Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
ПЛ. Дудинов
Святая Христова Церковь и современность
Опубликовано: Христианское чтение. 2006. № 26. С. 60-76
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
СВЯТАЯ ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1. Таинственность и реальность Христовой Церкви и жизнь в ней православного христианина
Во все времена существования Христовой Церкви каждому члену Ее было весьма важным ощущать себя живой частицей живого организма, который со дня Святой Пятидесятницы постоянно и неизменно оживляется, созидается и освящается Духом Святым до настоящего дня. Живя на земле, воплотившийся Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, основал Святую Церковь, став Сам Ее краеугольным камнем и Главой. Бог Отец определяет судьбы Церкви Христовой в Ее нераздельной цельности и в каждом отдельном члене Ее, искреннем и убежденном последователе Христовом1. По примеру Спасителя каждый православный христианин призывается Пастырем Добрым (Ин. 10:11) и Пастыреначальником (1 Петр. 5:4) к свободному исполнению воли Божией, к свободному принятию судеб Божиих о себе и Святой Церкви2-.
Господь Иисус Христос пролил Свою драгоценную Кровь на Кресте за все человечество. Все люди призываются Сыном Божиим с Креста для спасения. Дело каждого человека — с благодарностью и любовью откликнуться на этот зов, со всей ясностью и глубиной осознав неизреченную любовь, проявляемую ко всем людям Спасителем мира. Перед совершением дела личного спасения в Церкви Христовой все ее члены равны. Отношения к Богу и между членами Святой Христовой Церкви зиждутся, по примеру отношения Лиц Святой Троицы между Собой, на началах любви. Такого равенства и такого качества в отношениях не снилось ни одной когда-либо существовавшей демократии мира.
В наши дни, когда по вопросу о Церкви и о церковной жизни много различных спекуляций, очень важным является, чтобы каждый православный член Святой Христовой Церкви четко осознавал, что есть Церковь, какова ее природа, Кто Ее Основатель, Глава и Зиждитель, какими путями и при каких условиях подаются в Ней дары Святого Духа, каковы служения в Церкви и с какой целью они установлены, при каких обстоятельствах и как сложились Ее установления, какая на них возложена функциональная нагрузка, какова миссия Церкви в мире, наконец, как обеспечивается в Церкви порядок, чтобы организм Церкви слаженно продолжал работать как в наступившем XXI веке, так и до второго славного пришествия Господа Иисуса Христа в мир.
Не надо страшиться, что поставлено много вопросов. Попытаемся лучше подойти к ним с такого фундаментального начала, которое объединило бы их в себе. Таким началом является цель существования Хри-
1 Игнатий (Брянчанинов), свт. Судьбы Божии. М., 1991, с. 30.
2 Там же, с. 25.
стовой Церкви на земле. Цель бытия Святой Церкви в свою очередь определяется целью пришествия в мир Спасителя. Продолжая на земле дело Христово, Церковь ведет каждого христианина по пути преодоления греха в индивидуальной жизни, по пути духовного совершенствования, подготавливая его для Вечной Жизни с Богом в Царстве Небесном. Все, чем располагает Церковь подчинено осуществлению именно этой великой цели.
Как же Святая Церковь учит о себе самой? Каждый день в православных храмах и в частной молитве верующих людей многократно провозглашаются следующие слова Никео-Цареградского Символа веры: «Верую ... во едину Святую соборную и апостольскую Церковь»3. Словом «верую» подчеркивается, что тайна Церкви Христовой является объектом нашей веры. Одновременно с этим Церквовь Христова — «это всемирно-исторический факт, это неопровержимая действительность»4. Церковь Христова существует как истинная и живая реальность, как единая святая, соборная и апостольская. Такой она существует вот уже две тысячи лет и такой будет во веки.
На чем покоится таинственность и реальность бытия Святой Церкви? Ответ один — на Богочеловеческой личности Господа нашего Иисуса Христа. В том же Никео-Цареградском Символе Веры от имени всех православных христиан провозглашается: «Верую ... во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожден-на, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтий-стем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца»5.
Две тысячи лет назад на земле совершилось великое таинство. Богочеловек, Господь Иисус Христос, всей Своей жизнью, учением и крестными страданиями проявил беспримерную любовь, преданность и послушание воле Отца Своего Небесного. «Человеческая природа в Лице Христа Спасителя служила послушнейшим орудием Божественной воли, в такой степени, что узы смерти уже не могли удержать погребенного «во гробе плотски», и Он воскрес (Деян. 2:24), как победитель ада и смерти, сделавшись источником нашего воскресения (1 Кор. 15:22, 55)»6.
Через Боговоплощение чувственная материя и греховное человечество стали в служебное положение к Духу Божию. В лице воплотившего-
3 Православный богослужебный сборник. М., 1976, с. 50.
4 Аквилонов Е., прот. Новозаветное учение о Церкви. 2 изд., испр. и доп. СПб., 1904, с. 22.
5 Книга Правил святых апостол, святых Соборов вселенских и поместных и святых отец. М., 1993 с. 4.
8 Аквилонов Е., прот. Там же, с. 24.
ся Бога-Слова, а в дальнейшем и в единении с Ним человечество вновь начало жить истинной жизнью. Процессу приобщения к истинной жизни во Христе и со Христом каждого православного христианина способствует Святой Дух, созидающий Христову Церковь со дня Святой Пятидесятницы, как об этом запечатлено в том же символе веры: «Верую ... и в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки»7. Полное же единение верующих с Богом-Словом, а, значит, и с остальными лицами Святой Единосущной и Нераздельной Троицы — Богом-Отцом и Богом-Духом Святым — осуществляется в таинстве Святой Евхаристии.
