ром цвета и великим анатомистом664, ибо как нельзя лучше отвечала его творческим задачам отражать становящуюся картину мира.
Примечательно, что в 1927 году Филонов пишет «Симфонию Шостаковича» под впечатлением услышанной в 1926 году первой симфонии юного композитора, которому суждено будет стать великим симфонистом ХХ века, музыкального провидца с гражданской позицией стоика и мудростью киника. В симфонии Шостаковича современная России кипела мятежными образами, не привычными, только что рожденными (из сора, на пустом месте, в разрухе), и в этой пестроте и сутолоке звуков и ритмов слышна была острая, режущая, нота человека экзистирующего, страдающего и переживающего свое бытие в этом сломленном мире. И тогда же в 1927 году выходит первый экзистенциальный роман - роман Ю. Олеши «Зависть», изображающий такого рефлектирующего героя, которому «бездна звезд» доступна, но нет входа в царство социалистической объективности, однозначной готовности, революционной пользы665. В картине Филонова «Симфония Шостаковича» таких Кавалеровых несколько и все они как бы завалены пазлами этой «полезной необходимости» - социалистической премудрости - кусочками «опрощенного» нового мира. Уцелевшие словно разъяты на части, потому видны их головы с натянутыми лицами скорби и утраты, поскольку тела давно смешались в единой плазме пролетарского класса и только «скрытая энергия» души, запечатленная в их взорах, не поддается усушке и утруске всеобшего равенства, и именно она «сочиняет» симфонию как аллегорию общественной трансформации.
Е. А. Аброзе
Сюнга: мудрость Востока и пуританство Запада (Сюнга: паттерн сексуальной культуры для Востока или порнография для Запада)
Мировое эротическое искусство сформировало значимый сегмент культуры, пренебрежение которым упростило бы наше представление о сексуальности человека.
664 Был принят в Академию художеств только за исключительное знание анатомии, которое получил в результате многолетних штудий в Кунсткамере.
665 См.: Меньшикова Е. Всполохи карнавала: гротескное сознание как феномен сов. культуры. СПб.: Алетейя, 2006.
Чувственное и телесное, присутствует во всех культурах вне зависимости от эпохи, страны, народа и народности, и представляют широкий научный горизонт для междисциплинарных исследований самовосприя-тия, меняющихся канонов красоты, морали, психологической мотивации интимного поведения и много другого.
Как известно, понятие эротического и телесного в современном смысле этих слов определилось на достаточно зрелых стадиях человеческой культуры. Для наслаждения именно эротикой, а не механическим сексом необходимы развитое эстетическое чутье, умение, осуществлять в сексуальном общении не просто репродуктивную, но и рекреативнокреативную функцию: привносить в него эстетику, игру, фантазию, разнообразие, непредсказуемость и т. д. Наша задача состоит в том, чтобы у общества в целом, и молодого поколения в первую очередь, сформировалось истинная культура сексуального межличностного общения, чтобы воинствующие пуританские взгляды на секс, наконец, трансформировались в объективные знания, которые помогали непросвещенным или интеллектуально ограниченным людям.
Ничто так подробно не свидетельствует о нравах эпохи, как культура и искусство данного общества. На протяжении многих веков великой тайной для европейских исследователей оставался Восток. Когда же, наконец, границы великих государств открылись, многих жителей Старого Света поразило то великолепие и богатство культур, скрывавшихся за океанами. Некоторые образцы заставляли размышлять, какие-то восхищали великолепием, но было нечто, не укладывавшиеся в христианском сознании обывателя. В первую очередь речь идет об интимной стороне жизни мужчин и женщин Востока.
Показательным примером диаметрально противоположного отношения к эротике и сексу, отличающемуся от западных норм, остается Страна восходящего солнца: «Японцы не относятся к половой любви как к чему-то сакральному, в высшей мере вожделенному или сугубо интимному. Секс для японца часть повседневной жизни, и часть далеко не самая важная, по крайней мере, не определяющая сегодня его жизненный путь»666.
