ским знаниям выполняет международная патентная система и, следовательно, институт интеллектуальной собственности.
Присвоение и эксплуатация основанных на технологии предприятий технологических знаний в форме интеллектуальной собственности, усиливает определенные свойства технологии как экономического ресурса, и позволяет более эффективно использовать экономии масштаба, совмещения, скорости и размещения. При этом сокращение трансакционных издержек происходит в двух направлениях: во-первых, формализация технологических знаний позволяет снизить издержки на оценку полезных свойств технологий в процессе их эксплуатации на рынке и в процессе накопления, и, во-вторых, право легитимной
временной монополии на использование технологии, которое получает обладатель интеллектуальной собственности, позволяет снизить издержки, связанные с риском неокупаемости инвестиций в исследования и разработки.
В заключение следует отметить, что существование института интеллектуальной собственности не обходится обществу бесплатно: общественные издержки включают некоторое искажение потока инвестиций в отдельные области и направления исследований и разработок (инвестируются те исследования, на результаты которых проще получить исключительные права), издержки временных монополий, а также издержки администрирования патентной и других регистрирующих систем.
À. À. Skobarev
JSC «Krasnoyarsk machine-building plant», Russia, Krasnoyarsk
TECHNOLOGY AND INTELLECTUAL PROPERTY AS ECONOMIC RESOURCE:
NEOCLASSICAL APPROACH
Economic entity of technology and intellectual property is viewed through transaction cost theory
© CKo6apeB A. A., 2010
УДК 629.78
О. С. Станишевская, Ю. В. Данильченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
SWOT-АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ» ИМЕНИ АКАДЕМИКА М. Ф. РЕШЕТНЕВА» НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ
Предпринята попытка определить положение ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» на международном рынке на основе совмещения метода SWOT-анализа с концепцией «8P».
В настоящее время многие предприятия выходят на международный рынок, где высока нестабильность внешней среды, действуют различные конкуренты, изменяются потребности заказчиков. В этих условиях для дальнейшего развития предприятию необходимо определить свое текущее положение на рынке. Одним из наиболее точных инструментов определения положения предприятия на рынке является SWOT-анализ.
ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» является одной из ведущих компаний космической отрасли России. Основное направление ее деятельности - создание космических аппаратов, систем и комплексов различного назначения: фиксированной и мобильной связи, навигации, геодезии, ретрансляции. Компания владеет технологиями полного цикла создания спутников, включая прикладные исследования, проектирование и разработку, изготовление и испытания. На сегодняшний день космические аппараты, созданные ОАО «ИСС», составляют 2/3 орбитальной группировки Российской Федерации. Сегодня спутники производства ОАО «ИСС» по всем основным характеристикам
на равных конкурируют с лучшими мировыми образцами космической техники.
В настоящее время на международном космическом рынке можно выделить следующих конкурентов ОАО «ИСС»: Space Systems Loral, Thaïes Alenia Space, Astrium, Boing, Orbital, Lockheed Martin. Если рассматривать этих производителей космической техники более детально, то следует отметить, что большинство из них являются крупными американскими корпорациями. Что не удивительно, учитывая тот факт, что государственное финансирование ракетно-космической отрасли в США в 20 раз превышает российское [1].
Попытаемся определить, какое положение ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева» занимает на международном рынке, рассмотрев сильные и слабые стороны предприятия. Известно, что SWOT-анализ является самым распространенным методом ситуационного анализа. Совместим его с распространенной в промышленном маркетинге концепцией «8P», и в этом случае сможем получить более детальную оценку положения предприятия на выбранном нами рынке (см. таблицу).
Решетневские чтения
SWOT-матрица для ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева»
Сильные стороны \ Слабые стороны
«1Р»: Рынок
История предприятия насчитывает более 50 лет Большое количество запатентованных изобретений Соответствующая стандартам ИСО 9000-2000 система менеджмента качества Недостаточность бюджетного финансирования Усиление конкуренции со стороны новых космических держав
«2Р»: Продукция
Широкий ассортимент информационных спутниковых систем Устаревшая элементная база ИСС Низкий срок эксплуатации ИСС
«3Р»: Цена
Относительно низкая цена в сравнении с международными конкурентами Нестабильный валютный курс ограничивает возможности ценообразования предприятия
«4Р»: Продвижение
Участие предприятия в национальных и международных выставках Наличие заранее сформированного портфеля заказов на изготовление спутников Участие в тендерах на создание космических систем связи в России и по всему миру, в том числе в Канаде, Индонезии, Колумбии, Турции, Украине Не сформированный имидж компании на международном рынке
«5Р»: Потребители
Рост числа коммерческих запусков космических аппаратов Снижение темпов роста объемов продукции, выполняемых по госзаказу
«6Р»: Персонал
Увеличение численности персонала за 2009 г. за счет роста количества заказов Привлечение молодых сотрудников и обеспечение социального пакета Средний возраст работника предприятия - старше 45 лет Низкий приток в отрасль научных кадров в силу недостаточного уровня заработной платы научных работников
«7Р»: Производство
Создание интегрированной структуры на базе ОАО «ИСС», включающей в себя несколько предприятий, занимающихся созданием космической техники Реализация совместных проектов с зарубежными компаниями отрасли (Space Communication Ltd., Thaïes Alenia Space и др.) Зависимость от предприятий других отраслей экономики, которые непосредственно задействованы в производстве ракетно-космической техники, выполняя примерно 15 % общего объема работ
«8Р»: План
Участие в реализации Федеральной космической программы (2006-2015 гг.) и Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» Отставание России в практическом использовании результатов космической деятельности от США и других космических держав
Возможности Угрозы
Заключение контрактов на предоставление не одних спутников, а совместно со средством их выведения на орбиту Обновление станочного и иного парка оборудования Расширение международного сотрудничества Уход с рынка ряда конкурентов Отсутствие внебюджетных инвестиций Удорожание сырья, материалов, комплектующих Срывы в поставках сырья, материалов, комплектующих Отсутствие на рынках труда специалистов требуемой квалификации Изменение законодательства
Видно, что предприятию необходимо уделить особое внимание обновлению элементной базе. А именно, техническое переоснащение производства и экспериментальной базы ракетно-космической промышленности, доведение ее до уровня, отвечающего требованиям мировых стандартов, смогло бы помочь в обеспечении создания и обработки ракетно-космической техники, ее качества и надежности. Учитывая одну из слабых сторон предприятия - снижение темпов роста объемов продукции, выполняемых по госзаказам, и одну из его возможностей - расширение международного сотрудничества, ОАО «ИСС» следует вести постоянную работу над поиском новых потребителей [1-3].
