Научная статья на тему 'Свобода труда и запрет принудительного труда как основополагающий принцип международного трудового права'

Свобода труда и запрет принудительного труда как основополагающий принцип международного трудового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7653
855
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРУДОВОГО ПРАВА / СВОБОДА ТРУДА / ЗАПРЕТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА / FUNDAMENTAL PRINCIPLES OF INTERNATIONAL LABOR LAW / FREEDOM OF LABOR / ABOLITION OF FORCED LABOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иващенко В. Г.

В статье анализируются различные подходы к содержанию принципа свободы труда и запрета принудительного труда, его формальное закрепление в международном трудовом праве. В статье отмечается, что для искоренения нарушения данного принципа требуется комплексный подход, сочетающий эффективную правоприменительную практику с профилактикой и защитой жертв принудительного труда, обеспечение правопорядка с мерами в области занятости и другими социальными действиями. Это глобальная проблема, которая затрагивает каждое государство и которую можно решить только совместными усилиями мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM OF LABOR AND ABOLITION OF FORCED LABOR AS FUNDAMENTAL PRINCIPLES OF INTERNATIONAL LABOR LAW

The article analyses various approaches to the content of the principle of labor freedom and the abolition of forced labor, the formalization of this principle in the international labor law. The article notes that a comprehensive approach is required to eliminate the violation of this principle an approach combining effective law enforcement with the prevention and the protection of the victims of forced labor, the rule of law with employment practices and other social actions. This is a global problem that affects each state and that can be solved only by the joint efforts of the global community.

Текст научной работы на тему «Свобода труда и запрет принудительного труда как основополагающий принцип международного трудового права»

УДК 341.96

СВОБОДА ТРУДА И ЗАПРЕТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП МЕЖДУНАРОДНОГО ТРУДОВОГО ПРАВА

© В. Г. Иващенко

Российская академия правосудия Россия, 117418 г. Москва, ул. Новочеремушкинская,69, корп. «а».

Тел./факс: +7 (495) 332 52 08.

E-mail: [email protected]

В статье анализируются различные подходы к содержанию принципа свободы труда и запрета принудительного труда, его формальное закрепление в международном трудовом праве. В статье отмечается, что для искоренения нарушения данного принципа требуется комплексный подход, сочетающий эффективную правоприменительную практику с профилактикой и защитой жертв принудительного труда, обеспечение правопорядка с мерами в области занятости и другими социальными действиями. Это глобальная проблема, которая затрагивает каждое государство и которую можно решить только совместными усилиями мирового сообщества.

Ключевые слова: основополагающие принципы международного трудового права, сво-

бода труда, запрет принудительного труда.

Принцип свободы труда и запрета принудительного труда как один из основополагающих принципов международного трудового права означает возможность каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию вне всяких форм принуждения, а также отказ государств от использования принудительного труда во всех его формах.

В состав данного принципа входят следующие императивы: право свободно распоряжаться своими способностями к труду; свобода волеизъявления при выборе рода деятельности; свобода волеизъявления при выборе профессии; запрет принудительного труда; обязанность государства содействовать осуществлению права на труд.

Декларация Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. [1] в числе принципов, касающихся основополагающих прав в сфере труда, называет не свободу труда, а упразднение всех форм принудительного или обязательного труда. Тем не менее, считаем необходимым выделять в качестве принципа международного трудового права именно принцип свободы труда и запрета принудительного труда, так как свободный труд является своего рода обратной стороной запрещения принудительного труда, и подобная формулировка принципа подчеркивает значимость свободы труда, а также сочетание частных и публичных начал трудового права.

В современной юридической науке свобода труда и запрет принудительного труда обычно рассматриваются раздельно, при этом отсутствует единообразие взглядов на содержание и роль принципа свободы труда [2, с. 411-435; 3; 4, с. 39-42]. Не выработана также единая точка зрения относительно распространения принципа свободы труда не только на работников, но и на работодателей.

С. П. Маврин характеризует принцип свободы труда как основополагающую идею правового регулирования труда, краеугольный принцип трудо-

вого права, имеющий первостепенное значение для цементирования всего комплекса соответствующих правоотношений в условиях рыночной экономики [5, с. 94].

