Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2020. С. 17-25
УДК 2-534. Ремизов Алексей Сергеевич, Санкт-Петербургская Духовная Академия
свидетельство святых отцов неразделенной церкви
об Эпиклезисе
Аннотация: В данной статье рассмотрены мнения об Эпиклезисе тех святых отцов Церкви, которые жили и развивали богословскую мысль в период до условно принятой даты разделения Церкви на Восточную и Западную (1054 г.): мученика Иустина Философа, священно-мученика Иринея Лионского, святителя Афанасия Александрийского, святителя Кирилла Иерусалимского, святителя Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста, святителя Григория Нисского, преподобного Иоанна Дамаскина. Автор отмечает, что уже раннехристианские авторы свидетельствовали о том, что участие Святого Духа в Евхаристии проявляется в освящении и пресуществлении приносимых Даров. Преподобный Иоанн Дамаскин объединил мнения от начала развития богословской христианской мысли и до VIII века, что дало возможность утверждать следующее: все отцы согласно указывают прямо или косвенно на то, что Святой Дух непосредственно участвует в освящении приносимых даров и в претворении их в Тело и Кровь Христовы.
Ключевые слова: Эпиклезис; литургика; литургическое богословие; мученик Иустин Философ; священномученик Ириней Лионский; святитель Афанасий Александрийский; святитель Кирилл Иерусалимский; святитель Василий Великий; святитель Иоанн Златоуст; святитель Григорий Нисский; преподобный Иоанн Дамаскин.
Таинство Евхаристии было установлено на Тайной вечери Самим Господом нашим Иисусом Христом (Мф 26:17-30; Мк 14:12-26; Лк 22:7-39; Ин 6:51-56). Оно является центральным таинством Церкви, в котором по молитвам собравшейся вместе общины, хлеб и вино «прелагаются в истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа»1.
В свою очередь, центральным местом евхаристического богослужения является анафора, которая состоит из нескольких молитвословий, одно из которых - это молитва о призывании Святого Духа (лат. epiclesis; греч. ёпМпоц). По определению западного литургиста архимандрита Роберта Тафта (1932-2018 гг.), Эпиклезисом называется молитва о ниспослании Святого Духа, целью которой является освящение чего-либо2. Чаще всего данный термин используют для определения одной из частей в составе анафоры, в которой молящиеся просят Бога Отца о ниспослании Святого Духа для преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
1 Константин (Котляров), архиеп. Таинство Евхаристии: богословские аспекты // Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах», Москва, 13-16 ноября 2007. М., 2009. С. 11.
2 Тафт Р. Литургический лексикон. Омск: Амфора, 2013. С. 171.
Известный богослов XX столетия протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926—1992 гг.) в одной из своих статей отмечал, что «присутствие эпиклезы в евхаристическом каноне — нечто большее, чем просто литургическая деталь»1. Действительно, вопрос о призывании Святого Духа в составе Евхаристической молитвы издавна имеет характер богословской проблемы, потому что он ставился более или менее остро в зависимости от той или иной церковно-исторической эпохи.
После разделения Церкви на Восточную и Западную Эпиклеза, начиная с XIV столетия, стала контроверзой, которая еще в большей степени отделила Церкви друг от друга, направив развитие богословской мысли по этому вопросу в противоположные стороны. В таком случае наиболее важным представляется понимание Эпикле-зиса святыми отцами Церкви до ее разделения с попыткой найти не очередную конфронтацию между Востоком и Западом, но взаимное согласие и понимание.
У раннехристианских авторов отсутствуют трактаты и сочинения, специально посвященные вопросу о Евхаристии и, в частности, об Эпиклезисе. Многие из них лишь отчасти затрагивали этот вопрос: в основном это было связано с появившимся в Церкви лжеучением по рассматриваемой проблеме. В таких случаях Отцы изъясняли сакраментальную сущность Евхаристии, отстаивая действие Святого Духа при освящении и пресуществлении евхаристических Даров.
