Научная статья на тему 'Связи с общественностью как инструмент поддержания национальной безопасности приднестровского государства'

Связи с общественностью как инструмент поддержания национальной безопасности приднестровского государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
596
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОММУНИКАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ / ЛЕГИТИМНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мясникова Наталия Владимировна

Статья посвящена вопросу связи с общественностью в сфере национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики. В работе представлен круг нормативно-правовых актов, содержащих принципы обеспечения национальной безопасности. Изучены институты по связям с общественностью, наиболее влияющие на обеспечение национальной безопасности в республике. В статье делается вывод, что институт связей с общественностью в Приднестровье создаёт защищённое информационное пространство, способствует единению элементов политической системы и установлению доверительных отношений между обществом и властью, обеспечивая формирование одного из защитных механизмов национальной безопасности. В качестве исследовательских методов были применены системный и институциональный, кейс-стади и SWOT-анализ. Теоретическая значимость работы заключается в изучении влияния целого спектра инструментов связей с общественностью на обеспечение национальной безопасности в государстве. Практическая значимость работы состоит в том, что комплексный опыт организации связей с общественностью непризнанной Приднестровской Молдавской Республики в обеспечении национальной безопасности государства может быть применён в других системах государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мясникова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC RELATIONS WITH THE SOCIETY AS A TOOL TO MAINTAIN TRANSNISTRIA STATE’S NATIONAL SECURITY

The article is devoted to the problem of public relations in the sphere of Transnistria Moldavian Republic’s national security. The paper presents a range of normative and legal acts that contain the principles of ensuring national security. The institutions for public relations, most influential in ensuring national security in the republic, are studied. The article concludes that the institution for public relations in the republic creates the safe information space, facilitates the establishment of trustful relationships between the society and the government thus ensuring the formation of one of the elements of protective mechanisms of the national security system. The following research methods were used: the systemic and institutional methods, the case study and a SWOT-analysis. The theoretical significance of the work is the study of the influence of the whole range of public relation tools on ensuring national security in the state. The practical significance of the work is that the complex experience of organizing public relations in the unrecognized Transnistria Moldavian Republic in ensuring national security of the state can be applied in other systems of state administration.

Текст научной работы на тему «Связи с общественностью как инструмент поддержания национальной безопасности приднестровского государства»

УДК 328.18: 342 Мясникова Н.В.

Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко

MD-3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, д. 128, Приднестровская Молдавская Республика

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИДНЕСТРОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросу связи с общественностью в сфере национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики. В работе представлен круг нормативно-правовых актов, содержащих принципы обеспечения национальной безопасности. Изучены институты по связям с общественностью, наиболее влияющие на обеспечение национальной безопасности в республике. В статье делается вывод, что институт связей с общественностью в Приднестровье создаёт защищённое информационное пространство, способствует единению элементов политической системы и установлению доверительных отношений между обществом и властью, обеспечивая формирование одного из защитных механизмов национальной безопасности. В качестве исследовательских методов были применены системный и институциональный, кейс-стади и SWOT-анализ. Теоретическая значимость работы заключается в изучении влияния целого спектра инструментов связей с общественностью на обеспечение национальной безопасности в государстве. Практическая значимость работы состоит в том, что комплексный опыт организации связей с общественностью непризнанной Приднестровской Молдавской Республики в обеспечении национальной безопасности государства может быть применён в других системах государственного управления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

связи с общественностью, национальная безопасность, информационная безопасность, информационная политика, коммуникация, взаимодействие общества и власти, легитимность.

N. Myasnikova

Transnistrian State University named after T.G. Shevchenko 128,25 Oktyabrya ul., Tiraspol MD-3300, Transnistria Moldavian Republic

PUBLIC RELATIONS WITH THE SOCIETY AS A TOOL TO MAINTAIN TRANSNISTRIA STATE'S NATIONAL SECURITY

ABSTRACT

The article is devoted to the problem of public relations in the sphere of Transnistria Moldavian Republic's national security. The paper presents a range of normative and legal acts that contain the principles of ensuring national security. The institutions for public relations, most influential in ensuring national security in the republic, are studied. The article concludes that the institution for public relations in the republic creates the safe information space, facilitates the establishment of trustful relationships between the society and the government thus ensuring the formation of one of the elements of protective mechanisms of the national security system. The following research methods were used: the systemic and institutional methods, the case study and a SWOT-analysis. The theoretical significance of the work is the study of the influence of the whole range of public relation tools on ensuring national security in the state. The practical significance of the work is that the complex experience of organizing public relations in the unrecognized Transnistria Moldavian Republic in ensuring national security of the state can be applied in other systems of state administration.

KEYWORDS:

public relations, national security, information security, information policy, communication, interaction of the society and the government, legitimacy.

Безопасность является необходимым условием существования человека, общества, государства. Заботясь о реализации естественных жизненно важных потребностей, органы государственной власти вместе с тем обеспечивают безопасность прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, собственности, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя государства. Более того, национальная безопасность - это ещё и способность сохранять определённые параметры нации: способности к самосохранению, самовоспроизводству и самосовершенствованию [7, с. 93]. Самую непосредственную роль в этом направлении играют связи с общественностью, обеспечивающие в том числе и информационную безопасность в государстве.

