ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
СВЯЗЬ ЛАТЕРАЛЬНОСТИ РУК И ПОЛА С МАТЕМАТИЧЕСКИМИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ
М. МАРКИЗ1, Е.С. НИЗАМОВА2, М.Ю. ГРИНЯЕВ3, К.К. АКИМОВА3,
Э.В. ГАЛАЖИНСКИЙ3*
1 Голдсмитс колледж, Университет Лондона, Лондон, Великобритания;2 ФГНУ «Психологический институт» РАО, Москва, Россия;3 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», Томск, Россия
Различия между людьми в отношении ведущей руки традиционно связывают с различиями в мозговой асимметрии. На протяжении многих лет изучалось, в частности, влияние подобных различий на особенности когнитивной сферы. В данном исследовании изучалось влияние ведущей руки и пола на особенности математических и пространственных способностей. Полученные здесь результаты в отношении математических и пространственных способностей остаются дискуссионными, равно как и аналогичные результаты в отношении влияния пола. Установлено, что среди леворуких по ряду математических тестов мужчины демонстрируют более высокую эффективность, чем женщины. Вместе с тем с помощью множественного регрессионного анализа обнаружены более сложные статистически значимые связи, демонстрирующие возможное новое, альтернативное видение взаимосвязей возраста, пола и леворукой латеральности со спецификой математических и пространственных способностей и уровнем флюидного интеллекта. При этом небольшое количество выявленных связей может объясняться относительно небольшим объемом использованной выборки (N=376) и требует дальнейших исследований.
Ключевые слова: межполушарная асимметрия мозга, латеральность рук, пол, математические способности, пространственные способности.
Введение
Известно, что у подавляющего большинства людей ведущей служит правая рука, лишь относительно небольшой процент людей относится к «леворуким». Психологи полагают, что изучение право- и ле-ворукости является важным фактором, который необходимо учитывать главным образом потому, что это может быть возможным индикатором, указывающим на доминирующее полушарие мозга. Исследования пациентов с соответствующей патологией
© Маркиз М., Низамова Е.С., Гриняев М.Ю., Акимова К.К., Галажинский Э.В., 2012
* Для корреспонденции:
Галажинский Эдуард Владимирович доктор психологических наук, профессор, академик РАО, декан факультета психологии ТГУ 634050 Томск, пр. Ленина, 36
мозга, равно как и здоровых испытуемых, показали, что, когда зрительные стимулы предъявлены только с одной стороны поля зрения (например, только левому полушарию), наблюдается большая эффективность соответствующей руки (например, правой). Была также обнаружена меньшая эффективность, когда зрительный стимул был представлен в правом полушарии, а участник должен был использовать правую руку, чтобы подобрать объект, соответствующий одному из ранее представленных [22]. Кроме того, исследования также продемонстрировали, что в левом и правом полушариях локализованы определенные специализированные области: например, в то время как левое полушарие является ведущим для языка, правое доминирует в визуально-пространственных процессах, таких как распознавание образов, диаграмм и др. [11].
Исследования с помощью теста мысленного вращения (ТМВ) выявили специфические области и для различных математических способностей. Например, нижняя теменная доля правого полушария больше активизируется, когда испытуемые вычитают, складывают или сравнивают числа, что может означать, что вычислительные операции имеют пространственную релевантность. Тем не менее при выполнении задач на умножение происходит смена активности полушарий на левую сторону, которая специализируется на языке, и можно предположить, что, возможно, это связано с механическим запоминанием, сходным с заучиванием слов [4]. В других ТМВ-ис-следованиях обнаружено, что вычисления повышали активацию в лобно-теменной доле правого полушария, но тот же самый эффект был получен и в левой префрон-тальной, теменной и обеих премоторных областях [18]. С учетом этого, можно предположить, что право- и леворукие могут различаться когнитивным стилем, что может повлиять различными способами на математические способности.
