УДК 796.01
Связь темпов роста игрока со сменой доминирующей мотивации Полозов А.А. *, Лыжин М.А., Гофман А.А., Кудрявцев И.С., Альмомани Б.Б.А.
Уральский федеральный университет г. Екатеринбург, Россия ORCID: 0000-0003-1729-3340, [email protected]* ORCID: 0009-0001-8009-8065, [email protected] ORCID: 0009-0003-3734-3461, [email protected] ORCID: 0009-0008-8251-0501, [email protected] ORCID: 0009-0008-6164-261X, [email protected]
Аннотация: Статья посвящена изучению роли мотивации в развитии спортивных состязаний, особенно в командных видах спорта. Авторы включают алгоритм личного первенства, где каждый игрок играет равное число игроков со всеми партнерами и соперниками, что позволяет выявить разницу в забитых и пропущенных мячах. Цель исследования. Определение мотивов и ценностей игроков мини-футбольной команды при введении в тренировочный процесс личного первенства. Научная новизна работы состоит в необходимости переориентации доминирующей мотивации спортсмена на «спортивный» мотив (достижения, успеха...) как условие роста спортсмена. Материалы и методы. Ранее нами было выбрано 11 ценностей (мотивов): познания, негативный, аффилиативное общение, материальный, успех, власти, гуманистический, самореализации, эстетический независимости, достижения. Для оценки значимости мотива использовалась рейтинговая система, в которой рейтинг мотива был тем выше, чем больше был выбор в его пользу в парном сравнении со всеми другими мотивами. В работе также рассматривается алгоритм личного первенства в командном виде спорта без изменения структуры игры. В этом случае игроку дается возможность сыграть равное число микроматчей со всеми партнерами и соперниками. При таком искусственно созданном равенстве своей и противостоящей команд можно увидеть создаваемую игроком разность забитых и пропущенных мячей. Результаты. Работа проводилась на базе мини-футбольного клуба первой лиги «Факел -ГДУ» в сезоне 2023/2024. рост среднего ЧСС говорит о высоком уровне мотивации игроков, однако этот рост не может быть постоянным. Мы видим, что в отношениях тренер -спортсмен в процессе тренировок значения рейтинга мотивов спортсмена постепенно приближаются к аналогичным показателям тренера. Для игроков с выраженными дружескими отношениями наблюдали в процессе активных контактов двух игроков, система ценностей игрока деформируется так, что 8 из 11 имеют синхронное смещение в направлении показателей партнера. И только 3 ценности имеют движение в противофазе. Из 11 мотивов мы можем выделить группу спортивных и не имеющих отношения к спорту мотивов (ценностей). Спортивными мы можем считать ценности власти, достижения, негативный, успеха, самореализации. Полагаем, что если «спортивный» мотив доминирует, находится на 1 месте в списке для спортсмена, то можно говорить о высоком уровне мотивированности к росту. Заключение. Мотивация является ключевым фактором участия в развитии спортивного мастерства. Игроки, ориентированные на успех и самореализацию, показывают более высокие результаты. Негативная мотивация, как, например, борьба за место в составе, также может стимулировать рост, но не так эффективно, как другие спортивные мотивы. Взаимодействие участников приводит к изменению их мотивационных приоритетов. В процессе тренировок и игр мотивация игрока начинает сходиться с мотивацией тренера, что положительно сказывается на общем результате команды. Частота смены мотивации напрямую зависит от темпов роста: чем чаще меняется мотивация, тем быстрее развивается команда. Практическая значимость. В командных видах спорта часто наблюдается эффект социальной лени, когда спортсмены не стремятся проявлять высшее спортивное мастерство из-за уверенности в своих. Создание условий
личного первенства и равенства в командах помогает преодолеть эту проблему, мотивируя всех игроков показывать лучшие результаты.
Ключевые слова: игра, разность, голы, уровень игрока, мотивация, ценности
Для цитирования: Полозов А.А., Лыжин М.А., Гофман А.А., Кудрявцев И.С., Альмомани Б.Б.А. Связьтемпов роста игрока со сменой доминирующей мотивации. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3) : .
