Психология
УДК 159.9.072.432
заведующий кафедрой медицинской физики и информатики, доктор биологических наук, доцент Григорьев Павел Евгеньевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь), профессор кафедры общей и социальной психологии
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);
доцент кафедры общей и социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент Васильева Инна Витальевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень),
доцент кафедры кадрового и морально-психологического обеспечения деятельности ОВД
Федеральное государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ» (г. Тюмень)
СВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. На выборке студентов медицинского вуза (128 человек) показан вклад параметров эмоционального интеллекта в формирование жизнестойкости. Для исследования использовались методики тест жизнестойкости С. Мадди и тест эмоционального интеллекта Н. Холла. Эмоциональный интеллект вносит свой вклад в жизнестойкость студентов медицинских вузов преимущественно за счет следующих параметров: понимания своих эмоций, способности к управлению ими, убежденности, что все происходящее, независимо от того хорошее оно или плохое, идет на пользу, - для расширения профессионального и жизненного опыта.
Ключевые слова: студенты медицинского вуза, эмоциональный интеллект, жизнестойкость.
Annotation. A sample of médical students (128 people) shows the contribution of emotional intellect parameters to the formation of hardiness. For the study, the questionnaires used: "S. Muddy hardiness test" and "N.Hall's emotional intellect test". Emotional intellect contributes to the hardiness of medical students mainly due to the following parameters: understanding their emotions, the ability to manage them, the conviction that everything that happens, whether good or bad, is beneficial - to expand the professional and life experience.
Keywords: Medical university students, emotional intellect, hardiness.
Введение. Жизнестойкость и эмоциональный интеллект напрямую увязаны между собой через мотивационно-потребностную сферу личности, через осуществление личностных выборов в ситуациях противоборствующих мотивов. Жизнестойкость, эмоциональный интеллект и их связи представляются у будущих врачей (столь важной, тяжелой и ответственной профессии) необходимыми профессионально-важными качествами. В связи с этим проследить генезис связей этих качеств личности на этапе профессионализации врача с учетом их особенностей является актуальной научно-практической задачей.
Обучению в медицинском вузе сопутствует постоянный стресс - от эустресса вплоть до дистресса. Специфика обучения студентов в медицинском вузе характеризуется изматывающей физической и психоэмоциональной нагрузкой (в том числе необходимостью механического заучивания огромных массивов информации). Контактные формы занятий обычно продолжаются с 8.00 до 17.00 и позднее. Возможны переезды в процессы занятий из разных баз, находящихся в противоположных концах города, а также значителен процент отчисляемых в процессе обучения студентов. Также для медицинских вузов, в отличие от большинства других, характерны высокий уровень требований к дисциплине и соблюдению субординации, что выступает дополнительным стресс-фактором. Но основная стрессовая нагрузка приходится на этический компонент деятельности - качество обученности напрямую связано с ответственностью за жизнь и здоровье потенциальных пациентов.
Препятствовать вовлечению в стрессовое реагирование, прогрессу эмоционального выгорания способна развитая жизнестойкость. Введенное С. Мадди, С. Кобейсом [1] понятие «жизнестойкость» отражает способность личности развиваться в, казалось бы, неблагоприятных условиях.
В исследованиях, проведенных на специфичной выборке студентов-медиков, показано, что жизнестойкость у студентов-медиков выступает в качестве ресурса при условии восприятия трудностей как вызова и испытания, которое необходимо преодолеть [2]; существует связь между жизнестойкостью и мотивацией достижения: чем выше мотивация достижения, тем выше показатели жизнестойкости [3]. У медицинских работников, уже практикующих профессиональную деятельность, жизнестойкость связана с уверенностью в себе и ощущением контроля над происходящим [4].
Представление о жизнестойкости прекрасно согласуются с теорией личности С. Мадди и Д. Фиске на основании представлений об активации, важнейшим фактором которой является эмоциональный опыт личности. Таким образом, есть веские основания полагать, что особенности развития эмоционального интеллекта могут оказаться связанными с особенностями жизнестойкости студентов медицинского вуза. Для врачей соединение эмоционального интеллекта и жизнестойкости, очевидно, может стать своего рода стержнем, препятствующим выгоранию и позволяющим дальше развиваться в профессии. Исследования показывают следующие особенности связи жизнестойкости, эмоционального интеллекта и профессиональной деформации у медицинских работников:
- несмотря на развитие профессиональной деформации, оказываются завышенными такие показатели жизнестойкости, как способность контролировать происходящие в их жизни события и готовность прикладывать усилия для достижения нужных результатов [5];
- выявлена связь между низким уровнем развитости эмоционально интеллекта и тенденцией к формированию эмоционального истощения [6];
- развитие эмоционального интеллекта препятствует формированию профессиональной деформации врачей, основной вклад вносят такие показатели эмоционального интеллекта как эмоциональная гибкость и осознание своих эмоций [7].
