Научная статья на тему 'Своеобразие культуры енисейских остяков в работах Ф. Нансена'

Своеобразие культуры енисейских остяков в работах Ф. Нансена Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЖИЗНЕННЫЙ УКЛАД / ЕНИСЕЙСКИЕ ОСТЯКИ / Ф. НАНСЕН / СИБИРЬ / КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ / ЭКСПЕДИЦИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / CULTURE / LIFESTYLE / ENISEI OSTYAKS / F. NANSEN / SIBERIA / INDIGENOUS PEOPLE / EXPEDITION / ETHNOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грядунова Ольга Вячеславна

Статья посвящена Ф. Нансену норвежскому ученому и общественному деятелю, рассказывается о его вкладе в науку и роли в судьбе России. В начале ХХ в. ученый совершил поездку в Сибирь с целью изучения данного региона. Сделанные им наблюдения и полученные во время экспедиции данные отражены в книге «В страну будущего». Также в работе изложено мнение путешественника о жизненном укладе енисейских остяков, которые сегодня являют собой смесь хантов, кетов и селькупов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF CULTURE OF THE YENISEI OSTYAKS IN F. NANSEN’S WORKS

The article tells about F. Nansen a Norwegian scientist and public figure and his contribution to science and the part he played in the fate of the Russian state. In the beginning of the XX century the scientist toured to Siberia for studying it. The collected data and the observations he made were written about in his book called “In the Country of the Future." This work also describes the traveller’s opinion about the lifestyle of the Enisei Ostyaks who are nowadays presented by Khanty, Kets and Selkups.

Текст научной работы на тему «Своеобразие культуры енисейских остяков в работах Ф. Нансена»

УДК 397

Грядунова Ольга Вячеславна

Gryadunova Olga Vyacheslavna

аспирант кафедры истории России Сибирского федерального университета

PhD student, Russian History Department, Siberian Federal University

СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ ЕНИСЕЙСКИХ ОСТЯКОВ В РАБОТАХ Ф. НАНСЕНА

THE PECULIARITIES OF CULTURE OF THE YENISEI OSTYAKS IN F. NANSEN'S WORKS

Аннотация:

Summary:

Статья посвящена Ф. Нансену - норвежскому ученому и общественному деятелю, рассказывается о его вкладе в науку и роли в судьбе России. В начале ХХ в. ученый совершил поездку в Сибирь с целью изучения данного региона. Сделанные им наблюдения и полученные во время экспедиции данные отражены в книге «В страну будущего». Также в работе изложено мнение путешественника о жизненном укладе енисейских остяков, ко-торые сегодня являют собой смесь хантов, ке-тов и селькупов.

The article tells about F. Nansen - a Norwegian scientist and public figure and his contribution to science and the part he played in the fate of the Russian state. In the beginning of the XX century the scientist toured to Siberia for studying it. The collected data and the observations he made were written about in his book called "In the Country of the Future." This work also describes the traveller's opinion about the lifestyle of the Enisei Ostyaks who are nowadays presented by Khanty, Kets and Selkups.

Ключевые слова:

культура, жизненный уклад, енисейские остяки, Ф. Нансен, Сибирь, коренные жители, экспедиция, этнография.

Keywords:

culture, lifestyle, Enisei Ostyaks, F. Nansen, Siberia, indigenous people, expedition, ethnography.

В настоящее время в связи с освоением северных районов сибирской территории в промышленных целях условия обитания и качество жизни местных жителей существенно ухудшаются. Политика, направленная на развитие промышленности, не принимает во внимание психологические особенности проживающих народностей, их историю и культуру. Более того, нарушение многовекового жизненного уклада этих людей приводит к ухудшению здоровья, потере культурных ценностей, формирование которых длилось многие столетия. Следует также добавить, что разрушение традиционной среды существования осложняет их адаптацию к сложившейся обстановке и новым ценностным ориентирам. Изучение накопленных этими народами за длительный период их бытия знаний и умений и устоявшихся традиций представляет определенный научный интерес для ученых разных дисциплин и стран [1].

Фритьоф Нансен родился в 1860 г. в Норвегии. Холодный климат страны и строгость, в которой его воспитывали, способствовали формированию у него смелости, решительности, силы духа. Являясь студентом зоологического отделения Королевского университета Фредерика, он отправился в плавание по Ледовитому океану для прохождения практики по биологии. Вернувшись из поездки, Ф. Нансен продолжил написание научных работ, мечтая о путешествиях по северным морям и просторам Арктики. С обретением известности среди деятелей науки молодому ученому удалось осуществить свои мечты [2].

