Научная статья на тему 'СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ПОСТОЯННО НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ, ОТКРЫТЫХ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПОСЕЩЕНИЯ'

СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ПОСТОЯННО НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ, ОТКРЫТЫХ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПОСЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ОГРАНИЧЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА / СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКИХ ПРАВ / ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кончаков Александр Борисович, Дукач Валерия Сергеевна

Статья посвящена исследованию проблемы свободного использования произведения изобразительного искусства, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения. Приводится анализ таких понятий как: «основной объект использования произведения изобразительного искусства», «постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения», «место, открытое для свободного посещения». В результате проведенного исследования предложены возможные варианты совершенствования законодательства, регулирующего общественные отношения, связанные с использованием без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения произведений изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREE USE OF WORKS OF FINE ART PERMANENTLY LOCATED IN PLACES OPEN TO THE PUBLIC

The article is devoted to the study of the free use of a work of fine art that is constantly located in a place open to the public. The analysis of such concepts as: "the main object of use of a work of fine art", "are constantly in a place open to free access", "a place open to free access" is given. As a result of the conducted research, possible options for improving legislation regulating public relations related to the use of works of fine art that are permanently located in a place open to free access without the consent of the author or other copyright holder and without remuneration are formulated.

Текст научной работы на тему «СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ПОСТОЯННО НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ, ОТКРЫТЫХ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПОСЕЩЕНИЯ»

УДК 347.219 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-2-302-305

КОНЧАКОВ А.Б., ДУКАЧ В.С. СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ПОСТОЯННО НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ, ОТКРЫТЫХ ДЛЯ

СВОБОДНОГО ПОСЕЩЕНИЯ

Ключевые слова: объекты авторских прав, исключительное право, ограничение исключительного права, свободное использование объектов авторских прав, воспроизведение произведения изобразительного искусства.

Статья посвящена исследованию проблемы свободного использования произведения изобразительного искусства, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения. Приводится анализ таких понятий как: «основной объект использования произведения изобразительного искусства», «постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения», «место, открытое для свободного посещения». В результате проведенного исследования предложены возможные варианты совершенствования законодательства, регулирующего общественные отношения, связанные с использованием без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения произведений изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения.

KONCHAKOV, A.B., DUKACH, V S.

FREE USE OF WORKS OF FINE ART PERMANENTLY LOCATED IN PLACES OPEN TO THE PUBLIC

Key words: copyright objects, exclusive right, restriction of exclusive right, free use of copyright objects, reproduction of a work of fine art.

The article is devoted to the study of the free use of a work of fine art that is constantly located in a place open to the public. The analysis of such concepts as: "the main object of use of a work of fine art", "are constantly in a place open to free access", "a place open to free access" is given. As a result of the conducted research, possible options for improving legislation regulating public relations related to the use of works of fine art that are permanently located in a place open to free access without the consent of the author or other copyright holder and without remuneration are formulated.

Произведения изобразительного искусства являются неотъемлемой частью духовной и материальной культуры. Изобразительное искусство исторически возникло ранее многих видов искусства, в частности, ранее письменности. Оно позволяло и позволяет посредством изобразительного языка создавать и сохранять результаты интеллектуальной деятельности. Так, например, наскальные рисунки через века донесли до современного общества сведения и информацию о древнем обществе. То есть такие рисунки стали неким письмом потомкам, содержащим не только художественное изображения эпох, но и сведения о развитии древней науки и даже техники. В целом, произведения художников отражают нравственные ценности и идеалы различных эпох и культур, являясь важной составной частью истории и культуры. При этом произведения изобразительного искусства имеют особый правовой режим, направленный на сохранение и защиту таких результатов интеллектуальной деятельности.

Гражданским законодательством установлено, что произведения изобразительного искусства являются объектами авторских прав. Следовательно, на произведения изобразительного искусства, при определенных условиях, возникает комплекс интеллектуальных прав. Исследование вопросов реализации интеллектуальных прав и ограничения таких прав вызывает особый интерес, обусловленный значительным ростом числа и многообразия соответствующих общественных отношений. Правильное уяснение норм законодательства, обнаружение недостатков правового регулирования и восполнение таких недостатков могут способствовать развитию общественных отношений, связанных с созданием результатов интеллектуальной деятельности, возникновением и реализацией прав на них.

