Научная статья на тему '«Связь миров, повсюду сущих…» (об общероссийском научно-методическом семинаре, посвященном Г. Р. Державину)'

«Связь миров, повсюду сущих…» (об общероссийском научно-методическом семинаре, посвященном Г. Р. Державину) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
197
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИНАР / ДЕРЖАВИН / ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / РУССКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ КОНСТАНТЫ / СЛАВЯНСКАЯ ДУХОВНОСТЬ / SEMINAR / DERZHAVIN / CREATIVE HERITAGE / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / POPULARIZATION / RUSSIAN CULTURAL CONSTANTS / THE SPIRIT OF SLAVIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Потанина Наталия Леонидовна

Дан аналитический обзор докладов и сообщений, представленных на семинаре и содержащих результаты исследований по вопросам современного прочтения творчества Г.Р. Державина, воплощения в нем духовных традиций русской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

…The connection of spaces, everywhere real… (About the all-Russian scientific methods seminar, dedicated to G.R. Derzhavin)

The article includes the instant analysis of reports and communications, represented on the seminar and containing results of the issues of modern reading of G.R. Derzhavin's works, embodiment of spiritual traditions of the Russian culture in it.

Текст научной работы на тему ««Связь миров, повсюду сущих…» (об общероссийском научно-методическом семинаре, посвященном Г. Р. Державину)»

ДЕРЖАВИНСКИЙ ГОД В ДЕРЖАВИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. К 265-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Г.Р. ДЕРЖАВИНА

«СВЯЗЬ МИРОВ, ПОВСЮДУ СУЩИХ...» (ОБ ОБЩЕРОССИЙСКОМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ, ПОСВЯЩЕННОМ Г.Р. ДЕРЖАВИНУ)1

Н.Л. Потанина

Дан аналитический обзор докладов и сообщений, представленных на семинаре и содержащих результаты исследований по вопросам современного прочтения творчества Г.Р. Державина, воплощения в нем духовных традиций русской культуры.

Ключевые слова: семинар, Державин, творческое наследие, научное знание, популяризация, русские культурные константы, славянская духовность.

К 265-летию со дня рождения Г.Р. Державина в Тамбовском государственном университете состоялся общероссийский научно-методический семинар «Духовные традиции русской культуры: история и современность», организованный Институтом русской филологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и общественной организацией «Тамбовское областное филологическое общество». В семинаре приняли участие более 200 ученых-гуманитариев. В их числе известные и начинающие исследователи из 20 регионов России: Москвы, Орла, Липецка, Ельца, Воронежа, Твери, Вятки, Борисоглебска, Тамбова и др. Семинар проходил 23 мая 2008 г. в рамках Дней славянской письменности и культуры.

Проведение семинара стало возможным благодаря поддержке ректората университета, областной администрации и гранту Российского гуманитарного научного фонда, который оргкомитет этого научного форума во главе с ректором университета В.М. Юрьевым выиграл в результате конкурса 2008 г.

Победа закономерная. Дни славянской письменности и культуры проводятся в ТГУ им. Г.Р. Державина на протяжении четырех десятилетий. В последние пять лет они организуются Институтом русской филологии и

1 Работа осуществлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 08-04-71481 г/Ц.

постепенно обретают общероссийское значение. «Дни» включают в себя научно-методические семинары, «круглые столы» с участием преподавателей, государственных служащих, работников учреждений культуры и СМИ, учителей Тамбова и Тамбовской области, сотрудников Тамбовской епархии; выездной консалтинг для учителей и учащихся сельских школ, олимпиады, викторины, турниры чтецов и конкурсы диктантов для студентов всех специальностей и учащихся средних учебных заведений Тамбовщины. По материалам региональных научно-методических семинаров, посвященных Дням славянской письменности и культуры, издано (при поддержке Управления образования Тамбовской области) три учебных пособия под редакцией доктора филологических наук, профессора А.Л. Шарандина: «Русский язык как национальное достояние» (Тамбов, 2004), «Культура речи на рубеже ХХ-ХХ1 веков» (Тамбов, 2005) и «Культура речи и образование» (Тамбов, 2007).