В записях путешественника, сделанных во время экспедиций (Гренландская и Арктическая), описываются суровые условия, опасные ситуации и трудные испытания, с которыми он сталкивался, занимаясь исследованиями. О морском плавании написано: «Нас несет к северо-востоку; свирепствует страшная снежная буря. Ветер достигает временами скорости 11 метров в секунду; он завывает промеж снастей и со свистом несется по ледяной поверхности, а снег крутится с такою силою, что рискуешь погибнуть у самаго судна» [3, с. 86]. Путешествие по Гренландии тоже было непростым: «Сегодня нам пришлось очень плохо. Наше положение становится отчаянным. Думаю, не лучше ли перебить оставшихся собак и воспользоваться их мясом для нас самих, - это обезпе-чило бы наш провиант дней на 15-20» [4, с. 159]. Его гуманизм проявился в оказании помощи эмигрантам из России, беженцам и голодающим. Им был придуман «нансеновский паспорт» - документ, служивший для временного удостоверения личности. Для тех, кто голодал, Нансен организовал сборы приношений. Существенную часть денежной премии, утвержденной в честь А. Нобеля, исследователь отдал правительству России на приобретение необходимого инвентаря.

Играя важную роль в общемировой политике, общаясь со значимыми людьми стран Запада, Фритьоф Нансен убеждал их в необходимости всяческого содействия Российскому государству. Ученый совершил несколько поездок по России с целью всестороннего ознакомления

со сложившейся здесь обстановкой, поскольку верил, что изучение этого вопроса и помощь данной стране способствовали бы улучшению экономики во всем мире и установлению мирных отношений между странами. Именно поэтому он вел постоянную переписку с общественными и научными деятелями России. Целью своих работ он видел пробуждение интереса европейских держав к российской экономике, поскольку придавал большое значение Советской республике [5]. В книге «Россия и мир» Ф. Нансен дает детальный анализ важных социально-экономических областей России, позволивший ему составить представление о реформах, необходимых для положительных преобразований в стране. Особое внимание он уделил описанию причин, вызвавших Гражданскую войну, которая нанесла серьезный урон Российскому государству [6].

Побывав в Сибири однажды, Фритьоф Нансен увлекся ей навсегда. Год спустя, после посещения им Сибирского региона, увидела свет его книга «В страну будущего». Отразив в ней все увиденное, он без прикрас показал действительную ситуацию в регионе. Много ярких впечатлений и положительных эмоций вызвала у него эта часть России, ее природа, жители, города. Описания местности наполнены душевностью и лирикой: «Тишина полная; лес похож на зачарованную страну» [7, с. 295]. Добрых слов удостоились ее обитатели: «Как это ни странно, в Сибири люди одинаково приветливы и ночью и днем» [8, с. 198]. Более того, в произведении автор уделил внимание коренным народам, обитавшим на территории Сибири, их традициям и образу жизни. Он неоднократно подчеркивал, что подобные этносы достойны обстоятельных исследований, которые не производились ранее. Одним из таких народов являлись енисейские остяки. Ученый выражал умиление самобытностью и ореолом таинственности, окружавшим этих жителей, а также интересовался местами их проживания и путями миграции. В своем дневнике он пишет: «Очень интересны эти загадочные первобытные народы! Как интересно было бы проследить их странствия и расселение в этой необъятной стране! К сожалению, у нас слишком мало данных для этого» [9, с. 133].

Сегодня «остяки» - устаревшее название, вмещающее в себя три разных племени: кетов, хантов и селькупов. Первые полагаются основными жителями в Красноярском крае. Традиционным местом их обитания считается среднее и нижнее течение Енисея, по которому кеты живут отдельными общинами. Им свойственны своя особенная культура, язык, с 1980 г. у них появилась письменность. Вторых относят к коренным обитателям северной территории России. Несмотря на невысокую численность хантов, им удается сохранить свою речь, графику, укоренившиеся традиции, неповторимые одежду и быт. Селькупы живут на севере Российской Федерации. Характерные для них особенности проявляются в уникальном фольклоре, религии и жизненном укладе. Южные представители этой этнической группы имеют свои собственные диалекты и письмо, но они постепенно утрачивают присущие им культурные ценности [10].