Известно, что отмечается более высокая доля мужчин с левосторонней доминантностью, чем женщин [17], что может быть связано с влиянием особых гормонов, таких как тестостерон, на степень латера-лизации в зависимости от пола [7]. При этом, возможно, леворукая латеральность наследуется. Вместе с тем одно исследование семейной латеральности показало, что праворукие участники лучше решали пространственные задачи и использовали более эффективные стратегии, если у них был, как минимум, один леворукий близкий родственник, чем те, у кого среди родственников левшей не было [6]. В исследованиях пространственных способностей М. АппеН на 14-15-летних подростках было установлено, что, хотя в целом право- и леворукость не демонстирируют существенных различий, наблюдается более высокая производительность сильных правшей относительно сильных левшей и
слабых правшей, подчеркивая важность степени латеральности. Кроме того, на выборке студентов университета было показано, что более высокие оценки пространственных способностей имеют мужчины, которые используют свою левую руку постоянно [2].
В некоторых исследованиях найдены более сильные различия в пространственных способностях между полами, когда их представители являлись праворукими, чем когда они были леворукими (например, [21]).
Другие исследования показали не только то, что леворукие могут превосходить праворуких в пространственных способностях, но и то, что различия могут быть и в типах пространственных способностей между этими двумя группами, которые остаются стабильными с возрастом [13]. Имеются также предположения, что возраст, латеральность и пол совместно вносят вклад в различия в когнитивной сфере [9].
Следует также отметить, что соотношение генетической и средовой обусловленности различных видов когнитивных способностей, в том числе - математических и пространственных, равно как и возможности и ограничения наследственной передачи межполушарной латеральности мозга, до сих пор остаются дискуссионными [1].
Цель данного экспериментального исследования заключается в расширении знаний по специализации полушарий в отношении математики и пространственных способностей, используя предпочтение правой или левой руки как меру преобладания в мозговой асимметрии. Благодаря пониманию различий в мозговом доминировании для выполнения конкретных задач и основных факторов, которые могут способствовать этим различиям, можно прийти к расширению знаний о различиях в когнитивных стилях, которые могут влиять на восприятие и приобретенные стратегии обучения. Таким образом, леворукие и пра-ворукие, возможно, смогут извлечь выгоду из различных образовательных подходов.
Экспериментальные гипотезы данного исследования состояли в следующем: 1) будут наблюдаться различия у правору-ких и леворуких в отношении пространственных и математических способностей; это также будет варьировать в зависимости от пола; 2) леворукие женщины будут отличаться от праворуких в пространственных способностях, но в меньшей степени, чем от леворуких мужчин; 3) флюидный интеллект, возраст, пол и латеральность вносят совместный вклад в математические и пространственные способности.
Методика
Методы. Для определения латерально-сти рук применялся специально созданный «Опросник задач» (Task questionnaire), состоящий из 23 пунктов и разработанный на основе вопросов из «Эдинбургского опросника» [16] и «Краткого опросника для определения ведущей руки» [12]. В «Опроснике задач» предпочтительность рук измерялась по следующей шкале: (-1) - «всегда левую», (-0,5) - «обычно левую», (0) - «обе руки», (+0,5) - «обычно правую» и (+1) - «всегда правую». Три вопроса были обратными для строго праворуких испытуемых. Кроме того, в опросник были включены вопросы, направленные на выявление таких случаев, когда испытуемые были вынуждены поменять свою преобладающую руку в раннем возрасте или в результате несчастного случая. Результаты этого опросника были использованы для определения степени выраженности латерально-сти рук. Для определения крайних уровней право- и леворукости шкала, содержащая средний балл по пунктам, включенным в общую оценку латеральности, была разделена на три части: от -1 до -0,33 балла - ле-ворукие; от -0,34 до 0,33 балла - амбидек-стры и от 0,34 до 1 - праворукие. Все участники средней группы (амбидекстры) были исключены из дальнейшего рассмотрения. Коэффициент альфа Кронбаха, выражающий надежность по внутренней согласо-
ванности, составил для данного опросника а=0,93.
Ряд тестов использовался для определения математически релевантных способностей. Тест «Верно или неверно», или «Математическая беглость» (Problem Verification Task - PVT) [15], состоящий из 88 пунктов, предназначен для измерения скорости и точности в использовании математических способностей, ориентированных на извлечение из долговременной памяти и последующее применение «математических фактов». В рамках исследования с учетом используемой сетевой онлайновой процедуры тестирования данный тест применялся в сокращенном варианте, состоящем из 48 пунктов и показавшим надежность по внутренней согласованности а=0,86. Вопросы предъявлялись на экране с 10-секундным интервалом, в течение которого испытуемый должен был, нажав на соответствующую клавишу, определить, является ли предлагаемое представление проблемы правильным (с возможными ответами «правильно», «не знаю» и «неправильно»).