Ввиду того, что частью нашей повседневной жизни стали информационные войны, в медийном пространстве ведётся жёсткая борьба за обще-

ственное мнение. Исследовательское поле всё больше наполняется проблематикой, связанной со способами обеспечения национальной безопасности в коммуникациях. Так, в работе Р.А. Дукина показана роль социальных медиа как инструмента социально-психологического воздействия в информационных войнах, представлены виды и способы информационных угроз в русскоязычном медиа-контенте [8]. Авторский метод качественного анализа сетевых сообществ как инструмента информационных войн представлен в исследовании М.Г. Бреслера [3]. И.А. Быков показывает все стороны медитизации политики и на примере избирательных кампаний Д. Трампа и Э. Макрона анализирует роль социальных медиа и социальных сетей в политической борьбе [4]. О необходимости использования медийного ресурса в обеспечении национальной безопасности как способе идеологической консолидации общества пишет профессор С. Аязбекова [1]. Проблему роли общественного мнения и массового сознания в обеспечении национальной безопасности РФ исследует А.В. Веснин [5], а профессор А.Г. Михайлов ставит вопрос о пределах свободы СМИ в решении задач национальной безопасности государства [21]. Угрозы информационно-коммуникативного пространства и роль СМИ в их преодолении и обеспечении национальной безопасности исследует в своей диссертации М.А. Сизьмин [28].

В Приднестровской Молдавской Республике система представлений об обеспечении безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз закреплена в Концепции национальной безопасности. Основными субъектами реализации Концепции выступают органы государственной власти и управления. В законе ПМР «О безопасности» определены основные принципы обеспечения безопасности, в числе которых:

«а) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

б)обеспечение законности;

в) соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

г) взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

д) системность и комплексность применения органами государственной власти, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

е) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

ж) интеграция с международными системами безопасности» [9].

Однако следует понимать, что реализация этих принципов невозможна без активного вовлечения в обеспечение национальной безопасности институтов связей с общественностью. Они, выполняя функции по налаживанию коммуникативных связей между властью и обществом, с одной стороны создают условия для информирования общественности о политических

акторах, событиях, процессах, с другой - помогают гражданам стать полноправными участниками этих процессов и оказывать влияние на принятие политических решений. Эта функция связей с общественностью наряду с формированием общественного мнения создаёт единое информационное, ментальное, культурное поле политической системы, способствует её стабильности и своего рода защищённости от внешних и внутренних угроз, обеспечивает легитимность и эффективность власти. Таким образом, в государстве устанавливается двусторонняя симметричная коммуникация, позволяющая реализовать ряд принципов национальной безопасности.

Основными субъектами связей с общественностью в Приднестровской Молдавской Республике выступают средства массовой информации и специальные подразделения государственных органов власти и управления. Наряду с ними функции общественных коммуникаций, направленные на обеспечение национальной безопасности, выполняют такие общественные институты, как общественные и политические организации, молодёжные объединения, политические партии, образовательные учреждения, некоммерческие организации. Их инструментами в формировании связей с общественностью являются: устные, письменные и электронные коммуникации; общественные слушания; проведение научных форумов, участие в теле- и радиопередачах, интервью и информирование общественности в печатных изданиях, проведение культурно-массовых мероприятий и др.

Правовое поле связей с общественностью в Приднестровской Молдавской Республике представлено: Статьями 1, 8, 27, 28, 29, 31, 32, 33 Конституции ПМР [19]; законами об общественных объединениях [15], иностранных инвестициях на территории ПМР [12], общественных слушаниях [16], об информации, информационных технологиях и защите информации [13], о персональных данных [11], об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления [14], о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [10]; указами Президента ПМР об утверждении Положения о Совете безопасности [30; 31], утверждении Положения об Управлении пресс-службы и информации Президента Приднестровской Молдавской Республики [33], утверждении Положения об Управлении Президента по работе с обращениями граждан и организаций [32], а также Проект концепции о национальной безопасности ПМР 2011 г.

В Приднестровской Молдавской Республике высшим органом обеспечения национальной безопасности является Совет безопасности. Как совещательный орган при Президенте Республики Совет участвует в выработке и принятии государственных решений в сфере внутренней и внешней безопасности государства, координирует деятельность органов исполнительной власти, обеспечивает условия для реализации Главой государства его полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суве-

ренитета и целостности государства, организации взаимодействия органов государственной власти, определению направлений развития внутренней и внешней политики государства [30]. Деятельность Совета безопасности ПМР, в том числе и коммуникативная, направлена на взаимодействие с органами государственной власти и общественными институтами. Сами же органы государственной власти осуществляют связи с общественностью посредством специальных структурных подразделений. Так, при Администрации Президента функционирует Управление пресс-службы и информации, деятельность которого базируется на: своевременном предоставлении средствам массовой информации сведений о деятельности Президента ПМР; организации встреч, визитов, интервью, пресс-конференций и других мероприятий, в которых участвует Президент, внутри государства и за его пределами; ознакомление Главы государства с комментариями СМИ о его деятельности, а также налаживании коммуникаций с общественностью посредством сети Интернет [33]. Определяющей фигурой в обеспечении информационной политики Президента ПМР является должность Пресс-секретаря. На него ложится ответственность за весь спектр коммуникационных каналов главы государства, а именно:

- налаживание взаимодействия Президента ПМР с отечественными и зарубежными СМИ;

- непосредственное участие в подготовке докладов и выступлений Президента ПМР, его заявлений для СМИ и организация встреч и интервью с представителями СМИ;

- организация и контроль процесса сбора информации и подготовки её для Президента ПМР, а также представление информационных сообщений для СМИ [35]. Пресс-секретарь является одним из ведущих советников Президента в подготовке и принятии государственных решений.

Прямое взаимодействие Президента с гражданами Республики обеспечивается за счёт функционирования Управления по работе с обращениями граждан. Управление помогает Президенту выполнять конституционные гарантии прав и свобод граждан, налаживать согласованное взаимодействие органов государственной власти при выполнении обращений граждан. На основании обращений граждан Управление готовит предложения по их реализации, оказывает консультационную поддержку гражданам [32].

Налаживание коммуникативных связей с общественностью является необходимым условием эффективной работы всех уровней органов государственной власти и управления. При Верховном Совете ПМР действует Отдел приёма и обращений граждан, контактирующий непосредственно с населением республики, и Пресс-служба, деятельность которой направлена на всестороннюю коммуникацию со СМИ [23]. Подобные структурные подразделения (Отдел пресс-службы и Отдел по работе с обращениями граждан) действуют при Правительстве, министерствах и ведомствах, органах судебной власти ПМР [24].

