Научная статья на тему '«Свободное поведение» девушки в добрачный период в традиционном обществе тувинцев в конце XIXначале XX века'

«Свободное поведение» девушки в добрачный период в традиционном обществе тувинцев в конце XIXначале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
незамужняя девушка / традиционное общество / положение женщины / женское начало / мир женщины / тувинцы / Россия / отечественные исследователи. / an unmarried girl / traditional society / the position of a woman / the feminine principle / the world of a woman / Tuvinians / Russia / domestic researchers.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Даш Людмила Александровна

В статье рассматривается «свободное поведение» девушки в добрачный период в условиях тувинского традиционного общества в конце XIX начале XX вв., анализ сексуальной свободы незамужней девушки, несмотря на существовавшие ограничения и предрассудки. Сексуальная свобода женщины заключается в праве самой выбирать сексуальных партнеров, планировать рождение детей и сказать «нет», когда мужское желание не совпадает с ее настроением. Положение женщины в тувинском традиционном обществе находилось в строгой зависимости от зажиточности и положения, занимаемого мужем, но всегда существовало особое «женское пространство» это социальнопрофессиональное существование женщины в семье и обществе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The «free behavior» of a girl during the premarital period in the traditional Tuvan society in the late XIXearly XX century

The article examines the "free behavior" of a girl in the premarital period in the conditions of Tuvan traditional society in the late XIX early XX centuries, the analysis of the sexual freedom of an unmarried girl, despite the existing restrictions and prejudices. A woman's sexual freedom consists in the right to choose her own sexual partners, plan the birth of children and say "no" when a man's desire does not coincide with her mood. The position of a woman in Tuvan traditional society was strictly dependent on the prosperity and position occupied by her husband, but there has always been a special "women's space" this is the socio-professional existence of a woman in the family and society as a whole

Текст научной работы на тему ««Свободное поведение» девушки в добрачный период в традиционном обществе тувинцев в конце XIXначале XX века»

В зонах, где отгонное животноводство играло в сельскохозяйственном производстве доминирующую роль - западная Тува, расселение более контрастно: значительнее, чем в целом по республике, доля мелких населенных пунктов - чабанских стоянок, зимников, ферм, но и существеннее доля населения, проживающего в крупных поселениях, представляющих собой центры сельских Советов, центральные усадьбы совхозов и даже административные центры районов.

Менее контрастно расселение в зоне с относительно развитым земледелием - в центре Тувы. Здесь больше крупных населенных пунктов и сел средней величины, к которым относились отделения совхозов, поселки и т.д. Конечно, и здесь доля чабанских стоянок, бригад и ферм среди сельских населенных пунктов достаточно высока.

Говоря о мелких сельских населенных пунктах, отметим, что для Тувы характерны также «подвижные» поселения, состоящие из одного-трех чумов (у оленеводов) или юрт (у чабанов). Их доля существенна. Люди, проживающие в них, причислялись статистикой к населению ближайшего постоянного населенного пункта. В 1959 г. мелкие сельские населенные пункты с числом жителей до 50 чел. в Туве составляли 57,8 %, ас учетом «подвижных поселений их доля была бы много выше. В Туве, где отгонное животноводство было главной отраслью сельского хозяйства, сохранялось значительное количество малых «подвижных» поселений в виде чабанских бригад и т.д., хотя их число постоянно сокращалось.

Жизнь и быт как минимум 60 тысяч человек, или почти четверти населения республики, связаны с этой отраслью с животноводством.

Итак, этнодемографическая структура населения Тувы менялась в связи с кардинальными преобразованиями 1930-1950-х гг. Рабочая миграция в условиях проведения коллективизации и индустриализации привела к этническому многообразию населения. Изменения в системе расселения населения, его темпы и направленность зависели от развития всех производительных сил.

Список источников

1. 60 лет вхождения Тувы в состав Российской Федерации. Юбилейный статистический сборник. Кызыл: Тывастат, 2004. 50 c.

2. Гребнев В. Л., Очур А. В. Рабочий класс Тувы. Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1971. 234 c.

3. Народное хозяйство Тувинской АССР. Статистический сборник. Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1967. 307 c.

4. Народное хозяйство Тувинской АССР. Статистический сборник. Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1981. 215 c.

5. Тувинская сельскохозяйственная и демографическая перепись 1931 года. Москва , 1933.

