рекреационная география и туризм
Научная статья УДК 911.7
DOI: 10.18384/2712-7621-2024-1-137-153
священные места как памятники наследия и объекты туризма: географические аспекты
Григорьев Ал. А.
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, Российская Федерация; E-mail: aleksey.megalit@yandex.ru; ORCID: 0000-0001-8187-9851
Поступила в редакцию 12.09.2023 После доработки 22.01.2024 Принята к публикации 09.02.2024
Аннотация
Цель. Исследование священных мест как географических образований и как объектов наследия и туризма, разработка их классификации, изучение возникновения рассматриваемых объектов и трансформации.
Процедура и методы. Материалами исследования послужили полевые экспедиции автора и анализ данных других специалистов и путешественников. Основной метод исследования - систематизация данных, результатом которой явилась классификация священных мест, их частичное картографирование. Сравнительный метод позволил выявить связь объектов древнего ориентирования и священных мест, а также их трансформацию. Результаты. Предлагается определение священных мест (почитаемых мест, святынь), подчёркивается роль духовной составляющей при их выделении. Выполнена классификация почитаемых мест, выделены религиозные (святые) места и священные места культуры. Все почитаемые места разделены на природные и природно-рукотворные (в которых доминирующая рукотворная часть неотрывна от природной, от места, на котором она возникла). По значимости, известности - на локальные, региональные, национальные и наконец, всемирные. Различаются также молодые и древние святыни. Определено, что с течением времени происходит трансформация древних священных мест. Новые священные места чаще всего возникают на месте старых, причём последние иногда целиком разрушаются.
Теоретическая и/или практическая значимость. Выполнена системная оценка священных мест. Показано, что большинство священных мест становится таковыми после того, как
© CC BY Григорьев Ал. А . , 2024.
они начинают использоваться для ориентирования в пространстве и во времени как необходимого условия для безопасной жизнедеятельности.
Ключевые слова: природные, природно-рукотворные святыни, священные места, трансформация, ориентирование, наследие, туризм
Original Research Article
SACRED PLACES AS HERITAGE MONUMENTS AND OBJECTS OF TOURISM: GEOGRAPHICAL ASPECTS
Al. Grigoriev
Herzen State Pedagogical University of Russia,
nab. reki Moiki, 48, St. Petersburg 191186, Russian Federation;
E-mail: aleksey.megalit@yandex.ru; ORCID: 0000-0001-8187-9851
Received 12.09.2023 Revised 22.01.2024 Accepted 09.02.2024
Abstract
Aim. The study of sacred sites as geographical formations, the development of their classification, to study the emergence of the sites in question and their transformation, the study of heritage and tourism objects.
Procedure and methods. The research materials were field expeditions of the author and data analysis of other specialists and travelers. The main method of research is the systematization of data, which resulted in the classification of sacred sites, their partial mapping. The comparative method made it possible to identify the connection between objects of ancient orientation and sacred sites, as well as their transformation.
Results. The definition of sacred places (also revered places, shrines) is proposed, the role of the spiritual component in their allocation is emphasized. The classification of revered places has been carried out, religious (holy) places and sacred places of culture have been identified. All revered places are also divided into natural and natural-man-made (in which the dominant man-made part is inseparable from the natural, from the place where it originated). Local, regional, national, and finally world-wide are distinguished by their significance and fame among the sacred places. Young and ancient shrines also differ. The appearance of sacred places took place in notable (non-ordinary) places. It was they who became landmarks, without which safe life was impossible. It is shown that the transformation of ancient sacred places took place over time. New sacred places most often arose in place of the old ones, and the latter were sometimes completely destroyed and sometimes not inherited.
Research implications. A systematic assessment of sacred sites has been carried out. It is shown that the majority of sacred sites become sacred after they are used to orientate in space and time as a prerequisite for safe living.
Keywords: natural, man-made shrines, sacred places, transformation, orientation, heritage, tourism
Введение
Согласно существующим философским представлениям под понятием «священное», а также «святое и сакральное» (к которым относятся рассматриваемые места), обычно подразумевается объект исключительной значимости и непреходящей ценности [3; 11; 13; 14]. Подчеркнём, речь идёт не об объектах, а именно о местах, включающих или не включающих рукотворные объекты, т е о географических феноменах с обязательной природной основой, священных, почитаемых местах или святынях. Главное в таких местах не эстетическая, не хозяйствен-
ная, не какая-либо другая ценность, а духовная составляющая (рис 1) Причём далеко не всегда религиозная . Такие места объединяют людей духовно Среди многих высказываний-размышлений на эту тему особенно точно определение И . Гете: «Что свято? - То, что связует много душ» . С этим согласен и Г Гегель1 Именно поэтому священные места не ограничиваются только всем известными и широко распространёнными религиозными феноменами . Об этом свидетельствует и банк данных особых мест, собранный автором, в т ч и по территории России (рис. 2, табл . 1) .