Физиологизм, отсутствие интимности в сексуальных отношениях японцев, с одной стороны, и возведение половых связей в высокое искусство, которому следует учиться всю жизнь, овладевать как искусством -уровень Пути667, с другой, эксплицируется констелляцией буддизма и
666 Куланов А., Окино Н. Обнаженная Япония: эротич. традиции Страны солнечного корня. М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 319.
667 «И они [боги Идзанаги и Идзанами] хотели совокупиться, но не знали, как это делается. Тут появилась трясогузка, которая начала подрагивать хвостом.
синтоизма668. Иначе говоря, естественное, природное эротическое влечение к противоположному полу, поддерживаемое языческими культами, ограничивалось моралью буддийской веры, которая не табуировала любовь, но канализировало ее в физиологическую сферу, где половой акт становился частью животной жизни, приравниваясь к добыванию пищи и отправлению естественных надобностей. Подобный взгляд на секс прививался молодежи достаточно рано через религиозную и просветительскую литературу: традиция издания богато иллюстрированной «учебников интимных связей» для юношей и девушек из аристократических семей, существовала в Японии с 1Х-Х веков. Именно к этому периоду можно отнести первые упоминания о макура-э. В некоторых источниках их обозначают как «картинки для подушки» или «книжки у изголовья». Пособие по культуре половых отношений дарилось будущей невесте, а иногда и жениху, или подкладывалось под подушку родителями новобрачных в первую ночь. Макура-э имело вид свитка, и повествовало о «сидзю хаттэ»669. Ценное «приданное» аккуратно хранилось, и передавались по наследству следующим поколениям.
Имеет хождение гипотеза, что макура-э выполняло скорее контроль-но-тестирующую функцию сексуальных знаний молодоженов, чем информативно-просветительскую. Косвенным подтверждением этой гипотезы может стать факт высокой религиозности японского общества, а, следовательно, знания святых писаний. В частности, речь идет о Первом свитке «Кодзики»: описание челеовекоподобных богов, совершивших коитальное соитие, повлекшее рождение Земли - божественный секс. Если противопоставить японский миф, объясняющий возникновения мира, христианской концепции единого творца, позднее - непорочного за-
Увидев это, боги освоили это искусство и обрели путь соития» (Цит. по: Кодзики. Записи о деяниях древности / пер. и коммент. Е. М. Пинус, Л. М. Ермакова, А. Н. Мещрякова. СПб.: Шар, 1994).
668 Синтоизм (яп. 4ФзИ, синто: «путь богов») - традиционная религия Японии. Основа синто - в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Все сущее на Земле - одушевлено, обожествлено. У каждой вещи, местности, природного явления (напр. Аматэрасу Омиками - богиня Солнца), семьи, рода есть свой дух, божество - ками. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Главным принципом синто является жизнь людей в согласии с природой. По представлениям синто, мир - единая естественная среда, где ками, люди, души умерших живут рядом. Жизнь - естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через которые все в мире постоянно обновляется. Следовательно, людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни (Цит. по: Википедия - свободная энцикл. М., [2009]. ЦКЕ: Ьйр^/т.шЫре&а.о^/шЫ/Синто).
669 4 8 поз.
чатия, то становится понятными вектор развития менталитета японцев в сфере сексуальности.
Новую страницу в истории эротического искусства Японии принято соотносить со знаменательным явлением в художественной культуре страны Фудзиямы зарождением классической гравюры укие-э670, раз и навсегда покорившей Европу в середине XIX века. Своеобразие и завершенность стиля привлекали внимание великих мастеров, таких как Ван Гог, Монэ, Климт, Гонкур и многих других художников. Лишь с течением времени открылось, что скрывалось в недрах жанра - направление, воспевающее интимные стороны жизни японского общества - сюнга671 -классическая японская порнография.
По своей структуре эти картинки ничем не отличались от гравюр укие-э. Изображение занимало основную часть листа и сопровождалось небольшим пояснительным текстом. Чаще всего сюнга издавалась комплектом из нескольких связанных между собой по смыслу гравюр состоящим, как правило, из 10-14 листов: первый и последний пристойного содержания, но в середине, развернутая история эротических похождений героев средневековых порнографических сюжетных картинок. Цель издания подобной продукции не отличалась от современных порно комиксов: возбуждение и побуждение потенциальных клиентов (купцов, ремесленников, самураев) к посещению «веселых кварталов» - Есивары (или каких-либо других). Сюнга отличалась невысоким качеством печати, грубоватым выполнением рисунка, использованием второсортной бумаги. Зато печатались они огромным тиражом: почти половина всей печатной продукции Японии.