Relationship of a player's growth rate with a change of dominant motivation
Andrey A. Polozov*, Mikhail A. Lyzhin, Andrey A. Goffman, Igor S. Kudryavtsev, Almomani
B.B.A. Almomani
Ural Federal University Ekaterinburg, Russia ORCID: 0000-0003-1729-3340, [email protected]* ORCID: 0009-0001-8009-8065, [email protected] ORCID: 0009-0003-3734-3461, [email protected] ORCID: 0009-0008-8251-0501, [email protected] ORCID: 0009-0008-6164-261X, [email protected]
Abstract: The article is devoted to the study of the role of motivation in the development of sports, especially in team sports. The authors include a personal championship algorithm, where each player plays an equal number of players with all partners and rivals, which allows to identify the difference in goals scored and missed. The purpose. Determining the motives and values of the players of the mini-football team when introducing personal championship into the training process. The scientific novelty of the work consists in the need to reorient the dominant motivation of an athlete to a "sporting" motive (achievement, success...) as a condition for the growth of an athlete. Materials and methods. Previously, we selected 11 values (motives) of cognition, negative, affiliation, material, success, power, humanistic, self-realization, aesthetic independence, achievements. To assess the significance of a motive, a rating system was used, in which the rating of the motive was the higher the more choice was in its favor in paired comparison with all other motives. The paper also considers the algorithm of personal championship in a team sport without changing the structure of the game. In this case, the player is given the opportunity to play an equal number of micro-matches with all partners and rivals. With such an artificially created equality of their own and the opposing teams, you can see the difference between goals scored and conceded created by the player. Results. The work was carried out on the basis of the Fakel - GDU mini-football club of the first league in the 2023/2024 season. the increase in average heart rate indicates a high level of motivation of the players, but this growth cannot be permanent. We see that in the coach-athlete relationship, during the training process, the values of the athlete's motivation rating gradually approach similar indicators of the coach. For players with pronounced friendly relations, it was observed that in the process of active contacts between two players, the player's value system is deformed so that 8 out of 11 have a synchronous shift in the direction of the partner's indicators. And only 3 values have movement in the opposite phase. Of the 11 motives, we can single out a group of sporting and non-sporting motives (values). We can consider the values of power, achievement, negative, success, and self-realization to be athletic. We believe that if the "sports" motive dominates, is on the 1st place in the list for an athlete, then we can talk about a high level of motivation for growth. Conclusion. Motivation is a key factor in participating in the development of sportsmanship. Players who are focused on success and self-realization show better results. Negative motivation, such as fighting for a place in the squad, can also stimulate growth, but not as effectively as other sports motives. The interaction of the participants leads to a change in their motivational priorities. During training and games, the motivation of the
player begins to converge with the motivation of the coach, which has a positive effect on the overall result of the team. The frequency of motivation changes directly depends on the growth rate: the more often motivation changes, the faster it develops. Practical significance. In team sports, the effect of social laziness is often observed, when athletes do not strive to show superior athletic skills because of their self-confidence. Creating conditions of personal superiority and equality in teams helps to overcome this problem, motivating all players to show the best results.
Key words: game, difference, goals, player level, motivation, values
For citation: Andrey A. Polozov*, Mikhail A. Lyzhin, Andrey A. Goffman, Igor S. Kudryavtsev, B.B.A. Almomani. Relationship between player growth rates and changes in dominant motivation. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): .
Введение
Роль мотивации всегда была важной темой для спорта. Однако в литературе существует противостояние мнений по терминологии: мотив или ценность? Мотив и ценность - два важных понятия в психологии, которые тесно связаны между собой, но имеют ключевые отличия:
Мотив - это побуждение к действию, внутренняя сила, которая направляет человека к достижению цели. Мотивы всегда конкретные и ситуативные. Они возникают в ответ на потребности человека и направлены на их удовлетворение. Мотивы могут быть осознанными или неосознанными. Сила мотива определяет уровень активности человека.
Ценность - это устойчивая, личностно-значимая убежденность человека о важности чего-либо. Ценности абстрактны и устойчивы. Они отражают внутренние убеждения человека о том, что для него хорошо, а что плохо. Ценности влияют на выбор целей и мотивов человека. Система ценностей определяет личность человека.
