2011 История №3(15)
VI. ПРОБЛЕМЫ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ
УДК 392.48
В.О. Белевцова
СВАТОВСТВО У МАРИЙЦЕВ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ В.
Рассматривается сватовство как одно из кульминационных обрядовых действий всего предсвадебного цикла в традиционной марийской брачной обрядности. Во многом формирование различных обрядов при сватовстве обусловлено меж-культурными контактами.
Ключевые слова: марийцы, традиционная свадебная обрядность, сватовство.
В середине XIX в. у всех этнографических групп марийцев сформировался единый свадебный ритуал, который в настоящие время получил название традиционного. Он состоял из пяти этапов: 1) выбор невесты; 2) сватовство; 3) сговор; 4) свадьба; 5) послесвадебные обряды. В статье предпринята попытка рассмотреть сватовство как одно из кульминационных обрядовых действий в предсвадебном цикле традиционной брачной обрядности марийцев и выявить его основные структурные единицы, состав и функции главных действующих лиц, а также диалектные различия. Заключения брака посредствам сватовства в конце XIX - начале XX в. считалось наиболее правомерным актом оформления брака, при котором сохранялся весь цикл обрядов. Сватовство удыр йуктымашт (букв. пропой девушки) (луговые ма-рийцы)/сорасььшаш (восточные марийцы)/ыдыр йуаш (горные) было ключевым элементом в предсвадебном цикле.
В обряде сватовства у луговых марийцев большую роль играл тулар мари - сват; он был главным действующим лицом. Человека, по чьей рекомендации осуществлялось сватовство, называли ончыч коштшо, кокла коштшо, путлышо, тулар мари, куда мари (сватун), тамлуше, темче (сват), у горных марийцев - туклар мара (сват). С течением времени, видимо, под влиянием русского населения в марийской свадьбе определенную роль начинают играть женщины-свахи, хотя в традиционной марийской свадьбе этот персонаж отсутствовал. У восточных марийцев сватовство проходило при помощи супружеской пары - тулар тыши. У горных марийцев эту роль в основном выполняла женщина. Появляются специальные термины, обозначающие конкретных действующих лиц: ончыч коштшо вате (жена сватуна из деревни невесты), тулар вате (жена свата), сваха - вате, темлыше вате (сваха, сватунья).
Прямым результатом русского влияния на свадебный ритуал горных и луговых марийцев, соседствующих с русским населением, явилась смена в начале XX в. марийских терминов, обозначающих сватов и сватовство, русскими заимствованиями -сватояшъ, сват, сватун вате и сыватайаш, сваха — вате. Специальный костюм свахи марий ту-выр - марийское национальное платье, головной убор - остроконечный шымакш, каркасный сорока или мягкий полотенчатый шарпан-нашмак - указывал на цель визита гостей. Отличия в одежде сватов - характерная деталь не только для марийской свадьбы, но и других народов Поволжья, в частности чувашей [1], русских [2]. Обязательным участником являлся также отец жениха/крестный отец жениха. У марийцев Ернурской волости Яранского уезда Вятской губернии, помимо жениха, на сватовстве традиционно присутствовали сваты из деревни невесты - ончыч коштшо/кокла коштшо, крестный и родной отец [3].
При исполнении обряда значительную роль играло совместное пиршество, которое устраивалось в основном из принесенных со стороны жениха гостинцев. Обязательным было вареное мясо (гуся или утки), эгерче (пресные овсяные лепешки), каравай хлеба (тичмаш сукыр) [4. С. 158]. Горные марийцы брали в основном селмагинды (овсяные лепешки) [5. С. 231]. У моркинских марийцев девушка на обряде не присутствовала; если она была согласна на брак, то пряталась в таком месте, чтобы её могли найти, и это расценивалось как согласие; в противном случае сватовство считалось не состоявшимся [6. С. 56]. У марийцев Царевококшайского уезда в случае несогласия отца невеста сама выходила к сватуну и выпивала вино [7. С. 136]. При сватовстве обговаривался вопрос приданого и брачного выкупа, локальные различия которых проявлялись как в денежном размере, так и в названиях. В Козьмодемьянско-
Ветлужском районе калым получил название ално, а приданое - кузук; в Уржумско-Вятском и Кок-шайско-Приволжском районах - олно и кузык; ал-не и кузэк в Санчурско-Яранском районе [8].
Одаривание как характерная черта марийской свадебной обрядности было свойственно уже в предсвадебный период. В некоторых районах подарок невесты являлся символическим согласием на брак. Кроме того, вышитое полотенце, подаренное невестой жениху, служило неким знаком получения ею нового социального статуса. Одариваться также могли сваха, родственники жениха, в частности отец. У горных марийцев подарки - ми-неръ - подвязывали через плечо [9. С. 134]. Сам процесс одаривания сватов марийцы называли кнымыланн солыкым пуымаш (букв. дарение платков за согласие). У марийцев Моркинской волости Царевококшайского уезда этот обряд получил название удыр солык йумо (букв. дарение невестой платков) [10. С. 138].
