УДК 330.101.541
SWOT-анализ как метод стратегического анализа и планирования безопасного инновационного развития реального и финансового секторов
хозяйства России
Канд. экон. наук Зуева О.А. [email protected] Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
Северо-Западный институт управления 191119, Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская, д. 8
В работе автор доказывает необходимость формирования объективного принятия управленческих решений при формировании взаимосвязей реального и финансового секторов хозяйства России на инновационной основе на базе комплексного подхода с применением методов стратегического анализа, планирования и прогнозирования. Предложенный подход, связанный с переносом применения SWOT-анализа с локального уровня на макроуровень для преодоления угроз национальной и научно-технологической безопасности и применением метода аналитических иерархий (МАИ), отличается новизной и практически перспективным. Совокупное применение SWOT-анализа, МАИ и прогнозирования по линейной статистической регрессионной модели даёт возможность представить первоначальную матрицу-паттерн, представляющую собой SWOT-анализ инновационно-безопасного развития реального и финансового секторов России с выявлением конкурентных преимуществ и недостатков, инновационного потенциала и угроз безопасности. Инновационный потенциал и его индикаторы-компоненты выступают ключевыми индикаторами оценки развития конкурентных преимуществ хозяйства России и выявления слабых мест. Поэтапное рассмотрение применения SWOT-анализа вместе с МАИ позволяет расширить первоначальную матрицу - паттерн и представить четыре проекта стратегии инновационного развития национального хозяйства России: стратегии инновационного импортозамещения, стратегии внешней интеграции, стратегии выживания и авторской. Доказывается, что авторская комплексная стратегия прорыва на базе опережающих направлений развития, формирования взаимосвязей рассматриваемых секторов и кластерного подхода наиболее эффективно сказывается на инновационно-безопасном развитии национального хозяйства России.
Ключевые слова: SWOT-анализ, метод аналитических иерархий, взаимосвязь, реальный сектор, финансовый сектор, научный подсектор, высокотехнологичный подсектор, национальное хозяйство, национальная безопасность, инновационный потенциал.
DOI: 10.17586/2310-1172-2019-12-1-163-170
SWOT-analysis as a method of strategic analysis and planning of safe innovative development of the real and financial sectors
of the Russian economy
Ph.D. Zueva O.A. vjnjh2005@ mail.ru Russian Presidential Academy National Economy and Public Administration, North - West Institute of Management 191119, St. Petersburg, Dnepropetrovskaya St., 8
In this paper, the author proves the need to form an objective management decision-making in the formation of interrelations between the real and financial sectors of the Russian economy on an innovative basis based on an integrated approach using the methods of strategic analysis, planning and forecasting. The proposed approach associated with the transfer of the application of SWOT-analysis from the local level to the macro level to overcome threats to national and scientific and technological security and the application of the method of analytical hierarchies (MAH) is notable for its novelty and practically promising. The combined use of SWOT analysis, MAH and forecasting using a linear statistical regression model makes it possible to present the initial pattern matrix, which is a SWOT analysis of the innovative and safe development of the real and financial sectors of Russia with the identification of competitive advantages and disadvantages, innovation potential and security threats. The innovation potential and its indicator components are key indicators for assessing the development of the competitive advantages of the Russian economy and identifying weaknesses. A step-by-step consideration of the application of the SWOT-
163
analysis together with the MAH allows expanding the initial matrix - pattern and presenting four draft strategies for the innovative development of the national economy of Russia: an innovative import substitution strategy, an external integration strategy, a survival strategy and an author's one. It is proved that the author's comprehensive breakthrough strategy based on the leading directions of development, the formation of interrelations of the sectors under consideration and the cluster approach most effectively affects the innovative and safe development of the national economy of Russia.
Keywords: SWOT- analysis, analytical hierarchy method, interconnections, real sector, financial sector, scientific sub-sector, high-tech sub-sector, national economy, national security, innovative potential.
Введение
Проблемы национальной безопасности из монополизированной области разных уровней власти трансформировались на уровень объективной научной обоснованности и законодательного оформления в нормативно-правовой документации в XXI веке. Кроме того, становление и развитие теории безопасности в качестве целостной науки позволяет выявить специфические её особенности, виды, угрозы, а также разные виды опасностей и комплекс необходимых мер. Все это даёт возможность наиболее эффективно принимать и реализовывать решения в сфере обеспечения безопасности в национальном хозяйстве России в условиях нестабильности и гиперконкуренции.