Самое раннее мнение, которое можно найти в святоотеческой мысли раннехристианской Церкви, принадлежит святому Иустину Философу (нач. II в. — 165 г.). Апологет II века пишет в «I Апологии» о том, что те молитвы, которые возносятся над хлебом и вином, имеют явный освятительный характер: «Потом к предстоятелю братий приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святаго хвалу и славу Отцу всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого»2. Эти молитвословия имеют тринитарный характер, так как Создатель всего прославляется «чрез Сына Его Иисуса Христа и чрез Духа Святаго»3. Таким образом, участие Святого Духа в Евхаристии проявляется, исходя из свидетельств раннехристианского автора, в освящении и пресуществлении приносимых Даров.
В том же II столетии более определенно об участии Святого Духа в Евхаристии говорит священномученик Ириней Лионский (сконч. ок. 202 г.). Описывая богохульные действия гностика Марка относительно иллюзорного совершения Евхаристии, священномученик в трактате «Против ересей» называет освятительную молитву современной ему анафоры Эпиклезисом: «Показывая вид, будто совершает евхаристию над чашами, наполненными вином, и слишком длинно растягивая слово призвания (kóyoq тл<; éniK^^oera^), производит то, что они кажутся багряными и красными...»4
1 Мейендорф И., протопр. Пасхальная тайна. М.: Эксмо, 2013. С. 753.
2 Иустин Философ, мч. Сочинения святаго Иустина Философа и Мученика. М.: Университетская типография, 1892. С. 97.
3 Там же. С. 98.
4 Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. С. 61; Irenaeus, Lugdunensis episcopus. Adversus baereses libri quinqué // Patrologiae Graecae. T. VII. Paris, 1857. Col. 580.
(Кн. I, гл. XIII:2). В еще нескольких местах он указывает на то, что приносимые дары освящаются посредством призывания Бога (Кн. IV, гл. XVII:5, гл. XVIII: 1—6; Кн. V, гл. II:3). Например, в IV книге святой выражает это следующим образом: «Как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения»1 (Кн. IV, гл. XVIII:5).
Отцы эпохи Вселенских Соборов с IV столетия об освятительном участии Святого Духа в таинстве Евхаристии стали говорить с большей ясностью и определенностью.
Святитель Афанасий Великий (ок. 295—373 гг.) писал о том, что до того, как над приносимыми дарами вознесут евхаристические молитвы, оно остается обычным хлебом и вином, но после молитв приношения становится Телом и Кровью Христа2. Святитель использует термины «великие молитвы» (в смысле продолжительности) и «святые моления», имея в виду анафоральные освятительные молитвы, а именно Эпиклезис, а не Установительные слова, так как последние достаточно сложно назвать продолжительными, и они не являются молитвой как таковой, а только повествовательным элементом.
Святитель Кирилл Иерусалимский (315—386 гг.) пишет об Эпиклезе как об освя-тительной молитве, которая является частью современной ему анафоры. Его свидетельство в отношении Эпиклезиса является locus classicus. Иерусалимский епископ подробно описывает Литургию IV века, которая практически не имеет отличий с чинопоследованиями святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста. Эпиклеза, в изложенной святителем Кириллом анафоре, обращена к Богу Отцу с прошением о ниспослании Святого Духа на предложенные Дары, «чтобы хлеб сотворить Телом Христовым, а вино — Кровью Христовой»3. Мотив такого прошения естественен и ясен, «потому что все то, чего касается Святой Дух, преображается и очищается»4. В другом месте святитель пишет, что «после призывания Святого Духа евхаристический хлеб не является уже обычным хлебом», а, соответственно, через освящение становится Телом Спасителя. Комментарий к возгласу «Святая святым» является еще одним местом, в котором святой указывает на деятельное участие Святого Духа в Евхаристии: он отмечает, что «предложенные Дары святы, ибо восприняли сошествие Святого Духа»5.
Автор одной из византийских анафор святитель Василий Великий (330—379 гг.) в трактате о Святом Духе, адресованном Иконийскому епископу Амфилохию (339— после 394 гг.), говорит об Эпиклезисе как о молитве, через которую Святой Дух дей-
1 Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. С. 371— 372.