Для соединения людей с Господом нашим Иисусом Христом и приобщения в Нем истинной жизни, Спаситель основал на земле Святую Церковь: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16:18). «Установленная на Тайной вечери Церковь актуализировалась в день Пятидесятницы, когда трапеза учеников стала Евхаристическим собранием. Земное содружество Христа не прекратилось с Его земной жизнью. Во время Его земной жизни Христос постоянно был со своими учениками, после сошествия Святого Духа они стали «во Христе»; содружество Христа стало Церковью»8. «Первое Евхаристическое собрание, — продолжает протопресвитер Николай Афанасьев, — определило церковное устройство. Евхаристическое собрание есть экклезиологическое продолжение Тайной вечери. Как Тайная вечеря едина и единственна, так и Евхаристическое собрание едино и единственно. В пространстве и во времени не существует разных Евхаристических собраний, но одно единое, которое тождественно с первым Евхаристическим собранием, возглавленным св. ап. Петром. Поэтому и церковное устройство, которое было установлено на первом Евхаристическом собрании, остается в своей основе единственным и незыблемым»9.
Спустя XIX веков бытия Христовой Церкви величайший из отечественных богословов святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, в своем «Катихизисе» отметит, что с человеческой стороны Церковь Христова представляет собой общество людей «соединенных православною верою, законом Божием, священноначалием и Таинствами»10. Об этом же, но иными словами, говорит протопресвитер Николай Афанасьев: «Церковь есть народ Божий, который Бог образовал для Себя во Христе. Взятая в этом аспекте Церковь есть стадо Божие. Идея стада предполагает служение пастырства в широком смысле, которое включает в себя служение управления. Противопоставление Духа и порядка, которое мы находим в современной богословской науке11, вытекает из
7 Книга Правил. Там же.
8 Афанасьев Н., прот. Церковь Духа Святаго. Париж, 1971, с. 188.
9 Там же, с. 189-190.
10 Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катихизис. Варшава, 1931, с. 50.
11 Речь идет о протестантской и католической богословской науке - прим. П.Д.
ложного убеждения, что организующим началом в Церкви является человеческая воля. В Церкви принципом устройства и порядка является Дух. В Духе лежит начало Церкви, через Дух и в Духе живет Церковь. Дары Духа даются не сами по себе, а для служения в Церкви, для созидания тела Церкви»12. К данному служению в Церкви и к созиданию духоносного тела Церкви призываются под водительством Святого Духа и миряне, и монахи, и церковный клир, и Предстоятели Церкви. Высшая ответственность перед Богом и перед святой Христовой Церковью — вот та мера, которой призван руководствоваться каждый член Церкви Христовой, какое бы место он в Ней ни занимал. Чем выше положение православного христианина в Христовой Церкви, тем большую ответственность он несет за состояние Христовой Церкви, тем больше Господь с него спросит.
В Церкви Христовой Дух Божий созидает тело Церкви в сочетании со свободой человека. Когда человек свободно поворачивается к Богу-Спасителю с верой и решимостью следовать за Ним и с полной самоотдачей служит в Его святой Церкви, тогда Святой Дух «немощная врачует и оскудевающая восполняет»13. Преодоление людьми греха, с помощью благодати Святого Духа, подаваемой в таинствах Церкви, становится реальностью. Церковь же, состоящая из святых и обоженных, являет собой тогда реальное Тело Христово. Все, чем располагает Святая Церковь, направлено к достижению этой цели.
Протопресвитер Евгений Аквилонов называет Святую Церковь высочайшим, совершеннейшим орудием нашего спасения. «Недаром свв. отцы и учители Церкви, — отмечает он, — точно истощаются в усилиях — отыскать для Нее самые высшие наименования и называют Ее то «седь-мисвещным светильником», то «дверью жизни», то «основою спасения», то дорогим для каждого из нас именем «матери»14.
Из сказанного видно, что земная воинствующая Церковь призвана Спасителем преодолевать в исторических условиях грех, зло и неправду. С самого начала, чтобы вступить в Христову Церковь, к этому шагу надо быть внутренне готовым, необходимо духовно родиться: «Истинно, истинно говорю тебе, — обращается Спаситель к праведному Никодиму, — если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). В Никео-Цареградском символе веры провозглашается: «Исповедую едино крещение во оставление грехов»15. В таинстве крещения человек избавляется от первородного греха. Если он крестится в том возрасте, когда ему вменяются личные грехи, в купели крещения прощаются и они. В таинстве миропомазания подается крещенному благодать Святого Духа, укрепляющая и возвращающая его в духовной жизни. В апостольское вре-
12 Афанасьев Н., прот. Там же, с. 1.
"Чиновник архиерейского священное лужения. Кн. 1. М., 1982, с. 208.
14 Аквилонов Е., прот. Там же, с. 26.
15 Книга правил. Там же.
мя Святой Дух низводился на вновь крещенного возложением на него рук (Деян. 8:17). По существу это было поставлением просвещенного в купели крещения на служение Богу и Церкви в достоинстве мирянина16. Звание христианина, которое означает, что человек стал сознательным последователем Иисуса Христа и Его Дела — уже само по себе высокое звание. Христианин призван в Церкви деятельно оправдывать это звание. На иерархические служения в Церкви избираются лучшие из мирян.
Следует особо отметить, что крещению взрослых необходима серьезная подготовка. На языке Церкви эта предварительная подготовка к достойному принятию великого Таинства Святого Крещения называется оглашением. Осуществлять оглашение взрослого человека призван причт той церковной общины, к которой крещаемый будет принадлежать. За христианское воспитание крещенного младенца ответственны перед Богом и Церковью восприемники, родители и приход, к которому родители относятся. Роль семьи и прихода в деле воспитания достойных членов Христовой Церкви очень велика и ответственна. На укрепление христианской семьи, на полноценную церковную жизнь приходских общин в переживаемый сложный исторический период Русской Православной Церкви следует обратить самое пристальное внимание и сделать предметом особой заботы всех звеньев церковной власти.
