Philosophy and Supersensual Being, bishop Nikanor opus, vol. 1. Sankt-Petersburg, 1875], in Solov'ev, VS. Polnoe sobranie sochineniy i pisem v 20 t., 1.1 [Complete Collection of Works and Letters in 20 vol., vol. 1], Moscow: Nauka, 2000, pp. 363-366.
10. Nikolay Yakovlevich Grot v ocherkakh, vospominaniyakh i pis'makh tovarishchey i uche-nikov, druzey i pochitateley [Nikolai Yakovlevich Groth in essays, memoirs and letters and fellow students, friends and admirers], Saint-Petersburg, 1911, 410 p.
11. Gavryushin, N.K. «Menya ofitsial'no provozglasili nepravoslavnym»: arkhiepiskop Nikanor (Brovkovich) [«I was officially declared as non-Orthodox»: Archbishop Nikanor (Brovkovich)], in Gavryushin, N.K. Russkoe bogoslovie: Ocherki iportrety [Russian theology: Essays and portraits], N. Novgorod, 2011, pp. 251-283.
12. B. T-v. <Titlinov B.V.> Nikanor (Aleksandr Ivanovich Brovkovich), in Russkiy biograficheskiy slovar' v 25 t., t. 11 [Russian Biographical Dictionary in 25 vol., vol. 11], Saint-Petersburg, 1914, pp. 279-288.
13. Nikanor (Brovkovich), arkhiepiskop. Beseda o tom, est' li chto ereticheskoe v latinskoy Tserkvi? [Conversation about whether anything heretical in the Latin Church?], in Pribavleniya k «Tserkovnym Vedomostyam» [Adding to the «Church Bulletin»], 1888, № 24 (the 11th of July), pp. 635-646.
14. Popov, IPS. <Predislovie>: Perepiska Tolstogo s VS. Solov'evym [перевод], in L.N. Tolstoy, Moscow: AN SSSR, 1939, vol. II, pp. 268-269.
15. Nikanor (Brovkovich), arkhiepiskop. Beseda o tom, est' li chto ereticheskoe v latinskoy Tserkvi? [Conversation about whether anything heretical in the Latin Church?], in Pribavleniya k ««Tserkovnym Vedomostyam» [Adding to the «Church Bulletin»], 1888, № 38 (the 17th of September), pp. 1033-1045. pp. 1033-1045.
УДК 141.332(47)
ББК 87.3(2)522-684:87.3(2)522-685
СВОБОДНАЯ ТЕОСОФИЯ КАК ФИЛОСОФИЯ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА
Д. ПЕНЧЕВ
Институт исследований обществ и знаний Болгарской Академии наук, Московская, 13А, г. София, 1000, Болгария E-mail: deyan_penchev@abv.bg
Рассматривается учение В.С. Соловьева о «свободной теософии» как один из важнейших разделов его философии. Обосновывается тезис о свободной теософии как фундаменте человеческого познания, определяющем остальные значимые концепты философии В.С. Соловьева, такие как «свободная теургия» и «свободная теократия». Дается анализ мистической интуиции в качестве методологического принципа, присущего свободной теософии. Раскрываются аспекты и специфика понимания В.С. Соловьевым мистической интуиции. Исследованы типы знания, которые русский философ рассматривает как аспекты человеческого познания. Особое внимание уделяется ключевому понятию в философии В.С. Словьева - понятию истины, которое он возводит в принцип единства. Делается вывод о том, что учение о свободной теософии является центральной концепцией философии В.С. Соловьева, охватывающей все виды познания.
Ключевые слова: философия Вл. Соловьев, свободная теософия, свободная теургия, свободная теократия, человеческое познание, мистическое познание, наука, философия, теология.
FREE THEOSOPHY AS VLADIMIR SOLOVYOV'S PHILOSOPHY
D. PENCHEV
Institute for the Study of Societies and Knowledge at the Bulgarian Academy of Sciences 13A, Moscow Str., Sofia, 1000, Bulgaria E-mail: deyan_penchev@abv.bg
V.S. Solovyov's doctrine of «free theosophy», as one of the most significant branches of his philosophy, is considered. The thesis of free theosophy as the foundation of human knowledge, which determines the other important concepts of V.S. Solovyov's philosophy, such as «free theurgy» and «free theocracy',' is argued. Mystical intuition as a methodological principle, inherent in the free theosophy is analyzed. The aspects and the specificity of V.S. Solovyov's understanding of mystical intuition are revealed. The types of cognition, which the Russian philosopher distinguishes as aspects of comprehensive human cognitive capability, have been analyzed. Particular attention is paid to the key concept in V.S. Slovyov's philosophy - the notion of truth, which he dignified as the principle of unity. It is concluded that the doctrine of free theosophy is a central idea in VS. Solovyov's philosophy, covering all types of knowledge.
Key words: philosophy of Vl. Solovyov, free theosophy, free theurgy, free theocracy, human knowledge, mystical knowledge, science, philosophy, theology.
Свободная теософия - это не только одно из центральных, основнопола-гающих понятий, но и важнейшая смыслополагающая константа философского мышления Владимира Соловьева1, метафизический центр философских начал, на базе которых зарождаются все основные идеи его учения.
Особенности свободной теософии, являясь особенностями и самой философии Владимира Соловьева, для нас представляют специфический интерес. Через их постижение мы можем глубже понять мысль Соловьева. 1ёний русского мыслителя выражается не только в его глубоких познаниях в философской, богословской и мистической областях, но и в своеобразном синкретизме, присущем его философской системе.
Философия всеединства - это, быть может, точнейшее наименование системы, которая объединяет вполне рациональным, логическим способом множество учений и идей в области философии, науки и религии. Философия всеединства включает также и искусство, и политику, и все остальные области человеческого познания, составляющие единое целое. Она выражает всеединство накопленного человечеством опыта, содержащего в себе свою имманент-
1 Понятие теософия впервые используется неоплатониками - Порфирием и Ямвлихом (Ш-1У в.в.). Необходимо отметить, что понятие свободная теософия Соловьев использует, во-первых, в его этимологическом значении - как божественная мудрость, богомудрие, мудрость Бога (с др. греч. беост - Бог и стоф(а - мудрость), и во-вторых, рассматривает его как содержательную часть контекста мистической традиции. Использование понятия свободная теософия Соловьевым не имеет прямой связи с понятием теософия у Елены Блаватской.