2 Athanasius, Alexandrinus Archiepiscopus. Fragmenta et sermones || Patrologiae Graecae. T. XXVI. Paris, 1857. col. 1325.
3 Cyrillus Herosolymitanus. Catecheses mystagogicae quinque || Patrologiae Graecae. T. XXXIII.
Paris, 1857. Col. 1113, 1116.
4 Ibid. Col. 1089, 1092.
5 Ibid. Col. 1124.
ствует в Евхаристии, претворяя предложенные Дары в Тело и Кровь Христовы. В 27-й главе находится косвенное свидетельство о древнем происхождении Эпиклези-са: «Кто из святых оставил нам на письме слова призывания для претворения Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению таинства, приняв их из не изложенного в Писании учения»1. Указанное место из сочинения святителя можно считать классическим в отношении древнего свидетельства о происхождении молитвы призывания.
Еще один автор византийской анафоры святитель Иоанн Златоуст (ок. 347407 гг.) больше, чем другие отцы Древней Церкви, свидетельствует об освятитель-ной роли Святого Духа как в Таинствах в целом, так и в Евхаристии в частности. Святитель считал, что освятительными молитвами в анафоре являются и Устано-вительные слова, и Эпиклезис. Об Установительных словах имеется одно явное упоминание в трудах Константинопольского архиепископа. В Первой беседе о предательстве Иуды он пишет: «Не человек претворяет предложенное в тело и кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова; а действует сила и благодать Божия. «Сие есть тело Мое», сказал Он. Эти слова претворяют предложенное, и как то изречение: «раститеся и множитеся и наполняйте землю» (Быт 1:28), хотя произнесено однажды, но в действительности во все время дает нашей природе силу к деторождению; так и это изречение, произнесенное однажды, с того времени доныне и до Его пришествия делает жертву совершенною на каждой трапезе в церквах»2. В семи других проповедях святитель говорит о том, что освящение даров и претворение их в Тело и Кровь Христовы происходит в результате освятительного действия Святого Духа. Наиболее очевидно об Эпиклезисе святой пишет в Беседе о кладбище и о Кресте, восклицая: «Что делаешь, о человек?! Когда священник стоит перед трапезой, простирая руки к небу, призывая Святого Духа сойти и коснуться Даров, тогда стоит великое безмолвие, великое молчание. Когда же Дух дает благодать, когда Он сходит и прикасается Даров, когда видишь Агнца закланного и уготованного, тогда ли ты начинаешь производить шум, беспорядок, спор и брань?»3. В словах автора Литургии о снисхождении и прикосновении Святого Духа к Дарам с целью их освящения присутствует явная параллель со
1 Basilius Magnus, Caesareae Cappadociae Archiepiscopus. Liber de Spiritu Sancto II Patrologiae Graecae. T. XXXII. Paris, 1857. Col. 188; Василий Великий, свт. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 3. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Лавра, 1900. С. 281.
2 Joannes Chrysostomus. De proditione Judae homil. I. || Patrologiae Graecae. T. XLIX. Paris, 18б2. Col. 380; Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. II. СПб.: Изд-ие С.-Петербургской духовной академии, 189б. С. 417.
3 Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. II. СПб.: Изд-ие С.-Петербургской духовной академии, 189б. С. 43б; Joannes Damascenus. Expositio Fidei orthodoxae || Patrologiae Graecae. T. XCIV. Paris, 18б4. Col. 397-398.
словами святителя Кирилла Иерусалимского, говорящего о том, что «все то, чего касается Святой Дух, преображается и очищается»1.
Святитель Григорий Нисский (сконч. в 394 г.) говорит об Эпиклезисе в виду вопроса об освятительном действии Святого Духа. В слове на Богоявление христианский автор отмечает благодатное действие Святого Духа не только в Таинстве Крещения и Миропомазания, но также и в Евхаристии: «Хлеб опять, — пока есть обыкновенный хлеб; но когда над ним будет священнодействовано таинство, называется и бывает телом Христовым. То же бывает и с таинственным елеем; тоже с вином; сии предметы малоценны до благословения, после же освящения Духом, каждый из них действует отличным образом»2.
