СЮЖЕТНАЯ АТРИБУЦИЯ ШПАЛЕР ОБЮССОНА И ТЕНИРСОВ XVII-XVIII ВЕКОВ ИЗ БСИИ
БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.
Аннотация: статья посвящена фрагментам шпалер из Большого собрания изящных искусств ASG и их сюжетной атрибуции на основе обнаруженных аналогов, которые не подверглись обрезке и их композиционное единство не было нарушено. В статье приводятся иллюстрации гравюр из «Энциклопедии» Дидро с изображениями процесса создания шпалер на ткацких станках.
Ключевые слова: шпалера, фрагмент, атрибуция, готлиссный станок, басслиссный станок, обрезка, Обюссон, брюссельские шпалеры, тенирсы.
Abstract: The article focuses on fragments of tapestries from the large collection of fine arts and their story ASG attribution based on the detected analogues, which have not been pruned and the compositional unity was not broken. The article contains illustrations of engravings of the « Encyclopedia» Diderot imaging process of creating tapestries on the looms.
Keywords: tapestry, a fragment attribution, gotlissny machine basslissny machine, pruning, Aubusson, Brussels tapestries, Teniers.
Коллекцию шпалер Большого собрания изящных искусств ASG можно считать одной из крупнейших в России не только среди частных, но и государственных музеев. Причину их малочисленности в нашей стране и в Европе можно объяснить рядом причин: трудоемкость производства (ткач изготавливает примерно один квадратный метр шпалеры за год), высокая стоимость (позволить себе шпалеры могли лишь обеспеченные люди), уничтожение ковров молью.
В собрании ASG хранится коллекция из двадцати восьми фламандских и французских шпалер XVI - XIX веков. Среди них по характерным бордюрам, особенностям построения композиций, передаче деталей и цветовой палитре были выявлены изделия мастерских Обюссона, Бове, Брюсселя и Ауденарде.Разнообразна и их жанровая принадлежность: мифологические, исторические, религиозные, литературные сюжеты, сцены охоты, аллегории, тенирсы (изображения труда, отдыха и народных гуляний) и вердюры (пейзажи). Все
они создавались в крупных центрах ковроткачества. Во Фландрии таковыми были Брюссель и Ауденар-де, во Франции - Обюссон и Бове. Гобеленов в собрания ASG нет, зато более половины коллекции занимают шпалеры Обюссона, что придает ей особое звучание. В отличие от гобеленов, шпалеры Обюссона отличаются большей натуралистич-
ностью и консерватизмом, который делает эти ковры созвучными изобразительному искусству еще XV - XVI веков, а также простотой, но при этом выразительностью трактовок образов с более эмоциональной и непосредственной реакцией на события, заложенные в сюжетных фабулах. Ткачи Обюссона наполняют свои работы живостью и
Работа в шпалерной мастерской с
готлиссными ткацкими станками.
Гравюра из Энциклопедии Дидро [2, с. 14 - 15]
IriptfipgïTfitf iif Иль** -г rilip fWv'/i'/J!/
Готлиссный станок. Гравюра из Энциклопедии Дидро [2, с. 13]
¿faJAitMûeJjAS-e¿¿я/ ЛйАй&ъ/
Изготовление изображения на готлиссном станке и работа гребнем. Гравюры из Энциклопедии Дидро [1, с. 27]
Басслиссный станок. Гравюра из Энциклопедии Дидро [1, с. 33]
хорошо понимают само композиционное пространство шпалер, стремясь сделать их более комфортными для использования в домашних интерьерах. И если продукция Гобеленов - это неизменная роскошь, то Обюссона - «шпалерный уют».
Не сохранилось подробного описания и схем технологии плетения ренессансных и барочных шпалер. Первые дошедшие до нас подробные иллюстрации содержатся в Энциклопедии Дидро (1751-1772) и относятся к мануфактуре Гобеленов.
