Научная статья на тему 'Связь глобальных отношений к себе и к миру со стилевыми особенностями личности'

Связь глобальных отношений к себе и к миру со стилевыми особенностями личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
547
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ / ГЛОБАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ / СТИЛЬ АТРИБУЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / GLOBAL SELF-EVALUATION / GLOBAL WORLD-EVALUATION / EVALUATION STYLE / ATTRIBUTIONAL STYLE / EMOTIONAL STYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гудкова Е. В.

В статье обсуждается гипотеза о том, что глобальные отношения как базовые свойства личности проявляются в особенностях эмоционального и атрибутивного стилей. В результате эмпирического исследования выявлено, что на стилевые особенности влияет модальность (позитивность или негативность) глобальных отношений к себе и к миру, вариативные особенности их сочетания и внутренняя структура каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The global self-evaluation and world-evaluation and their effect on psychological styles of personality

The theoretical analysis of correlation between global evaluations and psychological styles in the personality structure allows to make a conclusion that global evaluations (as basic personal traits) influence attributional style, emotional style. According to the result of the empirical study, the mode (positive/ negative) of global self-evaluation and global world-evaluation, their combination and internal structure of each of them are significant for psychological styles.

Текст научной работы на тему «Связь глобальных отношений к себе и к миру со стилевыми особенностями личности»

ПСИХОЛОГИЯ личности

УДК 159.9

Е. В. Гудкова

СВЯЗЬ ГЛОБАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ К СЕБЕ И К МИРУ СО СТИЛЕВЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ

В статье обсуждается гипотеза о том, что глобальные отношения как базовые свойства личности проявляются в особенностях эмоционального и атрибутивного стилей. В результате эмпирического исследования выявлено, что на стилевые особенности влияет модальность (позитивность или негативность) глобальных отношений к себе и к миру, вариативные особенности их сочетания и внутренняя структура каждого из них.

The theoretical analysis of correlation between global evaluations and psychological styles in the personality structure allows to make a conclusion that global evaluations (as basic person al traits) influence attributional style, emotional style. According to the result of the empirical study, the mode (positive/ negative) of global self-evaluation and global world-evaluation, their combination and internal structure of each of them are significant for psychological styles.

Ключевые слова: глобальное отношение к себе, глобальное отношение к миру, стиль атрибуции, эмоциональный стиль.

Keywords: global self-evaluation, global world-evaluation, evaluation style, attributional style, emotion al style.

Постановка проблемы

Глобальные отношения индивида к себе и к миру являются наиболее обобщенными оценочными образованиями личности. Это устойчивые личностные свойства, которые формируются под влиянием раннего опыта социальных отношений и оценок взрослых. Данные некоторых работ указывают на то, что в основе этих личностных свойств лежат врожденные потребности в позитивном отношении к себе, самоуважении (Л. И. Божович, М. И. Лисина, К. Роджерс) и отношении к окружающей среде, например, базовое доверие к миру (Э. Эриксон). В свою очередь глобальные отношения определяют позитивно-негативную асимметрию частных оценок, продуцируемых субъектом, и «предопределяют действия и поведение в целом по отношению к объекту с учетом их оценочной модальности» [1]. Гло-

© Гудкова Е. В., 2009

бальные отношения к себе и к миру в этом смысле опосредованно влияют на поведение человека, повышая или понижая его адаптивность.

Некоторые свойства личности, близкие по психологическому содержанию к глобальному отношению к себе - глобальное самоуважение, самооценка как свойство личности - рассматривались в работах Л. И. Божович, Е. Т. Соколовой, В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, M. Rosenberg, E. Aidman, H. Marsh, A. Beck. Изучались и свойства личности, близкие по своей сути к глобальному отношению к миру: базовое доверие к миру, центральные или глубинные убеждения, оценочное отношение к миру (С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский, Н. И. Сарджвеладзе, E. Erickson, A. Beck, R. McMullin).

Однако свойства личности, отражающие отношения личности к себе и к миру, никогда не рассматривались как компоненты оценочной системы. Кроме того, нераскрытым оставался механизм их влияния на поведение.