Тест «Прогрессивные матрицы Равена»
[19] измеряет степень гибкости мышления и адаптации к новым ситуациям, характеризуя уровни невербального и флюидного интеллекта. Он считается весьма надежным [5], а также валидным для определения общего интеллекта и связанным с математическими способностями [10] и показал надежность а=0,79.
Для определения пространственных способностей использовался «Тест блоков Корси»» (Corsi Block Task - CBT) [14]. Он предназначен для определения рабочей пространственной памяти и широко используется на протяжении многих лет во всем мире в когнитивных и клинических психологических исследованиях [3]. В рамках исследования его надежность по внутренней согласованности составила а=0,71.
Применялся также «Тест мысленного вращения» (Mental Rotation Test - MRT)
[20]. Он основан на пространственном
манипулировании объектами, включает в себя 180 заданий, считается высоко надежным [23] и показал надежность а=0,88.
Выборка. В настоящем исследовании были использованы данные других авторов, собранные в Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении Голдсмитс колледжа Университета Лондона. Кроме этого, часть данных, охватывающая 72 участников, была собрана непосредственно в рамках настоящего исследования.
В целом участниками исследовательской выборки были студенты и аспиранты факультета психологии и других факультетов Голдсмитс колледжа Университета Лондона, а также иные представители популяции населения Великобритании. Первоначально выборка состояла из 514 участников, однако после удаления выбросов, выходящих за пределы от -3,29 до +3,29 стандартных отклонений (ББ), для анализа осталось 376 участников - 126 мужчин и 250 женщин в возрасте от 16 до 70 лет (средний возраст М=26,93, 8Б=11,68). Среди участников 324 оказались праворукими и 52 - леворукими.
Участие в исследовании было добровольным, хотя при этом в качестве стимула было разыграно 2 приза по 100 фунтов стерлингов и предлагалось 2 зачета по участию в экспериментах для студентов первого курса факультета психологии. Студентам факультета психологии Голдсмитс колледжа Университета Лондона объявления с приглашением к участию рассылались по электронной почте; на других факультетах того же университета были размещены соответствующие плакаты; информация распространялась также через веб-сети (БасеЬоок и виш^ее). Кроме того, студенты-психологи первого года обучения были привлечены через практикуемые в Голдсмитс колледже «Схемы участия в исследованиях». Участники должны были ознакомиться с условиями исследования и дать свое согласие по определенной форме
с правом отказаться и отозвать свое согласие в любое время. Это исследование получило одобрение этического комитета факультета психологии Голдсмитс колледжа.
Экспериментальный план. Для проверки эффектов семейной латеральности в отношении ведущей руки, оказывающих влияние на пространственные и математические способности, использовался стандартный экспериментальный план 2X2, в котором независимыми переменными были семейная леворукость (наличие ле-воруких в семье) (да/нет) и собственная латеральность (ведущая левая/правая рука). Аналогичный план использовался для проверки связи ведущей руки и пола с пространственными и математическими способностями: здесь независимыми переменными были пол участников (мужчины/женщины) и их латеральность рук (правая/левая). Зависимыми переменными были оценки по указанным выше стандартизированным тестам на общие, пространственные и математические способности.
Также для проверки крайних уровней латеральности был использован двухфак-торный дисперсионный анализ. Независимыми переменными были латеральность (крайняя правая/крайняя левая) и пол участников (мужчины/женщины). Зависимыми переменными были оценки по тем же упомянутым выше тестам на общие, пространственные и математические способности. Для выявления любых возможных связей переменных использовалась множественная регрессия. Критериальными переменными были оценки по тестам CBT, MRT и PVT (все проверялось отдельно). Предикторные переменные включали в себя возраст, пол, латеральность и уровень флюидного интеллекта, оцениваемый по тесту Равена.
Процедура исследования. Тестирование проводили в режиме «онлайн» через веб-сайт «www.inlab.co.uk». Участникам по электронной почте высылали формы для подтверждения согласия на участие в исследовании, инструкции, индивидуальные
пароли и имена пользователей для доступа к тестам через веб-сайт. Была также предоставлена подробная информация о конфиденциальности данных и праве отозвать их в любой момент. Форма опроса о выполнении задания предоставлялась только в конце исследования, чтобы снизить осведомленность об изучаемых переменных. Применялась следующая последовательность выполнения тестов: CBT, MRT, PVT, тест Равена. Испытание завершалось заполнением опросника латеральности.