Более обоснованной представляется точка зрения М. В. Лушниковой и А. М. Лушникова, согласно которой принцип свободы труда не является самодостаточным в качестве «цементирующего» начала» в трудовом праве и является краеугольным только в совокупности, взаимообусловленности с такими принципами, как запреты принудительного труда, дискриминации, снижения уровня трудовых прав по сравнению с трудовым законодательством. Авторы также рассматривают запрет принудительного труда в качестве составной части («другой стороны») принципа свободы труда [6, с. 521].

Принцип свободы труда обычно характеризуется как межотраслевой принцип, распространяющийся не только на трудовое, но и на гражданское и административное право [7, с. 213; 8, с. 148; 9, с. 47]. Действительно, принцип свободы труда охватывает различные сферы общественных отношений, в том числе работу по трудовому договору с работодателем, государственную службу по служебному контракту в качестве государственного служащего, военную службу по контракту, работу, выполняемую по гражданско-правовым договорам с юридическими и физическими лицами, занятие индивидуально-трудовой деятельностью [10, с. 12-13]. Соответственно, содержание принципа свободы труда выражается в принадлежности лицу исключительной возможности распоряжаться своими способностями к труду посредством вступления в самые различные общественные отношения по участию в труде, а также право на отказ от таких действий.

М. В. Лушникова и А. М. Лушников отмечают традиционность характеристики принципа свободы труда в трудовом праве как принципа свободы трудового договора, соглашаясь в целом с подобной трактовкой, с единственной оговоркой, что прин-

цип свободы труда должен охватывать не только трудовой договор, но и все иные договоры о труде (коллективный договор, договор о полной материальной ответственности, соглашение о неполном рабочем времени и другие договоры в рамках предмета отрасли трудового права), и называя данный принцип, соответственно, принципом свободы договоров о труде [11, с. 421-422]. Как считает Т. В. Русских, более правильно применительно к современному трудовому праву говорить о принципе свободы сторон трудового договора [12, с. 85-91]. По мнению других авторов, принцип свободы труда «путем косвенной фиксации дополняется принципом свободы трудового договора, поскольку только его стороны вправе заключать, изменять и прекращать данный договор» [13, с. 31]. О. В. Смирнов пишет, что «свобода труда предполагает наличие принципа свободы трудового договора» [14, с. 29].

Разумеется, в рамках трудового права принцип свободы труда реализуется путем заключения трудового договора для выполнения определенной в нем трудовой функции. Однако, на наш взгляд, применительно к международному трудовому праву (как впрочем, и к национальному) было бы неверным отождествлять принцип свободы труда с принципом свободы трудового договора (свободы договоров о труде, свободы сторон трудового договора), который является более конкретным принципом института трудового договора. Взаимосвязь указанных принципов не является основанием их тождества, в противном случае возможным было бы также уравнивать, к примеру, принцип свободы труда и принцип определенности трудовой функции, связанный с принципом свободы трудового договора, дополняющий и конкретизирующий свободу труда соответствующими гарантиями.

Сведение принципа свободы труда к принципу свободы трудового договора в определенной мере детерминирует точку зрения, согласно которой принцип свободы труда распространяется как на работников, так и на работодателей.

С. А. Иванов и Р. З. Лившиц пишут, что «свобода труда, став в правовом опосредовании свободой трудового договора, выражается в ряде правомочий работника и предприятия... Для работника свобода труда проявляется при заключении трудового договора в свободе выбора предприятия, трудовой функции, рабочего места, установления (в пределах, определенных законодательством) условий труда. Соответственно, для предприятий свобода заключения трудового договора проявляется в свободе выбора работника, установления режима труда, рабочего места и условий труда (в определенных пределах)» [15, с. 70]. С подобной точкой зрения солидаризируются и другие авторы [11, с. 422].

Более верным представляется узкое понимание принципа свободы труда как действующего только в отношении работника. Если в отношении работников действует принцип свободы труда, то

применительно к работодателям данному принципу противопоставляется принцип свободы экономической деятельности.

Так, В. И. Анишина и Ю. Г. Попонов обоснованно считают, что отсутствует правовая основа для расширительного толкования принципа свободы труда, позволяющего распространять его на работодателей в части свободы заключения трудового договора только с лицами, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым работодателем по своему усмотрению без учета деловых качеств нанимающегося. Принцип свободы труда, по их мнению, касается только субъектов трудового права, которые представляют свой труд в наем работодателю (наемные работники или нуждающиеся в работе и желающие ее получить, обладающие необходимыми деловыми качествами). Работодатель же, в том числе, когда таковым является физическое лицо, выступает в трудовом правоотношении не в качестве наемного работника, а как потребитель наемного труда, наделенный в соответствии с законодательством определенными правами и обязанностями по организации труда и управлению трудом [16, с. 91].