6. Юбилейный статистический сборник к 100-летию единения России и Тувы. Статистический сборник. Кызыл : Тывастат, 2014. 208 c.

Информация об авторе:

В. М. Дамдынчап, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории, археологии и документоведения. Information about the authors:

V. M. Damdynchap, Candidate of History, associate professor, head of department of general history, archeology and documentation, damvera@yandex .ru.

Научная статья УДК 396

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-40-45

«Свободное поведение» девушки в добрачный период в традиционном обществе тувинцев в конце XIX- начале XX века

Людмила Александровна Даш

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия, [email protected].

Аннотация. В статье рассматривается «свободное поведение» девушки в добрачный период в условиях тувинского традиционного общества в конце XIX - начале XX вв., анализ сексуальной свободы незамужней девушки, несмотря на существовавшие ограничения и предрассудки. Сексуальная свобода женщины заключается в праве самой выбирать сексуальных партнеров, планировать рождение детей и сказать «нет», когда мужское желание не совпадает с ее настроением. Положение женщины в тувинском традиционном обществе находилось в строгой зависимости от зажиточности и положения, занимаемого мужем, но всегда существовало особое «женское пространство» - это социально-профессиональное существование женщины в семье и обществе в целом.

Ключевые слова: незамужняя девушка, традиционное общество, положение женщины, женское начало, мир женщины, тувинцы, Россия, отечественные исследователи.

Original article

The «free behavior» of a girl during the premarital period in the traditional Tuvan society in the late XIX- early XX century

Lyudmila A. Dash

Tuvan State University, Kyzyl, Russia, [email protected].

Abstract. The article examines the "free behavior" of a girl in the premarital period in the conditions of Tuvan traditional society in the late XIX - early XX centuries, the analysis of the sexual freedom of an unmarried girl, despite the existing restrictions and prejudices. A woman's sexual freedom consists in the right to choose her own sexual partners, plan the birth of children and say "no" when a man's desire does not coincide with her mood. The position of a woman in Tuvan traditional society was strictly dependent on the prosperity and position occupied by her husband, but there has always been a special "women's space" - this is the socio-professional existence of a woman in the family and society as a whole.

Keywords: an unmarried girl, traditional society, the position of a woman, the feminine principle, the world of a woman, Tuvinians, Russia, domestic researchers.

Положение женщины в тувинском традиционном обществе находилось в строгой зависимости от зажиточности и положения, занимаемого мужем, но всегда существовало особое «женское пространство» - это социально-профессиональное существование женщины в семье и обществе в целом. Круг повседневных обязанностей женщины был очень обширен, но сфера деятельности женщин в основном сосредоточена внутри юрты и аала. На женщине была вся работа по дому, в том числе воспитание детей. В семье женщина была хранительницей домашнего очага, а также источником силы, опорой и вдохновением мужчины.

Обращение человека на всем протяжении его существования к вопросу о фемининности, вечные попытки разгадать суть и природу женщины свидетельствуют о фундаментальной значимости женского начала для человечества, его культуры и истории.

Основу статьи составили собранные автором полевые материалы в ходе летней экспедиции по сбору этнографических и фольклорных данных в 2022-2023 гг. по Республике Тыва и в сумоне Ценгел Баян-Ульгийского аймака Монголии.

Целью данной статьи является изучение прав и возможностей женщины в выборе партнера для создания семьи в тувинском традиционном обществе в XIX-XX вв.

Культура человечества создавалась в течение тысячелетий, происходила трансформация социальных и общественных отношений, формирующих мир женщины. В этом мире женщина выступала не только как жена и мать, но и как важный участник

духовного и материального благополучия семьи и общества. Эта тема привлекала внимание отечественных исследователей и освещалась в научной и краеведческой литературе. Это труды Т.Г. Айвазовой [Айвазова, 1998], Р.И. Ерусланова и Е.М. Зуйкова [Ерусланова, Зуйкова, 2004], Т.А. Клименко [Клименко, 1996], М.Г. Котовской [Котовская, 2004], Н.Л. Пушкаревой [Пушкарева, 2002], связанные с исследованием места женщины в социально-культурном пространстве.

