Научная статья на тему 'Своеобразие сатиры в романе М. Спарк "Выпускник школы"'

Своеобразие сатиры в романе М. Спарк "Выпускник школы" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
202
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САТИРИЧЕСКИЙ МОДУС / ИРОНИЯ / ДИАЛОГИЗАЦИЯ САТИРЫ / М. СПАРК / РОМАН "ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ" / ПОСТМОДЕРНИЗМ / МЕТАРОМАН / АНГЛИЙСКАЯ САТИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА / ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ИГРА / SATIRICAL MODE / IRONY / DIALOGIZATION OF SATIRE / M. SPARK / NOVEL "THE FINISHING SCHOOL" / POSTMODERNISM / METAFICTION / ENGLISH SATIRICAL TRADITION / RELIGIOUS ISSUES / POSTMODERNIST GAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ушакова Елена Вячеславовна

Сатирическое отношение к действительности пронизывает творчество английской писательницы М. Спарк (1918-2006). В статье рассматривается поэтика последнего романа М. Спарк «Выпускник школы» (2004) с точки зрения теории «диалогизации сатиры» и влияния постмодернистской эстетики. Выявляются основные темы, которые писатель поднимает в данном произведении, анализируются сатирические приемы раскрытия художественных образов, способы создания комического и постановки нравственных проблем. В романе «Выпускник школы» выделяются такие проблемы как «природа вдохновения» писателя, соперничество и зависть в сфере творчества, процесс создания историографического метаромана, попытка преодоления греховности. Данные темы иронически освещаются писателем, использующим постмодернистские приемы игры, пародии, аллюзии на предшествующие произведения и исторические факты. Автор избегает прямого осуждения героев, навязывания моральных принципов, поскольку герои саморазоблачают друг друга, отражаясь в «сатирическом зеркале» своих поступков и слов. Сатирический модус в романе «Выпускник школы» определяют ряд факторов, среди которых наиболее важными являются английская сатирическая традиция (ее отличительными особенностями являются ирония, самоирония, гротеск и эксцентричность), воздействие постмодернизма и диалогизация сатиры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITY OF SATIRE IN THE NOVEL “THE FINISHING SCHOOL” BY M. SPARK

The satirical attitude to reality permeates the work of the British writer M. Spark (1918-2006). The article discusses the poetics of the last novel by M. Spark «The Finishing School» (2004) from the perspective of the theory of «dialogization of satire» and the influence of postmodern aesthetics. In the novel «The Finishing School», such problems as the «nature of inspiration» of the writer, rivalry and envy in the field of creativity, the process of creating a historiographic metafiction, an attempt to overcome sinfulness are highlighted. These topics are ironically covered by a writer who uses postmodern game techniques, parodies, allusions to previous works and historical facts. The author avoids direct condemnation of heroes or imposing moral principles, since the characters themselves expose each other, being reflected in the «satirical mirror» of their actions and words. The satirical mode in the novel «The Finishing School» determines a number of factors such as the English satirical tradition (its distinguishing features of which are irony, self-irony, grotesque and eccentricity), the impact of postmodernism and the dialogization of satire.

Текст научной работы на тему «Своеобразие сатиры в романе М. Спарк "Выпускник школы"»

Ushakova Elena Vyacheslavovna THE PECULIARITY OF SATIRE ..

philological sciences -literary criticism

УДК 821.111

СВОЕОБРАЗИЕ САТИРЫ В РОМАНЕ М. СПАРК «ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ»

© 2018

Ушакова Елена Вячеславовна, кандидат филологических наук,

заведующий кафедрой русского языка и литературы Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (125190, Россия, Москва, Ленинградский проспект, д. 80, e-mail: ushakova@mail.ru)

Аннотация. Сатирическое отношение к действительности пронизывает творчество английской писательницы М. Спарк (1918-2006). В статье рассматривается поэтика последнего романа М. Спарк «Выпускник школы» (2004) с точки зрения теории «диалогизации сатиры» и влияния постмодернистской эстетики. Выявляются основные темы, которые писатель поднимает в данном произведении, анализируются сатирические приемы раскрытия художественных образов, способы создания комического и постановки нравственных проблем. В романе «Выпускник школы» выделяются такие проблемы как «природа вдохновения» писателя, соперничество и зависть в сфере творчества, процесс создания историографического метаромана, попытка преодоления греховности. Данные темы иронически освещаются писателем, использующим постмодернистские приемы игры, пародии, аллюзии на предшествующие произведения и исторические факты. Автор избегает прямого осуждения героев, навязывания моральных принципов, поскольку герои саморазоблачают друг друга, отражаясь в «сатирическом зеркале» своих поступков и слов. Сатирический модус в романе «Выпускник школы» определяют ряд факторов, среди которых наиболее важными являются английская сатирическая традиция (ее отличительными особенностями являются ирония, самоирония, гротеск и эксцентричность), воздействие постмодернизма и диалогизация сатиры.