Для плетения шпалер применяли ткацкие станки двух типов. Если основа на станке расположена в вертикальной плоскости, такой станок называется готлиссным (фр. haute-lisse - высокая основа); если основа располагается в горизонтальной плоскости - басслиссным (фр. basse-lisse - низкая основа).
Имея на руках только готовое изделие, практически невозможно определить тип станка, на котором оно было сделано. Их можно различить, сопоставив с картоном (подготовительный рисунок в цвете и в натуральную величину
шпалеры, по которому она ткется), служившим образцом. Мастер всегда работает с изнанки ковра, но в технике готлис картон находится у него за спиной и отражается в зеркале, контуры с картона переносятся в зеркальном отра-
жении на изнанку, в результате лицевая сторона буквально повторяет картон. В технике басслис картон лежит под работой, поэтому на лицевой стороне ковра получается зеркальное повторение изображения на картоне.
Разглаживание нитей на басслиссном станке. Сплетение нитей трех цветов для создания тени в изображении. Завершение сплетения с помощью гребня. Гравюры из Энциклопедии Дидро [1, с. 30 - 31]
Работа в шпалерной мастерской с басслиссными ткацкими станками.
Гравюра из Энциклопедии Дидро [2, с. 18 - 19]
Работа за вертикальным станком. Гравюра из Энциклопедии Дидро [2, с. 17]
Ранее считалось, что горизонтальные станки использовались в основном в мелких мастерских и для массовой продукции, но последние исследования выявили большую долю басслисных изделий практически во всех центрах производства и показали, что горизонтальные станки могли использоваться и для знаменитых серий, в частности, их применяли при создании серии «Деяния апостолов» по эскизам Рафаэля.
Повторяя композицию картона, ткач переплетает основу разноцветными нитями утка. Он пропускает уточную нить лишь на такое расстояние, какое требуется для воспроизведения красочного пятна, и затем поворачивает ее в обратном направлении. Каждая цветовая плоскость выполняется отдельно; закончив одну, мастер переходит к другой. Отверстия, которые получаются вдоль границ двух соприкасающихся по нитям основы участков цвета, соединяются в процессе сцеплениями друг с другом соседних утков или тщательно зашиваются иглой на законченной шпалере. В шпалерном ткачестве применяется т.н. репсовое уточное переплетение: тонкие нити утка, которые плотно прибиваются специальным гребнем,
совершенно закрывают и с лицевой стороны, и с изнанки более толстые и редкие нити основы. Разница в
толщине основных и уточных нитей дает характерную для шпалер рубчатую поверхность.
Шпалера «Суд Париса» (фрагмент) Франция, Обюссон, вторая половина XVII в. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 193x183 см
БСИИ ASG, инв. № 05-1650
Шпалера «Суд Париса» (?) Франция или Фландрия, конец XVII в. 223x179 см
24 сентября 2013 г., Лондон, аукцион Sotheby's, лот 288
Атрибутационная работа со шпалерами Большого собрания изящных искусств ASG осложнена тем, что зачастую они поступают в собрание с французских аукционов без каких-либо сведений, а иногда и в виде фрагментов с утраченными частями некогда единых композиций. Данный факт значительно затрудняет интерпретацию сюжета. Обрезка шпалер, как правило, происходила из-за обветшания частей их композиций, а также несоответствия их размера тому помещению, где они должны были находиться.
Так, например, была утрачена левая часть шпалеры, созданной в Обюссоне во второй половине XVII столетия. На сохранившемся фрагменте из собрания ASG изображены два персонажа. Один похож на воина, который ведет даму. Причем оба смотрят в одну сторону, туда, где происходит некое действие.
В результате ее изучения и поиска аналогов нам удалось установить, что данная шпалера является фрагментом (правой частью) некогда единой композиции «Суд Париса» и изображает Геру и Афину, наблюдающих, как пастух Парис вручает яблоко Афродите (местонахождение утраченной левой части не известно). Аналогичную композицию,
Шпалера «Прощание» Фландрия, Антверпен (?), 1660 - 1700 гг. Поместье Вествуд в Уилт- установлено, что работа эта яв
шпалеры XVIII века из собрания ASG может служить «Диана и Актеон».
