Научная статья на тему 'Свойства ядер дискретной кооперативной игры'

Свойства ядер дискретной кооперативной игры Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКРЕТНАЯ КООПЕРАТИВНАЯ ИГРА / С-ЯДРО / СС-ЯДРО / D-ЯДРО / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / DISCRETE COOPERATIVE GAME / CORE / CC-CORE / D-CORE / BALANCEDNESS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Зинченко Александра Борисовна

Дано описание C-ядра, D-ядра и СС-ядра дискретной кооперативной игры. Исследованы соотношения между этими множествами и ядрами трансферабельной релаксации дискретной игры. Получены условия непустоты ядер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cores Properties of Discrete Cooperative Game

Description of core, dominance core and cover core for discrete cooperative game is given. Correlations between these sets and cores of transferable relaxation of discrete cooperative game are investigated. Non-emptiness conditions for cores are received.

Текст научной работы на тему «Свойства ядер дискретной кооперативной игры»

УДК 519.833.5

свойства ядер дискретнои кооперативной игры

© 2009 г. А.Б. Зинченко

Южный федеральный университет, 344090, Ростов н/Д, ул. Мильчакова, 8а, dnjme@math. sfedu.ru

Southern Federal University, 344090, Rostov-on-Don, Milchakov St., 8a, dnjme@math. sfedu.ru

Дано описание C-ядра, D-ядра и СС-ядра дискретной кооперативной игры. Исследованы соотношения между этими множествами и ядрами трансферабельной релаксации дискретной игры. Получены условия непустоты ядер.

Ключевые слова: дискретная кооперативная игра, С-ядро, СС-ядро, D-ядро, сбалансированность.

Description of core, dominance core and cover core for discrete cooperative game is given. Correlations between these sets an d cores of transferable relaxation of discrete cooperative game are investigated. Non-emptiness conditions for cores are received.

Keywords: discrete cooperative game, core, CC-core, D-core, balancedness.

Наиболее изученным классом кооперативных игр являются игры с трансферабельной полезностью (ТП-игры) 0Т=(Ыу\ Ы={\,...,п}, п>2, у.2м

v(0) = 0, допускающие перераспределение полезности между игроками (побочные платежи). Платежи могут осуществляться в виде денежных выплат (премий, взяток) или как передача материальных ценностей. Предполагается, что индивидуальные полезности измеримы по одной шкале и могут передаваться от одного игрока к другому без потерь и ограничений. Однако существуют экономические ситуации, в которых не все побочные платежи возможны. Например, количества некоторых товаров могут выражаться лишь целыми неотрицательными числами. Для формализации таких ситуаций приходится использовать более сложную игровую модель с нетрансферабельной полезностью (НТП-игру) Онт =(^К), где V - многозначное отображение, ставящее в соответствие каждой коалиции непустое множество К^сй^ , содержащее |Л'| -мерные векторы выигрышей, допустимые для коалиции &

Пусть х(5)=Хге5хг для х(0)=О; =

= {х = (хг)ге5| хг е 7. / е S^,: 2 - множество целых чисел. Игру 02 = N У2 ) с характеристической функци-

ей

Vz(S)={xeZs\x(S)<vz(S)}, vz:2n^Z и це-

лочисленными исходами хе Z назовем дискретной. Возможны дискретные варианты игр рынка (market games), сетевых (flow games), инвестиционных (investment games), производственных (production games), игр о банкротстве (bankruptcy games) и др. Основные концепции решения НТП-игр являются обобщениями решений классических кооперативных игр. При таком переносе возникает неоднозначность и сложные задачи, связанные, например, с

формулировкой критериев существования и единственности решений. В литературе описано несколько вариантов обобщения вектора Шепли, различные условия сбалансированности НТП-игры, каждое из которых налагает ограничения на структуру множеств V(S) [1]. Существует два понятия выпуклости НТП-игры, до сих пор нет приемлемого в общем случае понятия эксцесса.