Свидетельства преподобного Иоанна Дамаскина (2-я пол. VII в. — до 754 г.) являют в рассматриваемом вопросе особую важность. Преподобный в трактате «О православной вере» изложил то учение Церкви, на которое ориентировались все почитаемые отцы Востока и Запада, так как он объединил и уточнил все то, о чем говорили и учили святые Церкви от начала христианства до его современности. Итак, в главе «О святых и пречистых таинствах Господних» святой проводит параллель между действием Святого Духа при Боговоплощении и в Таинстве Евхаристии, что придает его словам догматически обоснованный характер: «Бог сказал: "сие есть тело Мое" и "сия есть кровь Моя", и "сие творите в Мое воспоминание"; и, вследствие всесильного Его повеления, это происходит, пока Он не придет; ибо так [Писание] сказало: дондеже приидет; и через призывание является дождь для этого нового земледелия: осеняющая сила Святого Духа. Ибо, подобно тому как все, что Бог сотворил, Он сотворил действием Святого Духа, так и теперь действие Духа совершает то, что превышает естество, чего [ничто], кроме одной только веры, не может вместить. "Како будет Мне сие, — говорит Святая Дева, — идеже мужа не знаю?" (Лк. 1:34). Архангел Гавриил отвечает: "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя" (Лк. 1:35). И теперь ты спрашиваешь, каким образом хлеб делается Телом Христовым и вино и вода — Кровью Христовою! И я говорю тебе: Дух Святой нисходит и совершает то, что превосходит всякое слово и знание»3. В ином месте святой отец в очередной раз акцентирует внимание на том, как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя: «сверхъестественным образом через призывание и сошествие Святого Духа предложеннные хлеб и вино с водой претворяются в Тело и Кровь Христовы»4. Относительно слов преподобного можно заключить, что его богословские мысли уясняют тайносовершительные и освятительные действия Святого Духа: один и тот же Святой Дух действует и в Богоповлощении и в пресуществлении Даров.
1 Cyrillus Herosolymitanus. Catecheses mystagogicae quinqué // Patrologiae Graecae. T. XXXIII. Paris, 1857. Col. 1089, 1092.
2 Gregorius, Nyssenus episcopus. In Baptismum Christi // Patrologiae Graecae. T. XLVI. Paris, 1863. Col. 581; Григорий Нисский, свт. Творения святых отцев в русском переводе. Т. 45. М.: Тип. В. Готье, 1872. С. 6.
3 Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. С. 221; Joannes Damascenus. Expositio Fidei orthodoxae // Patrologiae Graecae. T. XCIV. Paris, 1864. Col. 1140—1141.
4 Ibid. Col. 1145.
После преподобного Иоанна о призывании и снисхождении Святого Духа в Евхаристии говорили еще несколько богословов: его ученик епископ Феодор Карский (Абу Курра; 750-820 гг.)1 и святитель Никифор, патриарх Константинопольский (ок. 758-828 гг.)2. Они в том же духе, что и преподобный из Дамаска, свидетельствуют об освятительном действии Третьего Лица Пресвятой Троицы в Евхаристии, а последний и вовсе использует аналогичный образ с Боговоплощением, заимствованный, вероятно, у самого сирийского святого мужа.
Рассмотрев мнения святых отцов неразделенной Церкви об Эпиклезисе, можно сделать несколько выводов.
1. Свидетельства о молитве призывания Святого Духа в Евхаристической молитве относятся к самым ранним христианским письменным источникам, то есть ко II веку (Святой Иустин Философ; свщмч. Ириней Лионский).
2. С возникновением и ростом ересей и лжеучений в христианской Церкви богословская мысль все больше развивалась. Такая прогрессия хорошо отражена в богословских мнениях о действии Святого Духа в церковных Таинствах.
3. Более подробно об Эпиклезисе писали отцы IV столетия: свт. Афанасий Александрийский, свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Василий Великий и свт. Григорий Нисский. Отдельно следует выделить учение о Святом Духе в трудах святителя Иоанна Златоуста, который больше остальных уделил внимание рассматриваемому вопросу.