Рис.1 / Fig. 1. Храм Покрова на Нерли на небольшом возвышении, незатопляемом паводком . Владимирская область / The Church of the Intercession on the Nerl is on a small hill, not flooded by flood . Vladimir region
Источник: Викимедиа: [сайт]. URL: https://avatars. mds.yandex. net/i?id=2a0000018ead6b1a eb458de20912220af00d-1524622-fast-images&n=13 (дата обращения: 10.09. 2023)
1 Гегель Г. В . Ф . Собрание сочинений в 4 т. Т. 3: Эстетика / под ред. М. Лифшица, . М . : Искус -ство,1971. 340 с.
Рис. 2/ Fig. 2. Избранные священные места на территории России. Номера соответствуют названиям их местоположений (табл. 1) / Selected sacred places on the territory of Russia. The numbers correspond to the names of their locations (Table 1).
Источник: составлено автором
Таблица 1/ Table 1
Избранные священные места на территории России / Selected sacred places on the territory of Russia
№ Топоним Геопространство Координаты Вид святыни Гос. охрана
1 Пидан гора, хребет Сихотэ-Алинь, Приморский край . 43°04' с . ш . 132°41' в . д. древняя святыня (мегалиты) нет охраны
2 Амурские столбы хребет Сихотэ-Алинь . Хабаровский край 51° 04' с . ш . 138°10' в . д. древняя святыня (мегалиты) памятник природы
3 Кисилях возвышенность, хребет Черского 67° 56' с . ш . 135°09' в . д. св религ место (мегалиты) памятник природы
4 Маньпупунёр платообразная возвышенность, Республика Коми 62° 15' с . ш. 59° 17' в . д . св религ место (мегалиты) геол . памятник, часть заповедника
5 Дивногорье платообразная возвышенность, Воронеж . обл . 50 58' с . ш . 39° 18' в . д. св религ место, др . святилище музей-заповедник
6 Петербург Приневская низина, Ленинградская обл . 59° 57' с . ш . 30° 19' в . д. св . место культуры сосредоточие охр . пам . , объект ЮНЕСКО
7 Москва Московско-Окская равнина и Смоленско-Московская возвышенность 55° 45'с . ш . 37°37' в . д . св . место культуры сосредоточие охр . пам . , объект ЮНЕСКО
№ Топоним Геопространство Координаты Вид святыни Гос. охрана
8 Укок Плоскогорье, Алтай, Республика Алтай 49° 18' с. ш . 87° 35' в . д . св место культуры и религии природный парк, объект ЮНЕСКО
9 Волгоград (Сталинград) Приволжская возвышенность и Сарпинская низменность, Волгоградская обл. 48°42' с . ш . 44° 30' в . д. св . место культуры сосредоточие охраняемых памятников
10 Красноярские столбы Восточные Саяны, окраина г. Красноярск 55° 43' с . ш . 92° 46' в . д. св религ место, др . святилище нац . парк, объект ЮНЕСКО
11 Байкал котловина между Лено-Ангарским плато и Забайкальскими хребтами 53° 13' с. ш . 107°45' в . д. св место культуры и религии частичная охр. , объект ЮНЕСКО
12 Светлояр Волго-Ветлужская низменность, Нижегородская обл. 56 °49' с . ш . 45° 05' в . д. св место культуры и религии памятник природы
13 Ладожское озеро южная окраина возвышенности Балтийского щита 60° 50' с . ш . 31° 33' в. д. св . место культуры частичная охрана
14 Богдо гора, Прикаспийская низменность, Астраханская обл . 48° 08' с. ш . 46° 49' в . д. религиозное св место памятник природы, заповедник
15 Валаам острова, Ладожское озеро, Республика Карелия и Ленинградская обл. 61° 22'с. ш . 30° 56' в . д. св место культуры и религии статус охраны обсуждается
16 Соловки архипелаг островов, Белое море, Архангельская обл 65 01' с. ш . 35° 42' в . д. св место культуры и религии статус охраны обсуждается, объект ЮНЕСКО
17 Куликово поле Алаунские высоты, Тульская обл. 53° 36' с. ш . 38 °40' в . д. св . место культуры музей-заповедник
18 Пушкино-горье Пушкинские горы, Великорецкая равнина, Псковская обл . 57° 03' с . ш . 28° 55' в . д. св . место культуры музей-заповедник
19 Прохоровкое поле Средне-Русская возвышенность, Белгородская обл. 51° 01' с. ш . 36° 40' в . д. св . место культуры музей-заповедник
20 Бородинское поле Смоленско-Московская возвышенность, Московская обл. 55° 31' с. ш . 35° 49' в . д. св . место культуры военно-истор . музей-заповедник
К ним относятся, например, места, где жили выдающиеся люди, которые своими знаниями, делами, душой духовно привлекали многих людей. Например, в Германии это места, связанные с жизнью И . Гёте, а в России -А . Пушкина или Л . Толстого . Священными могут быть места сражений, т. е .