Один из встреченных Ф. Нансеном остяков был похож на цыгана. У него были черные длинные волосы и такого же цвета усы, смуглая кожа и брови, висевшие клочками. После нескольких встреч с представителями этого этноса ученый сделал выводы о смешении разных народов в одном. Он условно разделил их на два типа: монгольский - широкое лицо и выдающиеся скулы и арийский - продолговатая форма лица.

Кроме того, от других обитателей сибирской территории остяки отличались своеобразием языка. Отмечены его особое происхождение и абсолютная непохожесть на другие наречия, существовавшие в Сибири. Возможно, односложность этого говора, подобного китайскому, свидетельствовала о сохранности его начального вида. До середины XIX в. он не являлся предметом изучения. И только после экспедиции М.А. Кастрена в Сибирь, который подробно изучил остяков, описал их и составил пособие по грамматике остяцкого языка, данное наречие начали изучать иностранные и русские ученые, такие как Анучин и Доннер.

Определить процесс этногенеза данного народа непросто, но имелись предположения о том, что первоначальным местом их обитания была Азия, где они пребывали в немалом числе, а жившие в Сибирском регионе принадлежали к остаткам этого племени. «Названия трех четвертей рек в области истоков реки Томь» [11, с. 133] произошли из енисейско-остяцкого наречия, что свидетельствовало об их давнем проживании в этой местности. Выдвигалась гипотеза о родстве остяков с хеттитами, пелазгами и коренными жителями юга Европы и Средиземноморья. Кочевой образ жизни, веяния современности и тяжелые условия существования являлись причинами высокой смертности и резкого сокращения численности остяцкого этноса.

Сведения о жилище, его внутреннем устройстве, питании, одежде и традициях этого этноса немногочисленны. Известно, что жили они в чумах, обшитых берестой. Рацион питания полностью зависел от рода деятельности племени. Все трудоспособные мужчины летом занимались рыболовством, поэтому питались в основном рыбой, которую жарили, из нее делали мучицу, ее сушили и заготавливали впрок. Рыбу ловили в собственных лодках, выдалбливаемых из ствола дерева, с использованием крючков и снастей, но прибыльным это занятие не считалось. Промышленная эпоха и торговля нарушили гармоничное единство природы и местного народа, что способствовало снижению рыбных уловов и вынуждало людей охотиться и разводить оленей для

обеспечения достаточного пропитания. Следовательно, к рыбе добавилось мясо добытых животных и птиц: «В голодные же времена остяки не брезгают даже волчиной и лисьим мясом» [12, с. 155]. Женщины вели домашнее хозяйство: готовили еду семье и собакам, воспитывали детей. Маленькие дети лежали в колыбельках, похожих на «футляр от скрипки» [13, с. 152]. Вывод о принадлежности остяков к шаманизму следует из описания обряда, свидетелем которого стал сам автор. Он описывает одеяние шамана, священные предметы, хранившиеся в его ящике, манеру проведения обряда и отмечает, что в Норвегии тоже сохраняется этот языческий пережиток.

Описывая енисейских остяков в своих работах, автор не стремился дать точную характеристику этим народам. Он, скорее всего, хотел поднять ряд существующих в жизни коренных жителей проблем. Когда-то многочисленное племя постепенно уменьшалось в числе. Это было обусловлено очень низким уровнем их жизни. Такой вывод был сделан исходя из внешнего вида их одежды, которая не была теплой и выглядела изношенной и рваной, и старых рыболовных снастей, поскольку позволить себе приобрести новые могли далеко не все. Сюда же следует добавить наличие у населения вредных привычек: курение и употребление спиртных напитков, что губительно сказывалось на здоровье людей и их потомства; а также заболеваний, завезенных приезжавшими в Сибирь европейцами. Коммерция тоже негативно сказывалась на состоянии этноса. Недобросовестные купцы, пользуясь робостью, доверием и необразованностью туземцев, давали необходимые им товары в долг, который нужно было вернуть в денежном эквиваленте или в виде шкур зверей, имеющих высокую цену. Таким образом, остяки всегда должны были расплачиваться со своим кредитором.

В более благоприятные периоды, когда были большие уловы или удавалось убить зверя с ценным мехом, люди были сыты, но случались и периоды неудач, обрекавшие их на голод. Отметил путешественник и нерадивость мужчин, разговаривавших, куривших и бездельничавших, в то время когда женская часть племени собирала вещи в лодки для дальнейшего переезда. Ф. Нансен писал о печальном будущем и несчастливой доле, ожидающих этот народ.