В таинстве брака брачущиеся получают благодать для созидания домашней Церкви. В таинстве священства пресвитер получает благодать для созидания малой Церкви, каковою, по определению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., является приход17. Для этого правящим архиереем пресвитеру дается власть учить, совершать таинства и управлять паствой прихода, как части епархии. Сам епископ в таинстве рукоположения получает благодать для созидания малой Поместной Церкви, каковой является епархия. Предстоятель Церкви поставляется для созидания Автокефальной Поместной Церкви, состоящей из многих епархий. Одновременно он является правящим архиереем Патриаршей области. В ней он созидает малую Поместную Церковь на правах епархиального епископа18.
Из Автокефальных Поместных Церквей состоит Вселенская Православная Церковь. Такая структура Православной Церкви сложилась не сразу, а по мере распространения христианства по лицу земли и по мере увеличения численного состава членов Церкви.
16 «В церкви каждый является «служащим Богу», т. к. Церковь служит Богу» (Афанасьев Н., прот. Там же, с. 24).
17 Собрание определений и постановлений Священного Собора православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Вып. 3, прил. к Деяниям второе. Введение к приходскому Уставу. М., 1994, с. 3.
18 О церковной дисциплине имеющих иерархическую степень служения Церкви 15 правило Двукратного Константинопольского Собора 861 г. гласит: «Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче приличествует патриархам» (Книга правил. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992, с. 261). В общеправославном каноническом сборнике, именуемом «Книгой правил», много других церковных законов, регулирующих их служение и жизнь. Достаточно велико количество церковных правил, направляющих также христианскую жизнь мирян и монахов.
В конечном счете центром внимания в Христовой Церкви, какой бы сложной ни была Ее структура, является личность христианина. Все звенья структуры Церкви, все служения в Ней, многоразличные благодатные средства, весь церковный опыт, все уставы и законы направлены на то, чтобы обеспечить христианину духовное ведение и духовное совершенствование на протяжении всей его жизни, подготовить его к переходу в Царство Небесное. Этому способствуют Божественная помощь, подаваемая в Святых Таинствах, богатое литургическое наследие Церкви — особенно евхаристическая полноценная жизнь, пример Спасителя, Бо-жией Матери и святых, осуществивших в своей жизни христианские идеалы, двухтысячный опыт Церкви, Ее учение, церковный порядок, поддерживаемый в Церкви Ее уставами и законами, пастырство, духов-ничество, старчество, наставничество, а также личные усилия православного христианина: усвоение истин Христова учения, участие в таинствах, в литургической жизни, исполнение закона Божия и законов Церкви, добродетельная жизнь, изучение богатого наследия Церкви, пост, молитва, непременная забота о благостоянии святой Христовой Церкви, созидание семейной церкви и активное участие в жизни прихода. Основной принцип в Христовой Церкви таков: более опытный в духовном отношении оказывает помощь менее опытному, более сильный поддерживает слабого. Взаимная помощь оказывается в деле спасения из чувства сострадания и любви друг к другу, как об этом заповедал своим последователям Спаситель (Ин. 15:12-14).
Божественной Любовью ко спасению призываются все люди. Из этого вытекает соответствующее отношение православного христианина к остальному христианскому и нехристианскому миру: быть свидетелем великих и славных Христовых Дел (Деян. 1:8) и непреходящих ценностей Православия, свидетельствовать Евангельскую Истину всему миру (Мф. 28:18-20).
Даже при наличии таких богатых средств по оказанию помощи каждому члену Святой Христовой Церкви в деле его духовного совершенствования, спасение дается нелегко. Борьба с греховной наклонностью, процесс очищения, перерождение и обновление всей природы человека продолжается в течение всей его земной жизни.
Христианину необходимо с помощью благодати Божией просвещать ум, укреплять волю на борьбу со злом и очищать от греха сердце. Нужно умереть для греха, чтобы в сердце вошел Иисус Христос. Великой помощью верующему в этой борьбе с грехом является Таинство покаяния и Таинство Божественной Евхаристии.
Пока в христианине совершается покаянный процесс, борьба со страстями, греховными навыками, с соблазнами мира, с искушениями диа-вола, падениями, в его внутреннем мире, в его душе совершается постепенное усвоение искупительных заслуг Спасителя мира, Господа Иисуса Христа. Постепенно изживается грех, вплоть до изгнания его из всего человеческого существа. Освобожденные от греха места души и сердца
человека заполняются свободно и с любовью воспринятой святостью от Божественного присутствия в сердце и душе христианина Господа Иисуса Христа. Происходит постепенное совлечение «ветхого человека» и облечение в нового, «созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4:24). Православный христианин сознает, что для созидания дела спасения, помимо участия всех его сил, необходима и помощь благодати Святого Духа.
Зная опасность греха, силу соблазнов и искушений от дьявола и от окружающего мира, православный христианин никогда не будет злорадствовать, видя грехи и недостатки других спасающихся в Христовой Церкви. Для него боль от греха братьев и сестер во Христе являются и его болью.
Иначе к этому подходят недоброжелатели и враги Православной Церкви. Сколько времени существует святая Церковь, столько они упражняются в поиске и собирании негативных сторон в Ее жизни и в жизни Ее отдельных членов. Если Церковь и каждый христианин понимает, что всякий недостаток и грех должен быть преодолен в недрах самой же Церкви, то недоброжелатель Ее ищет случай и малейший повод для использования их в своей бессмысленной борьбе против Христа и Его святой Церкви. Метод этот сколько стар, столь же и неблаговиден. Он может озадачить на первых порах разве недостаточно подготовленного или совсем несведущего человека. Да и ставка здесь делается скорее на общее впечатление, на создание определенной психологической установки у определенного круга людей. Их, очевидно, не беспокоит, что за неблаговидными занятиями просматривается прежде всего их собственный образ. По-христиански их жаль, поскольку в своем противлении Богу и Церкви они воистину пребывают в болезненном состоянии и не желают этого разуметь.
