УДК 316
Ковалев Виталий Владимирович
доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета Vitkovalev@yandex. ш
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета [email protected]
Верещагина Анна Владимировна
доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета [email protected]
Vitaliy V. Kovalev
doctor of sociological Sciences, professor. Department of theoretical sociology and methodology of regional researches, Institute of Sociology and Regional studies, Southern Federal University [email protected]
Sergei I. Samygin
doctor of sociological Sciences, professor. Department of human resource management and sociology, Rostov State Economic University [email protected]
Anna V. Vereshchagina
doctor of sociological Sciences, professor. Department of theoretical sociology and methodology of regional researches, Institute of Sociology and Regional studies, Southern Federal University [email protected]
Свойственны ли молодежи
патриархальные стереотипы распределения власти и обязанностей в семье?
Аннотация. В данной статье предпринимается попытка проанализировать характер и причины сохранения патриархальных стереотипов среди молодых людей в их социокультурных практиках начального этапа семейной жизни. Указанная проблема связывается с доминированием внутри семьи, как социального института российского общества, традиционных правил поведения и ценностей. В статье утверждается, что российская семья переживает модернизационные процессы в значительно меньшей степени, чем иные социальные институты. Для обоснования авторской точки зрения привлекаются результаты социологического исследования по теме «Семья и семейные отношения в современной России», произведенного посредством массового опроса.
Ключевые слова: семья, молодая семья, молодежь, социальные стереотипы, патриархальные ценности, власть, обязанности.
Inherent youth patriarchal
stereotypes of distribution of power and responsibilities in a family?
Annotation. This article attempts to analyze the nature and reasons for the persistence of Patriarchal stereotypes among young people in their socio-cultural practices of the initial phase of family life. This problem is associated with dominance within the family as a social institution of Russian society, traditional rules of conduct and values. The article argues that the Russian family is going through a modernization process to a much lesser extent than other social institutions. To justify author's point of view, we use the results of sociological research on the theme «family and family relations in modern Russia», made by means of mass survey.
Keywords: family, young family, youth, social stereotypes, Patriarchal values, power, duties.
В общественном сознании доминирует уста,
, -
, -
женной идеалам модернизации частью обще. -
диция связывает ожидания на то, что они окажутся сильнее, чем люди старших возрастов,
восприимчивыми к социальным изменениям. Особенно это актуально, когда перемены, что называется, назрели, но сдерживаются косностью, инертностью социального мышления. Между тем, семья представляет собой социальный институт, в котором изменения прокладывают себе дорогу со значительно большим трудом, чем, например, в экономике или политике.
Тому есть множество причин, но не последней из них является доминирование в системе социальной регуляции семейных отношений обычаев и всякого рода неформальных норм. Подобное положение делает особенно актуальным изучение социальных стереотипов, имеющих колоссальное значение для выстраивания ролевых моделей, приводящих в стройный порядок многочисленные семейные интеракции. Стереотипам, как известно, свойственна особая устойчивость в общественном сознании. Они разрушаются существенно медленнее, чем, предположим, социальные роли или ценности, поэтому преодоление их негативных воздействий обычно
связывается социумом с неизбежной сменой , -
лективных носителей стереотипных представлений. Новые общественные генерации выстраивают свои ценности под новые социальные за,
, -
пов. Это особенно важно, когда стереотипы начинают отождествляться исключительно с предубеждениями или предрассудками.
Одним из таких негативных стереотипов является представление о том, что лидерство в семье неизбежно должно принадлежать мужчине, что мужчина должен быть добытчиком и защитником, что ведущий статус женщины в семье - ста. ,
стереотипах, характерных для типичной патри-
, , ,
уже канула в Лету истории и не определяет, особенно среди молодежи, принятые стандарты семейной коммуникации. Так ли это? Изменились ли семейные стереотипы современных мо? .
Но прежде мы хотим сказать несколько слов о свойствах самих стереотипов. Нам необходимо на уровне теоретического осмысления определиться с их потенциальной способностью проявлять социальную устойчивость, действовать даже вопреки новым веяниям эпохи.
Термин «стереотип» этимологически происходит от двух греческих слов: «stereos» - твердый и «typos» - форма, образец. Уже простой этимологический анализ дает нам представление о нем, как о социальном регуляторе, фиксирующем твердые оценочные представления. В самом
деле, У. Липпман, введший данный термин в , -
, -
печатная форма для копирования текста неизменного содержания [1]. Этой аналогией Липпман хотел подчеркнуть, что социальный стереотип представляет собой тиражирование в различных интеракциях неизменных моделей поведения и устойчивых оценочных суждений.
В настоящее время в социологии стереотип принято изучать как «стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно, -
ном объекте» [2]. К этому определению также иногда добавляются указания на иррациональность [3], упрощенность [4].
С учетом сказанного, понятийный объем социального стереотипа наполняется четырьмя признаками: 1) неосознаваемость, 2) массовость, 3) устойчивость, 4) упрощенность.
