В зонах, где отгонное животноводство играло в сельскохозяйственном производстве доминирующую роль - западная Тува, расселение более контрастно: значительнее, чем в целом по республике, доля мелких населенных пунктов - чабанских стоянок, зимников, ферм, но и существеннее доля населения, проживающего в крупных поселениях, представляющих собой центры сельских Советов, центральные усадьбы совхозов и даже административные центры районов.
Менее контрастно расселение в зоне с относительно развитым земледелием - в центре Тувы. Здесь больше крупных населенных пунктов и сел средней величины, к которым относились отделения совхозов, поселки и т.д. Конечно, и здесь доля чабанских стоянок, бригад и ферм среди сельских населенных пунктов достаточно высока.
Говоря о мелких сельских населенных пунктах, отметим, что для Тувы характерны также «подвижные» поселения, состоящие из одного-трех чумов (у оленеводов) или юрт (у чабанов). Их доля существенна. Люди, проживающие в них, причислялись статистикой к населению ближайшего постоянного населенного пункта. В 1959 г. мелкие сельские населенные пункты с числом жителей до 50 чел. в Туве составляли 57,8 %, ас учетом «подвижных поселений их доля была бы много выше. В Туве, где отгонное животноводство было главной отраслью сельского хозяйства, сохранялось значительное количество малых «подвижных» поселений в виде чабанских бригад и т.д., хотя их число постоянно сокращалось.
Жизнь и быт как минимум 60 тысяч человек, или почти четверти населения республики, связаны с этой отраслью с животноводством.
Итак, этнодемографическая структура населения Тувы менялась в связи с кардинальными преобразованиями 1930-1950-х гг. Рабочая миграция в условиях проведения коллективизации и индустриализации привела к этническому многообразию населения. Изменения в системе расселения населения, его темпы и направленность зависели от развития всех производительных сил.
Список источников
1. 60 лет вхождения Тувы в состав Российской Федерации. Юбилейный статистический сборник. Кызыл: Тывастат, 2004. 50 c.
2. Гребнев В. Л., Очур А. В. Рабочий класс Тувы. Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1971. 234 c.
3. Народное хозяйство Тувинской АССР. Статистический сборник. Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1967. 307 c.
4. Народное хозяйство Тувинской АССР. Статистический сборник. Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1981. 215 c.
5. Тувинская сельскохозяйственная и демографическая перепись 1931 года. Москва , 1933.
6. Юбилейный статистический сборник к 100-летию единения России и Тувы. Статистический сборник. Кызыл : Тывастат, 2014. 208 c.
Информация об авторе:
В. М. Дамдынчап, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории, археологии и документоведения. Information about the authors:
V. M. Damdynchap, Candidate of History, associate professor, head of department of general history, archeology and documentation, damvera@yandex .ru.
Научная статья УДК 396
doi 10.24412/cl-37216-2024-6-40-45
«Свободное поведение» девушки в добрачный период в традиционном обществе тувинцев в конце XIX- начале XX века
Людмила Александровна Даш
Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия, [email protected].
Аннотация. В статье рассматривается «свободное поведение» девушки в добрачный период в условиях тувинского традиционного общества в конце XIX - начале XX вв., анализ сексуальной свободы незамужней девушки, несмотря на существовавшие ограничения и предрассудки. Сексуальная свобода женщины заключается в праве самой выбирать сексуальных партнеров, планировать рождение детей и сказать «нет», когда мужское желание не совпадает с ее настроением. Положение женщины в тувинском традиционном обществе находилось в строгой зависимости от зажиточности и положения, занимаемого мужем, но всегда существовало особое «женское пространство» - это социально-профессиональное существование женщины в семье и обществе в целом.
Ключевые слова: незамужняя девушка, традиционное общество, положение женщины, женское начало, мир женщины, тувинцы, Россия, отечественные исследователи.
Original article
The «free behavior» of a girl during the premarital period in the traditional Tuvan society in the late XIX- early XX century
Lyudmila A. Dash
Tuvan State University, Kyzyl, Russia, [email protected].