В теории оценочной функции психики (Н. А. Батурин, И. В. Выбойщик, Е. В. Гудкова) глобальными отношениями называется особая группа оценочных явлений, представленных в виде свойств личности, отражающих пристрастную позицию по отношению к внутренней и внешней реальности. Глобальное отношение к себе - внутренне ориентированное оценочное образование с основой в потребности в самоуважении, в сохранении и повышении ценности своего «Я». Глобальное отношение к миру - это оценочное образование, ориентированное вовне и формирующееся на основе потребности в безопасности и в базовом доверии к миру. Являясь глубинными личностными образованиями, глобальные отношения не возникают в ходе оценочного процесса и не облекаются в форму оценок-результатов. Иными словами, глобальные отношения проявляются в поведении не напрямую, а опосредованно.

В структуре оценочной системы таким опосредствующим звеном выступает оценочный стиль. И. В. Выбойщик проведено разностороннее и детальное исследование оценочного стиля, под которым понимается индивидуальный комплекс способов отражения объект-объектных, субъект-объектных и субъект-субъектных отношений превосходства и предпочтения. В ходе эмпирического исследования автор доказывает, что в

иерархической структуре оценочных явлений стиль оценивания «занимает промежуточное положение» между личностным и процессуальным уровнями оценочных явлений и «предназначен для общей формальной регуляции процесса оценивания» [2].

Не изученным остается влияние глобальных отношений на стилевые особенности личности, не входящие в оценочную систему, но также участвующие в регуляции поведения индивида.

Цель данной работы - исследовать связь модальности и структуры глобальных отношений со стилевыми особенностями эмоциональной и когнитивно-атрибутивной сфер.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи.

1. Изучить связь параметров глобальных отношений с показателями эмоционального стиля.

2. Изучить связь параметров глобальных отношений с показателями когнитивно-атрибутивного стиля.

Предметом исследования является структура и показатели глобальных отношений и особенности атрибутивного и эмоционального стилей.

В исследовании приняли участие 127 студентов разных факультетов Южно-Уральского государственного университета (автотракторного и архитектурно-строительного факультетов и факультета психологии), в возрасте 18-27 лет, в том числе 88 испытуемых женского пола и 39 - мужского пола.

Методы и методики исследования

1. Для изучения глобального отношения личности к себе использовалась методика «Глобальный дифференциал - Я» [3].

Методика «Глобальный дифференциал - Я» состоит из двух частей. Первая часть представляет собой набор из 7 пар коннотативных характеристик личности и предназначена для измерения аффективно-оценочного аспекта глобального отношения к себе. Вторая часть включает 7 пар денотативных характеристик личности и предназначена для выявления когнитивно-оценочного аспекта глобального отношения к себе.

Измерялись следующие показатели:

1) ГД-Я - показатель глобального отношения к себе;

2) ГД-Яаф - показатель аффективного аспекта глобального отношения к себе;

3) ГД-Я - показатель когнитивного аспек-

' '' ког

та глобального отношения к себе.

2. Для изучения глобального отношения личности к окружающему миру использовалась методика «Глобальный дифференциал - Мир», имеющая структуру, аналогичную «Глобальному дифференциалу - Я» [4].

Измеряемые показатели:

1) ГД-Мир - показатель глобального отношения к миру;

2) ГД-Мираф - показатель аффективного аспекта глобального отношения к миру;

3) ГД-Мирког - показатель когнитивного аспекта глобального отношения к миру.

Обе методики были разработаны и проходят апробацию и валидизацию на факультете психологии Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) под руководством Н. А. Батурина.

3. Изучение стилевых особенностей эмоциональной сферы проводилось с помощью одного из вариантов «Шкалы дифференциальных эмоций», разработанной К. Изардом и его коллегами [5]. Шкала содержит список из 30 слов, характеризующих различные эмоциональные переживания, которые объединяются в 10 основных эмоций.

Для реализации задач данного исследования была изменена инструкция оригинальной методики. Испытуемым предлагалось оценить степень частоты и интенсивности эмоций, которые они испытывали в течение трех месяцев, предшествующих эксперименту. Степень частоты оценивалась по 7-балльной шкале от «переживаю постоянно» до «не переживаю никогда»; степень интенсивности - по аналогичной шкале от «очень высокая интенсивность переживания» до «очень низкая интенсивность переживания».