Таким образом, для того, чтобы ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева» смогло усилить свою конкурентоспособность на международном рынке, предприятию необходимо поддерживать широкий ас-
сортимент своей продукции, постоянно расширяя его с учетом новейших разработок, принимать участие в новых национальных и международных выставках, космических программах и совместных проектах с зарубежными компаниями отрасли.
Библиографические ссылки
1. ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» : сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.iss-reshetnev.ru.
2. Анализ современного состояния и тенденции развития ракетно-космической отрасли / М. Е. Гаври-лова [и др. ] // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2009.
3. Тестоедов Н. А. Не время для бонусов // Эксперт-Сибирь. 2010. № 13-14.
O. S. Stanishevskaya, Yu. V. Danilchenko Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
SWOT-ANALYSES OF JSC «ISS» RESHETNEV COMPANY» POSITION ON INTERNATIONAL MARKET
An effort of determination of JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems» position on international market by integration of SWOT-analyses with «8P» concept was done in this article.
© GraHHmeBCKafl O. C., flaHHntneHKO ro. B., 2010
УДК 331.2
Е. М. Сычева, Д. А. Дайнич
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Рассматривается изучение направлений совершенствования системы управления мотивации труда на предприятии, предлагаются мероприятия по совершенствованию системы оплаты и премирования труда персонала.
Проблема оплаты труда - одна из ключевых в российской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, благоприятный социально-психологический климат в обществе. Одним из основных принципов организации заработной платы в современной экономике является принцип материальной заинтересованности работника в результатах своего труда. Новые системы организации труда и заработной платы должны обеспечить сотрудникам материальные стимулы. Эти стимулы могут быть задействованы наиболее эффективно при жесткой индивидуализации заработной платы каждого работника, т. е. при внедрении бестарифной, гибкой модели оплаты труда, при которой заработок работника находится в прямой зависимости от спроса на производимую им продукцию и выполняемые информационные услуги, от качества и конкурентоспособности выполняемых работ и, конечно, от финансового положения предприятия, на котором он работает. К сожалению, зачастую трудность объективной оценки этих факторов приводит к замене их в практической деятельности на частные признаки, такие как: стаж работы, уровень квалификации и должность. Это упрощает задачу выбора размера оплаты труда, но сопровождается нарушением объективности оценки труда [1].
Надо заметить, что в данное время необходимо так строить систему оплаты труда, чтобы она была непосредственным двигателем высокой производительности и рентабельности предприятия; необходимо добиться такого баланса, чтобы хорошо работающий персонал получал достойную зарплату, а совсем плохо работающие были вынуждены уйти и быть замененными на более добросовестных, но все это должно происходить таким образом, чтобы предприятие не осталось совсем без кадров и в то же
время происходил достаточный «естественный» отбор. Добиться такого баланса представляется довольно непростой задачей, учитывая финансовые сложности, сопровождающие сейчас практически каждое предприятие.
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и, как результат, - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Предложенные мероприятия более точно представляют размеры доплат как для рабочих бригад, так и для отдельных работников. Предложена конкретизация численности человек в бригаде. Также были разработаны мероприятия, мотивирующие персонал предприятия к получению дополнительного образования и повышению квалификации. После анализа системы оплаты труда на предприятии и реализации мероприятий, совершенствующих ее, происходит рост объема производства на 7,48 % что, соответственно, приводит к росту произ-водительности труда. Также происходит увеличение фонда заработной платы, следовательно, происходит прирост среднегодовой заработной платы. Рост производительности труда показывает эффективность работы всего предприятия.
Разработаны мероприятия стимулирования рабочего для прохождения курсов повышения квалификации и получения дополнительного образования. Рассмотрены основные положения по премированию на предприятии и внесены изменения, уточняющие размеры различных коэффициентов и надбавок. Были доработаны критерии и показатели, по которым оценивается деятельность персонала и его личные качества. После проведенных мероприятий была определена их эффективность. Основным показателем стал