Данная шпалера была приобретена на французском аукционе SVV Jean-Emmanuel Prunier Eurl как «Сцена ухаживания». Однако фрагментарность данной композиции являлась очевидной. Изображенные фигуры ранее были приняты за прекрасную даму и ее кавалера, выгуливающих собак. Жест женской фигуры, прижимающей ладонь к груди, и участливо обращенное к ней лицо ее спутника создают впечатление куртуазной беседы. В процессе исследования
шире (Англия)
но из трех персонажей, можно обнаружить на шпалере из поместья Вествуд (Westwood Manor) в Уилтшире (Англия). Здесь она условно названа «Прощание». Согласно музейной атрибуции, на шпалере, предположительно, изображен троянский герой Эней, покидающий Ди-дону, чтобы по велению богов основать новое царство в италийских землях (Вергилий «Энеида», 29/19 г. до н. э.). Однако при визуальном исследовании легко убедиться в том, что в шпалере из Вествуда утрачена центральная часть с фигурой Париса, а оба оставшихся фрагмента сшиты. Таким образом, на данной шпалере возник не поддающийся интерпретации сюжет. Полностью композиция сохранилась на шпалере, проходившей на аукционе Sotheby's в Лондоне (24 сентября 2013 г., лот 288).
Еще одним примером обрезки обюссоновской
ляется частью утраченной композиции «Охота Дианы и Актео-на». В музее Грютхузе хранится полный вариант данной шпалеры. Он выткан в Брюгге и изображает
Шпалера «Диана и Актеон» (фрагмент)
Франция, Обюссон, XVIII в. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 246x118 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0783
Шпалера «Охота Дианы и Актеона» (фрагмент) Фландрия, Брюгге, ок. 1625 г.
Шерсть, шелк. 335x492 см Музей Грютхузе, Брюгге
историю Дианы и Актеона. Таким образом, аналогичную сюжетную атрибуцию может иметь и шпалера из собрания ASG, на которой утрачена сцена гибели Актеона, превращенного Дианой в оленя. Среди многих историй Актеона данной шпалере наиболее близка версия Акусилая, рассказывающая о том, что Диана превратила героя в оленя из-за его сватовства к возлюбленной Зевса Семеле.
Кроме того, бордюр шпалеры собрания ASG, сохранившийся лишь по нижней кромке изделия, является перенесенным фрагментом бордюра с вертикальной композицией рисунка в виде гирлянд пионов и тюльпанов.
Есть в Большом собрании изящных искусств ASG и фрагменты те-нирсов. Шпалеры, изображающие труд и отдых сельских жителей, создавались еще в период Средневековья. В XVI веке самым популярным предметом крестьянских сценок были сцены из романа «Любовь Гомбо и Масе». В последней трети XVII столетия их популярность затмили «тенирсы». Основой для содержания шпалер-тенир-сов стали работы Давида Тенирса Младшего (David Teniers II, 1610 -1690) - одного из наиболее значимых художников и граверов фламандской школы этого времени. Востребованные публикой сцены деревенской жизни и жанровые сценки были посвящены крестьянскому быту и сельским праздникам (танцы, застолья, игры). Действие
Шпалера «Ловец птиц и торговка вишней» Франция, Лилль, мастерская Виллема Верньера, конец XVII - начало XVIII вв. Шерсть, шелк, 256x265 см 30 апреля 2013 г., Лондон, аукцион Sotheby's, лот 345
Шпалера «Ловец птиц и торговка вишней» (фрагмент)
Фландрия, конец XVII в. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 242x162 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0445
происходит на свежем воздухе или, реже, в деревенском кабаке. Тенирсы посвящены повседневным работам, подчас связанным с годовым циклом. В них нет тайн, нет символов, нуждающихся в расшифровке, художник добродушно и ярко, в идиллическом ключе, описывает простую жизнь. Костюмы, обстановка и архитектура добавляют композициям аутентичности в этнографическом отношении. Еда
Шпалера «Танец вокруг майского дерева» (фрагмент) Фландрия, Брюссель, XVIII в. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 230*160 см
БСИИ ASG, инв. № 05-4618
занимает важное место в тенирсах: овощи, фрукты, дичь и рыба представлены в изобилии.
