УДК 130.2
СВОБОДА КАК ЦЕННОСТНОЕ ОСНОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ Л. С. Перевозчикова
В статье субъектность рассматривается в гуманистической парадигме и осмысливается как интегральное качество личности. Обосновывается положение, что ценностным основанием субъектности личности является свобода. Обсуждаются субъектные качества личности и формирование субъектности
Ключевые слова: личность, субъектность, свобода, самодетерминация, самоопределение
Современный мир изменяется быстрыми темпами. В обществе, переживающем бурные трансформации, существенно изменяются ценностные смыслы социальных идеальных форм, форм, которые существуют и движутся в мировой культуре в сферах объективных и субъективных составляющих бытия. На индивидуальном уровне, люди далеко не всегда могут понять, что несут им эти изменения. В результате этого образуются ситуации неопределенностей, которые в тенденции носят нарастающий характер. В ситуации неопределенностей перед индивидом, чаше всего, встает проблема выбора стратегии поведения: подчиниться ходу социальных процессов, «залечь на дно» и ждать куда «кривая» выведет, либо понять закономерности их развития и предпринять усилия по овладению ситуацией. На философском языке этот выбор связан с решением проблемы субъектности.
Цель статьи: рассмотреть, что в
гуманистической парадигме означает субъектность как интегральное качество личности, и обосновать положение, о том, что ценностным основанием субъектности личности является свобода.
Свобода как философская категория и
ценностная парадигма занимает в ряду ценностей особое место. Она во все времена выступала как важнейший центральный компонент любой политической и философской теории. Исследованию содержания и эволюции идеи свободы в ее «культурообразующей» и «культуроразрушающей» функциях посвящено достаточно много работ. Из большого многообразия современных концептуальных результатов, выявляющих философско-
антропологические и социально-философские аспекты свободы, отметим цикл исследований
Кармазиной Е.В., посвященный рассмотрению
свободы в субъект-объектной парадигме [1].
Исходным в рассмотрении субъектности
является понимание человека как субъекта деятельности и познания. В традиционном подходе, практически выводящем человека за рамки бытия
Перевозчикова Лариса Сергеевна - ВГАСУ, д-р филос. наук, профессор, тел. 8-910-749-84-87, e-mail: perevozch@vgasu. vm.ru.
вещей, осуществляется противопоставление человека как субъекта деятельности и познания материальному миру как объекту его воздействия и познания. В гуманистической традиции сформировалось иное понимание соотношения человека и бытия. В этой традиции обосновывается идея, что бытие с появлением человека переходит на качественно новый уровень. Иными словами, бытие не противостоит человеку как объект субъекту, а включает в себя человека как необходимый атрибут своего существования и развития [2].
Субъектность человека реализуется через его активность. По мнению Ю.И. Прохоренко, «субъектность в онтологическом срезе можно определить как способность (готовность) давать адекватный ответ на внешние воздействия и внутренние процессы, угрожающие бытию субъекта» [3]. В гуманистическом мировоззрении самореализация субъекта происходит в первую очередь посредством деятельности. Фихте первым обозначил характеристику субъекта - определение себя через деятельность объективации, создание не - Я, создание объекта внешне противостоящего субъекту, и, тем не менее, являющегося возможностью самоутверждения этого субъекта. Субъектность при таком подходе предстает как атрибут самого бытия, поскольку она проявляется через созидание своих онтологических структур. Эта идея Фихте позже была развита и конкретизирована Г егелем в его учении об Абсолютном субъекте. По Гегелю, Абсолютный субъект существует лишь постольку, поскольку самоопределяется в процессе саморазвития, на основе созидания предметного мира человеческой культуры через различные формы деятельности. Именно деятельность выступает непременным условием саморефлексии Абсолютного субъекта и, тем самым, его становления.
В философии К. Маркса субъектность связывается с общественно-историческим опытом человека и практикой. По мнению К. Маркса, практику следует понимать как тождество изменения обстоятельств и деятельности человека, или самоизменение [4]. Маркс считал, что «самоизменение» возможно лишь через «изменение обстоятельств» на основе предметной
деятельности. Таким образом, с позиций К. Маркса, предметная деятельность определяет особенность человеческого отношения к миру как субъектное отношение. Деятельное отношение человека к миру предполагает, что человек сам ставит задачи, то есть предстает целеполагающим субъектом.
Именно благодаря целеполаганию у человека есть возможность выходить за границы наличного бытия, пределы заданности его бытия объективной необходимостью. Следовательно, субъектная
природа человека, по Марксу, выражается в его способности не только владеть миром предметов и идей, но и производить их, создавать новые, и тем самым преобразовывать окружающий мир и вместе с ним себя самого. Опираясь на вышеизложенное, категория субъектности приобретает следующее значение: субъектность - это характеристика, определяющая способность человека производить изменения в объективном и субъективном мирах, а также в общественных отношениях.
