УДК 376
КУЗЬМЕНКОВА Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 22 научных публикаций, в т.ч. 6 учебно-методических пособий
СВОЕОБРАЗИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье представлен качественный анализ данных изучения специфики коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, намечены пути преодоления трудностей общения у детей данной категории.
Общее недоразвитие речи, коммуникативные умения, речевой этикет
Проблема обучения детей с общим недоразвитием речи уже поднималась на страницах данного издания, хотя и касалась иного возрастного контингента1. Кроме того освещались и вопросы формирования коммуникативных способностей студентов2, а также лингвистические аспекты интересующей нас категории «вежливость»3. В настоящей статье освещается проблема изучения и учета специфики коммуникативных умений детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
В свете происходящих в российском обществе преобразований особенно остро встает проблема формирования культуры общения и поведения как основы духовно-нравственного развития языковой личности, что особенно актуально для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Решение задач формирования основ коммуникативной культуры в коррекционной педагогике имеет свою специфику, связанную с особенностями психофизического, интеллектуального и речевого развития детей с различной патологией, и рассматривается как одно из условий их успешной социализации (Ю.Ф. Г ар-куша4, О.С. Павлова5 и др.). Однако анализ программных документов воспитания и обучения детей с речевой патологией выявил недостаточную разработанность содержательной и методической составляющих задачи формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков коммуникации6. При всем многообразии научных трудов, наличии значительного интереса исследователей к вопросам общего недоразвития речи, в настоящее время мы не располагаем достаточным количеством данных по исследованию специфики коммуникативной сферы детей с общим недоразвитием речи. Следовательно, мы не можем считать исчерпанными возможности совершенствования коррекционно-педагогической работы по преодоле-
нию общего недоразвития речи детей дошкольного возраста. Кроме того, имеющиеся теоретические представления о специфике коммуникативных умений дошкольников с речевым недоразвитием нуждаются в уточнении и конкретизации, что и обусловило определение пути нашего исследования. Исследование включало два направления. Целью первого было выявление у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи особенностей общих коммуникативных умений (легкость контактирования, активность и инициативность в общении, умение слушать собеседника, использование этикетных формул). Второе направление предполагало изучение особенностей владения речевым этикетом. Мы учитывали понимание дошкольником сути и значения речевого этикета, умение ориентироваться в типовой ситуации общения и отбирать адекватные средства речевого этикета, наличие в словаре дошкольников синонимических рядов формул и выражений речевого этикета, частотность их употребления, использование обращений, мотивировок и сопровождающих формул для развертывания этикетных высказываний7.
Всего в исследовании приняло участие 148 детей старших групп дошкольных образовательных учреждений г. Северодвинска (ДОУ № 27, 34, 80, 48), г. Архангельска (ДОУ № 124 «Мирославна»), г. Нарьян-Мара (ДОУ № 63 «Подснежник», МДОУ № 94 «Лесная сказка»), с. Шангалы (ДОУ № 3 «Солнышко»), г. Вельска (ДОУ № 12 «Солнышко»). Средний возраст испытуемых на момент начала эксперимента составил 5,8 года. Для целенаправленного изучения произвольно была выбрана группа детей из 54 чел., имеющих заключение медико-психо-лого-педагогической комиссии о наличии у них общего недоразвития речи III уровня (с диагнозами алалия - 15 чел., дизартрия - 39).
Анализ результатов обследования дошкольников с общим недоразвитием речи позволил сделать вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений.
Выявленные особенности речевого развития следующие: ограниченность словарного запаса, своеобразие связного высказывания (трудности
морфологического, синтаксического, композиционного характера). Эти особенности проявились с различной степенью выраженности и препятствовали полноценному общению. Недоразвитие коммуникативных умений выразилось в снижении потребности в общении, несформиро-ванности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).
Результаты второго направления исследования свидетельствовали прежде всего о непонимании детьми значения и сущности речевого этикета, вежливости. По мнению детей, вежливым называют человека, «который маме помогает, моет полы, пылесосит», «который не злит, защищает маленьких», «у которого День рождения», «который не расстраивает другого человека», «который не жадничает». Большинство детей показали понимание того, что «вежливый» - это положительное качество, поэтому они характеризовали данное понятие как «добрый, хороший» (14 чел.). Характерной особенностью группы дошкольников с речевым недоразвитием явилось то, что понятие «вежливый» отождествлялось детьми с понятиями «ласковый, нежный» (Даша А.: «Ласково надо говорить, чтобы мама не ругалась»). Поэтому в качестве примеров «вежливых слов» дети называли имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами («мамочка», «папочка», «солнышко», «ласточка», «лапочка», «Витенька, Витюша», «Егорочка», «Владенька», «рыбка», «умничка», «мамулеч-ка», «Аллочка», «Аленушка»). В ответах дошкольников без речевой патологии данной особенности не выявлено.