Принцип свободы труда отражен прежде всего в ст.23 Всеобщей декларации прав человека [17], провозглашающей право каждого человека на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Статья 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [18] гласит, что участвующие в Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и примут надлежащие меры к обеспечению этого права. Пакт акцентирует внимание на обязанности государств содействовать обеспечению права на труд, и именно государства должны создавать возможности для его реализации.

Как следует из ст. 4 Европейской хартии об основных социальных правах трудящихся [19], каждый человек свободен выбирать и трудиться по своей специальности в соответствии с правилами, регулирующими труд в каждой профессии.

Свободное волеизъявление при выборе профессии и рода деятельности не носит в обществе абсолютного характера. Однако государство при этом должно поддерживать баланс интересов лиц наемного труда, самозанятых, работодателей и общества в целом. Кроме того, государство обязано обеспечить равный доступ к получению работы независимо от расы, пола, религиозной принадлежности, места жительства и других признаков, не обусловленных особенностями самой работы. В этом проявляется тесная взаимосвязь принципа свободы труда и запрета принудительного труда с

другим основополагающим принципом международного трудового права - принципом равенства трудовых прав и обязанностей и недопущения дискриминации в трудовых отношениях.

Запрет принудительного труда установлен Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. [20], Конвенцией МОТ 1930 г. №29 «О принудительном или обязательном труде» [21], Конвенцией МОТ 1957 г. №105 «Об упразднении принудительного труда» [22] и др.

Ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашая общий запрет принуждения к труду, в то же время определяет, что данный запрет в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание, а также устанавливает следующие исключения из понятия «принудительный или обязательный труд»: 1) работа или служба, которую должно выполнять лицо, находящееся по приговору суда в заключении, или лицо, условно освобожденное от такого заключения; 2) какая бы то ни было служба военного характера, а в тех странах, в которых признается право на отказ от военной службы по политическим или религиозноэтническим мотивам, какая бы то ни было служба, предусмотренная законом для лиц, отказывающихся от военной службы по указанным мотивам; 3) какая бы то ни было служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения; 4) какая бы то ни было служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.

В подписанной в 1926 г. государствами Лиги Наций Конвенции «Относительно рабства» стороны приняли на себя обязательства осуществить соответствующие меры для избежания того, чтобы принудительный или обязательный труд не создал положения, аналогичного рабству, и в возможно короткий срок положить конец принудительному или обязательному труду в иных целях, чем общественные [23].

В 1930 г. была принята Конвенция МОТ №29 «О принудительном или обязательном труде», возложившая на каждого члена Международной организации труда, который ратифицирует настоящую Конвенцию, обязанность упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах в возможно кратчайший срок. Термин «принудительный или обязательный труд», как следует из ст. 2 Конвенции, означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, работу, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

Б. Андерс предлагает следующие разъяснения элементов данного определения:

1. «Всякая работа или служба» включает все виды работы, труда и занятий. Природа и законность трудовых отношений не принимаются во внимание. Например, в ряде стран проституция преследуется по закону, однако этот вид занятий все же подпадает под действие Конвенции №29.

2. «Какое-либо лицо» относится как ко взрослым, так и к детям, независимо от наличия у лица гражданства государства, где был выявлен факт использования принудительного труда.

3. «Под угрозой какого-либо наказания» относится не только к уголовному наказанию, но и к иным формам принуждения, таким как угрозы, насилие, удержание удостоверений личности, задержка или невыплата заработной платы.

4. «Добровольно» подразумевает согласие работника на вступление в определенные трудовые отношения. Вступая в трудовые отношения без использования методов принуждения или обмана, работник в любое время должен иметь право прервать добровольно заключенное соглашение. В основе найма должно быть свободное и информированное согласие работника, и эти же принципы должны сохраняться в течение всего периода трудовых отношений [24, с. 4].

Конвенция №29 содержит более широкий перечень исключений из понятия «принудительный или обязательный труд» по сравнению с Международным пактом о гражданских и политических правах. Такой труд не охватывает: всякую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной военной службе и применяемую для работ чисто военного характера; всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа; всякую работу или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоятельств; мелкие работы общинного характера. Конвенция устанавливает запрет в отношении компетентных властей предписывать или разрешать предписывать принудительный или обязательный труд в пользу частных лиц, компаний или обществ; определенные ограничения по продолжительности привлечения к принудительному или обязательному труду различных форм.

