УДК 616.89-053.2
A.B. Бочаров, Г.Г. Князев, Е.Р. Слободская, Т.И. Рябиченко
СВЯЗЬ МЕЖДУ ЭКСПЛИЦИТНЫМИ И ИМПЛИЦИТНЫМИ ОЦЕНКАМИ АГРЕССИВНОСТИ: ВЛИЯНИЕ ПОЛА, ВОЗРАСТА И СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ
ГУ НИИ физиологии СО РАМН, Новосибирск
ГУ Научный центр клинической и экспериментальной медицины СО РАМН, Новосибирск
Эксплицитное измерение — это оценка личностных свойств с помощью опросников. Оно может быть недостаточно надежным в силу искажений, вызванных стремлением представить себя в социально желательном свете. Имплицитный ассоциативный тест не подвержен влиянию стратегий социальной желательности и наилучшего самопредставления. В данной работе проверялось, влияет ли степень социальной желательности, возраст и пол респондента на соответствие эксплицитных и имплицитных оценок. Дисперсионный анализ выявил достоверное влияние этих факторов на соответствие между эксплицитными и имплицитными оценками агрессивности. У лиц с менее выраженным стремлением представлять себя в социально желательном свете, а также у молодых респондентов соответствие между эксплицитными и имплицитными показателями было больше. Достоверное влияние социальной желательности на взаимосвязь агрессивного поведения и имплицитной агрессии было найдено только у мужчин. Это заставляет предположить, что мужчины, а не женщины, скрывают свою физическую агрессивность. Возможно, в современном обществе мужчинам приходится приуменьшать свою агрессивность, чтобы казаться более цивилизованными, женщины же могут не скрывать агрессивность, которой они наделены, т.к. их природная агрессивность, вписывается в общественно разумные рамки.
Ключевые слова: эксплицитное сивное поведение, агрессивность,
Эксплицитное измерение — это оценка личностных свойств с помощью опросников [1]. Эта оценка может быть недостаточно надежной в силу искажений, вызванных стремлением представить себя в социально желательном свете [2].
Поэтому в последнее время разработаны дополнительные методы оценки, которые не подвержены влиянию стратегий социальной желательности, наилучшего самопредставления и контролируемого реагирования. В настоящее время наиболее используемая из этих процедур — это имплицитный ассоциативный тест [3]. Главная цель имплицитных инструментов, аналогичных имплицитному ассоциативному тесту — возможность получения оценок, которые не могут быть получены по данным самоотчетов. Имплицитный тест оценивает интроспективно недоступные процессы, которые функционируют за пределами нашего сознания [4]. Имплицитный тест широко применялся для оценивания неосознанного отношения к каким-
измерение, имплицитный ассоциативный тест, агрес-социальная желательность.
либо явлениям или понятиям. Он также применяется в психологии личности для оценивания имплицитных представлений о себе. Таким образом, имплицитный тест обеспечивает дополнительной валидной информацией, которая может помочь получить всестороннюю оценку свойств личности [5].
Исследования показывают, что психометрические характеристики имплицитного ассоциативного теста выше, чем у других имплицитных инструментов, таких как внешний эмоциональный тест [6]. Имплицитный тест также более валиден по сравнению с опросниками при предсказании некоторых видов поведения. Так имплицитное измерение агрессивности лучше предсказывает непрямое агрессивное поведение, определяемое как физическое или вербальное действие, нацеленное на причинение вреда другому живому существу, что достигается обходным путем, через другую личность или объект [7]. Айзендорф с коллегами показали, что застенчивость, измеренная с помощью
имплицитного теста, достоверно улучшала предсказание самопроизвольного застенчивого поведения в реальных социальных ситуациях [8]. Эльгоф и Шмулке показали, что тревожность, измеренная с помощью имплицитного ассоциативного теста, а не прямое измерение по самоотчетам, предсказывает тревожное поведение во время речи [9]. Также показано, что имплицитный тест полезен для клинически ориентированных исследований [10].
В ряде работ получены небольшие корреляции между эксплицитными и имплицитными оценками. Средняя корреляция найдена в трех исследованиях Гринвелда с коллегами: г = 0,25 [3]. Вероятно, это результат того, что в эксплицитном измерении люди хотят представить себя в благоприятном свете, а имплицитные измерения не подвержены влиянию этого фактора.
В современном обществе агрессивность — мало желательное свойство личности, поэтому для хорошей социальной адаптации необходимо приспосабливаться к социально желательным нормам, т.е. нужно скрывать свои внутренние тенденции.
