы композиции произведения. Композиция выступает как органичная форма, в которую ложится емкое содержание о переломном этапе в судьбе кабардинского народа.
Библиографический список
1. Бекизова Л.А. Литература в потоке времени. -Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского кн. изд., 2008. - 416 с.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. -504 с.
3. Всадник чести: А. Кешоков: Жизнь и творчество. - Нальчик: Эльбрус, 2003. - 288 с.
4. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л.: Советский писатель, 1979. - 221 с.
5. КешоковА.П. Вершины не спят. Роман в двух книгах. - М.: Сов. Россия, 1970. - 448 с.
6. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е. С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1994. -С. 39-104 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletneklgrinc.htm
7. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман (художественная и этнокультурная типология). -Нальчик: Эльбрус, 1993. - 192 с.
8. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. (Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман). - Нальчик: Эльбрус, 2006. - 280 с.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 5, 2012
129