Ключевые слова: сатирический модус, ирония, диалогизация сатиры, М. Спарк, роман «Выпускник школы», постмодернизм, метароман, английская сатирическая традиция, религиозная проблематика, постмодернистская игра.

THE PECULIARITY OF SATIRE IN THE NOVEL "THE FINISHING SCHOOL" BY M. SPARK

© 2018

Ushakova Elena Vyacheslavovna, PhD, Associate Professor, Head of Russian Language and Literature Department Moscow University for Industry and Finance «Synergy» (125190, Russia, Moscow, Leningradsky avenue,12, e-mail: ushakova@mail.ru)

Abstract. The satirical attitude to reality permeates the work of the British writer M. Spark (1918-2006). The article discusses the poetics of the last novel by M. Spark «The Finishing School» (2004) from the perspective of the theory of «dialogization of satire» and the influence of postmodern aesthetics. In the novel «The Finishing School», such problems as the «nature of inspiration» of the writer, rivalry and envy in the field of creativity, the process of creating a historiographic metafiction, an attempt to overcome sinfulness are highlighted. These topics are ironically covered by a writer who uses postmodern game techniques, parodies, allusions to previous works and historical facts. The author avoids direct condemnation of heroes or imposing moral principles, since the characters themselves expose each other, being reflected in the «satirical mirror» of their actions and words. The satirical mode in the novel «The Finishing School» determines a number of factors such as the English satirical tradition (its distinguishing features of which are irony, self-irony, grotesque and eccentricity), the impact of postmodernism and the dialogization of satire.

Keywords: satirical mode, irony, dialogization of satire, M. Spark, novel «The Finishing School», postmodernism, metafiction, English satirical tradition, religious issues, postmodernist game.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

М. Спарк, незаурядный мастер сатирического письма, на протяжении своего творческого пути обращается к изображению социальных и духовно-нравственных проблем. Своеобразие ее романов заключается, прежде всего, в сложной взаимосвязи религиозной проблематики, сатирического пафоса и постмодернистской игры. Эти три аспекта по-разному проявляются в произведениях писателя, вследствие чего вызывают споры и неоднозначные оценки критики. Важным представляется проследить, как реализуется сатирическое начало в последнем романе М. Спарк «Выпускник школы».

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В. В. Ивашева [1], Н. Михальская [2], Анджапаридзе Г. [3], И. Киенко[4] акцентируют внимание на социальном критицизме произведений М. Спарк. В своей исследовании «Игра и постмодернистский инструментарий» О.А. Джумайло рассматривает элементы постмодернистской поэтики в романах М. Спарк, поскольку помимо доминанты католического мировосприятия нельзя не учитывать и эксперименты писателя с формой, приемы постмодернистской игры.[5] М. Шлянникова в работе «Жанровая эволюция романов М. Спарк», напротив, обращает внимание, прежде всего, на философско-религиозный пласт творчества писательницы, вы-

деляя сатирические и религиозно-философские романы. Исследователь определяет творческий метод Спарк как реализм с некоторыми чертами постмодернистской эстетики, которые не являются определяющими. [6] Таким образом, возникает вопрос, является ли сатира Спарк «религиозной в своей основе» или это проявление постмодернистской иронии? Ряд исследователей считают, что Спарк как бы балансирует между реализмом и постмодернизмом [7,8,9,10] Д. Хайнс отмечает комическую структуру романов Спарк и такую их особенность как «двойное видение»(double-seeing):герои эксцентричны и порой забавны, но их характеры не исчерпываются данными качествами, смысл произведений не лежит на поверхности, они требуют вдумчивого прочтения. [11] В последние десятилетия в зарубежном литературоведении наметилась тенденция рассмотрения творчества Спарк в соответствии с идеями и художественными приемами постмодернизма [12,13].