Подсчет результатов проводился по показателям «Общая частота» и «Общая интенсивность», а также по частоте и интенсивности каждой основной эмоции в отдельности.

4. Атрибутивный стиль изучался с помощью методики «Attributional Style Questionnaire» (ASQ). «Опросник атрибутивного стиля» переведен и адаптируется на факультете психологии ЮУрГУ с разрешения автора (M. Seligman) [6]. В опроснике содержится 12 гипотетических событий (6 «хороших» и 6 «плохих») с просьбой указать одну, главную причину в каждом случае, который как будто бы произошел с ними. Затем им предлагается оценить каждую причину по трем критериям, используя 7-балльную шкалу: персо-нализация, устойчивость, генерализация. Выявились 6 критериальных показателей и 2 основных. К критериальным относятся:

1) «Устойчивость причин плохих событий» (УП), измеряет устойчивость причин плохих событий во времени.

2) «Устойчивость причин хороших событий» (УХ), измеряет устойчивость причин хороших событий во времени.

3) «Генерализация причин плохих событий» (ГП), измеряет широту сферы влияния причин плохих событий.

4) «Генерализация причин хороших событий» (ГХ), измеряет широту сферы влияния причин хороших событий.

5) «Персонализация причин плохих событий» (ПП), определяет склонность человека приписывать себе причины плохих событий.

6) «Персонализация причин хороших событий» (ПХ), измеряет склонность человека приписывать себе причины хороших событий.

Основными показателями здесь являются Кнад - «Коэффициент надежды» и Х-П - итоговый показатель, характеризующий преобладание оптимистического или пессимистического стиля объяснения.

5. Для выявления связи между изучаемыми феноменами использовался коэффициент корреляции Пирсона. Качественная обработка результатов проводилась с помощью методов типизации и группировки. Для сравнения стилевых показателей в группах использовался и-критерий Манна - Уитни. Для выявления комплексов эмоциональных переживаний, характерных для людей с различным сочетанием глобальных отношений, использовалась процедура факторного анализа.

Результаты и их обсуждение

В ходе эмпирического исследования были получены результаты, отражающие характер связей между глобальными отношениями и эмоциональным стилем, между глобальными отношениями и атрибутивным стилем.

I. Глобальные отношения и эмоциональный стиль.

Результаты корреляционного анализа связей показателей глобальных отношений и эмоционального стиля представлены в табл. 1.

В целом глобальное отношение к себе больше, чем глобальное отношение к миру, влияет на субъективную оценку частоты и интенсивности эмоциональных переживаний. При этом в большинстве случаев корреляционная связь наблюдается и с показателем частоты, и с показателем интенсивности эмоциональных переживаний. Вероятно, это связано с тем, что глобальное отношение к себе содержит в себе компонент самопринятия, позволяющего человеку быть более открытым своим эмоциям, лучше их осознавать и переживать более интенсивно. При этом люди с позитивным глобальным отношением к себе

Показатели ГД-Я Показатели ГД-Мир

гд-я гд-яа4 ГД-Яког ГД-Мир ГД-МиРаф ГД-Мирког

Частота эмоциональных переживаний

Интерес 0,32" - 0,39" - - -

Радость 0,32" 0,33 - - - -

Удивление - - - - - -

Горе -0,38" -0,37" -0,31" - - -

Отвращение - -0,28* - - - -

Презрение - - -

Страх 0,24" - - 0.23' -

Гнев - - - -0,23* 0,20" -

Стыд -0,55" -0,44" -0,53" -0,24* -0,24* -

Вина -0,23* - - - - -

Интенсивность эмоциональных переживаний

Интерес 0,31" - 0,35" - - -

Радость 0,33" 0,31 0,27* - - -

Удивление - - - - - -

Горе -0,36" -0,38" -0,24* - - -

Отвращение - - - - - -

Презрение - - - - -

Страх 0,29' -0,27* - - - -

Гнев - -0,23* - - - -

Стыд -0,54" -0,52" -0,42" - - -

Вина -0,34" -0,31" -0,28* - - -

Условные обозначения:

«-» - статистически достоверные связи не выявлены; * - р < 0,05; ** - р < 0,01;

расшифровки сокращенных названий шкал приведены в описании методик.