Источник: составлено автором
земля, на которой пролилась кровь её защитников . Примером может служить «Невский пятачок» на левом берегу р . Невы и крепость Орешек на островке в истоке Невы (рис. 3) .
Священными становятся места, связанные с возникновением на них какого-либо события религиозного ха-
Рис. 3 / Fig. 3. Крепость Орешек на островке в истоке р . Невы, место ожесточенных сражений, в т. ч. в петровское время и в период Великой Отечественной войны / Oreshek Fortress on an island at the source of the Neva River, the site of fierce battles, including during the Peter the Great period and the Great Patriotic War
Источник: Викимедиа: [сайт]. URL: https://pic.rutubelist.ru/video/7a/a4/7aa491411b426f55
cbdddfd49aa502f8 jpg (дата обращения: 10. 09.2023)
рактера [11], например, явления Девы Марии. Таковыми являются многие озёра, источники и даже камни . Любое место, на котором построен храм или часовня, также считается священным . Причём с позиции религии такие места называются святыми . Философ Н . Бердяев справедливо утверждал: «существует не только священное предание церкви, но и священное предание культуры . . . » [1].
Таким образом, все священные места подразделяются на места культуры (гражданские) и религиозные места. Кроме того, они также дифференцируются на природные и природно-ру-котворные. Среди природных священных мест выделяются озёра, реки,
горы (холмы), скалы, источники, рощи деревьев и отдельные деревья При-родно-рукотворные священные места включают в себя, в частности, поля сражений и монастыри, некоторые крепости и дворцово-парковые ансамбли, города и даже некоторые страны . При этом обязательным элементом природно-рукотворных священных мест является их природное окружение, земля, на которой они расположены Примером дворцово-парковых ансамблей служат Версаль во Франции и Петергоф в России - как высшие создания культуры, духа народа
Священные места подразделяются по своему масштабу и уровню восприятия Самые небольшие по площади и
¡$$N2712-7613 ^
значимые для нескольких людей или даже для одного человека философ М . Элиаде [13] предложил называть священными местами личной вселенной Это может быть могила предков или даже место первой любви . Выделяются локальные, региональные, национальные и мировые святыни . Пушкинские места в Псковской области принадлежат к национальным священным местам России Гора Арарат в Турции, на которую, согласно Библии, приземлился Ноев ковчег, является мировой святыней . Череменецкий монастырь на одноименном озере в Ленинградской области принадлежит к региональным святыням
Среди священных мест выделяются города, причём не только по религиозным, но и по культурным соображениям: Рим и Мекка, Москва и Иерусалим, Лхаса и Севастополь Столицы обычно считаются священными К наиболее масштабным священным местам относятся и некоторые страны - Египет, Индия, Россия и др
Не одинаков и возраст священных мест Среди них есть совсем молодые, возникшие едва ли не на наших глазах, например, г. Сталинград (ныне Волгоград), расположенный на правом берегу Волги, известный Сталинградской битвой (1942-1943 гг. ) Одному из главных центров становления Древней Руси - Киеву - по новейшим данным, около 1500 лет (по другим данным, -около 1200 лет) .
Древнейшие священные места и их трансформация
В глубокой древности почитаемыми становились самые разнообразные природные места, отличающиеся от других своим своеобразием Тако-
| 2024 / № 1
вы могли быть необыкновенные, необычной формы скалы или деревья, происхождение которых связывали со сверхъестественными силами . Примером может служить огромный холм в виде башни в штате Вайоминг в США («Девилс-Тауэр», или «Башня дьявола»), которой издавна поклоняются индейцы
Разумеется, со сверхъестественными силами связывались и различные динамичные явления, нередко приводящие к разрушению ландшафта, вызывающие заболевания и даже гибель людей . В Японии священной является гора - действующий вулкан - Фудзияма Страшным бедствием для землян считается падение небесных тел, нередко сопровождающееся огнём от пожаров . Места их падения всегда считались связанными с божественными силами и нарекались священными
В Древнем мире людей привлекали некоторые реки, озёра, горы, как приносящие людям пользу, так и поражающие их своей необычностью или вызывающие бедствия . Хотя и не сразу такие феномены рассматривались как места общения со сверхъестественными силами и постепенно становились почитаемыми
Нередко на почитаемых природных местах создавались святилища, различные знаки (рисунки на скалах -петроглифы) и сооружения, которые закрепляли их почитание Примером могут служить наскальные рисунки Саймалы-таш в горах Тянь-Шаня в Киргизии, созданные в III тысячелетии до н э Аборигены считают, что это священные послания предков
Автор согласен с мнением, что многие древние священные места сначала использовались для ориентирования,
Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems
являлись основой жизнедеятельности, залогом безопасности [3; 4]. К ним относятся заметные природные феномены - холмы, скалы, озёра, реки на поворотах, рощи деревьев и даже отдельные деревья . Необыкновенные сами по себе или затронутые каким-либо внешним явлением (молнией, падением метеорита, непонятным чудесным явлением и т. п . ). Ведь ориентирование, как в пространстве, так и во времени (по Солнцу), было присуще многим объектам [2; 4; 6; 7; 8; 9; 10; 12; 14]. Подобные места нередко закреплялись какими-то рукотворными сооружениями, и именно они становились священными . Многие
мегалитические сооружения, а также каменные лабиринты, используемые для ориентирования, вместе с местом своего расположения становились священными . Один из самых известных - Стоунхендж в Англии .