Сущность национальной безопасности и определения, связанные с нею, законодательно закреплены в нормативно-правовых документах. Она достаточно полно отражена в Стратегии национальной безопасности РФ до 2030 года [2]. Прежде всего, это состояние защищенности отдельной личности, а также общества и государства в целом, от эндогенных и экзогенных угроз. Оно характеризуется уровнем обеспечения конституционных прав и свобод, достойным уровнем и качеством жизни населения, сохранением суверенитета и территориального единства и их целостностью, устойчивостью развития национальной обороны и безопасности. Данная трактовка охватывает достаточно широкий круг проблем национальной безопасности.
Однако с точки зрения автора, следует более явно отражать такие важные качественные составляющие структуры национальной безопасности России как наука и технологии, инновационный потенциал, обеспечивающие интенсивный тип экономического роста. Это стало особо очевидным также с развитием институтов «информационного общества».
Исходя из этого, в настоящее время представляется необходимым в рамках исследования комплекса проблем безопасности национального хозяйства России выделять не только национальную безопасность, но и безопасность в сфере науки и технологий [6, с. 25].
В России угрозы национальной безопасности имеют системный характер и обусловлены в настоящее время недостаточным ростом ВВП за счёт производственной деятельности; снижением инвестиционной, инновационной активности хозяйствующих субъектов и инновационного потенциала; нарастанием тенденции отрыва научного и высокотехнологичного подсекторов хозяйства. Это также ведёт к нарастанию политической опасности и нестабильности, разрыву системы взаимосвязей реального и финансового секторов национального хозяйства России.
Поэтому актуальной задачей следует считать развитие методологии анализа существующих угроз развитию национального хозяйства России и синтеза оценок возможностей инновационного потенциала на базе системного подхода к исследованию феномена и измерения инновационного потенциала с учётом взаимовлияния его отдельных компонентов. Среди них выделяются эндогенные (финансовый, кадровый научный, научно-технологический, инновационно-производственный потенциалы) составляющие и экзогенный компонент (экспортно-технологический потенциал) [16, с. 82].
Основная часть
Известно, что широкое применение в мировом хозяйстве, в том числе в России, получил такой метод стратегического анализа и планирования как SWOT-анализ. Аббревиатура SWOT происходит от английских слов четырёх важных элементов: strengths (положительные стороны или сила), weaknesses (негативные стороны или слабость), opportunities (потенциальные возможности), threats (потенциальные угрозы). Первоначально, SWOT-анализ был представлен гарвардским профессором К. Эндрюс в 1963 г. [15] на конференции и по настоящее время широко используется для исследования конкурентных преимуществ зарубежных субъектов реального сектора на микроуровне. В более 50% случаях выполнения конкурентной разведки применяется SWOT-анализ для исследования разведываемой информации о предприятиях-конкурентах.
По мнению автора, SWOT-анализ может применяться и на макроуровне, т. е. выступать в качестве метода стратегического анализа и планирования, используемого для оценки инновационного потенциала, отражающего, по сути, инновационные возможности хозяйствующих субъектов, и эндогенных и экзогенных факторов, оказывающих влияние на безопасность инновационного развития национального хозяйства России.
Рассмотрим основные шаги такого применения SWOT-анализа. Первый шаг SWOT-анализа представляет собой исследование конкурентных преимуществ России, обеспечивающих безопасность инновационного развития национального хозяйства.
Конкурентные преимущества национального хозяйства России оцениваются совокупностью характеристик национального хозяйства, которые определяют преимущества над зарубежными странами и обеспечивают национальную безопасность. К их числу относятся показатели развития науки и образования, а также уникальность высокотехнологичной продукции, производимой в реальном секторе. Формирование взаимосвязей между научным и высокотехнологичным подсекторами осуществимо при сохранения базовых и создании новых технологий и дальнейшем формировании инновационной инфраструктуры и ликвидации разомкнутости национальной инновационной системы (НИС). В реальном секторе конкурентное преимущество создаётся за счёт определённых видов производственной деятельности в национальном хозяйстве России, например, в традиционных сферах (ОПК и авиакосмическая промышленность) и новых (ИКТ-сектор, биотехнологии, нанотехнологии и т.д.).
