УДК 002-003.335
Сергеев Александр Дмитриевич, студент 4 курса бакалавриата Московской духовной академии, сотрудник миссионерского отдела при МДА Россия, Московская обл. г. Сергиев Посад
sad-mda@mail.ru
Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Соликамский, как пастырь и миссионер
Аннотация: В данной статье рассматривается личность священномученика Андроника (Никольского), как пастыря и миссионера. Особый акцент в статье делается на выделение качеств архиепископа Андроника, характеризующих его, как пастыря и миссионера, а также на исследование и анализ его личные трудов, проповедей, статей, заметок, на основании которых показываются его мировоззренческие убеждения в нравственно-аскетическом, богослужебном аспектах, а также в области опыта православной миссии. К основным выводам можно отнести следующие: качества, характеризующие архиепископа, как пастыря и миссионера - это благочестие, ревность по исполнению епископских обязанностей, строгость к себе и другим и одновременно снисходительность при обличении, ответственность, ревностность, благодушие, терпеливость, скромность, молчаливость, внимательность, бодрость, телесная слабость и наследственная болезненность. Относительно отношения священномученика Андроника к инославию и к иноверию, можно заключить, что он имел опыт строгого обличения всех отпавших от Церкви. Пастырское и миссионерское служение архиепископа Андроника весьма содержательны, поучительны и актуальны. Знакомство с ним было был весьма плодотворным для современных миссионеров и священнослужителей, а применение на практике его советов по организации миссионерского служения могли бы внести достойный вклад в современное состояние миссионерской деятельности в Русской Православной Церкви.
Ключевые слова: Священномученик Андроник Никольский, пастырское и миссионерское служение; православная миссия, миссионерская молитва, протестантизм, католицизм, буддизм.
Sergeev Alexander Dmitrievich 4th year bachelor student of the Moscow theological Academy, member of the missionary Department of MDA
Russia, Moscow region, Sergiev Posad sad-mda@mail.ru
Priest-Martyr Andronicus (Nicholas), Archbishop of Perm and Solikamsk, as a pastor and a missionary
Abstract: The article discusses the personality of a martyr Andronicus (Nikolsky) as a shepherd and a missionary. Particular emphasis in the article is made on the identification of qualities of Archbishop Andronicus, characterizing him as a pastor and a missionary, as well as on research and analysis of his personal works, sermons, articles, notes, on the basis of which his ideological convictions are shown in aspects of morality and asceticism, liturgical aspects, as well as in the field of an experience of the Orthodox mission. The main conclusions are as follows: qualities that characterize the archbishop as a shepherd and a missionary are piety, zeal for fulfilling of episcopal duties, strictness to himself and at the same time indulgency in exposure, responsibility, jealousy, complacency, patience, modesty, silence, attentiveness, vigor, physical weakness and hereditary soreness. As to the attitude of the martyr Andronicus to non-Orthodox and to non-belief, it can be concluded that he had an experience of strict exposure of all those who had fallen from the Church. The pastoral and missionary ministry of Archbishop Andronik is very informative, instructive and relevant. Acquaintance with him was very fruitful for modern missionaries and clergymen, and putting into practice his advice on organizing missionary service could make a worthy contribution to the current state of missionary activity in the Russian Orthodox Church.
Key words: priest-Martyr Andronik Nikolsky, pastoral and missionary service; Orthodox mission, missionary prayer, Protestantism, Catholicism, Buddhism.
В статье будет представлен образ священномученика Андроника (Никольского), как пастыря и миссионера на основании исследования его биографии и богословского наследия.
1. Особенности личности священномученика Андроника
Исследование биографии архиепископа Андроника показывает особое действие Божьего промысла в жизни архиепископа Андроника. Годы жизни архиепископа Андроника (в миру Владимира) Никольского - (18701918 гг.). Рассматривая его жизненный путь, важно отметить, что юному Владимиру была предоставлена возможность обучения в Ярославской духовной семинарии и в Московской духовной академии, в стенах которых им был получен духовной опыт и необходимые знания для будущего пастырского и миссионерского служения.