Тенирсы в конце XVII - XVIII веках выпускались на большинстве крупных шпалерных мануфактур: в Брюсселе, Ауденарде, Турне, Бове, Обюссоне, Лилле. В частности, производство шпалеры «Ловец птиц и торговка вишней» зафиксировано в документах мастерской Вил-лема Верньера (Willem Werniers, 7-1738) - брюссельского ткача, переселившегося в Лилль в 1700 году. Его мастерская на двадцать четыре станка производила высококачественные стенные ковры, в том числе и тенирсы.
В собрании ASG находится правая часть этой знаменитой шпалеры. На ее переднем плане выткан отдыхающий ловец птиц, а рядом его инструменты и мешок. Его юный помощник подставляет свою шляпу молодой женщине для ягод,
которые та взвешивает на коромысловых весах. Юбка торговки подоткнута и оставляет открытыми щиколотки, а голова покрыта чепцом. У ее ног изображена большая корзина с вишней. Главные герои расположились в тени деревьев на берегу водоема. За их спинами открывается вид на мостик, ферму и телегу, нагруженную сеном. Здесь же - два работника, занятые уборкой урожая. Левая часть композиции с изображением клетки, а также бордюр не сохранились.
Интересен и фрагмент брюссельской шпалеры XVIII столетия под названием «Танец вокруг майского дерева». Праздник майского дерева был известен в большинстве европейских стран и ознаменовывал пробуждение природы. Украшенное венком дерево или высокий столб устанавливался к первому мая в деревнях и на городских площадях.
Здесь на переднем плане изображен мальчик верхом на белой лошади, которая пьет из водоема. Лицо мальчика обращено в сторону танцующих деревенских жителей. В левой части мужчина, приглашая женщину присоединиться к танцу, тянет ее за руку и за передник, но она отстраняется. Фрагмент самого танца мы видим в глубине композиции, а изображение майского дерева не сохранилось. Полную панараму праздника можно увидеть на шпалере из музея изобразительных искусств
вокруг
ок.
Шпалера «Танец майского дерева» Фландрия, Брюссель, 1720 г.
Исполнена по картонам Яна ван Орлея Младшего и Августина Коппена Шерсть, шелк, 335*406 см Музей изобразительных искусств, Сан-Франциско
Сан-Франциско. Создана она была также в Брюсселе около 1720 года. Фигуры на ней исполнены по картону фламандского мастера Яна ван Орлея (1665 - 1735), а пейзаж Августина Коппена (1668 - 1740). В данном случае шпалера из Большого собрания изящных искусств ASG является левой нижней частью полностью не сохранившейся композиции.
Итак, в статьи проанализированы четыре примечательных фрагмента шпалер из Большого собрания изящных искусств ASG. Ведется атрибуция и других образцов, а потому число это увеличится. Фрагмент шпалеры, даже будучи «выхваченным» из контекста некогда единой композиции, имеет высокую художественную ценность и является сложным обектом изучения. И в этом случае успех атрибуции зависит от качества работы по обнаружению аналогов и зрительной памяти специалиста.
Ссылки:
1. Boccara J. Ames de laine et de soie. - Château de Sainte-Rémy-en-l'Eau: Éditions d'art Monelle Hayot, 1988. - 351 p.
2. Lâzlô E. Flemish and French Tapestries in Hungary. - Budapest: Revai Printing House, 1981. - 198 p.
Пир искусств
№4 (16) 2016