Традиционно большое внимание уделяется в ТГУ творчеству Г.Р. Державина. Первая в Тамбове монография о Г.Р. Державине написана Е.В. Авдошенко, преподавателем Тамбовского пединститута (правопреемником которого стал Державинский университет). В 1993 г. в ТГПИ состоялась юбилейная международная научная конференция, посвященная 250-летию поэта. Тогда же кафед-

рой литературы были изданы сборники научных трудов: «Творчество Г.Р. Державина. Специфика. Традиции» (1993) и «Творчество Г. Р. Державина: проблемы изучения и преподавания» (1993); опубликованы спецвыпуски журнала «Кредо» и уникальное в своем роде издание «Пленира» (1993) с подборкой любовной лирики поэта.

В 2008 г. под знаком Г.Р. Державина, имя которого носит Тамбовский государственный университет, проходят Дни славянской письменности и культуры, общероссийский научно-методический семинар. По инициативе Ученого совета ТГУ этот юбилейный для поэта год объявлен на Тамбовщине Годом Г.Р. Державина.

Основная цель семинара - систематизация научных знаний о художественном творчестве и общественной деятельности Г.Р. Державина в свете современных концепций филологической науки, популяризация наследия сенатора и главы Тамбовского наместничества Г.Р. Державина как фактора сохранения культурных традиций, формирования у учащейся молодежи гражданственности и патриотизма, высокого эстетического вкуса и объемных представлений о культуре провинции как органической части русской культуры, а также обмен накопленным опытом в области исследования и преподавания творчества Г.Р. Державина.

К началу работы семинара издана коллективная монография «Духовные традиции русской культуры: история и современность (к 265-летию со дня рождения Г.Р. Державина)» общим объемом 15,34 п. л. Научный редактор: доктор филологических наук, профессор Н.Л. Потанина. Редакционная коллегия: доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В.М. Юрьев, доктор филологических наук, профессор Н.Ю. Желтова, доктор филологических наук, доцент Н.В. Сорокина, кандидат филологических наук, доцент, заслуженный работник культуры РФ А.М. Каль-ницкая, кандидат филологических наук, доцент Г.Б. Буянова.

В фокусе внимания участников семинара были следующие проблемы:

□ история Тамбовского края и деятельность Г.Р. Державина;

□ традиции славянской культуры в творчестве Г.Р. Державина;

□ творчество Г.Р. Державина и христианство;

□ поэзия Г.Р. Державина и современная филологическая наука;

□ «Тамбовский шедевр»: стихотворение Г.Р. Державина «Осень во время осады Очакова» (литературоведческий, лингвистический, культурологический, искусствоведческий аспекты интерпретации);

□ Г.Р. Державин в школьном и вузовском изучении;

□ наследие Г.Р. Державина и книгоиздательская деятельность;

□ наследие Г.Р. Державина и средства массовой информации.

Этот широкий круг проблем стал предметом глубоких научных дискуссий на пленарном и секционных заседаниях семинара, круглых столах и мастер-классах. В рамках пленарного заседания выступили руководители ТГУ им. Г.Р. Державина, представители Тамбовской епархии и ведущие специалисты по проблемам творчества Г. Р. Державина, теории и методологии его современного исследования.

Ректор Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина заслуженный деятель науки Российской Федерации доктор экономических наук, профессор В.М. Юрьев в своем выступлении поставил вопрос о значимости литературного наследия Г.Р. Державина для настоящего периода развития Новой России. Как отмечено в выступлении, расцвет таланта Г.Р. Державина совпал с особым периодом в развитии России, с эпохой царствования Екатерины II.