Результаты
Перед проведением анализа результаты тех участников, которые не выполнили все назначенные тесты, были исключены из дальнейшего рассмотрения. Также были исключены амбидекстры в связи с их очень ограниченным количеством. Кроме того, были удалены результаты, представляющие статистические «выбросы» (за пределы SD=±3,29). Были рассчитаны коэффициенты надежности Кронбаха, а также корреляции между оценками по всем тестам, оказавшиеся в диапазоне от 0,09 (между MRT и тестом Равена) до 0,40 (между PVT и тестом Равена). Далее был выполнен анализ возможных влияний семейной латеральности рук, о которых предполагали E.A. D'Andreia, M.V. Spiers [6]. Для каждого из 4 тестов был выполнен однофакторный дисперсионный анализ (AN OVA) на подвыборке из 108 участников, предоставивших данные о семейной латеральности. В результате не было выявлено статистически значимого влияния наличия леворукого родственника на математические и пространственные способности (для CBT - F(3,104)=0,67, р=0,56; для теста Равена - F(3,104)=0,00, р=0.99; для MRT - F(3,104)=2,51, р=0,06; для PVT -F(3,104)=0,08, р=0,96).
Так как некоторые исследования установили, что существуют половые различия в пространственных способностях и что латеральность, возможно, усиливает эти
различия [21], далее проверялось влияние пола и латеральности на пространственные способности. Для этого применялся двухфакторный дисперсионный анализ на выборке 376 чел. В результате констатировано, что по тесту PVT леворукие мужчины показали более высокие результаты, чем леворукие женщины, а также праворукие как мужчины, так и женщины. При этом влияние пола оказалось статистически значимым (F(1,372)=13,97, p<0,05, r=0,04), в отличие от общего влияния леворукости (р>0,05); вместе с тем совместное влияние пола и леворукости оказалось значимым (F(1,372)=5,88, р=0,02), свидетельствуя, что соотношение уровня математических способностей варьирует между мужчинами и женщинами в зависимости от латерально-сти рук. Дальнейший анализ, проведенный с помощью t-теста для связанных выборок, установил, что оценки леворуких женщин (м= -0,34, SD=0,93) значимо ниже (Т(50)= -3,73, р<0,01), чем леворуких мужчин (M=0,59, SD=0,74). Наряду с этим не было обнаружено значимых различий между праворукими мужчинами и женщинами, между праворукими мужчинами и левору-кими женщинами, между праворукими и леворукими женщинами.
Двухфакторный дисперсионный анализ по проверке влияния пола и латераль-ности рук на результаты по тесту Равена продемонстрировал, что леворукие мужчины имеют более высокие результаты, чем леворукие женщины, а также право-рукие как мужчины, так и женщины. При этом выявлено значимое влияние пола (F(1,372)=5,81, p<0,05, r=0,02), латеральности рук (F(1,372)=7,50, р=0,02) и совместное влияние пола и латеральности (F(1,372)=5,62, p<0,05, r=0,02). Дальнейший анализ с помощью t-теста для связанных выборок показал, что оценки леворуких мужчин (M=0,70, SD=0,80) значимо лучше (Т(50)= -2,64, р=0,01), чем леворуких женщин (M=0,00, SD=0,93). Никаких других значимых различий между подгруппами по полу-латеральности не было найдено.
Для теста CBT незначимым оказалось влияние как пола (F(3,372)=0,85, р=0,355), так и латеральности рук (F(3,372)=0,001, р=0,98), равно как и совместное влияние данных факторов (F(3,372)=0,42, р=0,51). Аналогичный результат был получен и для теста MRT, при котором незначимым оказалось влияние пола (F(3,372)=3,42, р=0,06), латеральности рук (F(3,372)=0,00, р=0,94) и их взаимодействия (F(3,372)=0,04, р=0,83). Эти результаты свидетельствуют о том, что пол и латеральность рук не оказывают существенного влияния на пространственные способности.