Мотивы и ценности взаимосвязаны. Ценности определяют набор потенциальных мотивов. Мотивы, в свою очередь, реализуют ценности.
В [1] авторами установлено, что изучение психологических характеристик личности спортсмена может в итоге повлиять на выбор им вида спорта, в котором он добьется наилучших результатов, получит эмоциональное и физическое удовлетворение.
В [2] были рассмотрены особенности приобретения мотивации в спорте у начинающих и профессиональных спортсменов. Авторы пишут об основных методах ее формирования, о важности постановки перед спортсменами необходимой положительной цели и создании интереса к спортивной деятельности
В [3] показали, что результативность спортсмена находится в зависимости от структурной организации мотивации достижения. «На основе построенной системы независимых уравнений определен уровень чувствительности достижений к структуре исследуемых мотивов спортсменов индивидуальных видов спорта. Установлено, что
степень результативности спортсмена в наибольшей степени чувствительна к изменению фактора «Ориентация на решение задач». Однако по мере профессионального развития степень влияния этого фактора начинает снижаться и балансироваться с мотивом «Материальные факторы»».
В [4] сделаны выводы о том, что ожидания в большинстве случаев положительно влияют на мотивацию спортсменов. Отмечается также высокая взаимосвязь личных и социальных ожиданий.
Авторы [5] отмечают, что в «группе студентов командных видов спорта высокие показатели имеют следующие мотивы: общение, физическое воспитание, потребность в одобрении, а также коллективистской направленности. Наибольшие различия в двух подгруппах по мотивам одобрения и коллективистской направленности. Что касается смысловых основ спортивной деятельности, то в группе студентов, занимающихся отдельными видами спорта, доминируют само реализационные и статусные жизненные смыслы. В группе спортсменов, занимающихся командными видами спорта -альтруистический, коммуникативный и семейный».
Ряд аспектов мотивации, их зависимости от типа характера, приводится в [6].
Цель исследования - определение мотивов и ценностей игроков мини-футбольной команды при введении в тренировочный процесс личного первенства.
Материалы и методы
Ранее в [6, 7, 8] нами было выбрано 11 ценностей (мотивов):
1. Познания - стремление узнать новые закономерности, побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами.
2. Негативный - побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности, избегание неудач.
3. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.
4. Материальный - мотив материального обеспечения. Акизитивная (потребность в накоплении, приобретении)
5. Успех - высоко оцениваемое обществом достижение. Мотив связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.
6. Власти - управление, доминирование на уровне общества, стремление субъекта влиять на людей, одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это
стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.
7. Гуманистический - способность считаться с интересами других людей, мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми.
8. Самореализации - реализация собственного потенциала, потребность самоопределения и самоусовершенствования.
9. Эстетический - стремление к гармонии, эстетическому совершенству.
10. Независимости - свобода в принятии решений.
11. Достижения - стремление достичь высоких результатов, оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить
Для оценки значимости мотива использовалась рейтинговая система, в которой рейтинг мотива был тем выше, чем больше был выбор в его пользу в парном сравнении со всеми другими мотивами [9, 10, 11].
Таблица 1
Пример распределения ответов по мотивам
Мотив 1 2 3 ш;
А. Материальный 6:4 7:3 13:7 2200
В. Власти 4:6 6:4 10:10 2000
С. Достижения 3:7 4:6 7:13 1600
ЩЛ) =
ЩИ) =
Ш(С) =
6 + 4 ,13+7, ' 6 + 4 ч10 +10
7 + 3 4 7 +13
х т(Б) +
х Щ Л) +
7 + 3 ^ 13 — 7
I х МС) + ^^ х 1000 13 + 7 ^ 13 + 7
4—6 1х що+10—10 Х1000
10+10
10+10
х Щ Л) +
6 + 4 1 7 —13
I х МИ) + 7—13 х 1000
7 +13 ^ 7 +13
(1)
(Ш(Л) + Я<И) + Я<С))/3 = 2000
Разница в рейтингах - это всего лишь разница в соотношении ответов на вопросы
при сравнении двух мотивов.