Ценностным основанием субъектности человека является свобода. В деятельностной парадигме реализация свободы человека связывается с направленностью личности. Направленностью личности, по мнению А. А. Радугина, - это совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуации, ориентирующих избирательную активность личности. В
гуманистически-ориентированной педагогике
направленность личности связывается с
саморазвитием, самоопределением,
самосовершенствованием, конструктивным
самоутверждением человека [5]. В неомарксистской философии Э. Фромма важнейшей характеристикой субъектности является свобода выбора цели, средств и способов ее осуществления, отрабатываемых в ходе развития культуры. Фромм считал, что свобода выбора дает деятельности человека ценностное измерение. Свободный выбор заставляет индивидуума осознавать ценность того или другого объекта деятельности и, таким образом, выстраивается специальное ценностное отношение к этому объекту.
Субъектность как форма социальной активности человека существует на индивидуальном и надындивидуальном уровнях. При анализе ценностных оснований субъектности наибольший интерес представляет индивидуальный уровень субъектности, субъектность личности. Психологические аспекты субъектности личности в отечественной практике с наибольшей полнотой представлены в работах К. А. Абульхановой-Славской. В ее работах показано, что личность как субъект решает следующие задачи: осмысление происходящего; прогнозирование возможного будущего; соотнесение целей и задач; принятие решений; согласование своих действий с действиями других людей; управление своей активностью с учетом определенной ситуации, мобилизация или демобилизация своих сил в необходимое время.
По К. А. Абульхановой-Славской, личность как субъект «моделирует деятельность, общение и поведение: именно будучи субъектом, личность устанавливает соотношение между желаемым и необходимым, необходимым и достаточным. Задача личности как субъекта - определение меры своей активности, уровня сложности, степени напряженности, ценности совершаемых поступков» [6]. Важность для теоретического понимания природы субъектного бытия человека и для практического использования этих навыков определена тем, что, одним из главных свойств субъекта и его активности выступает способность обладания целостными приемами деятельности, всем комплексом ее правил, объективных и субъективных путей ее осуществления, что и дает право признать за личностью статус субъекта. Важной психологической особенностью личности, характеризующей его субъектность, с точки зрения К. А. Абульхановой-Славской, является
инициативность. Инициатива - это и мотив, «желание выразить себя», это и «способность заявить о себе», «представить свою инициативу в социально-психологическом, межличностном
пространстве» [6]. Это еще и «поиск средств и условий», т.е. операционная, исполнительная сторона активности [6]. Инициатива может существовать как в виде инициирования других, побуждения их к активности, направляя субъект на достижение цели, так и в стремлении человека к реализации своих начинаний. По К. А. Абульхановой-Славской, необходимо различать понятия инициатива и инициативность. Инициатива может проявляться как ситуационное поведение. В то время как инициативность - это постоянная характеристика личности [6].
Субъектность, в первую очередь, проявляется через самодетерминацию человеком своего бытия. Человек, в этом качестве, выступает в качестве самодетерминирующего начала, самодействующей причины (causa sui), организующей и регулирующей свою активность для разрешения появляющихся в ходе жизнедеятельности задач. Самодерминация в жизнедеятельности личности проявляется, через ее свободное самоопределение. Самоопределение можно охарактеризовать как всеобщую форму реализации продуктивно-творческих сил личности через деятельность воображения, воли, мышления, веры и т. д. Самоопределение является процессом и результатом сделанного личностью выбора своей позиции, целей и средств своего самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.
Самоопределение как процесс осуществляется в актах выявления и утверждения особенного взгляда на проблемные ситуации, когда перед человеком встает необходимость альтернативного выбора, и он должен принимать прагматические или экзистенциональные решения. Самоопределение как результат предусматривает выход человека на задачи, цели, линии и способы активности, присущие его индивидуальным особенностям, способность через
целеполагание самостоятельно реализовать свое природное, космическое и общественное предназначение. Самоопределение может
осуществляться в ситуационном, социальном, культурном и экзистенциальном смысловых пространствах.
Самоопределение личности является
необходимой предпосылкой её
самосовершенствования. Выбирая ведущую
жизненную позицию, анализируя свои реальные успехи и поражения, у человека появляется
возможность через собственную деятельность и общение с другими людьми
самосовершенствоваться. Эта способность -необходимая предпосылка творческого освоения мира человеком. С.З. Гончаров справедливо отмечает, «самодетерминация, самоопределение развиваются при определенных условиях в конкретное основание субъектности - в способность к нормотворчеству, законодательству. Законодательность здесь понимается не юридически, а философски - как умение субъекта порождать новое правило, норму, принцип действия и утверждать это новое как положительную ценность в культуре. Способность к нормотворчеству - это культурный феномен. Она возникает тогда, когда субъект признает себя (ибо другие признают его таковым) равноправным представителем коллектива, той или иной социальной общности, возвышается до общественного самопознания, и сам дает себе мандат на творчество, полномочие на суверенное конституирование той или иной нормы, того или иного варианта действия, будь то область науки, искусства, политики и др.»[7].
