8. Горбачева, Н. Б. Сравнительный анализ эконо-мизации молодёжи на примере г.о. Тольятти // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S10. С. 21-25.
9. Данилова, Е. Россияне и китайцы в эпоху перемен: Сравнительное исследование в Санкт-Петербурге и Шанхае начала XXI века / В.А. Ядов, Пан Давэй. - М.: Логос, 2012. - С. 101.
10. Осипов, Г.В. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Г.В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА, 2001. - С. 416.
11. Маслова, О. Б. Исторические аспекты законодательного регулирования деятельности российских и региональных благотворительных организаций в XIX -начале XX вв. / О. Б. Маслова // «Университетские чтения - 2008» : 10-11 янв. 2008 г. : материалы науч.-метод. чтений ПГЛУ / отв. ред. З. А. Заврумов.- Пятигорск : Изд-во ПГЛУ. - Ч. 14 : Секции 6-8 симпозиум 3. - 2008.
- С. 189-195.
12. Култыгин, В.П. Современные зарубежные социологические концепции: учебник / Под ред. Т.Н. Юдиной.
- М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000.
13. Уланова Е.С. Благотворительность в современном российском обществе: тенденции возрождения и особенности развития // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 315-321.
14. Галиуллина С.Д., Валиев Ш.З., Герасимова Д.И., Сафина Е.А. Государственные Формы стимулирования попечительского движения и благотворительной деятельности в России // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 1 (33). С. 32-38.
15. Желнина Е. В. Социальная технология подготовка персонала как фактор инновационной активности промышленного предприятия. Монография / Е. В. Желнина.
- Тольятти: ООО «Технокомплект», 2015. - 265 с.
CHARITY AS FORM OF THE SOCIAL EXCHANGE
© 2015
Y.A. Parshakova, graduate student A.Y. Suhanova, graduate student
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. In this scientific article the charity phenomenon as object of the sociological analysis is considered. The main conclusion which can be made of the analysis of the main teoretiko-methodological approaches, is that charity can be considered as one of forms of the social exchange carrying both symbolical (traditional) character, and nature of benefit. Keywords: charity, Toglyatti, help, sociological research, social exchange.
УДК 316.35.023.6
СВОБОДНО ЗАНЯТЫЕ РАБОТНИКИ В СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
© 2015
О.В. Шиняева, доктор социологических наук, профессор кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» О.В. Полетаева, аспирант кафедры «Политология, социология и связи с общественностью»
Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск (Россия)
Аннотация. Актуальность теоретического и эмпирического исследования новых групп наемных работников в условиях развития рыночной экономики обусловлена потребностью установить статус и трудовые практики свободно занятых работников или фрилансеров. Социологический анализ свободно занятых работников опирается на две основополагающие концепции - классовую теорию К. Маркса и теорию стратификации М. Вебера. К. Маркс и М. Вебер полагали, что социальные отношения проистекают из различных взаимосвязей между людьми и экономическими ресурсами. Методологической основой современных исследований являются положения о социально-трудовом пространстве Т. Парсонса, Р. Мертона. Системный подход позволяет оценить способы функционирования свободно занятых, их состав и образ жизни, реализацию социально-профессиональных функций. Оценивая положение российских свободно занятых работников, мы отмечаем, что фрилансеры в совокупности представляют собой материально обеспеченную группу работников в разных отраслях экономики. Несмотря на определенную финансовую обеспеченность, свободно занятые работники сталкиваются с целым рядом проблем: нестабильность и непредсказуемость ежемесячных доходов, высокие риски и вероятность обмана со стороны заказчика, отсутствие социальных гарантий и социального пакета. Авторское эмпирическое исследование подтверждает данный вывод.
Ключевые слова: свободно занятые работники, фриланс в профессиональной деятельности молодежи, социальный статус фрилансеров.
Научный и практический интерес к исследованию положения наемных работников в российском обществе стал проявляться в период реструктуризации государственной собственности, вызвавшей изменения в сфере труда и содержании трудовых взаимоотношений, когда с узаконенным появлением частной, смешанной, акционерной форм собственности стали изменяться контуры социальной структуры общества, формы наемного труда. В общественной жизни заявили о себе новые социальные слои: собственники и несобственники или наемные работники.