Уже получив значения Ш по мотивам 1 и 2 для данного испытуемого 1 можно
оценить вероятность его выбора р при попарном сравнении:
р = (1000+ (М (1)-Ш1 (2)))/2000. (2) Алгоритм личного первенства в командном виде спорта без изменения структуры игры
нами был рассмотрен в данной работе [7, 8, 9]. В этом случае игроку дается возможность
сыграть равное число микроматчей со всеми партнерами и соперниками. При таком
искусственно созданном равенстве своей и противостоящей команд можно увидеть
создаваемую игроком разность забитых и пропущенных мячей. Ряд авторов [10, 11] предлагает аналогичные решения, но без формата двусторонней игры.
Экспериментальная часть
Работа проводилась на базе мини-футбольного клуба первой лиги «Факел - ГДУ» в сезоне 2023/2024. Мини-футбольная команда "Факел-ГДУ" из Нового Уренгоя, Россия, активно участвует в российских турнирах по мини-футболу, включая соревнования PARI-Высшая лига. В октябре 2023 года команда успешно завершила участие во втором туре этих соревнований, набрав 8 очков. "Факел-ГДУ" регулярно соревнуется с другими сильными командами, такими как "Ухта-дубль" и "Новая Генерация-Д", демонстрируя высокие результаты и спортивный дух. Команда "Факел-ГДУ" является частью Государственного образовательного учреждения "Газпром-университет". В 2023 году команда не участвовала в Высшей лиге.
Таблица 2
Сопоставление числа забитых голов в сезоне 2023/2023 мини-футбол «Факел - ГДУ» с
суммарной разностью на 3 игры личного первенства
Игрок Факел-ГДУ Возраст, лет Число забитых голов в сезоне на 06.2024 Разность в личном первенстве за 3 последних Разность на игру с Н.Русским
Малышев Максим 33 34 8 0,952
Миронов Савелий 27 25 5 1,031
Блинов Илья 27 22 2 0,177
Буньковский Кирилл 27 18 3 -0,118
Протопопов Никита 23 16 6
Баженов Владимир 26 15 4 0,155
Балас Денис 27 11 -4
Ковалёв Евгений 34 9 -5
Кошкин Артем 22 8 -7 -0,104
Поздеев Сергей 26 7 -3 0,049
Земляков Максим 23 4 -5
Левандовский Александр 33 5 -4 -1,192
Коэфф. корреляции 0,86 0,72
В таблице 2 приведены данные по общему числу забитых голов игроками Факел-ГДУ. В этой команде долгое время практиковался конкурс за место в составе в формате личного первенства. В этом случае игроку дается возможность сыграть равное число микроматчей со всеми партнерами и соперниками. При таком искусственно созданном равенстве своей и противостоящей команд можно увидеть создаваемую игроком разность забитых и пропущенных мячей.
Одновременно с этим обстоятельством в течение трех последних игр личного первенства проводили тестирование системы ценностей. В мотивационном плане ценности представляют собой фундаментальные убеждения и принципы, которые направляют поведение и принятие решений человека. Они являются основой для постановки целей, формируют приоритеты и влияют на мотивацию. Система ценностей включает личные, культурные, социальные и профессиональные аспекты и помогает человеку определить, что является важным и значимым в жизни. Эти ценности могут меняться со временем под влиянием жизненного опыта, окружения и личностного развития.
Процесс внедрения личного первенства в тренировочный процесс шел достаточно неровно. На трех играх использовали пульсометры с целью установления среднего значения частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Таблица 3
Изменение ЧСС в разных играх личного первенства Факел-ГДУ
Игрок Факел-ГДУ Возраст, лет ЧСС в 1 игре ЧСС в 1 игре ЧСС в 1 игре
Малышев Максим 33 130 163 132
Миронов Савелий 27 140 149 156
Блинов Илья 27 156 162 146
Буньковский Кирилл 27 150 129 130
Протопопов Никита 23 141 165 145
Баженов Владимир 26 158 165 127
Балас Денис 27 123 129 128
Ковалёв Евгений 34 135 153 169
Кошкин Артем 22 125 152 147
Поздеев Сергей 26 142 158 163
Земляков Максим 23 134 151 161
Левандовский Александр 33 154 151 135
Среднее значение пульса за 1 игру 140,7 152,3 144,9
Мы видим некоторое повышение ЧСС в процессе игр постепенно растет, но линейного роста нет. Это связано с разным уровнем противостояния в разных играх. Тем не менее, рост среднего ЧСС говорит о высоком уровне мотивации игроков, однако этот рост не может быть постоянным. Это скорее говорит о том, что предыдущие тренировки не были напряженными. Линейного роста ЧСС ждать не приходится.