Конвенция МОТ №105 «Об упразднении принудительного труда» расширяет перечень обязательств государств по устранению принудительно -го или обязательного труда и запрещает пять его форм: а) в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; Ь) в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; с) в качестве

средства поддержания трудовой дисциплины; ё) в качестве средства наказания за участие в забастовках; е) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания. Конвенция также расширяет обязательства государств по устранению принудительного труда и требует немедленной и полной отмены любых его форм.

Рекомендация МОТ №35 «О косвенном принуждении к труду» дополняет Конвенцию МОТ №29 «заявлением о принципах, которые представляются наилучшим образом приспособленными для направления политики членов Организации, старающихся избежать какого-либо косвенного принуждения к труду», рекомендуя государствам избегать какого-либо косвенного принуждения к труду, т.е. мер, искусственно усиливающих давление на население с целью заставить искать работу по найму: например, обложение населения налогами, которые привели бы к тому, что население было бы вынуждено искать работу по найму на частных предприятиях. Особо предлагается избегать каких-либо ограничений добровольного перемещения рабочей силы из одного вида занятости в другой или из одного района в другой, что могло бы иметь косвенным результатом принуждение трудящихся поступать на работу в определенные отрасли хозяйства или районы [25].

Конвенция о защите прав человека и основных свобод [26] охватывает положения, аналогичные содержащимся в Международном пакте о гражданских и политических правах. При этом правоприменительная практика Европейского суда по правам человека конкретизирует, в частности, правила, относящиеся к императиву запрета принудительного труда [27, с. 10-15]. Так, ряд постановлений ЕСПЧ наполняет вполне определенным содержанием понятие обычных гражданских обязанностей, выполнение которых не относится к принудительному или обязательному труду: «принудительное выполнение функций присяжного заседателя, как это имеет место на Мальте» [28], «обязательная служба в пожарной бригаде, существующая в Баден-Вюртемберге» [29] и др.

Несмотря на формальное признание принципа свободы труда и запрета принудительного труда подавляющим большинством государств, факты его нарушения существуют как в развивающихся, так и в развитых государствах всего мира. МОТ в числе основных форм принудительного труда, существующих в настоящее время, перечисляет: рабство и похищение людей; обязательный труд на общественных работах; принудительный труд в сельском хозяйстве и в удаленных сельских районах; надомный труд принудительного характера; принуждение к труду со стороны военных; принудительный труд в результате торговли людьми [30].

М. В. Лушникова и А. М. Лушников считают, что «принудительный труд в трудоправовом смыс-

ле может иметь место только в рамках уже сложившихся трудовых отношений, либо быть «встроенными» в них, либо осуществляться на их фоне. При всей важности недопущения рабского труда, принудительного труда в криминальной сфере, в местах лишения свободы, в армии, эти проблемы относятся уже к уголовному и административному праву» [11, с. 423-424]. В то же время принцип свободы труда и запрета принудительного труда исследуется в рамках самых различных отраслей права. На наш взгляд, это позволяет «высветить» различные грани данного принципа, обеспечивая его действенную реализацию.

МОТ также выступает за согласованность уголовного, иммиграционного и трудового права, что позволит лучше защитить жертвы и обеспечить их компенсацией за ущерб, нанесенный им. При этом подчеркивается особое значение трудового права для того, чтобы пострадавшие могли обратиться за компенсацией через трудовые суды и другие механизмы урегулирования споров не в уголовном порядке [31, с. 9].

Важную роль в борьбе с принудительным трудом играют законодательные, судебные и правоохранительные органы (например, полиция, инспекторы труда), независимые комиссии, организации работодателей и трудящихся, а также неправительственные организации. Они обладают разным опытом в отношении решения проблем, связанных с принудительным трудом, равно как и различными возможностями в борьбе с ними. Поэтому принципиально необходимо их тесное сотрудничество друг с другом с целью повышения эффективности борьбы с принудительным трудом [32, с. 53].

Эксперты МОТ, проведя оценку 28 национальных планов действий по борьбе с принудительным трудом и торговлей людьми, осуществлявшихся в разных странах мира, выяснили, что в большинстве таких планов отсутствует четкая стратегия. Кроме того, их осуществление не подкреплено необходимыми ресурсами и четкими признаками принудительного труда [32, с. 11].