Таблица 1

Связи показателей глобальных отношений с показателями эмоционального стиля, выявленные с помощью коэффициента корреляции Пирсона (К = 73)

имеют преимущественно позитивный эмоциональный фон и меньше склонны испытывать негативные эмоции. Люди с негативным глобальным отношением к себе реже и в меньшей степени испытывают позитивные эмоции и больше подвержены негативным эмоциональным переживаниям. Эта закономерность свидетельствует о наличии глобальной позитивно-негативной асимметрии оценочной сферы в целом.

Анализ корреляционных связей показал, что позитивное глобальное отношение к себе связано с интенсивностью и частотой таких эмоций, как интерес (г = 0,32) и радость (г = 0,32). Такое сочетание эмоций связано с чувством любви, восторженного, романтического отношения. Объектом любви может быть другой человек, сам субъект, окружающие объекты или различные виды деятельности, а также окружающий мир в целом. Данные результаты подтверждают тезис гуманистически ориентированных представителей психоанализа о том, что позитивное отношение к себе является первичным по отношению к другим людям и к окружающему миру. Интерес является также основой познавательной и творческой активности. В данном исследовании выявлена корреляция частоты и интенсивности интереса с когнитивным аспектом глобального отношения к себе и отсутствие корреляции с аффективным аспектом глобального отношения к себе. Можно сказать, что позитивное мнение о себе способствует возникновению мотивационного состояния, направленного на познавательную активность.

Негативное глобальное отношение к себе связано с более частой фиксацией эмоций стыда (г = -0,55), горя (г = -0,38), страха (г = -0,24), вины (г = -0,23) и с более интенсивным переживанием стыда (г = -0,54), горя (г = -0,36), вины (г = -0,34), страха (г = -0,29). В целом такое сочетание эмоций соответствует тревожно-депрессивному комплексу. Наиболее тесная связь негативного отношения к себе выявлена с эмоцией стыда. С. Томкинс считает стыд наиболее рефлективной эмоцией. То есть при стыде в центре внимания оказывается сам субъект, те его черты, действия, которые кажутся ему неадекватными, недостойными, его некомпетентность, несостоятельность. Страх возникает в ситуации угрозы целостности личности. Действительно, негативное отношение к объекту, как правило, выражается в негативных оценках, критике, стремлении избежать контакта с ним, изменить или даже уничтожить его. При негативном глобальном отношении к себе субъект сам является объектом перечисленных проявлений. Страх в данном случае является закономерным эмоциональным фоном, сопровождающим внутренний конфликт. Вина - это выражение самоосуждения, снижения самооценки в результате расхож-

дения между Я-идеальным и Я-реальным. Комплекс переживаний уныния, печали, сломленнос-ти, составляющих эмоцию горя, часто связывается с фрустрацией потребностей. В данном случае речь идет о фрустрации одной из базовых потребностей в любви и принятии.

Негативное глобальное отношение к миру связано с часто испытываемыми эмоциями стыда (г = -0,24), страха (г =-0,23) и гнева (г =-0,23). Тесная связь стыда и негативного глобального отношения к миру может быть объяснена в контексте идеи, предложенной С. Томкинсом, о раннем опыте общения с незнакомыми людьми (ТошктБ, 1963. Р. 2, 142). По мнению Томкинса, это ситуация, когда ребенок впервые обнаруживает ошибку познания, принимая лицо незнакомого человека за знакомое лицо, и осознает несоответствие своего поведения ситуации. Данная ситуация одновременно создает условие небезопасности, лежащее в основе негативного глобального отношения к миру. Закономерной, в таком случае, представляется и связь негативного отношения к миру с эмоцией страха. Гнев также возникает вследствие разочарования или фрустрации потребности. К. Изард отмечает, что гнев и страх редко сочетаются вместе, так как гнев подавляет страх. В данном случае можно предположить, что каждая эмоция имеет свою связь с глобальным отношением к миру. Возможно, среди людей с негативным глобальным отношением к миру есть те, у кого преобладают эмоции стыда и страха, и есть те, у кого преобладает эмоция гнева. Стыд и страх подавляют интерес и радость, приводят к снижению активности, депрессивным состояниям. Гнев, напротив, активизирует поведение, приводит к открытому проявлению враждебности и агрессии.