Связи с общественностью являются важным коммуникационным каналом и в деятельности органов государственной власти и административного уровня. Государственные администрации городов и районов ПМР через отделы приёма обращений граждан и пресс-службы осуществляют информационно-коммуникационную деятельность по всем вопросам, касающимся жизнеобеспечения административно-территориальной единицы.

Каждый из органов власти Приднестровской Молдавской Республики представлен официальными страницами в сети Интернет, где в полной мере представлена структура, нормативное содержание, контакты и ежедневная деятельность института управления. Важной составляющей интернет-ресурса является интернет-приёмная, через которую любой гражданин может обратиться к представителям власти и получить ответ по своему обращению. Учитывая популярность в современном обществе социальных сетей, органы государственной власти ПМР имеют свои страницы в Facebook, Twitter, что позволяет не только представить информацию для пользователей, но и получить в режиме онлайн комментарии, отзывы, предложения по обсуждаемой проблематике (табл. 1).

Таблица №1

подписчики Facebook читатели Twitter

Орган власти ПМР 668 895

Министерство внутренних дел 1289 309

Министерство иностранных дел 1114 1434

Верховный Совет ПМР 212 110

Прокуратура ПМР 408 234

Характерно, что число подписчиков и читателей социальных сетях прямо зависит от интернет активности самого органа власти. Иначе говоря, чем оперативнее размещается информация и чем более она актуальна, тем больше подписчиков у данной страницы. Однако в силу того, что в социальных сетях подписчики государственных органов используют реальные данные, комментарии, и негативные, и позитивные, практически отсутствуют. Более активно выражают свою позицию в отношении органов власти ПМР пользователи канала УоиТиЬе. В основном комментариями они отмечают самые животрепещущие проблемы внутренней политики государства: ЖКХ, дороги, выполнение социальных гарантий, преступность, здравоохранение, эффективность деятельности органов власти. Негативные комментарии в основ-

ном пишут пользователи под вымышленными именами. Наиболее острые дискуссии в комментариях разворачиваются вокруг внешнеполитической деятельности Приднестровья и проблем молдо-приднестровского конфликта. Как видно из содержания комментариев, с крайне негативной критикой в отношении государственности ПМР, приднестровской общественности и приднестровских органов власти выступают представители Республики Молдова. Всю информацию о деятельности органов государственной власти на канале УоиТиЬв представляют Первый Приднестровский канал [25] и Телевидение свободного выбора [29] (Первый Приднестровский - 13538, ТСВ -73519 подписчиков). Они представляют официальную позицию. Альтернативная официальной позиция представлена в оппозиционных действующей власти каналах: Рожденный в СССР (681 подписчик) [27] и DnestrTV (2155 подписчиков) [36]. Однако комментариев к видеороликам этих каналов немного и здесь так же используются, в основном, вымышленные имена, что говорит о недостаточной популярности оппозиционных политиков. А сравнительный анализ количества подписчиков официальных и оппозиционных каналов подтверждает слабость оппозиции в Республике и фактическое отсутствие в этой части угрозы информационной безопасности. Информация о Республике представлена также в открытой интернет-энциклопедии ШМред\а.

Обсуждение общественно значимых проблем и нормативных правовых актов государственной и муниципальной власти осуществляется в Республике посредством Общественных слушаний, что является непосредственным показателем прямой демократии [16]. Граждане в прямом диалоге и дискуссии с представителями органов власти получают возможность не только участвовать, но и оказывать влияние на принятие государственных решений.

Следует отметить, что каждый из руководителей органов государственной власти, в том числе и Президент, имеют часы приёма граждан, во время которых любой гражданин может обратиться к должностному лицу, а тот, в свою очередь, получить достоверную неискажённую информацию о заявленной проблеме «из первых уст». Прямое взаимодействие с гражданами Республики является определяющей частью работы народных представителей, депутатов всех уровней Приднестровской Молдавской Республики. Эту деятельность они осуществляют через общественные приёмные.

Таким образом, путём многоканального взаимодействия органов государственной власти и управления с общественностью Приднестровья выполняются задачи установления доверительных отношений между гражданами и властью, лояльности к институтам власти, повышения её легитимности и эффективности и, наконец, целостности политической системы Приднестровской Молдавской Республики. Эти факторы во многом определяют и эффективность национальной безопасности государства.

Одним из аспектов национальной безопасности является обеспечение в государстве информационной безопасности. Глобализация мирового ин-

формационного пространства создаёт угрозы и на приднестровском информационном поле. Посредством сети Интернет, теле- и радиокоммуникаций, печатных изданий национальная безопасность подвергается внешнеполитическим атакам со стороны международных субъектов и воздействию деструктивных сил внутри государства. В числе способов информационного воздействия распространение и пропаганда деструктивных идей, манипулирование и программирование сознания, внедрение чёрных PR-технологий, создание киберпреступных сообществ, вербовка единомышленников, распространение слухов и панических атак и др. Противодействием этим угрозам может стать эффективная информационная политика институтов по связям с общественностью, проникающая во все сферы общественной и государственной жизни. Подобное единение информационной и государственной политики позволит обеспечить национальную безопасность в части:

- реализации национальных интересов, защиты их от угроз;

- реализации прав человека на информацию и информационную безопасность [2, с. 17];

- обеспечения участия общественности в осуществлении и регулировании информационной политики.