Многие великие мастера укие-э, такие как Моронобу Хисикава672, Судзуки Харунобу673, Куниеси Итиюсай674, Тории Киенага675, Китагава
670 «Картины плывущего мира» - воспевание бренного мира со всеми его слабостями, грехами, увеселениями и развлечениями.
671 «Весенние картинки».
672 Моронобу Хисикава (ок. 1618 - ок. 1694), японский график, живописец, основоположник ксилографии школы укие-э.
673 Судзуки Харунобу (1724-1770) - японский художник, открывший цветную гравюру, и первый начавший рисовать портреты актеров театра кабуки.
674 Куниеси Итиюсай (1797-1861) - один из самых талантливых мастеров позднего периода Эдо. В своих муся-э, бидзин-га, гравюрах на театральные темы, пейзажах он использовал новые стилистические формы, характерные для европейской живописи, в частности, связанные с изображением перспективы.
675 Тории Киенага (1752-1815). Настоящая фамилия - Сэки или Сэкигути. Имя - Синсукэ или Итибэй. Вводит пейзажные фоны в композиции гравюр. С 1781 по 1788 гг. был наиболее признаваемым мастером укие-э.
Утамаро676, Утагава Тоекуни677, Сяраку678, Эйси Хосода679, Утагава Хиросигэ680 рисовали в жанре сюнга. Благодаря их мастерству и таланту, сюн-га смогли перейти из разряда дешевой порнографии, в область высочайшего творчества, стать непревзойденными памятниками не только истории, но и изобразительного искусства.
Изначальная дешевизна сюнга, способствовала их быстрому исчезновению с рынка. С другой стороны, строгая мораль, внедряемая с Запада, заставляет владельцев сюнга, и сейчас хранить в тайне свои коллекции. Если оценивать вид жанра с эстетической точки зрения, то существует не безосновательное мнение, что большую часть сюнга составляют произведения, относящиеся к порнографии. Ажиотаж раздутый вокруг сюнга, есть продукт деятельности пиарщиков-антикваров, коллекционеров, стремящихся извлечь прибыль из произведений скандального жанра.
Амбивалентность вопроса о значимости «весенних картинок» для художественной культуре Японии всегда будет «камнем преткновения» в дискуссиях искусствоведов, но бесспорной истиной останется существенность влияния сюнга на сексуальную культуру Японии.
676 Утамаро Китагава (1753-1806) - выдающийся японский художник, во многом определивший черты японской классической гравюры периода ее расцвета в конце ХУШ в. Настоящее имя - Нобуеси.
677 Утагава Тоекуни (1769-1825) японский график и живописец. Прославился как автор серии ксилографий «Актеры на сцене», виртуозно передающих характерные позы, жесты, особенности сценических ситуаций.
678 Сяраку Дзюробей (годы рождения и смерти неизвестны) - японский живописец, график и актер театра ноо, работавший в последней трети XVIII в. Наиболее известна созданная Сяраку серия портретов актеров театра кабуки (рисунки для цветных гравюр на дереве, 1794-1795). Острая, граничащая с гротеском экспрессия этих работ резко выделяет их из круга произведений японского искусства XVIII в., посвященных театральным темам. Портретам художника свойственны сообщенные угловатые линии контуров, темно-синие или черные фоны.
679 Есть версия, что Сяраку и Эйси Хосода никогда не рисовали сюнга, а их именами подписывались «пираты», чтобы повысить ценность товара.
680 Утагава Хиросигэ (®Л1йШ; 1797-1858) - японский художник-график, представитель направления укие-э, мастер цветной ксилографии. Автор не менее чем 5400 гравюр. В лирических камерных пейзажах с жанровыми мотивами (53 станции дороги Токайдо, 1833-1834) передавал зыбкие состояния природы, атмосферные эффекты снега и тумана. Работал под псевдонимом Андо Хиросигэ
(ЙИЙЛ).