Научная статья на тему 'Свобода информации в глобальном мире и этос сообщества программистов'

Свобода информации в глобальном мире и этос сообщества программистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
355
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТОС ПРОГРАММИСТОВ / СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ / СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОТКРЫТЫЙ ИСХОДНЫЙ КОД / СООБЩЕСТВО UNIX / СООБЩЕСТВО UBUNTU / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / КОДЕКС ПРОГРАММИСТОВ / Э. СНОУДЕН / PROGRAMMERS' CODE / E. SNOWDEN / A. SWARTZ / А. ШВАРЦ / GLOBAL COMMUNICATION / PROFESSIONAL CULTURE / PROGRAMMERS ETHOS / FREEDOM OF INFORMATION / FREE SOFTWARE / OPEN SOURCE / UNIX COMMUNITY / UBUNTU COMMUNITY / INTERNET COMMUNITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михайлина Светлана Анатольевна

Рассматривается становление профессионального этоса сообщества программистов и самосознания его членов на примерах движений за свободное программное обеспечение, открытый исходный код, борьбы А. Шварца и Э. Сноудена за свободу информации. Прослеживается связь между глобализацией и развитием унифицированных инструментов коммуникации, прежде всего программным обеспечением и формами его совершенствования и распространения. Выявляются противоречия между ценностями программистского этоса и партикулярными ценностями: защиты частных интересов и национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Михайлина Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Freedom of Information in Global World and Programming Community Ethos

The formation of programming community’s professional ethos and its members’ self-actualization is considered via examples of movements for free software and open source, and of A. Swartz and E. Snowden’s fight for freedom of information. The connection between globalization and development of uniform communication tools, first of all software and its updating and publication forms, is traced. The contradictions between programming ethos values and civilian ones such as private interests’ protection and national security are revealed.

Текст научной работы на тему «Свобода информации в глобальном мире и этос сообщества программистов»

УДК 16, 124.5, 172.12

Свобода информации в глобальном мире и этос сообщества программистов

С. А. Михайлина

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Рассматривается становление профессионального этоса сообщества программистов и самосознания его членов на примерах движений за свободное программное обеспечение, открытый исходный код, борьбы А. Шварца и Э. Сноудена за свободу информации. Прослеживается связь между глобализацией и развитием унифицированных инструментов коммуникации, прежде всего программным обеспечением и формами его совершенствования и распространения. Выявляются противоречия между ценностями программистского этоса и партикулярными ценностями: защиты частных интересов и национальной безопасности.

Ключевые слова: глобальная коммуникация; профессиональная культура; этос программистов; свобода информации; свободное программное обеспечение; открытый исходный код; сообщество Unix; сообщество Ubuntu; интернет-сообщество; кодекс программистов; Э. Сноуден, А. Шварц.

Глобальный мир сегодня определяется техногенно-информационным развитием общества: формируется новое, предельно информатизированное бытие в рамках электронно-техногенной среды обитания и способов коммуникации человека. Информационно-коммуникативные технологии можно отнести к новым производительным силам, универсально раздвигающим горизонт сознания и поведения людей, тогда как этнические, политические, конфессиональные, экономические и стратификационные различия ограничивают его в силу устойчивости традиционных линий размежевания.

Инвариантом глобального мира являются унифицированные инструменты работы с информацией (программное обеспечение), необходимость которых коррелирует с ценностью «Доступность информации и равенство возможностей участников глобальной коммуникации». Процессы информатизации в условиях глобальных вызовов человечеству нуждаются в гуманизирующей регламентации, унификации взаимодействия в рамках профессиональных сообществ1 (включая неформальные). В соответствии с этим формируется и институализируется этос сообщества разработчиков и активных пользователей программного обеспечения. Данные инварианты глобальной культуры характеризуются неоднозначными, противоречивыми связями, взаимозависимостями инструментальных и универсальных ценностей.

