Научная статья на тему 'Связь настойчивости с эмоциональными и регулятивными свойствами темперамента'

Связь настойчивости с эмоциональными и регулятивными свойствами темперамента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
519
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крупнов А. И., Дронов В. М.

В статье анализируются связи эмоциональных и регулятивных свойств темперамента с различными составляющими настойчивости. Раскрываются особенности соотношений свойств темперамента как с инструментально-динамическими, так и мотивационными переменными настойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONNECTION OF PERSISTENCE WITH EMOTIONAL AND REGULATORY PROPERTIES OF TEMPERAMENT

The article analyzes the connection of emotional and regulatory properties of temperament with various components of persistence. The features of correlation of temperament properties both with instrumental-dynamic and motivational variables of persistence are disclosed.

Текст научной работы на тему «Связь настойчивости с эмоциональными и регулятивными свойствами темперамента»

СВЯЗЬ НАСТОЙЧИВОСТИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ И РЕГУЛЯТИВНЫМИ СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

А.И. Крупнов, В.М. Дронов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируются связи эмоциональных и регулятивных свойств темперамента с различными составляющими настойчивости. Раскрываются особенности соотношений свойств темперамента как с инструментально-динамическими, так и мотивационными переменными настойчивости.

При оценке настойчивости мы исходили из системного ее строения. Моти-вационно-смысловую ее сторону составляют: установочно-целевой, мотивационный, когнитивный и продуктивный компоненты. Установочно-целевой компонент содержит социально значимые и личностно-значимые цели реализации настойчивости. Когнитивный компонент раскрывает глубину и точность понимания настойчивости, а также средовых или природных ее предпосылок (шкала осмысленность—осведомленность). Мотивационный компонент указывает на доминирование побуждений, которые могут быть направлены на других людей или на себя (шкала—социоцентричность—эгоцентричность). Продуктивный компонент фиксирует приоритетную зону приложения настойчивости: в пред-метно-деятельностной или субъективной сферах (шкала предметность—субъ-ектность).

Инструментально-динамический аспект настойчивости включает динамические признаки, которые определяют приемы, способы, а также меру интенсивности и вариативности в ее реализации (шкала энергичность—аэнергичность). Сте-ническую или астеническую окраску переживаний в ходе осуществления настойчивости определяет эмоциональный компонент (шкала стеничность—асте-ничность). Регуляторный компонент фиксирует внешний или внутренний локус регуляции настойчивости (шкала интернальностъ—экстернальность). И, наконец, рефлексивно-оценочный компонент выполняет функцию сличения в ходе исполнения всей жгструменталыю-смысловой программы реализации настойчивости.

Бланковый тест для измерения свойств темперамента был составлен нами исходя из функционально-компонентной модели темперамента, предложенной В.Д. Небылицыным [7. С. 13—21] и дополненной А.И. Крупновым [4. С. 18— 27; 5. С. 18—27]. Согласно этой концепции, темперамент включает в себя три базовых компонента и соответствующие свойства, относящиеся к активности, эмоциональности и саморегуляции. Активационно-эргический компонент про-

является в таких свойствах темперамента, как эргичность-аэргичность, пластичность-ригидность. Эмоционально-аффективный компонент выражается в доминирующих эмоциях (стеничности-астеничности), а также в эмоциональной чувствительности (сензитивности) и реактивности. Регуляторно-селективный компонент темперамента осуществляет внутреннюю или внешнюю направленность психической активности (интроверсия-экстраверсия), а также степень произвольности-непроизвольности в регуляции поведения (рефлексивность-импульсивность).

Рассмотрим соотношения эмоционального компонента темперамента с регуляторно-динамическими переменными настойчивости (табл. 1). Наибольшее число положительных корреляций обнаружено между эмоциональными характеристиками темперамента в психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной сферах и стеничностью, астеничностью в проявлениях настойчивости. Эти связи свидетельствуют о том, что высокие значения положительных и отрицательных эмоций соответствуют большим значениям стеничности и асте-ничности в ходе реализации настойчивого поведения. Кроме того, астенические эмоции положительно коррелируют с операциональными трудностями осуществления настойчивости.