На следующем этапе исследования выборка испытуемых по результатам методик ГД-Я и ГД-Мир была разделена на четыре группы:

1-я группа - испытуемые с позитивными глобальными отношениями к себе и к миру;

2-я группа - испытуемые с негативным глобальным отношением к себе и позитивным глобальным отношением к миру;

3-я группа - люди с позитивным глобальным отношением к себе и негативным глобальным отношением к миру;

4-я группа - испытуемые с негативным глобальным отношением к себе и к миру.

Далее был проведен факторный анализ результатов, полученных с помощью шкалы дифференциальных эмоций, в каждой из четырех групп испытуемых. В результате удалось выделить комплексы эмоциональных переживаний, характерных для данных групп.

1-я группа характеризуется преобладающим позитивным эмоциональным фоном (наиболее час-

то и интенсивно переживаемые эмоции - радость и интерес). Противоположным полюсом эмоционального состояния у них является сочетание печали, страдания и удивления. Такая поляризация эмоциональных переживаний вполне соответствует сочетанию позитивного глобального отношения к себе и позитивного глобального отношения к миру. Следует отметить, что удивление у данной группы испытуемых связано именно с негативным полюсом эмоционального состояния, менее привычным для них. Наименее характерными для данной группы испытуемых являются переживания, составляющие комплекс тревоги (стыд, страх, вина), и переживания, входящие в триаду враждебности (отвращение, гнев, презрение).

У испытуемых 2-й группы наиболее часто возникающая эмоция радости тесно связана с переживанием вины. Возможно, из-за негативного глобального отношения к себе они считают себя недостойными радостных переживаний, хотя и стремятся их испытывать. Противоположным полюсом данного комплекса переживаний являются страдание, печаль и отвращение. При этом отвращение здесь направлено на себя и возникает на фоне позитивного глобального отношения к миру. Из всех шести групп данные испытуемые реже всех испытывают интерес, который проявляется у них преимущественно в форме «самокопания» и связан с такими эмоциями, как страх, удивление, стыд, презрение, гнев. Характерной особенностью данной группы является то, что они редко позволяют себе злиться (вероятно, подавляют гнев), но эти редкие вспышки гнева отличаются большой интенсивностью и впоследствии усиливают чувство стыда.

Представители 3-й группы отмечают интерес как наиболее часто возникающее переживание, причем частота возникновения интереса значимо выше, чем у представителей других групп. Следует отметить, что интерес в данном случае носит несколько агрессивный характер и направлен на подавление тревоги и страдания. Несмотря на позитивное глобальное отношение к себе представители третьей группы склонны к возникновению тревоги и неуверенности. Вероятно, это связано с чувством небезопасности, лежащим в основе негативного глобального отношения к миру. Эмоция гнева у испытуемых данной группы также выполняет защитную функцию по отношению к позитивному образу «Я». Гнев тесно связан со страхом и с подавлением стыда и вины.

4-я группа отличается преобладанием чувств стыда и презрения и сниженным переживанием интереса. Еще одна особенность эмоциональной сферы людей с негативными глобальными отношениями к себе и к миру - депрессивность, которая выражается в сочетании эмоций отвращения, страдания, страха и снижении переживания радости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II. Глобальные отношения и атрибутивный стиль.

Корреляционный анализ связей между показателями атрибутивного стиля и показателями глобальных отношений свидетельствует о том, что глобальное отношение к себе влияет на стиль атрибуции в целом (табл. 2). При этом с показателями атрибутивного стиля более тесно связан когнитивный аспект глобального отношения к себе. Это можно объяснить тем, что стиль атрибуции имеет когнитивную природу.