Показателен опыт становления и развития профессионального этоса сообщества2, которому принадлежит одна из ключевых ролей в процессах сетевой организации глобализирующегося мира: сообщества программистов (и офисных разработчиков, и фрилансеров), а также заинтересованных пользователей, объединенных движением за свободное программное обеспечение (free software). Эрик С. Реймонд, автор книги «Искусство программирования для Unix», утверждает, что культура

1 Сообщество (англ. community) — группа людей, характеризующаяся особенной функцией, отличной от главной задачи других объединений, а также совпадением интересов ее членов и разделяемыми нормами. Важным для его участников является чувство общности, коллективный дух.

2 Этос сообщества определяется системой ценностей, идеалов, коммуникативных и поведенческих норм, благоприятных для взаимодействия его членов.

© Михайлина С. А.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

167

Личность. Общество. Государство

операционной системы Unix (созданной в 1969 г.) и Интернета в XXI в. представляют собой единое целое [1, с. 30]. Талантливые программисты 1960—1980-х гг., упорно отрицавшие конформизм (спустя годы их будут называть geeks — помешанные), читавшие Р. Хайнлайна и Дж. Р. Р. Толкина, хулиганы, хакеры, шутники, почитатели Дзен3 и любители игр, — все они воспринимали компьютеры как устройства, создающие сообщества. Однако подлинная культура сообщества хакеров сформировалась в своей функциональной и ценностной определенности с возникновением упомянутого движения за свободное программное обеспечение. Ричард М. Столлмен основал в 1983 г. проект GNU, целью которого было создание полностью свободной операционной системы. Он опубликовал манифест, где поставил задачу «...объединить рассеянное после 1980 года сообщество хакеров для достижения единой революционной цели. В его призывах явно прослеживались идеи Карла Маркса мобилизовать промышленный пролетариат против отчуждения результатов своего труда» [1, с. 70—71]. По сути выдвигалось требование упразднить права интеллектуальной собственности на программное обеспечение. Преследуя эту цель, Столлмен популяризировал понятие «свободное программное обеспечение», которое было первой попыткой осмыслить продукт хакерской культуры в целом. Он определил его как программы, соответствующие четырем характеристикам, названным в шутку «свободы от 0 до 3»:

«— Свобода использовать программу в любых целях (свобода 0).

— Свобода изучать работу программы и адаптировать ее к собственным нуждам (свобода 1). Доступ к исходным кодам — необходимое для этого условие.

— Свобода распространять копии (свобода 2).

— Свобода улучшать программу и публиковать улучшения, принося тем самым пользу сообществу (свобода 3)» [3, с. 3].

Движение free software и его центральная фигура, герой хакерской культуры Р. Столлмен, стали ярким проявлением самосознания программистов, в значительной мере сформировали их этос. Можно сказать, что Столлмен взялся за внедрение в сознание пока еще смутно осознающего себя сообщества ценности «С» («Communism — коммунитаризм, коллективизм»), а также универсализма из сводов этоса науки.

В 1990-х гг. формируется концепт прагматического обоснования free software. Линус Торвальдс, создатель системы Linux, считал, что в целом свободное программное обеспечение лучше частного, однако сам нередко использовал последнее. Изменение в оценке free software от идеологической позиции к прагматической происходило на следующем основании: для большинства хакеров и почти всех иных программистов «девиз “создавайте свободные программы, поскольку они работают лучше” стал более привлекательным, чем девиз “создавайте свободные программы, потому что все программы должны быть свободными”» [1, с. 74]. С ростом доступных интернет-ресурсов для членов программистского сообщества становится очевидным следующий непреднамеренный эффект движения за бесплатные программные продукты: в силу того, что бесплатное программное обеспечение имело открытую структуру, любой человек мог вносить в него свою лепту, обнаруживая ошибки и исправляя их на основе известного кода. «Поскольку программное обеспечение проходило через большое количество программистов, бесплатные программы были более высокого качества, лучше работали и обладали большим набором возможностей по сравнению с программами, защищенными авторским правом» [1, с. 35]. Создатели и участники системы Unix поддерживали те формы программирования, в которых важен фактор интереса, занимательности для разработчиков, провозглашая, что проектирование и реализация программного обеспечения должны быть

3 Существует некоторое сходство в опыте передачи учения дзен-буддизма и навыков программирования (Н. И. Конрад приводит следующее дзенское сравнение: «Выразить истину словами не легче, чем поймать рыбу узкогорлой тыквой» [2, с. 119—120]).