ную цель. Этот опыт человечества может быть познан, если понять его внутреннюю цель - движение истории как телеологическое развитие.
Эта цель, это содержание развития человека и мира могут быть разумно обозримы и объяснены, и предпосылками этого является учение В.С. Соловьева о свободной теософии, которое описывает и поясняет разумные основания существующего. Сущность свободной теософии составляет основу мышления и практической жизни. Свободная теософия сущностно связана с наукой, философией, религией и мистицизмом как исторически обособившимися культурными феноменами.
В учении Соловьева философия имманентна содержанию свободной теософии и через нее осуществляется. Особенность свободной теософии состоит в том, что она развертывается и в другие сущностные формы, такие как свободная теургия (творчество) и свободная теократия (общество)2. Таким образом, свободная теософия, свободная теургия и свободная теократия представляют собой в философии Соловьева единство, созидаемое именно свободной теософией, разумным познанием целостной жизни.
Наш философский интерес направлен на свободную теософию, на рассмотрение ее сущности и специфики, поскольку именно свободная теософия объединяет в единое целое метафизическую систему Соловьева как философское всеединство. Свободная теософия является принципом, определяющим сущность и свободной теургии, и свободной теократии, что обусловливает необходимость его целостного и последовательного рассмотрения.
Свободная теософия есть принцип знания, который проявляется в философии, свободная теургия есть принцип творчества, применяемый в искусстве, а свободная теократия - принцип социального устройства, который выражается в общественном порядке и политике. Как принцип знания и познания, свободная теософия связана с теоретической областью человеческой жизни, в то время как свободная теократия связана с практической деятельностью. Свободная теургия, соединяя две эти области, образует их единство. Образно говоря, свободная теософия отвечает на вопрос «почему?», свободная теургия - на вопрос «как?», а свободная теократия - на вопрос «где?», так как последняя есть практически реализованная (в действии - теократия), обдуманная (в познаниии - теософия) и созданная (в творчестве - теургия) свободная теософия.
Этот тройной принцип характерен для всего творчества Соловьева: его философские сочинения - свободная теософия; эстетические и литературные произведения - свободная теургия; публицистические тексты, включая и тексты с религиозно-церковной проблематикой, - выражение идеи свободной теократии.
Важно отметить, что, будучи относительно самостоятельными, эти три принципа соединяются в единое целое, выражая таким образом целостную сущ-
2 Понятия свободная теургия и свободная теократия использованы Соловьевым не только этимологически, но и наследственно-исторически. Теургия (др. греч. 6еоиру1а) - божественная деятельность, богодеяние - понятие, использованное впервые Ямвлихом, а теократия (др.греч. беократйх) - боговластие, власть Бога, понятие впервые используется Иосифом Флавием (I век).
ность всеединной жизни, общечеловеческой организации. Всеединство есть верховный принцип действительности, он есть Абсолют, есть Бог. Как реализованный принцип, то есть как реальность самой своей сущности, этот Абсолютный принцип есть Христос. Он «вечный духовный центр вселенского организма»3 [1, с. 163]. Его проявление - третий аспект Божественного, т.е. Святой Дух. Так образуется Божественная Троица (Святая Троица). Будучи основным центром всего, Абсолютное как Божественное триединство является и центром свободной теософии, иманентная цель которой - объяснить это триединство и раскрыть человеческую мысль о нём.
Характеристики свободной теософии, свободной теургии и свободной теократии
Главными человеческими свойствами, определяющими саму природу человека, являются мышление, ощущение (чувство) и воля. Они же проявляются и в общечеловеческом организме как объективная мысль, объективное чувство и объективная воля и выражаются как Истина, Красота и Благо4. Это и есть, собственно, свободная теософия, свободная теургия и свободная теократия. Они составляют всеединую природу Богочеловечества.
Свободная теософия как принцип Истины представляет собой синтез теологии, философии и науки. Свободная теургия как принцип Красоты - это мистика, изящное и техническое художество. Свободная теократия в смысле принципа Блага - это Церковь, государство и экономическое общество. Сами по себе, отдельно друг от друга, эти философские идеи не могут существовать в качестве вышеуказанных принципов. Ни одно из этих основополагающих для философии Соловьева понятий не может иметь превосходства над остальными. Их согласованность проистекает из высшего принципа абсолютности, который объединяет их. Но это не означает, что у них нет своих специфичес-
3 См.: Соловьов Вл. Чтения о Богочеловечестве // Соловьов Вл. Собрание сочинений в 10 т. Т. 3. С.-Петербургъ: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1911-1914. С. 163 [1].
4 Соловьев употребляет слово Благо и полагает его как принцип, а не Добро, потому что первое понятие связано изначально с Благодатью Божией, т.е. с первичным, данным от Бога, с самой отдачей, что и гипостазирует его, в то время как второе понятие, Добро, есть проявленный первый принцип Блага и связано со вторым моментом Божественного проявления. Если можно привести примеры, то они будут связаны с Библией, где сотворенное окачеств-ляется как «добро» (Быт. 1:4, 1:10,1:12, 1:18, и др.), в то время как Благо связано с изначальной Божественностью. В христианской народной традиции принято одним из основных определений Бога считать то, что он - благо (положение, идущее от Дионисия Ареопагита и Боэция). Можно было бы дать и следующее пояснение с точки зрения свободной теософии, которая объясняет остальные два принципа. Благо есть именно Благо, однако с точки зрения свободной теоктратии оно бывает и Добром, что является ее основным понятием как раз потому, что соизволяет отношение Блага Божия (Благодати Божьей) к Добру (Абсолютному Добру), как к благу и добродетелям в мире и человеке (см.: Соловьов Вл. Философские начала цельного знания // Соловьов Вл. Собрание сочинений в 10 т. Т. 1. С.-Петер-бургъ: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1911-1914. С. 257 [2]).