В конце ХІХ - начале ХХ в. во время сватовства проводился обряд закрепления брачного договора молодых. Он получил название - шергаш вашталыш (букв. обмен кольцами). К примеру, А.А. Фукс описывала это следующим образом. Отец невесты, ожидая жениха, кладет на стол каравай хлеба и ставит блюдо коровьего топленого масла. Невеста дожидается в избе, стоя у печки. Встретив жениха, тотчас нарезают ломтиками хлеб и намазывают маслом. Жених первым берет ломтик и подает невесте, которая, откусив, передает его отцу. От него ломтик таким же порядком переходит к невесте и, наконец, возвращается к жениху, который должен съесть оставшийся кусочек [11. С. 225]. В некоторых местах Козьмодемьянского уезда при завершении этого обряда в качестве жертвы по маленькому кусочку хлеба бросали в огонь [9. С. 134]. Аналогичным образом поступали марийцы Уржумского и Яранского уездов, которые в огонь бросали хлеб, оставшийся после молитв [12. С. 59]. В Ветлужском уезде этот обряд проходил с поочередным распитием водки женихом и невестой и последующим троекратным обменом кольцами [7. С. 136]. Подобный обряд, но без свечи и молитв, исполняли восточные марийцы. Частично у горных марийцев в указанный хронологический период обряд освящения брачного договора видоизменился и проходил согласно христианской традиции [5. С. 231]. Моление проходило перед образами, после чего следовал троекратный обмен кольцами. Один из заимствованных элементов, прочно вошедший в свадебный комплекс горных марийцев на правах традицион-
ного, - это обычай благословения родителей [9. С. 133].
После получения согласия на брак и домашнего обручения следовал обряд удыр арака йуаш (букв. пропивать девичье вино), соответствующий по своей функциональной значимости русскому «запою» и означающий совместное пиршество вступающих в родство семей. Аналогичный обряд ыдыр йуаш во время сватовства проводился и у горных марийцев Козьмодемьянского уезда Казанской губернии [5. С. 231]. Мать невесты обходила соседей и приглашала принять участие в пиршестве. Во время сватовства у луговых и восточных мари девушка в знак согласия выйти замуж дарила жениху поясное полотенце, у горных - полотенце [4. С. 75]. У уржумских марийцев жениху и сватам подносили стакан с вином, покрытый полотенцем. После сватовства семьи активно готовились к предстоящей свадьбе, и в этот период могло проходить еще несколько ритуальных посещений дома невесты.
Таким образом, рассматривая сватовство в традиционной брачной обрядности марийцев, можно говорить как об общих элементах, так и о серьезных диалектных различиях. Во многом формирование различий при проведении сватовства обусловлено межкультурными контактами. Там, где культурные контакты марийцев с русскими были минимальными, например у восточных марийцев, свадебная обрядность сохранила много архаических черт. Напротив, у части луговых (Царевококшайский уезд) и горных мари прослеживаются заимствования в сфере семейнобрачной обрядности.
У русского населения марийцы частично заимствовали свадебную терминологию, изменения коснулись традиционного состава выборных чинов с частичной трансформацией их функций. Под влиянием христианизации изменяются и традиционные языческие верования марийцев, в большинстве случаев представляя синкретизм язычества и православия. Так, в контактной зоне отмечается ослабление язычества и, как следствие, упрощение языческого обряда освящения брачного договора, а в некоторых районах его полная замена, упрощение или переосмысление некоторых магических обрядов согласно христианской традиции. Заимствованные обряды, проводимые при сватовстве, переплетались с исконно марийской традицией и приобретали национальный колорит. Интересен тот факт, что зачастую они воспринимались представителями этноса как национальные.
Сватовство у марийцев середины XIX - начала XX в.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ягафова Е.А. Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура экстерриториальных групп (XVII - начала XX вв.). Чебоксары, 2007.
2. ЗоринН.В. Русский свадебный ритуал. М.: Наука 2001.
3. Полевые материалы автора - 2008 г. Республика Марий Эл, Кировская область.
4. Молотова Т.Л., Токсубаева Л.С. Функциональные особенности свадебной одежды марийцев // Современная обрядность народов среднего Поволжья. Казань: Изд-во Казан. унта, 1990.
5. Кушелев П.С. Черемисская свадьба (Из быта черемис
Козьмодемьянского уезда Казанской губернии) // Марийский археологический вестник. Йошкар-Ола, 1998. № 8.
6. Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887.
7. СмирновН.Н. Черемисы. Казань,1889.
8. Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978.
9. Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972.
10. Евсеев Т.Е. Обычаи, верования и суеверия марийцев // Марий Эл, 1927. № 10.
11. Фукс А. Записи о чувашах и черемисах. Казань, 1840.
12. Смирнов И.Н. Свадебный обряд марийцев // История и культура марийского народа. Йошкар-Ола, 1994.