Наемные работники представляют собой общественную группу, имеющую свой вид профессиональной деятельности - наемный труд, соответствующие стратегии адаптации к новым социально-профессиональным условиям. Формирование данной группы сопряжено с со-циоструктурными сдвигами в российском обществе и отличается перегруппировкой оснований их социальной
идентичности. Незавершенность и переходность этого процесса сопровождается сменой образцов поведения, ролей и статусов работников, кризисом традиционных норм и системы социального контроля, вызывает инсти-туционализацию новых социальных правил взаимодействия с другими общественными системами.
Постановка проблемы. Изучение положения наемных работников в социальной структуре общества имеет научную традицию и связывается с влиянием социально-экономической неоднородности труда на классовые и стратификационные различия людей. Понимание природы и сути современного наемного труда как социального феномена невозможно без социологического анализа труда различных групп «свободно занятых» или фри-лансеров, выявления их состава и социального статуса.
Трансформация социальной структуры российского общества и становление новых групп наемных работников стали в последнее время предметом исследова-
ний В.Х. Беленького, З.Т. Голенковой, Т.И. Заславской, Е.Д. Игитханян, В.А. Мансурова, А.А. Московской. Проблему автономного наемного труда (фриланса) как социального феномена исследовали социологи Гурова М.И., Хасанова Ю.В., Сорокина А.Н., Чаплашкин Н.В., Гор-бушова К.С., Кучигина С.К. и др. Различия наемного труда методом фриланса в конкретных сферах экономики исследовали Вязникова В.В., Гебриаль В.Н., Огребков Д.О., Харченко В.О. и др.
Слабо изученными остаются вопросы методологии социологического исследования конкретных проблем автономного наемного труда российской молодежи: положение молодых фрилансеров среди других категорий работников; социально-профессиональный состав фри-лансеров из числа молодежи в российских регионах.
Мы провели теоретико-методологический анализ содержания труда наемных работников в разные периоды XX века, на основе полученных показателей организовали социологический опрос студентов высших учебных заведений Ульяновской области, получающих профессию в сфере IT-технологий. Выборка опроса составила 540 студентов 3-5-х курсов ульяновских вузов. Количество опрошенных составляет более 60% генеральной совокупности студентов IT-специальностей в регионе.
Социологический анализ содержания и автономности труда в XIX веке с именем Э. Дюркгейма. Дюргей-мом были разработаны понятия о механической и органической солидарности, о влиянии углубляющегося разделения труда на многообразие социальных связей и контактов, об усложнении социальной организации общества в результате интенсивной профессионализации и специализации труда [6;77]. По мнению Э. Дюркгей-ма органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При этом прежнее коллективное сознание сменяется новым коллективным сознанием, которое становится более светским, рационалистическим. Переход от механической солидарности к органической, есть общественный прогресс, главным фактором которого выступает разделение труда.
Образ жизни работников, по мнению М. Вебера, обусловлен классовыми особенностями и социальным статусом. Он предложил новую модель стратификации общества, основу которой составляли критерии отношения к собственности (экономический) и социального престижа (социальный). Общество, по мнению социолога, состояло из нескольких классов: «а) «рабочий» класс (занятый в механизированном процессе); б) «нижние средние» классы; в) «интеллигенция» без самостоятельной собственности и лица, чье социальное положение, прежде всего, зависит от технических знаний, как и положение инженеров, коммерческих и других служащих, а также гражданских чиновников - эти группы сильно различаются между собой, особенно в зависимости от стоимости обучения; г) классы, занимающие привилегированную позицию благодаря собственности и образованию» [2, с. 155]. Классовый статус военного офицера, гражданского служащего или студента, поскольку он зависит от получаемых доходов, может сильно различаться, хотя во всех отношениях их образ жизни определяется общим для них всех образованием (критерием социального статуса). Привилегированная позиция в обществе может быть достигнута и простыми рабочими благодаря способностям, образованию, специальным навыкам (квалификации) [2, с. 155]. Принимая во внимание данный вывод, следует подчеркнуть, что профессиональная деятельность является важной сферой жизни наемных работников, условия которой определяют шансы представителей данной группы в достижении социального благополучия.