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

168

Михайлина С. А.

радостным искусством, подобным интеллектуальной игре. Важнейшее положение, выдвинутое в качестве базового для формирующейся культуры, — свобода творчества всех членов сообщества. Утверждалось, что условия, в которых разработка программ становится тягостной необходимостью и отсутствуют свободные игровые формы труда и мышления, приводят впоследствии к скрытым потерям времени и средств.

Профессиональные стандарты культуры программистов Unix сводятся к следующим правилам:

— модульности: следует писать простые части, связанные ясными интерфейсами;

— ясности: ясность лучше, чем мастерство (виртуозность);

— композиции: следует разрабатывать программы, которые будут взаимодействовать с другими;

— разделения: следует отделять политику от механизма и интерфейсы от основных модулей;

— простоты: нужно проектировать простые программы и «добавлять сложность» только там, где необходимо;

— прозрачности: для упрощения проверки и отладки программы ее конструкция должна быть обозримой;

— тишины: если программа не может «сказать» что-либо неожиданное, ей вообще не следует «говорить»;

— экономии: время программиста стоит дорого, поэтому его сберечь важнее, чем машинное;

— разнообразия: не следует доверять утверждениям о «единственно верном пути» (в Unix допускается использование множества языков, открытых расширяемых систем и необходимой доработки);

— расширяемости: проектируйте с учетом изменений в будущем, поскольку оно наступит быстрее, чем кажется.

Эти установления можно охарактеризовать как когнитивные, логические стандарты и коммуникативные принципы профессиональной деятельности. Вместе с тем в них прослеживается связь с универсальными законами творчества (как научного, так и художественного), например, законы гармонии, известные еще древним философам: принципы меры и порядка в античной эстетике; органической целостности частей композиции (Аристотель) и т. п.

С 1998 г. в идеологии сообщества системы Unix лидирует движение открытого исходного кода (open source). Его активисты поддерживали идею: не стоит пассивно мириться с монополией Microsoft, нужно фактически осваивать ее рыночные секреты. Сам термин «открытый исходный код» был предусмотрен для замены понятия «свободное программное обеспечение» Столлмена. С некоторых пор движение free software настаивает на своей обособленности от проекта открытого исходного кода, создавая значительный идейный и ценностный раскол в культуре сообщества программистов. Сформулированы и получили распространение правила разработки открытого исходного кода:

«1. Пусть код будет открытым. Никаких секретов. Сделайте код и процесс его создания достоянием общественности. Поощряйте экспертную оценку третьей стороны...

2. Выпускайте первую версию быстро, выпускайте последующие версии часто.

<...>

3. Поощряйте сотрудничество похвалой. Если нет возможности материально вознаградить вносящих свой вклад разработчиков, поощряйте их морально. Даже если возможно наградить человека материально, помните, что люди часто для собственной репутации работают интенсивнее, чем работали бы за деньги» [1, с. 472].

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

169

__________________________Личность. Общество. Государство_____________________

Сформировавшаяся культура сообщества системы Unix опирается на общественное признание своих достижений и гордость за прошлые свершения: «Мы создали сегодняшние Internet и Web. Мы создали крупнейшие, наиболее сложные и самые надежные программные системы из когда-либо существовавших. Мы пережили монополию IBM и выступили против монополии Microsoft. <...> Мы передали нашу культуру через поколения. <.> Сегодня мы являемся служителями культа; мы люди, которые поддерживают сети и “большое железо”» [1, с. 512]. Вместе с тем лидеры Unix понимают, что для дальнейшего развития необходимо выявлять ошибки, противоречия и косность некоторых идейных установок. Например, они признали, что традиционным для системы Unix было пренебрежение компьютерами низкого класса и «нетехничными» конечными пользователями. Это дало конкурентное преимущество компании Microsoft, которая стала внедрять низкокачественные или упрощенные стандарты программного обеспечения. Сегодня подчеркивается, что подобные традиции необходимо постоянно преодолевать, прежде всего работая над искоренением некоторого высокомерия по отношению к «нетехничным» пользователям4. В данной ситуации многие деятели сообщества усматривали параллели с идеями Дзен об освобождении и «разуме начинающего», а также задачей подключения к борьбе «за мощности и деньги».