На сегодняшний день в Приднестровской Молдавской Республике зарегистрировано 50 газет, 10 журналов, 10 радиостанций («Радио 1», Радио Приднестровья, Интер-FM), 4 телестудии и 7 информационных агентств [26], в интернет-пространстве - 557 приднестровских сайтов [18]. Одно из наиболее востребованных СМИ в Республике - телевидение. Разнообразие каналов невелико, но в масштабах Республики представлено 2 государственных (Первый Приднестровский и Бендерское телевидение) и один коммерческий (Телевидение свободного выбора). Отличительная и важная для информационной безопасности Республики черта приднестровского телевидения - следование национальным интересам и Концепции национальной безопасности государства. Каждый из каналов формирует программы общественно-политического, экономического, культурного, воспитательного, спортивного характера, выступает форумом для обсуждения наиболее значимых для приднестровского общества проблем и таким образом является одним из действенных каналов для построения диалога между обществом и властью. Вещание на радио и телевидении Приднестровья осуществляется на трёх государственных языках.

В онлайн пространстве самым крупным новостным центром, обеспечивающим оперативной информацией о жизни и событиях в Приднестровье, является Информационное агентство «Новости Приднестровья». Его приложение для смартфонов позволяет максимально расширить пользовательскую аудиторию, а англоязычная версия сайта - стать доступной для пользователей всего мира. Хотя скачиваний в Play Market только 100, Агентство широко представлено в социальный сетях Facebook (2923 подписчика), Од-

ноклассники (13602 участника группы), Twitter (1210 читателей), В Контакте (8679 подписчика); в мобильном приложении Телеграмм (719 подписчиков). Особую значимость агентству придаёт объединение всех информационных ресурсов и СМИ Республики, в том числе интернет-ресурсов органов государственной власти и управления. Однако пользователи предпочитают только просматривать новости на официальном новостном ресурсе. Комментариев и отметок «нравится» здесь достаточно мало. С одной стороны, это даёт возможности государственной власти беспрепятственно продвигать свою позицию и формировать общественное мнение, с другой - свидетельствует о слабой политической активности гражданского общества, отсутствии конструктивной критики власти, что может стать причиной неэффективного выполнения властью своих обязанностей и даже авторизации власти.

Несмотря на популярность телевидения и широкое использование интернет-ресурсов, по-прежнему для жителей Республики актуальны и печатные издания. Большинство из них составляют общественно-политические издания республиканского и административного значения: «Приднестровье», «Гомш», «Адевэрул Нистрян»; «Днестровская правда» (г. Тирасполь), «Новое время» (г. Бендеры), «Новости» (г. Рыбница), «Заря Приднестровья» (г. Дубоссары), «Слободзейские вести» (г. Слободзея), «Днестр» (г. Каменка) и др.

Налаживание эффективной коммуникации через органы печати осуществляют в Республике и институты гражданского общества. Популярностью пользуются такие издания, как «Профсоюзные вести» (Федерация профсоюзов Приднестровья), «Человек и его права» (Фонд защиты прав человека и эффективной политики), «Правда Приднестровья» (Приднестровская коммунистическая партия), «Обновление» (политическая партия «Обновление»).

Наряду с приднестровской печатью распространены и периодические издания иностранных государств: «Коммерсант-plus», «Независимая Молдова» (РМ), «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Труд» (РФ).

Как отмечает в своей работе доцент А.Ю. Кузнецова, главная задача системы средств массовой информации Республики заключается в том, чтобы консолидировать все этнокультурные группы населения в единое сообщество, которое отстаивало бы идею международного признания государственности Приднестровья. Деятельность СМИ Приднестровья направлена на сохранение и развитие в приднестровском сообществе таких взаимоотношений, которые полностью исключали бы любые стремления к межэтнической конфронтации и способствовали развитию приднестровской гражданской идентичности [20, с. 25].

Следует отметить, что информационное поле ПМР самым тесным образом связано с информационным пространством основного гаранта безопасности приднестровцев Российской Федерации. Наряду с печатными и интернет-ресурсами в Республике бесплатно транслируются каналы российского

телевидения. Поэтому вектор государственного развития приднестровцы видят только в российском политическом и экономическом пространстве. 71,7% респондентов Независимого центра аналитических исследований «Новый век» считают необходимым вхождение Приднестровья в состав РФ, а 82,7% считают недопустимым вывод российских миротворцев с территории ПМР [35].

Одну из важных позиций в обеспечении политики информационной безопасности занимает система образования и воспитания подрастающего поколения и молодёжи. В концепцию образовательной политики ПМР заложены такие ценности, как государственность, свобода, демократия, патриотизм, гражданственность, межнациональный мир, гражданская солидарность. Формирование этих ценностей осуществляется в совокупности с гражданско-патриотическим, духовно-нравственным, трудовым, экологическим, физическим воспитанием, формированием научного мировоззрения, подготовкой к семейной жизни. Определяющим аспектом в процессе воспитания приднестровской молодёжи является формирование приднестровской идентичности на основе национальных духовных традиций Республики. Таким образом, создаётся ментальный фундамент для укрепления государственности, поиска общенациональной идеи, определения системы общенациональных ценностей и приоритетов, которые позволяют консолидировать общество перед лицом внешних и глобальных угроз [6].

Так, при содействии Министерства просвещения ПМР в Республике действуют детские и молодёжные общественные движения «Юный патриот Приднестровья», «Юный эколог Приднестровья», «Юный инспектор движения». Эти организации способствуют формированию активной гражданской позиции подрастающего поколения, развитию его социальной активности, преемственности накопленного опыта поколений. С этой же целью ежегодно проводятся в образовательных учреждениях Республики и такие мероприятия, как декада военно-патриотической работы и Декада молодёжи и студентов, День Призывника и День защитника Отечества, акции «Знай Конституцию своего государства», «Детство - адрес любви и заботы» и в честь Дня Победы, фестивали-конкурсы детских и молодёжных общественных движений. При поддержке Министерства просвещения молодёжными объединениями ежегодно проводится Республиканская патриотическая акция «Весна милосердия», в рамках которой ветеранам Великой Отечественной войны, воинам-афганцам и защитникам Приднестровья оказывается адресная помощь. Молодёжные объединения поддерживают порядок на местах захоронения и военно-мемориальных комплексах, а также организуют участие молодёжи в Республиканской гражданско-патриотической акции «Георгиевская ленточка» [6].