В настоящее время, несмотря на большое число конференций, изданных книг и проводимых мероприятий, направленных на улучшение условий жизни коренных народов, ситуация не сильно изменилась. Одни народности находятся на грани вымирания, другие перенимают культуру соседей, теряя при этом свою самобытность. Это естественный ход жизни, но нужно принимать во внимание новые данные и учитывать опыт, оставленный предыдущими поколениями, чтобы современная история и культура сохранили уникальность и способность вызывать гордость у своих потомков, которые трудились на благо Сибири, поддерживали и защищали ее интересы, помогали ей стать могущественнее, красивее и лучше в каждой из сфер (науке, политике, культуре, строительстве и др.) [14].

Прошло чуть более 100 лет с тех пор, как норвежский ученый, путешественник, талантливый общественный деятель Фритьоф Нансен впервые побывал в Сибири. В издании «Городские новости» Александр Николаев в своей статье «С любовью из Норвегии» пишет: «Прославленный норвежский полярник, легендарный исследователь Арктики, ученый, нобелевский лауреат и, добавим, человек, крайне увлеченный спортом» [15]. О.Н. Попова, автор очерка, посвященного двум экспедициям Ф. Нансена, назвала свою книгу «Герой полярной ночи и вечных льдов Фритьоф Нансен» [16]. Его вклад в развитие наук: океанографии, биологии - крайне существенен. Гуманист по натуре, он помогал всем нуждающимся. Маршрут, выбранный им для посещения Сибири, имеет большое количество последователей, преследующих свои цели. Для одних это изучение данного региона и Красноярского края, для других - сравнение наблюдений ученого с реальностью, третьи подходят к путешествию с развлекательно-познавательной позиции. Эйгель Нансен - внук исследователя, унаследовавший фонд деда, следовал этим же путем, помогая коренным народам края.

Ссылки:

1. Аракчаа К.Д., Зайдфудим П.Х. Коренные малочисленные народы Севера. М., 1999. 147 с.

2. Анненская А.Н. Фритьоф Нансен и его путешествия в Гренландию и к Северному полюсу. СПб., 1913. 365 с.

3. Нансен Ф. В страну будущего. Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море / пер. с норв.: А. Ган-зен, П. Ганзен. Красноярск, 1982. 334 с.

4. Там же. С. 159.

5. Пасецкий В.М. Фритьоф Нансен, 1861-1930. М., 1986. 336 с.

6. Нансен Ф. Россия и мир. Петроград, 1923. 155 с.

7. Нансен Ф. В страну будущего. С. 295.

8. Там же. С. 198.

9. Там же. С. 133.

10. Этноатлас Красноярского края / под ред. Р.Г. Рафикова. Изд. 2-е, перераб. и доп. Красноярск, 2008. 224 с.

11. Нансен Ф. В страну будущего. С. 133.

12. Там же. С. 155.

13. Там же. С. 152.

14. Харючи С.Н. Современные проблемы коренных народов Севера: доклады и выступления. Томск, 1999. 104 с.

15. Николаев А. С любовью из Норвегии: [Ф. Нансен в г. Красноярске в 1913 г.] // Городские новости. 2012. № 38. 20 марта. С. 8.

16. Попова О.Н. Герой полярной ночи и вечных льдов Фритьоф Нансен : очерк. СПб., 1914. 180 с.

References:

Annenskaya, AN 1913, Fridtjof Nansen and his trip to Greenland and the North Pole, St. Petersburg, p. 365, (in Russian). Arakchaa, KD & Zaydfudim, PH 1999, Indigenous People, Moscow, p. 147, (in Russian).

Kharyuchi, SN 1999, Modern problems of indigenous peoples of the North: the reports and speeches, Tomsk, p. 104, (in Russian).

Nansen, F 1923, Russia and the world, Petrograd, p. 155, (in Russian).

Nansen, F 1982, In the future of the country. Great Northern route from Europe to Siberia through the Kara Sea, transl. from Norway: in A. Hansen, P. Hansen, Krasnoyarsk, p. 334, (in Russian).

Nikolaev, A 2012, 'With Love from Norway: [F. Nansen in Krasnoyarsk in 1913]', Gorodskiye novosti, no. 38, March 20, p. 8, (in Russian).

Pasetsky, VM 1986, Fridtjof Nansen, 1861-1930, Moscow, p. 336, (in Russian).

Popova, ON 1914, The hero of the polar night and the eternal ice Fridtjof Nansen: essay, St. Petersburg, p. 180, (in Russian). Rafikov, RG (ed.) 2008, Etnoatlas Krasnoyarsk Territory, 2nd, Krasnoyarsk, p. 224, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.