Природные и социокультурные факторы приводят к различиям оценок личностных свойств у женщин и мужчин по данным самоотчетов. Согласно тендерной роли агрессивность более характерна для мужчин, поэтому можно предположить, что некоторые женщины занижают свою агрессивность. Это может приводить к тендерным различиям по данным личностных опросников, которые не обязательно проявляются в реальном поведении.
Социальная желательность — это тенденция представлять себя в благоприятном свете. Степень социальной желательности у разных индивидов разная, поэтому у индивидов с низкой социальной желательностью можно ожидать более сильную связь между эксплицитными и имплицитными оценками.
С возрастом приобретаются навыки представления себя в социально желательном свете, т.е. тенденция скрывать свои врожденные неблагоприятные свойства может быть более выражена в старшем возрасте. Поэтому мы ожидаем получить более сильную связь между эксплицитными и имплицитными оценками в раннем возрасте.
Целью данной работы было изучение связи между эксплицитными и имплицитными оценками в зависимости от социальной желательности, пола и возраста.
Методы исследования
Контингент исследования. Выборка из 292 подростков и молодых людей в возрасте от 11 до 25 лет (173 лица мужского пола и 119 женского). Выборка была разделена на три возрастные группы: младшая (11-14 лет) включала 58 (19,9%) обследованных, средняя (15 лет) — 167 (57,2%), и старшая (16-25 лет) — 67 (20,9%).
Эксплицитное измерение. Опросники Ахен-баха для подростков и взрослых [11, 12], содержащие шкалы социальной желательности, агрессивного и делинквентного поведения; опросник агрессии Басса-Перри для оценки физической и вербальной агрессии, гнева и враждебности [13].
Имплицитное измерение. Имплицитный тест измеряет силу автоматических ассоциаций. Это измерение основано на сравнении латентного периода ответа в двух задачах на классификацию понятий.
Имплицитный ассоциативный тест установлен на ноутбуке с использованием программы ¡^шэк. В середине экрана испытуемым предъявлялись слова, которые нужно классифицировать по категориям, указанным в верхней части экрана (справа и слева). В тесте на агрессию испытуемым предъявлялись слова «Я», «Сам», «Мне», «Мое», относящиеся к категории «Я», и слова «Они», «Им», «Другие», «Их», относящиеся к категории «Другие». Кроме того, испытуемые классифицировали слова «Миролюбивый», «Снисходительный», «Добрый», «Мягкий» как «Миролюбие» и слова «Агрессивный», «Грубый», «Злой», «Враждебный», относящиеся к категории «Агрессия». В первой задаче испытуемый должен относить к одной категории местоимения «Я», «Мое» и т.д. и прилагательные, описывающие какую-либо личностную черту (например, агрессивность), а ко второй категории местоимения «Они», «Им», и т.д. и прилагательные, описывающие противоположный полюс этой черты (например, «Добрый», «Миролюбивый» и т.д.). Испытуемым требовалось как можно скорее решить, к какой из двух категорий относится каждое слово. Во второй задаче сочетания меняются местами, то есть, атрибуты агрессивности приписываются другим людям, а доброта и миролюбие — испытуемому.
Смысл имплицитного теста в том, что если две категории будут сильно связаны, то классифицировать их будет легче, т.е. быстрее, чем если бы они не были связаны. Предполагается,
что латентный период ответа выше, если относимые к одной категории понятия имплицитно представляются связанными друг с другом. Для каждого тест-блока рассчитывают средний латентный период ответа. Результирующим показателем имплицитного ассоциативного теста является разница между средним латентным периодом ответа в противоположных тест-блоках, деленная на среднее квадратичное отклонение латентного периода ответа в обоих тест-блоках. Кроме того, использовали показатель, учитывающий только те значения латентного периода ответа, которые не выходили за пределы двух стандартных отклонений [4].
Результаты
Для выявления влияния социальной желательности, пола и возраста на взаимосвязь между эксплицитными и имплицитными показателями, также для нахождения взаимодействия имплицитных оценок с социальной желательностью, полом и возрастом применяли анализ вЬМ. Результирующими переменными были эксплицитные оценки, а в качестве независимых вводили имплицитную оценку агрессивности и один из факторов, который может влиять на связь между эксплицитными и имплицитными показателями, т.е. социальную желательность, пол и возраст.
Обнаружено достоверное взаимодействие имплицитной оценки агрессивности и социальной желательности в предсказании эксплицитной оценки вербальной агрессии: Б (1, 227) = = 4,69; р = 0,036. Как и ожидалось, был достоверен эффект социальной желательности, т.е. связь между эксплицитными и имплицитными оценками была достоверна в группе с низкой социальной желательностью (г = 0,48; р = 0,031), и недостоверна в группе с высокой социальной желательностью (г = -0,11; р = = 0,296). На рис. 1 показано влияние социальной желательности на взаимосвязь эксплицитных и имплицитных оценок.