В 2004 г. на основе Linux был запущен новый проект по разработке и распространению программного обеспечения, названный Ubuntu. Его основатель Марк Шаттлворт дополнил систему целей Unix (помимо free software и open source) следующими положениями: необходимо дать возможность пользователю выбрать язык для работы с компьютером, так как не все владеют английским, и сделать операционную систему доступной для людей с ограниченными возможностями (нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и т. п.). Все разработчики Ubuntu поддерживают четыре ключевых принципа:

1) наше программное обеспечение не будет защищаться платной лицензией; мы будем распространять наши продукты, модифицировать их и затем делать эти модификации доступными;

2) данное программное обеспечение будет доступно в своей самой последней версии, включая постоянные обновления на предмет безопасности, и не станет урезанным вариантом программы, предназначенным для рекламы полного, платного;

3) эта бесплатная платформа будет обеспечена всеобъемлющей и качественной (платной) технической поддержкой от компаний как местного, так и мирового масштаба;

4) данный продукт может быть переведен на максимальное количество языков и доступен для наибольшего количества пользователей вне зависимости от их физических возможностей [4, с. 18].

Истоки и обоснование культуры (языка, идеалов, символов, авторитетов и легенд) сообщества Ubuntu, а также творческие методы ее внедрения и развития представляют особый интерес для исследователей. Понятие ubuntu заимствовано из нескольких языков Южной Африки, уроженцем которой является М. Шаттлворт, и переводится приблизительно как «гуманность по отношению к другим», и (или) «Я существую как часть целого», или «вера в связь между людьми, объединяющую все человечество». Борец за права человека в Южной Африке архиепископ Десмонд Туту трактует слово ubuntu следующим образом: «Человек, обладающий “убунту”, открыт для общения, принимает других людей, его не пугает, что другие талантливы и достойны, так как он уверен в себе. Эта уверенность рождается на знании того, что

4 Такие проекты, как, например, GNOME и KDE, предназначены, по утверждению Реймонда, для

того, чтобы придать Unix симпатичное лицо._________________________________

170 Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

Михайлина С. А.

ты являешься частью великого целого и что от тебя убудет, если другие будут унижены, подавлены и оскорблены» [5, с. 7]. Шаттлворт выбрал это название, поскольку, по его словам, проект акцентирует индивидуальность в рамках взаимоотношений с другими людьми, при этом предполагая наличие сплоченного сообщества. Подобные формулировки воспроизводят идеал социальной группы по Эриху Фромму, способной «удовлетворять две потребности человека: быть тесно связанным и в то же время свободным, быть частью целого и быть независимым» [6, с. 270]. Системообразующая идея построения этоса, выдвинутая Шаттлвортом, соответствует принципам функционально эффективного сообщества, его целям и способам их достижения, а также ценности солидарной ответственности. «В работе мы стараемся обращать внимание на разногласия, но в то же время не позволяем различным точкам зрения разделять нашу команду на сторонников и противников. Наши правила поведения могут не быть образцовыми, но они заставляют каждого из нас помнить значение слова “Ubuntu” — т. е. все мы приносим максимальную пользу, если поддерживаем хорошие отношения друг с другом. Нахождение общего языка и сохранение дружеских отношений между членами одной команды для нас как для сообщества важнее, чем отдельная техническая деталь или выбор конкретного словосочетания, с помощью которого нужно перевести команду File на испанский» [4, с. 20], — утверждает Шаттлворт. Проект базируется на убеждении, что мощное программное обеспечение создается, поддерживается и обслуживается исключительно в тесной связи с людьми, которые пользуются этими программными продуктами, поэтому добровольная поддержка активных и заинтересованных в достижении общих целей членов сообщества, компетентных пользователей, помогает Ubuntu достигать большего, чем привлечение только наемных разработчиков.