В данной статье исследуются свойства С-ядра, Б-ядра и СС-ядра дискретной игры, а также соотношения между этими множествами и соответствующими решениями трансферабельной релаксации СК2 = (V. у2 ), игры Ог.

При определении ядер игры используются множества дележей и двойственных дележей, которые

G, GB

имеют вид

h=IRZ

R1

7n

x(N) = vz(Ny, x, >vz(j),j^N};

для игр

= Iх'

1*2 = 4 п г" , ГК2 = {х е К" | х(Л0 = ^ (ЛО; Хг < у;(г),

/еЩ, где = ЗсЛГ. Как из-

вестно, 1К2 ^0 тогда и только тогда, когда

(1)

Если то 1к2 =сопу{/1,...,/"}, где

/ (/,...../,;>. Ы,

/! =vz(iV)-Zteдг\{I■}vz(¿)> ¡ем. (2)

Следовательно, условие (1) также необходимо и достаточно для непустоты множества дележей дискретной игры. Аналогично получаем необходимое и достаточное условие

£,еМу*2(0>у2(Ю (3)

непустоты множества двойственных дележей I * игры 02.

D-ядром (D-core, dominance core) кооперативной игры называется множество недоминируемых дележей, а С-ядро (core) составляют такие дележи х, что ни одна из собственных коалиций SczN не может самостоятельно получить выигрыш, больший, чем x(S). D-ядра и С-ядра дискретной и релаксированной игр игры имеют вид Dz = Iz \dom I z , DR2 = IRZ \dom IRZ ,

Cz = CRZ n Z , CRZ = {x e IRZ

Известны следующие соотношения между множествами CRZ и Drz : CRZ с Drz ; если DRZ ф0 и выполняются условия vz(S) + Z

ieN\S

vz(f)<vz(N),ScN,

(4)

то CRZ DRZ ■

если CRZ ф Drz , то CRZ =Q

Утверждение 1. Для игры ^ справедливо:

a)

b) условие (4) не является достаточным для ра-

венства CZ = DZ

для \S\=1, x*(S)>vz(S)-l для 2 < \S\<n-l. В [2]

доказано, что множество недоминируемых дележей дискретной игры совпадает с множеством целочисленных решений линейной системы x(N)= vz (N),

x(S) > vz (S) -|Sj +1, S<zN. Получаем x* e Dz и

x* g Сz , что противоречит предположению Сz = Dz .

В качестве решения ТП-игры с пустым С-ядром и D-ядром иногда используется СС-ядро (cover core), являющееся пересечением множества дележей с множеством двойственных дележей. Ана-логично определим СС-ядро дискретной игры CCz = Izr\I*z=CCR2r\ZN ,trq CCrz = IRZr^iRZ =

,iV I

JRZ RZ

* ,

c) если CZ*DZ , то возможно Cz ф0;

d) DRZr,ZNŒDz.

Доказательство. Соотношение а) доказывается аналогично вложению CrzœDrz [2]. Справедливость b) и с) доказывает пример дискретной игры

VZ(i) = 0}, i eN = {1,2,3},

VZ (1,2)={xeZ{1,2} ^ + x2 < 2}, Vz (1,3) = {xeZ{1,3}| xi+ Хз< 1}, [, (5)

VZ (2,3) = {x e Z{2,3} x2+ x3< 1},

VZ (1,2,3) = {x e Z(1,2,3}| x^x2+x3< 2} в которой vz (1,3) - i--z (2,3) - 1. I 'z (1,2) - I 'z (1,2,3) - 2 , y- (z) = 0, i <eN . Игра удовлетворяет (4), но 7Z = {(2,0,0), (0,2,0), (0,0,2), (1,1,0), (1,0,1), (0,1,1)}, Cz ={(1,1,0)}, Dz = 7Z\{(0,0,2)}*CZ. Вложение d) следует из соотношений DrzC)Zn = = (IRZ\domIRZ )r.ZNaiRz nZN)\dom(IRZ nZN ) = = 7Z \dom Iz = Dz .

