Характерно, что песня представляет собой образный центон, составленный из аллюзий на ранние песни Леонидова и включена в «трибьютный» альбом, посвящённый группе «Секрет».
16 Песня «Агаты Кристи» «Последнее желание». См: Агата Кристи: официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.agata.ru/video/posl-jelanie-odessa.php (дата обращения: 05.02.2013).
17 Башлачев А. Стихи. - СПб., 1997. - С. 152.
18 Там же. С. 8, 171. «Рок-н-ролл» звучит на записях до августа-сентября 1986. Сделанная Башлачёвым замена создаёт в песне «Время колокольчиков» подобие исторической перспективы: «Биг-бит, блюз и рок-н-ролл // Околдовали нас первыми ударам» - говоря словами Василия, «сначала были песни чужестранцев»; потом же появился «свистопляс» как рок-н-ролл русских корней.
19 In the mood - не только английская идиома (а значит, готовая, шаблонная форма речи и мышления), но и название популярной танцевальной композиции Гленна Миллера.
20 Леонарду Коэну посвящено как минимум два широко известных трибьют-альбома (1991, 1995). В первый из них вошла песня «First We Take Manhattan» в исполнении коллектива «R.E.M», который Василий К. называет гениальным в своей песне «Dead».
21 Зонт тематически перекликается с знаковой деталью имиджа Леонарда Коэна - его неизменным плащом (который в свою очередь мотивирован, по-видимому, песней «Famous Blue Raincoat»). В видео Доменики Исерман на песню «First We Take Manhattan» все персонажи одеты в одинаковые длинные плащи.
22 Во многих случаях значение игры аллюзий сводится к функции «узнавания своих», закрепления аудитории текста. Например, рефрен песни «Я скажу О» (1994) взят из композиции Ника Кейва «Christina The Astonishing» (1992): «And I said, oh...» В повторяющейся формуле из песни «Одни меня звали Себастиан, // Другие - Аннебель Ли» угадывается рефрен другой песни Кейва «Where the Wild Roses Grow»: «They call me The Wild Rose // But my name was Alisa Dae».
23 В названии песни Коэна «# 2» указывает на обновление песни, её отличие от варианта, обнародованного в 1972, раньше официального издания в составе альбома «New Skin For The Old Ceremony» (1974).
© С.В. Свиридов
Д.Е. ГУСЕВА
Тверь
«СВЕТ» И «ТЬМА» В ПЕСНЯХ ГРУППЫ «СЛОТ»
Группа «Слот» на сегодняшний день одна из ведущих рок-команд на российской сцене. Музыкальная направленность группы варьируется от тяжёлого электронного рока до «ню-метала». Сами участники коллектива определяют свой стиль как «АЛЬТ-ЕР-НА-ТИ-ВА. Но со своим лицом. Мы скромно считаем, что у нас есть это своё лицо. И аналогов ему нет»1. В составе «Слота» пять участников: Дария «Nookie» Ставрович (вокал), Игорь «КЭШ» Лобанов (вокал), Кирилл «Mr. Dude» Качанов (ударные), Сергей «ID» Боголюбский (гитара), Никита «niXon» Симонов (бас-гитара)2.
В своём творчестве «Слот» обращается к вечным темам добра и зла, несправедливости, любви и предательства, а также к некоторым актуальным проблемам современности: «В нашем творчестве мы пытаемся пока-
зать окружающий мир таким, каким мы его воспринимаем. Показать зависимости и взаимосвязи». Одной из главных особенностей рок-поэзии «Слота» является отсутствие назидательного характера: «Мы говорим, что если ты делаешь так, то будет вот так, а там сам разберёшься»3.
Задача статьи заключается в выявлении и анализе значений мотивов света и тьмы песен «Слот» в период с 2002 по 2012 годы в соотнесении их с мифологической моделью мира. В основе данной модели лежат противопоставления пространственных, временных и иных элементов: света и тьмы, дня и ночи, верха и низа, левого и правого, мужского и женского. Всё это проецируется и на современную картину мира. Так, отделение света от тьмы (дня от ночи) равнозначно отделению космоса от хаоса и является одним из основных мотивов космогонических мифов4. И в песнях «Слота» находим реализацию этих мотивов: тут свет выступает как атрибут гармоничного Космоса: «Сотворил Бог небо и землю. / И сказал: "Да будет свет", / И отделил свет от тьмы, / И увидел, что это хорошо» («Конец света - нет интернета»); а тьма - всепоглощающего Хаоса и пути к преисподней: «Мы приближаем рассвет... / Вальс на осколках зеркал / Станцуем мы в темноте» («Тело»).
Борьба между добром и злом, днём и ночью происходит как в окружающем мире: «В город заползает бессонная тьма» («Ночной дозор»), так и во внутреннем пространстве лирического субъекта: «Погасить в себе свет или убить эту тьму» («Ночной дозор»). А результатом борьбы двух антонимичных субстанций становится становление Хаоса над светом:
Через тучи
Пробивается чёрный лучик
К небесам прибито
Солнце чёрной дырой.