Таблица 1

Коэффициенты корреляций свойств эмоциональности темперамента и инструментально-динамических переменных настойчивости

Свойства темперамента Переменные настойчивости

энер- гич- ность аэнер- гич- ность сте- нич- ность асте- нич- ность ин- тер- напь- ность экс- тер- напь- ность опера- цио- напь- ные труд- ности лич- ност- ные труд- ности

Психомоторная стеничность 31** -06 40*** -12 16 -13 -15 42***

Психомоторная астеничность -13 19* 02 52*** -14 22* 34*** -15

Интеллектуальная стеничность 25** 00 29** -05 10 01 -14 34***

Интеллектуальная астеничность -04 19* 02 60*** 05 10 46*** -03

Коммуникативная стеничность 16 -03 32*** 08 04 07 05 28**

Коммуникативная астеничность -17 33*** -02 4д*** -01 20* 57*** -18

Примечание. Нули и запятые опущены, значимые корреляции выделены: 5% — *; 1% — **; 0,1% — ***.

Иными словами, доминирование астеничных эмоций создает определенные трудности в осуществлении необходимых приемов и способов реализации настойчивости. Что касается других переменных настойчивости, то они в меньшей мере связаны с эмоциональными характеристиками темперамента. Энергичность положительно коррелирует с психомоторной и интеллектуальной стеничностью, а психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная асте-ничность — с энергичностью настойчивости. Имеются также корреляции экс-

тернальности с психомоторной и коммуникативной астеничностью. Таким образом, психомоторная и интеллектуальная стеничность темперамента способствует повышению энергичности настойчивости, в то время как психомоторная и коммуникативная астеничность может служить природной базой экстреналь-ной регуляции настойчивости.

Проанализируем теперь характер соотношений эмоционального компонента темперамента с мотивационно-смысловыми переменными настойчивости (табл. 2). Наиболее тесные положительные связи просматриваются между эмоциональным компонентом темперамента и установочно-целевыми переменными настойчивости. Так, психомоторная и коммуникативная стеничноть и астеничность положительно коррелируют с личностными целями, а интеллектуальная астеничность и коммуникативная стеничность, астеничность — с общественно значимыми целями.

Таблица 2

Коэффициенты корреляций свойств эмоциональности темперамента и мотивационно смысловых переменных настойчивости

Свойства темперамента Переменные настойчивости

об- щест- вен- ные цели лич- ност- ные цели социо- цент- рич- ность эго- цент- рич- ность осмыс- лен- ность осве- дом- лен- ность пред- мет- ность субъ- ект- ность

Психомоторная стеничность 17 23* 07 19* 15 -13 18 29**

Психомоторная астеничность 15 31** 15 11 12 16 -14 -12

Интеллектуальная стеничность 15 13 09 16 06 01 25* 30**

Интеллектуальная астеничность 22* 20* 05 08 10 06 -13 -08

Коммуникативная стеничность 41*.* 22* 33*** 22* 04 -03 16 18

Коммуникативная астеничность 29** 24* 16 15 16 20* -03 00

Примечание. Нули и запятые опущены, значимые корреляции выделены: 5% — *; 1% — **; 0,1% — ***.

Полученные связи показывают, что эмоциональные характеристики темперамента различных полюсов могут оказывать положительное влияние на формирование как личностных, так и общественно значимых целей в осуществлении настойчивого поведения.

Кроме того, коммуникативная стеничность положительно коррелирует с со-циоцентрической и эгоцентрической мотивацией, а интеллектуальная стеничность с результативными компонентами настойчивости. Эти связи говорят о том, что положительные эмоции могут стимулировать различные полюса мотивации настойчивого поведения, в частности, способствовать желанию отстоять себя; проявлять свои возможности; развивать упорство и волю; стремлению быть самостоятельным и реализовать себя, с одной стороны, с другой — лучше освоить любое дело, утвердиться в группе, коллективе; помочь другим людям и т.д.

Заслуживает внимания и положительная корреляция интеллектуальной сте-ничности с показателями результативности настойчивости. Эта связь может отражать определенный вклад интеллектуальных эмоций в обеспечение успешности реализации настойчивости, т.е. лучшему освоению предметных видов деятельности, скорейшему завершению начатых дел, эффективному преодолению возникающих трудностей, быстрому продвижению к намеченной цели, выполнению групповых задач, приобретению широкого круга знаний и опыта и т.д.

Когнитивный компонент настойчивости не обнаружил сколько-нибудь значимых положительных корреляций с характеристиками эмоциональности темперамента, что говорит об их относительной самостоятельности и некоторой автономности данного компонента.