4. Преподобный Иоанн Дамаскин объединяет все мнения святых отцов от начала развития богословской христианской мысли и до VIII века. Он становится практически последним отцом Церкви, который обращался к вопросу о действиях Святого Духа в Евхаристии, до разделения Церкви на Восточную и Западную.
5. Все отцы согласно указывают прямо или косвенно на то, что Святой Дух непосредственно участвует в освящении приносимых даров и в претворении их в Тело и Кровь Христовы.
Таким образом, с начала христианства Эпиклезис является важной и существенной частью Литургии. Через него было отражено и выражено учение Церкви об ос-вятительном Действии Святого Духа.
Литература
1. Василий Великий, свт. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 3. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Лавра, 1900. 418 с.
2. Григорий Нисский, свт. Творения святых отцев в русском переводе. Т 45. М.: Тип. В. Готье, 1872.
3. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. 272 с.
1 Theodorus, Abucara Carum Episcopus. Opuscula ascetica, ex edition Jacobi Gretseri // Patrologiae Graecae. T. XCVII. Paris, 1865. Col. 1533.
2 Nicephorus, CP. Patriarcha. Antirrhetici tres adverus Constantinum Copronymym, ex editione card. Ang. Mai. // Patrologiae Graecae. T. C. Paris, 1863. Col. 336.
4. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. II. СПб.: Изд-ие С.-Петербургской духовной академии, 1896. 979 с.
5. Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. 671 с.
6. Иустин Философ, мч. Сочинения святаго Иустина Философа и Мученика. М.: Университетская типография, 1892. 121 с.
7. Константин (Котляров), архиеп. Таинство Евхаристии: богословские аспекты // Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах», Москва, 13-16 ноября 2007. М., 2009. С. 11-27.
8. Мейендорф И., протопр. Пасхальная тайна. М.: Эксмо, 2013. 797 с.
9. Тафт Р. Литургический лексикон. Омск: Амфора, 2013. 192 с.
10. Athanasius, Alexandrinus Archiepiscopus. Fragmenta et sermones // Patrologiae Graecae. T XXVI. Paris, 1857. Col. 1293-1326.
11. Basilius Magnus, Caesareae Cappadociae Archiepiscopus. Liber de Spiritu Sancto // Patrologiae Graecae. T. XXXII. Paris, 1857. Col. 67-218.
12. Cyrillus Herosolymitanus. Catecheses mystagogicae quinque // Patrologiae Graecae. T. XXXIII. Paris, 1857. Col. 1059-1131.
13. Gregorius, Nyssenus episcopus. In Baptismum Christi // Patrologiae Graecae. T XLVI. Paris, 1863. Col. 577-598.
14. Irenaeus, Lugdunensis episcopus. Adversus baereses libri quinque // Patrologiae Graecae. T VII. Paris, 1857. Col. 433-1224.
15. Joannes Chrysostomus. De proditione Judae homil. I. // Patrologiae Graecae. T. XLIX. Paris, 1862. Col. 373-382.
16. Joannes Damascenus. Expositio Fidei orthodoxae // Patrologiae Graecae. T. XCIV. Paris, 1864. Col. 790-1226.
17. Nicephorus, CP. Patriarcha. Antirrhetici tres adverus Constantinum Copronymym, ex editione card. Ang. Mai. // Patrologiae Graecae. T. C. Paris, 1863. Col. 206-534.
18. Theodorus, Abucara Carum Episcopus. Opuscula ascetica, ex edition Jacobi Gretseri // Patrologiae Graecae. T. XCVII. Paris, 1865. Col. 1445-1610.
Remizov AS., St. Petersburg Theological Academy
The views of the Holy fathers of the undivided Church
on Epiclesis
Abstract: This article examines the views on the Epiclesis of those Holy fathers of the Church who lived and developed theological thought in the period before the conventionally adopted date of the division of the Church into Eastern and Western (1054): Martyr Justin the Philosopher, Hieromartyr Irenaeus of Lyons, St. Athanasius of Alexandria, St. Cyril of Jerusalem, St. Basil the Great, St. John Chrysostom, St. Gregory of Nyssa, St. John of
Damascus. The author notes that already early Christian authors testified that the participation of the Holy Spirit in the Eucharist is manifested in the sanctification and transubstantiation of the Gifts brought. The Monk John Damascene united opinions from the beginning of the development of theological Christian thought to the 8th century, which made it possible to assert the following: all the Fathers agree, directly or indirectly, that the Holy Spirit is directly involved in the sanctification of the gifts brought and in their transformation into the Body and Blood of Christ.
