УДК 332.122
О.И. Батюшкова
К.э.н., старший преподаватель кафедры экономики филиала МГУ им М.В. Ломоносова в г. Севастополе
г. Севастополь, РФ
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА В КРЫМУ: ПЛАНЫ И ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Аннотация
В работе рассмотрены вопросы создания свободной экономической зоны на территории Крымского полуострова с точки зрения законодательства дающего потенциальным резидентам СЭЗ льготы и преференции.
Ключевые слова
свободная экономическая зона, режим налоговых льгот и преференций, конкурентные преимущества Крымского региона и Севастополя. Законодательство РФ и Крыма.
С 1 января 2015 года в Крымском федеральном округе, в который входят Республика Крым и город федерального значения Севастополь, вступил в силу закон [1] давший старт созданию свободной экономической зоны в регионе. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе создания и функционирования свободной экономической зоны, «в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан»[1].
Как определено в законе - свободная экономическая зона Республики Крым и города федерального значения Севастополя, - это территория, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Срок действия свободной экономической зоны установлен законом на 25 лет с возможностью, как продления, так и прекращения установленного срока. Территорией свободной экономической зоны является вся территория Крыма.
Экономический потенциал Крыма впечатляет своим разнообразием.
По предварительным данным переписи 2014 года, постоянное население Крымского федерального округа составила 2284,4 тыс. человек, в том числе в Республике Крым 1889,4 тыс. человек (82,7 %), в городе федерального значения Севастополе — 395 тыс. человек (17,3 %). Территория Крыма 26.1 тыс. кв. км, протяженность береговой линии 2500 км. Географическое положение Крыма делает его важным военно-стратегическим районом Причерноморья, имеющим удобные порты, расположенные в Керчи, Феодосии и Севастополе. Экономический потенциал Крыма формируют в первую очередь рекреационные предприятия, ориентированные на туристический бизнес. Важную составляющую потенциала Крыма образует сельское хозяйство. Сюда можно отнести отрасли, имеющие конкурентное преимущество Крыма - это производство эфиро-масличных культур, косточковых, винограда. Север Крыма богат плодородными черноземами, позволяющими выращивать зерновые. Известен Крым своими рыбными консервами и, конечно, винодельческой продукцией. Полуостров богат нефтяными и газовыми месторождениями. На его территории находятся известные предприятия химической промышленности. Помимо этого Крым представляет собой территорию с великолепными культурно-историческими памятниками, природными красотами. Все это делает полуостров весьма привлекательным для бизнеса.
По данным Министерства экономического развития Крыма[11], экономика Республики в 2014 году находилась под влиянием факторов вызванных переходным периодом и сложной геополитической ситуации.
Назовем основные из них: потеря традиционных рынков сбыта и необходимость переориентации на других потребителей, поиск новых поставщиков продукции и, как следствие, изменение логистики, необходимость формирования новых хозяйственных связей. В сельскохозяйственном производстве потребовалось пересмотреть структуру посевных площадей в пользу засухоустойчивых культур. По
последним данным Министерства экономического развития Республики Крым опубликованным в конце марта 2015 года, по многим важнейшим показателям наблюдалось снижение данных по сравнению с 2013годом. Объем промышленного производства снизился на 9,9%. Рост показали только добывающая промышленность на 7,2% и металлургическое производство на 27,6%. В сельском хозяйстве хороший рост показали фермерские хозяйства (33,9%), тогда как в целом по сельскому хозяйству рост отмечен на уровне 0,7%. Средняя заработная плата составила 21619 руб., что выше показателей 2013 года в 1.7 раза. По состоянию на 1января 2015 года искали работу 17524 человек, что на 16,5% выше показателей на начало декабря 2014года. Оборот розничной торговли в 2014 году снизился на 7.6.% по сравнению с 2013годом. Индекс потребительских цен в декабре 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 142,5%.[11].