Abstract. The article examines the "free behavior" of a girl in the premarital period in the conditions of Tuvan traditional society in the late XIX - early XX centuries, the analysis of the sexual freedom of an unmarried girl, despite the existing restrictions and prejudices. A woman's sexual freedom consists in the right to choose her own sexual partners, plan the birth of children and say "no" when a man's desire does not coincide with her mood. The position of a woman in Tuvan traditional society was strictly dependent on the prosperity and position occupied by her husband, but there has always been a special "women's space" - this is the socio-professional existence of a woman in the family and society as a whole.
Keywords: an unmarried girl, traditional society, the position of a woman, the feminine principle, the world of a woman, Tuvinians, Russia, domestic researchers.
Положение женщины в тувинском традиционном обществе находилось в строгой зависимости от зажиточности и положения, занимаемого мужем, но всегда существовало особое «женское пространство» - это социально-профессиональное существование женщины в семье и обществе в целом. Круг повседневных обязанностей женщины был очень обширен, но сфера деятельности женщин в основном сосредоточена внутри юрты и аала. На женщине была вся работа по дому, в том числе воспитание детей. В семье женщина была хранительницей домашнего очага, а также источником силы, опорой и вдохновением мужчины.
Обращение человека на всем протяжении его существования к вопросу о фемининности, вечные попытки разгадать суть и природу женщины свидетельствуют о фундаментальной значимости женского начала для человечества, его культуры и истории.
Основу статьи составили собранные автором полевые материалы в ходе летней экспедиции по сбору этнографических и фольклорных данных в 2022-2023 гг. по Республике Тыва и в сумоне Ценгел Баян-Ульгийского аймака Монголии.
Целью данной статьи является изучение прав и возможностей женщины в выборе партнера для создания семьи в тувинском традиционном обществе в XIX-XX вв.
Культура человечества создавалась в течение тысячелетий, происходила трансформация социальных и общественных отношений, формирующих мир женщины. В этом мире женщина выступала не только как жена и мать, но и как важный участник
духовного и материального благополучия семьи и общества. Эта тема привлекала внимание отечественных исследователей и освещалась в научной и краеведческой литературе. Это труды Т.Г. Айвазовой [Айвазова, 1998], Р.И. Ерусланова и Е.М. Зуйкова [Ерусланова, Зуйкова, 2004], Т.А. Клименко [Клименко, 1996], М.Г. Котовской [Котовская, 2004], Н.Л. Пушкаревой [Пушкарева, 2002], связанные с исследованием места женщины в социально-культурном пространстве.
К исследованиям первой половины XIX - начала XX в., где получили описание быт народов Сибири, в том числе тувинцев относятся труды Г.Е. Грумм-Гржимайло «Западная Монголия и Урянхайский край Антропологический и этнографический очерк этих стран» [Грумм-Гржимайло, 1926], Ф.Я. Кон «Экспедиция в Сойотию» [Кон, 2007], Яковлев «Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея» [Яковлев, 1900] и др. В них, помимо общего описания хозяйственной деятельности женщины, ее мировоззрения (религиозного) и связанных с женщинами элементов материальной культуры как одежда и украшения, характеризуется ее социальное положение в контексте семейно-брачных отношений, а также ее домашние обязанности и участие в земледельческих работах.
Женские проблемы через призму родовых и семейно-брачных отношений, изучая традиционную культуру тувинцев, рассматривают в своих работах Л.П. Потапов [9], С. И. Вайнштейн [Вайнштейн, 1972]. В них приведены интересные сведения о таких элементах традиционной культуры, как калым, этикет, религиозные запреты, подтверждавшие положение женщин как «унизительное, тяжелое и бесправное», обусловленное экономической отсталостью населения, живущего по законам натурального хозяйства и патриархальности.