Выявлено, что некоторые христианские святыни на территории Франции, сооружённые на месте расположения мегалитов (бывших также святилищами), маркируют так называемую Линию Путешественников (Линию Розы) [3]. Она располагается вдоль нулевого меридиана (рис. 2). В Западной Европе обнаружены сети в священных местах, в т ч мегалитах, навигационного назначения [14]. Такая же древняя сеть,
Рис. 4 / Fig. 4. «Линия путешественников», соединяющая древнейшие центры ориентирования по Солнцу, ныне маркированные церквями / The "Line of travelers" (in the image of the GOOGlE resource), connecting the oldest centers of orientation by the Sun, now marked with churches
Источник: составлено автором с использованием ресурса Google . Карты: [сайт].
URL: https://www. google . ru/maps/ (дата обращения: 03.09.2023)
отчасти маркированная христианскими сооружениями (наследующими древние священные места), обнаружена в России [3].
Вспомним того же Н Бердяева, который справедливо отмечал, что сама культура произошла от культа (т е от священных мест) А теперь доказывается, что большинство таких мест возникли там, где осуществлялось ориентирование в пространстве и во времени
Со временем происходит трансформация священных мест, чаще всего связанная со сменой населения, другими идеологическими представлениям Например, места с петроглифами в республике Карелия в Беломорье (За-лавруга) и на западном берегу Онежского озера для современных обитателей (русских и карелов) этих древних священных мест (места с петроглифами по мере своего возникновения всегда становились почитаемыми) являются чуждыми Впрочем, иногда бывает иначе В Якутии на возвышенности Кисилях существует скопление
мегалитов, представленных преимущественно антропоморфными и зооморфными каменными изваяниями (рис. 5) . Якуты, которые стали осваивать эту территорию и не имевшие к сооружению изваяний никакого отношения, тем не менее стали их почитать Причём неизвестно, по каким соображением - поразились ли они необыкновенностью изваяний или же приняли «эстафету» поклонения непосредственно от их строителей, своих предшественников
В Европе, в особенности в России, дохристианские священные (языческие) места обычно разрушались В ряде случаев их стали называть «чёртовыми местами» (городищами), каковых немало, например, на территории Русской равнины Впрочем, нередко на бывших языческих почитаемых местах воздвигались православные святыни . Так, например, таковым местом является камень Св Пятницы на берегу оз . Врево Ленинградской области (рис 5А) Здесь на камне-мегалите, который, как было доказано, исполь-
А. Камень-мегалит Св. Пятницы, побережье оз. Врево, Ленинградская область
Б. Конь-камень, о. Коневец, Ладожское озере
Рис. 5 / Fig. 5. Камни-мегалиты / Megalith stones
Источник: А - фото Г. Н . Параниной, Б - фото Д . В. Севастьянова
ISSN 2712-7613^
зовался для измерения времени, одно время существовала маленькая церковь, теперь разрушенная [3; 4].
На другом камне, «Конь-камне» на о . Коневец на Ладожском озере, которому поклонялись в дохристианское время, также была сооружена церковь (рис . 5Б) . Примечательно, что в Мурманске на берегу р Колы есть современный мегалит - огромный бетонный памятник защитникам советского Заполярья, находящийся на месте скопления доисторических мегалитов (сильно пострадавших от фашистской авиации)
Священные места как наследие
Священные места - часть нашего наследия, причём наиболее значимая, поскольку для народа духовная составляющая важнее материальной . Как природные, так и природно-ру-котворные места несут информацию об освоении географического пространства, наиболее существенных и запоминающихся моментах его освоения . Именно о таких местах в первую очередь возникают предания, а сами места нередко отображаются в географических названиях
Среди природных святынь, несомненно, выделяются реки . Ведь по их берегам, особенно на больших реках, селились люди, возникали города и религиозные центры Некоторые реки -Рейн, Дунай или Волга - сыграли большую роль в формировании государств Волга, будучи «кормилицей» людей и транспортной артерией, была центром объединения Русского государства, а во время Великой Отечественной войны (на большем своем протяжении) -защитным рубежом
| >024 / № 1
О происхождении древних петроглифов, ставших или не ставших почитаемыми, существуют разные гипотезы . Это просто рисунки с натуры и по ним можно изучать животный мир прошлого. Возможно, живые существа рисовались для совершения обрядов, позволяющих улучшить их добычу Поскольку среди рисунков часто присутствуют изображения солнца и луны (как непосредственно, так и в виде символов - неких существ), предполагается, что такие места являются своего рода древними храмами поклонения Солнцу или Луне Возможно, всё сказанное в той или иной степени верно, и именно в этом отношении такие места являются информаторами о древней культуре, особенностях освоения географического пространства
Специфика отображения живых существ в наскальных изображениях (а их более 15 тыс . ) на скалах возвышенности Тассилин-Аджер (Алжир) в центре пустыни Сахары позволила буквально перевернуть существующие представления о климатических, ландшафтных изменениях и особенностях освоения этого ныне пустынного региона Там были обнаружены рисунки существ, свидетельствующие о более влажном климате, ландшафтах саванн - бегемоты, жирафы, слоны, крокодилы . Что также косвенно свидетельствовало о значительно более благоприятных возможностях для расселения человека, автора петроглифов