Подавляющее большинство дошкольников с общим недоразвитием речи испытывают затруднения при продуцировании адекватных речевых реакций в типовых ситуациях речевого этикета. Огромный разрыв данных логопедических групп по количеству ошибок с данными массовых групп свидетельствует о значительном отставании у дошкольников с ОНР навыков использования этикетной лексики от пока-
зателей нормально развивающихся детей. Наиболее распространенными являлись следующие ошибки, допущенные дошкольниками с общим недоразвитием речи: ошибки в употреблении «ты/Вы»-форм; неудачное употребление обращений (например, в ситуации обращения к продавцу отмечалось употребление вокативов «продавец», «продавщица»); неадекватность высказываний по практически-целевому и коммуникативно-целевому аспектам этикетной ситуации; наложение формул речевого этикета (интерференция): «С Новым мартом!», «Желаем с Днем рождения!». Меньше всего ошибок было допущено в ситуациях просьбы, благодарности, прощания. Наибольшее количество ошибок вызвали ситуации обращения и привлечения внимания, поздравления, пожелания, вручения подарка.
Анализ частотности употребления формул речевого этикета выявил бедность, меньшее разнообразие этикетной лексики, используемой дошкольниками с общим недоразвитием речи, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Наиболее частотными «вежливыми словами», названными детьми с речевым недоразвитием, были слова: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста».
Кроме того, умение использовать обращения, мотивировки для развертывания этикетных формул у дошкольников с речевым недоразвитием развито недостаточно. Анализ использованных дошкольниками с ОНР обращений показал, что лучше всего ими усвоены и используются родственные формы обращений и обращения по имени, то есть нейтральные формы. Ласковые формы обращений использовались значительно реже, чем дошкольниками без речевой патологии. Это свидетельствует о том, что у большинства детей с ОНР не сформирована интенциональная направленность на употребление лексики с определенной эмоциональной окраской и семантикой доброжелательности. Этот факт, на наш взгляд зависит от условий социально-речевого окружения детей.
Изучение использованных дошкольниками мотивировок и сопровождающих формул показало, что большинство из них относилось
к ситуациям просьбы и отказа и отличалось разнообразием.
Так, для развертывания формул просьбы и отказа дошкольники массовых групп использовали как отдельные слова и словосочетания («Катя, можно мне взять твой желтый карандаш, пожалуйста»; «Катя, дай, пожалуйста, карандаш ненадолго»), так и самостоятельные фразы, входящие в состав сложного предложения («Катя, я забыла дома желтый карандаш. дай пожалуйста»; «Катя, дай, пожалуйста, желтый карандаш, я хочу цветочек нарисовать»; «Бабушка, не наливай мне супа. Мне сегодня что-то не хочется»).
Наиболее частотные мотивировки в ситуации отказа, использованные дошкольниками с общим недоразвитием речи, следующие: «я не голодная», «я потом поем», «я хочу второе», часто отмечались повторы, тавтологии: «Я не хочу, бабушка, супу. Я немножко поем, а потом съем»; «Я не хочу суп, я потом поем, я не хочу суп».
В ряду синонимических вариантов формул, обслуживающих ситуацию благодарности, есть формулы «спасибо, что...», «спасибо за...», структура которых изначально предполагает мотивировку, поясняющую интенциональный аспект высказывания. Часто эти конструкции использовались нормально развивающимися детьми, например: «Бабушка, спасибо за такой вкусный обед», «Бабушка, спасибо, что вкусно приготовила».
Широко использовали сопровождающие формулы дети массовых групп и в ситуации прощания, делая тем самым этикетный сигнал прощания более доброжелательным:
- До свидания, Катя, приходи еще;
- Пока, завтра еще увидимся и поиграем;
- До свидания, Катя, хорошо, что пришла.
Дети с недоразвитием речи не использовали сопровождающих формул в ситуации прощания.