В региональной историографии и этнографии народов Сибири и Центральной Азии по женской тематике имеются труды Д.А. Николаевой [Николаева, 2011], Л.В. Анжигановой [Анжиганова, 2016], Т.П. Алексеевой [Алексеева, 2008] и др. Что касается положения женщин в семье и обществе в традиционной культуре тувинцев, то в ранних работах эта проблема затрагивалась лишь вскользь, в рамках рассмотрения общих вопросов, связанных с историей Тувы.
Внимания заслуживают труды З.Ю. Доржу: статья «Тувинская семья. Тенденции ее жизнедеятельности» [Доржу, 2011], монография «Женщины Тувы: от прошлого к будущему» (2008) об изменениях в трудовой, общественной и семейной жизни женщины-тувинки [Доржу, 2008 с. 175].
Следует отметить работу С.М. Биче-оол «Традиционные брачно-семейные отношения и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве» [Биче-оол, 1975] на основе полевых этнографических материалов, собранных автором в разных районах республики.
В работе Г.А. Забелиной «Женщины Тувы в семье и обществе в первой половине XX века» (Забелина, 2010) исследуется социально-правовой статус женщины в традиционном обществе, ее положение в феодальной Туве и в период Тувинской Народной Республики.
Женские образы как факторы символического поля культуры получили отражение в диссертационном исследовании С.Н. Соломатиной «Символическая культура тувинцев» [Соломатина, 1997]. Л.В. Анжиганова и С.М. Ак-Лама рассматривают концепцию «женского мира» с точки зрения гендерной асимметрии [Анжиганова, Ак-Лама, 2016].
Положение женщины в общественной, материальной и духовной жизни определялось политической, социально-экономической и культурной обстановкой, сложившейся в Туве в конце XIX- начале XX века. Несмотря на элементы патриархальных отношений, женщина как активный участник создания материальных благ семьи и обладательница неотчуждаемого имущества до и после замужества внчY - приданного невесты, обладала относительной свободой до замужества, об этом пишут в своих работах дореволюционные исследователи. Так, Г.Е. Грумм-Гржмайло [Грумм-Гржимайло, 1926, с. 594-595] пишет: «Не осуждается у сойотов и внебрачная связь девушек с инородцами» а в записанных Н.Ф. Катановым сойотских песнях по этому поводу нет отрицания, а лишь меланхолические
нотки, порожденные тем очевидным предпочтением, которое оказывают этим инородцам сойотские женщины».
И только в одной из таких песен естественное раздражение сойота переходит в угрозу:
О женщина, лежавшая с русским, Отнюдь не вступай в мое государство! О женщина, лежавшая с телеутом, Отнюдь не вступай в мою страну!
В тувинском традиционном обществе молодые девушки выходили замуж в 16 лет, но известны также случаи более раннего замужества, тогда как для мужчины возраст в этом отношении был не регламентированным. Урянхайские женщины, а особенно девушки держат себя очень свободно, и это не считается предосудительным [Грумм-Гржимайло, 1926, с.596]. Внебрачный ребенок у незамужней девушки приветствуется ее семьей, как признак ее плодородия и то, что она не засиделась в девках. Когда такая девушка выходила замуж, то ее ребенок оставался у ее родителей и пользовался одинаковыми правами на наследство.
Ф.Я. Кон в своей работе «Экспедиция в Сойотию» описывает интересный факт довольно свободного поведения незамужних девушек «Во многих сойотских поселениях, даже у ойнаров (тувинская родоплеменная группа оюн), самых культурных сойотов, мне приходилось видеть юрты, в которых жили взрослые девушки, каждая в отдельной юрте» [Кон, 2007, с.429]. Это делалось для того, чтобы девушка могла свободно располагать собой, и без стеснения принимать своего возлюбленного несмотря на то, что ни девушка, ни парень не собираются скрепить этой связи брачными узами. Скорее всего, здесь речь идет о девушках из зажиточных семей, которым выделялись отдельная юрта для утех.