Об этом приходится говорить, так как в переживаемый нами исторический период курс на компрометирование Православной Церкви и Ее служителей все более усиливается. В этом занятии с каким-то неистовством упражняются сектанты, раскольники, атеисты и прочие Ее оппоненты. Нет смысла их перечислять или останавливаться на их упражнениях подробно. В методическом отношении они однотипны, а опыты их изысканий примитивны.
Нам, православным христианам, следует делать больше акцент не на отрицательном методе, не на полемике, — поскольку она может вобрать все наше драгоценное время и отнять все наши силы, а на положительном ознакомлении с драгоценным церковным опытом и наследием, черпая оттуда необоримую силу и примеры для подражания. Исторический опыт бытия Христовой Церкви в земной реальности поможет нам также в видении современных проблем и опасностей и подскажет, как их лучшим образом решать и преодолевать. Приоритетом же в любом случае должно быть последовательное стремление к христианскому идеалу, к достижению святости, к обожению.
2. Церковные каноны (правила) и современная церковная жизнь
В начале 90-х годов прошлого столетия в Русской Православной Церкви после долгого перерыва вновь стала издаваться «Книга правил» — сборник правил святых апостолов, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец, которыми руководствуются в своем устроении и в своей жизни все Автокефальные Поместные Православные Церкви19.
Каноны, вошедшие в «Книгу правил», представляют собой разнообразный канонический материал, начиная от правил, отражающих догматическое учение Православной Церкви, кончая правилами, регулирующими христианский быт. Правила в сборнике расположены не в системном порядке, а в той последовательности, как они возникали. Чтобы правильно ориентироваться в многочисленном и разнообразном каноническом материале, нужно, в первую очередь, знать сами правила в их сопоставительном достоинстве, знать Священное Писание — их главнейший источник и критерий, догматы Православной Церкви, церковное предание, церковные обычаи, историю Церкви, показывающую Ее рост и постепенное развитие церковного устройства и порядка, а также средств и мер по его обеспечиванию. Понимающий это, свои выводы по содержанию канонов будет делать осторожно. Он будет сознавать, что категорические суждения здесь опасны, если не учитывать отношения церковных правил к догматам Православной Церкви и их исторического контекста, в котором они возникли. Кроме того, при рассмотрении того или иного правила надо учитывать также и другие правила, связанные с рассматриваемым правилом темой, чтобы понять, в чем заключается главная забота Церкви.
Церковные законы (каноны) имеют большое значение в жизни Православной Церкви20. Они определяют внешнее устройство Церкви, Ее жизнь и жизнь Ее членов. Господь Иисус Христос дал православным христианам Свой высший закон: правило веры и правило жизни по вере. Каноны — это догматы веры, осуществляемые в самой практической жизни христианина и определяющие правильность его пути к Богу. Основополагающие законы святая Церковь получила от Самого Господа Иисуса Христа, а некоторые законы, по мере надобности, Церковь издавала Сама, властью, которую Господь Ей дал. Следует также знать, что кроме церковных писанных законов, существуют неписаные церковные нормы, основанные на церковном обычае или на церковной практике. Существуют церковные законы, обязательные для всех Православных Церквей и законодательные акты, имеющие силу только для отдельных Поместных Автокефальных Церквей, т. е. местные церковные законы. В Автокефальных Поместных Церквах могут возникать свои обычаи, не
19 В 1839 г. «Книга правил» была выделена из славянской «Кормчей», которая является переводом греческого Номоканона. В последнее время «Книга правил» переиздана несколько раз, в том числе и с текстом толкований. Переиздана и «Кормчая» в полном составе.
20 Стратилатов И. Древность и важность апостольских правил. СПб., 1996, с. 109-119.
противоречащие Божественному Откровению и общеправославным каноническим нормам. Некоторые местные церковные законы перешли в разряд памятников церковного права, а некоторые сохранили силу действующего церковного закона.
Церковные законы надо отличать от законов гражданских. Их цель и назначение в том, чтобы помогать членам Святой Церкви идти прямым путем к Господу, не отклоняться от пути спасения. Христова Церковь хранит свои законы. Она следит за их исполнением. Ей дано право разъяснять их21.
В настоящее время к источникам действующего права Русской Православной Церкви относятся: Священное Писание, «Книга правил» — правила святых апостолов, святых Соборов Вселенских и Поместных, и святых отцов, устав Русской Православной Церкви, принятый на юбилейном Архиерейском соборе 16 августа 2000 г., неотмененные канонические определения других Архиерейских и Поместных Соборов, канонические постановления Священного Синода и указы святейших патриархов. Последней канонической инстанцией, которая имеет право издавать канонические распоряжения в пределах своей епархии, является правящий епископ. Положение Православной Церкви в государстве определяется Конституцией, Законом о свободе совести, гражданским и уголовным кодексами22 тех стран, где находятся епархии и приходы Русской Православной Церкви. Следует отметить значимость церковных уставов, которые подаются в государственные органы при регистрации той или иной церковной структуры, так называемых внешних уставов. В них тщательно должна быть описана сама структура юридического лица и возможно полнее перечислены виды намечаемой и предполагаемой деятельности. После регистрации государство выступает уже контролирующей инстанцией, следит за уставной деятельностью юридического лица.
Поскольку существует значительное количество источников церковного права и они разного достоинства, то встает вопрос, имеют ли все они одинаковую силу. Для решения этого очень важного вопроса и некоторых других вопросов, связанных с каноническим правом, обратимся к наследию святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. По его авторитетному мнению, разные источники «неодинаковую иметь должны силу в Церкви: каноны или правила Священного Писания составляют правило непременное, или каноническое в строжайшем смысле. Определения Соборов и мнения отцов Церкви, если не суть непременные следствия правил Св. Писания, но токмо некоторые применения оных к известным обстоятельствам, подобно сим обстоятельствам, не суть неизменяемы, и называются в особенности правом Церковным, которое заимствует свою силу не столько от Божественной власти Священного Писания, сколько от церковного согласия и постановления»23.