Показатели Показатели ГД-Я и ГД-Мир

атрибутивного стиля гд-я гд-яаф гд-яког ГД-Мир ГД-Мираф ГД-Мирког

ПХ - - 0,22* - - -

УХ - - - - - -

ГХ - - - - - -

ИтогХ - - - - -

ПП -0,25* - 0.26' -

УП -0,36" -0,35" -0,27" -

ГП -0,42 -0,32" -0,41 0,22' 0.20" -

ИтогП -0,46" -0,37" -0,43" - -

кШ1л -0,44" -0,38" -0,39" - 0.22' -

Х-П 0,44" 0,34" 0,43" - - -

Условные обозначения:

«-» — статистически достоверные связи не выявлены; * — р < 0,05; ** — р < 0,01;

расшифровки сокращенных названий шкал приведены в описании методик.

Таблица 2

Связи показателей глобальных отношений с показателями атрибутивного стиля, выявленные с помощью коэффициента корреляции Пирсона (К = 110)

Следует обратить внимание на то, что глобальное отношение к миру связано, в основном, с атрибуцией негативных событий. Это согласуется с выводами, сделанными М. Селигманом, о том, что интерпретация причин негативных событий более показательна для диагностики атрибутивного стиля [7].

Таким образом, люди с позитивным отношением к себе чаще приписывают причины хороших событий себе, а причины негативных событий - обстоятельствам и окружающим людям. Они склонны считать, что причины плохих событий временные и влияют только на одну конкретную ситуацию.

Показатели глобального отношения к миру коррелируют только с показателем генерализации причин плохих событий: у испытуемых с более высокими показателями глобального отношения к окружающему миру меньше выражена склонность к генерализации. И склонность к генерализации причин плохих событий коррелирует преимущественно с аффективным аспектом глобального отношения к миру. Возможно, на фоне симпатии к окружающему миру в целом причины негативных событий воспринимаются как локальные, касающиеся только конкретной ситуации.

В табл. 3 представлены усредненные значения показателей атрибутивного стиля в группах испытуемых, сформированных по критерию сочетания модальностей глобальных отношений.

По критерию сочетания модальностей глобальных отношений выявлены две полярные группы: испытуемые с позитивными глобальными отношениями к себе и к миру и испытуемые с негативными глобальными отношениями к себе и к миру. Значимые различия выявлены между этими группами по показателям «коэффициент надежды» и «Х-П» (преобладающий стиль). М. Се-лигман считает эти показатели ключевыми в оп-

ределении атрибутивного стиля, поэтому выявленные различия представляются вполне ожидаемыми [8].

Таким образом, испытуемые с позитивным отношением к себе и к миру имеют оптимистический атрибутивный стиль, а испытуемые с негативным глобальным отношением к себе и к миру - пессимистический атрибутивный стиль.

В остальных группах ни оптимистический, ни пессимистический стиль не является преобладающим. Сопоставление результатов сравнения групп с результатами корреляционного анализа (см. табл. 2) свидетельствует о том, что позитивное глобальное отношение к миру усиливает влияние позитивного глобального отношения к себе, что способствует формированию оптимистического стиля атрибуции. В свою очередь негативное глобальное отношение к миру усиливает влияние негативного глобального отношения к себе и способствует формированию пессимистического атрибутивного стиля.

Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу о связях особенностей глобальных отношений с показателями стилей. Были выявлены связи модальности и структуры глобальных отношений с показателями стилевых особенностей личности.

Опираясь на полученные результаты исследования и теоретическое положение о том, что глобальные отношения являются «первичными» по отношению к стилевым особенностям личности, можно сделать следующие предположения.

Модальность глобальных отношений позволяет полнее осознавать и принимать собственные эмоциональные переживания, влияет на формирование оптимистического или пессимистического атрибутивного стиля. Сочетание глобальных отношений может усиливать или ослаблять влияние одного из них или создавать уникальные условия для формирования стилевых особенностей.

