Вестник ПСТГУ.
Серия II: История. История Русской Православной Церкви.
Богданов Владимир Павлович, канд. ист. наук,
ст. науч. сотр. лаборатории истории культуры Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 21, к. 4 [email protected]
2018. Вып. 83. С. 131-146
OCRID: 0000-0002-3129-406X
Священники Белозеровы и несколько сюжетов из истории книжности Пермского края:
О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЗАПИСИ НА КИРИЛЛИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ
ХУТТ-ХУТТТ ВВ.
Аннотация: В основу работы легли издания ХУП—ХУШ вв., в которых встречаются записи священнослужителей г. Соликамска Белозеровых. Всего выявлено 34 книги, содержащих 51 запись представителей этой семьи. Изучение источникового комплекса позволило осветить ряд сюжетов. В частности, удалось проследить историю четырех поколений семьи Белозеровых. Так, три поколения этой семьи, по крайней мере с 1728 г. (с даты первого упоминания родоначальника семьи Иоанна Никифоровича Белозерова) и до 1810 г., служили дьячками и диаконами в ц. Богоявления г. Соликамска. Правнук И. Н. Белозерова, Михаил Семенович, в 1822—1836 гг. служил священником в церкви с. Дедюхино, расположенном недалеко от Соликамска. Белозеровы были хранителями библиотек двух упомянутых церквей: оформляли вклады, оставляя соответствующие записи на книгах (и, видимо, в делопроизводственных документах), заказывали присылку книг из консистории. В пяти случаях из восьми книги были присланы по повелению епископа Вятского и Великопермского Лаврентия, возглавлявшего кафедру в 1774—1796 гг. Выявленные записи наглядно показывают порядок формирования и функционирования провинциальных церковных библиотек ХУ111—Х1Х вв., а также состав их вкладчиков. Последнее является важным источником по местной истории, так как вкладчики — представители местной социальной элиты: купцы Ануфриевы (Герасим Ануфриев был бургомистром Соликамска), Ростовщиковы и др. Публикуемые документы — поколенная роспись Белозеровых и тексты самих записей, приведенные в современной орфографии.
В литературе уже неоднократно ставился вопрос о значении записей на книгах для изучения различных аспектов исторического процесса. В предлагаемой публикации речь пойдет о значении записей для краеведческой работы (на примере одного из уголков Пермского края), а также о возможности экстраполяции полученных выводов на другие регионы. Объектом рассмотрения станет деятельность духовенства в деле комплектования и хранения церковных библиотек, предметом — роль в этом процессе семьи Белозеровых. В данном случае будет
реализован подход, обозначенный Ю. Э. Шустовой, когда анализу подвергаются записи на определенной группе изданий1.
Впервые на род священнослужителей г. Соликамска Белозеровых и их вклад в развитие книжной культуры Пермского края обратил внимание Ю. С. Белян-кин2. Однако его статья была написана тогда, когда был выпущен еще только каталог, посвященный книжности Пермского края и охватывавший лишь издания ХУ1—ХУ11 вв.3 Каталог, посвященный изданиям XVIII в.4 (на которых в основном и встречаются записи представителей этой семьи), в хранилищах Перми еще только составлялся. Поэтому весь корпус записей, связанных с этой семьей, не был доступен исследователю.
Можно вернуться к намеченной Белянкиным теме с использованием более широкого материала. В настоящее время известны 34 книги с 50 записями, содержащими имена представителей рода Белозеровых, крайние даты которых охватывают период с 1728 по 1836 г. Мы имеем дело по крайней мере с шестью представителями четырех поколений данной семьи, которые занимались комплектованием и хранением библиотек храма Богоявления г. Соликамска и церкви Рождества Христова г. Дедюхина. Поколенная роспись семьи представлена в Приложении № 1. В Приложении № 2 приведены сами записи (в современной орфографии, с раскрытием сокращений, но с указанием утрат в квадратных скобках), оставленные представителями семьи Белозеровых. Они сгруппированы по персональному принципу: сперва записи, оставленные Иоанном Белозе-ровым, затем записи его детей, внуков и т. д. Внутри этих групп они приводятся более или менее по хронологии. Подобный подход позволяет нагляднее продемонстрировать особенности записей на книгах как исторического источника, показать их важность для решения вопросов как истории книжности (в данном случае региональной), так и социальной истории. При ссылке на запись будет приводиться номер в виде дроби, где первая цифра — номер записи, вторая — номер издания. При ссылке на книгу будет приводиться просто номер, без дроби.
Старший представитель рода купил «на московском печатном дворе» (он так «по старинке» называет Синодальную типографию) книгу «Маргарит» 1698 года издания и «Толкование на деяния Св. Апостолов» Иоанна Златоуста и «Толкование на Апокалипсис» Андрея Кесарийского (№№ 1, 2). Обе книги были приобретены им для домашней библиотеки. Неясно, это была одна или несколько поездок в Москву.
У Иоанна Белозерова было по крайней мере двое сыновей — Иосиф и Никита. Однако в записи 1777 г. фигурирует еще и Дмитрий Белозеров. К сожалению, его отчество не указано. Но время его деятельности и то, что он служил
1 Шустова Ю. Э. Записи в изданиях типографии Львовского братства 1591—1644 годов из собрания научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) РГБ // Вивлиотека: История книги и изучение книжных памятников. Вып. 2. М., 2011. С. 44—50.
2 Белянкин Ю. С. Записи соликамских священников Белозеровых на кириллических изданиях ХУП-ХУШ вв. // Федоровские чтения 2007. М., 2007. С. 347-357.
3 Кириллические издания XVI-XVII вв. в хранилищах Пермской области: Каталог. Пермь, 2003.
4 Кириллические издания XVIII в. в хранилищах Пермской области: Каталог. Пермь, 2008.
дьячком в церкви Богоявления (как и другие Белозеровы), позволяет его отнести к поколению детей Иоанна Белозерова.