В модель количественной оценки инновационного потенциала должны быть включены выделенные выше показатели. Тем самым качественный анализ конкурентоспособности даст возможность приступить к формированию расчётных индикаторов-компонентов инновационного потенциала, определяющего уровень конкурентных преимуществ. Анализ, осуществляемый на базе количественного измерения инновационного потенциала, должен быть согласован с качественными суждениями о ранжировании показателей, включаемых в модель инновационного потенциала.
Второй этап SWOT-анализа выполняется для выявления реального ранга национального хозяйства России по показателю инновационного развития среди развитых национальных хозяйств. Предлагается выделить четыре направления и соответствующие им индикаторы-компоненты инновационного потенциала, имеющие измеримые отклонения от международных норм. Среди них можно выделить следующие: низкая доля государственного и частного финансирования НИОКР; снижение количества и качества квалификации научных кадров; падение изобретательской активности хозяйствующих субъектов; уменьшение доли выпускаемых высокотехнологичных товаров, работ и услуг.
Низкий уровень инновационного потенциала и его индикаторов-компоненты России с 2007 по 2017 гг. [6, с.27] обусловливается, прежде всего, неэффективностью проводимой государственной инновационной политикой (ГИП). Она проявляется, во-первых, в отсутствии определения и закрепления в законодательстве роли субъектов НИС, характера взаимоотношений и содержания, механизма, форм и методов создания взаимосвязей между ними; разработанной методологической базы концепции формирования взаимосвязей рассматриваемых секторов и подсекторов. В Стратегии инновационного развития национального хозяйства России до 2020 г. [1] доминирует количественный подход, консолидирующий экстенсивный путь совершенствования области отечественных НИОКР. Необходимо отразить ключевые тренды и драйверы опережающего развития и прорывных решений в стратегии. Во-вторых, не закреплена в законодательстве высокая роли науки в университетах с адекватным финансированием, инновационной инфраструктурой, площадок взаимодействия с государством и бизнесом. В-третьих, низкая эффективность действующих государственных целевых программ и институтов государственного сектора по поддержке инновационного развития хозяйства России не обусловливает формирование взаимосвязей реального и финансового секторов, научного и высокотехнологичного подсекторов. В-четвёртых, отсутствие эффективных современных отечественных форм инновационной инфраструктуры. Западный опыт внедрения и создания инноваций в отечественную практику создания не применим в полной мере. В-пятых, высокие административные барьеры для инновационных фирм и слабая вовлечённость инвестиционных банков и венчурных фирм в финансирование субъектов высокотехнологичного подсектора является серьёзным препятствием в сфере формирования взаимосвязей между ними. В-шестых, разложение научной кадровой системы и снижение кадрового научного потенциала происходит по причине отсутствия стимулов к продолжению научной и исследовательской работы не только из-за недофинансирования, но и в более привлекательных условиях в других национальных хозяйствах.
Выявленные «слабости» надлежит трансформировать в конкурентные преимущества России, обеспечивающие безопасность инновационного развития национального хозяйства.
При проведении описываемого анализа выполняется ранжирование индикаторов конкурентоспособности инновационного развития хозяйства России по методике метода аналитических иерархий (МАИ), построения статистической линейной модели инвестиционного потенциала и процедуры ранжирования проектов стратегий инновационного развития с целью выбора наилучшей по цели анализа.
Актуальными для практики эффективного управления инновационно-безопасным развитием национального хозяйства России являются методы разрешения проблемы структурирования статистических взаимосвязей компонентов инновационного потенциала, включаемых в модель линейной регрессии [8, с. 221]. Данные методы участвуют в постановке и решении для данной модели прямой и обратной задач прогнозирования их приращений относительно средних значений с учётом этой взаимосвязи [5, с. 86]. В первом случае, по уровням приращений составляющих инновационного потенциала России прогнозируется приращение
интегрированного индикатора - инновационного потенциала национального хозяйства России. Обратная задача позволяет прогнозировать на базе изменения результативного признака (инновационный потенциал) приращения значений факторов (компонентов инновационного потенциала). В данном случае, определяются слабые стороны инновационного развития национального хозяйства России на базе исследуемых на первом этапе потенциальных конкурентных преимуществ. Консолидация SWOT-анализа, МАИ и прогнозирования по линейной статистической модели регрессии позволяет расширить первоначальную матрицу-паттерн, представляющую собой SWOT-анализ инновационного развития хозяйства России, для применения в разработке стратегии инновационного развития национального хозяйства России в виде второй матрицы-паттерн - третий уровень иерархии (см. табл. 1). Он связан с выбором проекта стратегии инновационного развития национального хозяйства России.