«Чёрное на чёрном - пустота»
«Слот» как бы проецирует победу тьмы над светом на действительность, демонстрируя тем самым конечную точку развития человечества: «Короче полный мрак, короче беги» («Сумерки»), - и следствие воздействия тьмы на лирического субъекта.
С первым криком крылья-веки
Открыли для меня вечные сумерки.
Мне в этой тьме дышать одной.
«Сумерки»
В творчестве группы можно увидеть и идею борьбы тьмы со светом в человеке вообще: «От солнца слепнет, с сиянием борется» («Тринити»), -и господство тьмы, которая является причиной протеста против Зла. Вследствие чего лирический субъект переходит в замкнутый мир полный пустоты:
Тень сомнений на лицах людей, Я уйду в мир нулей.
«День открытых дверей»
Однако самое главное, что в творчестве «Слот» свет и тьма соединяются в своего рода единое целое. Опираясь на диссертационное исследование Т.В. Григорьевой «Семантическая интерпретация концептов "Свет" и "Тьма" в русском языке» представим в виде таблицы способность света и тьмы соотноситься с разными сферами жизни лирического субъекта песен группы «Слот»:
Контекст Свет - знак Тьма - знак Сфера жизни лирического субъекта
«И Новый год несёт надежды свет», «Я свет и надежду на мир проливаю», «Я призрак в ночи без права на свет», «Любовь проходит и уходит. / Сначала свет, потом темно» счастья, любви, надежды, ожидания несчастья, безнадёжности Эмоциональная
«Потоки мутного спама [опять] Реклама, / Барак Обама [Е5] / И ты туда тоже, мама Стоп мотор!!! / Я выключаю свет [в ответ] знания, известности незнания, неизвестности Гносеологическая
«Сотворил Бог небо и землю. / И сказал - да будет свет / И отделил свет от тьмы.», / «Находясь не здесь и не там, / Всплывать на свет к усталым богам», «В город заползает бессонная тьма, / Они мимо тенями незримо проходят» Бога, божественного, святого, веры тёмных, дьявольских сил, неверия Религиозная
«Я помню жизнь, я помню свет. / Но в прошлое возврата нет.», / «Я вырываюсь на свет из разорванных снов», «Чёрное на чёрном - пустота, / Одна пустота» рождения, жизни, возрождения, начала умирания, смерти, конца Онтологическая
«Бледно-лунный свет нам ответ на безликость Мы верили ему», «С краю чёрной улицы дом / Чёр- красоты, прекрасного некрасивого, безобразного Эстетическая
ной радостью в стене»
«Погасить в себе свет или убить эту тьму», «Еле-еле бьётся свет в конце туннеля», «С первым криком крылья-веки / Открыли для меня вечные сумерки / Мне в этой тьме дышать одной» добра зла Этическая
Подчеркнём, что Тьма изображена как живая движущая сила, способная сеять Хаос, а Свет - это стремление лирического субъекта к недосягаемому Космосу. В данных положениях актуализируется принцип детерминизма, определяющий взаимообусловленность между единым мотивом «свет/тьма»» и универсальными мифологемами Хаос/Космос: «вырываюсь на свет», «мы летим на свет», «всплыть на свет к усталым богам», «летит душа на чёрный свет», «свет поглотит воронка», «бьётся свет в конце туннеля», «станцуем мы в темноте», «мрак срезал крылом слона и ферзя», «через тучи пробивается чёрный лучик», «темнота такая выколет глаза».
В приведённом контексте тьма предполагает борьбу, а свет есть начало, которое требует от лирического субъекта акта совершения им духовного выбора. Важно отметить, что диада свет-тьма рассматривается не только как две борющиеся стихии, но и как крайности одного явления: «Погасить в себе свет или убить эту тьму» («Ночной дозор»).
В духовной картине мира лирического субъекта песен группы «Слот» «свет» становится воспоминанием, а «тьма» - синонимом одиночества: «Мне в этой тьме дышать одной» («Сумерки»), «Я помню жизнь, / Я помню свет, / Но в прошлое возврата нет» («Дивный новый мир»), «Наше время растворяется в глубоких ночах с тобой... / Я одна» («Одни вместе»).
Кроме того, свет и тьма способны номинировать психическое состояние лирического субъекта и тем самым реализовывать его мироощущение: «реальность персонально состоит из тёмных снов», «в пустой тёмной комнате», «за окном чёрная стена», «запомнит кто-то все эти чёрные ноты», «с краю чёрной улицы», «чёрный снег летит», «к небесам пробито солнце чёрной дырой», «чёрно-белой радуги дуга».
Мотив света обогащается разными значениями. «Лунный свет» наполняет печальным настроением, покоем, умиротворением, что позволяет говорить о пессимистическом мироощущении. «Свет» параллельно воплощает настроение и надежду на преображение внутреннего мира лирического субъекта:
Мне пропела река Песню слёз в тишине. Растворю в облаках Грусть твою обо мне.