Проанализируем далее связи регулятивных свойств темперамента с инструментально-динамическими переменными настойчивости (табл. 3). Здесь наибольшее количество связей обнаруживается между динамическими характеристиками настойчивого поведения и интроверсией, рефлексивностью и сензи-тивностью.

В частности, аэнергичность, астеничность и операциональные трудности в осуществлении настойчивости положительно коррелируют с интроверсией. Рефлексивность положительно соотносится с энергичностью, астеничностью и личностными трудностями. Сензитивность достаточно высоко коррелирует с аэнергичностью, астеничностью и операциональными трудностями в реализации настойчивого поведения.

Таблица 3

Коэффициенты корреляций регулятивных свойств темперамента и инструментально-динамических переменных настойчивости

Свойства темперамента Переменные настойчивости

энер- гич- ность аэнер- гич- ность сте- нич- ность асте- нич- ность ин- тер- наль- ность экс- тер- наль- ность опе- рацио- наль- ные труд- ности лич- ност- ные труд- ности

Экстраверсия -04 12 16 10 05 16 -10 06

Интроверсия -07 27** -06 46*** -04 15 4д*** -13

Импульсивность 00 14 17 15 12 03 15 12

Рефлексивность 25** -02 _П1 Ч/ 1 23* 12 -04 08 19*

Сензитивность -13 32*** 02 57*** 01 12 48*** -11

Реактивность 02 16 13 30** -08 13 16 01

Примечание. Нули и запятые опущены, значимые корреляции выделены: 5% — *; 1% — **; 0,1% — ***.

Полученные связи могут свидетельствовать о том, что высокая выраженность таких свойств темперамента, как интровертированноеть и сензитивность сопровождается, с одной стороны, астеничностью: чувством гнева при неудаче осуществить намеченное мероприятие, чувством негодования в случае срыва намеченного планом, неуверенности и беспокойства при реализации запланированных дел; чувством апатии и разочарования в случаях незавершенности настойчивых действий и т.д. С другой стороны, указанные свойства темпе-

рамента могут провоцировать операциональные трудности в осуществлении настойчивости (неспособность действовать в ситуации дефицита времени; упадок сил при завершении какой-либо деятельности; неумение сосредоточиться на конкретном задании; отсутствие необходимых навыков в реализации настойчивости и т.д.).

Что касается других свойств темперамента: экстраверсии, импульсивности и реактивности, — то они не обнаружили сколько-нибудь значимых корреляций с динамическими переменными настойчивого поведения.

Рассмотри теперь коэффициенты корреляций между регулятивными свойствами темперамента и мотивационно-смысловыми переменными настойчивости (табл. 4). Здесь значимые связи обнаруживаются между экстраверсией, реактивностью и некоторыми переменными настойчивости. Так, показатели экстраверсии положительно коррелируют с общественно значимыми целями, эгоцентрической мотивацией настойчивого поведения и успешностью реализации настойчивости в субъектной сфере. Свойство реактивности положительно коррелирует с общественными целями, социоцентричностью мотивации на-стойчивости и осведомленностью. Другие свойства темперамента: интроверсия, импульсивность, рефлексивность и сензитивность — они оказались практически не связанными с мотивационно-смысловими переменными настойчивости.

Таблица 4

Коэффициенты корреляций регулятивных свойств темперамента и мотивационно смысловых переменных настойчивости

Свойства темперамента Переменные настойчивости

обще- ст- вен- ные цели лич- ност- ные цели социо- цент- рич- ность эго- цент- рич- ность осмыс- лен- ность осве- дом- лен- ность пред- мет- ность субъ- ект- ность

Экстраверсия 24* 14 15 25** 07 04 09 21*

Интроверсия 17 15 16 07 14 04 08 04

Импульсивность 12 02 15 19* 16 05 05 05

Рефлексивность 05 16 01 -01 -05 07 07 12

Сензитивность 09 12 23* 10 13 17 -07 -08

Реактивность 20* 16 20* 18 13 20* -01 -13

Примечание. Нули и запятые опущены, значимые корреляции выделены: 5% — 1% — **; 0,1% — ***.