Никита Белозеров наследовал часть книг своего отца по семейному разделу с братом Иосифом 1773 г., о чем сообщается в пространной записи. Доставшуюся по наследству книгу «Толкование на деяния...» в 1791 г. он вложил в церковь Богоявления. Он, как и его старший брат Иосиф, занимался оформлением вкладов богатых прихожан, а также вел сношения с консисторией по поводу присылки новых книг.
Наиболее известной личностью из семьи Белозеровых был сын Никиты Симеон. Он прославился как иконописец и как местный историк. Ему принадлежат несколько икон, а также подробное описание иконостаса ц. Богоявления. Кроме того, его записи содержат интересные размышления над книгой5.
Последний представитель рода Белозеровых, известный по записям, — Михаил, сын Симеона Никитича Белозерова, также начинал служить в церкви Богоявления. Однако затем стал священником ц. Рождества Христова г. Дедюхи-на, заштатного города Соликамского уезда. Его записи менее информативны, чем записи предшественников. Так, он указывает лишь принадлежность книги церкви, сами вкладные записи выполнены другими.
Интересен набор изданий церковных библиотек6, за которыми следили Бе-лозеровы. Из 34 изданий 22 (№№ 1-7, 10, 11, 13-15, 19, 20, 24, 25, 28, 29, 30, 32-34) могут быть отнесены к категории «чительных» (т. е. предназначенных для чтения), 10 — к «литургическим» (№№ 8, 9, 16-18, 21-23, 26, 27), 1 — к Писанию (№ 12) и 1 — к «учебным» (№ 31). Получается, что значительная часть книг церковной библиотеки предназначалась для самостоятельного осмысления и постижения сложных вопросов веры самими прихожанами!
Все выявленные издания, кроме одного (№ 1), относятся к ХУ111 в. Из них 29 (№№ 1-7, 12-14, 16-34) были напечатаны в Москве, три — в Санкт-Петербурге (№№ 10, 11, 15), два — в Киеве (№№ 8, 9).
Налицо и практика комплектования церковных библиотек. Это, с одной стороны, продажи (№ 2) и безвозмездные вклады частных лиц, с другой — присылка книг из консистории. Последних случаев было выявлено семь (№№ 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15). Причем в пяти записях о присылке книг (1775-1795) фигурирует епископ Вятский и Великопермский Лаврентий (№№ 10/7, 14/10, 16/11, 20/13, 23/15), возглавлявший кафедру с 1774 по 1796 г. Получается, что записи почти полностью охватывают период его нахождения на кафедре.
5 Белянкин. Записи. С. 351-353.
6 Примерная классификация изданий приведена в работах И. В. Поздеевой: в 2007 г. ею предложена следующая классификация: Писание, издания для обучения, богослужения, учительные и справочные (Поздеева И. В., Дадыкин А. В., Пушков В. П. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры. 1652—1700 годы: Исследования и публикации: В 3 кн. Кн. 1. М., 2007. С. 126-127). Как представляется, в силу относительно малого распространения справочных изданий, они могли бы быть объединены с др. группами. Поэтому в предлагаемой статье приведена другая классификация: Писание (издания Библии и отдельных ее разделов; тексты выполняют двойную функцию — они могут использоваться как в богослужении, так и в индивидуальном духовном поиске), литургические (предназначены для богослужения), читель-ные (предназначены непосредственно для чтения и самостоятельного осмысления), учебные.
Интерес представляет состав лиц, благодаря которым книги оказались в церковных библиотеках. Выявлено шесть случаев передачи книг с 1765 по 1836 г. Из них два вклада совершены женщинами, четыре — мужчинами. При этом четыре человека были представителями предпринимательского сословия, один — из чиновников, один — священнослужитель. Причем последний совершил не вклад, а продажу. Речь идет о Никите Белозерове, который продал в церковную казну книгу своего отца. Причем сделка была оформлена старостой мещанином Петром Немытным в 1791 г. (№ 13/2, 19/2).
Интересна личность вкладчицы Парасковьи Герасимовой, дочери Иконниковой. Она была дочерью соликамского бургомистра Герасима Анофриева, создателя либо самого храма, либо одного из его приделов (№ 11/8, 12/9). Ее муж был местным «именитым купцом» (№ 41/9). Сама она к 1791 г. приняла постриг «в городе Вятке в девичьем штатном монастыре», где и умерла в 1796 г.
На примере «соликамской соляной промышленницы» Марфы Степановны Ростовщиковой можно видеть отражение в записях деталей биографии. Если во вкладной записи 1765 г. она указана женой Михаила Ростовщикова (№ 7/5), то в записи 1793 г. (№ 15/5) она фигурирует вдовой Михаила Ивановича Ростовщикова. Это дает привязку к годам жизни ее и супруга.
Обращает на себя внимание то, что в двух записях фигурируют не жены вкладчиков, а «сожительницы»: Евдокия Ефимовна (Герасима Анофриева, с которым стала создательницей придела храма Богоявления г. Соликамска) и Агафья Максимовна («здешнего служителя» г. Дедюхина Герасима Пупкова). Это говорит о социальных практиках, принятых в провинциальном обществе: сожительство, а не законный брак было вполне допустимо.
В целом изучение книг с записями семьи Белозеровых позволяет сформулировать несколько выводов по методике использования этого вида документов. Они дают представления о составе региональных церковных библиотек XVIII— XIX вв., более или менее показывают социальную структуру провинциального общества. Для формулирования выводов о каких-то общерусских процессах набора записей, сильно ограниченных тем или иным признаком (происхождения, бытования и т. д.), недостаточно. Только самый широкий охват записей позволяет делать выводы общего характера. В то же время формируемая база данных дает возможность как опускаться на региональный (а иногда даже «семейный» и «личностный») уровень, так и подниматься на уровень общегосударственный.