В частности, обоснованной представляется точка зрения Д. Милна, который полагает, что попытки оценить творчество Спарк с идеологической меркой не раскрывают всю его сложность и многообразие[14]. Ее произведения не вписываются в определенные четкие рамки, последовательно разрушая стереотипы восприятия, что во многом определяется игровым, почти анархическим характером ее книг. Сама писательница, давая интервью, подчеркивала, что признает влияние постмодернизма на свое творчество. Действительно, автор использует такие приемы, как пародию, игру с ожиданиями читате-

филологические науки -литературоведение

Ушакова Елена Вячеславовна СВОЕОБРАЗИЕ САТИРЫ ...

ля, фрагментарность повествования, которые позволяют говорить о важности экспериментального начала в ее произведениях. Такие важнейшие доминанты творчества Спарк, как сатирическая философско-религиозная проблематика и постмодернистская игра проявляются и в последнем романе «Выпускник школы» (2004).

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью нашего исследования является изучение проблематики и особенностей сатиры в романе М. Спарк «Выпускник школы» с точки зрения теории диалогиза-ции сатиры в XX веке, выдвинутой Т.В. Федяевой[15] Исследователь раскрывает принцип саморазоблачения героев сатирического произведения, отмечая, что :«уход от принципа прямого осуждения и обвинения в сатире обусловили трансформацию отношений между автором и героем», когда точка зрения автора представляет собой лишь один из возможных вариантов осмысления мира. [15, с. 182] Принцип диалогизации сатиры, предполагающий, что «не автор держит перед героями некое сатирическое зеркало, а сам герои сатирически отражаются в сознании друг друга» [15, с. 204], лежит в основе поздних романов М. Спарк [16], в том числе и романа «Выпускник школы».

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Действие произведения разворачивается в колледже «Восход», который возглавляет Роуленд Малер, 29-летний писатель, раскрывающий студентам секреты литературного мастерства. В центре произведения проблема зависти в сфере литературного творчества. Спарк исследует негативные стороны человеческого характера, которые оказывают разрушающее воздействие на личность. Учитель начинает испытывать зависть к своему ученику Крису, наделенному литературным талантом. Малер переживает серьезный творческий кризис, не может найти в себе силы продолжать творить, тогда как его ученик без особых усилий, на взгляд Малера (как выяснится позднее не совсем объективный), создает высокохудожественное произведение Взаимоотношения героев сложны: это смесь любви, ненависти и зависти, которая перерастает в болезненное параноидальное состояние владельца школы и желание убить своего ученика. Иронически изображает Спарк смешанное чувство восхищения, ревности, зависти учителя: «An awfully nice boy,» Rowland said. In his tone was a touch of regret, as if Chris had been an awfully nice dog that however, for some overwhelming reason, had to be put down» [17, с. 130].

В свою очередь, Крис становится зависимым от ревности и подозрительности учителя и теряет вдохновение в тот момент, когда Роуленда отправляют в монастырь, признавая, что нуждается в его зависти для того, чтобы продолжать творить: «I need his jealousy...I can't work without it». [17, с. 118] Оба героя существуют в своеобразном симбиозе, подпитываясь дурными эмоциями друг друга, отражаясь друг в друге как в сатирическом зеркале.

Спарк в этом произведении соединяет две волнующие ее темы: проблему творчества, таланта и вдохновения, и сатирическое изображение человеческих пороков. Пространство колледжа Санрайз, изображенное в книге, напоминает характерные для романов Спарк ситуации, в которых происходит действие, борьба самолюбий, амбиций, подозрений и манипуляций. Это и общежитие в «Девушках со скромными средствами», киноиндустрия в романе «На публику», школа в романе «Мисс Джин Броди в расцвете лет».

В творчестве писателя проблемы религии и нравственности занимают одно из центральных мест, и здесь исследуется зависть не только как психологическая, но и как духовная проблема, преступление против Святого Духа: «According to catechism of Roman Catholic church, into which Rowland had been borned, six sins against the Holy Spirit are specified. The fourth is "Envy of Another's Spiritual Good', and that was the sin from which Rowland

suffered» [17, с. 93]. Поскольку проблема разрушающего влияния ревности и зависти на личность духовная, писательница отправляет своего героя в монастырь, а не в психиатрическую лечебницу. Так, роман, казалось бы, перерастает в религиозно-философский. Однако, Спарк использует приемы иронии и пародии в эпизоде, связанном с пребыванием Роуленда в монастыре, который изображается как своеобразный пансионат, для интересующихся «духовным туризмом»: «The monastery is recommended to him in this way: «They don't try to convert you, they just give you peace of mind» [17, с. 68]. Г. Волф отмечает тонкую иронию писателя по поводу возможного духовного преображения героя в подобном месте: «Given the popularity of what might be called spiritual tourism these days, Spark's irony here might be too deep for most readers to catch»[18].