С качественной стороны выявленные связи могут свидетельствовать о том, что экстраверсия и реактивность может способствовать проявлению общественных целей и мотивации настойчивого поведения. В частности, экстраверсии сопутствуют эгоцентрические мотивы: желание отстоять себя и свою правоту, проявить свои способности, развить у себя упорство и волю, быть во всем самостоятельным и независимым; намерение самоопределиться и реализовать себя и т.д. Напротив, реактивность обнаруживает связь с социоцентрическими мотивами: желанием освоить различные виды деятельности, узнать что-то новое, намерением заслужить одобрение со стороны дрр©£ .^твердиться

в коллективе, получить общественное признание в группе и т.д. Кроме того, экстраверсия способствует успешности реализации настойчивости в субъектной сфере, т.е. преодолению возникающих трудностей, энергичному продвижению к намеченной цели, развитию чувства уверенности, продвижению в дальнейшей карьере, развитию упорства и т.д.

Таким образом, выявленные связи между эмоциональными характеристиками темперамента в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах со стеничностью, астеничностъю в проявлениях настойчивости показывают, что высокие значения эмоциональности темперамента соответствуют большим значениям стеничности, астеничности в ходе реализации настойчивого поведения.

Психомоторная и интеллектуальная стеничность темперамента способствует повышению энергичности настойчивости, а коммуникатикативная асте-ничность может служить природной основой экстернальной регуляции настойчивости.

Астеническая эмоциональность темперамента коррелирует с операциональными трудностями, создает определенные затруднения в осуществлении необходимых приемов и способов реализации настойчивости.

Полученные положительные связи между эмоциональным компонентом темперамента и установочно-целевыми переменными настойчивости может свидетельствовать о том, что эмоциональные характеристики темперамента различных полюсов могут участвовать в формировании динамического аспекта личностно-значимых целей по осуществлению настойчивого поведения.

Положительные корреляции коммуникативной стеничности с социоцент-рической и эгоцентрической мотивацией настойчивости могут служить основанием для заключения о том, что положительная эмоциональность темперамента может стимулировать различные полюса мотивации настойчивого поведения.

Положительная связь интеллектуальной стеничности с показателями результативности настойчивости может отражать определенный вклад интеллектуальных эмоций в обеспечение успешности настойчивых действий.

При сопоставлении регулятивных свойств темперамента выявляют, что аэнергичность, астеничность и операциональные трудности в осуществлении настойчивости положительно коррелируют с интроверсией. Рефлексивность положительно соотноситься с энергичностью, астеничностъю и эмоциональноличностными трудностями, возникающими в ходе реализации настойчивости. Сензитивность достаточно трудно высоко коррелирует с аэнергичностью, асте-ничностью и операциональными трудностями. Полученные соотношения указывают на то, что высокая выраженность интровертированности и сензитивно-сти сопровождается, с одной стороны, астеничностъю переживаний в ходе настойчивого поведения, с другой — эти свойства могут провоцировать операциональные трудности в осуществлении настойчивости.

Экстраверсия положительно коррелирует с общественно значимыми целями, эгоцентрической мотивацией и успешностью реализации настойчивости в целях самоактуализации. Реактивность обнаруживает связи с общественными

целями, социоцентричностью мотивации настойчивости. Выявленные связи могут свидетельствовать о том, что экстраверсия и реактивность могут способствовать проявлению общественно значимых целей и мотивов настойчивого поведения, а также успешности в достижении намеченных целей.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Дронов В.М. Различные подходы к изучению свойств темперамента // Личность в меж-культурном пространстве. — М.: Изд-во РУДН, 2005. — С. 89—91.

[2] Дронов В.М., Крупнов А.И. Соотношение различных переменных настойчивости со свойствами активности темперамента // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. —М.: РУДН, 2006. — № 1(3). — С. 103—110.

[3] Крупнов А.И. Черта характера как функциональная система // Психология образования. — Бийск: НИУ БиГПИ, 1999. — С. 38—40.

[4] Крупнов А.И. Соотношение свойств темперамента и черт характера // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. — С. 18—27.

[5] Крупнов А.И. Бланковый тест для измерения различных компонентов и свойств темперамента // Практикум по психодиагностике / Сост. Зиньковская Т.М. — Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2001. — С. 18—27.

[6] Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М.— Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.

[7] Небылицьт В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. — М.— Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.

THE CONNECTION OF PERSISTENCE WITH EMOTIONAL AND REGULATORY PROPERTIES OF TEMPERAMENT

A.I. Krupnov, V.M. Dronov

The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198

The article analyzes the connection of emotional and regulatory properties of temperament with various components of persistence. The features of correlation of temperament properties both with instrumental-dynamic and motivational variables of persistence are disclosed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.