Вступительная статья, публикация, комментарии В. П. Богданова
Поколенная роспись Белозеровых
1-е поколение
1. Белозеров Иоанн Никифорович. Священнодиакон ц. Богоявления Господня г. Соликамска (1728 г.7).
2-е поколение
2. / 1 Белозеров Иосиф Иоаннович. Священник (1775 г.) ц. Богоявления Господня г. Соликамска.
3. / 1 Белозеров Никита Иоаннович. Дьячок (1754). ц. Богоявления Господня г. Соликамска. Дьячок (1754—1765), диакон (с 1765 г.).
4. / 1 Белозеров Дмитрий Иоаннович. Дьячок (1777 г.) ц. Богоявления Господня г. Соликамска.
3-е поколение
5. / 2 /1 Белозеров Симеон Никитич (р. 1756 — ум. после 1815 г.8). В 1784— 1787 гг. — дьячок, в 1795—1815 гг. — священник ц. Богоявления г. Соликамска.
4-е поколение
6. / 5/2/1 Белозеров Михаил Семенович. Дьячок (1810) ц. Богоявления Господня г. Соликамска. Священник (1822—1836) ц. Рождества Христова с. Дедю-хино.
Записи Белозеровых на изданиях ХУИ—ХУШ вв.
№ книги Название книги № записи Текст записи
1. Иоанн Златоуст. МАРГАРИТ. — М.: Печатный двор. 12.1698; Пермь-2003. № 338 1 «Сиа книга нарицаемая Маргарит Соликам-скои Богоявленскои церкви диякона Иоанна Никифорова сына Белозерова куплена в царствующем граде Москве на Печатном дворе. Дано три рубли десять алтын. Подписал диакон своею рукою».
2 «Сия богодухновенная книга Маргарит иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго града Соликамского церкви Богоявления Господня священнодиакона Иоана Никифорова сына Белозерова домовая. А куплена на Москве на Печатном дворе. А дано за нее 3 рубля 10 алтын. 1728 году»
7 Даты взяты из самих записей. Они дают более или менее точное (в разных случаях по-разному) представление о вехах жизни Белозеровых.
8 В литературе указана дата смерти 1814 г., однако это не соответствует действительности, так как последняя запись датирована 1815 г.
№ книги Название книги № записи Текст записи
2. Иоанн Златоуст. ТОЛКОВАНИЕ НАДЕЯНИЯ СВ. АПОСТОЛОВ; Андрей Кесарийский. ТОЛКОВАНИЕ НА АПОКАЛИПСИС. Т. 1-2. — М.: Печатный двор. 07.1712; Пермь-2008. № 66 3. «Сия книга Беседы на Деяние святых апостол толкование вселенскаго учителя во святых отца нашего Иоанна Златоустаго патриарха Царя Града соликамскои Богоявленскои церкви диакона Иоанна Никийрова сына Белозерова, куплена в царьствующем граде Москве на Печатном дворе дано два рубли дватцать пять алтын. Подписал диакон своею рукою»
3. Феофилакт Болгарский. Евангелие с толкованием (благовестное). — М.: Печатный двор. 11. 1703; Пермь-2008. № 24 4. «Сия книга глаголемая Еуангелие с толкованием святаго блаженънаго Феофилакта архиепископа Болгарскаго Соликамскои Богоявленской церкви казенная подписал тоя ж означенной церкви дьячек Никита Иванов сын Белозеров 1754 года декабря 1 дня»
4. Ефрем Сирин. ПОУЧЕНИЯ; авва Дорофей. ПОУЧЕНИЯ. - М.: Печатный двор. 12.1701; Пермь-2008. № 4 5. «Сия книга нарицаемая Ефрем града богоспа-саемаго Соликамской церкви Богоявлен1я Господня казенная. Подписал дьячек Никита Бе-лозеров 1757 года 25»
3. (см. выше) Феофилакт Болгарский. Евангелие с толкованием (благовестное). — М.: Печатный двор. 11. 1703; Пермь-2008. № 24 6. «Сия книга глаголемая Благовестное сиречь Евангелие с толкованием блаженного Феофи-лакта архиепископа Болгарского города Соли Камской церкви Богоявления Господня и предела образа пресветыя Богородицы Влади-мирския казенная, подписал сию книгу тоя ж означеной церкви дьячек Никита Иванов сын Белозеров 1760 года декабря 13 дня»
5. Стефан (Яворский). КАМЕНЬ ВЕРЫ. — М.: Синодальная тип. 10. 1728; Пермь-2008. № 110 7. «Сия книга соликамскои промышленнои», ниже «Сия книга богодухновенная города Соли Камской церкви Богоявлен1я Господня казенная, приложила сию книгу соликамской соляная промышленица Марфа Степанова дочь Михайловская жена Ростовщикова в вечное поминовениие родителей своих, подписал сию нарицаемую книгу Камень веры тояж Богоявленской церкви дьячек Никита Белозеров 1765 года шля 24 дня»
2. (см. выше) Иоанн Златоуст. ТОЛКОВАНИЕ НАДЕЯНИЯ СВ. АПОСТОЛОВ; Андрей Кесарийский. ТОЛКОВАНИЕ НА АПОКАЛИПСИС. Т. 1-2. — М.: Печатный двор. 07.1712; Пермь- 2008. № 66 8. почерком Никиты Белозерова: «Сия книга Беседы с толкованием города соликамскои Богоявленской церкви диакона Никиты Белозерова понеже от родителя своего досталась в наследство также и по разделу на мою часть досталось и подписал своеручно 1773 году февраля дня»
№ книги Название книги № записи Текст записи
6. Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туп-тало)*. КНИГА ЖитиЙ святых. [Т. 1—4]. Изд. 3. — М.: Синодальная тип. 06.1764; Пермь-2008. № 294 9. «[Сия] книга глаголемая Четь минея [с]иреч Житш святых города Соли Камской церкви Богоявления Господня с приделы честнаго образа Пресвятыя Богородицы нарицаемыя Вла-димирския и святых отец Киево Печерских казенная. Приложил Сии четыри(!) книги, то есть целой год соликамской купец, а тоя ж церкви прихожанин Иван Федотов сын Рукавишников. Подпи[сал] сию книгу тоя ж церкви диакон Никита Белозеров 1777 года маия 26 дня»