На следующем этапе проверялось влияние «крайней» латеральности рук: для проверки этого были отобраны результаты, в которых опросник латеральности содержал только строго «правые» или строго «левые» ответы. Соответствующая под-выборка составила 104 чел. На ней для результатов по каждому тесту был осуществлен дисперсионный анализ, аналогичный описанному выше. В результате для теста PVT найдено значимое влияние пола (F(3,100)=7,32, p<0,01, г=0,06), но влияние «крайней» латеральности оказалось незначимым (F(3,100)=0,14, р=0,70), равно как и взаимодействия между латеральностью и полом (F(3,100)=1,19, р=0,27). Для теста Равена влияние пола было незначимым (F(3,100)=0,06, р=0,80), равно как и совместное влияние пола и (F(3,100)=1,22, р=0,27); вместе с тем влияние латеральности оказалось значимым (F(3,100)=4,76, p<0,03, г=0,04). Для теста MRT не обнаружено значимого влияния пола (F(3,100)=0,03, р=0,84), крайней латеральности (F(3,100)=0,25, р=0,61) и их взаимодействия (F(3,100)=0,01, р=0,89). Для теста CBT также не было выявлено никаких значимых влияний: ни пола (F(3,100)=0,033, р=0,85), ни крайней латеральности (F(3,100)=0,02, р=0,87), ни их взаимодействия (F(3,100)=0,23, р=0,63).
Таким образом, наличие крайней степени доминирования руки не влияет, в том числе и совместно с полом, на пространственные способности. При этом выявлен-
ные значимые влияния на математические способности были весьма небольшими (для теста РУТ влияние пола г=0,06; для теста Равена влияние крайней латеральности г=0,04).
Был проведен также анализ с помощью множественной регрессии по латерально-сти рук, возрасту, полу и уровню флюидного интеллекта по тесту Равена (табл. 1). Ввод в рассмотрение двух новых переменных позволяет соответственно проследить изменения во влиянии на пространственные и математические способности пола и латеральности с возрастом, а также в зависимости от уровня флюидного интеллекта как потенциального предиктора рассматриваемых способностей.
Таблица 1
Результаты множественной регрессии по латеральности рук, возрасту, полу и уровню флюидного интеллекта
Предикторы B SE ß Р
Математическая беглость (тест PVT)
Латеральность 0,09 0,13 0,01 0,47
Возраст 0,02 0,00 0,24 0,00
Пол -0,21 0,09 -0,12 0,02
Флюидный интеллект 0,41 0,04 0,39 0,00
Мысленное вращение (тест MRT)
Латеральность -0,04 0,13 -0,01 0,47
Возраст -0,02 0,00 -0,13 0,00
Пол -0,26 0,09 -0,13 0,02
Флюидный интеллект 0,08 0,04 0,08 0,00
Пространственная память (тест CBT)
Латеральность -0,14 0,14 -0,05 0,30
Возраст -0,01 0,00 -0,15 0,00
Пол -0,06 0,10 -0,03 0,52
Флюидный интеллект 0,30 0,00 0,08 0,00
Обозначения: В, в - соответственно нестандарти-зованные и стандартизованные коэффициенты регрессии; БЕ - стандартная ошибка; р - уровень значимости
Для оценки по тесту РУТ регрессия была слабая (Я2аа.=0,22), но статистически значимая (Б(4,372)=28,78, р<0,01. При фиксации остальных предикторов оценка РУТ была положительно связана с возрас-
том, показывая прирост 0,02 на каждый год возраста. Оценки по тесту Равена дали наибольший прирост (0,41), причем для мужчин, в отличие от женщин (-0,21). Влияния как пола (t(372)= -2,28, р=0,02), так и возраста (t(372)=5,26, р<0,01) были значимыми, равно как и флюидного интеллекта (t(372)=8,74, р<0,01).
Для оценки мысленного вращения (тест MRT) также получена значимая модель (F(4,372)=3,85, p<0,01), но регрессия опять была слабая (R2adj =0,02). Мысленное вращение негативно связано с возрастом (-0,01); оценки мужчин выше, чем женщин, при этом влияние пола значимо (t(372)= -2,61, p<0,01), равно как и возраста (t(372) = -2,54, p<0,01).