21 Устав Русской Православной Церкви. СПб., 2000, с. 5.
22 Подробнее см. в кн.: Русская Православная Церковь и право. Гл. 2-7. М., 1999.
23 Цит. по: Наумов Д. Филарет, митрополит Московский, как канонист. М., 1893, с. 14.
Церковные правила в Православной Церкви не сведены пока в единый систематический канонический сборник, т. е. не кодифицированы24. В связи с этим встает вопрос, как пользоваться обширным каноническим материалом. Святитель Филарет предлагает следующий подход:
«1) Всякое правило, посредством верного заключения извлеченное из Св. Писания, есть непременно.
2) Всякое правило, не противное Слову Божию, введенное какою-либо церковною властью, дотоле твердо, доколе высшею, или по крайней мере равною, властию не будет отменено по важной причине.
3) Всякое правило древнейшее, при равенстве других обстоятельств, должнобыть предпочтено менее древнему, или новому по достоверней-шей чистоте первенствующей Церкви и по закону постоянства.
4) Законы гражданские, в дополнение права церковного, по взаимному-соединению Церкви и общества гражданского, должны быть допускаемы постольку, поскольку не противоречат Слову Божию, и не препятствуют преспеянию истинной веры, но способствуют благоустройству Церкви»25.
Высшая власть Поместной Автокефальной Церкви отменить или изменить общеправославные каноны, содержащиеся в «Книге правил», не может. Применительно к Русской Православной Церкви в синодальный период святитель Филарет говорит: «Изменить церковные законы, основанные на Слове Божием и на правилах святых Соборов, от нынешней церковной власти не зависит»26... «Синодальные постановления суть только применения сих правил к случаям более или менее частным, встретившимся в управлении Российской Церкви»27.
Из приведенных высказываний видно, что святитель Филарет считал общеправославный канонический сборник, «Книгу правил», практическим источником церковного права. «Православные верят, — авторитетно заявляет он, — что восточно-кафолическая Церковь наздана [устроена — П.Д.] есть на основании апостол и пророков, сушу краеугольну Иисусу Христу, и ограждена правилами Св. Соборов и св. отец; что сих правил всемерно должно держаться и только по настоятельной необходимости допускать дополнения к ним, им не противныя»28... «По моему мнению, — пишет он в другом месте, — церковное управление твердо дотоле, доколе страшимся переступить через рубеж правил: как скоро переступим однажды по какому* либо произвольному рассуждению, то уже трудно будет определить, где остановиться. Один шаг через рубеж правил подвергает опасности многое и подает строгим ревнителям случай к нареканию»29.
24 Исключение составляют правила о церковных наказаниях. Они кодифицированы на Поместном Соборе 1917-1918 гг. под названием «Устав о церковных наказаниях», в котором содержится 175 статей. См.: Государственный архив Российской Федерации, фонд 3431 - Всероссийской Церковный Поместный Собор (Священный Собор), опись 1, дело 174 - Доклады отделов и комиссий, представленные на рассмотрение общего собрания, лл. 122-151.
25 Цит. по: Наумов Д. Там же, с. 15.
26 Там же, с. 15-16.
27 Там же, с. 16.
28 Там же, с. 17.
29 Там же, с. 17.
Богатое наследие святителя Филарета подтверждает, что сам он в своей архипастырской практике по управлению клиром и паствой держался строго канонической основы. Он широко пользовался канонами Вселенской Церкви в своей обширной переписке по каноническим вопросам, часто применял их в конкретной епархиальной жизни Московской митрополии.
Очень важным является вопрос, какими принципами руководствовался святитель Филарет в приложении древних церковных правил к современным ему условиям и потребностям церковной жизни. Он прекрасно понимал, что каноны не могут употребляться так, как употребляется свод гражданских законов. Нужно учитывать, что некоторые древние вселенские правила, удовлетворяя общехристианским неизменным принципам церковной жизни, в то же время были приспособлены к обстоятельствам и условиям своего времени и места. Учитывая это, святитель Филарет придерживался следующего взгляда: «Сущность древних правил сохраняется в Церкви неизменно, несмотря на то, что некоторые черты оных применены к особенным обстоятельствам времени и места»30. Таким образом, в правилах он выделял, с одной стороны, неизменное и нерушимое начало, с другой, отмечал в них и некоторые черты, которые делают возможным применять их к временным местным потребностям и условиям церковной жизни31.
Из всего состава общеправославных церковных правил святитель Филарет особо выделял фундаментальные каноны, которые ставил очень высоко. «Коренные церковные постановления суть те, — отмечал он, — без которых Церковь не была бы истинною, единою, святою, соборною и апостольскою Христовою Церковью, неодолимою вратами адовыми, с нарушением которых Она потеряла бы характер православия, или освящающую силу таинств, или чистоту и твердость иерархии, с Ея непрерывным, от сошествия Святаго Духа и апостолов друг друга прииматель-ным преемством благодати священнодейственной, или, наконец, утратила бы характер святости нравственной, чрез принятие правил жизни, противных учению Христову»32. Такие правила, составляя «существеннейшее основание церковного управления и суда»33, не могут нарушаться ни в каком случае.
Но и относительно правил менее существенных, святитель Филарет считает, что некоторое отклонение от них может быть терпимо лишь по «благословной причине»34. При этом надо иметь ввиду, чтобы отступление от правила не могло «причинить соблазн православному народу и другим Православным Церквам»35.
30 Там же, с. 22.
31 Об этом свидетельствуют толкования святителем Филаретом некоторых правил.