К исследованиям первой половины XIX - начала XX в., где получили описание быт народов Сибири, в том числе тувинцев относятся труды Г.Е. Грумм-Гржимайло «Западная Монголия и Урянхайский край Антропологический и этнографический очерк этих стран» [Грумм-Гржимайло, 1926], Ф.Я. Кон «Экспедиция в Сойотию» [Кон, 2007], Яковлев «Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея» [Яковлев, 1900] и др. В них, помимо общего описания хозяйственной деятельности женщины, ее мировоззрения (религиозного) и связанных с женщинами элементов материальной культуры как одежда и украшения, характеризуется ее социальное положение в контексте семейно-брачных отношений, а также ее домашние обязанности и участие в земледельческих работах.

Женские проблемы через призму родовых и семейно-брачных отношений, изучая традиционную культуру тувинцев, рассматривают в своих работах Л.П. Потапов [9], С. И. Вайнштейн [Вайнштейн, 1972]. В них приведены интересные сведения о таких элементах традиционной культуры, как калым, этикет, религиозные запреты, подтверждавшие положение женщин как «унизительное, тяжелое и бесправное», обусловленное экономической отсталостью населения, живущего по законам натурального хозяйства и патриархальности.

В региональной историографии и этнографии народов Сибири и Центральной Азии по женской тематике имеются труды Д.А. Николаевой [Николаева, 2011], Л.В. Анжигановой [Анжиганова, 2016], Т.П. Алексеевой [Алексеева, 2008] и др. Что касается положения женщин в семье и обществе в традиционной культуре тувинцев, то в ранних работах эта проблема затрагивалась лишь вскользь, в рамках рассмотрения общих вопросов, связанных с историей Тувы.

Внимания заслуживают труды З.Ю. Доржу: статья «Тувинская семья. Тенденции ее жизнедеятельности» [Доржу, 2011], монография «Женщины Тувы: от прошлого к будущему» (2008) об изменениях в трудовой, общественной и семейной жизни женщины-тувинки [Доржу, 2008 с. 175].

Следует отметить работу С.М. Биче-оол «Традиционные брачно-семейные отношения и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве» [Биче-оол, 1975] на основе полевых этнографических материалов, собранных автором в разных районах республики.

В работе Г.А. Забелиной «Женщины Тувы в семье и обществе в первой половине XX века» (Забелина, 2010) исследуется социально-правовой статус женщины в традиционном обществе, ее положение в феодальной Туве и в период Тувинской Народной Республики.

Женские образы как факторы символического поля культуры получили отражение в диссертационном исследовании С.Н. Соломатиной «Символическая культура тувинцев» [Соломатина, 1997]. Л.В. Анжиганова и С.М. Ак-Лама рассматривают концепцию «женского мира» с точки зрения гендерной асимметрии [Анжиганова, Ак-Лама, 2016].

Положение женщины в общественной, материальной и духовной жизни определялось политической, социально-экономической и культурной обстановкой, сложившейся в Туве в конце XIX- начале XX века. Несмотря на элементы патриархальных отношений, женщина как активный участник создания материальных благ семьи и обладательница неотчуждаемого имущества до и после замужества внчY - приданного невесты, обладала относительной свободой до замужества, об этом пишут в своих работах дореволюционные исследователи. Так, Г.Е. Грумм-Гржмайло [Грумм-Гржимайло, 1926, с. 594-595] пишет: «Не осуждается у сойотов и внебрачная связь девушек с инородцами» а в записанных Н.Ф. Катановым сойотских песнях по этому поводу нет отрицания, а лишь меланхолические

нотки, порожденные тем очевидным предпочтением, которое оказывают этим инородцам сойотские женщины».

И только в одной из таких песен естественное раздражение сойота переходит в угрозу:

О женщина, лежавшая с русским, Отнюдь не вступай в мое государство! О женщина, лежавшая с телеутом, Отнюдь не вступай в мою страну!

В тувинском традиционном обществе молодые девушки выходили замуж в 16 лет, но известны также случаи более раннего замужества, тогда как для мужчины возраст в этом отношении был не регламентированным. Урянхайские женщины, а особенно девушки держат себя очень свободно, и это не считается предосудительным [Грумм-Гржимайло, 1926, с.596]. Внебрачный ребенок у незамужней девушки приветствуется ее семьей, как признак ее плодородия и то, что она не засиделась в девках. Когда такая девушка выходила замуж, то ее ребенок оставался у ее родителей и пользовался одинаковыми правами на наследство.