Именно этот период многими своими сущностными чертами сходен с современным этапом российской действительности. Участвуя в великих событиях своего времени, Г.Р. Державин как гражданин и поэт не мог не увидеть те исполинские изменения, исполинские фигуры, исполинские результаты, которые характеризовали эпоху Екатерины II. Мечты и мысли Г.Р. Державина как гражданина, патриота, певца Фелицы просты и ясны: «Россия - все, для России - все, россы - все для существования светозарного мира». Новая Россия - это носительница великой истории, ее ждет и особая миссия великой державы. Век XXI снял духовные оковы с российской культуры. Выдающийся поэт не только певец прошлого или настоящего. Его талант позволяет заглянуть в будущее и перенести в него особый дух России, ее великих побед и исторических ошибок. С позиций государственника и патриота, для которого Россия -это не географическое название, а Родина, он предупреждает и свое время, и нас о верности нравственным и общественным идеалам.

При этом, подчеркнул В.М. Юрьев, творчество Г.Р. Державина отражает конкретную жизнь, конкретные события, конкретных людей. Они не фотография, а динамичная модель, устремленная в будущее. Именно эти родовые черты поэзии делают Г.Р. Державина великим русским поэтом, чьи стихи не имеют временных оков и чей смысл ясен и понятен, важен и злободневен на все времена жизни России и окружающего ее мира.

Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий представил в своем выступлении «Тамбовская епархия в годы наместничества Г.Р. Державина» развернутую характеристику событий тамбовской епархиальной жизни в тот период, когда Г. Р. Державин находился во главе Тамбовского наместничества. История Тамбовской епархии ознаменована служением образованных и просвещенных архипастырей, чьи начинания оставили яркий след в культуре края. Как подчеркнул докладчик, годы пребывания Г.Р. Державина в Тамбове отмечены деятельностью двух выдающихся иерархов церкви - епископов Феодосия (Голосницкого) и Феофила (Раева). В докладе убедительно показано, что просветительские усилия тамбовских епископов способствовали созданию известных условий для инициатив Г.Р. Державина в Тамбове.

Отметив тот знаменательный факт, что в рассматриваемую эпоху почти одновременно во главе Тамбовской епархии и Тамбовского наместничества оказалось сразу трое видных исторических деятелей, епископ Феодосий сделал обоснованный вывод о значении их начинаний в области просвещения, градостроительства, по устройству государственной, церковной и общественной жизни, в развитии культуры Тамбовского края. Основываясь на этом, автор доклада сформулировал одну из задач современной жизни региона, состоящую в восстановлении разрушенных храмов и памятников культуры и достойном продолжении их трудов по духовнонравственному просвещению народа.

Л.В. Полякова (Тамбов) представила в своем докладе «Г.Р. Державин - «блестящая заря нашей поэзии» опыт осмысления закономерностей современной рецепции творческого наследия Г.Р. Державина. Кратко осветив общую картину исторического существования поэзии Г.Р. Державина в пространстве русской культуры, колебания исследовательского внимания и читательского интереса к ней, Л.В. Полякова подчеркнула нерасторжимую связь Г.Р. Державина со своей эпохой и подтвердила актуальность идеи Я.К. Грота о причинах исторической изменчивости восприятия державинского наследия.

Автор доклада отметила, что в Тамбове существует давняя традиция изучения наследия Державина. В год 250-летия поэта проведена державинская юбилейная международная научная конференция, зафиксировав-

шая высокий интерес литературоведческой науки к наследию этого поэта. В конференции принимали участие не только отечественные литературоведы, но и зарубежные, что свидетельствовало об огромном авторитете русского поэта и активной востребованности его творческого наследия. Целый цикл научных докладов представлял исследования проблемы межлитературного взаимодействия, державинских традиций, влияния Державина на Пушкина, Грибоедова, Достоевского, Блока, Цветаеву, Гумилева и других писателей.