Теорема 1. С-ядро дискретной игры GZ совпадает с ее D-ядром тогда и только тогда, когда CZ = IZ .

Доказательство. Если Cz = Iz , то из вложения Cz ç D,. с: Iz получаем Cz = Dz . Обратно, пусть ('у = i),. ф0. Предположим, что С2ф12. Тогда d{x*,y*)=min{YJl£N\x1 -y,\\xGlz \ CZ, yeC2} = 2,

* * v_i

xi = yi +et, e, e {0,1,-1} для всех isN, Хгел?ег =0 -Из >>gCz и x<eI2\C2 следует y*(S)>vz(S) для SœN; x*(S)<v2(S) для^еОс^ег^! 2 <\S\ < n -1} , Q*0, x*(S)>vz(S) для Se2N\Q. Если SeQ, то x*(S) +1=/(S) >vz(S), следовательно, x*(S) >vz(S)

= {хеДж| х{Ы) = у2{ыу, уга)<х1<у1а),1ещ -

СС-ядро релаксированной игры.

Утверждение 2. Для игры GZ справедливо:

a) С2сСС2;

b) существуют дискретные игры, для которых

CC.cz И,.

Доказательство. Соотношение а) следует из известного вложения СК2 с: ССК2 . Справедливость Ь) доказывает пример дискретной игры (5), в которой СС2 = {х ^ ZN\xl+ х2+ хъ =2, 0 < х1;х2 <1, х3 =0} = ={(1,1,0)}=С2с=/>2.

Теорема 2. СС2ф0 тогда и только тогда, когда выполняются условия (1), (3) и Vу (/') < \ 'у (/). г е N .

Доказательство. Если СС2ф0, то из СС2 сССК2 следует С'('л/ ф0. Условия теоремы вьшолняются, так как они необходимы и достаточны для непустоты множества ССК2 . Обратно, пусть выполняются условия теоремы, тогда ССК2 ф0, т.е. совместна система х{М) = (АО ; хг < у*2 (/'), - хг < -у*2 (/'), г е N. Множество СС^ , являющееся многогранником, имеет по крайней мере одну вершину ~. Соответствующий ~ базис В = (Ьу )1 состоит из строки (1,...,1) и (п- 1)-й строк, каждая из которых содержит единственный ненулевой элемент />,. = ±1, значит det В = ± 1. Так как функция

у2 целочисленна, то х е СС2, т.е. СС2 Ф0.

Необходимым и достаточным условием существования С-ядра ТП-игры является ее сбалансированность

Х5:ге5я5=1, геМ. (6)

Из С2 с СК2 следует, что условие (6) необходимо для непустоты С-ядра игры GZ, однако дискретной игре ^ с непустым Д-ядром может соответствовать ТП-игра GRZ, не имеющая Д-ядра. Например, дискретная игра трех лиц, определенная функцией У2(г,Л = У2(1,2,3)=3, У2(г) = 0,

геЫ = { 1,2,3}, имеет непустое £>-ядро £>2 ={(1,1,1), но ¡)К7 = (' н/ =0. Используя результаты из [3], получаем, что необходимым условием непустоты Б-ядра игры 02 является сбалансированность ТП-

игры СК2 =(Ы, у2 ), где у2 : 2м 2 , ¡7^ (ЛГ) = (ЛГ),

Для НТП-игр введено несколько типов сбалансированности: стандартная [4], ¿-сбалансированность [5], (¿.^-сбалансированность [6], ^сбалансированность [7], зависимая от исходов [1] и др. Все перечисленные типы сбалансированности являются достаточными условиями непустоты С-ядра НТП-игры, а последние два - также и необходимыми. Непосредственное применение условий сбалансированности НТП-игр к рассматриваемому нами частному случаю невозможно из-за требований, налагаемых на характеристическую функцию V. Например, все типы сбалансированности предполагают, что из хе уе ^ и у < х следует уе

Приведем достаточные условия непустоты С-ядра дискретной игры, выполняющиеся для некоторых классов кооперативных игр, возникающих в реальных экономических ситуациях. Пусть (у-,- )0 -О-нормализация функции v г , т.е. (у2) 0(я) = = у2 (5) - ^ (0 ' ^ Е а (у^ )0 - 0-нормализация функции у2 , двойственной к у2 .