Особенности профессиональной деятельности накладывают отпечаток на личность специалиста уже на этапе обучения. Для студентов-медиков в разных исследованиях выявлены две закономерности проявления параметров эмоционального интеллекта:
- в межличностном аспекте более выражены показатели эмпатии, эмоциональной осведомленности и способности распознавать эмоции других людей. В противовес этому показатели самомотивации и управления эмоциями выражены значительно слабее [8].
- во внутриличностном аспекте наиболее выраженный компонент - самомотивация, что выражается в стремлении познать свои эмоциональные особенности, иметь возможность управлять ими, что крайне актуально в деятельности врача, обремененного колоссальной ответственностью за принятия решений, зачастую в ситуациях дефицита информации и времени [9, 10]; способность врачей к успешному самопониманию эмоций обеспечивает снижение тревожности и как следствие, стрессоустойчивость [11, 12].
Формулировка цели статьи. Изучение вклада эмоционального интеллекта и его параметров в обеспечение жизнестойкости студентов медицинского вуза.
Изложение основного материала статьи. В качестве респондентов участвовали 128 студентов 2 курса Медицинской академии, возраст 18-24 лет (медиана 19 лет), 100 женского пола и 28 мужского. Вследствие неуравновешенности данных по полу и нашему априорному предположению об отсутствии существенных различий в показателях мужчин и женщин, данные представителей разных полов анализировались вместе.
Прежде всего, студенты давали письменное согласие на обработку данных, опросники заполнялись в обезличенном виде, и передавались исследователю вслепую.
В качестве инструментария использовались тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой) и тест эмоционального интеллекта Н. Холла.
Статистическая обработка материала проводилась параметрическими методами (на основании соответствия распределения признаков нормальному распределению согласно критерию хи-квадрат): описательной статистики (среднее арифметическое, минимум, максимум, стандартное отклонение), а также линейным корреляционным анализом Пирсона для выявления связей между исследованными показателями опросников.
Прежде всего, приведем описательную статистику опросников:
Таблица 1
Описательные статистики оцениваемых параметров жизнестойкости и эмоционального
интеллекта
Оцениваемые параметры Среднее Минимум Максимум Ст.откл.
Жизнестойкость 82,13 39,00 141,00 20,10
Принятие риска 17,46 6,00 30,00 4,74
Контроль 30,07 8,00 60,00 8,92
Вовлечённость 34,61 15,00 51,00 8,74
Эмоциональная осведомленность 29,19 14,00 38,00 4,57
Управление своими эмоциями 22,72 6,00 35,00 6,42
Самомотивация 27,28 9,00 36,00 5,39
Эмпатия 29,02 10,00 36,00 4,56
Управление эмоциями других людей 28,29 17,00 36,00 4,18
Показатели жизнестойкости: комплексный показатель жизнестойкости, вовлеченность, контроль находятся на среднем уровне, а показатель принятия риска (убежденность в том, что все происходящее, неважно, позитивное оно или негативное, идет на пользу) - на высоком уровне.
Такие показатели эмоционального интеллекта, как эмоциональная осведомленность, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других, - находятся на среднем уровне; управление своими эмоциями - на низком уровне, то есть можно говорить в целом, что эмоциональный интеллект студентов медицинского вуза находится на среднем уровне развития.
Следует отметить наличие всех статистически значимых (р<0,05) и при этом от слабых до средних по величине коэффициентов корреляций между показателями этих двух опросников (табл. 2).
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа между показателями жизнестойкости (по столбцам) и эмоционального интеллекта (по строкам)
Показатели Жизнестойкость Принятие риска Контроль Вовлечённость
Эмоциональная осведомленность 0,35*** 0,23** 0,29** 0,31***
Управление своими эмоциями 0,51*** 0 37*** 0,45*** 0,48***
Самомотивация 0,56*** 0,26** 0,57*** 0,53***
Эмпатия 0,08 0,08 0,02 0,11
Управление эмоциями других 0,20* 0,13 0,14 0,22*
Примечания: * - статистическая связь значима на уровне 0,05<р<0,01; ** - статистическая связь значима на уровне 0,01<р<0,001; *** - статистическая связь значима на уровне р<0,001
Так, эмоциональная осведомленность статистически значимо коррелирует со всеми шкалами жизнестойкости, особенно - по комплексной шкале жизнестойкости. Вероятно, жизнестойкость сильнее в случаях, когда личность эмоционально осведомлена о причинах и мотивах своей активности, что является своего рода движителем.