Молодёжная политика в Приднестровской Молдавской Республике находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти.

В соответствии со Стратегией молодёжной политики на 2014-2020 гг. в Республике разработаны и реализуются такие проекты, как «Гражданин», «Молодая семья», «Здоровое Приднестровье», «Завтра начинается сегодня», «Дорогою добра», «Сохраним нашу землю голубой и зеленой» [22]. Данные проекты позволяют молодёжи активно участвовать в жизни общества, создают условия и возможности для реализации прав, формируют круг ответственности молодых людей, привлекают их к выработке нормативно-правовых документов в сфере молодёжной политики и решению актуальных проблем приднестровской молодёжи на государственном уровне. А самое главное -идентифицировать себя частью политической системы Приднестровского государства. 53,1% респондентов в опросе по национальной идентификации назвали себя приднестровцами [35], что говорит о том, что к настоящему времени уже сформировалось общественное ядро, отвечающее критериям нации и государственной идентичности.

Можно сказать, что одним из определяющих факторов стабильности государства, а вместе с ней и национальной безопасности является социальная коммуникация на уровне институтов гражданского общества, учреждений образования, воспитания, культуры. В том случае, если в государстве созданы благоприятные условия для функционирования некоммерческих организаций, если граждане являются активными участниками общественно-политических процессов, если налажены устойчивые (взаимно уважительные, учитывающие обоюдные интересы) коммуникации, гражданское общество сможет эффективно функционировать и отстаивать свои интересы, а следовательно, способствовать поступательному и динамичному развитию системы национальной безопасности [17, с. 39]. В свою очередь, со стороны государства в рамках обеспечения национальной безопасности налаживаются коммуникации с институтами гражданского общества для решения проблем, имеющих статус национального интереса. Например:

- выработка государственных решений, направленных на развитие и увеличение благосостояния личности, семьи, общества;

- выработка механизмов экономического роста и устойчивого развития общества, преодоления бедности;

- решение проблем и выработка стратегии улучшения демографической ситуации в государстве;

- выполнение гарантий по реализации конституционных прав и свобод граждан и др.

Сегодня в Приднестровской Молдавской Республике к обсуждению и принятию государственных решений привлекаются представители научного сообщества, предпринимательских кругов, общественных организаций, политических партий и общественно-политических движений. Их взаимодействие осуществляется в формате общественных слушаний, научных форумов, диспутов, конференций, на которые также приглашаются специалисты из других

государств. Таким образом, создаются перспективы складывания гармоничных, открытых, доверительных отношений между обществом и властью. Конструктивный диалог представителей власти и общественности является необходимым условием обеспечения национальной безопасности государства. Установление этого диалога является основной задачей специалистов и структурных подразделений по связям с общественностью. Эта задача в Приднестровской Молдавской Республике выполняется, поэтому деятельность власти воспринимается населением как легитимная, что минимизирует угрозы национальной безопасности в части устойчивости, стабильности и целостности политической системы государства. Как видно из нашего исследования, интернет-коммуникация в Приднестровье в основном носит ассиметричный характер. Поэтому определяющая роль в этом процессе принадлежит информации. Информированные и государственно ориентированные граждане идентифицируют себя с данным государством и устойчивы к каким-либо манипуляциям и внешним информационным атакам, что становится ещё одним слагаемым национальной безопасности государства. Средства массовой информации, образовательные и воспитательные учреждения, как показывают данные социологических исследований, в полной мере справляются с этой задачей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аязбекова С. Роль СМИ в выработке стратегии и тактики поддержания мира, предотвращения и ведения военных конфликтов и операций // Интернет проект Международной академии наук и высшего образования. URL: http://gisap.eu/ru/node/36021 (дата обращения: 25.03.2018).

2. Баженов С.В. Новые технологии обеспечения информационной безопасности современного российского общества // Contemporary science. Methodology. Krakov: AMR Bedzin, 2015. P. 15-22.

3. Бреслер М.Г. Метод выявления инструментальных сетевых сообществ социальной сети политических коммуникаций // Журнал политических исследований. 2017. Т. 1. № 4. С. 39-49.

4. Быков И.А. Медиатизация политики в эпоху социальных медиа // Журнал политических исследований. 2017. Т. 1. № 4. С. 15-38.

5. Веснин А.В. Особенности влияния общественного мнения на обеспечение национальной безопасности России // Власть. 2017. № 6. С. 64-69.

6. Воспитание [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики: [сайт]. URL: http://minpros.info/ index.php?option=com_content&task=view&id=1128&lang=ukr (дата обращения: 25.01.2018).

7. Выскубова Н.А. PR-деятельность как фактор влияния на общественное сознание // Theory and philosophy of politics, history and methodology of political science. 2016. № 1. P. 93-107.

8. Дукин Р.А. Социальные медиа как инструмент современных войн и

угроза информационной безопасности России // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2016. № 1. С. 53-56.

9. Закон от 27.10.1992 «О безопасности» [Электронный ресурс] // Законы Приднестровья: [сайт]. URL: http://pravopmr.ru/View.aspx?id=UlbwkvacQeS1 VgMRWVfDIQ%3d%3d (дата обращения: 03.03.2018).

10. Закон от 20.06.2012 № 97-3-V «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс] // Законы Приднестровья: [сайт]. URL: http://pravo.pmr-online.com/View.aspx?id=WJIg gImAYP03C0zfq06dMg%3D%3D (дата обращения: 03.03.2018).

11. Закон от 16.04.2010 № 53^-IV «О персональных данных» [Электронный ресурс] // Министерство юстиции ПМР: [сайт]. URL: http://www.minjust.org/ Web.nsf/767eb8a58ad76a2bc22574d5002acf15/c68ec525cf751c0cc22577280 0247cd3!0penDocument (дата обращения: 10.03.2018).