7. Краткия поучения о главнейших спасительных догматах веры. [Изд. 2-е]. — М.: Синодальная тип. 01.1785; Пермь-2008. № 476 10. «Сия книга кратких поучений повседневных города Соли Камскои церкви Богоявления Господня. А прислана оная из духовной господина преосвященнейшаго Лаврентия епископа Вятского и Великопермскаго консистории в Соликамское Духовное правление, а из онаго взята к означенной церкви за казенные церковныя денги, подписал сию книгу тоя ж церкви диакон Никита Иванов сын Белозеров 1789 года августа 30 числа»
8. СЛУЖБЫ ПРЕПОДОБНЫМ ОТЦЕМ ПЕ-ЧЕРСКИМ... — Киев: Тип. Печерской лавры. 03.08.1785; Пермь-2008. № 483 11. «Сия книга глаголемая Службы преподобным отцем Антонию Феодосию и прочим отцем пе-черским по ряду города Соли Камской церкви Богоявления Господня с приделы Образа пресвятыя Богородицы нарицаемыя Владимир-ския, и преподобных Отец печерских собора их, казенная. Приложила сию книгу к означенной церкви соликамская вдова купеческая жена Параскева Герасимова дочь Иконникова, а ныне в монахинях имянуется Пулхерия, которая сего текущаго года месяца иулиа 10 числа приняла монашество в городе Вятке в девичьем штатном монастыре; а родитель ея был бургомистром и прихожанином помянутой церкви Герасим Анофрев изддатель(!) храма с сожител-ницею своею Евдокиею Ефимовою дочерью, приделах преподобных Отец печерских, собора их, которым празднуется Летняя память октября 14 числа. Подписал сию книгу тояж церкви диакон Никита Иванов сын Белозеров ноября месяца 19(!) числа 1791 года, а от миросоздания 7299 года»
№ книги Название книги № записи Текст записи
9. СЛУЖБА ПРЕПОДОБНЫМ. АНТОНИЮ И ФЕОДОСИЮ ПЕЧЕР-СКИМ. — Киев: Тип. Пе-черской лавры. 21.05.1764; Пермь-2008. № 280 12. «Сия книга Служба преподобным отцем пе-черским Антонию и Феодосию обща города Соли Камскои церкви Богоявления Господня и с приделом преподобных отец печерских собора, казенная; приложила сию книгу к церкви означенной Соли Камскои вдова купеческая жена Параскева Герасимова дочь Иконникова. А ныне имянуется новопостриженная в монахинях Пулхерия. А родитель ея был у помянутой церкви прихожанин Герасим Анофриев издатель храма придела преподобных отец печер-ских, а подписал сию книгу тояж церкви диакон Никита Иванов сын Белозеровъ3 ноября 19 дня 1791 года, а от миробытия 7299 года»
2. (см. выше) Иоанн Златоуст. ТОЛКОВАНИЕ НА ДЕЯНИЯ СВ. АПОСТОЛОВ; Андрей Кесарийский. ТОЛКОВАНИЕ НА АПОКАЛИПСИС. Т. 1-2. — М.: Печатный двор. 07.1712; Пермь-2008. № 66 13. почерком Никиты Белозерова: «А нынешняго 1791 года мною, диаконом Никитою, оная книга отдана в церковь Богоявления Господня в казну за денги церковныя, которыя дикон (!) и получил сполна указною ценою о чем значит у старосты церковнаго мещанина Петра Немытого в расходной церковной книге, и подписал диакон тояж церкви декабря дня 791 года»
10. Беллярмин, кардинал. ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛТИРЬ / Пер. Ири-ней Клементьевский. Ч. 1-3. — М.; СПб.*: Синодальная тип. 10.1791; Пермь-2008. № 623 14. «Сия книга Толкование на Псалтирь на три части разделенное города Соли Камской церкви Богоявления Господня, а прислана оная из духовной господина преосвященейшаго Лаврентия епископа Вятского и Великопермъскаго консистории, в Соликамское духовное правление, а из оного взята ко означенной церкви за казенныя церковныя денги семи рублеи. Подписал сию книгу первую часть тояж церкви диакон Никита Иванов сын Белозеров марта 11 дня 1793 года»
5. (см. выше) Стефан (Яворский). КАМЕНЬ ВЕРЫ. — М.: Синодальная тип. 10.1728; Пермь-2008. № 110 15. «Сия книга Камень веры православно кафоли-ческия восточныя церкве города Соли Камской церкви Б[о]гоявления Г[о]с[по]дня и с приделы тоя великия церкви честнаго ея Образа прес[вя] тыя Б[огороди]цы нарицаемыя Владимирския, с[вя]тых преподобных киево-печерских о[те] ц Антониа, Феодосиа и протчих чудотворцов печерских казенная. А приложила сию книгу душеполезную тояж церкви прихожанина Ми-хайла Ивановича Ростовщикова жена вдова Марфа Степановна г[о]сп[о]жа соляная про-мышленница, дабы сей книге вечно быть при оной церкви в архиве неотемлемой. Подписал тояж церкви диакон Никита Иванов сын Белозеров м[е]с[я]ца августа 23 числа 1793-го года»
№ книги Название книги № записи Текст записи
11. Иоанн Златоуст. ПОУЧИ-ТЕЛЬНЫЫХ СЛОВ ИЛИ БЕСЕД ДЕСЯТЬ. /Пер. С. И. Писарев. — СПб.: Синодальная тип. 10.1782; Пермь-2008. № 441 16. «Сия книга святаго Иоанна Златоустаго Поучительных слов или Бесед десять города Соли Камской церкви Богоявления Господня, а прислана оная из духовной господина преосвя-щеннейшаго Лаврентия епископа Вятского и Великопермскаго консистории в Соликамское духовное правление, из онаго взята к означенной церкви за казенныя церковныя денги. Подписал сию книгу тоя ж Богоявленской церкви диакон Никита Белозеров в тридесятое Лето диаконства при означенной церкви, 1795 года декабря 20 числа»