ких особенностей или что они сливаются в единое неразличимое целое. Если бы это было так, то не было бы вообще возможности говорить о троичности. Как троичная модель, эти принципы свободны в себе, потому и именованы так, но в то же время они по необходимости всеедины в целом, потому что только через него, т.е. друг через друга и через единство, они приобретают свою особенность как проявление.
Это единство троичности и это единство целого характерно для всей философии Соловьева и является основополагающей идеей его учения. Теософия, теургия и теократия свободны именно потому, что они являются общечеловеческим воплощением Истины, Красоты и Блага. В этом находим родство Соловьева с Гёгелем, который утверждал, что «свобода есть наивысшее определение духа»5. Свобода определяет саморазвитие мирового процесса. И у Соловьева, и у 1ёгеля свобода интимно связана с необходимостью, и не надо думать, что они обособлены друг от друга. Как раз наоборот, они связаны друг с другом, и если свобода может быть вообще свободой, то она в движении своем как свобода всегда будет достигать данной цели, данного положения, данной конечной точки, что и будет превращать ее неизбежно в необходимость. То же самое относится к необходимости. Она всегда имеет в себе свободу именно как движение и как осуществление. Необходимость есть достижение конечной цели, примирение, а свобода - это само начало, акт развития. Таким образом, получаем диалектическую триаду, которую можно выразить следующим образом: свобода - осуществление - необходимость. Эта триада присутствует в природе мира, и без нее мир не мог бы существовать.
Как мы уже указали выше, общечеловеческий организм, в основе которого триединство свободной теософии, свободной теургии, свободной теократии, имеет свои особенности, и они выражаются как в содержании каждого из этих трех пинципов, так и в их отношениях между собой. Отличие свободной теургии и свободной теократии от свободной теософии заключается в том, что они не могут быть изменены волей и усилиями отдельной личности. По мнению Соловьева, отдельный человек может быть настоящим субъектом своих действий лишь в одной сфере - свободной теософии. Эта сфера - мир смыслов, и по этой причине она является такой специфической сущностью, которая задает парадигмальные рамки любой деятельности и любому чувствованию. Она задает условия для остальных двух сфер.
Так, в сфере свободной теургии у человека есть цель - творить красоту при помощи божественного принципа Красоты, и, таким образом, искусство становится одним из основных способов преображения земного человечества в его богочеловеческую первосущность. Отношение человеческого творчества к трансцендентному миру Соловьев определяет как мистику6. Мистика у Соловьева является не только субъективной способностью, но она вполне может быть и объективной силой. Этим Соловьев отвергает предрассудки тех,
5 См.: Хегел Г Эстетика. Т. 1. София: БКП, 1967. С. 154 [3].
6 См.: Соловьов Вл. Философские начала цельного знания. С. 263.
кто считает мистику чем-то иллюзорным и непонятным. Для русского теософа искусство связано с мистикой напрямую, непосредственно, и, таким образом, оно обнаруживает свою связь и с практической деятельностью, т.е. непосредственно со свободной теократией. Соловьев не принимает чистую форму «искусство ради искусства», а связывает искусство с деятельным изменением жизни. Статья «Красота в природе» (1889) начинается с известного утверждения Достоевского «красота спасет мир», что говорит о твердом убеждении Соловьева в истинности этого утверждения.
В сфере свободной теократии цель человека - поступать самым возвышенным образом и стремиться осуществить свою главную цель - гармонически устроенное общество, устремленное к Богу, слившееся с Богом. Это не что иное, как устремление к Богочеловечеству, к воплощению Царствия Божия на земле. Так реализуется теократический идеал государства, подвластного Богу. «Настоящая объективная нравственность состоит для человека в том, чтобы он служил сознательно и свободно этой общей цели, отождествляя с нею свою личную волю, а это отождествление, которое есть вместе с тем освобождение человека, неизбежно свершится, когда он действительно сознает истинность этой идеи», - пишет В.С. Соловьев [2, с. 289]. Мыслитель развивает и свою теократическую идею об объединении трех ветвей христианства: католицизма, православия и протестантства. Эта идея широко рассматривается им в сочинениях «Великий спор и христианская политика», «История и будущность теократии», «Русская идея», «Россия и Вселенская церковь» и достигает своей кульминации в «Краткой повести об антихристе». По этому поводу болгарский философ Янко Янев пишет: «Грандиозные мотивы в системе Соловьева к прояснению бытия, которые наконец-то испускают дух в идею о богочелове-ческом единстве и соединении церквей, не имеют другого смысла, кроме освобождения действительной жизни от всяких отвлеченностей, призрачной рассудительности; по этой причине вся его философия есть учение о практическом осуществлении и конкретизации человека» [4].
Три сферы познания
Теология, философия и наука, взятые в отдельности, не могут осуществить целостного синтеза свободной теософии. Поэтому Вл. Соловьев говорит о трех типах познания, свойственных человеку. Соловьев поясняет, что «свободная теософия рассматривается здесь как философская система и ... истинная философия необходимо должна иметь этот теософический характер или ... она может быть только тем, что я называю свободною теософией или цельным знанием» [2, с. 291]. Эти особенности целостного человеческого познания и следует здесь рассмотреть.
Разрозненный в человеческом опыте мир задает и разрозненное знание о самом себе. То, что открывается человеку через фактические наблюдения в эмпирическом мире, некоторые будут определять как полное знание о мире, вне которого ничто существовать не может. Более того, они сделают его объектом своего познания и сделают это познание целью мировой истории, сделают
свое познание познаваемым только через сам предмет своего познания. Такая позиция ограничивается эмпирической, материальной стороной мира. Такое познание обособляется в науке. Это научное познание.
Свое отношение к науке Соловьев засвидетельствовал очень рано, будучи 19-летним, в одном из первых своих стихотворений «Природа с красоты своей» (1872):
Природа с красоты своей Покрова снять не позволяет, И ты машинами не вынудишь у ней, Чего твой дух не угадает7.
В письме, датированном мартом того же года, он говорит, что наука не может достичь цели своего дела - исследовать и познать природу. Люди смотрят в микроскопы, вскрывают животных, занимаются химическими ретортами и воображают себе, что изучают природу. Вместо живой природы, восклицает Соловьев, они в сущности занимаются мертвыми скелетами8.