В последние годы получены данные об использовании петроглифов для определения времени, календарных целей . Эту гипотезу, в частности, выдвинула Г. Паранина на основе изучения их ориентировки для Беломорских петроглифов [7; 8]. Умение доистори-
Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems
¡$$N2712-7613 ^
ческих народов определять время и создавать календари доказано астрономами, геологами и географами для многих мегалитических сооружений, ставших особо значимыми, священными [2; 4; 6; 7; 8; 9; 10; 12; 14]. Можно назвать, например, широко распространённые круговые структуры -кромлехи, которые успешно использовались для определения времени по солнцу по наблюдению за тенью . Такая гипотеза подкрепляется измерениями, в частности, для самого известного кромлеха - Стоунхендж в Англии и менее известного - Караундж в Армении
Таким образом, не только пространство (ландшафтные особенности), но и время (необходимость ориентирования) сыграли значимую первостепенную роль в формировании священных мест
Такие рукотворные святыни, как места сражений, помогают сохранить память о важных вехах жизни народа, являясь значимыми для воспоминаний о героическом прошлом . Они имеют большое значение для воспитания патриотизма Среди самых старинных на территории России - Куликово поле на Дону, где в 1380 г. произошло сражение войск русских князей с войском Золотой Орды . Примечательно, что, хотя подобные места сохраняются как места истории и культуры, обычно они маркируются и религиозными сооружениями
Как правило, священные места «обрастали» народными песнями, легендами - частью наследия народа. Нередко предания возникали в результате развития какого-либо непонятного, иногда опасного природного явления Такие места связывались с потусто-
| 2024 / № 1
ронними силами или даже существами Так, например, некоторые озёра становились священными вследствие существования в них чудовищ, от которых пропадают звери и люди Таково оз . Уилие-коль (в переводе - Священное) на плато Саандингас в Казахстане (в Жамбыльской области) . А также оз . Лох-Несс в Шотландии, в котором якобы водится чудовище Несси
Глубоко вошли в сознание русского народа такие почитаемые места, как озеро Светлояр (вспомним град Китеж), оз . Байкал (песня «Священное море») и р Волга (песня «Волга-Волга, мать родная») (рис 6)
Возвышенность Маньпупунёр (в республике Коми) с каменными столбами с плохо сохранившимися антропоморфными и зооморфными ликами, согласно преданию, была местом сражения аборигенов с великанами В необычные каменные существа превратились волшебным путём великаны в другом районе - местечке Шайтан-Жига на Зеравшанском хребте в Узбекистане
Примечательную информацию, такую же ценную, как наследие предков, иногда хранят и географические названия священных мест Некоторые из них содержат корень ман, согласно древнейшим индийским легендам имя первого человека, который спасся от потопа (вошедшее во многие языки и переводимое как мужчина или человек) . Это, например, священное оз Манасаровар (Китай) и упомянутое святилище Маньпупунёр Приведенный топоним Шайтан-Жига также указывает на связь этого священного места со сверхъестественными силами (шайтан по-арабски - демон)
Географическая среда и живые системы / Geographica! Environment and Living Systems
Рис. 6 / Fig. 6. Озеро Светлояр (Нижегородская область), согласно преданиям, место расположения «Невидимого града Китежа, затонувшего в XIII в . и не сдавшегося врагу» / Lake Svetloyar (Nizhny Novgorod region), according to legend, is the location of the "Invisible city of Kitezh, which sank in the XIIIth century and did not surrender to the enemy"
Источник: Викимедиа: [сайт]. URL: https://avatars .mds .yandex.net/i?id=145c32b15042fc05 9fd73a64c47a45c029daa425-12540073-images-thumbs&n=13 (дата обращения: 10 .09 .2023)
Охрана священных мест
Все священные места содержат сведения, значимые для понимания освоения географического пространства, поэтому необходима охрана подобных мест. Сохранение их в памяти людей, а также в виде топонимов, ещё раз подчёркивает необходимость бережного отношения к ним . Священные места разного уровня значимости являются особыми ключевыми точками для любой страны . Ведь они отражают важные моменты его истории и культуры, причём не просто как некие материальные объекты, а как духовные центры . Именно в них заложен и сохраняется опыт прошлого, специфический для жителей разных стран
В настоящее время нет единого подхода к охране священных мест, что связано с разнообразием, возрастом и, главное, делением на религиозные и культурные . Религиозные святыни находятся под эгидой церкви . При этом в стране могут быть святыни разных конфессий Религиозные святыни не охраняются государством за исключением тех случаев, когда они представляют историко-архитектурный интерес. Так комплекс религиозных сооружений Кижи на острове в Онежском озере, включающий деревянный собор, охраняется как историко-архи-тектурный музей-заповедник
Природные святыни охраняются только частично Так, многочислен-