Ранее, в работе [7] были приведены данные о влиянии мотивационной сферы тренера на мотивационную сферу спортсменов. Для анализа влияния мотивационной оценки тренера на мотивационные приоритеты учеников были проанализированы три группы
тренеров по легкой атлетике сборной Свердловской области, Россия. В данных группах были протестированы спортсмены, работающие с данными тренерами не менее 5-ти лет и имеющие разряд не ниже МС.
Таблица 4
Изменение мотивации в паре тренер-спортсмен [7].
Влияние мотивационных приоритетов тренера на мотивационную оценку учеников
фак.оценк а расчет фак.оц. расчет факт. оц. расчет факт оц.
мотивы тренер К.У.24 К.У.24 Х.И. 45 Х.И. 45 О. А.24 О. А.24
1МПшиз ЮТРис т ЮТРист КТРшнз КТРшнз ISFJист ISFJист
Познания 1796 2484 2219 2404 2027 2291 1770
Негативн. 2000 2246 2404 2237 2016 1935 2070
Общения 1955 2055 2665 2335 1929 2165 2389
Материал 2681 2251 2296 2254 2478 2126 2481
Успех 2720 1544 2280 2233 2518 1765 2113
Власти 2087 2312 1692 2228 2350 2577 2010
Гуманист. 2516 2155 2525 2013 2494 2108 2687
Самореал. 2391 2691 2239 2203 2417 2932 2388
Эстет-ть 2001 1891 1749 2024 1973 1679 2227
Незав-ть 2035 2349 2477 2151 1980 2157 2047
Достиж. 2018 2325 1655 2118 2018 2567 2018
Кореляц 0,33489 0,2124473 0,22075 0,899169 -0,106 0,606869
Мы видим, что в процессе тренировок значения рейтинга мотивов спортсмена постепенно приближаются к аналогичным показателям тренера. Однако в этой работе речь шла о спортсменах достаточно юного возраста. МФК Факел-ДГУ состоит из значительно более возрастных игроков. Предполагаем, что игроки, которые чаще взаимодействуют друг с другом, ассоциируют себя как друзья, селятся в одном номере в выездных турнирах, могут иметь аналогичное сближение в мотивационной сфере (см. Табл. 4).
Таблица 5
Ковалев Миронов Ковалев
ценности Евгений Савелий Евгений Изменение
Познания 3082 2480 3181 -1
Достижения 2382 2564 2745 1
Гуманистический 2361 2214 2518 -1
Независимости 2333 1964 1657 1
Материальный 2323 1871 1938 1
Эстетический 2127 1914 1911 1
Власти 2123 2045 2106 1
Негативный 2059 1642 1894 1
Самореализации 1972 2491 1817 -1
Успех 1914 2356 2257 1
Общения 1524 2660 2175 1
5
Таблица 6
Изменение мотивационной сферы в процессе взаимодействия двух игроков
Ценности Земляков Максим Кошкин Артем Земляков Максим
Достижения 2927 2018 2697 1
Власти 2689 2804 2651 -1
Познания 2687 1704 1708 1
Материальный 2298 2079 1538 1
Самореализации 2220 2407 2683 1
Гуманистический 2108 2231 2201 1
Независимости 2092 2410 2200 1
Негативный 2054 2047 2050 -1
Эстетический 1921 2454 1966 -1
Успех 1715 1915 1875 1
Общения 1489 2129 2630 1
5
В 5 столбце мы отметили 1 или -1 перемещение уровня оценки ценности одного игрока в направлении аналогичной оценки другого игрока. Цифра 1 означает такое влияние, а цифра -1 означает движение в противоположном направлении. Мы видим, что в обоих случаях в процессе активных контактов двух игроков система ценностей игрока деформируется так, что 8 из 11 имеют синхронное смещение в направлении показателей партнера. И только 3 ценности имеют движение в противофазе. Мы имеем также пример обратного свойства. Соответственно, говорить о том, что закономерность носит всеобщих характер не приходится.