В «Философских началах цельного знания» (1877) и в «Критике отвлеченных начал» (1880) Соловьев отождествляет научное познание с эмпирическим, фактическим познанием явлений такими, какими они являются перед нами непосредственно в природе. Совокупность этих явлений эмпирическое познание приписывает одной общей основе, которую оно называет материей и которая есть общее содержание всей природы.
Такое понимание есть натурализм, и если быть последовательными в его применении, отмечает Соловьев, то не следовало бы нуждаться в философии как специфическом роде познания. Соловьев выделяет три фазы развития натурализма. Первая фаза - это древняя, натуралистическая философия ионийских философов (Фалес, Анаксимен), ищущих первоисточник природного начала в той или иной стихии, отличной от всего остального. Анаксимандр выдвигает идею единства всех стихий, определяя первоначало как апейрон (неопределенная, бесконечная общая основа). Вторая фаза - это гилозоизм, представляющий материальную природу одушевленной. Он находит выражение в идеях Джордано Бруно. Соловьев отмечает, что в такого рода мышлении содержится много правды, но натурализм часто ими пренебрегает. Третья фаза натурализма - это так называемый механический натурализм, или атомизм9. Он признает в качестве целостной реальности мира неделимые частицы природы, т.е. атомы.
Здесь мы сталкиваемся с парадоксом, указанным Соловьевым10, и заключается он в понятии атома. Атом (ахоц^) есть «неделимая», наименьшая суб-
7 См.: Соловьев Вл. Природа с красоты своей [Электронный ресурс]. Режим доступа. - http:// solovev.ouc.ru/priroda-s-krasoty-svoey.html
8 См.: Соловьев Вл. «Неподвижно лишь солнце любви». Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М.: Моск. раб., 1990. С. 160 [5].
9 См.: Соловьов Вл. Философские начала цельного знания. С. 294.
10 См.: Соловьов Вл. Кризис западной философии // Соловьов Вл. Собрание сочинения в 10 т. Т. 1. С.-Петербургъ: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1911-1914. С. 66 [6].
станция вещества. Однако, если это неделимая субстанция, она не протяжна, не имеет пространства, потому что, как известно, пространство всегда делимо. Неделимое пространство означает, что его нет. Раз данное нечто такое маленькое, что его невозможно делить, значит оно не пространственно. Таким, в сущности, оказывается атом - непространственным. И несмотря на это, ему приписывают качество материальной субстанции, т.е. роль сотворяющего мир. Но при этом возникает вопрос: как в таком случае атомы могут быть обнаружены эмпирически, если у них нет измерения11? Ответ либо парадоксальный, либо отрицательный. Атомам, логическим путем, отказано в материальной субстанциальности. Атомы оказываются не вещественными субстратами, а феноменальными ингредиентами. Их субстанциальность имеет динамический характер. Так, Соловьев заключает: «Атомы суть не составные частицы вещества, а производящие вещество силы» [7, с. 231]. Взаимодействие сил создает и всю эмпирическую действительность, которая эмпирична по сути именно потому, что опыт, составляющий ее, это наш опыт, опыт человеческого сознания, содержание которого всегда делает эту действительность феноменальной, а не материально-субстанциальной.
Отрицая идею о вещественно устроенном мире, Соловьев показывает, что мир по сути не материален, что целокупность его составных элементов - это не та материя, которую являют нам физика, химия и биология, и что вся научность недостаточно стабильна еще в изначальных своих принципах, которых она либо недооразумела, либо согласилась строить свое интеллектуальное «опытное» здание на нелепых противоречиях. Атомы, считает Соловьев, есть динамические силы, живые монады. Это заставляет науку перейти в метафизику, гиперфизику, по выражению Соловьева12, но она вообще не собирается делать этого и даже заявляет свое торжество над метафизическими истинами.
Явления, со своей стороны, не просто составляющие действительность, а нечто большее - они не отдельные от нас, знающих их, части этого видимого мира, они не самостоятельны. Им никак нельзя быть абсолютно самостоятельными, так как, чтобы быть действительными, т.е. чтобы мы могли признать факт их существования, они должны быть явлениями для нас. Без нас нет явлений. Соловьев пишет: «Все явления сводятся к нашим ощущениям или, точнее, к различным состояниям нашего сознания. Все, что мы обыкновенно принимаем за внешние, независимые от нас предметы, все, что мы видим, слышим, осязаем и т.д., состоит в действительности из наших собственных ощущений, то есть из видоизменений нашего субъекта, и, следовательно, не может иметь притязания на какую-нибудь иную реальность, кроме той, какую имеют и все остальные видоизменения субъекта, как-то: желания, чувства, мысли и т.д.» [2, с. 299]. Исходя из этого, Соловьев указывает на необходимый переход от эмпиризма к идеализму. Познание, исходящее из объективного, внешнего мира, который, подвергнутый истинностной критике логических взаимосвязей, пропадает в
11 См.: Соловьов Вл. Философские начала цельного знания. С. 296.
12 См.: Соловьов Вл. Философские начала цельного знания. С. 297.
опыте оказаться самосуществующим, переходит в нас самих, как в субъекты, единственно имеющие возможность знать эту действительность. Так, из объективной реальности центр познания перемещается в субъективность человеческого существа, в его сознание. Это является началом второго типа познания - рационального, или философского. Рациональное - познание с позиции его логической систематичности. Здесь материальное начало научного мировоззрения обособляется в интеллектуальное логического схематизма. Упорядоченность мира можно классифицировать, пример чему находим в категориях Аристотеля. Знание - самостоятельный мир, для которого материальное бытие есть просто эпифеномен, подлежащий всегда необходимой чувственной редукции. Так, философское, рациональное знание оперирует идеями как сущностными единицами продуктивного сознания. Оно осознает мир как общую универсальную идею, которая раскрывается нам через понятие всеобщности.
Рациональное познание достигает своей завершенности в философии ГЪ-геля, который постулирует это понятие всеобщности как чистое бытие, бытие без каких бы то ни было определений, тождественное чистому ничто, как первооснову всего существующего. Так, отмечает Соловьев, «если все имеет подлинную действительность только в своем понятии, то и познающий субъект есть не что иное, как понятие» [2, с. 301-302].