ные Святые озёра, если на их берегах нет церкви или часовни, находятся вне охраны Некоторые озёра, особенно национального масштаба, иногда находятся под эгидой со стороны церкви и со стороны государства Так, Байкал является одновременно национальной святыней России (в культурном отношении), религиозной святыней бурятов и в то же время носителем памяти (в виде каменных изваяний) о древнейших религиозных верованиях
Подобным образом оз Светлояр, на котором произошло чудесное явление с градом Китежем, одновременно является религиозной святыней и священным феноменом нашей культуры Оно значится памятником природы федерального значения
Некоторые горы, особенно выдающиеся в природном отношении, иногда являются и святынями культуры, и религии Таков вулкан Арарат, который для христиан связан с библейской легендой о Потопе Для жителей Армении - это священная гора (в культурном отношении), связанная со многими событиями их истории
Одновременно с этим Арарат, находящийся на территории Турции, охраняется государством, являясь частью Национального заповедника Возвышенность Дивногорье - христианская святыня (о чём говорят пещерные церкви) и в то же время это мегалитическое святилище (об этом свидетельствуют плохо сохранившиеся каменные изваяния) (рис 7)
Места с древними языческими памятниками, многие из которых представляют большой интерес как «предание культуры» (по Н Бердяеву), охраняются очень редко Напротив, чаще они подвергались разрушению, со стороны церкви нередко объявлялись «чёртовыми» Но иногда в таких местах строились и христианские сооружения . В 1930-е гг. на островах в Белом море было массовое разрушение древних, в т ч мегалитических, памятников Объект современного языческого религиозного и церемониального поклонения, петроглифы в Альбукерке в США - охраняется государством как культурное достояние в ранге «Национальный памятник Петроглиф»
А. Зооморфное каменное изваяние/ Zoomorphic stone sculpture
Б. Пещерные церкви в меловых скалах / Cave churches in chalk cliffs
Рис. 7 / Fig. 7. Дивногорье на р . Дон, Воронежская область / Divnogorye on the Don River
Источник: Викимедиа: [сайт]. URL: https://commons. wikimedia. org
(дата обращения: 10.09. 2023)
ISSN 2712-7613
Обычно мегалитические памятники, представляющие большой историко-культурный интерес, у некоторых малых народов России являются священными, причём не они были создателями этих мест. Такова возвышенность Кисилях в Якутии с каменными изваяниями. Якуты, освоившие это место, считают её своей главной религиозной святыней
Некоторые самые выдающиеся природные или природно-культур-ные священные феномены охраняются ЮНЕСКО, например: оз . Байкал, гора-вулкан Фудзияма, Стоунхендж, Соловецкие острова и многие другие .
Туризм на священные места
Священные места по-разному ат-трактивны Некоторые привлекают посетителей преимущественно по религиозным соображениям Например, священный г. Лурд во Франции, где вблизи одной из пещер произошло видение Девы Марии . Однако Валаам в России посещают не только паломники, но и обычные туристы, стремящиеся познакомиться с необыкновенным природно-архитектурным комплексом - святыней нашей культуры .
Доисторические мегалитические памятники в ряде случаев вошли в религиозное сознание местных народов Таким святым местом для народов манси и коми является возвышенность с каменными столбами Маньпупунёр в республике Коми (хотя не они создатели этих 7 мегалитов, геологическое происхождение которых до сих пор необъяснимо, впрочем, сами лики на них считаются игрой природы) . Однако большинство туристов-посетителей этого места не является паломниками
| 2024 / № 1
Также святое место для якутов -возвышенность Кисилях (в переводе -люди) с каменными изваяниями -преимущественно посещают не паломники, а туристы Наконец, древние религиозные святыни, во многом потерявшие свою святость - Стоунхендж в Англии и пирамиды в Гизе в Египте -посещаются туристами как священные места мирового наследия
Святые места, по понятным причинам, преимущественно посещают паломники, исповедующие соответствующую (месту) религию Среди посетителей священного г Лурда (5 млн чел в год) большинство - католики, среди паломников Валаама - православные христиане Количество посетителей священных мест зависит от статуса, известности места, туристической инфраструктуры . Наиболее аттрактивные - Великие пирамиды, расположенные на окраине Александрии в Египте, которые посещают около 9 млн человек ежегодно; город мёртвых Варанаси - около 3 млн человек
Популярность упомянутых мест отчасти объясняется и хорошей туристической инфраструктурой В России сопоставимое с ними количество путешественников отмечается только на Байкале В 2022 г озеро посетило около 3 млн человек Не сопоставимо меньше туристов приезжает на Валаам и Соловки (около 100 тыс . и 60 тыс . человек соответственно) Туристическая инфраструктура там, особенно в Соловках, «желает лучшего»
Следует отметить, что Валаам, Соловки и Кисилях представляют собой священные места, в которых природа не просто фон, а важная составляющая комплекса. Даже существующая нагрузка на ландшафт от посещения
Географическая среда и живые системы / Geographica! Environment and Living Systems
ISSN 2712-7613^
путешественников уже на пределе . Поэтому, например, для Кисилях она не должна превышать 500 человек за сезон [5].