Для оценки пространственной памяти (тест CBT) также получена значимая модель (F(4,372)=11,40, p<0,01) со слабой регрессией (R2adj=0,10). В то же время пространственная память убывает с возрастом (t(372)= -3,07, p<0,01), но увеличивается с ростом флюидного интеллекта (t(372)= 5,98, p<,01). Других статистически значимых связей здесь не выявлено.
Обсуждение
Наша цель состояла в изучении возможных влияний доминирования в лате-рализации мозга на некоторые конкретные оценки признаков пространственных и математических способностей. Основная гипотеза заключалась в том, что латераль-ность (право- либо леворукость) и пол будут способствовать изменениям в указанных оценках. Кроме того, мы предполагали, что леворукость является наследственной (соответственно наличие в семье леворукого близкого родственника усилит преобладание левой руки у испытуемых) и что у женщин леворукие будут отличаться от праворуких по пространственным способностям, но в меньшей степени, чем от леворуких мужчин.
В нескольких прошлых исследованиях высказано предположение, что существу-
ют половые различия в математических способностях и что леворукие могут превзойти праворуких за счет более латера-лизованного мозга. Результаты данного исследования показали статистически значимое, но слабое по величине выявленных влияний подтверждение этих предположений, равно как и гипотез нашего исследования. Ранее отмечалось, что правое полушарие у леворуких может быть только слегка преобладающим для зрительно-пространственных процессов, таких, например, как распознавания образов, диаграмм, а также для счета [11]. Установлено также, что использование эффективных стратегий для математических задач, таких как умножение, может не быть настолько доминирующим для левой части мозга, как предполагалось ранее [4].
Тем не менее хотя выявленные в настоящем исследовании влияния оказались слабыми, отметим, что ранее фактически не проводилось исследований латерально-сти с использованием теста PVT. Поэтому важным представляется обнаруженный факт, что леворукие мужчины лучше, чем леворукие женщины, выполняют задания на определение проблемы, требующие как математической точности, так и извлечения математических фактов из долговременной памяти. Что касается пространственных способностей, то половые различия и латеральность рассматривались во многих исследованиях, так же, как и то, что уровень латеральности может способствовать пространственной деятельности, в соответствии с гипотезой нашего эксперимента и как это было предложено в исследовании M. Annett [2]. Лучшие результаты были получены у сильных праворуких по сравнению с сильными леворукими и слабыми праворукими. Таким образом, подчеркивая важность степени латеральности, мужчины превзошли женщин, в том числе, и в группе леворуких. В настоящем исследовании 104 участника были разделены на четыре группы и при крайних уровнях латеральности не было найдено различий
между группами по полу или по латераль-ности в отношении пространственных способностей; тем самым констатировано противоречие выводов предыдущих исследований и выдвинуто предположение об отсутствии различий по полу.
Было также упомянуто несколько исследований пространственных способностей, обнаруживших, что их уровень не снижается с возрастом, а становится лучше [13], особенно среди леворуких женщин [9]. В настоящем исследовании при анализе с помощью метода множественной регрессии было установлено, что результаты выполнения заданий на мысленное вращение (тест MRT) и на пространственную память (тест Корси) снижаются с возрастом, причем у женщин, в частности, независимо от латеральности. Противоречивые результаты данного этапа анализа по отношению к предыдущему в отношении пола и пространственных способностей могут объясняться размером выборки, поскольку эта выборка была значительно больше (состояла из 376 участников), таким образом, возможно, обеспечивая большую мощность анализа.
Интересно, что значимость различий для крайних уровней латеральности была продемонстрирована с помощью матриц Равена, которые широко используются для проверки флюидного интеллекта, и поэтому такой результат может рассматриваться как важный вывод. Несмотря на то, что размер влияния был небольшим, было бы интересно посмотреть на результаты репликации (это исследование состояло всего из 104 участников, которые были разделены на четыре группы). По полученным результатам можно предположить различия в мозговой организации, которые могут повлиять на восприятие и познание, и данное предположение согласуется с выводами работы R.A. Harshman, E. Hampson, S.A. Berenbaum, в которой влияние лате-ральности также изучалось с помощью матриц Равена [9]. Вместе с тем настоящее исследование опровергает межполовые
различия в флюидном интеллекте, обнаруженные в цитированной работе, предполагая, что на подобные различия могут влиять другие факторы, такие, например, как образование.
