УДК 341.96
СВОБОДА ТРУДА И ЗАПРЕТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП МЕЖДУНАРОДНОГО ТРУДОВОГО ПРАВА
© В. Г. Иващенко
Российская академия правосудия Россия, 117418 г. Москва, ул. Новочеремушкинская,69, корп. «а».
Тел./факс: +7 (495) 332 52 08.
E-mail: [email protected]
В статье анализируются различные подходы к содержанию принципа свободы труда и запрета принудительного труда, его формальное закрепление в международном трудовом праве. В статье отмечается, что для искоренения нарушения данного принципа требуется комплексный подход, сочетающий эффективную правоприменительную практику с профилактикой и защитой жертв принудительного труда, обеспечение правопорядка с мерами в области занятости и другими социальными действиями. Это глобальная проблема, которая затрагивает каждое государство и которую можно решить только совместными усилиями мирового сообщества.
Ключевые слова: основополагающие принципы международного трудового права, сво-
бода труда, запрет принудительного труда.
Принцип свободы труда и запрета принудительного труда как один из основополагающих принципов международного трудового права означает возможность каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию вне всяких форм принуждения, а также отказ государств от использования принудительного труда во всех его формах.
В состав данного принципа входят следующие императивы: право свободно распоряжаться своими способностями к труду; свобода волеизъявления при выборе рода деятельности; свобода волеизъявления при выборе профессии; запрет принудительного труда; обязанность государства содействовать осуществлению права на труд.
Декларация Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. [1] в числе принципов, касающихся основополагающих прав в сфере труда, называет не свободу труда, а упразднение всех форм принудительного или обязательного труда. Тем не менее, считаем необходимым выделять в качестве принципа международного трудового права именно принцип свободы труда и запрета принудительного труда, так как свободный труд является своего рода обратной стороной запрещения принудительного труда, и подобная формулировка принципа подчеркивает значимость свободы труда, а также сочетание частных и публичных начал трудового права.
В современной юридической науке свобода труда и запрет принудительного труда обычно рассматриваются раздельно, при этом отсутствует единообразие взглядов на содержание и роль принципа свободы труда [2, с. 411-435; 3; 4, с. 39-42]. Не выработана также единая точка зрения относительно распространения принципа свободы труда не только на работников, но и на работодателей.
С. П. Маврин характеризует принцип свободы труда как основополагающую идею правового регулирования труда, краеугольный принцип трудо-
вого права, имеющий первостепенное значение для цементирования всего комплекса соответствующих правоотношений в условиях рыночной экономики [5, с. 94].
Более обоснованной представляется точка зрения М. В. Лушниковой и А. М. Лушникова, согласно которой принцип свободы труда не является самодостаточным в качестве «цементирующего» начала» в трудовом праве и является краеугольным только в совокупности, взаимообусловленности с такими принципами, как запреты принудительного труда, дискриминации, снижения уровня трудовых прав по сравнению с трудовым законодательством. Авторы также рассматривают запрет принудительного труда в качестве составной части («другой стороны») принципа свободы труда [6, с. 521].
Принцип свободы труда обычно характеризуется как межотраслевой принцип, распространяющийся не только на трудовое, но и на гражданское и административное право [7, с. 213; 8, с. 148; 9, с. 47]. Действительно, принцип свободы труда охватывает различные сферы общественных отношений, в том числе работу по трудовому договору с работодателем, государственную службу по служебному контракту в качестве государственного служащего, военную службу по контракту, работу, выполняемую по гражданско-правовым договорам с юридическими и физическими лицами, занятие индивидуально-трудовой деятельностью [10, с. 12-13]. Соответственно, содержание принципа свободы труда выражается в принадлежности лицу исключительной возможности распоряжаться своими способностями к труду посредством вступления в самые различные общественные отношения по участию в труде, а также право на отказ от таких действий.