Найдено также достоверное влияние возраста на взаимосвязь враждебности, измеренной по опроснику Баса-Перри, с имплицитной оценкой агрессивности Б (1, 271) = 6,59; р = 0,011. В группе младших подростков (11-14 лет) связь между имплицитными и эксплицитными показателями была достоверна (г = 0,31; р = 0,021), а в средней (15 лет; г = 0,02; р = = 0,400) и старшей (16-25 лет; г = -0,11; р = 0,203) возрастных группах эта связь была недостоверна. На рис. 2 показано влияние воз-
Рис. 1. Влияние социальной желательности на взаимосвязь между показателями вербальной и имплицитной агрессии.
Рис. 2. Влияние возраста на взаимосвязь между эксплицитными и имплицитными оценками.
раста на взаимосвязь эксплицитных и имплицитных оценок.
Достоверным оказалось также влияние пола на взаимосвязь между имплицитной оценкой агрессивности и эксплицитной оценкой физической агрессии в общей выборке: Б (1, 271) = 3,87; р = 0,047, однако направленность эффекта в этом случае получилась не такой, как ожидали. Ожидалось, что агрессивность больше скрывается лицами женского пола, чем мужского, однако у лиц мужского пола связь между эксплицитными и имплицитными оценками была недостоверна (г = -0,07; р = 0,201), а у лиц женского пола обнаружена положительная достоверная взаимосвязь (г = 0,18; р = 0,028). Это позволяет предположить, что физическую агрессивность скрывают мужчины, а не женщины.
Проверяя эту гипотезу, мы посмотрели влияние социальной желательности на взаимосвязь эксплицитных и имплицитных оценок отдельно у мужчин и женщин 18-25 лет. Достоверное влияние социальной желательности на взаимосвязь между агрессивным поведением по опроснику Ахенбаха и имплицитной агрессив-
Социальная
Женщины
желательность
-Низкая
.......Высокая
1 ^ -1-1-1- -1-1-1-
< -0,5 0 0,5 -0,5 0 0,5
Имплицитная агрессия, с
Рис. 3. Взаимосвязь между агрессивным поведением и имплицитной агрессией у мужчин и женщин в зависимости от выраженности социальной желательности.
ностью было найдено только у мужчин: Б (1, 17) = 23,09; р < 0,001. На рис. 3 видно, что для мужчин с низкой степенью социальной желательности характерна сильная связь агрессивного поведения с имплицитной оценкой агрессивности; а при высокой степени социальной желательности такой связи нет. У женщин эффект социальной желательности оказался недостоверен: Б (1, 26) = 0,11; р = 0,739.
Обсуждение
Как и ожидалось, социальная желательность достоверно влияла на связь между эксплицитными и имплицитными оценками. У индивидов с низкой выраженностью социальной желательности между эксплицитными и имплицитными оценками имеется взаимосвязь, а у личностей с высокой социальной желательностью такая связь отсутствует. Это подтверждает предположение о том, что стремление представить себя в благоприятном свете может искажать оценку личностных свойств при эксплицитном измерении, и поэтому данные эксплицитного измерения не соотносятся с данными имплицитного, не подверженного влиянию стратегии социальной желательности [1].
Результаты показывают, что у младших подростков имеется прямая связь между враждебностью по опроснику Баса-Перри и оценкой агрессивности по имплицитному тесту, в более старшем возрасте эта связь не наблюдается. Это подтверждает наше предположение о том, что с возрастом приобретаются навыки представления себя в социально желательном свете.
В нашем исследовании достоверный эффект социальной желательности выявлен у мужчин, но не у женщин. Этот результат противоположен тому, что можно ожидать, исходя из традиционного представления о тендерных ролях. Однако сейчас наблюдается тенденция сглаживания тендерных ролей. Более того, в совре-
менном обществе мужчинам, которые по природе своей более агрессивны, чем женщины, возможно, приходится скрывать свою агрессивность, чтобы казаться более цивилизованными. У женщин, напротив, природная агрессивность вписывается в общественно разумные рамки, более того, в современном обществе у женщин приветствуются такие качества как напористость, активность и самостоятельность, в результате им можно не скрывать свою агрессивность. Влияние общественных структур непосредственно отражается на взглядах и поведении людей, и поэтому считается, что мужчины и женщины скорее приспосабливаются к воздействию культуры, чем усваивают ее [14].