Вклад семейной леворукой латеральности в пространственные способности оказался незначимым, что противоречит результатам исследования E.A. D'Andreia, M.V. Spiers, в котором праворукие участники показали лучший результат, если имели по крайней мере одного леворуко-го близкого родственника [6]. В соответствии же с нашим исследованием наследственный фактор латеральности не влияет на пространственные способности. Мы также получили результат, что леворукие и праворукие женщины не различаются по этим способностям: это вступает в противоречие с результатами R. Singh, A.R. Singh [21].
Дальнейшее продолжение исследования могло бы включать в себя оценку образования и занятости, поскольку эти факторы в проведенном исследовании не учитывались, но могут оказаться значимыми. Например, возможно, в нашей выборке было больше мужчин, имеющих опыт пространственной деятельности в рамках соответствующих рабочих мест (например, ученый, архитектор), который мог повлиять на результаты выполнения тестов. Без сомнения, должны быть рассмотрены и личностные факторы, возможно, влияющие на демонстрируемые оценки математических и пространственных способностей. В частности, будущие исследования могли бы рассмотреть личностные измерения, такие как BIS и BAS [8], чтобы выявить различия в используемых стратегиях обучения, а также в навыках решения математических задач с целью адаптировать методы обучения к различным поведенческим системам. Кроме того, для изучения различий между полами необходимо учитывать влияние тестостерона на рассматриваемые системы у мужчин и женщин (с помощью анализа уровня гормонов) и то, является ли та-
кое влияние преобладающим у леворуких мужчин.
Отметим также, что некоторые из выполняемых тестов были весьма объемны, что могло вызвать эффект усталости и повлиять на результаты. Другим внешним фактором в нашем исследовании служит то, что используемая методика для определения латеральности была основана на самооценке, что можно скорректировать с помощью объективных методов.
Заключение
В целом в настоящем исследовании выявлено, что леворукая латеральность действительно влияет на более высокую оценку некоторых математических способностей, но только у мужчин. Установлено, что пространственные способности снижаются с возрастом, но мужчины показывают лучшие результаты, чем женщины. Кроме того, обнаружено, что леворукая латераль-ность может способствовать развитию флюидного интеллекта, но размер такого влияния оказался небольшим. Продемонстрировано также, что наличие в семье ле-воруких родственников не влияет на уровень математических и пространственных способностей, в том числе и у испытуемых с ярко выраженной правосторонней, либо левосторонней латеральностью.
Таким образом, величина выявленного влияния пола и леворукой латеральности на математические и пространственные способности оказалась относительно небольшой, что заставляет быть осторожными в интерпретации полученных результатов и требует дальнейшего расширения исследовательской выборки.
Работа выполнена в ходе исследований по гранту Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, № 11.G34.31.0043.
Литература
1. Малых С.Б. Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика. Учебник для вузов. Т. 1, 2.
- СПб.: Питер, 2008. - Т. 1, 406 с., Т. 2, 336 с.
2. Annett M. Spatial ability in subgroups of left and right-handers // British J. of Psychology. -1992. - Vol. 83. - P. 493-515.
3. Berch D.B., Kirkorian R, & Huha E.M. The Corsi block-tapping task: Methodological and theoretical considerations // Brain and Cognition. - 1998. - Vol . 38. - P. 317-338.
4. Blackmore S.J., Utith U. The Learning Brain: Lessons for Education. - Oxford: Blackwell Publishing, 2005.
5. Burke H.R. Raven's Progressive Matrices: Validity, reliability, and norms // J. of Psychology: Interdisciplinary and Applied. - 1972. -Vol. 82. - P. 253-257.
6. D'Andreia E.A., & Spiers M.V. The effect of familial sinistrality and academic experience on cognition in right-handed women // Neu-ropsychology. - 2005. - Vol. 5. - P. 657-663.
7. Galea M., Gomez C., Gonzalez-Bono E., Salvador A., & Espert R. Salivary testosterone is related to both handedness and degree of linguistic lateralisation in normal women // Psy-choneuroendocrinology. - 2002. - Vol. 14. - P. 53-65.
8. Gray J.A., & McNaughton N. The Neuropsychology of Anxiety: An Enquiry into the Functions of the Septo-Hippocampal System.
- Oxford: Oxford University Press, 2003.