М. В. Лушникова и А. М. Лушников отмечают традиционность характеристики принципа свободы труда в трудовом праве как принципа свободы трудового договора, соглашаясь в целом с подобной трактовкой, с единственной оговоркой, что прин-
цип свободы труда должен охватывать не только трудовой договор, но и все иные договоры о труде (коллективный договор, договор о полной материальной ответственности, соглашение о неполном рабочем времени и другие договоры в рамках предмета отрасли трудового права), и называя данный принцип, соответственно, принципом свободы договоров о труде [11, с. 421-422]. Как считает Т. В. Русских, более правильно применительно к современному трудовому праву говорить о принципе свободы сторон трудового договора [12, с. 85-91]. По мнению других авторов, принцип свободы труда «путем косвенной фиксации дополняется принципом свободы трудового договора, поскольку только его стороны вправе заключать, изменять и прекращать данный договор» [13, с. 31]. О. В. Смирнов пишет, что «свобода труда предполагает наличие принципа свободы трудового договора» [14, с. 29].
Разумеется, в рамках трудового права принцип свободы труда реализуется путем заключения трудового договора для выполнения определенной в нем трудовой функции. Однако, на наш взгляд, применительно к международному трудовому праву (как впрочем, и к национальному) было бы неверным отождествлять принцип свободы труда с принципом свободы трудового договора (свободы договоров о труде, свободы сторон трудового договора), который является более конкретным принципом института трудового договора. Взаимосвязь указанных принципов не является основанием их тождества, в противном случае возможным было бы также уравнивать, к примеру, принцип свободы труда и принцип определенности трудовой функции, связанный с принципом свободы трудового договора, дополняющий и конкретизирующий свободу труда соответствующими гарантиями.
Сведение принципа свободы труда к принципу свободы трудового договора в определенной мере детерминирует точку зрения, согласно которой принцип свободы труда распространяется как на работников, так и на работодателей.
С. А. Иванов и Р. З. Лившиц пишут, что «свобода труда, став в правовом опосредовании свободой трудового договора, выражается в ряде правомочий работника и предприятия... Для работника свобода труда проявляется при заключении трудового договора в свободе выбора предприятия, трудовой функции, рабочего места, установления (в пределах, определенных законодательством) условий труда. Соответственно, для предприятий свобода заключения трудового договора проявляется в свободе выбора работника, установления режима труда, рабочего места и условий труда (в определенных пределах)» [15, с. 70]. С подобной точкой зрения солидаризируются и другие авторы [11, с. 422].
Более верным представляется узкое понимание принципа свободы труда как действующего только в отношении работника. Если в отношении работников действует принцип свободы труда, то
применительно к работодателям данному принципу противопоставляется принцип свободы экономической деятельности.
Так, В. И. Анишина и Ю. Г. Попонов обоснованно считают, что отсутствует правовая основа для расширительного толкования принципа свободы труда, позволяющего распространять его на работодателей в части свободы заключения трудового договора только с лицами, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым работодателем по своему усмотрению без учета деловых качеств нанимающегося. Принцип свободы труда, по их мнению, касается только субъектов трудового права, которые представляют свой труд в наем работодателю (наемные работники или нуждающиеся в работе и желающие ее получить, обладающие необходимыми деловыми качествами). Работодатель же, в том числе, когда таковым является физическое лицо, выступает в трудовом правоотношении не в качестве наемного работника, а как потребитель наемного труда, наделенный в соответствии с законодательством определенными правами и обязанностями по организации труда и управлению трудом [16, с. 91].
Принцип свободы труда отражен прежде всего в ст.23 Всеобщей декларации прав человека [17], провозглашающей право каждого человека на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
Статья 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [18] гласит, что участвующие в Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и примут надлежащие меры к обеспечению этого права. Пакт акцентирует внимание на обязанности государств содействовать обеспечению права на труд, и именно государства должны создавать возможности для его реализации.
Как следует из ст. 4 Европейской хартии об основных социальных правах трудящихся [19], каждый человек свободен выбирать и трудиться по своей специальности в соответствии с правилами, регулирующими труд в каждой профессии.