32 Там же, с. 22-23.
33 Там же, с. 23.
34 Там же, с. 24.
35 Там же.
Рассматривая некоторые обычаи, вошедшие в жизнь Русской Православной Церкви с отступлением от смысла отдельных церковных правил36, святитель Филарет подчеркивал необходимость для таких обычаев «изъясняться и оправдаться перед правилами»37. Некоторое отступление от правил возможно лишь по соображениям человеколюбия и церковной пользы. Такие обычаи не могут отменить обязательность древнего вселенского правила. Они сами должны приближаться к правилам с тем, чтобы постепенно окончательно слиться с ними. Сторонникам же строгого исполнения всякого церковного правила святитель Филарет сформулировал четкий ответ: «Я боюсь строгости для других, потому что боюсь ея для себя»38.
В свое время отцы VI Вселенского Собора, имея ввиду внешние препятствия в соблюдении точности канонов, предложили следующее правило: «Нуждою времени и препятствиями в соблюдении точности не должны стестяемы быти пределы управления» (VI, 37).
Рассмотрим подробнее, в качестве примера, обычай Русской Православной Церкви рукополагать во пресвитера и диакона в более раннем возрасте, чем это предписывает 14 правило VI Вселенского Собора. Этот вопрос святителю Филарету пришлось разъяснять еще в 1856 году. В своем разъяснении он отмечает, что отступление от древних правил в Русской Церкви «введено за 130 лет доныне, и укоренено привычкою»39. Святитель Филарет оправдывает уклонение от церковных правил «уважительными причинами, по которым оно допускалось как в древней, так и в Русской Церкви. В доказательство он указывает на пример св. Тимофея, которого св. апостол Павел «первее диаконом, потом иереем, таже и епископом, млада еще леты, постави»40. Несоблюдение правила о тридцатилетнем возрасте для священника «можно видеть и в святых»41.
Святитель Филарет разъяснял вопрошавшим его, что уклонение от правил о возрасте произошло в Русской Православной Церкви по причи-
36 Примером могут служить следующие обычаи: относительно возраста кандидатов на священные степени (VI, 14, 15); относительно сроков прохождения служения на низших иерархических степенях (Сард. Соб. пр. 10); относительно доступа мирян в алтарь (VI, 69); относительно наследственной передачи церковных мест (Ап. пр. 76). Обычай награждать духовенство церковными отличиями и государственными орденами, хотя не является прямым отклонением от древних церковных правил, поскольку правил о награде нет, святитель Филарет, однако, считал его «отступлением от древнего чина». В письме к обер-прокурору Святейшего Синода А.П. Ахматову он писал: «Нам, которых доверчиво, и вместе поучительно, называют духовными, должно пещись о внутренних и духовных украшениях. Тем, которые вводили разнообразие украшений, надлежало иметь проницательную и осторожную мысль. Но, когда обычай установлен, неудобно сделать ненужным то, в чем прежде нужды не знали». Святитель Филарет принимал этот обычай как снисхождение в духе терпимости, но чтобы награды не были причиной тщеславия, честолюбия и гордости (см.: Наумов Д. Там же, с. 47).
37 Там же, с. 48.
38 Из письма свт. Филарета к А.Н. Муравьеву о нахождении мирян в алтаре (см.: Наумов Д. Там же, с. 43).
39 Филарет (Дроздов), свт. Собрание отзывов и мнений. Т. IV. СПб., 1885, с. 143.
40 Минея четья. Книга житий святых. Январь. 8 изд. М., 1897, с. 521.
41 В 1852 г. святитель Филарет рассматривал записку проф. прот. А.В. Горского под заглавием: «О некоторых святых мужах, прежде тридцати лет поставленных в пресвитера». В записке были указаны три лица. Святитель Филарет прибавил к ним и свт. Афанасия Великого.
не предписания «Духовного регламента» предпочитать ученых кандидатов священства неученым. По его словам, возникло «обыкновение [обычай — П.Д.\ производить ученых во священника ранее тридцатилетнего возраста по двум уважительным причинам: во-первых потому, что они высших возрастом превышают познаниями, во-вторых потому, что когда они пробыли лет десять или более в училищах, из которых, вследствие надзора за поведением, так же как и за учением, ненадежные каждый год извергаются, а надежные постоянно руководствуются к благочинию и благонравию, то после сего добрый училищный аттестат есть не менее надежное ручательство за ожидаемое от них поведение, нежели тридцатилетний возраст тех, которые не прошли сего искуса училищного»42. В то же время, святитель Филарет не одобрял обычая рукополагать во иерея неученых или недоученных ранее тридцатилетнего возраста. В 1834 году он писал к А.Н. Муравьеву: «Если испросят позволения посвящать во священники неученых прежде 30 лет возраста, то сделают дело, сколь противное церковным правилам, столь же вредное для управления. Эти люди теперь обыкновенно исключенные ученики, т. е. выброшенные как не годные. Их долго надобно испытывать, чтобы годились во священники, а раннее производство во священника из таковых дает самых худых священников»43. Святитель Филарет считал необходимым установить следующее правило: «Неученых и недоученных в училищах производить во священника только по нужде, и с точным соблюдением соборного правила, чтобы сие было не ранее тридцатилетнего возраста»44. Д. Наумов, обобщая практику святителя Филарета по управлению Московской епархией, делает следующий вывод: «Митрополит Филарет не считал общим практическим правилом уклонение от правил о возрасте священнослужителей: он видел в этом только «снисхождение», оправдываемое «нуждою»45. «Руководясь таким взглядом, святитель Филарет выражал желание, чтобы церковная практика постепенно возвращалась к древним правилам. Он находил неудобным сразу исправить уклонение от этих правил, утвердившееся давним обычаем»46. А.Н. Муравьеву святитель отвечал: «Если решиться не производить во священники 23-летних образованных, необходимо будет производить 30-летних необразованных. Будет ли лучше?»47 Те, кому в Христовой Церкви дана власть управлять Ею, призваны руководствоваться в своих решениях церковной пользой и заботой о спасении каждого православного христианина.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что в наше время, когда разномыслие в мире разливается широким потоком как в вопросах веры, так и в воззрениях о спасении каждого конкретного человека, в оценке зна-
42 Наумов Д. Там же, с. 31.