Еще один интересный факт упоминает Ф.Я. Кон во время экспедиции к тувинцам-тоджинцам, как девушка, находясь в статусе невесты, свободно вступала в сексуальные отношения с другими юношами, наравне с потенциальным женихом. И это считалось нормальным. Соблюдение невинности не считалось доблестью. Наоборот, девушка, не сумевшая расположить к себе мужчину, вызывала сомнение, может ли она быть женой.
Но как только девушка переходила из статуса невесты в статус жены и переезжала к жениху, связь с другим мужчинами считалась предосудительной и осуждалась обществом. До момента превращения невесты в жену, жених не имел на нее более прав, чем любой парень. Из этого не следовало, что девушке при выходе замуж предоставляется свободный выбор. Решающую роль в этом выборе деле играл «калым», выплачиваемый женихом родителям невесты. Заинтересованные в получении этого «калыма», при отсутствии надежды на получение большего, родители, заставляли иной раз девушку выйти замуж за парня против ее воли. Но были и такие, которые оказывали сопротивление. Но это было редко оттого, что девушек отдавали замуж в очень молодом возрасте - иной раз 13-14 лет. Но созревшие девочки без стеснения вступали в связь с парнями, отпрашиваясь у родителей до ночи. Опасаясь, что девушка раздумает, парни сдирали с них кольца или украшения, тогда уже у них полная гарантия, что за украшениями девушка обязательно придет.
Особенно ярко свободное поведение незамужних девушек-тувинок проявлялось во время молодежных игр - ойтулааш, которые начинались с первого месяца лета и продолжались до последнего месяца осени, с позднего вечера до рассвета, в игрищах преимущественно принимала участие молодежь от 18-ти лет и старше. Главным содержанием праздника были песни кожамык, припевки и народные игры [Курбатский, 1973].
Научные исследования показывают, что «ойтулааш» как некий феномен культуры народа имел свои позитивные и негативные стороны. К положительным явлениям можно отнести то, что во время этих массовых гуляний молодые люди отдыхали от трудовых будней, скрасить обыденность на массовых гуляниях и этот праздник был необходим, так как иной возможности найти партнера для создания семьи у них не было [Кужугет, 2006].
Информант Суван Январь Демировна, (87 лет, родилась в местечке Yp6YH Чаа-Хольского кожууна) сообщает о томкак молодые люди с нетерпением ждали ойтулааш. Обычно, активно участвовала в играх холостые, не скрепившие себя узами брака молодежь.
Готовность девушек к семейно-брачным отношениям подчеркивало и их поведение на игрище. В обычной жизни, согласно этикету, они должны были быть скромными, стеснительными и молчаливыми. На игрищах, для привлечения внимания со стороны женихов, девушки стремились, выделиться: принимали самое активное участие исполнении песен и игр, испытаниях на находчивость, остроумие, знание этикета и пр. Свобода поведения молодых людей, допустимая на игрищах, лишний раз указывает на связь с обрядами перехода - становления границы биологического взросления.
Интересные сведения о взаимоотношении между различными нациями мы узнали во время полевой экспедиции в сумоне Ценгел Баян-Ульгийского аймака Монголии в октябре-ноябре 2023 г. В результате исследований мы узнали, что тувинцы сумона Ценгел (1750 человек, 445 семей), где помимо них проживают монголы (7 человек) и казахи (8 700 человек), незамужним ценгельским девушкам категорически запрещено общаться с юношами монголами и казахами, тем более заключать между собой браки, хотя бывали единичные случаи, данный запрет возведен в ранг табу, это связано, прежде всего, с историческим прошлым взаимодействия народов, проживающих на одной территории, со своей богатой и своеобразной культурой.
По сравнению с другими народами, например, с алтайскими девушками, тувинские незамужние девушки были относительно свободными в своем поведении в добрачный период. До замужества могли иметь несколько половых партнеров, наравне с потенциальным женихом, участвовали в молодежных игрищах - ойтулааш, с целью найти себе партнера и создания семьи. Внебрачный ребенок у незамужней девушки приветствовался ее семьей.