Свободное волеизъявление при выборе профессии и рода деятельности не носит в обществе абсолютного характера. Однако государство при этом должно поддерживать баланс интересов лиц наемного труда, самозанятых, работодателей и общества в целом. Кроме того, государство обязано обеспечить равный доступ к получению работы независимо от расы, пола, религиозной принадлежности, места жительства и других признаков, не обусловленных особенностями самой работы. В этом проявляется тесная взаимосвязь принципа свободы труда и запрета принудительного труда с
другим основополагающим принципом международного трудового права - принципом равенства трудовых прав и обязанностей и недопущения дискриминации в трудовых отношениях.
Запрет принудительного труда установлен Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. [20], Конвенцией МОТ 1930 г. №29 «О принудительном или обязательном труде» [21], Конвенцией МОТ 1957 г. №105 «Об упразднении принудительного труда» [22] и др.
Ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашая общий запрет принуждения к труду, в то же время определяет, что данный запрет в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание, а также устанавливает следующие исключения из понятия «принудительный или обязательный труд»: 1) работа или служба, которую должно выполнять лицо, находящееся по приговору суда в заключении, или лицо, условно освобожденное от такого заключения; 2) какая бы то ни было служба военного характера, а в тех странах, в которых признается право на отказ от военной службы по политическим или религиозноэтническим мотивам, какая бы то ни было служба, предусмотренная законом для лиц, отказывающихся от военной службы по указанным мотивам; 3) какая бы то ни было служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения; 4) какая бы то ни было служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.
В подписанной в 1926 г. государствами Лиги Наций Конвенции «Относительно рабства» стороны приняли на себя обязательства осуществить соответствующие меры для избежания того, чтобы принудительный или обязательный труд не создал положения, аналогичного рабству, и в возможно короткий срок положить конец принудительному или обязательному труду в иных целях, чем общественные [23].
В 1930 г. была принята Конвенция МОТ №29 «О принудительном или обязательном труде», возложившая на каждого члена Международной организации труда, который ратифицирует настоящую Конвенцию, обязанность упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах в возможно кратчайший срок. Термин «принудительный или обязательный труд», как следует из ст. 2 Конвенции, означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, работу, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.
Б. Андерс предлагает следующие разъяснения элементов данного определения:
1. «Всякая работа или служба» включает все виды работы, труда и занятий. Природа и законность трудовых отношений не принимаются во внимание. Например, в ряде стран проституция преследуется по закону, однако этот вид занятий все же подпадает под действие Конвенции №29.
2. «Какое-либо лицо» относится как ко взрослым, так и к детям, независимо от наличия у лица гражданства государства, где был выявлен факт использования принудительного труда.
3. «Под угрозой какого-либо наказания» относится не только к уголовному наказанию, но и к иным формам принуждения, таким как угрозы, насилие, удержание удостоверений личности, задержка или невыплата заработной платы.
4. «Добровольно» подразумевает согласие работника на вступление в определенные трудовые отношения. Вступая в трудовые отношения без использования методов принуждения или обмана, работник в любое время должен иметь право прервать добровольно заключенное соглашение. В основе найма должно быть свободное и информированное согласие работника, и эти же принципы должны сохраняться в течение всего периода трудовых отношений [24, с. 4].
Конвенция №29 содержит более широкий перечень исключений из понятия «принудительный или обязательный труд» по сравнению с Международным пактом о гражданских и политических правах. Такой труд не охватывает: всякую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера; всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа; всякую работу или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоятельств; мелкие работы общинного характера. Конвенция устанавливает запрет в отношении компетентных властей предписывать или разрешать предписывать принудительный или обязательный труд в пользу частных лиц, компаний или обществ; определенные ограничения по продолжительности привлечения к принудительному или обязательному труду различных форм.
Конвенция МОТ №105 «Об упразднении принудительного труда» расширяет перечень обязательств государств по устранению принудительно -го или обязательного труда и запрещает пять его форм: а) в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; Ь) в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; с) в качестве
средства поддержания трудовой дисциплины; ё) в качестве средства наказания за участие в забастовках; е) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания. Конвенция также расширяет обязательства государств по устранению принудительного труда и требует немедленной и полной отмены любых его форм.