На следующем этапе речь шла о сепарации мотивов. Из 11 мотивов мы можем выделить группу спортивных и не имеющих отношения к спорту мотивов (ценностей). Спортивными мы можем считать ценности власти, достижения, негативный, успеха, самореализации. К остальным мотивам мы можем отнести материальный, общения, независимости, познания, гуманистический, эстетический. Можно предполагать, что если «спортивный» мотив доминирует, находится на 1 месте в списке для спортсмена, то можно говорить о высоком уровне мотивированности к росту. Спорт, в этом случае, вытеснил «посторонние» мотивы, что говорит о важности результатов личного первенства. Спортивные мотивы имеют разное пояснение. Для игроков, не имеющих твердой позиции в основном составе, мотив негативный имеет перевес как мотив желания избежать неудачи. А точнее - потерять свое место в составе. Лидеры команды часто имеют доминирование
мотива власти, который говорит о желании организовать «под себя» игру звена в мини -футболе. Очень часто мотив успеха реализуется как результат реванша, восстановление своего положения с существенным отрывом от ближайших игроков. Мотив самореализации говорит об актуальности спорта для игрока, реализации наработанных на тренировках игровых решений в личном первенстве, их участии в игре и результате игрока.
В ходе использования личного первенства мы наблюдали постепенное замещение на первом, лидирующем месте в списке ценностей игрока ценности из числа спортивных. (см. Таблица 5). Мы видим постепенное расширение числа игроков, у которых такое спортивная ценность вышла на лидирующую позицию. Сначала таких игроков было 5, затем 6 и в третьей контрольной игре уже 10. Однако мы должны понимать, что на продолжительной дистанции все может измениться в обратную сторону.
Таблица 7
Доминирующие ценности игроков в процессе использования личного первенства.
Игрок Факел-ГДУ Возраст, лет Доминир мотив 1 игра Доминир мотив 2 игра Доминир мотив 3 игра
Малышев Максим 33 Власти Негативный Власти
Миронов Савелий 27 Общения Независимости Достижения
Блинов Илья 27 Достижения Негативный Достижения
Буньковский Кирилл 27 Познания Успех Негативный
Протопопов Никита 23 Общения Успех Успех
Баженов Владимир 26 Гуманистический Гуманистический Достижения
Балас Денис 27 Негативный Негативный Власти
Ковалёв Евгений 34 Познания Независимости Познания
Кошкин Артем 22 Власти Власти Самореализации
Поздеев Сергей 26 Материальный Общения Негативный
Земляков Максим 23 Достижения Самореализации Самореализации
Левандовский Александр 33 Независимости Независимости Самореализации
Число игроков с доминированием спортивного мотива 5 6 10
Результаты и обсуждение
Мотивирование игроков является составной частью работы тренера и не всегда эта работа успешна. Личное первенство напрямую предоставляет возможность игроку завоевать место в основном составе, стартовом звене, заявить права на лидерство. В обычном тренировочном процессе тренер выступает в качестве эксперта, и он определяет
лучших игроков. Это формирует противоречие - тренер одновременно и эксперт, и мотиватор. Игрок находится в зависимости от его мнения. Все меняется, когда экспертная оценка тренера заменена на результаты личного первенства. Появляется объективная основа для оценки. Все тренеры имеют субъективные предпочтения как в самой игре (предпочтение атаке, обороне и т.д.), так и в персоналиях игроков. Однако, для перемещения игрока в списке результатов необходима мотивация. Из списка в 11 мотивов 5 имеют прямое отношение к спортивной деятельности: власти, достижения, негативный, успеха, самореализации. Перемещение этих мотивов на лидирующие позиции в списке ценностей игрока говорит о мотивированности спортсмена к росту его результатов. Замещение этой группы мотивов посторонними мотивами говорит об апатичности игрока по отношению к личному первенству. Мы наблюдали рост заинтересованности у игроков. Мы также видим влияние мотивационной сферы одного игрока на другого, если они близкие друзья. В обоих приведенных, рассмотренных нами случаях в процессе активных контактов двух игроков система ценностей игрока деформируется так, что 8 из 11 имеют синхронное смещение в направлении показателей партнера.