Проведение М. Вебером эмпирических исследований, посвященных изучению условий труда и жизни индустриальных рабочих, позволило выявить взаимосвязь
между образом жизни работников промышленности и содержанием труда. Анкетный опрос, проведенный среди групп работников, показал важную тенденцию развивающегося индустриального мира - стремление к свободе каждого рабочего первично, «вопрос о ноже и вилке» имеет вторичное значение. «В первую очередь рабочий стремится быть кузнецом своего счастья - или несчастья. Эта черта современного мира является общим продуктом психологического развития, и мы узнаем ее в нас самих» [3, с. 28]. В рамках нашего исследования принципиальным является утверждение М. Вебера о том, что объединенные одной деятельностью, собственники, директора и рядовые наемные работники имеют разное содержание и автономность труда.
Марксистская школа при анализе социальных проблем труда утверждала, что разделение труда ведет не просто к формированию социальной структуры общества, а к его расколу на антагонистические классы с противоположным статусом по отношению к собственности на основные средства производства (например, капиталистов и наемных работников). «Основным признаком современного капитализма является товарный характер рабочей силы, то есть тот факт, что наемный рабочий вынужден предлагать свою рабочую силу на рынке труда, а капиталист покупает ее за определенную рыночную цену, заработную плату» [3, с. 66]. Учение К. Маркса об отчуждении труда, социально превращенных формах трудовой деятельности, его теория трудовой стоимости не утратили своей актуальности и послужили фундаментом для разработки идей о труде применительно к индустриальному обществу.
Профессиональная деятельность работника, по мнению Т. Парсонса, определяет его положение в социальной структуре общества. В работе «О структуре социального действия» социолог предложил классификацию социально значимых признаков, «построенную на основе дифференцированного ранжирования индивидов в терминах ценностей». Среди критериев ранжирования наиболее важным Т. Парсонс признал: 1) авторитет как «институционально признанное право влиять на действия других», который «осуществляется лицом, занимающим должность»; 2) достижения; 3) власть. Достижения в профессиональной сфере в значительной мере определяют статус индивида в обществе, что предполагает высокую степень «равенства возможностей», отводит незначительное место «происхождению или принадлежности к родственным ячейкам» [8, с. 363]. Тем не менее, Т. Парсонс отмечает, что профессиональная система сосуществует с сильным акцентом на родственные отношения [8, с. 368].
К началу XX в. объективно вызрела идея - обратиться к тем резервам, которые кроются в самом работнике, пробудить его заинтересованность в эффективной и результативной деятельности. Это был поистине революционный, кардинальный шаг, меняющий всю ситуацию на производстве. Открытие роли трудового сознания и поведения людей как субъектов экономической деятельности позволило понять, усвоить, а затем и использовать личные возможности работника для повышения эффективности производства.
В полном объеме принципиально иной подход - поиск резервов эффективности труда в самом работнике -обозначился в XX веке. Встал вопрос, продиктованный объективными потребностями - подойти к поиску резервов труда, исходя из возможностей человека как субъекта производственной деятельности. Могут ли работники без внешнего контроля и других факторов принуждения работать более эффективно? Это был принципиально новый взгляд, повлекший колоссальнейшие изменения. Потребовалось изменить сложившиеся стереотипы поведения и работника, и работодателя. Не только научная мысль, но и практика подошли к открытию: искать резервы эффективности труда в самом человеке как субъекте труда._
Классические социологические теории можно рассматривать по разным основаниям. Отдельные исследователи обращают внимание на то, как трактовался субъект труда. Э. Мейо на основе проведенных исследований противопоставил традиционному подходу другой, известный как школа «человеческих отношений». При этом подходе учитывается значение общественных факторов, влияющих на трудовое поведение и эффективность труда наемных работников. Фактически же подчеркивалась роль неформальных связей в удовлетворенности трудом, отмечалось, что социальные факторы для многих работников могут оказаться более значимыми, чем экономические. Появилось новое понимание индустриального человека - «общественный человек», находящий удовлетворение в принадлежности к постоянной трудовой группе и в общественном уважении, которое тем самым приобретается. Исходя из этого, основной единицей, через которую управление должно достигнуть своих целей, является уже не индивид, а малая стабильная социальная группа.