Момент возникновения авторских прав в гражданском законодательстве определяется как момент создания произведения и выражения его в объективной форме. Так у автора произведения изобразительного искусства возникает комплекс интеллектуальных прав, включающий в себя личные неимущественные права, исключительное право и в случаях, установленных в законе, иные права. Следует отметить, что для возникновения авторских прав не требуется государственная или иная регистрация произведения.

Исключительное право является имущественным правом, в содержание которого входит правомочие использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Также в законодательстве закреплена возможность распоряжения таким правом. Автор произведения или иной обладатель исключительного права правомочен осуществлять

использование произведения любыми не запрещенными законом способами, а также разрешать или запрещать использование произведения другим лицам.

Законодательно за автором и иным обладателем исключительного права закреплено право самостоятельно определять случаи, объем и порядок использования произведения третьими лицами. По общему правилу не допускается использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Однако из общего правила существуют исключения, обусловленные необходимостью соблюдения разумного баланса интересов пользователей и правообладателей. К числу таких исключений и, следовательно, ограничений прав правообладателей можно отнести установленный законом ограниченный срок действия исключительного права, в течение которого действует монополия правообладателя, и с истечением которого, исключительное право прекращается, а произведение переходит в общественное достояние, позволяющее неопределенному кругу лиц использовать произведения без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Однако такое использование не должно нарушать личных неимущественных прав автора произведения. Также к числу ограничений исключительного права на произведения можно отнести установленные в Гражданском кодексе РФ случаи свободного использования произведений. Свободное использование произведений предполагает возможность использования произведения без получения согласия на такое использование от правообладателя и направленно на обеспечение интересов общества в области культуры, науки и информации. Свободное использование произведений строго регламентировано законом и перечень случаев является исчерпывающим. Нарушение установленных правил свободного использования может повлечь наступление гражданско-правовой, уголовно-правовой и административной ответственности.

Статья 1276 Гражданского кодекса РФ допускает без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли [1].

В результате анализа указанной статьи возникает ряд вопросов.

Во-первых, что следует понимать под местом, открытым для свободного посещения. Данный вопрос можно назвать дискуссионным, поскольку в настоящий момент в законодательстве термин не раскрывается, в связи с чем в практике правоприменения возникают трудности. Необходимо отметить, что ранее, в судебных актах встречалось утверждение, что телекоммуникационная сеть «Интернет» является местом, открытым для свободного посещения, однако в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу статьи 1276 Гражданского кодекса РФ сеть «Интернет» не является местом, открытым для свободного посещения [2]. Суды трактуют место, открытое для свободного посещения, как место, где может находиться любое лицо, а именно выставки, клубы, дискотеки, музеи, парки, скверы, метро, вокзалы, территории улиц [3]. Таким образом, из-за отсутствия в законодательстве понятия термина сформировалась определенная судебная практика, которую, в свою очередь, нельзя относить к источникам законодательства, поскольку компетенция суда сводится исключительно к применению права, а никак не его созданию.

Во-вторых, не вполне выяснено, что понимается под основным объектом использования. Данный вопрос не освещен в законодательстве, в связи с чем возникают многочисленные судебные споры. Исследуемое положение закона по его смыслу применимо лишь в тех случаях, когда произведение изобразительного искусства, находящееся в месте, открытом для свободного посещения, оказывается воспроизведено, сообщено в эфир или по кабелю, не являясь при этом основным объектом такого воспроизведения, и направлено на обеспечение правомерности возможного создания новых результатов интеллектуальной деятельности. В качестве примера можно привести случай создания аудиовизуального произведения на фоне произведений изобразительного искусства, экспонируемых на улице. В такой ситуации может оказаться затруднительно, а иногда и нецелесообразно избежать демонстрации произведения

изобразительного искусства, которое находится в месте создания нового результата интеллектуальной деятельности. При этом условием применения нормы статьи 1276 Гражданского кодекса РФ является условие о том, что основным объектом воспроизведения не является произведение изобразительного искусства, находящееся в месте, открытом для свободного посещения. То есть, если съемки кинофильма или репортажа осуществляются на фоне произведений различных видов уличного изобразительного искусства и, соответственно, такие произведения попадают в кадр и в последующем воспроизводятся без согласия правообладателя, такое использование указанных произведений не является нарушением прав правообладателя произведения изобразительного искусства, находящегося в месте, открытом для свободного посещения.