Влияние на отца Андроника было оказано его наставниками и друзьями: митрополитом Антонием Храповицким, святым праведным
Иоанном Кронштадтским, от которого он получил благословение на монашеский постриг [10, с. 10], патриархом Сергием (Страгородским), его спутником во время участия в миссионерской поездки в Японию, святителем Николаем (Касаткиным), который показал ему личный пример самоотверженного миссионерского служения, а также священномучеником Пименом (Белоликовым), с которым архиепископ Андроник трудился во время служение в Пермской епархии [См. 4, с.104, 106, 113].
Говоря о пастырском и миссионерском служении священномученика Андроника, на основании его биографии, следует выделить следующие важные периоды его жизни повлиявшие на его становление как пастыря и миссионера: миссионерское служение в Японии, период ректорства в Уфимской семинарии, продолжение миссионерских трудов в Японии в Осаке, служение в Новгородской епархии, служение на Омской кафедре, служение в Пермской епархии, а также деятельность в пермской епархии в период начала первой мировой войны и на поместном соборе 1917 года.
При исследование особенностей личности архиепископа Андроника по отзывам его современников митрополита Антония Храповицкого [ См.4, с. 237-240] и святителя Николая Японского [См.11.] можно выделить следующие качества, характеризующие его как пастыря и миссионера: это - благочестие, ревность по исполнению епископских обязанностей, строгость к себе и другим и одновременно снисходительность при обличении, ответственность, ревностность, благодушие, терпеливость, скромность, молчаливость, внимательность, бодрость, телесная слабость и болезненность.
2. Богословское наследие священномученика Андроника
На основании анализа богословских трудов, священномученика Андроника, можно заключить, что епископ Андроник в своих трудах уделял большое внимание вопросам пастырского служения, подготовки и воспитания будущих пастырей, вопросам нравственно-аскетического и богослужебного характера, а также и вопросам миссионерского служения и богословско-нравственной оценки иноверия и инославия.
А) Нравственно-аскетические наставления
В нравственно-аскетических наставлениях, в частности показывается его отношение к православной вере, говоря о которой он утверждал об единственности истинной веры [3, с.6-7], о том, что в православной вере нельзя делать даже малых компромиссов [1, с.275], о важности того, чтобы в духовной жизни православных христиан не происходил период охлаждения в вере, причинами чему епископ Андроник определил отсутствие труда в делах веры и непостоянство в упражнениях по познанию истин веры [2, с.290], источником которых является вселенская Православная Церковь.
Таким образом, можно сказать, что данный вопрос священномученик Андроник рассматривал в контексте экклесиологии, в частности, весьма важными условиями для сохранения веры и ревности в духовной жизни он определял принадлежность к Церкви и содержание в полноте всего того, чему учил Господь Иисус Христос через Свою Церковь [3, с.9-10].
Для того, чтобы проиллюстрировать насколько важно постоянство в деле познания истин веры, епископом Андроником приводится следующий пример: «Как живописец, или музыкант, или писатель постоянно упражняются в своем художестве, чтобы рука не загрубела, так истины веры и жизни по вере постоянно нужно возобновлять в своей душе, чтобы не умереть смертью духовной и не охладеть к вере» [3, с.36].
В своих трудах отец Андроник размышляет также над причинами нравственного упадка общества. Согласно его мнению, такими причинами являются легкомысленное отношение к душеполезным книгам [3, с.101], неимение твердой веры и незнание ее содержания [9, с.349].
Б) О православном богослужении
Весьма интересны и актуальны рассуждения отца Андроника о православном богослужении, а также его отношение к богослужебному уставу Церкви, относительно которого отец Андроник говори, что «наше богослужение имеет всегда строго законченный и цельный характер» [2, с.417] и «всякое сокращение его бессмысленное есть нарушение этой цельности и стройности. Что сказали бы меломаны, любители театра, если бы выбросить из пьесы несколько отделений или даже строк? Так для понимающего весь строй богослужения совершенно недопустимо бессмысленное сокращение его» [2, с.129]. Так как владыка предлагал разумное сокращение богослужения в приходских храмах, то на основании его высказываний можно заключить, что богослужебные указания, предлагаемые отцом Андроником в начале двадцатого века, стали в тот период наиболее адекватным способом решения проблемы соотнесения богослужебной практики с нормами действующего Типикона.