Другой аспект романа связан с осмыслением проблем литературного творчества, с описанием самого творческого процесса создания произведения, причем историографического метаромана, жанра, получившего развитие в литературе постмодернизма. Замысел произведения Криса связан с историей убийства мужа Марии Стюарт лорда Дарнли, породившего массу вопросов и предположений. Возможно, убийство было организовано врагами Марии, чтобы вызвать кризис доверия к королеве и её свержение. Кто бы ни был действительным убийцей Дарнли, по крайней мере, косвенную вину в этом преступлении общественное мнение Шотландии возложило на его жену. В историографическом романе автор берет на себя роль историка, пытается восполнить пробелы, оставленные наукой. Так, Крис выдвигает свою версию происшедшего, предполагая, что убийство - акт возмездия семьи Дэвида Риччио, одного из ближайших друзей, фаворита и личного секретаря Марии Стюарт, жестоко убитого на глазах королевы. Крис предполагает. что убийство Риччио было совершено ревнивым и завистливым Дарнли. Снова возникает мотив зависти, Спарк как бы дублирует ситуацию, которая возникла между учителем и учеником, концентрируя внимание читателя на человеческих пороках, сатирически высмеивая их.

Процесс литературного творчества, роли автора в повествовании и степень его контроля над персонажами также являются важными темами романа. Творчество представляет собой спонтанный процесс, с непредсказуемым результатом, трудно поддающимся контролю, еще сложнее обучить ему, что показывает история Роуленда Малера, чьи попытки завершить собственный роман и одновременно обучать писательскому мастерству не приводят к желаемому результату: «The novel's central irony is structured on the gap between theorizing about literature and producing it» [19, с. 315].

Таким образом, произведение Спарк - это и метаро-ман - роман о романе как о жанре, о творчестве вообще. Писательница противопоставляет два типа писателей: «publicly oriented writer» - учитель, которого больше интересует не столько творческий процесс, сколько результат - успех произведения, и «privately oriented writer» - ученик, для которого важен сам процесс написания. Разных точек зрения придерживаются герои и относительно степени участия автора в повествовании. Учитель считает, что характеры его произведений живут своей жизнью, сами по себе («living a life of their own»). Такому подходу противопоставляется взгляд Криса, который постоянно контролирует все, что происходит с его персонажами, играя роль всезнающего повествователя («I am in full control»). Интересно, что сама Спарк тяготеет ко второму типу: «none of the characters cross the road without her permission»[20]. Действительно, ряд примеров из текста романа позволяют сделать вывод о доминирующей роли автора, который забегает вперед, предсказывая будущее героев («eventually Nina, herself, was to become an art historian») [17, с. 130], а также комментирует их действия («he met with many problems too

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)

185

Ushakova Elena Vyacheslavovna THE PECULIARITY OF SATIRE .

philological sciences -literary criticism

complicated to narrate here») [17, с. 82]. Размышления о творчестве и создания романа, о таланте и посредственности подвергаются ироническому переосмыслению в финале романа, когда выясняется тот факт, что способности Криса весьма средние, учитель переоценивал его достижения, а интерес издателей вызвала не столько книга, сколько юный возраст ее автора. Сам образ молодого писателя привлекает внимание публики, а не его творение. Роман может быть успешным с коммерческой точки зрения, поскольку отвечает вкусам и ожиданиям массового читателя: «praised for its fine, youthful disregard of dry historical facts» [17, с. 130].

Сатирическое начало ярко проявляется в описании учеников, их родителей, занятий, которые проводит жена Роуленда, в изображении жизни четы Малеров, которых связывает не любовь, а некое умозрительное представление о браке. Спарк дает ироническую характеристику Крису, который в будущем станет «читаемым романистом» («readable novelist»), то есть востребованным массовым читателем. Ранее в романе автор характеризует героя как «excellent exam passer». Финал произведения напоминает трагикомедии У. Шекспира, в которых сложная и порой трагическая ситуация волшебным образом разрешается. Так и в романе противостояние героев, их зависть и ревность, чуть было не приведшие к преступлению, находят свое счастливое завершение: произведения написаны и опубликованы, а учитель и ученик образуют творческий и семейный союз. Как отмечает В. Козак «Thus, in her farewell to the world of fiction, Spark, in a Prospero-like manner, arranges for her characters' happy future life, having first punished them for their sins» [20, с. 318].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Роман «Выпускник школы» содержит характерные для всего творчества писательницы черты: небольшое количество персонажей, обитающих в замкнутом пространстве; изображение человеческих пороков (ненависти, зависти, ревности); сатирическая направленность; религиозная проблематика; объективный, отстраненный тон повествования; яркие, порой гротескные персонажи и неожиданные повороты сюжета.