12. Закон от 03.08.1995 №196-З «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики» [Электронный ресурс] // Закон ПМР: [сайт]. URL: http://zakon-pmr.com/DetailDoc. aspx?document=36680 (дата обращения: 01.03.2018).

13. Закон от 19.04.2010 № 57-З-М «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] // Законы Приднестровья: [сайт]. URL: http://pravo.pmr-online.com/View.aspx?id=sM41zLU p9tllgMIaWiP%2Fcw%3D%3D&q=%D0%BE+%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0 %B8%D1%82%D0%B5 (дата обращения: 10.03.2018).

14. Закон от 12.03.2013 № 58^-V «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления» [Электронный ресурс] // Государственная служба связи Приднестровской Молдавской Республики: [сайт]. URL: http://svyaz. gospmr.org/index.php/dokumenty/informatsionnye-tekhnologii/zakony-v-oblasti-informatsionnykh-tekhnologij/114-ob-informatsii-informatsionnykh-tekhnologiyakh-i-o-zashchite-informatsii-2 (дата обращения: 10.03.2018).

15. Закон от 28.01.2000 №249-З «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс] // Закон ПМР: [сайт]. URL: http://zakon-pmr.com/DetailDoc. aspx?document=36735 (дата обращения: 01.03.2018).

16. Закон от 31.05.2017 № 122^-VI «Об общественных слушаниях» // Приднестровье. 2017. № 96. С. 2.

17. Казакова М.Н., Макшаева Е.Н. Институты гражданского общества в механизме обеспечения национальной безопасности РФ // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград: Инновационный Центр Развития Образования и Науки, 2014. С. 38-41.

18. Каталог Приднестровских интернет-ресурсов [Электронный ресурс]. URL: http://www.catalog.tiraspol.net (дата обращения: 20.01.2018).

19. Конституция Приднестровской Молдавской Республики от 24.12.1995 [Электронный ресурс] // Министерство юстиции ПМР: [сайт]. URL: http:// www.minjust.org/Web.nsf/767eb8a58ad76a2bc22574d5002acf15/7ba08d6c0 6e90e9fc2257230004f24e4 (дата обращения: 10.03.2018).

20. Кузнецова А.Ю. Современная система средств массовой информации

Приднестровья // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6. Ч. 1. С. 24-28.

21. Михайлов А.Г. Свобода и несвобода СМИ: аспекты национальной безопасности [Электронный ресурс] // Национальная безопасность: [сайт]. [28.06.2004]. URL: http://www.nacbez.ru/society/article.php?id=751 (дата обращения: 25.03.2018).

22. Молодёжная политика [Электронный ресурс] // Министерство просвещения ПМР: [сайт]. URL: http://minpros.info/index.php?option=com_ content&task=view&id=107 (дата обращения: 10.02.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Официальный сайт Верховного Совета ПМР. URL:http://www.vspmr.org/ about/contacts (дата обращения: 10.02.2018).

24. Официальный сайт Правительства ПМР. URL: http://gov-pmr.org/ apparatus (дата обращения: 10.02.2018).

25. Первый Приднестровский // YouTube.ru. URL: https://www.youtube. com/user/1tvpmr (дата обращения: 25.03.2018).

26. Реестр зарегистрированных СМИ [Электронный ресурс] // Государственная служба средств массовой информации Приднестровской Молдавской Республики: [сайт]. URL: http://gssmi.gospmr.org/gos-reestry/reestr-zaregistrirovannykh-smi (дата обращения: 20.01.2018).

27. Рождённый в СССР // YouTube.ru. URL: https://www.youtube.com/ channel/UCYcnEH2Coy_h-7erjti4M7Q/featured?disable_polymer=1 (дата обращения: 25.03.2018).

28. Сизьмин М.А. СМИ в обеспечении национальной безопасности России: задачи, методы, приемы: дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 202 с.

29. Телевидение свободного выбора // YouTube.ru. URL: https://www. youtube.com/user/tsvtiraspol (дата обращения: 25.03.2018).

30. Указ Президента ПМР от 17.01.2007 № 75 «Об утверждении Положения о Совете безопасности» [Электронный ресурс] // Закон ПМР: [сайт]. URL: http://zakon-pmr.com/DetailDoc.aspx?document=41363 (дата обращения: 01.03.2018).

31. Указ Президента ПМР от 07.02.2017 № 92 «Об утверждении Положения об Аппарате Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики» [Электронный ресурс] // Законы Приднестровья: [сайт]. URL: https:// www.pravopmr.ru/View.aspx?id=58Bh8k1n0JwgnCEmyvx%2F%2BQ%3D%3D (дата обращения: 01.03.2018).

32. Указ Президента ПМР от 22.10.2012 № 713 «Об утверждении Положения об Управлении Президента по работе с обращениями граждан и организаций» [Электронный ресурс] // Законы Приднестровья: [сайт]. URL: http://pravopmr.ru/View.aspx?id=VxT%2FNiAagqIz34Eg7WojQw%3D%3D (дата обращения: 10.03.2018).

33. Указ Президента ПМР от 19.06.2012 № 409 «Об утверждении Положения об Управлении пресс-службы и информации Президента Приднестровской Молдавской Республики» [Электронный ресурс] // Законы Приднестровья: [сайт]. URL: https://pravopmr.ru/View.aspx?id=156I%2bH%2bE7 B7xsb7PmIKu4Q%3d%3d&q=Президента+++«Об+утверждении+Положен ия+об+Управлении+пресс-службы+и+информации+Президента+» (дата

обращения: 10.03.2018).