12. ЕВАНГЕЛИЕ. — М.: Синодальная тип. 11.1791; Пермь-2008. № 652 17. «Сия книга иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго разных поучителных слов и бесед, города Соли Камскои Богоявленской церкви казенная, присланная из духовной его преосвященства консисторш, в соликамское духовное правление, а ис правления ко оной Богоявленской церкви, отдано за сию книгу церковных денег три рубли дватцать восемь копеек, подписал тояж церкви диакон Никита Иванов сын Белозеров, диаконом при оной церкви служения тридесятое Лето. Подписано априля 26 числа 1795 года»
6. (см. выше) Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туп-тало)*. КНИГА ЖитиЙ святых. [Т. 1—4]. Изд. 3. — М.: Синодальная тип. 06.1764; Пермь-2008. № 294 18. «.и пределами преподобных отец Антониа Феодосиа и протчих чудотворцов печерских. Подписал тоя церкви диакон Никита Белозеров в служении диаконства ево при оной церкви в тридесять первое Лето 1796 года июля перваго числа вторично подписался ево рукою грешною»
2. (см. выше) Иоанн Златоуст. ТОЛКОВАНИЕ НАДЕЯНИЯ СВ. АПОСТОЛОВ; Андрей Кесарийский. ТОЛКОВАНИЕ НА АПОКАЛИПСИС. Т. 1—2. — М.: Печатный двор. 07.1712; Пермь-2008. № 66 19. «Оная книга по наследству от родителя своего священника Иоанна також и по разделу з братом священником же Иосифом досталась на часть брату меншему диакону Никите Иванову сыну Белозерову, а нынешняго 1791 года мною, диаком же Никитою, сия книга отдана в церковь Богоявления Господня в придел храма пресвятыя Богородицы честнаго ея образа на-рицаемыя Владимирския теплаго храма и приделах препобных и богоносных отец наших Антония Fеодосия и протчих отец и чудотворцов печерских в казну за денги церковныя указною ценою, которыя и получены у старосты церков-наго мещанина Петра Немытого о чем значит в росходной церковной книге. Тако и подписал тояж церкви диакон Никита Белозеров свое-ручно 1797 года июля 4 дня. Аминь»
№ книги Название книги № записи Текст записи
13. Кирилл Иерусалимский. ПОУЧЕНИЯ / Пер. Амвросий (Зертис-Каменский). -М.: Синодальная тип. 04.1772; Пермь-2008. № 338 20. «Сия книга Поучении иже во святых отца нашего Кирилла архиепископа Иерусалимскаго города Соли Камской Богоявленской церкви, а прислана оная из Духовной господина преосвя-щеннейшаго Лавренития епископа Вятскаго и Великопермскаго консистории в Соликамское духовное правление, а из онаго взята к означенной церкви за казенныя церковныя денги, подписал сию книгу тоя ж церкви священник Иосиф Белозеров 1775 года июля 3 дня»
14. Игнатий Богоносец. ПО-СЛАНИЯ./Пер. Амвросий (Зертис-Каменский). [Изд. 2-е] — М.: Синодальная тип. 05.1779; Пермь-2008. № 393 21. «Сия книга богодухновенная святаго священ-номученика Игнатия Богоносца епископа Антиохийскаго Послании дванадесять города Соли Камской Богоявленской церкви казенная прислана из Вятской духовной консистории, а денег отдано за сие книгу в Соликамское Духовное правление из казны. Подписал иерей Иосиф Белозеров 1785 года генваря 23 дня» (запись повторена тем же почерком)
1. (см. выше) Иоанн Златоуст. МАРГАРИТ. — М.: Печатный двор. 12.1698; Пермь-2003. № 338 22. «а ныне купленыя в церковь Богоявления Господня в казну. И дано за нее денег три рубли тоя ж церкви священнику Иосифу Белозеро-ву 1788-го года». На обклейке нижней крышки скорописью 18 в.: «Книга богодухновенная Маргарит иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго града Соликамского Преображен -скои церкви священнодиакона Иосифа»
15. Беллярмин, кардинал. ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛТИРЬ /Пер. Ири-ней Клементьевский. Ч. 1-3. — М.; СПб.*: Синодальная тип. 10.1791; Пермь-2008. № 644 23. «Сия книга третия часть Толкования на Псалтирь города Соли Камской Богоявленской церкви казенная прислана из Вятской преосвя-щеннаго Лаврентия епископа духовной консистории 1793 года в феврале месяце. Подписал тояж церкви иерей Иосиф Белозеров того года марта 30 дня. А за все три книги Псалтири отдано в Соликамское духовное правление денег седмь рублевъ»
16. Пролог. Ч. 1-2. Ч. 1. Сентябрь-февраль. — М.: Печатный двор. 05.1718; Пермь-2008. № 86 24. «Сия книга нарицаемая Пролог месяцов июня, июля и августа соликамской Богоявленской церкви церковная. Подписана тояж церкви дьячком Дмитреем Белозеровым октября 4-го дня 1777 года»
6. (см. выше) Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Тупта-ло)*. КНИГА ЖитиЙ святых. [Т. 1-4]. Изд. 3. - М.: Синодальная тип. 06.1764; Пермь-2008. № 294 25. рукой Симеона Белозерова: «Священник Симеон, священник Иоаннъ(?)»