Готовность человека к самодеятельности и самосовершенствованию, к самодетерминации своего бытия, к порождению и воспроизведению себя, образуют единый цикл и выражают его стремление стать субъектом собственной активности. А за этим стремлением стоит желание владеть одной из самых значимых для каждого человека ценностей - собственной жизнью, обладать которой возможно лишь предопределяя ее движение, выступая в роли первопричины своей активности.
Важнейшей характеристикой субъектности является нацеленность субъекта на самоутверждение. По нашему мнению, нацеленность на самоутверждение не носит абстрактный характер, индивид не просто стремится самоутвердится. Самоутверждение всегда конкретно. Человек утверждается в конкретных сферах жизнедеятельности. Решающим фактором для самоутверждения является выбранная им иерархия ценностей, от которой зависит содержательное наполнение, энергетические или силовые аспекты актов самоутверждения. В соответствии с той или иной личностной аксиологической иерархией выбираются алгоритмы самоутверждения, которые могут проявиться в деструктивной и конструктивной
форме. Деструктивная - определяется ценностями интолерантности, базовым алгоритмом здесь
выступает отрицание другого Я или установка на подавление других. Конструктивное
самоутверждение проявляется в созидательной
продуктивной деятельности. В этой форме самоутверждения доминируют позитивные ценности и в первую очередь ценностная установка на толерантность.
«Конструктивное самоутверждение связано с созидательной деятельностью человека. В нем преобладают позитивные ценностные установки, в том числе, ценность толерантности. Конструктивное самоутверждение — это борьба с собой, самоопределение и одновременно достижения новой идентичности, осуществляется без отрицания других Я или эксплуатации слабой личности. На основе конструктивного самоутверждения формируется
активная, толерантная, самодостаточная личность» [8].
Таким образом, субъектность выступает в качестве интегрального качества личности. Ценностным основанием субъектности личности является свобода. Формирование субъектности, ценностным основанием которой является свобода, означает поднятие духовного мира личности на качественно новый уровень социальной зрелости. Субъектные свойства личности дают право самостоятельно выбирать и принимать решения, выражать волю к осуществлению, принимать на себя ответственность за свой выбор, а свои действия и последствия своих действий для себя и окружающих, и является особо значимым сегодня в условиях эпохи постмодерна, когда человек оказывается в ситуации определения личностного смысла, недетерминированной никакими идеологическими установками и механизмами воспитания.
Литература
1. Кармазина Е. В. Философия свободы и проблема идентичности: Монография / Е. В. Кармазина; отв. ред. А. Ж. Жафяров. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. -236 с.; Кармазина Е. В. Свобода и система: монография / Е. В. Кармазина; СО РАН, Институт философии и права; НОУ ВПО Центросоюза РФ СибУПК. - Новосибирск, 2012. - 240 с.
2. Печерская С. А. Теоретико-методологические основы готовности студентов к использованию информационных технологий. Научно-образовательный центр Российской академии образования в г. Сочи -Сочи, 2007.- 393 с.
3. Прохоренко Ю. И. Субъектность в структурах социальной реальности: Дис. ...д-ра филос.наук. -Екатеринбург, 2003. - С.25.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-ое издание. Т.3. Тезисы о Фейербахе. - М.: Госполитиздат, 1955. -С.58.
5. Радугин А. А. Социокультурный вектор
модернизации российского высшего образования: ценностные основы и методология реализации// Научные ведомости Белгородского государственного
университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. Т. 14. № 6. С. 55.
6. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К.А. Абульханова-Славская// Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - С. 117-120.
7. Гончаров С.З. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение/ С.З. Гончаров// Образование и наука. - 2004. - №2. - С.8.
8. Перевозчикова Л.С. Гуманизм как ценностное основание модернизации высшего образования в современной России. Воронеж: Издательско-
полиграфический центр Воронежского государственного университета. 2007. С 213 -214.
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
FREEDOM AS VALUABLE BASE OF PERSONAL SUBJECTIVITY
L.S. Perevozchikova
In the article subjectivity is considered in humanistic paradigm and comprehended as integral quality of a person. The thesis is substantiated that freedom is a valuable base of personal subjectivity. The subjectivity qualities of a person and formation of subjectivity are discussed
Key words: personality, subjectivity, freedom, self-determination