Неосознаваемость социального стереотипа
,
оценок не рефлексирует на свое поведение, не верифицирует его истинность или неистинность, а действует механически. Массовость в основном следует описывать через механизм коллективных представлений. Стереотипность мышления успешнее всего формируется в том случае, если индивид находит подтверждение своим оценкам в сложившихся и устойчивых социаль-. -нентным свойством стереотипа, тж. мы убеждены, что он не обладает способностью ни к развитию, ни к трансформации. Стереотип способен . , -
никало вакуума в системе общественной регуля-
,
стереотипом, имеющим иную когнитивную напол-.
стереотипа определяется такой его базовой функцией, как экономия времени. Посредством стереотипа индивид стремится воссоздать для себя привычную, понятную, в каком-то смысле -незатейливую картину мира, основанную на четко и просто сконструированных схемах.
Рассмотренные четыре признака социального
стереотипа позволяют предположить в нем одну
:
социокультурных практиках социального взаимодействия. Из этого следует, что не социальные стереотипы конструируют практики, а, наоборот, практики - социальные стереотипы. Это утверждение, казалось, входит в противоречие с устойчивым тезисом о том, что современные социальные условия функционирования семьи, как социального института, претерпели су. , в наши дни трудятся вне дома наравне с мужчинами, активно занимаются спортом, проявляют себя в экстремальных видах деятельности, освоили практически все общественные сферы, ранее считавшиеся мужским полем жизни. Между тем, и
мы уже высказали в начале статьи предположе-
,
женщины к лидерству, статусу ведущего добытчика для семьи и даже ненужности этих позиций в
,
лучше справляться, по-прежнему актуальны для .
Прежде чем мы попытаемся разобраться с ка,
,
проведено совместно Институтом социологии и регионоведения ЮФУ и Азовским филиалом РГСУ в два основных этапа: 1) в ноябре-февраля 2014-2015 гг. и 2) марте-мае 2016 гг. по теме «Семья и семейные отношения в современной России». В исследовании приняло участие шестьсот пятнадцать респондентов, отобранных по правилам квотной выборки с учетом
принципа пропорционального соответствия ге-.
отбора респондентов использовались такие переменные, как «возраст», «пол», «место жительства», «образование», «гемейное положение». Полученные данные были оформлены и обработаны в 8Р88-22.
Таблица 1
Кто в идеале должен быть лидером в семье
Возраст респондента Варианты выборов для ответа
мужчина женщина пол не имеет значения
18-20 лет 68,4 % 0 % 31,6 %
21-24 года 62,8 % 2,6 % 34,6 %
25-34 года 54,4 % 3,5 % 42,1 %
По представленным данным видно, что стерео-« » -
прежнему доминирует в общественном созна-.
,
опыта супружеской жизни. Очевидно, что практика вносит в него некоторые коррективы: столкнувшись с неспособностью мужчин осуществлять лидерские полномочия, ряд женщин меняют свои представления, переходя в категорию респондентов, убежденных, что «пол не имеет » . Также необходимо принять во внимание, что
если заменить критерий «возраст» на критерий « », - , -
ших, что мужчина должен быть обязательно лидером в семье возрастает до 78,6 % (против общих по выборке 64,1 %), а доля женщин-респондентов - опускается до 52,7 %.
Приведем еще одну группу цифр на предмет выявления стереотипов патриархального характера.
Таблица 2
Согласны ли Вы с утверждением, что семья должна строиться на традиционной модели разделения ролей,
« »,
а мужчина «защитником» и «(добытчиком»
Возраст респондента Варианты выборов для ответа
эта схема наиболее оптимальна мужчина должен помогать женщине вести домашнее хозяйство в семье должна быть функциональная взаимозаменяемость
18-20 лет 36,8 % 52,6 % 10,5 %
21- 24 года 32,9 % 50,6 % 16,5 %
25-34 года 31,8 % 47,1 % 21,2 %
Здесь прослеживается уже выделенная по первой таблице общая логика ответов. В целом, большая часть респондентов согласна с неким переходным состоянием между патриархальной
и эгалитарной моделями. Но патриархальные « »
. -номерность опять же значительно сильнее просматривается среди респондентов молодого
возраста. Если же взять за основу такой крите, « », -
.
Таблица 3
Согласны ли Вы с утверждением, что семья должна строиться на традиционной модели разделения ролей, где женщина является «хранительницей домашнего очага», а мужчина «защитником» и «(добытчиком»
Пол респондента Варианты выборов для ответа
эта схема наиболее оптимальна мужчина должен помогать женщине вести домашнее хозяйство в семье должна быть функциональная взаимозаменяемость
мужской 50,0 % 35,7 % 14,3 %
женский 30,0 % 47,2 % 22,9 %
Здесь мы видим, что вектор патриархальности быстро устремляется в сторону респондентов-мужчин, доходя до пятидесяти процентов выборов всех респондентов, а вектор эгалитарное™ -чуть менее интенсивно, но в сторону женщин, не достигая даже четверти.
По обеим таблицам можно сделать общий вывод, согласно которому стереотипность мышления относительно стандартов патриархального
общества свойственна в большей степени респондентам молодого возраста (что неожиданно) ( ).