По мнению Л.В. Поляковой, можно говорить о несовпадении феноменов читательской и профессиональной рецепций поэзии Державина, о том, что творческое наследие этого поэта нуждается в дополнительной популяризации в читательской аудитории.

Как подчеркнула Л.В. Полякова, держа-виноведение - одна из благополучных отраслей науки о литературе. При этом сегодня чрезвычайно актуальна и сама личность Державина, деятельная, неравнодушная, пылкая, страстная и глубоко патриотичная. В парадигме аксиологической проблематики непреходящая ценность наследия Державина связана с ролью личности в истории, в больших и малых делах. Однако опыт Державина поучителен и в другом: для реализации яркой верховной личности и ее планов нужны столь же яркая «команда» единомышленников и здоровое состояние духа нации. А это -наша сегодняшняя проблема.

Именно державинская идея синтеза («Я связь миров, повсюду сущих... Я царь - я раб - я червь - я бог!»; «народы света с полукруга, составившие Россов род») во многом идентифицировала жизнь, быт и бытие, историческое предназначение русского чело-

века и России. Человек, по Державину, это гениальное соединение полярных качеств. Потому человек является гармонизирующим началом мирового устройства. Носителями лучших качеств человека в поэзии Державина становятся реальные исторические деятели, современники, которым поэт посвятил свои замечательные оды.

Немаловажно также учитывать, заключила Л. В. Полякова, что в основе поэзии Державина был русский мир, русская жизнь, русский характер, русские обычаи и нравы, переданные в поэтических формах, предполагающих абсолютное знание всех богатств и красок русского языка.

М.М. Голубков (Москва) выступил с докладом «Два поэта: Державин в романе Ходасевича». В докладе рассмотрены причины постоянного творческого внимания, которое русский поэт, писатель, литературный критик В.Ф. Ходасевич, чье рождение как художника совпало с завершением Серебряного века русской литературы, а творческая зрелость - с расцветом литературы русской эмиграции первой волны, испытывал к русскому XVIII в., к эпохе классицизма.

Одним из результатов этого глубинного и пристального творческого интереса стал роман о жизни и судьбе Гавриила Романовича Державина. Как показано в докладе, среди этих причин первая - поэзия, объединяющая автора и его героя, но не только она одна. Как подчеркивает автор, для обоих художников русская государственность и русская национальная судьба представали в единстве, в идеале нерасторжимом, и мыслились как величайшая ценность. Но если один (Державин) был свидетелем и участником становления Российской Империи, то второй (Ходасевич)

наблюдал за ее гибелью и разрушением в революции и гражданской войне. Затем, уже из эмиграции, он видел укрепление советской государственности, размышлял о роли в этом уже советского монарха. Постоянное внутреннее сопоставление двух эпох определяет тон авторского повествования в романе.

Книга Ходасевича, отметил М.М. Голубков, названа именем главного героя, но при этом у нее несколько предметов изображения, несколько центральных тем, которых касается автор: жизнь великого русского человека XVIII столетия, его противоборство со своим веком и взаимодействие ним; противоречивая сложность эпохи - в одно и то же время блестящей и зияющей нищетой, добродетельной и жестокой, возвестившей идею законности и исполненной грубого произвола, наивной и простодушной, верящей в торжество разума и со всей очевидностью обнажившей иллюзорность этой веры.

В докладе обоснована близость онтологических позиций Державина и Ходасевича: как Державин на исходе жизни искал спасе -ния от небытия уже не в музе, а в мыслях о Боге, так и Ходасевич усматривал ее в идее вечного круговорота жизни, но не в лире. Не смерти боялись они - но бесследного растворения в океане пространства и времени. Державин преодолел эту трагедию, обратившись к Богу. Ходасевич увидел в смерти не только конец, но и начало будущей жизни, индивидуальной и общей, национальной, бесконечной в своем круговороте.