Писательница затрагивает тот круг проблем, которые волновали ее на протяжении всего творческого пути , но на новом уровне, с учетом тенденций развития литературы рубежа XX - XXI веков. Примечательно, что все три важнейших составляющих ее произведений: сатира, религиозно-философская проблематика и постмодернистская игра (в поздний период) проявились и в романе «Выпускник школы». Постмодернистские стратегии используются для постановки сложных философских вопросов, а не только в игровом ключе, это не тотальная ирония и скепсис, а попытка показать в необычном ракурсе моральные проблемы современного человека. Поэтому так причудливо соединяются в творчестве писателя, казалось бы, несовместимые элементы, такие как сатира, религия и постмодернизм. При этом сохраняются отдельные специфические особенности: небольшой размер романов, преобладание драматического начала, сатирическая направленность, иронический стиль, наличие фарсовых ситуаций. Сатира в последнем романе «Выпускник школы» является преобладающим модусом, но это диалогическая сатира, важной чертой которой является саморазоблачение героев, которые отражаются в сознаниях друг друга, при том , что автор как бы отстраняется от прямой оценки, предоставляя возможность читателю оценивать и переоценивать происходящее по мере развития событий, которые непредсказуемы, парадоксальны и порой абсурдны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ивашева В. В. Что сохраняет время. Литература Великобритании 1945-1977. М.: Советский писатель, 1979. 336 с.

2. Михальская Н.П. Английский роман XX века М.: Высшая школа, 1982.190 с.

3. Анджапаридзе Г. Причудливость вымысла и строгость прав-

ды: Заметки о творчествеМюриэл Спарк. Иностранная литература. 1980. №7. С. 221-227.

4. Киенко И. А. Сатирическая проза Мюриэл Спарк. Киев: Наукова Думка, 1987. 238 с.

5. Джумайло О.А. Игра и постмодернистский инструментарий в романах М. Спарк: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ростов-на-Дону,1997. 245с.

6. Шлянникова М.В. Жанровая эволюция романов М. Спарк. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Казань, 2005.195с.

7. Whittaker R. The Faith and Fiction of Muriel Spark. London: The Macmillan Press, 1982. 115 p.

8. Dipple E. Muriel Spark and the Art of Exclusive / E.Dipple // The Unresolvable Plot: Reading Contemporary Fiction. - London and New York: Routlage, 1988. P.140-159.

9. Reisbaum M. The Stranger Spark// Edinburgh companion to M. Spark. Edinburgh,2010P. 41-51.

10. Gregson I. M. Spark's caricatural effects// Essay in criticism. 0xford,2005. Vol.LV. Jan. №1. P.1-16

11. Hynes J. The Art of the Real. Muriel Spark's novels. Contemporary British Women Writers. Palgrave Macmillan, London,1993. P. 161-187

12. McQuillan M. Theorizing Muriel Spark: Gender, Race, Deconstruction. Palgrave: Basingstoke, 2002. 245 p.

13. Apostolou F. Seduction and Death in Muriel Spark's Fiction / F. Apostolou. - Connecticut, Lnd: Greenwood Press, 2001. 121 p.

14. Miln D. Muriel Spark's crimes of wit// Edinburgh companion to M. Spark. -Edinburgh,2010. 152p. P.110-121.

15. Федяева Т. А. Диалог и сатира: на материале русской и австрийской сатиры первой половины XX века: Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 2004. 335 с.

16. Ушакова Е.В. Сатирический модус романа М. Спарк «Пир»// Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-1 (78). С. 41-44.

17. SparkM. Finishing school. Random House, 2004.308p.

18. Gregory Wolfe Finished // URL: http: //www.firstthings.com/print/ article 2007/01/finished

19. Kakutani M. The Envious Prime of Mr. Rowland Mahler//New York Times, 2004, October, 8

20. Wojciech Kozak "Jealousy Envy, Envious Jealousy": Muriel Spark's The Finishing School// Linguistics and Literature Studies 4(5), 2016.p. 313-319.

Статья поступила в редакцию 17.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.