Для искоренения нарушения принципа свободы труда и запрета принудительного труда требуется комплексный подход, сочетающий активную правоприменительную практику с профилактикой и защитой жертв принудительного труда, обеспечение правопорядка с мерами в области занятости и другими социальными действиями. Это глобальная проблема, которая в той или иной степени затрагивает каждое государство и которую можно решить только совместными усилиями мирового сообщества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женева 18.06.1998 г.) // Российская газета. 1998. №238. 16 декабря.

2. Федин В. В. Соотношение принципа свободы труда и права на труд // Lex Russica - научные труды МГЮА. 2004. №2.

3. Снегирева И. О. Конституционная основа трудового законодательства России // Трудовое право. 2004. №6. С. 1220; 2004. №4-5. С. 43-48.

4. Ершова Е.А. Конституция как источник трудового права // Трудовое право. 2004. №3.

5. Трудовое право России: Учебник / под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. М., 2002.

6. Лушников А. М., Лушникова М. В. Курс трудового права: Учебник в 2 т. Т.1. Сущность трудового права и его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2009.

7. Дмитриева И. К. Принципы российского трудового права. М., 2004.

8. Федин В. В. Юридический статус работника как субъекта трудового права. М., 2005.

9. Лившиц Р. З. Свобода труда в СССР // Социализм и личность. М., 1979.

10. Попонов Ю. Г. Проблемы правового регулирования общественных отношений по участию в труде: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983.

11. Лушникова М. В., Лушников А. М. Очерки теории трудового права. СПб.: изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.

12. Русских Т. В. О свободе сторон трудового договора // Трудовое право. 2010. №12.

13. Трудовое право России. Практикум: учеб. пособ. / отв. ред. И. К. Дмитриева, А. М. Куренной. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Юстицинформ; Издательский дом «Правоведение», 2011.

14. Трудовое право: учеб. / Н. А. Бриллиантова [и др.] / под ред. О. В. Смирнова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Вел-би, изд-во Проспект, 2006.

15. Иванов С. А., Лившиц Р. З. Личность в советском трудовом праве. М., 1982.

16. Анишина В. И., Попонов Ю. Г. Свобода труда или право на труд? // Журнал российского права. 2007. №4.

17. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. 1995. 05 апреля.

18. Международный пакт от 16.12.1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.

19. Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся (принята в г. Страсбурге 09.12.1989 г. главами государств и правительств стран - членов Европейского сообщества) // Основные права человека в сфере труда и их защита. Библиотечка «Российской газеты». Вып. 22-23. М., 1999. С. 56-59.

20. Международный Пакт от 16.12.1966 г. «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.

21. Конвенция №29 МОТ «Относительно принудительного или обязательного труда» (принята в г. Женеве 28.06.1930 г. на 14-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Ведомости ВС СССР. 1956. №13. Ст. 279.

22. Конвенция №105 МОТ «Об упразднении принудительного труда» [рус., англ.] (принята в г. Женеве 25.06.1957 г. на 40-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Бюллетень международных договоров. 2002. №2. С. 6-8.

23. Конвенция относительно рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 г., с изменениями, внесенными Протоколом от 7 декабря 1953 г. (заключена в г. Женеве 25.09.1926 г.) // Действующее международное право. Т.3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 5-8.

24. Беате Андрес. Принудительный труд и торговля людьми: руководство для инспекторов труда. М.: МОТ, 2009. VIII.

25. Рекомендация №35 МОТ «О косвенном принуждении к труду» (принята в г. Женеве 28.06.1930 г. на 14-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т.1. С. 209-210.

26. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) (с изм. от 13.05.2004 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. №3.

27. Куницына О. Допустимые случаи принуждения к труду в международно-правовых актах о правах человека // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2011. №6.

28. Информация о Постановлении ЕСПЧ от 20.06.2006 г. по делу «Зарб Адами (Zarb Adami) против Мальты» (жалоба №17902/02) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2007. №1.

29. Eur. Court H. R. Karlheinz Schmidt v. Germany, Judgment of 18 July 1994. Series A. No. 291-B.

30. Целевая программа борьбы с принудительным трудом /

Режим доступа:

http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/ publ/labor.pdf.

31. Борьба с торговлей людьми: действия МОТ. 2008. / Международное бюро труда, Субрегиональное бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Москва: МОТ, 2009.

32. Торговля людьми и эксплуатация принудительного труда. Руководство для законодательных и правоохранительных органов. Женева, Международное бюро труда, 2006.

Поступила в редакцию 19.06.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.