Третий шаг SWOT-анализа предполагает исследование экзогенных факторов - угроз уровня инновационного развития хозяйства России. Отметим, что среди них ключевой угрозой является существенное превышение импорта платежей по технологиям над экспортом в России Данный тренд выражается низким уровнем пятого компонента инновационного потенциала - экспортно- технологического потенциала (ЭПТ). Его фактический уровень определяется также с целью его прогнозирования на базе обратной задачи, и определения стратегических и тактических эндогенных угроз в сфере безопасности инновационного совершенствования хозяйства России на перспективу.
На четвёртом этапе исследуются стратегические и тактические возможности инновационного развития хозяйства России, необходимые для предотвращения угроз, снижения провалов и наращивания инновационного потенциала национального хозяйства России.
Пятый шаг SWOT-анализа предполагает согласование реальных сил с инновационными возможностями для разработки проекта стратегии инновационного развития хозяйства России - третьего уровня (см. табл. 1).
Так, стратегия инновационного импортозамещения позволяет развивать инновационно-инвестиционные субъекты РФ при создании соответствующей нормативно-правовой базы на определённой территории при формировании инновационных кластеров и учёта внутренних угроз безопасности инновационного развития. Ключевой целью этого проекта стратегии является формирование кластеров инновационных технологий, формирующих конкурентоспособные субъекты научного и высокотехнологичного подсекторов в российском хозяйстве. Как свидетельствует отечественный опыт, воплощение данной стратегии на практике возможно через определение приоритетного вектора развития субъектов инновационной деятельности научного и высокотехнологичного подсекторов. Однако, это требует значительного объёма государственных субсидий и частных инвестиций субъектов исследуемых секторов. Применение кластерного подхода эффективно сказывается на наращивании инновационного потенциала отдельных территорий, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов.
Таблица 1
Матрица-паттерн, представляющая SWOT-анализ формирования взаимосвязей реального и финансового хозяйства России с возможностью выбора стратегии их инновационно-безопасного развития
Потенциал и угрозы
Возможности
Угрозы безопасности
е р
и о
- рост компонентов и самого ИП и инновационной активности;
- принятие закона о защите отечественных инноваций
от зарубежных конкурентов;
- формирование внутреннего и внешнего спроса на инновации;
- снижение административных барьеров для реформы НИС
- решение проблемы «утечки умов»;
- финансирование НИС доходами сырьевого подсектора, в т. ч. ФНБ
- применение низкого ссудного процента, механизма ГЧП, разработки ГГ-технологий для создания взаимосвязей секторов
- зависимость от экспорта зарубежных технологий и рост научно-технологичной опасности в условиях санкций;
- снижение цен на сырьевых рынках и девальвация рубля;
и финансового секторов, разомкнутость и деградация НИС; - падение уровня ИП
-риски утраты базовых технологий;
- ориентация на экспортно-сырьевую модель роста;
- разрыв связей реального
и инвестиционной активности;
Варианты стратегий
Сильные стороны Авторская стратегия прорыва Стратегия внешней интеграции
- технологические заделы (создание ракетного щита и т.д.) - базовые и передовые технологии в традиционных и новых сферах; - часть созданной инфраструктуры (РАН РФ, НИИ, центров науки и бизнеса) - механизм ГЧП применение комплексного подхода с учётом формирования ИП и его компонентов на базе ядра реального сектора и прорывных инновационных направлений, кластерного подхода наращивание ИП и его компонентов путём активизация интеграционной формы взаимосвязей исследуемых секторов и подсекторов при сотрудничестве с разными национальными хозяйствами
Слабые стороны Стратегия инновационного импортозамещения Стратегия выживания
- неэффективность ГИП; - низкий уровень индикаторов-элементов ИП; - административные барьеры и недоступность кредита для инноваторов; - низкий спрос на инновации наращивание ИП и его составляющих в регионах при создании кластеров субъектов высокотехнологичного подсектора в российском национальном хозяйстве реформирование структуры национального хозяйства путём снижения доли сырьевого подсектора при постепенном формировании новых отраслей хозяйства России
С точки зрения автора, реализации стратегии внешней интеграции национального хозяйства России, направленной на минимизацию внешних угроз безопасного развития через инновационное взаимодействие России с другими развитыми и быстрорастущими национальными хозяйствами в настоящее время осложнено в условиях санкций, гиперконкуренции и нестабильности.