Существенную сторону декларируемой профессиональной культуры составляют правила коммуникативного взаимодействия. В рамках проекта Ubuntu с его участниками и пользователями налажена активная обратная связь в форме предложения идей, описания своей точки зрения посредством как удаленной работы (freelance), так и диалога, непосредственного участия в обсуждениях и мозговых штурмах на конференциях, на вики5 Ubuntu. Прозрачны и доступны формы и способы поощрения участников движения. Они могут быть разными, но одна из самых значимых — официальное членство в проекте и признание права голоса в его «Советах»: Техническом, отвечающем за технические вопросы, и Совете Сообщества, который принимает в Ubuntu новых членов и разрешает конфликты. Таким образом реализуется классическая форма мотивации сотрудников: участие в процессах принятия решения.

Если философия — декларируемая система ценностей — сообщества отвечает на вопрос «почему», то поведенческий кодекс дает ответ на вопрос «как». Он регламентирует взаимодействие членов сообщества Ubuntu на любом форуме, веб-сайте, IRC -канале, на инсталфестах, публичных собраниях и устанавливает коммуникативные нормы для вики-статей, рассылки и личной переписки. Наиболее важные правила кодекса Ubuntu:

— будь внимательным к другим;

— уважай окружающих;

— объединяй усилия с другими;

— если не согласен, спроси у кого-нибудь еще (призови арбитра);

— если не уверен в чем-либо, попроси помощи;

— взвешивай решения;

— покидай коллектив ответственно: вовремя сообщи об уходе из проекта и убедись, что другие смогут взять на себя твою работу.

5 Вики (wiki) — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью предоставляемых им самим инструментов.____________________

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014 171

__________________________Личность. Общество. Государство______________________

Кодекс Ubuntu не перегружен этической лексикой, а значит не вызывает подозрений в морализаторстве. Он не содержит запретов, формулирует простые правила вежливости и доброжелательности, апеллирует к здравому смыслу и ответственности автономного разума. Требования взаимного уважения и внимательности отсылают к богатейшему культурному наследию традиций, форм вежливости и общегражданского этикета, но не сковывают мелочной регламентацией (конкретными нормами). Одна из важнейших функций кодекса — регулирование конфликтов, вывод споров на уровень продуктивности: «Часто, когда члены сообщества чувствуют, что поведение одного из них выходит за рамки, предписанные кодексом норм, они вежливо, часто без публичного оглашения, напоминают члену сообщества, что он должен подчиниться кодексу. В большинстве случаев этого бывает достаточно, чтобы не дать конфликту развиваться дальше. Было очень немного случаев, когда нарушение кодекса выносилось на обсуждение Советом Сообщества» [4, с. 48].

Там, где при формировании культуры сообщества определяющей опорой является «жизненный мир», человеческое измерение, а не исключительно индивидуалистическая прагматика, отношения формализуются минимально; поведенческий кодекс лаконичен, тяготеет к простым универсальным поведенческим нормам и при этом когнитивно функционален. Коммуникативные принципы и нормы данного гибридного (реально-виртуального) сообщества служат таким «соглашением» между его членами, предполагающим свободное подключение к нему всех других заинтересованных участников, позволяя ему стать «принципиально безграничным» (по выражению К.-О. Апеля).