Рекомендация МОТ №35 «О косвенном принуждении к труду» дополняет Конвенцию МОТ №29 «заявлением о принципах, которые представляются наилучшим образом приспособленными для направления политики членов Организации, старающихся избежать какого-либо косвенного принуждения к труду», рекомендуя государствам избегать какого-либо косвенного принуждения к труду, т.е. мер, искусственно усиливающих давление на население с целью заставить искать работу по найму: например, обложение населения налогами, которые привели бы к тому, что население было бы вынуждено искать работу по найму на частных предприятиях. Особо предлагается избегать каких-либо ограничений добровольного перемещения рабочей силы из одного вида занятости в другой или из одного района в другой, что могло бы иметь косвенным результатом принуждение трудящихся поступать на работу в определенные отрасли хозяйства или районы [25].
Конвенция о защите прав человека и основных свобод [26] охватывает положения, аналогичные содержащимся в Международном пакте о гражданских и политических правах. При этом правоприменительная практика Европейского суда по правам человека конкретизирует, в частности, правила, относящиеся к императиву запрета принудительного труда [27, с. 10-15]. Так, ряд постановлений ЕСПЧ наполняет вполне определенным содержанием понятие обычных гражданских обязанностей, выполнение которых не относится к принудительному или обязательному труду: «принудительное выполнение функций присяжного заседателя, как это имеет место на Мальте» [28], «обязательная служба в пожарной бригаде, существующая в Баден-Вюртемберге» [29] и др.
Несмотря на формальное признание принципа свободы труда и запрета принудительного труда подавляющим большинством государств, факты его нарушения существуют как в развивающихся, так и в развитых государствах всего мира. МОТ в числе основных форм принудительного труда, существующих в настоящее время, перечисляет: рабство и похищение людей; обязательный труд на общественных работах; принудительный труд в сельском хозяйстве и в удаленных сельских районах; надомный труд принудительного характера; принуждение к труду со стороны военных; принудительный труд в результате торговли людьми [30].
М. В. Лушникова и А. М. Лушников считают, что «принудительный труд в трудоправовом смыс-
ле может иметь место только в рамках уже сложившихся трудовых отношений, либо быть «встроенными» в них, либо осуществляться на их фоне. При всей важности недопущения рабского труда, принудительного труда в криминальной сфере, в местах лишения свободы, в армии, эти проблемы относятся уже к уголовному и административному праву» [11, с. 423-424]. В то же время принцип свободы труда и запрета принудительного труда исследуется в рамках самых различных отраслей права. На наш взгляд, это позволяет «высветить» различные грани данного принципа, обеспечивая его действенную реализацию.
МОТ также выступает за согласованность уголовного, иммиграционного и трудового права, что позволит лучше защитить жертвы и обеспечить их компенсацией за ущерб, нанесенный им. При этом подчеркивается особое значение трудового права для того, чтобы пострадавшие могли обратиться за компенсацией через трудовые суды и другие механизмы урегулирования споров не в уголовном порядке [31, с. 9].
Важную роль в борьбе с принудительным трудом играют законодательные, судебные и правоохранительные органы (например, полиция, инспекторы труда), независимые комиссии, организации работодателей и трудящихся, а также неправительственные организации. Они обладают разным опытом в отношении решения проблем, связанных с принудительным трудом, равно как и различными возможностями в борьбе с ними. Поэтому принципиально необходимо их тесное сотрудничество друг с другом с целью повышения эффективности борьбы с принудительным трудом [32, с. 53].
Эксперты МОТ, проведя оценку 28 национальных планов действий по борьбе с принудительным трудом и торговлей людьми, осуществлявшихся в разных странах мира, выяснили, что в большинстве таких планов отсутствует четкая стратегия. Кроме того, их осуществление не подкреплено необходимыми ресурсами и четкими признаками принудительного труда [32, с. 11].
Для искоренения нарушения принципа свободы труда и запрета принудительного труда требуется комплексный подход, сочетающий активную правоприменительную практику с профилактикой и защитой жертв принудительного труда, обеспечение правопорядка с мерами в области занятости и другими социальными действиями. Это глобальная проблема, которая в той или иной степени затрагивает каждое государство и которую можно решить только совместными усилиями мирового сообщества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женева 18.06.1998 г.) // Российская газета. 1998. №238. 16 декабря.