Кроме вопросов богослужебного устава необходимо обратить внимание и на отношение пермского архипастыря к такому частному вопросу устава, как язык богослужения, относительно чего следует сказать, что епископ Андроник был против перевода богослужения со славянского на современный русский язык. Вот какие аргументы он приводил в защиту своего мнения, он говорил: «Было бы странно говорить с Богом на языке обычном, если и в беседе с людьми, высшими себя, мы пользуемся и языком не обыденным, а возвышенным» [5, с.120]. Кроме этого, по его мнению, данная реформа могла возмутить простой народ набожный и привести к новому расколу, более и сильнейшему старообрядческого, вследствие чего
допустим только лишь перевод церковных книг лишь для домашнего употребления [5, с.120].
В своих нравственных наставлениях епископ Андроник очень большое внимание уделял церковному пению, он считал за правило привлекать к участию за богослужением в чтении и пении самих молящихся посредством общего пения [9, с.195-196].
Важно отметить, что в творениях отца Андроника содержатся также и его педагогические наставления в области воспитания детей [7] и патриотизма [6].
3. Миссионерский опыт священномученика Андроника
На основании исследования мировоззренческих убеждений священномученика Андроника в области опыта в деле православной миссии актуальны и интересны его высказывания о миссионерском служении, которые определялись, тем, что по словам отца Андроника нужно как можно больше людей посвятить в тайну Церкви, чтобы как можно больше было спасающихся [2, с.132], для чего необходима проповедь преимущественно собеседовательного характера [2, с.478]. В деле миссии отец Андроник считал очень важным не гнаться за количеством крещений, но, напротив, стремиться к качественной проповеди [2, с.317].
Жизненной целью миссионеров отец Андроник определял спасение всех людей верою и жизнью во Христе Спасителе [2, с.265], а необходимыми качествами для этого - самоотдачу миссионеров, без всякого саможаления и самолюбия [2, с.207], соответствие их жизни с христианским учением [2, с.330], участие миссионеров в труде и обычной жизни тех, кому они проповедуют [2, с.231-232], регулярное изучение закона Божьего [9, с.160-161], характер постепенности в деле миссии [2, с.309], а также, усердная молитва [2, с.55-56].
В трудах архиепископа Андроника содержится авторский текст его миссионерской молитвы, при анализе и разборе которого можно заключить, что молитва миссионеров должна содержать следующие аспекты: просьбы о размягчении сердец заблудших людей, о просвещении мысленных очей сердца самих миссионеров, о даровании миссионерам ощущения силы Божией и сладости Богообщения в молитве, а также о действии через миссионеров Божьей благодати, возбуждающих их на дело Божье [2, с.313-314].
Необходимо подчеркнуть также, что отец Андроник весьма важным для миссионеров считал внешнюю организованность, достигающуюся через соблюдение миссионерами распорядка дня [2, с.180].
На основании личного опыта отца Андроника можно выделить и определить следующие искушения и телесные болезни миссионеров: желание
о возвращении на земную родину [2, с.82], сильное головокружение, боли в груди и костях, а также бессонница [1, с.21], для преодоления всех этих трудностей миссионерам необходимо не полагаться на себя, а искать помощи свыше противостоя искушениям через добрые помыслы [2, с.82], обращаться к примеру святых [9, с.79] и развивать в себе добродетели терпения и мужества [9, с.75].
Весьма интересен для анализа опыт отца Андроника по изучению японского языка, на основании которого можно заключить, что для миссионеров целесообразнее всего начинать изучение языка с детских книг, для усвоения самых простых слов и выражений и для понимания устной разговорной речи иностранцев [2, с.210]. Для усвоения же языка миссионерам необходимы не только изучение грамматики языка и слов из молитвослова и Библии для усвоения религиозной терминологии, но и обязательная практика проповеди на новом языке, причем желательно по домам христиан [2, с.348].
Также по опыту отца Андроника можно выделить быстрый способ изучения языка, заключающийся в поселении миссионеров в том месте, где невозможно услышать ни одного русского слова, вследствие чего данная ситуация вынуждает их выучить новый язык в ускоренном режиме в более короткий промежуток времени [2, с.347].