Члены Ubuntu-сообщества воспроизводят, охотно воспринимают и искренне поддерживают его идеологию (философию) в немалой степени благодаря авторитету и харизме «отца-основателя» проекта, чья яркая личность и удивительная судьба без усилий имиджмейкеров и организации рекламных мероприятий сложились в легенду для всех его последователей. Марк Шаттлворт родился в 1973 г. в городе Велком (Южная Африка) и получил ученую степень в области бизнеса и информационных систем в Кейптаунском университете. Во время обучения он горячо увлекся компьютерами и вступил в сообщества free software и оpen source. Осознав возможности Интернета уже на ранних стадиях его развития, Шаттлворт основал у себя в гараже центр сертификации и интернет-безопасности под названием Thawte. В декабре 1999 г. он продал Thawte компании Verisign за несколько сотен миллионов долларов, после чего решил осуществить мечту своей жизни — полететь в космос. Заплатив около 20 млн долл., он прошел подготовку в Звездном городке и полетел в качестве пассажира на борту корабля «Союз ТМ-34» на Международную космическую станцию, где участвовал в экспериментах, посвященных исследованию СПИДа и генома человека. В 2001 г. основал общественную организацию «Фонд Шаттлворта» (TSF), призванную, с опорой на идею социальной ответственности, спонсировать и продвигать новации в сфере образования и развития предпринимательства в Южной Африке [4, с. 36—37].

Харизматичные и социально ответственные лидеры профессиональных сообществ, способные выдвигать идеи, поддерживающие баланс между универсальными и партикулярными ценностями, формируют комплекс общечеловеческих и национальных идеалов, принимаемый большинством и по сути являющийся неконфронтационным. Вместе с тем программистское сообщество потрясают трагедии, вызванные противоречием между сформированным профессиональнофункциональным габитусом, генерирующим мировоззренческую установку

6 Габитус (лат. habitus) — состояние, настроение, характер. Опыт взаимодействия в сообществе, благодаря которому коммуникативные навыки индивидов точно согласованы с функционированием социальных институтов. По определению П. Бурдьё, габитус — это «чувство игры», которое позволяет человеку находить верный ход в социальной игре и без лишних размышлений ориентироваться в различных (не повторяющихся в точности) коммуникативных ситуациях (см.: [7, с. 3391). 172 Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

Михайлина С. А.

на свободу информации, и партикулярными принципами (политического и правового характера) — например, защиты собственности и частных интересов. Примером может служить история культового героя Интернета — гениального хакера, интернет-активиста и борца за свободу информации Аарона Хиллела Шварца (Aaron Hillel Swartz, 1986 — 2013, США). Он «искренне верил, что мир станет лучше, если информация будет открытой, ведь тогда не будет препятствий для получения знаний. Там, где многие видели правила, он видел код, который нужно отладить... видел бесконечные возможности для улучшений» любой программы или сайта, с которыми работал. Журналист Стивен Леви, специализирующийся на биографиях хакеров, в шутку писал, «что эти люди не владеют личными автомобилями, потому что не могут контролировать постоянное желание вскрыть светофор и перепрограммировать избыточную структуру» [8]. Жизнь А. Шварца оборвалась рано, но список его профессиональных заслуг и достижений правозащитника велик: соавтор спецификации RSS 1.0 и Creative Commons, соонователь Reddit; основатель и бывший исполнительный директор некоммерческой организации Demand Progress, требующей модернизировать законодательство в соответствии с развитием информационных технологий; победитель в борьбе против законопроекта SOPA, под видом защиты от пиратства по сути вводившего интернет-цензуру в США и др. Он считал помещение бесплатных научных статей за платный межсетевой экран неправильным и скачал материалы из базы данных архива академических журналов и научных работ JSTOR с целью выложить их в открытый доступ. За взлом компьютерной системы и нелегальное скачивание более 4 млн документов из этой базы против него было возбуждено уголовное дело. Несмотря на отказ JSTOR от претензий к Шварцу, прокуратура приняла решение продолжить дело. В сентябре 2012 г. против хакера выдвинули обвинение, по которому ему грозило более 30 лет тюремного заключения и штраф в 1 млн долларов. Не выдержав психологического давления со стороны системы правосудия, Аарон Шварц ушел из жизни (см.: [8; 9]).