Стремление изменить свое социальное положение, образ жизни, благосостояние, а также потребность в самореализации и желание избавиться от неблагоприятных условий труда, не престижных функциональных обязанностей являются основными субъективными факторами профессиональной мобильности и карьерного роста. «Одно из достоинств понятия карьеры, - отмечал Э. Гофман, - это то, что оно двухстороннее. Одна сторона связана с внутренними делами, принимаемыми со всей заботой и близко к сердцу, такими, как образ собственного Я и ощущаемая идентичность; другая сторона затрагивает официальное положение, правовые отношения и стиль жизни и является частью публично доступного институционального комплекса» [5, с. 170]. Самореализация является одной из важных жизненных целей для любого деятельного человека, имеет воздействие на степень удовлетворенности индивида своим существованием, является устойчивым показателем духовного благополучия.
С появлением средств связи работники стали более мобильными, и это не могло не повлиять на размывание естественных культурных ареалов. Значимым является понимание того, что все большее включение современного российского общества в мировые интеграционные процессы способствует формированию новых трудовых стандартов, иной культуры производства. Несоответствие мировым эталонам приводит к усилению миграционных процессов, снижению эффективности труда, замедлению процесса перехода к постиндустриальному обществу.
Значительная роль в исследованиях Чикагской школы социологии отводилась изучению положения работников в социальной структуре. Уникальная репута-ционная теория, применимая к наемным работникам, была предложена УЛ. Уорнером. Профессия как одна из составляющих имиджа человека, создающих его репутацию, во многом обуславливает его принадлежность к определенному социальному слою. Наемные работники, по мнению У. Л. Уорнера, принадлежат к трем основным классам общества: 1) высший слой среднего класса, состоящий из высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, и деловых людей, имеющих высокие доходы: врачей, юристов, бизнесменов; 2) низший средний класс - канцелярские служащие и другие «белые воротнички»; 3) высший слой низшего класса - «синие воротнички» - заводские рабочие и прочие работники физического труда [12, с. 368].
С точки зрения У. Л. Уорнера, «корпорация и капиталистическое предпринимательство образуют широкую взаимосвязанную совокупность отношений между составными частями, целостность которых формирует социально-экономическую подсистему тотального общества. Составными частями ее являются: (1) структурная форма экономической жизни, которая представляет
собой систему взаимосвязанных статусов, упорядочивающую экономические деятельности членов системы; (2) технология, которая инструментализирует систему и адаптирует общество в целом к природе; и (3) символы, представления и ценности системы, в том числе сознательные и бессознательные чувства и рациональные принципы, которые мотивируют и определяют поведение тех, кто включен в корпоративную и экономическую подсистему» [12, с. 183]. Целостная корпоративная структура не может функционировать без «иерархического упорядочивания» рабочих мест. Корпорации обладают вертикальной и горизонтальной статусной структурой, которые могут разрастаться не только в границах данного конкретного предприятия, но и в масштабах тотальной экономики. Статусы являются «открытыми» элементами социальной структуры, что позволяет работнику изменить свое профессиональное положение, в основном, по мнению исследователя, за счет образования.
Анализ престижа, профессионализма, образования, ценности труда и других индивидуально-психологических компонентов в изучении наемных работников характерен для деятельностного подхода социологии. В своем труде «Работа и человеческое Я» Э. Хьюз отмечает: «Мы - народ, культивирующий целеустремленность. Огромная часть нашей целеустремленности облекается в форму приобретения подготовки к таким видам работы, которые несут в себе больше престижа, чем те, которыми были заняты наши отцы. Работа человека - это одна из тех вещей, по которым о нем судят, и, разумеется, одна из важнейших вещей, по которым он судит о себе сам» [13, с. 137].