Заключение
Особенность священных мест - наследование одних после разрушения других. Места, весьма специфические, прежде всего, в природном отношении, удивляющие или влияющие на людей своими необыкновенными особенностями, привлекали внимание народы разных культур, вероисповеданий и, таким образом, становились священными для разных народов вне зависимости от хода времени («свято место пусто не бывает») . Впрочем, некоторые места, связанные с выдающимися личностями, сражениями, особо значимые для народа поселения, города, отражённые в людской памяти, в преданиях, также приобретали священный ореол
Практически все древние священные места, возникающие первоначально на заметных, чем-то особенным отличающихся природных местах, становились географическими ориентирами, поскольку без ориентирования в пространстве и, что особенно важно, во времени, невозможно главное -нормальная жизнедеятельность . Пер-
| 2024 / № 1
воначальные природные ориентиры «закреплялись» рукотворными сооружениями, прежде всего религиозного назначения . И только с течением времени необходимость в ориентировании сооружений почти отпала (вследствие использования других способов его осуществления) .
Священные места - это важные носители информации об освоении географического пространства. Это некие ключевые точки на планете . В древности многие из них возникали на необыкновенных, в энергетическом смысле, местах, геологически активных, где земля «дышит», что оказывает особое влияние на жизнедеятельность людей В целом ряде случаев именно в таких местах были впоследствии построены современные религиозные сооружения
Наиболее посещаемыми местами в России являются именно священные . Но они не всегда охраняются государством . Охрана же их осуществляется не непосредственно, а как примечательных в другом отношении Выдающиеся священные места нашей страны -это особые знаковые центры, имеющие глубоко патриотическое значение, могут служить основой для формирования до сих пор не выработанной национальной идеи
Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердяев Н . Философия неравенства // Русское зарубежье .Л. : Лениздат, 1991. С. 47-54.
2. Гегель Г. В. Ф . Собрание сочинений в 4 т. Т. 3: Эстетика / под ред. М. Лифшица,. М. : Искусство,1971. 340 с.
3. Гиенко Е . Г. , Паршиков С. А . , Бубирь Е . А . Святилище «Храм времени» в северной Хакасии: моделирование светотеневой картины // Вестник СГУГиТ, 2020. № 4 . С . 5-18 .
4. Григорьев Ал . А. Священные места планеты как культурное наследие . СПб . : Изд . РГПУ им. А. И.Герцена, 2022. 350 с.
5 . Григорьев Ал . А. , Паранина Г. Н . Культурная география: шаг к истокам? // Вестник
Санкт-Петербургского университета. Серия 7. 2011. Вып. 3. С. 37-45.
6 . Ефимова А. П . , Исаев А. П. Рекреационный потенциал горы Кисилях Янского пло-
скогорья (Северо-Восточная Якутия) // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2019 .Т. 24. № 4. С. 95-107. 7. Марсадолов Л. С. О связях астроисследований на Саяно-Алтае с другими научными направлениями // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2022. № 28 . С. 78-91.
8 . Паранина А. Н. , Марсадолов Л. С. , Григорьев Ал . А. Элементы сакральной навигации
в культурном наследии России: методологические аспекты // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие . СПб: Изд-во РГПУ им. А . И . Герцена, 2020. С . 50-54.
9 . Паранина А. Н . , Паранин Р. В. Инструменты и технологии навигации как основа ан-
тропогенеза // Геология в школе и вузе: Науки о Земле и цивилизация. Петербург: Изд . РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 205-208.
10 . Подосинов А. В. Ex oriente lux. Ориентация по странам света в архаических культу-
рах Евразии . М. : Язык русской культуры, 2010. 345 с.
11. Стафеев С . К. , Томилин М . Г. Пять тысячелетий оптики: предыстория . СПб . : Политехника, 2006. 528 с.
12. Теребихин Н . М. Сакральная география Русского Севера. : Религиозно-мифологическое пространство русской культуры. Архангельск. : ПГУ 1993. 258 с.
13. Хокинс Дж. Расшифрованный Стоунхендж. Обсерватория каменного века (пер . с англ .) М. : Центрполиграф, 2006. 348 с.
14. Элиаде М . Священное и мирское / пер . с фран. Н . К. Гарбовского . М. , Изд-во МГУ 1994 340 с
15 . Devereux. P. Sacred geography. Deciphering hidden codes in the landscape . L. : Octopus Publ. Group, 2010. 160 p .