Таким образом, применение эксплицитных и имплицитных оценок позволяет провести более всесторонний анализ личности. Одновременное использование нескольких источников данных может пролить свет на механизмы индивидуального развития человека, которые невозможно выявить без использования имплицитного теста. Эти факторы дают дополнительную информацию о процессах, которые сейчас происходят в обществе и это, безусловно, требует дальнейшего изучения.
Авторы благодарны всем участникам исследования. Работа выполнена при поддержке грантов РГНФ№ 07-06-000-16а, РФФИ № 04-06-80028-а и№ 05-06-80033-а, а также администрации Новосибирской области.
ASSOCIATION BETWEEN EXPLICIT AND IMPLICIT AGGRESSION MEASURES: EFFECTS OF SOCIAL DESIRABILITY, AGE AND GENDER
A.V. Bocharov, G.G. Knyazev, H.R. Slobodskaya, T.I. Ryabichenko
Explicit self-report questionnaire measures may lack validity due to tendency to represent him- or her-self in a socially desirable manner. The Implicit Association Test is free of such disadvantages. Here the effects of age, gender and social desirability on the strength of association between implicit and explicit measures of aggressiveness were tested. Using univariate ANOVA it has been shown that in subjects with lower level of social desirability, as well as in younger subjects the
association between implicit and explicit measures was higher. The effect of social desirability appeared to be significant only in male but not in female subjects. That prompts an assumption that males but not females tend to conceal their aggressiveness. It is possible that in order to look civilized in the modern society men have to conceal their aggressiveness whereas females do not have to do that because their native aggressiveness is usually within socially acceptable norms.
Литература
1. Fiedler K. Faking the IAT: Aided and Unaided Response Control on the Implicit Association Tests / K. Fiedler, M. Bluemke // Basic Applied S. Psychol. - 2005. - Vol. 27. -№ 4. - P. 307-316.
2. Banaji M.R. Implicit attitudes can be measured / M.R. Banaji // H.L. Roediger, J.S. Nairne, I. Neath, A. Surprenant (Eds.) The nature of remembering: Essays in honor of Robert G. Crowder. - Washington, 2001. - P. 117150.
3. Greenwald A.G. Measuring individual differences in implicit cognition: The implicit association test / A.G. Greenwald, D.E. McGhee, J.L.K. Schwartz // J. Pers. S. Psychol. - 1998. - № 74. - P. 1464-1480.
4. Greenwald A.G. Understanding and Using the Implicit Association Test: I. An Improved Scoring Algorithm. / A.G. Greenwald, M.R. Banaji, B.A. Nosek // Ibid. - 2003. -№85. - P. 197-216.
5. Schnabel K. Assessment of implicit personality self-concept using the implicit association test (IAT): Concurrent
assessment of anxiousness and angriness / K. Schnabel, R. Banse, J.B. Asendorpf // Br. J. S. Psychol. - 2GG6. - № 45.
- P. 373-396.
6. Teige S. Assessment of multiple implicit self-concept dimensions using the extrinsic affective Simon task (EAST) / S. Teige, K. Schnabel, R. Banse, J.B. Asendorpf // Eur. J. Personal. - 2GG4. - № 18. - P. 495-52G.
7. Richardson D.S. Defining direct and indirect aggression: The Richardson Conflict Response Questionnaire / D.S. Richardson, L.R. Green // Intern. Review S. Psychol. -2GG3. - № 16. - P. 11-3G.
8. Asendorpf J.B. Double dissociation between implicit and explicit personality self-concept: The case of shy behavior / J.B. Asendorpf, R. Banse, D. Mucke // J. Pers. S. Psychol.
- 2GG2. - № S3. - P. 3SG-393.
9. Egloff B. Gender differences in implicit and explicit anxiety measures / B. Egloff, S.C. Schmukle // Pers. I. Differ.
- 2GG4. - № 36. - P. 1SG7-1S15.
1G. De Houwer J. The implicit association test as a tool for studying dysfunctional associations in psychopathology: Strengths and limitations / J. De Houwer // J. Behav. Therapy Exp. Psychiat. - 2GG2. - № 33. - P. 115-133.
11. Achenbach T.M. Manual for the ASEBA SchoolAge Forms & Profiles / T.M. Achenbach, L.A. Rescorla. -Burlington, 2GG1. - 238 p.
12. Achenbach T.M. Manual for the ASEBA Adult Forms & Profiles / T.M. Achenbach, L.A. Rescorla. - Burlington, 2GG3. - 216 p.
13. Buss A.H. The Aggression Questionnaire / A.H. Buss, M. Perry //J. Pers. S. Psychol. - 1992. - № 63. - P. 452-459.
14. Арчер Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие / Дж. Арчер // Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых. - Новосибирск, 1994. - С. 199-211.