Современные трансформационные процессы, обусловленные постепенным переходом к экономике знаний и формированием информационного общества, определяют в качестве ведущих факторов конкурентоспособности и качества рабочей силы - профессиональную и личностную компетентность. Сущность этих процессов связана с потребностью общества в высококвалифицированных специалистах, умеющих самостоятельно добывать, перерабатывать и генерировать знания, способных функционировать в условиях интеллектуальной экономики. Значимым условием формирования специалистов нового поколения, владеющих не только набором необходимых профессиональных компетенций, но и способных к саморазвитию является включение современных студентов высших учебных заведений в систему реальной занятости.
В силу ряда причин современный студент довольно рано вступает в трудовые отношения. Этому способствуют невысокий уровень жизни семей около трети студентов, а также желание молодых людей включиться в реальную атмосферу профессиональной деятельности. Нередко студенты осознанно ищут работу соответствующего профиля для приобретения опыта работы и подкрепления теоретических знаний практическими навыками в целях расширения своих компетенций.
Трудовая занятость становится для студентов дополнительной нагрузкой, которая мешает полноценной учебной деятельности, отнимая силы и время на пребывание в коммерческих структурах и организациях. Новой формой трудовой занятости, решающей проблему оптимизации временных и организационных затрат студентов, является фриланс. Под фрилансом мы понимаем автономную занятость специалистов, которые не состоят в штате организаций, а самостоятельно реализуют свои услуги на рынке различным клиентам. Поскольку фрилансеры являются самостоятельными работниками, не входящими в штат какой-либо компании, их трудовая деятельность организована иначе, чем у штатных работников.
Проведенный нами опрос ульяновских студентов ГГ-специальностей показал, что в этой категории удельный вес работающих студентов составляет почти половину от общего состава студентов, обучающихся в вузах Улья-
новска по данному направлению. Практически все они заняты в сфере 1Т-технологий (таблица 1).
Таблица 1. Уровень и характер включенности студентов ГГ-специальностей в трудовую деятельность (в % от числа опрошенных; п=540)
Всего Успеваемость Возраст обтчения
1 £ | 1 | *г >ч ч « % ч й
Уд.вес в выборке 100 17 45 26 8 21 69 10 75 25
Включенность в профессией ал ьнт ю труд о ую д ятел! ноет
Да 46 60 39 49 50 32 55 98 45 49
Нет 54 40 61 51 50 63 45 2 55 51
Включенность в профессиональную деятельность методом (отчисла работающих студентов) фриланса
Да 42 51 46 23 34 39 52 33 43 37
Нет 58 49 54 72 66 61 48 67 57 63
Всего Характер трудовой занятости
Качества личности 2 =
1 Ж 3 а II ё- Щ 5
Умение применять знания 3,46 4,10 3,80 3,24
Самоорганизация 3,38 3,85 3,72 3,15
Самостоятельность, ответственность 3,82 4,15 4,35 3,56
Аналитические способности 3,60 4,00 3,92 3,35
Умение работать б команде 3,54 2,85 4,52 3,46
Склонность к риску 3,10 4,56 3,87 2,75
Способность постоянно обучаться 3,50 4,15 3,92 3,20
^ мение раоотатьиндивидуально 3.70 4,43 3,84 3,36
серов, что в переложении на всю общность ГТ-студентов составляет 4-6%.
постоянный
Вовлечены в сферу профессиональной деятельности методом «фриланс» 42% студентов от числа студентов ГТ-специальностей. «Кривая» вовлеченности в работу фрилансером растет среди студентов отличников и старшекурсников (21-22 года; более 50%); удельный вес фри-лансеров падает в сегментах троечников.