Список источников
1. Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории). Москва : РИК Русанова, 1998.
2. Алексеева Т. П. Алтайский национальный костюм как источник эстетического переосмысления. // Мир культуры, науки, образования. №5 (12). Горно-Алтайск, 2008. С. 114- 116.
3. Анжиганова Л. В. Женский мир: структура и модели. // Международный научно-исследовательский журнал. № 9-4 (51). Екатеринбург, 2016. С. 187-190.
4. Анжиганова Л. В., Ак-Лама С. М. Мир женщин современной Тувы // Новые исследования Тувы. Выпуск № 2 (30). 2016. 6 с.
5. Биче-оол С. М. Традиционные брачно-семейные отношения и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. Автореф. ... дисс. канд.ист.наук. Москва, 1975. 25 с.
6. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. Москва : Наука, 1972. 314 с.
7. Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Антропологический и этнографический очерк этих стран. Ленинград, 1926. Т. III, вып. 1. 415 с.
8. Доржу З. Ю. Женщины Тувы: от прошлого к будущему. Кызыл : РИО ТувГУ, 2008. 192 с.
9. Доржу З. Ю. Тувинская семья. Тенденции ее жизнедеятельности. // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. №1(95). 2011. С.35-38.
10. Ерусланова Р. И., Зуйкова Е. М. Феминология и гендерная политика. Москва : Современный гуманитарный университет, 2004.
11. Забелина Г. А. Женщины Тувы в семье и обществе в первой половине XX века. Кызыл : ТИКОПР, 2010. 118 с.
12. Клименко Т. А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. Москва : Преображение, 1996.
13. Кон Ф. Я. Экспедиция в Сойотию // Урянхай: Тыва дептер / сост. С.К. Шойгу. Т. 4. Москва: Слово, 2007. С 348. Усинский край // Урянхай: Тыва дептер. Т. 4. Москва : Слово, 2007. С. 262-278.
14. Котовская М. Г. Гендерные очерки: история, современность, факты. Москва : ИЭА РАН, 2004. 358 с.
15. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. Кемерово : КемГУКИ, 2006. 319 с.
16. Курбатский Г. Н. Тувинские праздники. Кызыл : Тувкнигоиздат, 1973. 75 с.
17. Николаева, Д. А. Женское пространство в традиционной культуре бурят. Автореф. ... дисс. док. ист. наук. Москва, 2011. 59 с.
18. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. Москва : Наука, 1969. 402 с.
19. Пушкарева Н. Л. Русская женщина: история и современность. Москва : «Ладомир», 2002. 526 с.
20. Соломатина С. Н. Символическая культура тувинцев (Дом. женские ритуалы). Автореф. ... дисс. канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 1997. 18 с.
21. Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения Южного Енисея. Минусинск, 1900. С. 19-117.
Информация об авторе:
Л. А. Даш, соискатель кафедры отечественной истории. Information about the authors:
L. A. Dash, Postgraduate student at the department of national history.
Научная статья
УДК 340.141:316.36(470+571)
doi 10.24412/cl-37216-2024-6-45-48
Региональное законодательное закрепление обычаев в сфере семейно-брачных
отношений в России*
Азията Маскыровна Доо
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан, Россия,
Аннотация. Обосновывается значимость законодательного закрепления обычаев в области семейно-брачных отношений на уровне субъектов Российской Федерации. В целях сохранения обычаев в данной сфере и укрепления института семьи нужно на уровне регионального законодательства внедрить способ санкционирования, обеспечивающий сохранность обычая как источника права.
Ключевые слова: региональное законодательство, обычай, санкционирование обычая, семья, семейно-брачные отношения, традиционные ценности.
Original article
Regional legislative consolidation of customs in the field of family and marriage relations in
Russia
Aziyata M. Doo
Katanov Khakass State University, Abakan, Russia, [email protected].
* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда проект № 24-28-20141, https://rscf.ru/project/24-28-20141/ при паритетной финансовой поддержке Правительства Республики Хакасия.