Утверждение 3. Если выполняются условия:

a) т= =

b) к0(ЛО > 0, у0(5) < у0(Ю для ^ с у0(Я) < 0 для таких Л'с Л', что У'\Л'^0. то С2 = = со«у{/г|г'еГ}п2ДГ^0, где /! определены (2).

Доказательство. Как доказано в [8], при выполнении a), Ь) С-ядро игры 0К2 является (|г| -1)-

мерным симплексом ск2 = сопу{/' | / е т\ ^0. При

целочисленной функции у2 все /! цело численны. Справедливость утверждения следует из соотношения между множествами СК2 и С2 .

Утверждение 4. Если выполняются условия:

^ 7= п{Я е 2(у2)о(Я) = (У2)О(М)}*0 ;

Ъ) (^)о(ЛО >0, 04)0 (5) > 04)0(Л0 для ^сЖ, С^)0(5') > 0 для Хс^, Т\Б Ф0, то С2 = соиу^/еПпг" * 0, где ^ =

= »/'(Л), к* I, g'i = У(Ю - т{1}У*(к), /еЖ

Доказательство следует из утверждения 3 и соотношений двойственности для кооперативных игр.

Для формулировки следующего утверждения нужны векторы маргинальных вкладов т" = (т^), соответствующие перестановкам л множества Ы, где

< дг - коали-

ция, геЖ

Утверждение 5. Если существует такая перестановка 71, что

S*R? JeN,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(7)

то С-ядро целочисленной игры не пусто.

Доказательство. Из определения тл следует,

что vz(5') = ZH

для S= Rf , /' е N. Учитывая (7),

с2 , т.е. с2 * !

имеем т" е . При целочисленной характеристической функции все векторы маргинальных вкладов целочисленны, следовательно, т7'

Подмножеством игр, удовлетворяющих (7), являются ТП-игры, обладающие CoMa-свойством [9], в частности, выпуклые игры и невыпуклые игры, описанные в [9-11].

Литература

1. Bonnisseau J.-M., Iehle V. Payoff-dependent balanced-ness and cores // Games and Economic Behavior. 2007. Vol. 61. № 1. P. 1-26.

2. Branzei R., Dimitrov D., Tijs S.H. Models in cooperative game theory: crisp, fuzzy and multichoice games. N.Y., 2005. 134 p.

3. Azamkhuzhaev M. Kh. Nonemptiness conditions for cores of discrete cooperative games // Computational Mathematics and Modeling. 1991. Vol. 2. № 4. P. 406-411.

4. Scarf H. The core of an n-person game // Econometri-ca. 1967. Vol. 35. P. 50-69.

5. Billera L. Some theorems on the core of an n-person game without side payments // SIAM J. Appl. Math. 1970. Vol. 18. № 1. P. 567-579.

6. Keiding H., Thorlund-Peterson L. The core of a cooperative game without side payments // J. Optim. Theory App. 1987. Vol. 54. № 2. P. 273-288.

7. Predtetchinski A., Herings P. A necessary and sufficient condition for non-emptiness of the core of a nontransferable utility game // J. Econ. Theory. 2004. Vol. 116. P. 84-92.

8. Branzei R., Tijs S.H. Cooperative games with a simplic-al core // Balkan Journal of Geometry and Application. 2001. № 6. P. 7-15.

9. Assignment games satisfy the CoMa-property / H.J.M. Ha-mers [et al.] // Games and Economic Behavior. 2002. Vol. 38. P. 231-239.

10. Granot D., Huberman G. Minimum cost spanning tree games // Math. Progr. 1981. Vol. 21. P. 1-18.

11. Kuipers J. On the core of information graph games // Int. Journal of Game Theory. 1993. Vol. 21. P. 339-350.

Поступила в редакцию

5 марта 2008 г.

m

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.