По расчётам Минэкономразвития РФ [3] ущерб от санкций за 2018 г. составил 6, 3 млрд. долларов. При этом, национальные хозяйства ЕС и США, выступающие лидером, нанесли ущерб в размере 2, 4 млрд. долларов и 1 млрд. долларов, соответственно. В большей степени пострадали высокотехнологичные компании металлургической и военной промышленности реального сектора, а также сельское хозяйство. Так, компания Ростех ежегодно в течение 5 лет теряет около 10 млрд. долларов только из-за невозможности поставки патронов и стрелкового оружия в США и национальные хозяйства ЕС.
В условиях санкций национальное хозяйство в России теряет как социально-экономическую, научно-технологическую безопасность, так и военную безопасность. Это может привести к утрате национального суверенитета России. В Послании Президента РФ 2019 г. В. Путин обозначил, что «Россия - суверенное государство и должна быть такой...» [4].
Наращивание инновационный потенциала, в т. ч. за счёт экспортно-технологического потенциала в рамках сотрудничества России со странами ЕАЭС и БРИКС также затруднено на сегодняшний день. Характерным трендом для всех национальных хозяйств ЕАЭС, в том числе и России, является дефицит платежей по технологиям и свидетельствует о наличии внешней зависимости от технологий других стран и низком уровне экспортно-технологического потенциала. Совместные инновационные программы со странами БРИКС, позволят лишь обозначить России своё присутствие и частично повысить уровень квалификации научных кадров и кадрового научного потенциала.
По мнению автора, стратегия выживания национального хозяйства России направленная только на реформирование структурных сдвигов национального хозяйства России путём снижении доли сырьевого подсектора видится бесперспективной. Необходимо делать упор не только на изменение структуры национального хозяйства России, в том числе реального сектора, но и на технологический уровень, внедрение и развитие новых технологий, а также выявлении стратегических направлений развития научного и высокотехнологичного подсекторов национального хозяйства России с активной государственной поддержкой. В рамках последующей политики ограничений государственных расходов в сфере развития НИОКР и отсутствия частного капитала, данная стратегия вообще не осуществима.
В целом, дальнейшее сохранение экспортно-сырьевой модели экономического роста и деградация НИС обусловливает возможное превращение России в цифровую колонию с последующим закреплением роли сырьевого придатка и отрыве реального и финансового секторов. Следствием этого будет выступать утрата собственной цивилизационной самодостаточности без возможности проблемы выбора и самоопределения. С
точки зрения В. Рязанова, «цивилизационная самодостаточность является ведущей созидательной и движущей силой развития национального хозяйства России» [9, с. 10]. С этим нельзя не согласиться.
SWOT-анализ позволяет выявить, что наиболее эффективной стратегией инновационно-безопасного развития национального хозяйства является авторская стратегия прорыва. Она базируется на комплексном подходе и эффективном формирования взаимосвязей реального и финансового хозяйства на базе роста инновационного потенциала и всех его индикаторов - компонентов.
Комплексный подход к исследованию проблемы разработки проекта национальной комплексной стратегии формирования взаимосвязей рассматриваемых секторов хозяйства России учитывает не только опережающее развитие науки, определённых традиционных видов деятельности, но и в рамках виртуализации реального сектора новых видов деятельности (развитие ИКТ-сектора), позволяющих образовывать взаимосвязи между исследуемыми секторами и подсекторами, а также кластерный подход. При этом, быстрое наращивание инновационного потенциала и оживление инновационной активности хозяйствующих субъектов происходит при эффективном формировании и развитии кластеров, образованных на базе «якорных» высокотехнологичных предприятий. Рост инновационного потенциала и активности на базе создания и совершенствования кластеров на основе ведущих научных и образовательных центров, а также на базе малого и среднего инновационного бизнеса происходит с существенным временным лагом.