С точки зрения Вл. Соловьева, понятие, будучи главной философемой 1ё-геля, обладает всем содержанием мира и очищает его от всяких опосредствова-ний субъектного начала, от человека. Так, в сущности, анигилируется субъект. Как видим, эмпиризм доходит до отрицания внешнего мира, а рационализм -до отрицания внутреннего мира человека как его сущности.
Соловьев показывает неспособность этих двух типов познания, обособленных в двух сферах человеческого опыта, достичь целостного знания, т.е. свободной теософии как принципа Истины. Для этого нужен третий, объединяющий их принцип, который является и третьим способом миропонимания. Это принцип целостного восприятия мира, всеобъемлющий и имеющий отправным пунктом абсолютную реальность, абсолютное существо, к которому стремится и от которого исходит. Этот принцип мистического познания проявляется в сфере теологии. При помощи этого принципа остальные получают законченность и единство теологии, философии и науки достигает своей цели. Для Соловьева истинная наука невозможна без теологии и положительных наук, а также невозможна и истинная теология без философии и наук13.
Человечество, однако, ошибалось, обособляясь в одной из трех сфер и игнорируя остальные. Наука не признавала существование Бога, сверхчувственный мир идей и понятий, от которого, в сущности, зависит. Философия же всматривалась как раз лишь в этот мир и жертвовала самим субъектом во имя понятия чистого бытия. Некоторые ее представители отрицают и сверхчувственность Божьей реальности. Теология со своей стороны чересчур сильно стремится к этой сверхчувственности и даже отвергает необходимость материи и
13 См.: Соловьов Вл. Философские начала цельного знания. С. 249.
игнорирует рациональное познание, замыкаясь в абстрактном понятии веры, приобретая, таким образом, вид отвлеченного догматизма.
Эти три способа познания мира имеют весомое значение для целостного восприятия мира, и только правильное понимание их как единства позволило бы человеку пользоваться ими гармонически. По сути своей они являются равноправными составляющими человеческого познания, но непонимание этого или единичное экстраполирование делает их часто противоположными. Их единство задает содержание свободной теософии, именно она объединяет в себе абсолютное знание - и материальное, и ментальное, и всеобщее. Третий, мистический принцип является объединяющим фактором первых двух, и только через его первоначальное естество могут связаться остальные в одно целое. Именно это и заложено в самом понятии религии - повторяющееся единение с Богом. Это утверждает и Соловьев: «Религия есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом. <...>
Воссоединение, или религия, состоит в приведении всех стихий человеческого бытия, всех частных начал и сил человечества в правильное отношение к безусловному центральному началу. <...>
Так как безусловное начало, по существу своему, не допускает исключительности и насилия, то это воссоединение частных сторон жизни и индивидуальных сил со всецелым началом и между собою должно быть безусловно свободным.» [1, с. 12-13].
Место, где должно осуществиться это соединение, - Церковь. Она - воплощение Царствия Божия на земле и, будучи такой, должна быть средоточием всех человеческих сил. Церковь должна быть главным элементом свободной теократии и реализовать при помощи творческих интенций свободной теургии именно то свое содержание, которое задает ей свободная теософия, т.е. человеческий опыт, соединенный в общую абсолютную идею абсолютной жизни, что и есть идеал Богочеловечества.
Исторический опыт человечества, однако, показывает, что разделение частей свободной теософии - теологии, философии и науки - делает задачу реализации Богочеловечества трудной, и только импульс осознания роли каждой из них в общем целом может осуществить изначальную цель. Теперь посмотрим, как принципы этих трех сфер взаимно переходят друг в друга и как развиваются в объективном мировом процессе, но на этот раз не в последовательности научного, философского и мистического познания, рассмотренных спекулятивно, а в порядке их исторического обособления.
Религия, задавая основное понимание о Боге, должна была быть основной целью человека, но опыт говорит о другом. Как пишет Вл. Соловьев, «современная религия есть вещь очень жалкая - собственно говоря, религии как господствующего начала, как центра духовного тяготения нет совсем, а есть вместо этого так называемая религиозность как личное настроение, личный вкус» [1, с. 4].
Теология как наука о Боге, как основание религии, как стержень Церкви действительно пытается быть этим общечеловеческим средоточием, но ее внешняя форма господствует над внутренним содержанием и ее характер из сво-
бодного превращается в обязательный. Угроза невыполненных Божьих повелений обладает необходимым следственным порядком, и долг перед Богом становится основным моральным и волевым актом для всего человечества. Принятие Божьих заповедей, отмечает Соловьев, становится внешним, обязательным законом, предназначенным по презумпции для всех14. Церковь разделяет мир на две части: христиан и нехристиан. Христианизация нехристиан, чтобы они могли в этой жизни приблизиться максимально к выполнению Божьей Воли, перерастает в насилие по отношению к нехристианским народам и ко всем, кто не принимает церковные догматы. Теология выходит за свои границы и пререрастает в действительное насилие. Соловьев называет это «отвлеченным клерикализмом» или «ложной теократией»15.
Тгология, т.е. мистическое познание, все больше рационализируется, что дает личную свободу толкования святых писаний, и католицизм рождает из себя протестантство, которое совершает кардинальный переворот в религиозной жизни людей, призывая их иметь веру как свое личное, индивидуальное и интимное отношение к Богу и не рассчитывать на какой-то внешний авторитет, каким является Церковь, призванная быть посредником в отношениях человека с Богом.
Все это приводит к появлению рационализма в начале XVII в. и к его претензии на конструирование мирового порядка. Так постепенно теология уступает первенство философии. Познание мира становится не откровением Всевышнего Бога, а результатом логической аргументированности человеческого разума. Еще в самом начале средневековой философии противоборствуют истины авторитета (Церкви) и истины разума (человека). В своей магистратской диссертации «Кризис западной фолософии (против позитивистов)» (1874) Соловьев показывает, как диалектическим путем Эриугена утверждает безусловное самодержавие разума и совершенное бессилие перед ним всяческого авторитета. Это находит подтверждение и в философии Пьера Абеляра и Фомы Аквинского.