REFERENCES
1. Berdyaev N. [Philosophy of inequality]. In: Russkoye zarubezhye [Russian abroad], Leningrad, Lenizdat Publ. , 1991, pp. 47-54. 2 . Gienko E . G . , Parshikov S . A. , Bubir E . A . [Sanctuary "Temple of Time" in northern Khakas-sia: modeling of the cut-off picture]. In: Vestnik SGUGiT [Vestnik SGUGiT], 2020, no. 4, pp 5-18
3. Grigoriev Al. A. Svyashchennyye mesta planety kak kulturnoye naslediye. [Sacred places of the planet as cultural heritage] St Petersburg, Izd RGPU im A I Gertsena Publ , 2022 350 p
4. Grigoriev Al. A. , Paranina G. N. [Cultural geography: a step to the origins?]. In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 7 [Bulletin of St . Petersburg University. Series 7], 2011, iss. 3, pp. 37-45.
5 . Efimova A . P. , Isaev A. P. [Recreational potential of Mount Kisilyakh of the Yana Plateau
(North-Eastern Yakutia)]. In: Prirodnyye resursy Arktiki i Subarktiki [Natural resources of the Arctic and Subarctic], 2019, vol. 24, no. 4, pp. 95-107.
6 . Marsadolov L . S . [On the connections of astroresearch in Sayan-Altai with other scientific
directions]. In: Sokhraneniye i kul'turnoye izucheniye pamyati Altayskogo kraya [Preservation and study of the cultural heritage of the Altai region], 2022, no . 28, pp . 78-91.
7 . Paranina A . N . , Marsadolov L. S . , Grigoriev Al . A. [Elements of sacred navigation in the
cultural heritage of Russia: methodological aspects] In: Prirodnoye i kulturnoye naslediye: mezhdistsiplinarnyye issledovaniya, sokhraneniye i sokhraneniye [Natural and cultural heritage: interdisciplinary research, conservation and development] St Petersburg, Izd-vo RGPU im A I Gertsena Publ , 2020, pp 50-54
8 . Paranina A . N . , Paranin R . V. [Tools and technologies of navigation as the basis of anthropo-
genesis]. In: Geologiya v shkole i vuze: Nauki o Zemle i tsivilizatsiya [Geology at school and university: Earth Sciences and civilization], St . Petersburg, Izd-vo RGPU im . A. I . Gertsena Publ. , 2017, pp. 205-208.
9 . Podosinov A. V. Ex oriente lux. Oriyentatsiya po stranam sveta v arkhaicheskikh kulturakh
Yevrazii [Ex oriente lux. Orientation to the cardinal points in the archaic cultures of Eurasia], Moscow, Russkiy Yazyk kultury Publ. , 2010. 345 p.
10 . Stafeev S . K. , Tomilin M . G . Pyat tysyacheletiy optiki: predystoriya [Five millennia of optics:
background], St. Petersburg, Politekhnika Publ. , 2006. 528 p . 11. Terebikhin N . M . Sakralnaya geografiya Russkogo Severa.: Religiozno-mifologicheskoye pros-transtvo russkoy kultury [Sacred geography of the Russian North: Religious and mythological space of Russian culture], Arkhangelsk, PSU Publ. , 1993. 258 p. 12 . Hawkins J. Rasshifrovannyy Stounkhendzh. Observatoriya kamennogo veka (per. s angl.) [Stonehenge deciphered. Observatory of the Stone Age (translated from English)]. Moscow, Tsentrpoligraf Publ . , 2006. 348 p . 13. Eliade M . Le sacré et le profane (Rus . ed . : Garbovsky N . K. , trans . from French . Svyashchen-
noye i mirskoye Moscow, Izd-vo MGU Publ , 1994 340 p 14 . Devereux P. Sacred geography. Deciphering hidden codes in the landscape. L. , Octopus Publ . Group, 2010. 160 p .
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Григорьев Алексей Алексеевич - доктор географических наук, профессор кафедры физической географии и природопользования факультета географии Российского государственного университета им. А. И . Герцена; e-mail: aleksey. megalit@yandex. ru
INFORMATION ABOUT THE AUTOR
Aleksei A. Grigorev - Dr. Sci . (Geography), Prof , Department of Physical Geography and Nature Management, Faculty of Geography, Herzen State Pedagogical University of Russia; e-mail: aleksey. megalit@yandex. ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Григорьев Ал. А. Священные места как памятники наследия и объекты туризма: географические аспекты // Географическая среда и живые системы. 2024. № 1. C. 137-153. DOI: 10.18384/2712-7621-2024-1-137-153
FOR CITATION
Grigorev Al. A . Sacred places as heritage monuments and objects of tourism: geographical aspects. In: Geographical Environment and Living Systems, 2024, no. 1, рp. 137-153. DOI: 10.18384/2712-7621-2024-1-137-153