В свою очередь, шкала жизнестойкости сильнее всего коррелирует с таким параметром эмоционального интеллекта как самомотивация. Вероятно, самомотивация как настройка на деятельность, управление своим поведением за счет контроля эмоционального состояния способствует и жизнестойкости. Личность, способная управлять своими эмоциями (эмоциональной регуляцией с использованием волевой регуляции), демонстрирующая эмоциональную гибкость, отходчивость обладает лучшей жизнестойкостью. Управление своими эмоциями способствует и другими аспектами жизнестойкости - принятию контролируемого риска, а также вовлеченность в деятельность. Это не удивительно, ведь эмоции релевантны деятельности. Таким образом, студент врачебной специальности, способный управлять своими эмоциями, чаще проявляет жизнестойкость, вовлеченность в порученное ему дело, воспринимаю успехи и неудачи как необходимые этапы на пути освоения профессиональных знаний, приобретения опыта. Эмоциональная осведомленность также умеренно коррелирует с принятием риска, контролем и вовлеченностью, но в меньшей степени, чем управление своими эмоциями. Видимо, осведомленность - это еще не практическое управление, а значит, вносит меньший вклад в активность и деятельность. Что же касается самомотивации, то все показатели жизнестойкости, кроме принятия риска, существенно связаны с этим показателем. Действительно, для будущих врачей и для актуальных студентов-медиков, способность управлять своим поведением, пожалуй, выступает системно-образующим фактором для их продолжения обучения в вузе, где именно усидчивость в освоении огромных массивов материалов на первых курсах играют колоссальную роль, и составляют базу для последующей успешной специализации.
Стоит отметить, что по шкале эмпатии отсутствуют значимые связи с показателями жизнестойкости. Возможно, это связано с тем, что развитость эмпатии будет, скорее, препятствовать эффективным врачебным решениям, когда приходится нести ответственность за жизнь пациента и не проявлять излишнее «мягкосердечие», которое может оказать пагубное воздействие на результаты лечения. Впрочем, это не означает отсутствие эмпатии вообще у будущих врачей, ведь исходя из описательной статистики, эмпатия в структуре показателей эмоционального интеллекта занимают отнюдь не последнее место. Так что говорить о негуманности, эмоциональной нечувствительности личности будущего врача нельзя.
Также относительно невелики связи между показателем «управление эмоциями других» и показателями жизнестойкости. Возможно, это свидетельствует о наличии в структуре личности будущего врача определенной авторитарности, без которой немыслим успех лечения. Либо это вопрос возраста и опыта, который еще требуется накопить студентам медицинского вуза. Данный вопрос нуждается в дальнейшем прояснении.
Выводы:
1) У будущих врачей - студентов медицинского вуза - наблюдаются статистически значимые связи между показателями опросников жизнестойкости С. Мадди и эмоционального интеллекта EQ Н. Холла.
2) В наибольшей степени систематические статистические связи (умеренные) наблюдаются по показателям управления своими эмоциями, самомотивации, в меньшей степени - эмоциональной осведомленности, и в наименьшей (слабые) - эмпатии и управления эмоциями других.
3) Вероятно, такое распределение связей наиболее оптимально для представителей врачебных профессий, которые характеризуются повышенной мерой ответственности, физической и психоэмоциональной нагрузкой, определенной авторитарностью во благо пациента. Тем не менее, будущим врачам могли бы быть показаны тренинги или упражнения на развитие связей эмпатии, управление эмоциями других в связи с жизнестойкостью как обретение дополнительных ресурсов в работе с потенциальными пациентами.
4) Подводя итог, можно говорить о том, что эмоциональный интеллект вносит свой вклад в жизнестойкость студентов медицинских вузов преимущественно за счет следующих параметров: понимание своих эмоций и способность к правлению ими и убежденность, что все происходящее, независимо от того хорошее оно или плохое, идет на пользу, для расширения профессионального и жизненного опыта.
Литература:
1. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. Монография. - М.: МГПУ, Прометей. - 121 с.