В Новое время философия уже все больше обособляется как рациональная и индивидуальная деятельность человека, неподвластная какому-либо авторитету и способная сама оценить свои действия, начинается систематизация человеческого знания. Декарт формулирует знаменитое положение Cogito ergo sum («Мыслю, следовательно существую») и занимает «престол новой философии». Так, новая философия утверждает, что «истинность разума не зависит ни от какого внешнего подтверждения, но он сам в себе заключает все основания своей достоверности» [6, с. 33].
После Декарта философские системы рационализма разрабатываются Спинозой, Лейбницем и Вольфом, и в философских учениях Канта, Фихте и 1ёгеля это направление достигает своего завершающего этапа. Рациональная фило-
14 См.: Соловьов Вл. Чтения о Богочеловечестве. С. 173.
15 См.: Соловьов Вл. Критика отвлеченных начал // Соловьов Вл. Собрание сочинений в 10 т. Т. 2. С.-Петербургъ: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1911-1914. С. 161 [7].
софия для Соловьева - абстрактная форма философии, которая нашла свою отвлеченную конечную форму. «Рационализм же, ставя разум человеческий сам по себе верховным началом, тем самым отвлекает его от всякого содержания и имеет в разуме лишь пустую форму», - заключает философ [1, с. 176].
Таким образом реализуются три сферы свободной теософии в истории человечества. Мы видим, что в них господствует оторванность от целостного проявления истинного знания: эмпирическое познание в лице науки дает примат только материализму, рациональное познание в лице философии утверждает идеализм, а мистическое познание в лице теологии вырождается в отвлеченный догматизм.
Свободная теософия и мистическое познание
Мистическое познание, или мистицизм, в самом общем значении - познание, лежащее в основе абсолютной связи между теорией и практикой. Таким образом, оно является основополагающим как для мировой теургии, так и для мировой теократии. Взятое само по себе, мистическое познание приводит к исключительности, т.е. к ограниченности познания о целостном мире и не может быть признанно истинным знанием, но синтезируя познание эмпирическое и рациональное и связывая их с собой, мистическое познание осуществляет себя как исконную форму истины, или целостного абсолютного знания, что и есть, собственно, свободная теософия16. Так, для Соловьева она является истинной формой философии, выражающей сущность всеединства.
Итак, свободная теософия, по Соловьеву, и есть философия. Он не признает философией ни эмпиризм, ни рационализм, ни скептицизм, ни любую другую форму философии, потому что все они оторваны от целостной философии и дают лишь отдельную часть вселенской Истины, в то время как мистическое познание как истинная философия (мистическая философия) объединяет все возможные миры познания и не делит бытие на части, не обособляет ни одну из них, а связывает все в неделимое единство, имеющее определенную цель, смысл, существование и развитие. В соответствии с общим законом исторического развития, на определенном его этапе достигается полное развертывание содержания свободной теософии и обнаружение ее мистической природы.
Владимир Соловьев возвращает в философию понятие мистического. Школьная философия, достигшая в эмпиризме и рационализме последних логических заключений, благодаря мистической философии становится истинной философией, с которой должна быть связана любая претензия на познание, стремящееся быть истинным и значимым для человечества17.
Понятие мистического (или мистика как мистицизм), являющееся синонимической формой понятия мистической философии, это не нечто незнакомое для человеческой культуры и, в частности, для философии. Включая в нее
16 См.: Соловьов Вл. Философские начала цельного знания. С. 306.
17 Там же. С. 305.
мистицизм, Соловьев не делает нечто экстраординарное. Новое, что мы встречаем здесь, это не вписывание мистицизма в философию, а, скорее, определение мистицизма как истинной, высшей философии. Новое, что вносит Соловьев в мировую философию, это признание мистицизма как принципа познания и включение его в грандиозную философскую систему - философию всеединства. Соловьев возводит мистицизм на вершину человеческого познания, ставит его над разумом и над ощущениями, но не отрицая или игнорируя их, а синтезируя в мистицизме. Истины разума и ощущений философ ставит на службу верховной истине, которая есть целостное знание, свободная теософия.
Соловьев не отвергает трех самостоятельных типов познания, но хочет показать, что, будучи разделенными, они не могут достичь полного познания, так как сам мир не разделен в себе самом, а всегда явлется нам диалектическим, целостным и единым. Мистическое познание у Соловьева не является ни антирационализмом, ни антисенсуализмом, потому что не имеет цели принизить рациональное и эмпирическо-чувственное познание. Нельзя отдать предпочтение ни эмпирически данному, ни рациональному объяснению, ни мистическому переживанию.
Свободная теософия и принцип истины
Сущность свободной теософии как принципа Истины есть Абсолютное, являющееся верховным всеединым содержательным первоначалом, сутью всего существующего, конечной целью Вселенной в Себе самой и для самое Себя. Свободная теософия как принцип Истины ставит перед нами вопрос о сущности Истины, ставит себя в качестве предмета мышления. Наши способности познания в эмпирической, рациональной и мистической сферах, однако, не могут удовлетворительно дать эту Истину, потому единственной возможностью ее познания является постижение через их согласованное единство. Это как раз сущностная специфика гносеологии Соловьева - чтобы знать что-нибудь по-настоящему, надо знать его целиком. Это означает не только разуметь его мысленно, но и пережить его как часть жизни своей. В этом связь свободной теософии со свободной теократией - переживать содержание своих мыслей, что возможно только в изначально творческом процессе (свободная теургия), который позволяет осуществлять именно такой синтез теории и практики. Это и есть всеединство жизни. Чтобы познать и объяснить себе это всеединство, нам необходимо положить его в сферу мышления, что является сущностным качеством человека по природе. Мышление, однако, как рациональный акт всегда конкретизировано в данной реалии своего содержания, поэтому и не может объять целостное многообразие мира, чтобы познать его в истине. Это делает мистическая способность внутри нас, которая восходит от конкретного к общему и сознает это конкретное как конкретное в общем. Своей мистической способностью мы сознаем данное нечто в его цельности, а рациональностью конкретизируем его как то или другое, даем ему отдельную категорию и качество и так, обособляя его, можем приписать ему какую-то эмпирическую определенность. Постижение этого всеобщего для Соловьева - постижение
мира Истины, или Божественного мира: «Этим образуется система истинного знания, или свободной теософии, основанной на мистическом знании вещей божественных, которое она посредством рационального мышления связывает с эмпирическим познанием вещей природных» [7, с. Х].