С учетом несомненных конкурентных преимуществ Крыма и Севастополя и открывшихся узаконенных льготах и преференциях, интерес бизнеса к работе в свободной экономической зоне Крымского региона высокий. По словам министра по делам Крыма Олега Савельева, наблюдается большой ажиотаж и конкуренция за возможность быть первым в реестре участников. Важнейшей причиной вызывающей такой интерес является установленный особый режим налогообложении, в результате чего, законодатели Крыма получили возможность устанавливать некоторые налоговые ставки самостоятельно. Поскольку территория Крыма включает в себя два субъекта: Крымский федеральный округ и город федерального значения Севастополь, каждый из них имеет свое законодательное собрание и принимает законы, действующие на своей территории. Поэтому законы, касающиеся регулирования ведения бизнеса в каждом субъекте могут отличаться.
Налог на прибыль организаций. Налоговая ставка по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов в течение 10 налоговых периодов с момента получения прибыли. [2]. Налоговую ставку по налогу, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, дано право устанавливать законами субъекта в пониженном размере. При этом ее размер не может превышать 13,5 процентов (в течение срока, установленного субъектом РФ).[2].
Исходя из этого, Законом Республики Крым [7] и Законом города Севастополя[10] установлены следующие ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ (они совпадают):
• 2% - в течение 3-х лет с момента внесения в реестр участника свободной экономической зоны;
• 6% - с 4 по 8 годы;
• 13,5% - с 9 года.
При этом необходимо вести раздельный учет доходов и расходов от деятельности в качестве участника СЭЗ и иной деятельности.[2].
По налогу на имущество организаций освобождение водится на 10 лет в отношении имущества используемого в режиме свободной экономической зоны[3].
По земельному налогу освобождение от уплаты организации получают на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.[3].
Внебюджетные фонды. Пенсионный фонд РФ - 6%; Фонд социального страхования РФ -1,5%,Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -0.1%.
Пониженные ставки перечисленных взносов устанавливаются на 10 лет со дня получения статуса участника СЭЗ.[3].
Как видно из приведенных данных, по указанным налогам, для резидентов СЭЗ установлены одинаковые ставки, как по Республике Крыму, так и по г. Севастополю. Такой подход позволит сделать ведение бизнеса более унифицированным, позволит упростить контроль.
Без изменения остались ставки по НДС, акцизам, НДФЛ. В федеральном законодательстве нашел отражение только порядок определения налоговой базы по этим налогам. Таким образом, как федеральный бюджет, так и региональный будут получать налоговые поступления.
Что получат резиденты СЭЗ применяющие специальные налоговые режимы.
Упрощенная система налогообложения. На 2015 - 2016 годы установлены ставки [7]:3% - если объект налогообложения являются доходы;7% - если объект налогообложения доходы минус расходы. Такие же ставки установлены для резидентов СЭЗ Крыма.[8].
Единый сельскохозяйственный налог [6]0,5 % - в течении 2015 - 2016 г. для Республики Крым и для г. Севастополя. Для предпринимателей как Республики Крым, так и города Севастополя, применяющих патентную систему налогообложения, на 2015 - 2016 годы установлена ставка 1%. [8,9]. Дополнительно для участников свободной экономической зоны предусмотрена возможность применить в отношении собственных амортизируемых средств, специальный коэффициент к основной норме амортизации (но не выше 2). Срок действия: на весь срок существования СЭЗ [3]. Вместе с тем федеральным законом[5] предоставляет возможность внесения изменений в земельное, градостроительное, имущественное законодательство, а также изменения в процедурах регистрации прав. Названные нормы могут регулироваться до 2017 года законодательством республики Крым и Севастополя.