Существенные различия выявлены в самооценках профессиональных знаний и умений студентов, попавших в разные сегменты профессиональной занятости: «незанятые», «официально трудоустроенные», «фрилан-серы». Высокая корреляционная зависимость наблюдается между «работой в качестве фрилансера» и оценкой практических профессиональных умений на уровне «выше, чем дает вуз»: доля таких студентов в данном сегменте больше в 2 раза, чем в среднем по выборке. У студентов - «фрилансеров» самые высокие оценки качеств личности: умение применять полученные знания, самоорганизация, самостоятельность, способность постоянно обучаться и склонность к риску (таблица 2). «Официально занятые студенты» выше других оценивают у себя два качества: ответственность и умение работать в команде. «Незанятые студенты» свои личностные качества оценивают на среднем уровне (в пределах 3 - 3,5 баллов), а качество «склонность к риску» - ниже среднего (2,5 балла).
Таблица 2. Самооценка личностных качеств в различных сегментах занятых студентов (в баллах, тах=5; п=540)
разовый 36
По характеру работы методом фриланс мы выделили среди студентов вузов три типа: «разовые фрилансе-ры» (начинающие), «нерегулярные фрилансеры» (занимающиеся проектами время от времени), «постоянные фрилансеры» (системно выполняющие проекты разных заказчиков). Соотношение выделенных типов среди студентов, включенных в фриланс-работу, выглядит следующим образом: треть «разовых», половина «нерегулярных», шестая часть «постоянных». Можно сказать, что две трети студентов-фрилансеров имеют устойчивый опыт выполнения заказов (рисунок 1).
По содержанию выполняемых работ на ульяновском рынке фриланс-услуг студенты заняли три ниши:
1) поддержка веб-сайтов, веб-программирование (76%);
2) безопасность компьютеров и сетей (50%); 3) дизайн интерфеса (45%). Остальные виды работ имеют своих приверженцев в пределах от 20 до 33% от числа фрилан-
48
временный
Характер фриланса
Рисунок 1. Соотношение студентов-фрилансеров по характеру занятости (в % от числа фрилансеров; п = 540)
Выделены отличительные черты работы ульяновских студентов на рынке фриланс-услуг [14, с. 65-67]. Две трети выполняемых проектов поступают от организаций и предпринимателей Ульяновской области; половина - от заказчиков из других регионов Поволжья и России; около трети заказов приходят от организаций стран ближнего зарубежья; шестая часть - от заказчиков из стран дальнего зарубежья (США, Канады, Индии). Данные характеристики свидетельствуют о том, что студенты включаются в систему профессиональных отношений не только в своем регионе, а также в национальных и мировых масштабах.
В информационном обеспечении фриланс-деятельно-сти не сложились явно доминирующие источники получения информации студентами. Около трети студентов-фрилансеров получают информацию о возможных заказах из специализированных российских сайтов или из личных источников; всего 6% - из региональных сайтов.
Благодаря особым формам занятости перед будущими специалистами открываются новые возможности: свободно распоряжаться собственным временем, планировать жизнь и трудовую деятельность, самореализация в различных сферах. Отвечая на вопрос о преимуществах работы фрилансера, студенты отметили свободу самореализации: возможность выбора содержания выполняемой работы (61%), самостоятельное распределение трудовой нагрузки во времени (48%). Роль фрилан-са как трамплина карьеры особенно важна для студентов старших курсов.
Есть и проблемные зоны занятости данным способом: фрилансеры не защищены в своих взаимоотношениях с работодателями [14, с. 48-49]: нестабильность денежных потоков (46%), высокие вероятность обмана (32%), необходимость самостоятельного поиска проектов (31%). Все это делает работу фрилансеров субъективно трудной и нестабильной; особенно это касается социально незащищенных групп, к которым относятся студенты.
Итак, обобщая результаты теоретико-методологического и эмпирического анализа содержания наемного труда фрилансеров, можно сделать следующие выводы.
В XX веке содержание и автономность труда рассматривались с точки зрения положения наемного работника в социальной структуре общества. Наемный работник стал воспринимать как личность, что повысило его права на автономность труда. В начале XXI века современные наемные работники рассматривались как группа населения, которая гетерогенна по составу и формам адаптации к рыночной экономике. Работники умственного труда, как правило, обладают большей профессиональной самостоятельностью.