Кроме того, отмечалось следующее: если нормально развивающиеся дошкольники чаще всего разворачивали формулы одновременно и с помощью обращений, и с помощью мотивировок, то дошкольники с общим недоразвитием
речи чаще пользовались одним из этих способов в отдельно взятой фразе. Так, если они использовали мотивировку, то обращение в этой формуле нередко опускалось.
В то же время, наличие значительных индивидуальных различий в освоении умения распространять этикетную формулу доказывает возможность в овладении способностью развертывать формулы речевого этикета большинством дошкольников с речевым недоразвитием при условии целенаправленной работы в данном направлении.
В значительной степени у дошкольников с речевым недоразвитием проявилась недостаточность овладения синонимическим многообразием языковых средств речевого этикета.
Выявление наличия в словаре дошкольников синонимических рядов формул и выражений речевого этикета позволило выделить ряд особенностей в речи старших дошкольников с речевой патологией:
- в качестве нового синонимического варианта дети использовали уже произнесенные фразы, изменяя лить порядок слов и их количество;
- многие дошкольники пользуются одной и той же формулой в разных ситуациях, смысл которых изначально предполагает варьирование языковых средств. Названные особенности свидетельствуют об отсутствии достаточной синонимической базы в активном словаре дошкольников.
Таким образом, анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Слабое понимание смысла и значения этикетных выражений, низкий уровень сформированное™ навыков использования средств речевого этикета в типовых ситуациях общения, недостаточная наполненность этикетной лексикой пассивного словаря дошкольников тормозит формирование коммуникативных способностей детей с речевой патологией и, следовательно, затрудняет процессы адаптации дошкольников данной категории к условиям и требованиям социума, что свидетельствует о необходимос-
ти целостного коррекционно-педагогического воздействия в данных направлениях.
Осуществленное нами исследование позволило сформулировать следующие выводы об эффективности работы по формированию коммуникативной культуры дошкольников с речевой патологией.
Результативность обучения старших дошкольников с общим недоразвитием речи речевому этикету и формирования у них на данной основе коммуникативных умений обеспечивается следующим:
1. Коммуникативно-деятельностным подходом к обучению, реализация которого наиболее полно может быть осуществлена в соответствии с принципами сознательной и активной, а также практической и коррекционной направленности обучения путем целенаправленной организации на занятиях речевого общения детей;
2. Разнообразием методических приемов обучения, основными из которых являлись моделирование речевых ситуаций и ролевые игры, что создает условия для переноса формируемых знаний и умений в условиях естественного общения или максимально приближенные к нему;
3. Комплексным характером коррекционнопедагогического воздействия, включающего три взаимосвязанных направления: формирование общих коммуникативных умений, обучение речевому этикету, развитие эмоциональной сферы дошкольников с речевой патологией;
4. Поэтапностью коррекционно-педагогического воздействия, предполагающего постепенное усложнение содержания и приемов обучения с опорой на имеющиеся у дошкольников представления;
5. Единством требований к этикетно-речевому поведению детей со стороны педагогического коллектива и родителей.
В то же время проблема поиска новых средств и методов воздействия на процесс общения детей в силу многообразия составляющих его аспектов требует новых исследований.
Примечания
1Прищепова И.В. К вопросу об уровне сформированное™ психофизиологических предпосылок усвоения орфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи II Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Гуманит. и соц. науки». 2009. № 1. С. 138-143.
2 Полтавец И.Д. Формирование коммуникативных способностей студентов с помощью сопоставительного анализа синтаксических и функциональных свойств русских и английских глаголов пространственного положения II Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Гуманит. и соц. науки». 2007. № 7. С. 108-112.
3 Пшеничникова А.Б. Категория вежливости в контексте гендерного коммуникативного поведения II Вестн. Помор.ун-та. Сер. «Гуманит. и соц. науки». 2007. №7. С. 116-119.
4Гаркуша Ю. Ф., Коржевина В.В. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи II Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. 2-е изд., испр. М., 2003.
5 Павлова О. С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.03. М., 1998. С. 16
6 Филичева Т.Б., ЧиркинаГ.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. II. Второй год обучения (подготовит, группа). М., 1993.
7Формановская НЖРусский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1987.
Kuzmenkova Natalia
SPECIAL COMMUNICATIVE SKILLS OF PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Quantitative data analysis of spécial communicative skilis investigation of preschool âge children with générai speech underdevelopment is presented in the article. The ways of overcoming the difficultés these children have in the process of communication are viewed.
Контактная информация: e-mail\ [email protected]
Рецензент -Буторина T.С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения Архангельского государственного технического университета