Следует отметить, что отец говорил о важности участия мирян в деле распространения православной веры [3, с.59], в частности, он говорил, что «безучастность мирян к делу проповеди есть несомненный признак и их собственной духовной холодности» [9, с.250]. Для успешного осуществления миссионерского служения мирянами согласно совету епископа Андроника необходима добродетель ревности ко своему спасению и спасению ближних [9, с.345].
Также отец Андроник призывал не забывать о важности проведения катехизаторской работы внутри Церкви, при отсутствии которой, христиане, занятые расширением своей Церкви за Ее пределами, могут не заметить, что происходит оскудение в вере внутри Церкви [2, с.219-220].
Весьма уместным будет представить опыт отца Андроника в таком уникальном способе проповеди, как проповедь по домам, согласно которому миссионерам для успешности проповеди через такой способ необходим следующий порядок действий: сначала необходимо познакомиться со всеми в семье, далее, узнать, когда и при каких обстоятельствах и где люди приняли христианство, также узнавать кем и когда крещены их дети. Данные вопросы могут помочь миссионерам, во-первых, завязать разговор и расположить к себе людей, во-вторых, выяснять подробную картину семейного и хозяйственного положения посещаемого дома, а также их благочестие, их твердость в вере [9, с.576].
Далее, необходимо показать отношение отца Андроника к такому дискуссионному способу миссии, как проповедь на улице. Относительно чего, по мысли епископа Андроника, если речь идет о протестантской проповеди на улицах, то проповедь протестантов на улице священномученик Андроника считал однообразной и бессодержательной [2, с.177], проповедь же православных христиан на улице владыка одобрял, считая, что проповедь через такой способ в противовес протестантским проповедникам может принести много благих плодов [2, с.177], вследствие чего в своих проповедях владыка Андроник призывал к проповеди на улице и обычных прихожан [3, с.270].
Еще весьма интересен опыт миссионерства отца Андроника через плакаты. С помощью такого способа проповеди владыка полагал заставить задуматься многих молодых людей о сути тех вопросов, над которыми они задумывается только по мнениям и отрицательному примеру своих сотоварищей [9, с.364-365]. В трудах отца Андроника подробно описывается структура такого миссионерского плаката, это - «большой лист-плакат, содержащий в себе 15 отдельных обращений к молодёжи том, чего следует избегать и чего следует держаться» [2, с.364], а также, советы относительно наиболее удачных мест для размещения плакатов, которыми отцом Андроником определялись видные места у церковных оград, школ, у потребительских и торговых лавок [9, с.365.
Также следует отметить способ решения отцом Андроном вопроса образования духовенства, которым, по его мнению, является организация миссионерских съездов и курсов, которые из года в год повторяемые могут поднять пастырское настроение духовенства и восполнить в значительной степени недостающее в образовании у каждого клирика [2, с.496-497].
4. Отношение священномученика Андроника к инославию и иноверию
Говоря об отношении священномученика Андроника к инославию и к иноверию, можно заключить, что он имел опыт строгого обличения всех отпавших от Церкви. В своих творениях епископ Андроник оценивал такие инославные и иноверные религиозные течения, как протестантизм, католицизм, старообрядчество, буддизм и ислам. При анализе его оценочных взглядов данных религиозных течений можно подчеркнуть, что относительно ислама пермский архипастырь фактически не высказывался, единственное, что он свидетельствовал, что со стороны православных христиан необходима проповедь мусульманам [3, с.237].
Относительно протестантизма владыка Андроник отзывался только отрицательно [2, с.324]. Католичество отец Андроник также оценивал отрицательно, считая его злейшим всех ересей [3, с.10], однако подчеркивая
при этом положительные моменты у католиков в набожности их молодежи, не стесняющийся показывать свою религиозность в отличии от русской молодежи, не делающей этого [2, с.129], а также в том, что утром, днем и вечером у них есть колокольный звон, слыша, который они все вместе встают на молитву [2, с.129].