34. Указ Президента ПМР от 24.09.2007 № 623 «Об утверждении Положения о Пресс-секретаре - Начальнике Пресс-службы - Управления Администрации Президента Приднестровской Молдавской Республики» [Электронный ресурс] // Закон ПМР: [сайт]. URL: http://zakon-pmr.com/DetailDoc. aspx?document=41860 (дата обращения: 10.03.2018).

35. Шорников И.П. Суверенное мировоззрение: приднестровская лаборатория Русского мира [Электронный ресурс] // Медиацентр «Евразийское Приднестровье»: [сайт]. URL: http://eurasian.su/article/suverennoe-mirovozzrenie-pridnestrovskaya (дата обращения: 10.03.2018).

36. DnestrTV // YouTube.ru. URL: https://www.youtube.com/user/DnestrTV/ featured?disable_polymer=1 (дата обращения: 25.03.2018).

REFERENCES

1. Ayazbekova S. [The role of the media in shaping the strategy and tactics to keep the peace, prevent and manage any armed conflicts and operations]. In: Internet proekt Mezhdunarodnoi akademii nauk i vysshego obrazovaniya [The Internet project of the International Academy of Sciences and Higher Education]. Available at: http://gisap.eu/ru/node/36021 (accessed: 25.03.2018).

2. Bazhenov S.V. [New technologies of information security of the modern Russian society]. In: Contemporary science. Methodology. Krakov, AMR Bedzin, 2015, pp. 15-22.

3. Bresler M.G. [Instrumental method of detecting network community social network political communication]. In: Zhurnal politicheskikh issledovanii [Journal of Political Studies], 2017, vol. 1, no. 4, pp. 39-49.

4. Bykov I.A. [Mediatization of politics in the age of social media]. In: Zhurnal politicheskikh issledovanii [Journal of Political Studies], 2017, vol. 1, no. 4, pp. 15-38.

5. Vesnin A.V. [Features of the influence of public opinion on national security of Russia]. In: Vlast' [Power], 2017, no. 6, pp. 64-69.

6. [Education]. In: Ministerstvo prosveshcheniya Pridnestrovskoi Moldavskoi Respubliki [The Ministry of education of the Transnistria Moldavian Republic]. Available at: http://minpros.info/index.php?option=com_content&task=view &id=1128&lang=ukr (accessed: 25.01.2018).

7. Vyskubova N.A. [PR activity as a factor of influence on the public consciousness]. In: Theory and philosophy of politics, history and methodology of political science, 2016, no. 1, pp. 93-107.

8. Dudkin R.A. [Social media as a tool of modern warfare and the threat of information security of Russia]. In: Natsional'naya bezopasnost'i strategicheskoe planirovanie [National security and strategic planning], 2016, no. 1, pp. 53-56.

9. [The law of 27.10.1992 "On security"]. In: Zakony Pridnestrov'ya [The laws of Transnistria]. Available at: http://pravopmr.ru/View.aspx?id=UlbwkvacQeS1Vg MRWVfDIQ%3d%3d (accessed: 03.03.2018).

10. [The act of 20.06.2012, No. 97-Z-V "On the protection of children from information harmful to their health and development"]. In: Zakony

Pridnestrov'ya [Laws of Transnistria]. Available at: http://pravo.pmr-online.com/ View.aspx?id=WJIggImAYP03C0zfqO6dMg%3D%3D (accessed: 03.03.2018).

11. [The act of 16.04.2010 No. 53-W-IV "On personal data"]. In: Ministerstvo yustitsii PMR [The Ministry of Justice of the PMR]. Available at: http://www. minjust.org/web.nsf/767eb8a58ad76a2bc22574d5002acf15/c68ec525cf751c0 cc225772800247cd3!0penDocument (accessed: 10.03.2018).

12. [The law of 08.08.1995 "On foreign investments on the territory of the Pridnestrovian Moldavian Republic"]. In: Zakon PMR: [Law of the PMR]. Available at: http://zakon-pmr.com/DetailDoc.aspx?document=36680 (accessed: 10.03.2018)..

13. [The law of 19.04.2010 No 57-W-IV "On information, information technologies and protection of information"]. In: Zakony Pridnestrov'ya [The laws of Transnistria]. Avaialble at: http://pravo.pmr-online.com/View.aspx?id=s M41zLUp9tllgMIaWiP%2Fcw%3D%3D&q=%D0%BE+%D0%B7%D0%B0%D1% 89%D0%B8%D1%82%D0%B5 (accessed: 10.03.2018).

14. [The act of 12.03.2013 No. 58-W-V "On providing access to information on activities of bodies of state power and bodies of local self-government"]. In: Gosudarstvennaya sluzhba svyazi Pridnestrovskoi Moldavskoi Respubliki [Public communication service of the Transnistria Moldovan Republic]. Available at: http://svyaz.gospmr.org/index.php/dokumenty/informatsionnye-tekhnologii/zakony-v-oblasti-informatsionnykh-tekhnologij/114-ob-informatsii-informatsionnykh-tekhnologiyakh-i-o-zashchite-informatsii-2 (accessed: 10.03.2018).

15. [The law of 28.01.2000 "On public associations"]. In: Zakon PMR: [Law of PMR]. Available at: http://zakon-pmr.com/DetailDoc.aspx?document=36735 (accessed: 10.03.2018).

16. [The law of 31.05.2017 No. 122-W-VI "On public hearings"]. In: Pridnestrov'e [Transnistria], 2017, no. 96, pp. 2.

17. Kazakova M.N., Makshaeva E.N. [The institutions of civil society in the mechanism of ensuring the national security of the Russian Federation]. In: Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Collection of scientific papers in the international scientific-practical conference]. Volgograd, Innovacionnyj Centr Razvitiya Obrazovaniya i Nauki. Publ., 2014, pp. 38-41.

18. Katalog Pridnestrovskikh internet-resursov [Catalogue of the Transnistrian Internet resources]. Available at: http://www.catalog.tiraspol.net (accessed: 20.01.2018).