Как подчеркнуто в заключение доклада, оба поэта, скованные общей нитью художественной традиции, обрели свое поэтическое бессмертие именно в литературе, несмотря на то, что не считали лиру ключом к бессмертию.

В.А. Редькин (Тверь) раскрыл общие принципы исследования путей воздействия Г.Р. Державина на русскую поэзию XX в. Указав на обоснованность типологического подхода к изучению этой проблематики, докладчик вместе с тем отметил, что традиция Г.Р. Державина прослеживается от творчества

А. Блока и В. Маяковского до наших современников. Однако, подчеркнул В.А. Редькин, чем далее поэт отстоит от своего предшественника, тем труднее говорить о непосредственном воздействии, хотя и сегодня можно обнаружить в поэзии державинские выражения, ставшие фразеологизмами.

Типологическая близость творчества Державина и современной русской поэзии проявляет себя в высоком нравственном заряде стихотворений Е. Исаева и В. Соколова, интересе к национальной истории А. Маркова и В. Фирсова, философии красоты В. Федорова, социально-нравственных аспектах творчества С. Викулова, поисках философского решения «русского дела» в поэзии Ю. Кузнецова, трагизме мировосприятия Н. Рубцова, а главное, в глубинных духовных основах, коренящихся в православной вере отцов.

С.Ю. Николаева (Тверь) выступила с докладом «Державинская традиция и художественная антропология А.П. Чехова», в котором представила аспекты восприятия Державина художественным сознанием Чехова.

Как отмечено в докладе, стихи Державина (наряду со стихами Жуковского, Пушкина, Некрасова и других поэтов) входили в поэтический и бытовой словарь Чехова, формировали его творческое сознание, картину мира, представление о человеке.

Художественная антропология, развернутая в чеховском творчестве, при всем своем новаторстве испытала на себе влияние различных литературных, философских, эстетических традиций, и державинское начало в ней, безусловно, присутствует.

С точки зрения С.Ю. Николаевой, идеалом и философией Чехова был христианский персонализм (А.С. Собенников), т. е. опора на отдельную, конкретную личность, стремящуюся к добру и ищущую Бога, а в его творческой практике оказались воплощены страдания человека нового времени, осознавшего свою индивидуальность и неизбежно вступившего в конфликт с миром. Нравственные процессы, происходившие в душе современного человека в условиях глобального экологического и духовного кризиса, -вот что было предметом художественного исследования Чехова.

В итоге С.Ю. Николаева обосновывает вывод о том, что Чехов обнаруживает несомненное родство с Державиным и Новиковым в сфере нравственной философии и художественной антропологии.

В рамках общероссийского форума с успехом прошли: научный семинар для аспирантов и студентов в Международном Замятинском центре «Русская литература XX в.: взгляд из сегодня» с участием доктора филологических наук, профессора Тверского государственного университета В.А. Редьки-

на, а также три мастер-класса под руководством доктора филологических наук, профессора М.М. Голубкова (МГУ им. М.В. Ломоносова), доктора филологических наук, профессора В.А. Редькина и доктора филологических наук, профессора С.Ю. Николаевой (Тверской государственный университет).

Широта затронутых проблем получила отражение в докладах, представленных на секциях. В частности, в докладе С.Ю. Дубровиной (Тамбов) «Правила стихосложения и поэтические инновации Г.Р. Державина» рассмотрены языковые процессы второй половины XVIII в., ярким отражением которых явилась поэзия Г.Р. Державина. Как отмечено автором доклада, поэтический дар Державина явился в эпоху, характеризующуюся поисками прочной языковой нормы, стремлением к выработке литературного языка и регламентации языкового употребления. Неорганизованная, еще не приспособленная к выражению всего спектра разностилевой грамматики книжного и разговорного типов национального языка, поэзия Г.Р. Державина явилась попыткой выбора удачных форм и синтеза языковых подсистем складывающегося литературного языка. Европеизация общества вела к крушению норм высокого слога. Свои права на существование заявила живая народная речь.