43 Там же, с. 31-32.
44 Там же, с. 32.
45 Там же, с. 32. Ср.: Филарет (Дроздов), свт. Письма к архиеп. Тверскому Алексию. М., 1883, с. 146.
46 Наумов Д. Там же, с. 33.
47 Там же.
чения Церкви в этом великом деле, представляется весьма важным знание каждым православным христианином несложной, но непреложной истины: искупление от греха и спасение людей совершено Богочеловеком Господом Иисусом Христом; усвояются плоды искупления верующими людьми в любых исторических условиях с помощью даров Святого Духа, посылаемых каждому христианину в таинствах Христовой Церкви при деятельном и свободном участии в этом подвиге самого спасаемого. Церковь Христова всем своим существом и многоразличным опытом призвана Спасителем содействовать спасаемым в их стоянии в великой Евангельской Истине и преуспеянии в деле совершенствования и роста во Христе.
Эта задача в одинаковой мере стоит перед каждым членом Святой Церкви, кем бы он в ней не являлся. Что касается даров и служений в Церкви то они различны, но каких-либо видимых преимуществ по отношению к другим членам Церкви они не дают. Всякий дар свыше должен быть применен по назначению к общему благу церковного организма. Только надлежащее использование даров, посылаемых Богом в святой Христовой Церкви, может давать надежду их носителю на Божие милосердие и любовь. Соработничество Богу — вот идеал к которому каждый православный христианин призван стремиться.
Христианину, стремящемуся к совершенству, к богоуподоблению и спасению, приносящему свои силы и таланты на алтарь Церкви во славу Божию, Господь укажет пути и внешнего служения в рамках государства и общечеловеческом масштабе. Такое служение призвано быть конкретным проявлением любви к Богу и людям — этого фундаментального начала Ветхого и Нового Заветов.
Источники
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1983.
2. Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. М., 1992.
3. Православный богослужебный сборник. М., 1976.
4. Чиновник архиерейского священное лужения. Кн. I. М., 1982.
5. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Вып. 3, прил. к Деяниям второе. Введение к приходскому Уставу. М., 1994.
6. Устав Русской Православной Церкви. СПб., 2000.
7. Устав о церковных наказаниях. Всероссийский Церковный Поместный Собор (Священный Собор). Фонд 3431, опись 1, дело 174 — Доклады отделов и комиссий, представленные на рассмотрение общего собрания Поместного Собора 1917-1918 гг.
8. Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катихизис. Варшава, 1931.
9. Минея четья. Книга житий святых. Январь. 8 изд. М., 1897.
Цитируемая литература
1. Аквилонов Е., прот. Новозаветное учение о Церкви. 2 изд., испр. и доп. СПб., 1904.
2. Афанасьев Н., протопр. Церковь Духа Святаго. Париж, 1971.
3. Игнатий (Брянчянинов), свт. Судьбы Божии. Издание Московской Патриархии, 1991.
4. Наумов Д. Филарет, митрополит Московский, как канонист. М., 1893.
5. Русская Православная Церковь и право. М., 1999.
6. Стратилатов И. Древность и важность апостольских правил. СПб., 1996.
7. Филарет (Дроздов), свт. Письма к архиепископу Тверскому Алексию. 1843-1867. М., 1883.
8. Филарет (Дроздов), свт. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам. Тт. 1-5.СПб., 1885.
Литература по теме
1. Адельгейм П.Б., прот. Догмат о Церкви в канонах и практике. Псков, 2003.
2. Антоний (Храповицкий), архиеп. Нравственная идея догмата Церкви. М., 1909.
3. Барков И. Церковь Христова и Царствие Божие. Казань, 1910.
4. Бобринский В., прот. Церковь и евхаристия. Доклад на богословской конференции РПЦ «Православное учение о Церкви». Москва, 17-20 ноября 2003 г. http://www.theolcom.ru/uploaded/153-172.pdf
5. Булгаков С., прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви. 3-е изд. Париж, 1989.
6. Виноградов Н.И. Будущность Церкви Христовой и всего мира в их взаимном отношении. Догматико-экзегетическое исследование. М., 1884.
7. Владимир (Сабодан), митр. Рождество Христово открыло нам Бога и самих себя / Владимир (Сабодан), митр. Проповеди. Т. 1. Киев, 1997, с. 21-23.
8. Владимир (Сабодан), митр. Экклезиология в отечественном богословии. Киев, 1997.
9. Гавриил, старец Седмиезерной пустыни, прп. Учительство благодати Божией / Симеон (Холмогоров), архим. Един от древних: схиамандрит Гавриил, старец Седмиезерной и Спасо-Елеазаровой пустыней: Жизнеописание. Творения. Письма. М., 2003, с. 406-409.
10. Даниил, митр. Молдавский и Буковинский. Единство Церкви, его природа и цель. Доклад на богословской конференции РПЦ «Православное учение о Церкви». Москва, 17-20 ноября 2003 г. http://www.theolcom.ru/uploaded/ 057-063.pdf
11. Елевферий, митр. Соборность церкви. Божие и кесарево. Париж, 1938.
12. Жаворонков О., свящ. Священник Павел Флоренский как экзегет. Дипл. раб. СПб., 2001, [машинопись].