Несмотря на отрицательные отзывы о католиках, священномученик Андроник имел в сердце желание и надежду на их возвращение в Православную Церковь [3, с.101-102,131]. Следует отметить, что такого же мнения о желании и надежде возвращения католиков в Церковь придерживался, и духовный наставник отца Андроника - святитель Николай Японский [12, с.793].
К старообрядчеству он относился так, что считал, что и старые, и новые обряды являются одинаково спасительными, так как обряды - это не вера [3, с.20-21], и, часто призывал старообрядцев к покаянию и присоединению к единой Церкви Христовой [3, с.22], однако, при этом владыка Андроник любил единоверие как выражение всей церковной строгости [8] и часто посещал единоверческие приходы, соблюдаю все необходимые правила, установленные в них.
Буддизм архиепископом Андроником оценивался как безбожная религия вследствие отсутствия веры в единого Бога Творца [3, с.298]. Главной же проблемой в учении буддистов отец Андроник указывал на непринятие ими учения о душе и о Боге как личных и неуничтожимых началах [13, с.20-25].
Заключение
Таким образом, пастырское и миссионерское служение архиепископа Андроника весьма содержательны, поучительны и актуальны. Знакомство с ними было был весьма плодотворным для современных миссионеров и священнослужителей, а применение на практике его советов по организации миссионерского служения могли бы внести достойный вклад в современное состояние миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.
Библиография
1. Андроник (Никольский), свщмч. Пишу от избытка сердца (Письма о духовной жизни): Сб. писем / Сост. Гуличкина Г.Г. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007.
2. Андроник Никольский архиепископ Пермский, свщмч. Творения, книга I, статьи и заметки. Издательство «Булат», Тверь, 2004.
3. Андроник Никольский архиепископ Пермский, свщмч. Творения, книга II, проповеди, обращения, послания. Издательство «Булат», Тверь, 2004.
4. Антоний (Храповицкий), митр. Полное собрание сочинений. Том I. Слово при пострижении студента Московской Духовной Академии Владимира Никольского (Андроника). Казань, Типо-литография Императорского университета, 1900.
5. Балашов Н. прот. На пути к литургическому возрождению, М.,
2001.
6. Безшлеева Н.Ю. О воспитании патриотизма. [Электронный ресурс] https://publikacia.net/archive/uploads/pages/2015_8_1/20.pdf (Дата обращения: 04.01.2019 г.)
7. Дамаскин (Орловский), иг. Воззрения Архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) на русский гражданский строй. Вестник архивиста. 2014. № 1. [Электронный ресурс]. http://www.vestarchive.ru/2013-2/2603-vozzreniia-arhiepiskopapermskogo-i-kyngyrskogo-andronika-nikolskogo-na-rysskii-grajdanskii-stroi.html (Дата обращения 04.01.2019)
8. Деяния Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. [Электронный ресурс]. //URL:http://www.russportal.ru/index.php?id=church_history.sobor1918_07_078 (Дата обращения 08.01.2019).
9. Королев В.А. Простираясь вперед. Жизнеописание архиепископа Пермского Андроника в документах / В. А. Королев. — Пермь: ПГНИУ; М.: Содружество "Правосл. паломник", 2013.
10. Любовью побеждая страх. Жизнеописания Новомучеников Российских. Пермский Андроник, епископ Соликамский Феофан, архиепископ Черниговский Василий, епископ Семиреченский Пимен. 18671918. 2-е издание, дополнительное. /Сост. В.А. Королев. - г. Фрязино (Московской области): содружество Православный Паломник, 1999.
11.Николай Японский, свт. Дневники: в 5 т. /Сост. К. Накамура. Т. 3.
- СПб.: Гиперион, 2004.
12. Николай Японский, свт. Дневники: в 5 т. /Сост. К. Накамура. Т. 4.
- СПб.: Гиперион, 2004.
13. Максимов Георгий, диак. Чем православие отличается от буддизма? Православное Миссионерское Общество имени прп. Серапиона 12. Кожеозерского, Москва, 2015. С. 25.
14. Ходаковская. О. Там где сияют горные вершины. Документальное исследование жизни и трудов преосвященного Пимена епископа Семиреченского и Верненского, священномученика (1879-1918), Алма-Ата, 2012.