Итак, нами было установлено, что стандартные патриархальные стереотипы достаточно широко распространены в рамках общих представлений о распределении власти и обязанностей в семье. И для молодежи они свойственны в не меньшей, а порой даже большей степени, чем для людей,
имеющих длительный опыт проживания в супру-. , обратиться к заявленному противоречию, согласно которому преодоление социокультурной обусловленности стереотипов возможно лишь через изменение социальных практик. В работах по данной проблематике правилом хорошего тона стало
утверждение о том, что в обществе произошли
,
на социальный институт семьи. Это действительно .
примирительно к семье, как принято считать?
Женщины (не мужчины) по-прежнему уходят в де-, -
ни ребенка, посещают детские поликлиники, осуществляют общий уход за детьми, тратят на организацию домашнего быта несоизмеримо большее , . изменилось в общепринятых практиках социального института семьи, когда речь идет о его не? ,
много. Около семьи изменения грандиозные, а внутри семьи - не очень. В таком случае стоит ли воспринимать в качестве неожиданных наличие патриархальных стереотипов в сознании молодых людей, являющихся стандартным и типизированных продуктом семейной коммуникации, поддерживаемой их родителями? Едва ли.
Семья во многих отношениях выступает островком традиционализма в стремительно трансформирующихся социальных институтах российского общества. В этой ситуации мы видим источник повышенной напряженности для молодой российской семьи. Ведь если образ >шзни мужчины после женитьбы практически не изменяется (он лишь должен работать с большей интенсивностью, особенно после рождения детей), то женщину ждут воистину революционные перемены. За пределами семьи она живёт в качестве современного человека, не стесняя свои возможности огромной вариа-. -
ется в тесных рамках патриархальных представле-
,
правами. Совмещение современности с традицио-- ,
удается не каждому.
И все же, было бы необъективно с научной точки зрения не указать на тот факт, что патриархальная система организации общества и семейных отношений уже не столь устойчива, как прежде, что выражается в таких показателях, как рост разводов, неполных семей (в подавляющем большин-),
отношений, падении рождаемости и др. Рост неполных семей, основу которых, как правило, составляет мать и ребенок, а также матерей,
ццут на рождение ребенка и воспитание его в одиночестве, позволяет сделать вывод о формировании и институционализации института материнской
Литература:
1. . . . : -статут фонда «Общественное мнение», 2004.
семьи в обществе, что является одним их факторов укрепления матриархальных устоев организации семьи и общества, и, прежде всего, потому, что воспитанием ребенка в семье занимается мать или, как часто происходит в российской реальности, бабушка. Материнское и, в целом, женское , ( ),
которое несет в себе совершенно иные ценности, формирует и совершенно иной тип личности, не соответствующий системе господства-подчинения. Изменение семейного законодательства в Европе в области уравнения прав мужчин и женщин на воспитание детей и проживание с ними, является, на наш взгляд, не только следствием либерализации общественных отношений и отражением демократизации европейского общества, но и попыткой предотвращения становления феминного социального порядка, мира, в котором правят женщины
и женские ценности. Этой цели, как нам представ,
воспитания детей в ряде европейских стран, нивелирующей в сознании детей различия, существующие между полами. Таким образом, видимо, пытаются остановить процесс феминизации общества и установления матриархальной системы организации общественных отношений.
Итак, процесс феминизации современного общества проявляется в таких, социологически фиксируемых данных, как: рост неполных семей, в которых дети воспитываются матерью; рост матерей-одиночек; зависимость планируемого количества детей в семье, как правило, от желания женщины; увеличение числа детей (в соответствии с ростом неполных семей и матерей), ( . .
).
,
обществе женский контроль над воспитанием детей стремительно увеличивается.
Однако становление женской субъектности и феминизация семейной сферы происходит в условиях пока еще мужского мира, те. того мира, в котором ключевые позиции и доступ к важнейшим социальным и финансовым ресурсам принадлежит .
женщин во многом опосредованной ее социализа-
,
была более значимой, нежели мужская.
,
проблема, рассмотренная в дискуссионном ключе, отражает, как неоднозначность подходов к интерпретации происходящих в семейной сфере процессов, так и противоречивость трансформации семейных ценностей и отношений в совре-.
сознании и поведенческих практиках молодежи, что и формирует исследовательский интерес к этой социальной группе, от выбора которой в поливариативном пространстве семейных практик зависит будущий облик семьи в обществе.
Literature:
1. Lippmann W. Public opinion. Moscow : Institute Found «Public opinion», 2004.
2. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г.В. Осипова. М. : Норма-Инфра, 1998.
3. Мурадян СЛ. Гносеологический анализ проблем стереотипа : автореф. ... канд. фил. Наук: Ереван,1977.
4. Кон И. Социологи я личности. М. : Наука, 1967.
2. The Russian sociological encyclopaedia / under the editorship of G.V. Osipov. Moscow : Norma-Infra, 1998.
3. Muradyan S.A. Gnoseological analysis of the problem of stereotype : abstract. ... kand. Phil. Sciences: Yerevan, 1977.
4. Kon I. Sociology of identity. M. : Nauka, 1967.