Надо подчеркнуть, что успешное развитие полуострова и его свободной экономической зоны будет возможным только при жестком государственном регулировании и четком выполнении принятых законодательных актов в которых, в том числе, прописаны ограничения по видам деятельности: участники свободной экономической зоны не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа Российской Федерации [1,ст.12 п.2]. Вместе с тем, Правительством РФ могут быть определены иные виды деятельности, осуществление которых в свободной экономической зоне не допускается. [1, ст.12 п.3]. Управление свободной экономической зоной осуществляется федеральными органами исполнительной власти, экспертными советами по вопросам свободной экономической зоны Крыма и Севастополя, а также высшими исполнительными органами государственной власти обоих субъектов РФ[1, ст.10]. В этом же законе подробно прописана процедура получения статуса участника свободной экономической зоны. Им может стать представитель малого и среднего бизнеса, если общий объем капитальных вложений будет составлять не менее трех миллионов рублей в первые три года. Для иных лиц объем инвестиций установлен не менее тридцати миллионов рублей[1, ст.13]. Въезде на территорию полуострова граждан - представителей организаций, инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества устанавливается упрощенный порядок оформления виз, предусматривающий возможность их оформления указанным иностранным гражданам непосредственно в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при въезде в Республику Крым и город федерального значения Севастополь [1, ст.5]. Морские порты, расположенные в Крыму, признаются свободными портами, в которых применяется упрощенный порядок пограничного, таможенного и иного контроля, установленный таможенным законодательством Таможенного союза [1, ст.7]. Проведенный экскурс по законодательству позволяет сделать вывод о том, что предприниматели изъявившие желание стать резидентами свободной экономической зоны в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе получили полный пакет законодательных актов.
Каковы же результаты проделанной работы?
14 апреля 2015года появился первый резидент свободной экономической зоны в Крыму. Им стало ОАО «Южный берег» расположенное в городе Севастополе и занимающееся производством бутилированной воды. По сообщению для прессы директора фирмы объем инвестиций составит почти 27 млн. рублей в первые три года. Предприятие планирует разливать более 3 тысяч бутылок воды каждый час. Подчеркнем, что эти инвестиции направлены в Севастополь из Казахстана. Как было сказано руководителем ОАО«Южный берег», сырьем будет местная вода, прошедшая очистку на австрийским оборудованием и насыщенная минералами.
17-18 апреля 2015 года в Понизовке (Большая Ялта) прошел Ялтинский экономический форум, участниками которого стали представители металлургии, машиностроения, информационных технологий, логистики и транспорта, телекоммуникаций, консалтинга. В рамках форума руководителями Крыма и Севастополя были вручены еще четыре сертификата участника СЭЗ Крыма. Ими стали ООО «Легенды Крыма» планирующее инвестировать средства в закладку виноградников в Сакском районе Крыма, компания «КрымТехСнаб» инвестиционным проектом которой является производство грузозахватных
приспособлений. Участниками СЭЗ Крыма стали также два предпринимателя. Один из них предложил инвестпроект на 5,4 млн. руб в создание производства изделий из мрамора и гранита. 3,5-5 млн.руб. планирует вложить в производство мороженого еще один предприниматель. В итоге работу могу получить около 1000 человек.
По информации Правительства Севастополя на рассмотрении находятся более крупные проекты, связанные с инвестициями в производство новых материалов, металлоконструкций, кондиционеров, холодильного оборудования.
Подводя итоги, можно утверждать, что первые планы начинают воплощаться в первых результатах. Как будет протекать процесс в дальнейшем - покажет время. Наверное, он будет сопровождаться возникающими диалектическими противоречиями, трудностями. Их и сейчас, на старте, достаточно. Но изучение этих проблем будет предметом дальнейших исследований.
Список использованной литературы: 1.О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон РФ от 29.11.2014 г. № 377-ФЗ.
2.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»: Федеральный закон от 29.11.2014 № 378-ФЗ.
3. О Внесении изменений в части первую и вторую части налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О развитии Крымского Федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя": Федеральный закон от 29.11.2014 № 379-ФЗ.
4.О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с принятием федерального закона « О территориях опережающего социально-экономического развития РФ» от 29.11.2014 № 380-ФЗ. 5. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21.03. 2014 № 6-ФКЗ О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов-Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
6.Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым: Закон Республики Крым от 29.12 2014 № 60-ЗРК/2014.
7. Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым: Закон Республики Крым от 24 декабря 2014 г. № 61-ЗРК.
8.О патентной системе налогообложения на территории города федерального значения Севастополя: Закон города Севастополя от 14.08.2014 г. № 57-ЗС.