1. Роль мотивации в росте игроков:
— Мотивация является ключевым фактором участия в развитии спортивного мастерства. Игроки, ориентированные на успех и самореализацию.
— Негативная мотивация, как, например, борьба за место в составе, также может стимулировать рост, но не так эффективно, как мотивирована
2. Изменение мотивационной сферы:
— Взаимодействие приводит к изменению их мотивационных приоритетов. В процессе тренировок и игр мотивация игрока начинает сходиться с мотивацией тренера, что положительно сказывается на общем результате команды.
— Частота смены мотивации напрямую зависит от темпов роста: чем чаще меняется мотивация, тем быстрее развивается команда
3. Социальные аспекты мотивации:
— В командных видах спорта часто наблюдается эффект социальной лени, когда спортсмены не стремятся проявлять высшее спортивное мастерство из-за уверенности в своих
— Создание условий личного первенства и равенства в командах помогает преодолеть эту проблему, мотивируя всех игроков показывать лучшие результаты.
4. Практические рекомендации:
— Для повышения эффективности тренировочного процесса тренеры должны были указать целевые приоритеты и стараться их синхронизировать с командными целями
— Использование объективных методов оценки, таких как личное первенство, способствует справедливому распределению мест в составе и общем доходе.
Таким образом, статья обеспечивает важность мотивации и индивидуального подхода к каждому игроку в процессе тренировок и игр, что способствует более быстрому и эффективному развитию спортивных навыков и находкам высоких результатов в командных видах спорта.
Заключение
Экспериментальные данные показали, что разница в результатах и пропущенных мячей, создаваемая игроками в условиях личного первенства, достоверно коррелирует с их мотивационной сферой. Это подтверждает, что данный метод может быть использован для оценки уровня подготовки и прогнозирования их успехов в обучении игре. Кроме того, изменения в мотивационной сфере игроков, выявленные в ходе взаимодействия и сотрудничества в команде, указывают на важность психологической составляющей, что позволяет игрокам соревноваться в равных условиях и выявлять свои разумные и слабые стороны.
Список литературы
1. Беспалова Т.А. Особенности мотивации к спорту. Актуальные проблемы здоровья, физической культуры и спорта на современном этапе. Сборник научных трудов, посвященный 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского. Саратов: Издательство «Саратовский источник». 2019: 211-223.
2. Голоманзина К.А. Мотивация к спортивной деятельности. Спортивная психология в межкультурном пространстве: материалы Международной научно-практической онлайн-конференции (Екатеринбург, 4-5 декабря 2020 года). Екатеринбург: Издательство Уральского университета. Электронный научный архив УрФУ. 2021: 94-101.
3. Свилина О.А. Оценка влияния структурной организации мотивации достижения спортсменов на результативность их деятельности. Педагогика и просвещение. 2022; 1. DOI: 10.7256/24540676.2022.1.37599.
4. Стоянов А.С., Спицына К.Г. Ожидания как фактор мотивации спортсмена. Современные вопросы социологии. 2022: 86-97. DOI 10.24412/2541-9056-2022-122-86-97.
5. Кондрашихина О.А., Кажарская О.Н., Медведева С.А. Спортивная мотивация студентов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта. Мир науки. Педагогика и психология. 2020; 1(8). URL: https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN120.pdf
6. Скорых С.А. Исследование мотивационной сферы студентов с разными типами личности и характера. Университетское управление: практика и анализ. 2011; 4: 34-38.
7. Polozov A.A., Kraev M.V., Kovyazina I., Rolis A.V., Medvedev A.A. Calculation of the social loafing syndrome level indicators in the game of top level sport teams. AIP Conference Proceedings. 2019; 1: 050021.
8. Polozov A., Brekhova L. Methods of Testing a Large Number of Motives for Vocational Guidance. Education Journal. 2019; 8(5): 175-183.
9. Полозов А.А., Щербакова В.А. Личное первенство в командном виде спорта без изменения структуры игры. Теория и практика физической культуры. 1998; 8: 29-30.