№ книги Название книги № записи Текст записи
17. МИНЕЯ СЛУЖЕБНАЯ, октябрь. — М.: Синодальная тип. 12.1778; Пермь-2008. № 380 26. «Города [Соли Камской] Богоявленской церкви [казенная], а подписал тоя [ж церкви] ...дьячек Симен Никитин ... (Белозеров — затерто) 1784-го года месяца июния 30-го дня»
18. МИНЕЯ ОБЩАЯ С ПРАЗДНИЧНОЙ. — М.: Синодальная тип. 02.1773; Пермь-2008. № 350 27. «.ков Богороди... и всехъ... города Соли Камской Богоявленской церкви казен[ная], а подписал тоя ж церкви дьячек Симеон Никитин сын Белозеров 1784-го года маия 26-го дня»
19. Кирилл Иерусалимский. ПОУЧЕНИЯ / Пер. Амвросий (Зертис-Каменский). — М.: Синодальная тип. 04.1772; Пермь-2008. № 338 28. «Сия книга Поучение Кирилла Иерусалимска-го города Соли Камской Богоявленской церкви казенная, а подписал тоя ж церкви дьячек Семен Белозеров 1784-го года маия 29-го дня»
20. МИНЕЯ СЛУЖЕБНАЯ, июнь. — М.: Синодальная тип. 12.1778; Пермь-2008. № 383 29. «Сия книга Минея месячная июнь города Соли Камской Богоявленнской церкви, казенная. А подписал тояж означенной Богоявленской церкви дьячек Симеон Никитин сын Белозеров 1784-го года июня 13 дня»
21 МИНЕЯ СЛУЖЕБНАЯ, ноябрь. — М.: Синодальная тип. 12.1778; Пермь-2008. № 381 30. «Сия книга М[ин]ея (заклеено) месяц ноябрь города Соли Камской Богоявленской церкви, казенная; а подписал тояж означенной Богоявленской церкви дьячек Симеон Никитин сын Белозеров 1784го года июня 30-го дня».
22. МИНЕЯ СЛУЖЕБНАЯ, февраль. — М.: Синодальная тип. 12.1778; Пермь-2008. № 382 31. «Сия книга Минея месяц февраль города Соли Камской Богоявленской церкви казенная а подписал тоя ж Богоявленской церкви дьячек Симеон Никитин сын Белозеров 1785го году февраля 9го дня».
23. ОКТОИХ. Ч. 1 (гла-сы 1—4). — М.: Синодальная тип. 01.1780; Пермь-2008. № 411 32. «.писал тояж означенной Богоявленской церкви дьячек Симеон Белозеров 1787-го года месяца июня 9 дня»
24. Парфений (Сопковский) и Георгий (Конисский). О ДОЛЖНОСТЯХ ПРЕСВИТЕРОВ ПРИХОДСКИХ. Изд. 1-е. — М.: Синодальная тип. 02.1777; Пермь-2008. № 367 33. «Сия книга О должностях пресвитерских города Соли Камской Богоявленской церкви церковная и подписал тояж означенной Богоявленской церкви дьячек Симеон Никитин сын Белозеров 1787-го года месяца июня 6-го дня»
25. Иоанн Дамаскин. ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ВЕРЫ./ Пер. Амвросий (Зертис-Каменский). — М.: Синодальная тип. 02.1785; Пермь-2008. № 482 34. «Сия книга богодухновенная преподобнаго Иоанна Дамаскина, Изложение православныя веры обстоятелное или Богословия, города Соли Камской Богоявленской церкви церковная. Подписал оной же означенной Богоявленской церкви дьячек Симеон Белозеров 1787го года месяца июня 5-го дня»
№ книги Название книги № записи Текст записи
26. МИНЕЯ СЛУЖЕБНАЯ, июль. — М.: Синодальная тип. 12.1778; Пермь-2008. № 384 35. «Сия книга Минея месячная июльская города Соли Камской Богоявленской церкви казенная и подписал оной же церкви дьячек Симеон Белозеров 1787 года июня 7 числа»
6. (см. выше) Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туп-тало)*. КНИГА Житий святых. [Т. 1-4]. Изд. 3. — М.: Синодальная тип. 06.1764; Пермь-2008. № 294 36. «Богоявленской церкви церковная. Иерей Симеон Белозеров»
8. (см. выше) СЛУЖБЫ ПРЕПОДОБНЫМ ОТЦЕМ ПЕ-ЧЕРСКИМ... — Киев: Тип. Печерской лавры. 03.08.1785; Пермь-2008. № 483 37. «Сия к[ниг]а Службы преподобных отец Киево-печерских города Соликамска Богоявленской церкви в приклад приложенная от прихожанина издателя(!) храма пределу их купца Герасима Ильина сына Анофриевых и подписал тояж означенной церкви иерей Симеон Белозеров 1795-го года сентября 8-го дня»
6. (см. выше) Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туп-тало)*. КНИГА ЖитиЙ святых. [Т. 1-4]. Изд. 3. — М.: Синодальная тип. 06.1764; Пермь-2008. № 294 38. «Сия книга [изъ] (затерто) числа дванатесяти месяцов Градо-Соли Камской Богоявленской церкви приложенная к оной церкви в церковную казну в вечное воспоминание тоя ж церкви от прихожанина купца Ивана Фетотова(!) сына Рукавишникова бывшаго солянаго промышленника. Подписал означенной церкви священник Симеон Никитин сын Белозеров [въ] 1795-м году месяца в юиня(!) 3го дня»
7. (см. выше) Краткия поучения о главнейших спасительных догматах веры. [Изд. 2-е]. — М.: Синодальная тип. 01.1785; Пермь-2008. № 476 39. «Сия книга кратких поученш». По л. тит., 1-14 (1-го сч.), 1-13 (2-го сч.) третьим почерком: «Сия книга со изъяснением кратких повседневных поученш на всегодичное исчисление города Соликамска Богоявленской церкви церковная или казенная, а подписал тоя ж означенной церкви иерей Симеон Белозеров 1796-го года месяца февраля 21-го дня»