13. Иануарий (Ивлиев), архим. Церковь как эсхатологическая реальность в мире. Доклад на IV Межрегиональных образовательных Знаменских чте-
ниях. СПб., 2003. http://www.mitropolia-spb.ru/rus/conf/znambibl03/ liannuary. shtml
14. Иванов А. О небесной Церкви // Богословский вестник, 1896, декабрь.
15. Иеремия, архиеп Вроцлавский и Щетинский. Стук тура Церкви: Вселенская Церковь — Поместная Церковь — епархия — приход. Доклад на богословской конференции РПЦ «Православное учение о Церкви». Москва, 17-20 ноября 2003 г. http://www.theolcom.ru/uploaded/064-075.pdf
16. Иларион (Троицкий), свщмч. Очерки из истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912.
17. Иларион (Троицкий), свщмч. Священное Писание и Церковь // Голос Церкви, 1914, 3. http://www.bible-mda.ru/e-books/html/ilarion_troicky-scripture-n-church.html
18. Иларион (Троицкий), свщмч. Христианства нет без Церкви. Ставрополь, 1994.
19. Иоанн (Шаховской), еп. Тайна Церкви. Нью-Йорк, б/г.
20. Каленчук С., диак. Экклезиологические взгляды прот. Георгия Фло-ровского. СПб., 2004.
21. КатанскийА. О научно-богословских определениях Церкви. СПб., 1894.
22. Катанский А. О постановке трактата о Церкви в науке догматического богословия. СПб., 1894.
23. КиприанКарфагенский, свт. О единстве Церкви. Творения. Ч. 2. Киев, 1891.
24. Корсунский И.Н. Определение понятия о Церкви в сочинениях Филарета, митрополита Московского. СПб., 1895.
25. Кремлевский П.М., свящ. Нужна ли Церковь христианину. Апологи-тический очерк о значении и необходимости Церкви. 5 изд., испр. и доп. СПб., 1913.
26. Литинский А., прот. Воззрение A.C. Хомякова на догмат о Церкви. Курсовое сочинение. ЛДА, 1960.
27. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Богословские труды, сб. 8. Москва, 1972.
28. Лосский Н., диак. Соборность (кафоличность) и первенство в православной экклезиологии (Доклад на богословской конференции РПЦ «Православное учение о Церкви». Москва, 17-20 ноября 2003 г.). http: //www. theolcom. ru/uploaded/090-093.pdf
29. Любак А. Парадокс и тайна Церкви. «Нова ет сетера», 1988.
30. Мак арий (Оптинский), прп. О духовном руководстве / Письма велики-хОптинских старцев, XIX в. М., 2001.
31. Новожилов A.B. Проблема научно-богословского определения Церкви и вопрос о границах Церкви. Дипломная работа. СПбДА, 2004, [машинопись].
32. Новоселов М., мч. О триединстве догмата, аскезы и мистики: Догмат и мистика в Православии, католичестве и протестанстве. М., 2003.
33. Потехин С., свящ. Первое искушение Церкви Христовой: Царство небесное и социализм. СПб, 1913.
34. Потехин С., свящ. Второе искушение Церкви Христовой: Невидимая божественная природа Церкви и рационализм. СПб, 1913.
35. Правдолюбов С., прот. Святость — наше общее призвание / Православный церковный календарь. Изд-е Соловецкой обители, 2006, с. 294-295.
36. Православное учение о Церкви. Материалы богословской конференции 17-20 ноября 2003 г. М., 2003.
37. Самарин Ю. Вступительная статья к работе А. С. Хомякова «Церковь одна». М., 1900.
38. Сильвестр (Малеванский), еп. Учение о Церкви в первые три века Христианства. Исторический очерк. Киев, 1872.
39. Сергий (Страгородский), патр. Есть ли у Христа наместник в Церкви? // ЖМП, 1944, с. 13-18).
40. Скутерис К. Церковь, «преисполненная Святой Троицей». Доклад на богословской конференции РПЦ «Православное учение о Церкви». М., 17-20 ноября 2003 г. http://www.theolcom.ru/uploaded/043-056.pdf
41. Смирнов П. Из учения о Церкви и ее истории. СПб., 1903.
42. Троицкий В. Очерки из истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912.
43. Троицкий В. Триединство Божества и единство человечества. М., 1912.
44. Тышкевич С., свящ. Учение о Церкви. Париж, 1931.
45. Тышкевич С., свящ. Церковь Богочеловека. Львов, 1993.
46. Феофан (Быстров), архиеп. О царствии Божием, пришедшем в силе / Бэттс Р., Марченко В. Духовник царской семьи. М., 1994, с. 197-200.
47. Филарет (Дроздов), свт. Письма к А.Н. Муравьеву, 1832-1867. Киев, 1869.
48. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах / Флоренский П., свящ. Собрание сочинений. Под ред. H.A. Струве. Т.4. Париж, 1989.
49. Флоренский П., свящ. Понятие о Церкви в Священном Писании. Дог-матико-экзегетические материалы к вопросу о Церкви // Богословские труды, сб. 12, М., 1974.
50. Хилков Д.А. О благодатном единстве членов Церкви Христовой / Новоселов М.П. Письма к друзьям. М., 1994.
51. Хомяков А. Церковь одна. Т .2. М., 1900.
52. Церковь. Ее свойства и благодатная жизнь. М., 1910.
53. Цхай С.А. Учение о Церкви в свете догмата о Святой Троице в русском богословии с середины XIX в до второй половины XX в. Дипломная работа. СПбДА, 2005, [машинопись].
54. Цыпин В., прот. К вопросу о границах Церкви // Богословские труды. Юбил. сборн. к 300 летию МДА. М., 1986.
55. Цыпин. В., прот. К вопросу о соборности и Соборах. Доклад на богословской конференции РПЦ «Православное учение о Церкви». Москва, 17-20 ноября 2003 г. http://www.theolcom.ru/uploaded/081-089.pdf
П.А. Дудинов, профессор СПбДА, кандидат богословия
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.