Основными факторами приобщения к фрилансу в студенческой среде являются успеваемость студентов в соединении с возрастными характеристиками. У студентов - фрилансеров высокие самооценки профессиональных умений и личностных качеств: умение применять полученные знания, самоорганизация, самостоятельность, способность постоянно обучаться и склонность к риску; занижена оценка «умения работать в команде».
К эффективным мерам развития региональной экономики знаний и вовлечения в нее студентов следует отнести: открытие в регионах клубов фрилансеров, создание региональной биржи заказов на проекты; создание специальных законодательных актов, регулирующих фри-ланс-деятельность; организация специальных курсов для студентов по управлению проектами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аникин, В. А. Работа в жизни Россиян / В. А. Аникин // Социологические исследования. - 2009. - №12. -С. 48-55.
2. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // Социологические исследования. - 1994. - №5. -С. 147 - 156.
3. Вебер, М. Положение сельскохозяйственных рабочих в Восточноэльбской Германии / М. Вебер // Социологические исследования. -2005. - №11. - С. 121 - 128.
4. Голенкова, З. Т. Наемные работники: некоторые черты формирующегося класса / З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян // Социологические исследования. - 2002. -№9. - С. 27 - 34.
5. Гофман, Э. Моральная карьера душевно-больного пациента / Э. Гофман // Социальные и гуманитарные на-
уки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. - 2001. - №1. - С. 169 - 184.
6. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. - М. : Наука, 1991. - 576 с.
7. Маркс, К. Капитал / К. Маркс. - М. : Политиздат, 1983. - Т.1. - 738 с.
8. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - М. : Академический проект, 2002. - 880 с.
9. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. - 786 с.
10. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры на российском рынке. - Экономическая социология. - 2010. -№1. - с. 45-55
11. Темницкий, А. Л. Самостоятельность в работе как фактор формирования субъектности рабочих России / А. Л. Темницкий // Социологические исследования. - 2011. - №12. - С. 35 - 42.
12. Уорнер, У. Л. Корпорация в эмерджентном американском обществе / У. Л. Уорнер // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. - 1999. - №2. - С. 160 - 205.
13. Хьюз, Э. Ч. Работа и человеческое Я / Э. Ч. Хьюз // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. - 2003. -№4. - С. 133 - 145.
14. Шиняева О.В. и др. Исследование ИТ-кластера Ульяновской области. - Ульяновск: Изд-во «Венец», 2013. - 187 с.
Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Свободно занятые в социально-трудовом пространстве региона: состав, трудовые практики, социальный статус» № 15-13-73601
FREELANCE STAFF EMPLOYED IN THE SOCIO-PROFESSIONAL SPACE: METHODOLOGY AND TECHNIQUE OF RESEARCH
© 2015
O.V. Shinyaeva, Doctor of social sciences, professor, head of «Political science, sociology and public relations» O.V. Poletaeva, Postgraduate student
Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk (Russia)
Abstract. The relevance of theoretical and empirical studies of new groups of employees in the development of market economy due to the need to establish status and employment practice freely employed workers or freelancers. Sociological analysis freely employed is based on two fundamental concepts - the class theory of Karl Marx and the theory of stratification of M. Weber. K. Marx and M. Weber believed that social relations arise from the different relationships between people and economic resources. The methodological basis of modern research are the provisions on social and labour space T. Parsons, R. Merton. The system approach allows to evaluate the functioning freely employed, their composition and way of life, the realization of social and professional functions. Assessing the situation of the Russian freely employed, we note that freelancers in the aggregate, represent a financially successful group of workers in different sectors of the economy. Despite some financial security, freely employed workers face a number of challenges: the instability and unpredictability of their monthly income, high risk and the probability of fraud by the customer, the lack of social guarantees and benefits package. The author's empirical study confirms this conclusion.
Keywords: fluent-employed, freelance professional activity of young people, the social status of freelancers.