10. Efene A., Acsinte A. Study regarding the effectiveness of the first phase of defense in team handball. Scientific Journal of Education, Sports, and Health. 2013; 14: 23-26.
11. Rogulj Nenad, Vuleta Dinko, Milanovic Dragan, Cavala Marijana, Foretic Nikola. The efficiency of elements of collective attack tactics in handball. Kinesiologia Slovenica. Ljubljana. 2011; 17(1): 5-14.
References
1. Bespalova T.A. Features of motivation for sports. Aktual'nye problem zdorov'ya, fizicheskoj kul'tury I sporta na sovremennom etape. Sbornik nauchnyh trudov, posvyachennyj 110-letiyu SGU imeni N.G. Chernyshevskogo [Actual problems of health, physical culture and sports at the present stage. Collection of scientific papers dedicated to the 110th anniversary of the N.G. Chernyshevsky SSU. Saratov: Publishing house "Saratov source". 2019: 211-223 [In Russ.].
2. Golomanzina K.A. Motivation for sports activity. Sportivnaya psihologiya v mezhdunarodnom prostranstve: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj onlain -konferencii (Ekaterinburg, 4-5 dekabrya 2020 goda) [Sports psychology in the intercultural space: materials of the International Scientific and Practical Online Conference (Yekaterinburg, December 4-5, 2020)]. Yekaterinburg: Ural University Press. UrFU Electronic Scientific Archive. 2021: 94-101 [In Russ.].
3. Svilina O.A. Assessment of the impact of the structural organization of the motivation of athletes' achievements on the effectiveness of their activities. Pedagogika I prosvyachenie. 2022; 1. DOI: 10.7256/24540676.2022.1.37599 [In Russ.].
4. Stoyanov A.S., Spitsyna K.G. Expectations as an athlete's motivation factor. Sovremennye voprosy sociologii. 2022: 86-97. DOI 10.24412/2541-9056-2022-122-86-97 [In Russ.].
5. Kondrashikhina O.A., Kazharskaya O.N., Medvedeva S.A. Sports motivation of students engaged in individual and team sports. Mir nauki. Pedagogika I psihologiya. 2020; 1(8). URL: https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN120.pdf [In Russ.]
6. Skorykh S.A. The study of the motivational sphere of students with different types of personality and character. Universitetskoe upravlenie:praktikaIanaliz. 2011; 4: 34-38 [In Russ.].
7. Polozov A.A., Kraev M.V., Kovyazina I., Rolis A.V., Medvedev A.A. Calculation of the social loafing syndrome level indicators in the game of top level sport teams. AIP Conference Proceedings. 2019; 1: 050021.
8. Polozov A., Brekhova L. Methods of Testing a Large Number of Motives for Vocational Guidance. Education Journal. 2019; 8(5): 175-183.
9. Polozov A.A., Shcherbakova V.A. Personal championship in a team sport without changing the structure of the game. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 1998; 8: 29-30 [In Russ., In Engl.].
10. Efene A., Acsinte A. Study regarding the effectiveness of the first phase of defense in team handball. Scientific Journal of Education, Sports, and Health. 2013; 14: 23-26.
11. Rogulj Nenad, Vuleta Dinko, Milanovic Dragan, Cavala Marijana, Foretic Nikola. The efficiency of elements of collective attack tactics in handball. Kinesiologia Slovenica. Ljubljana. 2011; 17(1): 5-14.
Статья поступила в редакцию: 04.07.2024
Полозов Андрей Анатольевич - доктор педагогических наук, доцент, Уральский федеральный университет, 620062, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, дом 19, e-mail: a. a.poloznov@mail. ru
Лыжин Михаил Андреевич - аспирант, Уральский федеральный университет, 620062,
Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, дом 19, e-mail: mihail. lyzhin@,mail. ru
Гофман Андрей Андреевич - соискатель, Уральский федеральный университет, 620062,
Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, дом 19, e-mail: gormanaa@,dfks.mos.ru
Кудрявцев Игорь Сергеевич - соискатель, Уральский федеральный университет, 620062,
Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, дом 19, e-mail: [email protected]
Альмомани Б.Б.А. - аспирант, Уральский федеральный университет, 620062, Россия, г.
Екатеринбург, ул. Мира, дом 19, e-mail: [email protected]