9. Harshman R.A., Hampson E., & Berenbaum S.A. Individual differences in cognitive abilities and brain organization, part 1: Sex and hand-edness differences in ability // Canadian J. of Psychology. - 1983. - Vol. 37. - P. 144-192.
10. Jorgen P., Gunnarsdottir E.K., Johannesson H.S. Raven's Standart Progressive Matrice's: New school age norms and a study of the test's validity // Personality and Individual Differences. - 2003. - Vol. 34. - P. 375-386.
11. Kalat W.J. Biological Psychology (9th Ed.). -Belmont: Wadsworth, Cengage Learning, 2007.
12. McManus I.C. The Brief Handedness Questionnaire (2009) [Электронный ресурс] / URL: http://www.ucl.ac.uk/medical-ed-ucation/other-studies/laterality/laterali-ty-questionnaires/BriefHandednessQues-tionnaire2009.pdf (дата обращения -15.10.2012).
13. Meadmore K.L., & Dror I.E. Lateralisation of spatial processing and age // Laterality. - 2009.
- Vol. 14. - P. 17-29.
14. Milner B. Interhemispheric differences in the localization of psychological processes in man // British Medical Bulletin. - 1971. - Vol. 27. -P. 272-277.
15. Murphy M.M., & Mazzocco M.M.M. Mathematics learning disabilities in girls with fragile X or turner syndrome during late elementary school // J. of Learning Disabilities. - 2008. -Vol. 41. - P. 29-46.
16. Oldfield R.C. The assessment and analysis of handedness: The Edinburgh inventory // Neu-ropsychologia. - 1971. - Vol. 9. - P. 97-113.
17. Papadatou-Pastou M., Martin M., Muna-fo M.R., & Jones G.V. Sex differences in left-handedness: A meta-analysis of 144 studies // Psychological Bulletin. - 2008. - Vol. 5.
- P. 677-699.
18. Piazza M., Mechelli A., Price C.J., & Butterworth B. Exact and approximate judgements of visual and auditory numerosity: An FMRI study // Brain Research. - 2006. - Vol. 1106. -P. 177-188.
19. Raven J. The Raven's progressive matrices: change and stability over culture and time // Cognitive Psychology. - 2000. - Vol. 41. - P. 1-48.
20. Shepard R.N., Metzler J. Mental Rotation of three-dimensional objects // Science. - 1971. - Vol. 171. - P. 701-703.
21. Singh R., & Singh A.R. Handedness and gender differences in spatial abilities // Anthropologist. - 2003. - Vol. 5. - P. 113-118.
22. Sperry R.W. The great cerebral commissure // Scientific American. - 1964. - Vol. 210. - P. 42-52.
23. Vandenberg S.G., & Kuse A.R. Mental rotation, a group test of three-dimensional spatial visualization // Perceptual and motor skills. -1978. - Vol. 47. - P. 599-604.
Список сокращений: ПМР - Прогрессивные матрицы Равена, ТМВ - тест мысленного вращения (см. также MRT),
MRT - Mental Rotation Test, PVT - Problem Verification Test, TBC - Test Blocks Corsi.
THE ASSOCIATION OF HANDEDNESS AND SEX WITH MATHEMATICAL AND SPATIAL ABILITIES
M. MARQUES1, E.S. NIZAMOVA2, M.Y. GRINYAEV3, K.K. AKIMOVA3,
E.V. GALAJINSKY3
1 Goldsmiths, University of London, London, UK;2 Psychological Institute RAE, Moscow, Russia;
3 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia
Individual differences with regard to the leading hand are traditionally associated with differences in brain asymmetry. The impact of such differences on cognitive abilities has been extensively studied. This study examined the effects of dominant hand and sex on mathematical and spatial abilities. Our results with respect to mathematical and spatial abilities, as well as similar results regarding the influence of gender, remain inconclusive. Among left-handers, men demonstrated better efficiency in several mathematical tests than women. However, multiple regression analysis revealed complex statistically significant relationships, potentially demonstrating new, alternative explanations for the relationships among age, gender, and left-handed laterality, and specific mathematical and spatial abilities, and the level of fluid intelligence. The low number of significant associations found in this study may be explained by a relatively small sample size (N=376), and requires further research.
Keywords: interhemispheric asymmetry of the brain, hand laterality, sex, maths skills, spatial ability.