Для разрешения данного пробела в законодательстве необходимо выделить ряд критериев, которые могут способствовать решению вопроса о том, является ли произведение изобразительного искусства, находящееся в месте, открытом для свободного посещения, основным объектом использования.

В их числе выделим следующие: расположение произведение изобразительного искусства, находящееся в месте, открытом для свободного посещения на или в объекте использования по отношению к другим объектам; площадь, размер или объем в объекте использования, занимаемая изображением произведения изобразительного искусства, находящегося в месте, открытом для свободного посещения; роль и (или) значение в восприятии в объекте использования произведения изобразительного искусства, находящегося в месте, открытом для свободного посещения.

В-третьих, не вполне ясно, что следует понимать под «постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения». «Постоянно» - это какой временной период? Ответа на этот вопрос также не содержится в нормах, регулирующих исследуемые общественные отношения. В связи с этим, вероятно, необходимо уточнение нормы закона и закрепление правила о том, что свободно допускается использовать произведения изобразительного искусства, находящиеся в месте, открытом для свободного посещения, постоянно или в определенный период времени, превышающий один год.

Таким образом, в настоящее время существует целый ряд пробелов в законодательстве, которые оказывают существенное влияние на правоприменение, поскольку приводят к различным толкованиям законодательства, что, следовательно, влечет за собой судебные споры и непредсказуемые юридические последствия. Пробелы в законодательстве могут также приводить к неоднозначности и непрозрачности правовых норм, что затрудняет их применение как для граждан, так и для судебных органов.

В целях совершенствования законодательства и уменьшения числа споров, связанных со свободным использованием произведения изобразительного искусства постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения, представляется возможным изменить и дополнить содержание статьи 1276 Гражданского кодекса РФ изложив абзац первый пункта первого в следующей редакции: «Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно или в период более одного года находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли». Также целесообразно дополнить абзацем вторым пункта первого, изложив его следующим образом: «Местом, открытым для свободного посещения, признается место которое может быть посещено значительным количеством граждан, независимо от наличия определенных ограничений, включая взимания платы за вход на территорию такого места».

Представляется необходимым дополнить абзацем третьим пункт первый: «Под основным объектом использования произведения изобразительного искусства постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения понимается такое использование при котором произведения изобразительного искусства постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения имеет преимущественное расположение по отношению к другим объектам,

и (или) занимает преимущественную площадь, размер или объем в объекте использования и (или) имеет преимущественную роль и (или) значение в восприятии в объекте использования».

Указанные выше предложения по совершенствованию законодательства могут способствовать развитию правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу использования произведений изобразительного искусства, а также уменьшению числа споров между субъектами исследуемых отношений.

Литература и источники

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс

3. Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 ноября 2015 г. по делу № 335231/2015 // КонсультантПлюс

References and Sources

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' chetvertaya) ot 18 dekabrya 2006 g. № 230-FZ // SZ RF. 2006. № 52 (1 ch.). St. 5496.

2. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 23 aprelya 2019 g. № 10 «O primenenii chasti chetvertoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus

3. Apellyacionnoe opredelenie SK po grazhdanskim delam Saratovskogo oblastnogo suda ot 18 noyabrya 2015 g. po delu № 33-5231/2015 // Konsul'tantPlyus

КОНЧАКОВ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ - старший преподаватель кафедры гражданского права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина ([email protected]).

ДУКАЧ ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНА - студентка юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина ([email protected]).

KONCHAKOV, ALEKSANDR B. - Senior Lecturer, Department of Civil Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin ([email protected]).

DUKACH, VALERIA S. - student of the Faculty of Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.