11. (см. выше) ЕВАНГЕЛИЕ. — М.: Синодальная тип. 11.1791; Пермь-2008. № 652 40. «Сия книга поучителная Беседы святаго Иоанна Златоустаго часть вторая города Соли Камской Богоявленской церкви церковная и отдано за нее денег три рубли дватцеть восемь копеек. А подписал тояж Богоявлен[ской] (оторвано) церкви священник Сумеон Никитин Белозеров 1796-го года месяца аугуста 29 дня»
№ книги Название книги № записи Текст записи
9. (см. выше) СЛУЖБА ПРЕПОДОБНЫМ. АНТОНИЮ И ФЕОДОСИЮ ПЕЧЕР-СКИМ. — Киев: Тип. Пе-черской лавры. 21.05.1764; Пермь-2008. № 280 41. «Сия книжица Служба преподобным от-цем Киево-Печерским Антонию и Феодосию и с житиями их первоначальников и иноков россшских подвизавшихся в пещерех, города Соликамск церкви Богоявления Господа Бога и Спаса нашего 1исуса Христа церковная, а приложила сию книжицу соликамская именитая купеческая жена вдова Параскева Герасимова дочь Иконникова, а во инокинях нареченная Пульхерия и преставися в городе Вятке в девичьем монастыре 1796-го года месяца апреля 21-го дня в понедельник светлыя недели. А подписал тояж означенной Богоявленской церкви священник Сумеон Никитин Белозеров 1796-го года месяца июля 13-го дня»
27. ТРИОДЬ ПОСТНАЯ. — М.: Синодальная тип. 12.1777; Пермь-2008. № 376 42. «По благославению преосвященнейшаго Иустина, епископа Пермского и Екатеринбург-скаго тъшанием и руководством иконописца означенной Богоявленской церкви священника Симеона Никитина сына Белозерова въместо обветшалаго весна новый иконостас в храме Богоявления господня созидатса начатся и по согласию своих прихожан 1805-го году»
10. (см. выше) Иоанн Златоуст. ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВ ИЛИ БЕСЕД ДЕСЯТЬ / Пер. С. И. Писарев. — СПб.: Синодальная тип. 10.1782; Пермь-2008. № 441 43. «Сия книга Поучительные слова святаго Иоанна Златоустаго или беседы десять градосо-ликамской церкви Богоявления Господня казенная, подписанная тоя ж означенной церкви священником Симеоном Никитиным сыном Белозеровым 1806го года июня 29-го дня»
28. Тихон Воронежский. НАСТАВЛЕНИЕ О СОБСТВЕННЫЫХ ВСЯ-КАГО ХРИСТИАНИНА ДОЛЖНОСТЯХ. — М.: Синодальная тип. 1789; Пермь-2008. № 594 44. «Сия книга О должности христианина города Соликамска Богоявленской церкви, казенная; подписал тояж церкви иерей [Сим]еон [Белозеров] (стерто) 1815 года февраля 25 дня»
6. (см. выше) Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туп-тало)*. КНИГА Житий святых. [Т. 1—4]. Изд. 3. — М.: Синодальная тип. 06.1764; Пермь-2008. № 294 45. «Сия книга Четь минея жития святых отец Градо-Соликамска Богоявления Господня церкви и с пределы тои церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присодневы(!) Марии честнаго ея образа нарицаемыя Владимирския и преподобных отец наших киевопечерских Антония и Феодосия и прочих чудотворцов. А подписал сию книгу тоя ж церкви диакон Михаил Белозеров 1810-го года маия»
№ книги Название книги № записи Текст записи
29. Питирим, еп. Нижегородский. ПРАЩИЦА. — М.: Синодальная тип. 09.1752; Пермь-2008. № 197 46. «Сиа книга именуемая Пращица против вопросов расколнических градо Соликамска Богоявления Господня казенная. А подписал сию книгу оной же церкви дьячек Михаил Белозеров 1810-го года генваря 28-го д[ня]»
30. Питирим, еп. Нижегородский. ПРАЩИЦА. — М.: Синодальная тип. 09.1752; Пермь-2008. № 195 47. «Из числа книг дедюхинской Христорождественской церкви казенная. Подписал тои ж церкви иерей Михаил Белозеров июня 8-го дня 1822-го года»
31. КОРМЧАЯ. Ч. 1-2. — М.: Синодальная тип. 02.1787; Пермь-2008. № 545 48. «Книга Сия часть первая Кормчии горнаго города Дедюхина церкви Рождества Христова казенная. Подписал той же церкви священник Михаил Белозеров маия 31-го дня 1823-го года в день Вознесения Христова»
32. Стефан (Яворский). Камень веры. — Изд. 3-е. — М.: Синодальная тип. 08.1749; Пермь-2008. № 183 49. «(Дедюхинской — срезано) Христорождествен-ской церкви церковная. Подписал оной же церкви Иерей Михаил Белозеров 1826-го года Апреля в 16 й день Великаго поста»9
33. Иоанн Златоуст. БЕСЕДЫ НА ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА / Пер. Ириней Клементьевский. - М.: Синодальная тип. 10.1793; Пермь-2008. № 675 50. «Дедюхинской Христорождественской церкви церковная подписал той ж церкви иерей Михаил Белозеров 1826-го года апреля в 16-й день»
34. Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий апостола Павла. Ч. 1. Беседы на послания к римлянам и коринфяна. Изд. 2-е. — М.: Синодальная тип. 09. 1765; Пермь-2008. № 299 51. скорописью: «Из числа книг дедюхинскаго собора приложил в таковою же книгою второю частию в 1836-м году 16-го февраля, подписал означеного Христорождерождественскаго(!) собора иерей Михаил Симонов Белозеровъ»10
Ключевые слова: духовенство, Белозеровы, г. Соликамск, с. Дедюхино, Пермский край, Ануфриевы, Ростовщиковы, церковные библиотеки, записи на книгах, генеалогия, социальная история, книжная культура.