9.Об установлении ставки налога, уплачиваемой при применении патентной системы налогообложения на территории Республики Крым: Закон Республики Крым от 29.12.2014г. N 62-ЗРК/2014. 10. О налоговых ставках в связи с принятием Федерального закона от 29 ноября 2014 года №379-ФЗ О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием ФЗ О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: закон города Севастополя от 03.02.2015 № 110-3С. 11 Интернет-ресурс:
http://minek.rk.gov.ru/file/File/2015/macro/macro-2014-v30-30-2015.pdf
© О.И.Батюшкова 2015
УДК 338
А.А. Белкина
студентка 1 курса направления подготовки «Управление персоналом» Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ
г. Краснодар, Российская Федерация
ВЛИЯНИЕ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ЮГО-ВОСТОКОМ УКРАИНЫ НА УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены причины и следствия военного конфликта ДНР и ЛНР с Украиной, а так же влияние этого конфликта на уровень и качество жизни населения. Приведена официальная статистика.
Ключевые слова
Военный конфликт, Новороссия, Украина, качество жизни населения, потребительская корзина, пенсия, минимальная заработная плата, гривна
Из курса новой истории известно, что Украинский экономический и политический кризис в стране привел к гражданской войне неолиберального аграрного Севера (киевская власть) с индустриальным Юго-Востоком (Новороссия).
Конфликт Украины и ДНР, ЛНР начался в апреле 2014 года, по причине вооружённого конфликта с силами правоохранительных органов Украины. Верховный Совет Донецкой и Луганской Народных Республик (ДНР и ЛНР) провозгласили свою независимость от Украины, на что в ответ получили обвинение в том, что это террористические организации и государство не собирается признавать их независимость. Декларации независимости обеих республик были легитимизированы референдумом 11 мая 2014 г., но итоги этих референдумов не были признаны ни одним иностранным государством.
Новые конституции, по которым обе республики объявлялись суверенными государством и субъектом международного права, были приняты Верховным Советом обеих республик в мае 2014 г. На основе этих действий республики пытались делегитимизировать новоизбранного президента Украины в пределах новых государственных образований и последовательно проводить линию политической независимости.
В апреле 2015 г. конфликт между Украиной и ДНР, ЛНР продолжает оставаться напряженным. Власти ДНР и ЛНР обвиняют Киев в невыполнении Минских договоров. В Донбассе возобновили перестрелки, так как обе стороны обвиняют друг друга в нарушении «режима тишины» и заявляют, что ведут только ответный огонь. По словам главы самопровозглашенной ДНР Александра Захарченко, две наиболее горячих точки на сегодняшний день - это район села Широкино (неподалеку от Мариуполя) и самая «больная» - донецкий аэропорт, населенный пункт Пески и прилегающие поселки.
В военном конфликте между Украиной и ДНР, ЛНР погибли 6116 человек, 15474 человека ранены. В Россию бежали 2500000 украинцев, из них 954000 прибыли с юго-востока Украины, 331000 человек запросили статус беженца в России, 177000 человек запросили временное проживание в России, 76400 человек подали заявление о предоставлении российского гражданства, 36000 оформили вид на жительство в России.
В Донецкой народной республике число разрушенных объектов составляет 9464, в Луганской народной республике - 8500 объектов.
Экономическая ситуация ДНР и ЛНР достаточно плачевна, так как властям новопровозглашенных республик в условиях военного конфликта не удается перевести налоговые отчисления всех региональных предприятий с государственного бюджета Украины на республиканский. В ДНР и ЛНР нет полноценной нормативной базы, налоговой и финансовой системы. К этому прибавляется полная экономическая блокада со стороны Киева, из-за которой пророссийские сепаратисты выживают только благодаря «серым» бартерным схемам с Киевом. В полной мере экономика самопровозглашенных республик оживет только тогда , когда они будут признаны официально самой Украиной и другими международными государствами.
Люди в Донецкой и Луганской народной республике живут с психологией временщиков и это естественно, ведь нельзя отстроить крепкую политическую и экономическую систему в условиях постоянного риска смены руководителей либо риска нового военного конфликта. 30% Донбасса будет выживать с помощью внутренних ресурсов, в остальном же «это будет головной болью России», которая