Keywords: Epiclesis; liturgics; liturgical theology; Martyr Justin the Philosopher; Hieromartyr Irenaeus of Lyons; St. Athanasius of Alexandria; St. Cyril of Jerusalem; St. Basil the Great; St. John Chrysostom; St. Gregory of Nyssa; St. John of Damascus.
References
Vasilii Velikii, svt. Tvoreniia izhe vo sviatykh ottsa nashego Vasiliia Velikogo, Arkhiepiskopa KesariiKappadokiiskiia [Creations of our holy father Basil the Great, Archbishop of Caesarea of Cappadocia]. Sergiev Posad, 1900.
Grigorii Nisskii, svt. Tvoreniia sviatykh ottsev v russkom perevode [Creations of the Holy Fathers in Russian translation]. Moscow, 1872.
Ioann Damaskin, prp. Tochnoe izlozheniepravoslavnoi very [An accurate statement of the Orthodox faith]. Saint-Petersburg, 1894.
Ioann Zlatoust, svt. Polnoe sobranie tvorenii sv. Ioanna Zlatousta [Complete collection of St. John Chrysostom]. Saint-Petersburg, 1896.
Irinei Lionskii, sshchmch. Protiv eresei [Against heresies]. Saint-Petersburg, 2008.
Iustin Filosof, mch. Sochineniia sviatago Iustina Filosofa i Muchenika [Compositions of St. Justin the Philosopher and Martyr]. Moscow, 1892.
Konstantin (Kotliarov), arkhiep. Tainstvo Evkharistii: bogoslovskie aspekty [The Sacrament of the Eucharist: Theological Aspects]. Materialy VMezhdunarodnoibogoslovskoi konferentsii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi «Pravoslavnoe uchenie o tserkovnykh tainstvakh» [Materials of the V International Theological Conference of the Russian Orthodox Church "Orthodox Teaching on Church Sacraments"]. Moscow, 2009, pp. 11—27.
Meiendorf I., protopr. Paskhal'naia taina [Easter mystery]. Moscow, 2013.
Taft R. Liturgicheskii leksikon [Liturgical Lexicon]. Omsk, 2013.
Athanasius, Alexandrinus Archiepiscopus. Fragmenta et sermons. Patrologiae Graecae, 1857, vol. XXVI, col. 1293-1326.
Basilius Magnus, Caesareae Cappadociae Archiepiscopus. Liber de Spiritu Sancto. Patrologiae Graecae, 1857, vol. XXXII, col. 67-218.
Cyrillus Herosolymitanus. Catecheses mystagogicae quinque. Patrologiae Graecae, 1857, vol. XXXIII, col. 1059-1131.
Gregorius, Nyssenus episcopus. In Baptismum Christi. Patrologiae Graecae, 1863, vol. XLVI, col. 577-598.
Irenaeus, Lugdunensis episcopus. Adversus baereses libri quinque. Patrologiae Graecae, 1857, vol. VII, col. 433-1224.
Joannes Chrysostomus. De proditione Judae homil. I. Patrologiae Graecae, 1862, vol. XLIX, col. 373-382.
Joannes Damascenus. Expositio Fidei orthodoxae. Patrologiae Graecae, 1864, vol. XCIV, col. 790-1226.
Nicephorus, CP. Patriarcha. Antirrhetici tres adverus Constantinum Copronymym, ex editione card. Ang. Mai. Patrologiae Graecae, 1863, vol. C, col. 206-534.
Theodorus, Abucara Carum Episcopus. Opuscula ascetica, ex edition Jacobi Gretseri. Patrologiae Graecae, 1865, vol. XCVII, col. 1445-1610.