9 В этом же экземпляре по нечетным с. 33-37 (1-го сч.) и 1-17 (2-го сч.) скорописью XIX в. другим почерком написано: «Сия книга к Дедюхинской Христорождественской церкви приложена титурярным (!) советником Лукой Мыльниковым 1820 года октября 18 дня в день его тезоименитства».
10 В этом же экземпляре на тит. л., со столб. 1-7 (2-го сч.), 1-34 (3 го сч.) написано: «Сия книга приложена сдешним служителем Герасимом Пупковым в знак памяти его сожительницы Агафии Максимовой скончавшейся 14го февраля 1836 года в 3 м часу вечера подписал сын ево ро[д]ный Андрей Герасимов сын Пупков».
Список литературы
Белянкин Ю. С. Записи соликамских священников Белозеровых на кириллических изданиях XVII —XVIII вв. // Федоровские чтения 2007. М.: Наука, 2007. С. 347—357.
Кириллические издания XVI—XVII вв. в хранилищах Пермской области: Каталог. Пермь: Пермское книжное изд-во, 2003.
Кириллические издания XVIII в. в хранилищах Пермской области: Каталог. Пермь: Пушка, 2008.
Поздеева И. В., Дадыкин А. В., Пушков В. П. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры. 1652—1700 годы: Исследования и публикации: В 3 кн. М.: Наука, 2007. Кн. 1. С. 126—127.
Шустова Ю. Э. Записи в изданиях типографии Львовского братства 1591—1644 годов из собрания научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) РГБ // Вив-лиотека: История книги и изучение книжных памятников. Вып. 2. М.: Пашков дом, 2011. С. 44—50.
Priests Belozerovs and Some Scenes from the History of Booklore in Perm Region: What Inscriptions on Cyrillic Books of the 17th — 18th Centuries Say
Abstract: This article is devoted to the inscriptions on books of the 17th and 18th cc. in which notes of the priests Belozerovs from the town of Solikamsk occur. In all, 34 books that contain 51 notes of members of this family have been identified. The study of this complex of sources has allowed us to reconstruct a range of storylines. In particular, the history of four generations of the Belozerov family has been traced. Thus, three generations of this family, at least from 1728 (the date of the first mention of the forefather of the family Ioann Nikiforovich Belozerov) to 1810, served as sextons and deacons at the Church of the Epiphany in Solikamsk. I. N. Belozerov's great grandson Mikhail Semenovich in the period of 1822-1836 served as a priest in the church of the village of Dedyukhino, located not far from Solikamsk. The Belozerovs were keepers of libraries of the two aforementioned churches: they registered the donations and left corresponding notes on the books (and, apparently, in record-keeping documents), ordered
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi.
2018. Vol. 83. P. 131-146
Vladimir Bogdanov, Candidate of Sciences in History, Senior Research Fellow, Centre for Cultural History, Faculty of History, Moscow State University, 27-4 Lomonosovsky Prospect, Moscow H9192, Russian Federation [email protected]
OCRID: 0000-0002-3129-406X
Introduction, publication,
COMMENTARY BY V. BOGDANOV
the sending of books from the consistory. In five cases out of eight, the books were sent by order of Lavrentiy, bishop of Vyatka and Great Perm, who occupied the see in 1774-1796. The identified records clearly demonstrate the order of forming and operating of provincial church libraries in the 18th and 19th cc. as well as the make-up of their donors. The latter is an important source for the local history because the donors belonged to the upper circle of local society: the merchants Anufrievs (Gerasim Anufriev was burgomaster of Solikamsk), Rostovshchikovs etc. The documents published here are the ahnentafel of the Belozerovs and relevant records cited in modern spelling.
Keywords: clergy, Belozerov family, Solikamsk, village of Dedyukhino, Perm region, Anufrievs, Rostovshchikovs, church libraries, records on books, genealogy, social history, book culture.
References
Belyankin, Yurij S. (2007) "Zapisi solikamskikh sviashchennikov Belozerovykh na kirillicheskikh izdaniiakhXVII —XVIIIvv." ["Notes of Solikamsk Priests Belozorovs on Cyrillic Books of the 17th — 18th cc."]. Fedorovskie chteniya 2007, Moscow: Nauka, pp. 347-357 (in Russian). Pozdeeva, Irina V. (ed.) (2003) Kirillicheskie izdaniia XVI—XVII vv. v khranilishchakh Permskoi oblasti: Katalog [Cyrillic Editions of the 16th — 17th Centuries in Repositories of Perm Region: Catalogue]. Perm (in Russian). Pozdeeva, Irina V. (ed.) (2008) Kirillicheskie izdaniia 18 v. v khranilishchakh Permskoi oblasti [Cyrillic Editions of the 18th Century in Repositories of Perm region: Catalogue]. Perm (in Russian).
Pozdeeva, Irina V., Dadykin, Anton V., Pushkov, Viktor P. (2007) Moskovskii pechatnyi dvor — fakt i faktor russkoi kul'tury. 1652—1700 gody: Issledovaniia i publikatsii [Moscow Print Yard: A Fact and a Factor in Russian Culture. The Years 1652-1700: Studies and Publications"]. In 3 vols. Vol. 1. Moscow: Nauka (in Russian). Shustova, Yuliya E. (2011) "Zapisi v izdaniiakh tipografii L'vovskogo bratstva 1591—1644 godov iz sobraniia nauchno-issledovatel'skogo otdela redkikh knig (Muzeia knigi) RGB" ["Records in Publications of the Printing House of Lvov Brotherhood of 1591-1644 from the Collection of the Department of Rare books (Museum of Books), Russian State Library"], in Vivlioteka: Istoriya knigi i izuchenie knizhnyh pamyatnikov, vol. 2. Moscow, pp. 44-50 (in Russian).