19. [The Constitution of the Transnistria Moldavian Republic of 24.12.1995]. In: Ministerstvo yustitsii PMR [The Ministry of Justice of the PMR]. Available at: http://www.minjust.org/Web.nsf/767eb8a58ad76a2bc22574d5002acf15/7ba0 8d6c06e90e9fc2257230004f24e4 (accessed: 10.03.2018).

20. Kuznetsova A.Yu. [The modern system of mass media in Transnistria]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Questions of theory and practice], 2017, no. 6, vol. 1, pp. 24-28.

21. Mikhailov A.G. [Freedom and lack of freedom of the media: aspects of national security]. In: Natsional'naya bezopasnost' [National security], Available

at: http://www.nacbez.ru/society/article.php?id=751 (accessed: 25.03.2018).

22. [Youth policy]. In: Ministerstvo prosveshcheniya PMR [The Ministry of education of the PMR]. Available at: http://minpros.info/index. php?option=com_content&task=view&id=107 (accessed: 10.02.2018).

23. Ofitsial'nyi sait Verkhovnogo Soveta PMR [The official website of the Supreme Council of the PMR]. Available at: http://www.vspmr.org/about/ contacts (accessed: 10.02.2018).

24. Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva PMR [Official website of the Government of the PMR]. Available at: http://gov-pmr.org/apparatus (accessed: 10.02.2018).

25. [The first Transnistrian]. In: YouTube.ru. Available at: https://www.youtube. com/user/1tvpmr (accessed: 25.03.2018).

26. [The registry of registered media]. In: Gosudarstvennaya sluzhba sredstv massovoi informatsii Pridnestrovskoi Moldavskoi Respubliki [The public service media of the Transnistria Moldavian Republic]. Available at: http://gssmi. gospmr.org/gos-reestry/reestr-zaregistrirovannykh-smi (accessed: 20.01.2018).

27. [Born in the USSR]. In: YouTube.ru. Available at: https://www.youtube.com/ channel/UCYcnEH2Coy_h-7erjti4M7Q/featured?disable_polymer=1 (accessed: 25.03.2018).

28. Siz'min M.A. SMI v obespechenii natsional'noi bezopasnosti Rossii: zadachi, metody, priemy: dis. ... kand. filol. nauk [The media in ensuring the national security of Russia: problems, methods, techniques: PhD thesis in Philological sciences]. Moscow, 2016. 202 p.

29. [Television of free choice]. In: YouTube.ru. Available at: https://www. youtube.com/user/tsvtiraspol (accessed: 25.03.2018).

30. [Decree of the President of the PMR of 17.01.2007 No. 75 "On Approval of the Regulation on the Security Council"]. In: Zakon PMR: [Law of PMR]. Available at: http://zakon-pmr.com/DetailDoc.aspx?document=41363 (accessed: 10.03.2018).

31. [Decree of the President of the PMR of 07.02.2017 No. 92 "On the approval of the Regulations on the Apparatus of the Security Council of the Pridnestrovskaia Moldavskaia Respublika"]. In: In: Zakony Pridnestrov'ya [The laws of Transnistria]. Available at:https://www.pravopmr.ru/View.aspx?id=58Bh 8k1n0JwgnCEmyvx%2F%2BQ%3D%3D (accessed: 10.03.2018).

32. [The decree of the President of PMR from 22.10.2012 № 713 "About the statement of Regulations about the Management of the President on work with references of citizens and organizations]. In: Zakony Pridnestrov'ya [The laws of Transnistria]. Available at: http://pravopmr.ru/View.aspx?id=VxT%2FNi AagqIz34Eg7WojQw%3D%3D (accessed: 10.03.2018)..

33. [The decree of the President of the PMR dated 19.06.2012 No. 409 "On approval of the regulations on managing the press service and information of the President of the Transnistria Moldavian Republic"]. In: Zakony Pridnestrov'ya [The laws of Transnistria]. Available at: https://pravopmr.ru/View.aspx?id=156I %2bH%2bE7B7xsb7PmIKu4Q%3d%3d&q=npe3Mfleffl-a+++<<06+yTBepwfleHi/i м+По.поwенмfl+о6+Управ.пенмм+пресс-спyw6bl+м+мн$ормацмм+Презм1це HTa+» (accessed: 10.03.2018).

34. [The decree of the President of the PMR of 24.09.2007 No. 623 "On approval

of regulations on press-secretary - head of press service of the Department of the Presidential Administration of Transnistria Moldavian Republic"]. In: Zakon PMR [Law of PMR]. Available at: http://zakon-pmr.com/DetailDoc. aspx?document=41860 (accessed: 10.03.2018).

35. Shornikov I.P. [Independent outlook: the Transnistrian laboratory of the Russian world]. In: Mediatsentr «Evraziiskoe Pridnestrov'e» [Media center "Eurasian Transnistria"]. Available at: http://eurasian.su/article/suverennoe-mirovozzrenie-pridnestrovskaya (accessed: 10.03.2018).

36. DnestrTV. In: YouTube.ru. Available at: https://www.youtube.com/user/ DnestrTV/featured?disable_polymer=1 (accessed: 25.03.2018).

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Статья поступила 05.03.2018 Статья размещена на сайте: 01.08.2018

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Мясникова Наталия Владимировна - кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и политического управления Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко; e-mail: nnatali-myas@rambler.ru

Natalia V. Myasnikova - PhD in Political sciences, associate professor at the Department of political science and political management, Transnistrian State University named after T.G. Shevchenko;

e-mail: nnatali-myas@rambler.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION

Мясникова Н.В. Связи с общественностью как инструмент поддержания национальной безопасности Приднестровского государства // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. № 3. URL: www.evestnik-mgou.ru.

Myasnikova N.V. Public relations with the society as a tool to maintain Transnistria state's national security. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2018, no. 3. Available at: www.evestnik-mgou.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.