Problemy istorii, filologii, kul'tury Проблемы истории, филологии, культуры
1 (2017), 70-74 1 (2017), 70-74
© The Author(s) 2017 ©Автор(ы) 2017
СВЯТАЯ ОЛИМПИАДА ДИАКОНИССА: ЖИЗНЬ БЕЗ ТЩЕСЛАВИЯ
Ю.Ю. Чуева
Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Белгород,
skachkowa2010@yandex.ru
Аннотация. В эпоху становления христианства как государственной религии в Ранней Византии особое место занимали женщины. Они были проводниками идей христианства в реальную повседневную жизнь любой православной семьи. Науке известны частые переходы знатных женщин в ряды служительниц церкви - монахинь, диаконис. Это историческое явление характеризует религиозную сторону жизни представительниц привилегированного сословия - стремление к духовному и нравственному совершенству. Существовало несколько направлений деятельности знатных женщин без принятия духовного сана: благотворительность, строительство и благоустройство монастырей, помощь больным, бедным. На благотворительную деятельность тратились колоссальные суммы, иногда сопоставимые в процентах к величине всей казны империи. Память о многих таких женщинах сохранилась в веках. Они почитаемы и сегодня.
Их примеры социальной мобильности имеют общеисторическое значение для понимания социальной и общественной иерархии. Социальная мобильность осуществлялась не только посредством служения церкви, но и с помощью брака, посредством приближения к императорскому двору. Социальный статус женщины определялся в соответствии с социальным статусом мужа либо семьи. В истории Ранней Византии существует множество примеров, когда императором избирался крестьянин, добившийся значительных успехов. Рядом с ним в большинстве случаев находилась женщина, принадлежавшая к императорской семье. Сохранились античные традиции, по которым большое влияние имело происхождение. Большинство знатных женщин этого периода были образованными, состояли в переписке с церковными иерархами, которые становились примером духовного совершенства.
Ключевые слова: диакониса, монашество, благотворительность, социальный статус, христианские святые
«Я знаю благородство твоего ума, знаю крепость твоей богобоязненной души, знаю обилие рассудительности, силу любомудрия ... Блаженна ты и трижды блаженна...»
Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде.
Чуева Юлия Юрьевна - аспирант Белгородского государственного национального исследовательского университета.
© IA RAS, NMSTU, JHPCS, 2017 | DOI 10.18503/1992-0431-2017-1-55-70-74
Введение
Эпоха Ранней Византии всегда характеризовалась как переходный этап от Античности к совершенно иному христианскому миру с его новой религией, обычаями и традициями. Старая римская аристократия, не желающая идти на уступки времени, отходит на второй план. Но избежать понятия древности и знатности происхождения молодому христианскому государству все же не удается. В описываемое нами время общество находилось в нравственном смятении. Но постепенно население Восточной Римской империи принимало христианство. В Ранней Византии развитие и утверждение христианства как государственной религии происходило также и посредством деятельности знатных женщин1. Существовало три направления основной церковной деятельности:
- благотворительность;
- церковное строительство, основание монастырей;
- воцерковление, принятие монашества, сана диаконисы.
В эпоху зарождения христианства не существовало специальной женской благотворительной организации, поэтому был создан институт диаконис2. Основное развитие он получил в 1У-У1 вв. В сирийских «Постановлениях святых апостолов», относящихся к IV в., подробно описана процедура посвящения в сан. Но в данном контексте необходимо различать избрание на церковное служение и посвящение посредством церковных таинств - хиротонию и хиротесию.
Первые диаконисы обычно ассоциируются с ветхозаветными пророчицами Мариам, Деворой, Анной. Но наличие определенного дара и осуществляемый по этому признаку выбор в диаконисы не подтверждается источниками. Эти служительницы церкви только получали благословение на пророчествование как особый труд ради Церкви.
Отбор в диаконисы осуществлялся по следующим параметрам3:
- женщина должна была быть единожды замужем;
- не моложе 40 (50) лет;
- могла быть женой духовного лица, но не состоять в фактическом браке.
К последним мы можем отнести мать Григория Богослова Нонну, супругу Григория Нисского4.