Формирование взаимосвязей исследуемых секторов и подсекторов возможно также с активизацией деятельности субъектов национального и зарубежных кредитных подсекторов и прямого государственного финансирования субъектов реального сектора, а также применения механизма государственно-частного партнёрства (ГЧП). Возрождение науки возможно только за счёт её финансирования в соответствии с международными нормами. Путём реиндустриализации также возможно частично вернуть реальному сектору лидирующее положение. При эффективном взаимодействии рассматриваемых секторов и подсекторов, осуществимо наращивание всех компонентов инновационного потенциала и, прежде всего, формирование инновационно - производственного потенциала в качестве важной доминантной компоненты на базе функционирования промышленного капитала.
Заключение
В целом, обеспечение безопасности в сфере науки и технологий способствует усилению конкурентных преимуществ в национальном хозяйстве России. Упор необходимо делать не только на развитие науки и образования, включая традиционное ядро высокотехнологичного подсектора - ОПК и авиакосмической промышленности, но и на новые виды деятельности - ИКТ-сектор и т.д. Необходимость создания конкурентоспособной цифровой экономики в России в рамках мирового цифрового пространства ставит на первый план проблему, которую должны решать экономисты в пределах создания эконометрический моделей, а технологическое её обеспечение должны формировать ГГ-специалисты.
Усиление конкурентных преимуществ возможно за счёт роста уровня инновационного потенциала и эффективности НИОКР, преодоления разомкнутости национальной инновационной системы посредством организации взаимодействия субъектов научного и высокотехнологичного подсекторов. Очевидно, что ГГ-технологии являются важным связующим компонентом субъектов в реальном и финансовом секторах, научном и высокотехнологичном подсекторах.
Безопасность в области науки и технологий, в целом, достигается благодаря развитию науки и технологий с целью обеспечения реального сектора современными передовыми средствами производства и технологиями, а ключевым вопросом в экономике является вопрос измерения обеспечения безопасности в области науки и технологий.
С точки зрения автора, ключевым индикатором уровня обеспечения безопасности является инновационный потенциал, отображающий инновационные возможности и угрозы развития. Важным является не только определение фактического уровня инновационного потенциала и его компонентов, а также его планирование и прогнозирование. При этом, предлагаемый вариант SWOT-анализа, выступающий в виде метода стратегического анализа и планирования, может использоваться на макроуровне для определения инновационных возможностей развития хозяйства России и оценки эндогенных и экзогенных угроз, влияющих на национальную безопасность.
Литература
1. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года - Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р / Собрание законодательства РФ. 2012. № 1.
2. Указ Президента РФ N 208 от 13.05.2017 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]: https://goo.gl/gfNzoN (дата обращения 20.01.2019).
3. Министерство экономического развития Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс] -URL:http://economy.gov.ru/
4. Российский медиахолдинг РБК. Официальный сайт [Электронный ресурс] - URL: http://www.rbc.ru/
5. Зуева О.А. Клюжев Н.А. Методика прогнозирования инновационного потенциала национального хозяйства России. Современный подход к исследованию роли и конвергенции реального и финансового секторов экономики // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2017. № 4(31). С.84-91.
6. Зуева О.А. Организация взаимодействия реального и финансового секторов хозяйства России с целью инновационного развития и обеспечения национальной безопасности // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 3. С. 23-29.
7. Зуева О.А. Организация взаимодействия реального и финансового секторов хозяйства России с целью инновационного развития и обеспечения национальной безопасности // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 8. С. 23-29.
8. Клюжев Н.А. Спектральный анализ регрессионных эконометрических моделей.// Вестник ИНЖЭКОНА. 2007. Вып. 4(17). Серия «Экономика». С. 219-226.
9. Рязанов В.Т. (Не) Реальный капитализм. Политэкономия кризиса и его последствий для мирового хозяйства и России. - М.: Экономика, 2016. 695 с.
10. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / пер. с англ. Р.Г. Вачнадзе./ Т. Саати. - М.: Изд-во «Радио и связь». 1993 г. - 278 с.
11. Тихомиров Н. Методы эконометрики и многомерного статистического анализа / Н. Тихомиров. - М.: Экономика, 2017. 989 с.
12. Чураков Е. Введение в многомерные статистические методы: Учеб. пособие. - СПб.: изд-во Лань, 2016. 148 с.
13. Яновский, Л.П. Введение в эконометрику / Л.П. Яновский, А.Г. Буховец. - М.: КноРус, 2017. 256 с.
14. Эшби У.Р. Введение в кибернетику./ У.Р.Эшби. - М.: Изд-во иностр. литературы, 1959. 432 с.