Ф.Я. Кон в своей работе «Экспедиция в Сойотию» описывает интересный факт довольно свободного поведения незамужних девушек «Во многих сойотских поселениях, даже у ойнаров (тувинская родоплеменная группа оюн), самых культурных сойотов, мне приходилось видеть юрты, в которых жили взрослые девушки, каждая в отдельной юрте» [Кон, 2007, с.429]. Это делалось для того, чтобы девушка могла свободно располагать собой, и без стеснения принимать своего возлюбленного несмотря на то, что ни девушка, ни парень не собираются скрепить этой связи брачными узами. Скорее всего, здесь речь идет о девушках из зажиточных семей, которым выделялись отдельная юрта для утех.

Еще один интересный факт упоминает Ф.Я. Кон во время экспедиции к тувинцам-тоджинцам, как девушка, находясь в статусе невесты, свободно вступала в сексуальные отношения с другими юношами, наравне с потенциальным женихом. И это считалось нормальным. Соблюдение невинности не считалось доблестью. Наоборот, девушка, не сумевшая расположить к себе мужчину, вызывала сомнение, может ли она быть женой.

Но как только девушка переходила из статуса невесты в статус жены и переезжала к жениху, связь с другим мужчинами считалась предосудительной и осуждалась обществом. До момента превращения невесты в жену, жених не имел на нее более прав, чем любой парень. Из этого не следовало, что девушке при выходе замуж предоставляется свободный выбор. Решающую роль в этом выборе деле играл «калым», выплачиваемый женихом родителям невесты. Заинтересованные в получении этого «калыма», при отсутствии надежды на получение большего, родители, заставляли иной раз девушку выйти замуж за парня против ее воли. Но были и такие, которые оказывали сопротивление. Но это было редко оттого, что девушек отдавали замуж в очень молодом возрасте - иной раз 13-14 лет. Но созревшие девочки без стеснения вступали в связь с парнями, отпрашиваясь у родителей до ночи. Опасаясь, что девушка раздумает, парни сдирали с них кольца или украшения, тогда уже у них полная гарантия, что за украшениями девушка обязательно придет.

Особенно ярко свободное поведение незамужних девушек-тувинок проявлялось во время молодежных игр - ойтулааш, которые начинались с первого месяца лета и продолжались до последнего месяца осени, с позднего вечера до рассвета, в игрищах преимущественно принимала участие молодежь от 18-ти лет и старше. Главным содержанием праздника были песни кожамык, припевки и народные игры [Курбатский, 1973].

Научные исследования показывают, что «ойтулааш» как некий феномен культуры народа имел свои позитивные и негативные стороны. К положительным явлениям можно отнести то, что во время этих массовых гуляний молодые люди отдыхали от трудовых будней, скрасить обыденность на массовых гуляниях и этот праздник был необходим, так как иной возможности найти партнера для создания семьи у них не было [Кужугет, 2006].

Информант Суван Январь Демировна, (87 лет, родилась в местечке Yp6YH Чаа-Хольского кожууна) сообщает о томкак молодые люди с нетерпением ждали ойтулааш. Обычно, активно участвовала в играх холостые, не скрепившие себя узами брака молодежь.

Готовность девушек к семейно-брачным отношениям подчеркивало и их поведение на игрище. В обычной жизни, согласно этикету, они должны были быть скромными, стеснительными и молчаливыми. На игрищах, для привлечения внимания со стороны женихов, девушки стремились, выделиться: принимали самое активное участие исполнении песен и игр, испытаниях на находчивость, остроумие, знание этикета и пр. Свобода поведения молодых людей, допустимая на игрищах, лишний раз указывает на связь с обрядами перехода - становления границы биологического взросления.

Интересные сведения о взаимоотношении между различными нациями мы узнали во время полевой экспедиции в сумоне Ценгел Баян-Ульгийского аймака Монголии в октябре-ноябре 2023 г. В результате исследований мы узнали, что тувинцы сумона Ценгел (1750 человек, 445 семей), где помимо них проживают монголы (7 человек) и казахи (8 700 человек), незамужним ценгельским девушкам категорически запрещено общаться с юношами монголами и казахами, тем более заключать между собой браки, хотя бывали единичные случаи, данный запрет возведен в ранг табу, это связано, прежде всего, с историческим прошлым взаимодействия народов, проживающих на одной территории, со своей богатой и своеобразной культурой.