Это познание целостной истины при помощи мистической способности есть не только познание абстрагированных эмипирически данных фактов и не чувственная и рациональная редукция, а познание сути всех этих эмпирично-чувственных и рациональных феноменов. 1ёгель также выдвигает принцип Истины в качестве основы своей философии, но разница в том, что он полагает это познание только в однопорядковую характеристику мира понятия; он схватывает суть феноменального как чистое понятие, как чистое бытие, без каких бы то ни было определений и других сущностей. Это абсолютное понятие о себе (т.е. абсолютная идея), которое является как абсолютное знание, или Истина, т.е. Дух, Абсолютный Дух. Для 1ёгеля это абсолютное знание воспринимает само себя как полноту и глубину развития, это есть «понятие, существующее как поня-тие»18. Для Соловьева понятие 1ёгеля - отвлеченное, оторванное от целостной действительности. Оно претендует на то, что охватывает и ее, но существование его как самодостаточность самого себя и благодаря самому себе превращает его в самозадающую себе порядок вещей мысленную абстракцию, освобожденную от всяких определений и опосредствований. Для Соловьева это какое-то отрицательное бытие понятия, какая-то идентичность существования, это гордость самосознания собой, это «гордость ума»19. У этого понятия нет конкретного содержания, поэтому оно и равнозначно понятию ничто. Это понятие, знающее самого себя, о котором известно только то, что оно само по себе. Таким образом, оно тождественно бытию и ничему. «Иными словами, - говорит Соловьев, - все происходит из ничего, или все - в сущности ничто. Все есть чистая мысль, т.е. мысль без мыслящего и без мыслимого» [2, с. 302]. А это недопустимо, потому что так сам субъект (человек) становится лишь потенциальным содержанием абсолютного понятия, следовательно, лишь идеей, а не существующей реальностью. Таким образом, субъект и само абсолютное понятие не обладают ни эмпи-рическо-чувственной формой, ни конкретно-рациональной, потому что нельзя ни постичь в ощущениях, ни дать этому понятию какое-нибудь опосредствованное качество методом рационального познания, так как само оно, как чистая форма, не имеет никакой определимости, кроме той, что оно есть оно, поэтому первая его характеристика такова - оно есть чистое бытие. Но может ли это чистое бытие быть абсолютным, целостным представлением Истины? Даже и тогда, когда она охватила понятие ничто? Если чистые бытие и ничто являются лишь абстрактными, самыми истинными формами чего-то конкретного и если они претендуют быть абсолютными для себя, то что тогда само конкретное? Разве оно лишь ничто, которое оказывается, в сущности, обманчивым, или же оно есть конкретное бытие абстрактного абсолютного понятия, ограничен-
18 См.: Хегел Г Философска пропедевтика. София: Европа, 2004. С. 206 [8].
19 См.: Соловьов Вл. Чтения о Богочеловечестве. С. 175.
ное в себе самом тождество бытия и ничто? Так, Абсолютное для Гёгеля становится ограниченным абсолютным для Соловьева, потому что оно не обладает конкретной абсолютностью. Всеединство понятия Абсолютного должно охватывать и конкретное понятие эмпирического и отвлеченное понятие рационального познания. Так оно может претендовать действительно на всеобщность сути своей и названо мистическим потому, что синтезирует в себе обе другие формы познания.
Заключение
Владимир Соловьев всегда считал философию ритуалом мысли. Это не самоцельная логическая импровизация словами и мыслями, ни какая-нибудь интеллектуальная техника опрощения повседневной суеты. Философия для него и не ремесло, находящее свой предел в собственном осуществлении. Философия для Соловьева - деятельность, призванная раскрыть закрытую книгу бытия и сломать космические печати вечности.
Поэтому первая задача, за которую принялся Соловьев еще в молодости, -осуществить масштабный осмотр развития человеческого познания, показать недостатки философии и раскрыть ее ошибочные предпосылки, которые она применяла на протяжении веков, самовлюбленная в собственную правдивость. Гордость ума - это леденящий взгляд Запада, который Соловьев улавливает и не может удержать в своем поле зрения, потому что ему больно за тот самый Запад. Он хочет ступить на основу западной философии и с нее попытаться вывести новое сознание, которое должно развить человечество, очевидно не успевшее справиться со своими задачами и прежними пониманиями.
Соловьеву недостаточно указать лишь на ошибки философских умозрений, он пытается предложить созидательные средства, которыми человечество может построить свое новое, более надежное и истинное здание познания. Он ищет вечные истины в прошлом, в старых мистических школах и учениях, чтобы соединить их с новыми достижениями немецкой идеалистической философии. Соловьев пытается с помощью философии объяснить, упорядочить и синкретизировать в одну цельную систему познания древние мистические мифологические откровения. Эти откровения надо связать с настоящим эпохи, возродить их, потому что если у них есть смысл, он должен присутствовать во всех эпохах. Но человеческое сознание развивается, потому что закон развития имманентен всей природе, из-за этого и древние истины возвращаются всегда в новой форме, более сознательной и близкой к конечной цели творения. Для Соловьева это Богочеловечество.
Следуя этой цели, он создает синкретическую философию, цель которой взять из всей истории самое истинное и претворить его во всеобщую, органическую целостность, которую он называет свободной теософией. Свободная теософия есть истинная философия, которая должна организовать все человеческое познание и, таким образом, заложить основы осуществления настоящей задачи человечества - всеединого, всечеловеческого воссоединения с Божественным первоначалом.
Философия должна стать теософией - не самоцельным рационализиро-ванием мирового содержания, а познанием богонаправленного, преобразующего сущность человека и бытия. Теософия как познание о Боге должна быть свободной, неограниченной и объемлющей все части земного мира в своей истинности. Поэтому в нее органично входят и эмпирическая наука, и рациональная философия, и догматическая теология, причем вершиной нового эма-нирующего познания будет их единство в мистической философии.