2. Федин В. В. Соотношение принципа свободы труда и права на труд // Lex Russica - научные труды МГЮА. 2004. №2.
3. Снегирева И. О. Конституционная основа трудового законодательства России // Трудовое право. 2004. №6. С. 1220; 2004. №4-5. С. 43-48.
4. Ершова Е.А. Конституция как источник трудового права // Трудовое право. 2004. №3.
5. Трудовое право России: Учебник / под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. М., 2002.
6. Лушников А. М., Лушникова М. В. Курс трудового права: Учебник в 2 т. Т.1. Сущность трудового права и его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2009.
7. Дмитриева И. К. Принципы российского трудового права. М., 2004.
8. Федин В. В. Юридический статус работника как субъекта трудового права. М., 2005.
9. Лившиц Р. З. Свобода труда в СССР // Социализм и личность. М., 1979.
10. Попонов Ю. Г. Проблемы правового регулирования общественных отношений по участию в труде: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983.
11. Лушникова М. В., Лушников А. М. Очерки теории трудового права. СПб.: изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.
12. Русских Т. В. О свободе сторон трудового договора // Трудовое право. 2010. №12.
13. Трудовое право России. Практикум: учеб. пособ. / отв. ред. И. К. Дмитриева, А. М. Куренной. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Юстицинформ; Издательский дом «Правоведение», 2011.
14. Трудовое право: учеб. / Н. А. Бриллиантова [и др.] / под ред. О. В. Смирнова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Вел-би, изд-во Проспект, 2006.
15. Иванов С. А., Лившиц Р. З. Личность в советском трудовом праве. М., 1982.
16. Анишина В. И., Попонов Ю. Г. Свобода труда или право на труд? // Журнал российского права. 2007. №4.
17. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. 1995. 05 апреля.
18. Международный пакт от 16.12.1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.
19. Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся (принята в г. Страсбурге 09.12.1989 г. главами государств и правительств стран - членов Европейского сообщества) // Основные права человека в сфере труда и их защита. Библиотечка «Российской газеты». Вып. 22-23. М., 1999. С. 56-59.
20. Международный Пакт от 16.12.1966 г. «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.
21. Конвенция №29 МОТ «Относительно принудительного или обязательного труда» (принята в г. Женеве 28.06.1930 г. на 14-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Ведомости ВС СССР. 1956. №13. Ст. 279.
22. Конвенция №105 МОТ «Об упразднении принудительного труда» [рус., англ.] (принята в г. Женеве 25.06.1957 г. на 40-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Бюллетень международных договоров. 2002. №2. С. 6-8.
23. Конвенция относительно рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 г., с изменениями, внесенными Протоколом от 7 декабря 1953 г. (заключена в г. Женеве 25.09.1926 г.) // Действующее международное право. Т.3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 5-8.
24. Беате Андрес. Принудительный труд и торговля людьми: руководство для инспекторов труда. М.: МОТ, 2009. VIII.
25. Рекомендация №35 МОТ «О косвенном принуждении к труду» (принята в г. Женеве 28.06.1930 г. на 14-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т.1. С. 209-210.
26. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) (с изм. от 13.05.2004 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. №3.
27. Куницына О. Допустимые случаи принуждения к труду в международно-правовых актах о правах человека // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2011. №6.
28. Информация о Постановлении ЕСПЧ от 20.06.2006 г. по делу «Зарб Адами (Zarb Adami) против Мальты» (жалоба №17902/02) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2007. №1.
29. Eur. Court H. R. Karlheinz Schmidt v. Germany, Judgment of 18 July 1994. Series A. No. 291-B.
30. Целевая программа борьбы с принудительным трудом /
Режим доступа:
http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/ publ/labor.pdf.
31. Борьба с торговлей людьми: действия МОТ. 2008. / Международное бюро труда, Субрегиональное бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Москва: МОТ, 2009.
32. Торговля людьми и эксплуатация принудительного труда. Руководство для законодательных и правоохранительных органов. Женева, Международное бюро труда, 2006.
Поступила в редакцию 19.06.2012 г.