Способы художественного осмысления онтологической проблематики обсуждаются в докладе Ю.Н. Денисова (Тамбов) «Оппо-

зиция смерть и вечность в поэзии Г.Р. Державина». Автор доклада отмечает, что в размышлениях поэта эти образы-понятия находятся в сложном и противоречивом взаимодействии. Жизнь и смерть, тленность и вечность то контрастируют, то сливаются в гармонию. Именно в этом единстве, подчеркивает автор доклада, и заключается для поэта вечная правда.

Проблемы взаимодействия поэзии Державина с христианской традицией рассматриваются в докладе Л. А. Балашовой (Тамбов) «Библейские мотивы в творчестве

Г.Р. Державина». По мнению автора, оды «Властителям и судиям» и «Бог» Г.Р. Державина развивают поэтическую традицию Ломоносова, прежде всего, в интерпретации восходящего к Библии пафоса справедливости и милосердия, неутомимой жажды познания, раздумий о сущности бытия. Как подчеркнуто в докладе, к XVIII в. в русской литературе сложилась традиция творческого использования библейских сюжетов, мотивов и образов, которая ярко проявилась в творчестве Г. Р. Державина, продолжалась в последующем на протяжении XIX-XX вв. и существует поныне.

Вопросы преподавания поэтического наследия Державина отражаются в докладе Н.М. Муравьевой (Борисоглебск) «К проблеме изучения творчества Г.Р. Державина: поэтическое мастерство стихотворца-рефор-матора». Как показано в докладе, изучение этой проблематики предполагает не только конкретизацию представлений студентов о периодах развития литературы нашей страны, но и глубокое, осознанное понимание преемственности основных литературных течений и направлений. Преподаватель выносит на практические занятия наиболее яркие и значительные произведения отечественной литературы, которые позволяют в своей совокупности раскрыть как их взаимообусловленность, имея в виду жанровородовые, социально-политические, историколитературные факторы, так и творческую индивидуальность писателя, выявить оригинальность державинских стихотворений, неповторимость индивидуального художественного стиля.

Различные формы интерпретации державинского дискурса в русском художественном сознании XIX-XX вв. обсуждаются в

выступлениях Г.Б. Буяновой (Тамбов) «Державин и Лермонтов: связь времен и поколений», Л.М. Петровой (Орел) «Бессмертный и домовитый...» (Ходасевич о Державине», И.С. Урюпина (Елец) «Ордынские мотивы и образы в творчестве Г.Р. Державина и в рассказе М. А. Булгакова «Ханский огонь», Н.Ю. Желтовой (Тамбов) «Роман Ю. Домбровского «Державин» в контексте русской литературы первой половины XX века». Значение державинской традиции для современного русского языка рассмотрено в докладе А.С. Щербак (Тамбов) «Державинская ода «Бог» и представления о современном русском языке». Тема национального и наднационального, их взаимодействия в художественном пространстве рассматривается в докладе Н.В. Каменской (Тамбов) «Переложения Горация в творчестве Г.Р. Державина». Целый ряд докладов посвящен многоаспектному анализу «тамбовского шедевра» -оды Г.Р. Державина «Осень во время осады Очакова». Это доклады С.В. Пискуновой и

В.Н. Левиной (Тамбов) «Поэтическая картина осени Г.Р. Державина», А.Г. Масловой (Киров) «Своеобразие пространственно-временной организации стихотворения Г.Р. Державина «Осень во время осады Очакова», Н.Г. Блохиной (Тамбов) «Роль пунктуации в раскрытии идейного содержания стихотворения Г.Р. Державина «Осень во время осады Очакова», Г.Б. Буяновой (Тамбов) «Румяна Осень! - радость мира!»: заметки об оде Г.Р. Державина «Осень во время осады Очакова», Л.Е. Городновой (Тамбов) «Зубри-ловка. Воспоминания славных дней».