15. Andrews K.R: The Concept of Corporate Strategy Irwin Homewood.IL, 1965.
16. Zueva O.A., Gorovoy A.A. Integrated approach to research of essence and the assessment of innovative potential. // 6th International Conference «Recent trend in Science and Technology management» 23-29 July 2016. / London. 2016. pp.80-8
17. Zueva O.A. Forming the interrelation of real and financial industries of the national economy of Russia on an innovative basis in the conditions of global instability: monograph [Electronic resource]. - Electron. data (1,26 Мб). - SPb: LLC «St. PETERSBURG SECC» 2018. - 1 electron. wholesale disk (CD-R). - Systems.
References
1. Strategiya innovacionnogo razvitiya RF na period do 2020 goda - Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 8 dekabrya 2011 g. № 2227-r / Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 1.
2. Ukaz Prezidenta RF N 208 ot 13.05.2017 «O Strategii ehkonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [EHlektronnyj resurs]: https://goo.gl/gfNzoN (data obrashcheniya 20.01.2019).
3. Ministerstvo ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii. Oficial'nyj sajt [EHlektronnyj resurs] -URL:http://economy.gov.ru/
4. Rossijskij mediaholding RBK. Oficial'nyj sajt [EHlektronnyj resurs] - URL: http://www.rbc.ru/
5. Zueva O.A. Klyuzhev N.A. Metodika prognozirovaniya innovacionnogo potenciala nacional'nogo hozyajstva Rossii. Sovremennyj podhod k issledovaniyu roli i konvergencii real'nogo i finansovogo sektorov ehkonomiki // Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya: EHkonomika i ehkologicheskij menedzhment. 2017. № 4(31). S. 84-91.
6. Zueva O.A. Organizaciya vzaimodejstviya real'nogo i finansovogo sektorov hozyajstva Rossii s cel'yu innovacionnogo razvitiya i obespecheniya nacional'noj bezopasnosti // Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya: EHkonomika i ehkologicheskij menedzhment. 2018. № 3. S. 23-29.
7. Zueva O.A. Organizaciya vzaimodejstviya real'nogo i finansovogo sektorov hozyajstva Rossii s cel'yu innovacionnogo razvitiya i obespecheniya nacional'noj bezopasnosti // Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya: EHkonomika i ehkologicheskij menedzhment. 2018. № 8. S. 23-29.
8. Klyuzhev N.A. Spektral'nyj analiz regressionnyh ehkonometricheskih modelej.// Vestnik INZHEHKONA. 2007. Vyp. 4(17). Seriya «EHkonomika». S. 219-226.
9. Ryazanov V.T. (Ne) Real'nyj kapitalizm. Politehkonomiya krizisa i ego posledstvij dlya mirovogo hozyajstva i Rossii. - M.: EHkonomika, 2016. 695 s.
10. Saati T. Prinyatie reshenij. Metod analiza ierarhij / per. s angl. R.G. Vachnadze./ T. Saati. - M.: Izd-vo «Radio i svyaz'». 1993 g. - 278 s.
11. Tihomirov N. Metody ehkonometriki i mnogomernogo statisticheskogo analiza / N. Tihomirov. - M.: EHkonomika, 2017. 989 c.
12. CHurakov E. Vvedenie v mnogomernye statisticheskie metody: Ucheb. posobie. - SPb.: izd-vo Lan', 2016. 148 c.
13. YAnovskij, L.P. Vvedenie v ehkonometriku / L.P. YAnovskij, A.G. Buhovec. - M.: KnoRus, 2017. 256 c.
14. EHshbi U.R. Vvedenie v kibernetiku./ U.R.EHshbi. - M.: Izd-vo inostr. literatury, 1959. 432 s.
15. Andrews K.R: The Concept of Corporate Strategy Irwin Homewood.IL, 1965.
16. Zueva O.A., Gorovoy A.A. Integrated approach to research of essence and the assessment of innovative potential. // 6th International Conference «Recent trend in Science and Technology management» 23-29 July 2016. / London. 2016. pp.80-8
17. Zueva O.A. Forming the interrelation of real and financial industries of the national economy of Russia on an innovative basis in the conditions of global instability: monograph [Electronic resource]. - Electron. data (1,26 Mb). - SPb: LLC «St. PETERSBURG SECC» 2018. - 1 electron. wholesale disk (CD-R). - Systems.
Статья поступила в редакцию 11.03.2019 г.