Лишь тогда, когда в объединении человеческого ума наступит целостный синкрез, сама действительность жизни сможет образовать так действительно желанную Соловьевым всецелую общечеловеческую организацию. Это можно осуществить пересозданием целостного существующего бытия с помощью свободной теургии, требующей действий в соответствии с принципом Красоты. Человек должен претворить Красоту в своей действительности и так воца-рить Божественную Истину с помощью свободной теократии, реализуя Божественное Благо во всеединстве Богочеловечества.
Список литературы
1. Соловьов Вл. Чтения о Богочеловечестве // Соловьов Вл. Собрание сочинений в 10 т. Т. 3. С.-Петербургъ: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1911-1914. 430 с.
2. Соловьов Вл. Философские начала цельного знания // Соловьов Вл. Собрание сочинений в 10 т. Т. 1. С.-Петербургъ: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1911-1914. 407 с.
3. Хегел Г Эстетика. Т. 1. София: БКП, 1967. 819 с.
4. Янев Я. Пробуждане // Сп. Златорог. № 5-6. София, 1931 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://liternet.bg/publish10/yanko_yanev/svoboda/probuzhdane.htm
5. Соловьев Вл. «Неподвижно лишь солнце любви». Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М.: Моск. раб., 1990. 444 с.
6. Соловьов Вл. Кризис западной философии // Соловьов Вл. Собрание сочинений в 10 т. Т. 1. С.-Петербургъ: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1911-1914. 407 с.
7. Соловьов Вл. Критика отвлеченных начал // Соловьов Вл. Собрание сочинений в 10 т. Т. 2. С.-Петербургъ: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1911-1914. 414 с.
8. Хегел Г. Философска пропедевтика. София: Европа, 2004. 356 с.
References
1. Solov'ev, V Chteniya o Bogochelovechestve [Lectures on Godmanhood], in Solov'ev, V Sobranie sochineniy v 10 t., t. 3 [Collection of works in 10 vol., vol. 3], Saint-Petersburg: Knigoizdatel'skoe Tovarishchestvo «Prosveshchenie», 1911-1914, 430 p.
2. Solov'ev, V Filosofskie nachala tsel'nogo znaniya [Philosophical Principles of Integral Knowledge], in Solov'ev, V Sobranie sochineniy v 10 t., 1.1 [Collection of works in 10 vol., vol. 1], Saint-Petersburg: Knigoizdatel'skoe Tovarishchestvo «Prosveshchenie», 1911-1914, 407 p.
3. Khegel, G. Estetika [Aesthetics], Sofiya: BKP, 1967, vol. 1, 819 p.
4. Yanev,Yа.Probuzhdane [Arise],in Zlatorog, no. 5-6, Sofia, 1931. Available at: http://liternet.bg/ publish10/yanko_yanev/svoboda/probuzhdane.htm.
5. Solov'ev, VNepodvizhno lish' solntse lyubvi. Stikhotvoreniya. Proza. Pis'ma. Vospominaniya sovremennikov [Only the sun of love is motionless. Poems. Prose. Letters. The recollections of contemporaries], Mosœw: Moskovskiy rabochiy, 1990, 444 p.
6. Solov'ev, V Krizis zapadnoy filosofii [The Crisis of Western Philosophy], in Solov'ev, V Sobranie sochineniy v 10 t., t. 1 [Collection of works in 10 vol., vol. 1], Saint-Petersburg: Knigoizdatel'skoe Tovarishchestvo «Prosveshchenie», 1911-1914, 407 p.
7. Solov'ev, V Kritika otvlechennykh nachal [Critique of abstact principles], in Solov'ev, V Sobranie sochineniy v 10 t., t. 2 [Collection of works in 10 vol., vol. 2], Saint-Petersburg: Knigoizdatel'skoe Tovarishchestvo «Prosveshchenie», 1911-1914, 414 p.
8. Khegel, G. Filosofskapropedevtika [Philosophical propedeutics], Sofiya: Evropa, 2004, 356 p.
УДК 162.6:141(47)(430)
ББК 87.3(2)522-685:87.3(41ём)5-535
В.С. СОЛОВЬЕВ И Г.В.Ф. ГЕГЕЛЬ: ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ФИЛОСОФСКИХ НАЧАЛ ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ»
В.В. СИДОРИН Центр образования № 1884, ул. Дегунинская, 17 «А», г. Москва, 127486, Российская Федерация vladimir_vs85@yahoo.com
Рассматривается влияние диалектического метода Гегеля на «Философские начала цельного знания» В.С. Соловьева. Анализируется интерпретация данного метода у В.С. Соловьева и его интеграция в философскую систему отечественного мыслителя. С выбранной точки зрения последовательно рассматриваются такие ключевые понятия «Философских начал цельного знания», как «закон исторического развития», метафизика Абсолюта, «органическая логика». Исследуется специфика соловьевской интерпретации гегелевской диалектики. Предпринимается попытка объяснения данной специфики с точки зрения общих теоретических установок философской системы раннего Соловьева. Выявляются и анализируются противоречия и теоретические затруднения, возникающие в соловьевской интерпретации гегелевской диалектики, в частности, в философско-исторической части «Философских начал цельного знания», гносеологии и «органической логике». Делается вывод, что последовательно и непротиворечиво Соловьевым раскрывается только диалектика Абсолютного как единства себя и своего противоположного.
Ключевые слова: философия В.С. Соловьева, диалектика Гегеля, метафизика Абсолюта, диалектическая имманентность развития, «органическая логика», всеединство, категории сущности, пантеизм, умственное созерцание, отвлеченное мышление.
VS. SOLOVYOV AND G.W.F. HEGEL: THE DIALECTICAL ASPECTS OF «PHILOSOPHICAL PRINCIPLES OF INTEGRAL KNOWLEDGE»
VV SIDORIN.
Centre Education № 1884, 17 «A», Deguninskaya str., Moscow, 127486, Russian Federation vladimir_vs85@yahoo.com
In the article the influence of Hegel's dialectical method on Vladimir Soloviev's «Philosophical Principles of Integral Knowledge» is examined. The Solovyov's interpretation of Hegel's dialectics and