Вопрос о преемственных связях традиционной культуры и русского искусства рассмотрен в сообщениях Т.В. Махрачевой и Д.Н. Лоскутовой (Тамбов) «О лексике народной медицины и одном эпизоде из биографии Г.Р. Державина», А.М. Кальницкой (Тамбов) «Лиловый миф Ивановки (типология новейшего мифотворчества)», М.В. Друцкой (Тамбов) «Народные духовные стихи».

Таким образом, участники общероссийского научно-методического семинара обсудили проблемы духовных традиций русской культуры, их отражения в художественном сознании Г.Р. Державина в ретроспективе и перспективе национально-культурного развития, на материале произведений, созданных Г.Р. Державиным и наследниками его

традиций, принадлежащих к разным эпохам, разным литературным родам и жанрам (ода, роман, философская, пейзажная, любовная лирика и др.), а также на базе историографических и этнографических источников, фотодокументов и репродукций, хранящихся в частных коллекциях и музеях Тамбова и других городов России.

Как показала работа семинара, русская национальная ментальность воплощена в творческом наследии Г.Р. Державина, хотя проявляет себя по-разному. Иногда она явлена эксплицитно, выведена на поверхность художественно-содержательной структуры -как знаменитый образ русской осени в «Оде во время осады Очакова» или русского застолья и обычаев русской усадебной жизни в не менее знаменитой «Евгению. Жизнь Зван-ская». В других случаях национальная ментальность присутствует имплицитно, будучи растворенной в художественном мире и исподволь определяющей многие его особенности. Так, например, напряженный интерес Державина к онтологическим проблемам Бога, Времени и Вечности находится в магистральном русле русской духовной традиции, а присущая державинскому творчеству открытость миру во всем его противоречивом многообразии специфически репрезентирует русский национальный характер, вобравший

в себя и органически переплавивший Восток и Запад, Азию и Европу, татар и славянство.

Изученный материал дает основание говорить о феномене несовпадения читательской и исследовательской (профессиональной) рецепций поэзии Державина, что делает необходимой дополнительную популяризацию творческого наследия этого поэта в читательской аудитории.

В современных условиях формирования новой российской государственности и осознания общенациональной идеи такая популяризация тем более важна, что Г.Р. Державин - поэт и гражданин - являет собой пример человека, для которого понятия родины, народа и российской государственности существовали в единстве и мыслились как величайшая ценность.

Поступила в редакцию 26.05.2008 г.

Potanina N.L. “...The connection of spaces, everywhere real...” (About the all-Russian scientific methods seminar, dedicated to G.R. Derzhavin). The article includes the instant analysis of reports and communications, represented on the seminar and containing results of the issues of modern reading of G.R. Derzhavin's works, embodiment of spiritual traditions of the Russian culture in it.

Key words: seminar, Derzhavin, creative heritage, scientific knowledge, popularization, Russian cultural constants, the spirit of Slavia.

Г.Р. ДЕРЖАВИН: К КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОЧТЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА1

Л.В. Полякова

В статье предлагается оригинальный подход к творческому наследию поэта. Осуществлена попытка проанализировать поэзию Г.Р. Державина в контексте современных предпочтений литературоведения и общего гуманитарного знания. Конструктивная роль в формировании художественной системы поэта, в творческой эволюции художника отведена его любовной лирике.

Ключевые слова: поэзия Державина, историко-литературное значение, актуальные аспекты творчества.

На всем более чем двухсотлетнем протяжении исторического существования поэзии Г.Р. Державина в симпатиях и антипатиях читательского отношения к ней извест-

1 Работа осуществлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 08-04-71481 г/Ц.

ны приливы и отливы. Именно о неустойчивости интереса потомков к писательскому авторитету Державина говорил и Яков Карлович Грот (1812-1893), выдающийся русский филолог, академик, преподаватель словесности и истории Гельсингфоргского университета, позднее заведующий кафедрой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.