Сочетание ГД-Я и ГД-Мир Показатели атрибутивного стиля

ПХ УХ ГХ ИтогХ пп УП гп ИтогП Кнад Х-П

«+» ГД-Я, «+» ГД-Мир 5,1 4,6 4,6 14,3 4,3 2,7 2,3 9,3 5,0 5,0

«-» ГД-Я, «-» ГД-Мир 4,5 4,5 4,8 13,8 4,8 3,7 3,9 12,4 7,6 1,4

Значимость различий по критерию Манна - Уитни - - - - - - - - р < 0,05 р < 0,05

Условные обозначения: «-» - значимые различия по критерию Манна - Уитни не выявлены.

Таблица 3

Значимые различия показателей атрибутивного стиля между группами, выделенными по критерию сочетания модальностей глобальных отношений

Данные предположения носят дискуссионный характер и нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.

Выводы

1. Субъективная оценка частоты и интенсивности эмоциональных переживаний больше связана с глобальным отношением к себе, чем с глобальным отношением к миру. При этом у людей с позитивным глобальным отношением к себе преобладает и позитивный эмоциональный фон (интерес, радость), соответственно люди с негативным глобальным отношением к себе чаще испытывают негативные эмоции (горе, страх, стыд, вина). Люди с негативным глобальным отношением к миру чаще переживают гнев. Люди с различными сочетаниями глобальных отношений имеют характерные комплексы эмоциональных переживаний.

2. Глобальное отношение к себе тесно связано с атрибуцией причин жизненных событий. Негативное глобальное отношение к миру определяет склонность индивида к генерализации причин плохих событий. Люди с позитивным глобальным отношением к себе и к миру в основном имеют оптимистический атрибутивный стиль. У людей с негативным глобальным отношением к себе и к миру преобладает пессимистический атрибутивный стиль.

Примечания

1. Батурин Н. А. Оценочная функция психики. М.: Ин-т психол. РАН, 1997. С. 222.

2. Выбойщик И. В. Оценочный стиль и его психологическое содержание: дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2003. С. 49.

3. Батурин Н. А., Гудкова Е. В. Методы изучения глобального отношения как свойства личности // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: сб. науч. тр. / под ред. Н. А. Батурина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. Т. 3. С. 68-85.

4. Там же.

5. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 440 с.

6. Селигман М. Как научиться оптимизму. М.: Вече, 1997. 432 с.

7. Там же.

8. Там же.

УДК 81'23

Ю. Г. Момотова

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЯЗЫКОВОЙ И ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

В данной статье речь идет о развитии представлений о языковой и вторичной личности в гуманитарном знании с древности до наших дней. Рассматриваются подходы к ее исследованию, анализируются различные аспекты ее изучения, позволяющие рассматривать личность не только в ее лингвистическом плане, но и в индивидуально-психологическом.

The article deals with the evolution of views concerning the problem of linguistic and second linguistic personality in the humanities from the antiquity to the present day. Under review, there are different approaches to this problem, different aspects of the conception. All these studies allow us to consider the personality not only from the linguistic point of view but from the psychological one as well.

Ключевые слова: Языковая личность, вторичная языковая личность, антропоцентрический подход, лингводидактическая теория, психологические составляющие личности.

Keywords: Linguistic personality, secondary linguistic personality, anthropological approach, linguo-didactic theory, psychological components of the person ality.

В данной статье мы ставим три вопроса, ответ на которые позволит обобщить представления о языковой личности и вторичной языковой личности, существующие в современной науке.

1. Как в гуманитарном знании возникло и развивалось понятие «языковая личность»?

2. Каковы основные подходы к изучению понятия «языковая личность» в современных гуманитарных науках?

3. Как возникли и развивались научные представления о вторичной языковой личности?

Интерес к языку как наиболее яркой идентифицирующей характеристике этноса возник еще в древности, но только во 2-й половине XX в. ученые-гуманитарии стали исследовать роль человеческого фактора в языке, по-новому посмотрев на такие проблемы, как язык и мышление, национальный язык определенного этноса, язык и картина мира, языковая личность. В связи с этим в гуманитарном знании выделились две научные парадигмы, ставящие во главу своего исследования язык, - сциентистская и антропоцентрическая.

Сциентистская парадигма, рассматривающая человека как объекта языкового познания, берет свое начало в античности. Так, Пифагор «для

© Момотова Ю. Г., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.