Византийский церковный обычай предусматривал прикрепление диаконис к конкретным церквям. Так, в знаменитом соборе Св. Софии в Константинополе на службе находилось около 40 женщин. Основная их деятельность заключалась в духовном наставлении, посещении больных и неимущих, заключенных в тюрьмы. В условиях становления христианства они присутствовали при беседах священнослужителей и женщин, проповедующих языческие культы.
Самой известной диаконисой в ранней Византии стала Олимпиада. На эту должность она была назначена святым патриархом Нектарием. Олимпиада - наиболее показательный пример женской социальной мобильности.
1 Бго^-п 1987.
2 Краснобаева 2008.
3 Краснобаева 2013.
4 Сидоров 1998.
72
ЧУЕВА
Святая Олимпиада принадлежала к знатному роду, являлась дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по матери знаменитого епарха Евлалия, а ее мать была замужем в первый раз за армянским правителем Арсаком5. По традиции своего сословия Олимпиада была с юности обручена, и брак должен был заключаться по достижении ею совершеннолетия. Свидетельства о браке мы находим у Святителя Григория Богослова, который обратился с такими словами к будущей супруге: «Почитай Бога, а потом супруга - глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений. Его одного люби, ему одному весели сердце, и тем больше, чем нежнейшую к тебе питает любовь; под узами единодушия сохраняй неразрывную привязанность. Дозволяй себе не такую вольность, на какую вызывает тебя любовь мужа, но какая прилична... Когда муж раздражен, уступи ему, а когда утомлен, помоги нежными словами и добрыми советами... Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесенном ущербе, потому что сам он лучшее для тебя приобретение... Радости и все скорби мужа и для себя почитай общими. Пусть и заботы будут у вас общие, потому что чрез это возрастает дом... Будь высокомудренна, но не высокоумна...»6.
Св. Олимпиада обладала такими качествами, как мужественность и благочестие, поэтому стойко восприняла решение Феодосия Великого об ограничении ее наследственных прав после отказа выйти замуж во второй раз.
Церковная деятельность диаконисы Олимпиады имела несколько направлений:
- огромная благотворительная деятельность - почти все имущество семьи было отдано нуждавшимся;
- помощь и поддержка святителей церкви, подвергшихся гонениям, - Амфи-лохию, епископу Иконийскому, Онисиму Понтийскому, Григорию Богослову, Петру Севастийскому, брату Василия Великого, Епифанию Кипрскому7;
- церковное строительство.
Отдельно следует сказать о ее дружественных отношениях с Иоанном Златоустом8. После пожара в церкви Св. Софии и уплаты огромной суммы в качестве компенсации суду, так и не нашедшему против нее улик, Олимпиада покинула Константинополь.
405 г. стал решающим в судьбе Св. Олимпиады. Она была осуждена и арестована в Никомидии. В заточении продолжалась переписка с Иоанном Златоустом, который оказывал моральную поддержку Олимпиаде7. Заключение продлилось четыре года, и в 409 г. св. Олимпиада скончалась.
Заключение
Таким образом, биография Св. Олимпиады наглядно демонстрирует переход из богатейшего и наиболее знатного сословия ранней Византии к истинному служению и историческому признанию в рамках своей церковной деятельности. Эти факты подтверждены большим количеством источников и приводятся в Житии Св. Олимпиады, поэтому их достоверность не вызывает сомнений.
5 Постернак 2011.
6 Дюшен 1912.
7 Bitton-Ashkelony, Brouria 2006.
8 Burton-Christie 1993.
ЛИТЕРАТУРА
Ванькова, А.Б. 2001: Социально-правовой статус монашества в восточных провинциях Римской империи в IV-VI вв. М.
Дюшен, Л. 1912: История древней Церкви. Т.2. М.
Краснобаева, Ю.Е. 2008: Институт вдовиц в раннехристианской церкви. Antiquitas luventae. Саратов.
Краснобаева, Ю.Е. 2013: Понятие «служение» и институт диаконата в раннем христианстве. М.
Постернак, А. С. 2011: Служение женщин в Древней Церкви. М.
Пушкарева, Н.Л. 1998: Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы. Вопросы истории 6, 76-87.
Сидоров, А.И. 1998: Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.