Зачерпни рукавом Лунный свет на окне, Не буди никого. И иди ко мне.
«Иди за звёздами»
В песне «Предательская» оттенок света выступает как отрицательный результат на действия лирического субъекта: «бледно-лунный свет нам ответ на безликость». «Бледность» вербализирует переходное состояние между светом и тьмой. К тому же, весь спектр множества значений «свет» как пространство Добра значительно уменьшается. Так, в контексте «мы летим на ложный свет» («Над пропастью во лжи») появляется значение 'осознанного ошибочного положения'.
В контексте «Летит моя душа / На красный свет, на чёрный день, / Солнца белый шар - / Закрыл на мне от крыльев тень» («Мой Ангел'Ок») «свет» благодаря эпитету «красный» приобретает ярко выраженные негативные значения в сочетании со значением чего-то запретного. Это своего рода предупреждающий знак к остановке, но лирический субъект осознанно отвергает его. Антирелигиозное воплощение значения «красного света» становится знаковым проводником ко тьме, так как красный в сочетании с чёрным принято ассоциировать с сатанизмом5. «Чёрный день», освещаемый «красным светом», выступает в качестве воплощения дьявольских сил, к которым вопреки своим желаниям стремится душа лирического субъекта. Причём солнце теряет свою изначальную функцию освещения теплом и становится реализацией пустоты. Если христианское солнце является Богом-Отцом и опекуном Вселенной, излучающим свет и любовь6, то «солнце белый шар» это отсутствие света и проявление злых сил.
Таким образом, проведенный анализ значений показал, что «свет» и «тьма» - два взаимообусловленных антонимических мотива, составляющие смысловой центр текстов песен рок-группы «Слот». В песнях данной группы воплощение всякого рода Зла является синонимом Тьмы, а Света - Добра. Тьма может интерпретироваться не только как самостоятельная движущая сила, но и как отсутствие добра, уход от света и любви, потеря жизненной энергии. Кроме того, тьме свойственна стихия разрушения. Основной особенностью бинарной мифологемы, соединившей в себе тьму и свет, явился процесс борьбы между Добром и Злом и итоговая победа тьмы над светом: «Погасли все звёзды и солнце остыло» («Навсегда»).
Таким образом, анализ значений мотивов света и тьмы в художественных текстах помог выявить некоторые основные закономерности поэтического мира рок-группы «Слот».
1 Интервью с группой Слот [Электронная статья] // «Группа быстрого реагирования»: сайт -Режим доступа: http://genefis-gbr.ru.
2 Официальный сайт группы «Слот» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.slot.ru. Свой первый концерт группа играла в клубе «Точка» в сентябре 2002 года на мероприятии под названием «TWIST FEST - 2». После чего стала известна в широких музыкальных кругах. Данная группа была удостоена таких премий как Russian Alternative Music Prize 2005 года в номинации «Вокал года», Russian Alternative Music Prize 2006 года в номинации «Хит года», Rock Alternative Music Prize 2008 года в номинации «Хит года».
3 Интервью с группой Слот [Электронная статья] // «Группа быстрого реагирования»: сайт -Режим доступа: http://genefis-gbr.ru
4 Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. - М., 1991. - С. 669.
5 Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
6 Общий толковый словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tolkslovar.ru. - Дата обращения: 05.12.2012.
© Д.Е. Гусева
Н.С. РАЗНИЦЫНА
Тверь
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЙОВИН
Менестрели - не просто необычное название для музыкальных исполнителей. Оно имеет богатую историю: «Менестрель - профессиональный певец и музыкант в феодальной Франции и Англии, иногда рассказчик и декламатор, нередко сам - поэт и композитор <...>. В период наиболее широкого распространения придворно-феодального поэтического и музыкального искусства в конце 12-13 вв. менестрели находились главным образом на постоянной службе феодального сеньора (это встречалось и до конца 16 в.). К числу придворных менестрелей принадлежал и ряд труверов и трубадуров. Однако и на странствующих труверов и трубадуров часто распространялось название "Менестрель", поскольку они в замках были не только гостями, но и выполняли в то время вознаграждавшиеся функции куртуазного поэтического и музыкального служения тому или иному сеньору и его даме, хозяйке замка»1. В современной русской культуре менестрелями принято называть музыкантов и певцов, тематика творчества которых связана с фэнтези: «Песни, тексты которых включают фэнтезий-ные элементы, рассказывают, в общем-то, о том же, о чём и песни, в которых этих элементов нет - но на другом, сказочном языке, вызывая у подготовленного слушателя понятийные ассоциации с определёнными реалиями миров фэнтези»2. Это такие исполнители как Хелависа, Иллет, Канцлер Ги, Тэм, Йовин и др3.
Современные менестрели часто обращаются не только к сказочным, фэнтезийным мотивам, но и к литературе в целом, делая героями своих баллад известных нам персонажей художественных произведений.
Мы обратимся к творчеству Йовин, так как в её песнях мы как раз можем встретить много обращений к литературным персонажам4.