По сравнению с другими народами, например, с алтайскими девушками, тувинские незамужние девушки были относительно свободными в своем поведении в добрачный период. До замужества могли иметь несколько половых партнеров, наравне с потенциальным женихом, участвовали в молодежных игрищах - ойтулааш, с целью найти себе партнера и создания семьи. Внебрачный ребенок у незамужней девушки приветствовался ее семьей.

Список источников

1. Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории). Москва : РИК Русанова, 1998.

2. Алексеева Т. П. Алтайский национальный костюм как источник эстетического переосмысления. // Мир культуры, науки, образования. №5 (12). Горно-Алтайск, 2008. С. 114- 116.

3. Анжиганова Л. В. Женский мир: структура и модели. // Международный научно-исследовательский журнал. № 9-4 (51). Екатеринбург, 2016. С. 187-190.

4. Анжиганова Л. В., Ак-Лама С. М. Мир женщин современной Тувы // Новые исследования Тувы. Выпуск № 2 (30). 2016. 6 с.

5. Биче-оол С. М. Традиционные брачно-семейные отношения и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. Автореф. ... дисс. канд.ист.наук. Москва, 1975. 25 с.

6. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. Москва : Наука, 1972. 314 с.

7. Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Антропологический и этнографический очерк этих стран. Ленинград, 1926. Т. III, вып. 1. 415 с.

8. Доржу З. Ю. Женщины Тувы: от прошлого к будущему. Кызыл : РИО ТувГУ, 2008. 192 с.

9. Доржу З. Ю. Тувинская семья. Тенденции ее жизнедеятельности. // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. №1(95). 2011. С.35-38.

10. Ерусланова Р. И., Зуйкова Е. М. Феминология и гендерная политика. Москва : Современный гуманитарный университет, 2004.

11. Забелина Г. А. Женщины Тувы в семье и обществе в первой половине XX века. Кызыл : ТИКОПР, 2010. 118 с.

12. Клименко Т. А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. Москва : Преображение, 1996.

13. Кон Ф. Я. Экспедиция в Сойотию // Урянхай: Тыва дептер / сост. С.К. Шойгу. Т. 4. Москва: Слово, 2007. С 348. Усинский край // Урянхай: Тыва дептер. Т. 4. Москва : Слово, 2007. С. 262-278.

14. Котовская М. Г. Гендерные очерки: история, современность, факты. Москва : ИЭА РАН, 2004. 358 с.

15. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. Кемерово : КемГУКИ, 2006. 319 с.

16. Курбатский Г. Н. Тувинские праздники. Кызыл : Тувкнигоиздат, 1973. 75 с.

17. Николаева, Д. А. Женское пространство в традиционной культуре бурят. Автореф. ... дисс. док. ист. наук. Москва, 2011. 59 с.

18. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. Москва : Наука, 1969. 402 с.

19. Пушкарева Н. Л. Русская женщина: история и современность. Москва : «Ладомир», 2002. 526 с.

20. Соломатина С. Н. Символическая культура тувинцев (Дом. женские ритуалы). Автореф. ... дисс. канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 1997. 18 с.

21. Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения Южного Енисея. Минусинск, 1900. С. 19-117.

Информация об авторе:

Л. А. Даш, соискатель кафедры отечественной истории. Information about the authors:

L. A. Dash, Postgraduate student at the department of national history.

Научная статья

УДК 340.141:316.36(470+571)

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-45-48

Региональное законодательное закрепление обычаев в сфере семейно-брачных

отношений в России*

Азията Маскыровна Доо

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан, Россия,

[email protected].

Аннотация. Обосновывается значимость законодательного закрепления обычаев в области семейно-брачных отношений на уровне субъектов Российской Федерации. В целях сохранения обычаев в данной сфере и укрепления института семьи нужно на уровне регионального законодательства внедрить способ санкционирования, обеспечивающий сохранность обычая как источника права.

Ключевые слова: региональное законодательство, обычай, санкционирование обычая, семья, семейно-брачные отношения, традиционные ценности.

Original article

Regional legislative consolidation of customs in the field of family and marriage relations in

Russia

Aziyata M. Doo

Katanov Khakass State University, Abakan, Russia, [email protected].

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда проект № 24-28-20141, https://rscf.ru/project/24-28-20141/ при паритетной финансовой поддержке Правительства Республики Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.