Тимофеева, Д.Г. 2002: Устройство монастырей Византии в период с III по VIII вв. Сборник научных работ студентов исторического факультета 2, 100-104.
Bitton-Ashkelony, B. 2006: Monastic Leadership and Municipal Ten-sions in Fifth-Sixth Century Palestine: The Cases of the Judean Desert and Gaza. Annali di storia dell'esegesi 23, 415-443.
Brown, P. 1987: Late Antiquity. A History of Private Life. Vol. I. From Pagan Rome to Byzantium. Cambridge, 44-90.
Burton-Christie, D. 1993: The Word in the Desert and the Quest for Holiness in Early Christian Monasticism. New York-Oxford, 24-67.
Clark, E.A. 1986: Ascetic Pietyand Women's Faith: Essays on Late Ancient Christianity. Edwin Mellen Press, 60-78.
REFERENCES
Bitton-Ashkelony, B. 2006: Monastic Leadership and Municipal Ten-sions in Fifth-Sixth Century Palestine: The Cases of the Judean Desert and Gaza. Annali di storia dell'esegesi 23, 415-443.
Brown, P. 1987: Late Antiquity. A History of Private Life. Vol. I. From Pagan Rome to Byzantium. Cambridge, 44-90.
Burton-Christie, D. 1993: The Word in the Desert and the Quest for Holiness in Early Christian Monasticism. New York-Oxford, 24-67.
Clark, E.A. 1986: Ascetic Pietyand Women's Faith: Essays on Late Ancient Christianity. Edwin Mellen Press, 60-78.
Dyushen, L. 1912: Istoriya drevney Tserkvi. T.2. Moscow.
Krasnobaeva, Yu.E. 2008: Institut vdovits v rannehristianskoy tserkvi. Antiquitas luventae. Saratov.
Krasnobaeva, Yu.E. 2013: Ponyatie «sluzhenie» i institut diakonata v rannem hristianstve. Moscow.
Posternak, A.S. 2011: Sluzhenie zhenshchin v Drevney Tserkvi. Moscow.
Pushkareva, N.L. 1998: Gendernyie issledovaniya: rozhdenie, stanovlenie, metody i perspektivy.
Voprosy istorii 6, 76-87.
Sidorov, A.I. 1998: Drevnehristianskiy asketizm i zarozhdenie monashestva. Moscow.
Timofeeva, D.G. 2002: Ustroystvo monastyrey Vizantii vperiodsIII po VIIIvv. Sborniknauchnyh rabot studentov istoricheskogo fakulteta 2, 100-104.
Vankova, A.B. 2001: Sotsial'no-pravovoy status monashestva v vostochnyh provintsiyah Rimskoy imperii v IV-VI vv. Moscow.
74
HYEBA
HOLY DEACONESS OLYMPIAS: LIFE WITHOUT VANITY Yulia Yu. Chueva
Belgorod state national research University, Russia,
skachkowa2010@yandex.ru
Abstract. At the time of the formation of Christianity as a state religion in the early Byzantine special place was occupied by women. They carried Christian ideas to the real everyday life of every Orthodox family. Frequent transitions of noble women to the ranks of servants of the church - the nuns, deaconesses are known to science. This historical phenomenon characterizes the religious side of life of the privileged class representatives - the pursuit of spiritual and moral perfection. There were several areas of activity of noble women without entering the ministry: charity, construction and improvement of monasteries, help the sick and the poor. The enormous sums, sometimes comparable in percentage to the size of the entire treasury of the empire were spent on charity. The memory of many of these women survived through the centuries. They are honored today. Their examples of social mobility have general historical value for understanding of social and public hierarchy. Social mobility was carried out by means of community ministry, marriage, as well as approach to the imperial court. The social status of the woman was defined according to the social status of the husband or a family. Women's social status was determined in accordance with the social status of her husband or her family. In the history of the Early Byzantine Empire there are many examples when the peasant who achieved considerable success was elected as the emperor.
Next to him in most cases there was a woman who belonged to the Imperial family. Antique traditions by which the great influence had an origin remained. Most noble women of that period were educated, corresponded with church hierarches and became an example of spiritual perfection.
Key words: the deaconesses, monks, charity, social status, Christian holies