2. Костина Л.А. Социально-психологическая адаптация студентов-медиков как реализация особенностей их идентичности // Фундаментальные исследования. - 2014. - Т.6., № 11. - С. 1398-1402.
3. Фомина Н.В., Федосеева Т.Е. Исследование показателей жизнестойкости в аспекте личности профессионала // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №. 6. - С. 456-456.
4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
5. Колесникова И.А., Лилиенталь И.Е. Профессиональные деформации у медицинских работников // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. - 2015. - С. 118-122.
6. Логинова И.О., Сердюк Т.И., Живаева Ю.В. Исследование взаимосвязи характера мотивации достижения с показателями жизнестойкости у студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №. 1-1. - С. 1552-1552.
7. Васильева Н. Г. Взаимосвязь особенностей эмоционального интеллекта и синдрома выгорания у врачей // диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.04. - 2016. (режим доступа https://disser.spbu.ru/files/disser2/890/aftoreferat/LBmvMz3HqK.pdf) (дата обращения: 02.03.2018).
8. Гудкова Т. В., Кондратьева Т. Н. Особенности эмоционального интеллекта у студентов, обучающихся в медицинском и педагогическом вузах //Journal of Siberian Medical Sciences. - 2015. - №. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-u-studentov-obuchayuschihsya-v-meditsinskom-i-pedagogicheskom-vuzah (дата обращения: 02.03.2018).
9. Ерохина Е. В. Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и профессиональной дезадаптации личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - №. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-komponentov-emotsionalnogo-intellekta-i-professionalnoy-dezadaptatsii-lichnosti (дата обращения: 02.03.2018).
10. Плешакова Д. Р. Исследование эмоционального интеллекта студентов-медиков //Международный студенческий научный вестник. - 2016. - №. 5-1. - С. 78-80.
11. Параскевова К. Г. Особенности личности помогающих специалистов с разным уровнем эмоционального интеллекта // Вюник Одеського нацюнального ушверситету. Психолопя. - 2012. - №. 17, Вип. 8. - С. 425-432.
12. Неволина В. В. Исследование структурных компонентов эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза //Дискуссия. - 2015. - №. 5 (57). - С. 139-143
Психология
УДК: 37.04
доктор психологических наук, профессор Дмитриева Елена Ермолаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-экспериментального изучения условий реализации инклюзивного образования. Формирование индивидуально-личностных ценностей у студентов рассматривается в качестве важнейшего условия развития практики инклюзии в Российском образовании.
Annotation. The article presents the results of theoretical and experimental study of the conditions for the implementation of inclusive education. The formation of individual and personal values among students is considered to be the most important condition for the development of the practice of inclusion in Russian education.
Ключевые слова/инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), индивидуально-личностные ценности, коммуникативная толерантность.
Keywords/inclusive education, persons with disabilities (SWD), individual and personal values, communicative tolerance.
Введение. Внедрение инклюзивного образования, обеспечение равного доступа к образованию детей с учётом разнообразия их потребностей и возможностей - одна из проблем современной школы [5].
Процесс реализации инклюзивного образования сталкивается в настоящее время с рядом трудностей и проблем. Одна из них - неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ, отсутствие у них ценностного отношения к лицам с ОВЗ, к реализации их прав на образование (С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова, Е. Е. Дмитриева и др.). По мнению исследователей, первичной и важнейшей ступенью подготовки системы образования к реализации инклюзивной практики является этап психологических и ценностных изменений субъектов образовательного пространства (Е. Е. Дмитриева, И. М. Яковлева). В этой связи особенно остро стоит проблема подготовки педагогов к реализации инклюзивного обучения. Именно от качества подготовки будущих педагогов, учителей зависит эффективность социальной реабилитации детей с ОВЗ, их интеграции в массовое образовательное пространство.
Формулировка цели статьи.Цель предпринятого нами исследования - выявить профессионально-ценностную готовность студентов выпускных курсов педагогического вуза к работе в условиях инклюзивного образовательного пространства.
Задачи исследования:
1 - изучить информационно-технологическую готовность выпускников к работе в инклюзивной образовательной организации;
2 - оценить индивидуально-личностные ценности, отражающие целевую и мотивационную направленность личности будущего педагога.
Мы провели социологический опрос студентов выпускных и предвыпускных курсов бакалавриата, обучающихся по направлениям: «Специальное (дефектологическое) образование» и «Психолого-педагогическое образование».
В исследовании приняли участие 130 студентовНижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет). Анкета, предложенная студентам, содержала