Еще одним своеобразным проявлением борьбы за свободу информации стала история протеста Эдварда Сноудена, молодого IT-специалиста и бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности США. То, что всемирная сеть, для многих синоним свободы коммуникаций, становится по воле этой организации инструментом тотальной слежки (к тому же посредством распространения популярной игры), возмутило его и толкнуло на попытку разоблачения АНБ [10]. В частности, он распространил информацию о том, что американские спецслужбы прослушивали телефонные переговоры первых лиц государств. Сноуден и аналитик военной разведки Брэдли Мэннинг, передавший секретную информацию для публикации на сайте WikiLeaks, — «изменники», однако особого рода: они бросили вызов своим правительствам, но не ради служения другим государствам. «Они в какой-то мере — граждане мирового интернет-отечества, выбравшие виртуальную, а не реальную родину» [10]. Член Королевской академии наук Швеции профессор С. Сваллфорс в знак признания смелости и самоотверженности Сноудена выдвинул его кандидатом на получение Нобелевской премии мира в 2014 г. [11]. Контуры глобализирующейся культуры информационного общества вырисовываются в борьбе, в том числе в ситуации аксиологического конфликта, в первую очередь противоположности ценности свободы коммуникаций частным интересам и национальной безопасности.

Очевидно, что культура сообществ программистов Unix и Ubuntu соответствует принципам и нормам этоса науки, концепциям универсальной коммуникации и положениям проекта планарной этики ответственности К.-О. Апеля, инициированным вызовами глобализации (см.: [12]). Пример формирования и распространения

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014 173

__________________________Личность. Общество. Государство____________________

программистского этоса демонстрирует возможности профессиональных сообществ отвечать на глобальные вызовы и транслировать ценности культуры обновленными способами, на основе актуальных интересов и новых потребностей людей.

Литература

1. Реймонд Э. С. Искусство программирования для Unix: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2005. 544 с. («Программирование для профессионалов» от издательства Addison-Wesley).

2. Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии VII — XVI века. М.: Искусство, 1980. 144 с.

3. Ричард Мэттью Столлмен (Richard Matthew Stallman) // Лаборатория юного линуксоида [Электронный ресурс]. URL: http://younglinux.info/stand/stallman.pdf (дата обращения: 26.12.2014).

4. Ubuntu Linux: официальный учебный курс / Б. М. Хилл, Дж. Бейкон, К. Бургер и др. М.: Триумф, 2008. 384 с.

5. The Essential Desmond Tutu / Compiled by J. Allen. Bellville: Mayibuye Books, 1997. 80 p. (The Essential Series).

6. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с. (Б-ка этической мысли).

7. Гутнер Б. Г. Социальные практики и габитус научного сообщества // Этос науки (Коллективная монография: философия и социология науки) / РАН. Ин-т философии; Ин-т истории естествознания и техники; отв. ред. Л. П. Киященко, Е. З. Мирская. М.: Academia, 2008. С. 338—358.

8. Mirkov D. Документальный фильм о хакере Аароне Шварце (1986—2013) // Журнал Хакер: Взлом, безопасность, разработка, DevOps [Электронный ресурс]. 2014. 30 июня. URL: http://xakep. ru/2014/06/30/swarz-documentary/ (дата обращения: 27.11.2014).

9. ВеснинД. Икона эпохи: Как Аарон Шварц умер за свободу информации // Look At Me: Эфир, герои, журнал, советы, блоги [Электронный ресурс]. 2014. 17 января. URL: http://www.lookatme.ru/ mag/people/icon/199627-shwartz/ (дата обращения: 27.11.2014).

10. Саенко Л. Феномен Сноудена: взгляд из Америки // Мемориал [Электронный ресурс]. 2013. 4 июля. URL: http://www.memo.ru/d/169490.html (дата обращения: 18.11. 2014).

11. Эдвард Сноуден выдвинут на Нобелевскую премию мира // ТАСС: Политика [Электронный ресурс Информационного агентства России]. 2013. 15 июля. URL: http://itar-tass.com/politika/634464 (дата обращения: 26.12.2014).

12. Михайлина С. А. Глобализация и процессы кодификации научной коммуникации // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2014. № 1. С. 98—108.

Михайлина Светлана Анатольевна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии (ФиС) МИЭТ. E-mail: [email protected]

174

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.